Дрейфующая станция «северный полюс-5» (1955—1956) (продолжение)

Дрейфующая станция «северный полюс-5» (1955—1956) (продолжение)

Приближалась весна 1956 года. Станции «Северный и-4» Северный «полюс -5» заканчивали очередной годовой дрейф. Необходимо было, как и в прошлые годы, с наступлением, благоприятного для полетов времени произвести смену состава и завезти все нужное для предстоящего дрейфа и научных, изучений. К этому времени стало уже достаточно ясно, что станция «Северный полюс-5» через пара месяцев приблизится к выходу в Гренландское море и ее нужно будет снимать.

Так как в осеннюю пору эта станция должна была быть закрыта», решили организовать новую, дабы в Центральной Арктике, как и в прошлые годы, проводились постоянные научные изучения в двух удаленных друг от друга пунктах.

Вся эта работа была возложена на очередную воздушную высокоширотную экспедицию.

К подготовке экспедиции приступили весьма рано и уже в последних числах Января начали доставлять из Москвы, Ленинграда и других городов в Арктику все нужное для обеспечения дрейфующих станций.

В экспедиции, как и в прошедшем сезоне, приняло участие довольно много самолётов. Они были поделены на пара отрядов. Управление всеми операциями возлагалось на бывшего главу дрейфующей станции «Северный полюс-4» Е. И. Толстикова; начальником научных работ экспедиции был назначен М. Е. Острекин.

Первые самолеты прибыли на станцию «Северный полюс-4» -3 апреля, и через 15 дней вся работа по смене личного состава и доставка всего нужного для продолжения дрейфа была закончена.

13 апреля начались полеты на станцию «Северный полюс-5» для смены состава. За семь дней первый отряд экспедиции сделал 26 рейсов и удачно закончил эту операцию.

Намного больше времени заняла организация новой дрейфующей станции «Северный полюс-6», так как по масштабам строительства и по количеству научных работ она превосходила другие станции. 19 апреля ко мне прибыли первые самолеты, а после этого начало поступать разное оборудование. Месяц, длилась работа по организации новой дрейфующей станции; 94 рейса сделали летчики за это время и доставили более 220 тысячь киллограм разного груза…

Океанографические работы экспедиции выполнялись четырьмя группами в составе 14 океанографов. В их задачу входило изучение гидрологического и ледового режима, грунтов и рельефа дна в малоизученных районах Арктики. Попутно проводились кроме этого гидробиологические и микробиологические изучения.

За период с 4 апреля по 18 мая экспедиция посетила намеченные замыслом районы и выполнила 48 глубоководных гидрологических другие работы и станций, каковые разрешили проследить распространение теплых атлантических вод практически по всей площади Центральной Арктики, выяснить пределы распространения тихоокеанских вод, собрать материалы о трансформации и динамике водных весов недалеко от подводного хребта Ломоносова и о влиянии рельефа в этом районе на состояние льдов. Помимо этого, экспедиция внесла значительные дополнения в отечественные представления о рельефе дна притихоокеанской части Арктического бассейна и выяснила биологическую продуктивность вод еще не изученных в этом отношении районов.

Ледоисследовательские работы экспедиции производились по большей части на дрейфующей станции «Северный полюс-4». Их делал отряд из трех экспертов под управлением Г. Н. Яковлева, что уже много раз трудился на дрейфующих льдах. Задачей этих изучений являлось детальное изучение процесса таяния льда и его физических особенностей.

Лишь 12 сентября ледоисследователи закончили работу и возвратились на материк. За время нахождения на дрейфующих льдах они выполнили более чем 2000 снега температуры и измерений льда, нашли способ определения возраста долгих и однолетних льдов на базе информации об их структуре, изучили сезонные трансформации механических особенностей льда (временное сопротивление на сжатие и изгиб) в зависимости от метеорологический условий.

Аэроразведка льдов экспедицией была осуществлена на самолете в один момент с разведкой погоды с 12 апреля по 6 мая. Для этого самолет был оборудован как «летающая обсерватория».

Самолет провел в воздухе около 100 часов. В полетах, наровне с визуальными наблюдениями, активно использовалась аэрофотосъемка льдов.

Громадные наблюдения над состоянием льдов кроме этого были совершены экспедицией на бессчётных маршрутах при исполнении океанографических работ.

Было обнаружено, что на большой части Центральной Арктики сплоченные льды размешались отдельными территориями и ледяных полей было мало.

«Летающие обсерватории» начали собственную деятельность еще во второй половине 40-ых годов XX века. Для этого была создана особая аппаратура, при помощи которой возможно было замечать на протяжении полета температуру воздуха, давление, другие элементы и влажность. Непрерывно совершенствовалась аппаратура, при помощи которой изучались высокие слои атмосферы с самолета. Но не все еще было сделано чтобы результаты наблюдений были большого качества. Вот по какой причине и В этом случае предстояло опробование новой самолетной аппаратуры.

На борту самолета, предназначенного для этих целей, были размещены две термометрические установки, набор оборудования для водности облаков и изучения микроструктуры, самолетный экранированный термометр для определения температуры воздуха в туч и аксельрометр для определения турбулентности воздуха.

В течение экспедиционного периода «летающей обсерваторией» было совершено семь полетов с промежутками в 2-3 дня. Практически все они проходили через Северный полюс. Результаты наблюдений тут же передавались на материк для применения при полетах в Арктику, которые связаны с работами экспедиции.

К концу первого года дрейфа станция «Северный полюс-5» вышла в приатлантическую часть Арктического бассейна. По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем, о дрейфе льдов в этом районе возможно было высказать предположение, что станция окажется на выходе в Гренландское море в полярную ночь, в то время, когда эвакуация представит громадные трудности. Но продолжать начатые работы и довести дрейф до надёжных районов воображало определённый научный интерес. Решено было станцию сохранить, предприняв меры чтобы возможно было ее скоро снять при выходе из Центральной Арктики. Для этого на протяжении смены научного состава станции, которую создавала воздушная высокоширотная экспедиция, весной 1956 года вывезли часть оборудования. Персональный состав был уменьшен до 10 человек, среди которых были глава станции А. Л. Соколов, один астролог-геофизик, два метеоролога, врач и радиотехник. На случай эвакуации, если бы ледяное поле выяснилось уничтоженным, на станции был покинут вертолет с экипажем.

Программа работ была существенно сокращена. Предусматривалось, что станция в последующие шесть месяцев дрейфа будет делать астрономические определения, метеорологические, океанографические и магнитные наблюдения.

В первых числах Апреля 1956 года на станцию прибыл новый ее состав. Детальное обследование ледяного поля продемонстрировало, что оставлять станцию в том месте, где она пребывала в течение года, запрещено; по трещинам, каковые появились на льдине в прошедшую зиму, она могла быть поделена на части. С большими трудностями станцию перебазировали на другую, отлично сохранившуюся часть ледяного поля.

Битва за Север. Фильм 6. \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: