Борьба с духом блуда (кн. 6)

46. По преданию отцов борьба с духом блуда имеется борьба паче вторых продолжительная, всегдашняя, и очень немногими начисто препобежденная, брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости и не перестает прежде препобеждения других страстей. Поелику восстание тут не редкость неоднозначное, неоднозначным вооруженное оружием к борьбе, то и противостоять ему надобно также с неоднозначным оружием в руках. Слишком мало одного телесного поста к стяжанию идеальной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное неотступная молитва и сокрушение духа против этого нечистейшего духа; позже постоянное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, кроме этого труд телесный и рукоделие, удерживающее сердце от блуждения и возвращающее его в себя, паче же всего глубокое подлинное смирение, без которого ни над какою страстию ни при каких обстоятельствах не может быть куплена победа ( — 1). [*]

47. Препобеждение данной страсти условливается идеальным очищением сердца, из которого, по слову Господа, источается этой болезни и яд. От сердца бо, — говорит Он, — исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и проч. (Мф. 15,19). Итак, прежде нужно очистить то, откуда исходит смерти и источник жизни, как говорит Соломон: Всяцем хранением береги собственный сердце: от сих бо исходяще живота (Притч. 4,23), потому что плоть покорствует его власти и произволению. Закону постнического скуднопитания всеконечно должно направляться со всем усердием, чтобы обилием яств насыщенная плоть, воспротивясь велениям души, в буйстве не низвергла долу правителя собственного, духа. Но, в случае, если мы всю сущность этого дела совместим в одном измождении тела, не постничествуя одновременно с этим душою от других страстей и не занимая ея ни поучением в божественном, ни вторыми духовными деланиями, никак не возможем востечь на самый верх подлинной чистоты, в силу того, что при таких условиях то, что в нас имеется господственное, будет осквернять отечественное тело, хотя бы оно было чисто. Итак, нам должно по указанию Господа, прежде очистить внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто (Мф. 23,26) ( — 2 ).

48. Другие страсти обыкновенно очищаются, не считая другого, и обращением с людьми и ежедневными с ними делами и занятиями и некако врачуются самою неприятностию и досадою по обстоятельству падения в них. Так, к примеру, порывы бешенства, оскорбления, нетерпеливости, не считая сердечного поучения и бодренного внимания, врачуются и частым вызыванием и посещением братии сих страстей. Так как они, будучи при сем злимы, чаще обнаруживаются, то чаще и обличаются и скорее потому уврачеваются. Но эта заболевание при сокрушении сердца и измождении тела имеет потребность кроме этого в удалении и уединении от людей, чтобы, имея так отклоненными предлоги к пагубному лихорадочному разжению ея, прийти скорее в состояние совершенного оздравления. Как для больных какою-либо болезнию полезно не редкость, чтобы вредные для них яства и на глаза им не были приносимы, чтобы при взоре на них не появилось у них смертоносное желание, так и к прогнанию данной особенно болезни (похотливости) довольно много весьма содействует уединение и безмолвие, дабы больная душа, не будучи вызываема вне вещами и разными лицами, свободнее восходила к чистейшему умному созерцанию и чрез то эргономичнее имела возможность с корнем исторгать заразительное возбуждение похотения ( — 3 ).

49. Иное дело быть воздержным другими словами ???????, и иное — чистым, ?????, пришедшим в невозмутимое состояние девственной невинности и целомудренной непорочности. Такая добродетель приписывается одним девственницам и девственникам телом и душою, какими будут считаться, к примеру, в Новом Завете оба Иоанна (Евангелист и Предтеча), а в Ветхом — Илия, Иеремия, Даниил. На их степени стоящими не несправедливо почесть и тех, кои по падении продолжительными ревностным взысканием и подвижническими трудами потерянного достигли аналогичного им непорочности и состояния чистоты душевной и телесной и жало плоти ощущают не столько по нападению срамной похотливости, сколько по перемещению только естества. И вот, такого-то состояния, говорим мы, очень тяжело достигнуть среди многолюдства,— кроме того и не нереально ли? Что, но, каждый пускай не чает определить из отечественного рассуждения, а сам пускай доищется до этого чрез опробование собственной совести. Мы не сомневаемся, что имеется довольно много воздержных, каковые наступление плоти, редко либо ежедневно ими испытываемое, прогоняют и подавляют то страхом геенны, то жаждой Царства Небесного. Довольно их старцы считают, что не смотря на то, что они смогут не быть совсем расстроены и побеждены страстными раздражениями, запрещено но ж им быть надёжными, потому что тому, кто находится в положении борющегося, не смотря на то, что он и довольно часто побеждает и одолевает соперника, неизбежно время от времени и самому испытывать уязвление и тревогу ( — 4).

50. В случае, если по сердцу нам с апостолом законно подвизаться подвигом духовным (2 Тим. 2,5), то, не на собственные силы (в силу того, что человеческие упрочнения не сильны это совершить), но на помощь Господа сохраняя надежду, положим со всем рвением побеждать этого нечистейшего духа, потому что до тех пор эта страсть не прекратит оспаривать у души победу, пока она (душа) не сознает, что удачно вести такую борьбу выше ея сил и что она своим усилием и своими трудами никак не имеет возможности одержать победу, если не будет подкреплена помощию и заступлением Господа ( — 5).

51. И вправду, в случае, если каждый успех в добродетели имеется дело благодати преодоление и Господа всякой страсти имеется Его победа, то в основном это дело (т. е. преодоление и стяжание чистоты похотной страсти) имеется дар и особенная благодать, как подтверждается мнениями св. отцов и опытами очищения от этот страсти по свидетельству тех, кои сподобились стяжать его, потому что не ощущать жала плоти имеется некоторым образом то же, что пребывая в теле, выйти из плоти и, облекаясь плотию, быть вне естества. И потому нереально человеку на собственных, так сообщу, крыльях возлететь на такую небесную высоту совершенства, в случае, если благодать Господня бесплатно чистоты не извлечет его из тины земной, потому что люди плотяные никакою добродетелию так близко не уподобляются небесным ангелам в подражании их жизни, как стяжанием благодати чистоты, чрез которую они, еще живя на земле, имеют, по апостолу, жительство на небесах (Фил. 3,20) и тут, в временной плоти, владеют уже тем, что обещается святым в будущей судьбе по отложении тленной плоти ( — 6 ).

52. Слушай, что говорит апостол: Всяк подвизаяйся от всех воздержится (Кор. 9,25). Он выставляет подвизающегося на ристалищах в пример нам в духовном отечественном подвижничестве. Тот для успеха в состязаниях не только от всякой запрещенной пищи, нетрезвости и пьянства воздерживается, но и от бездействия, лености и праздности, стараясь постоянным упражнением и вниканием в дело и силы собственные развить, и уменье приобресть; он оставляет печаль и всякую заботу о делах житейских и супружеских, одною томя себя заботою, как бы возыметь успех и взять победный венец; особенно же он заботится хранить себя чистым от осквернения плотского, чтобы кроме того и во сне как-нибудь не обольститься срамными мечтами и чрез то не умалить силы, купленной немалою заботою и долгим временем. Тут видишь ты все, что надлежит делать духовному подвижнику; видишь да и то, что для успеха в духовном твоем делании и тебе предложит в основном хранить целомудрие и чистоту, потому что в случае, если в том месте, в мирских внешних состязаниях о венцах тленных, так нужна чистота, то сколь безмерно нужнее она в отечественном духовном внутреннем рвении к венцам небесным? У нас требуется не внешняя лишь чистота от плотского греха либо невольного осквернения, но наипаче и внутренняя чистота мысли и эмоции. Нам надлежит всяким хранением чистыми беречь самые сокровенности сердца. Что те (ристалищные состязатели) хотят иметь лишь телесно, тем мы должны владеть в глубинах совести, в коей Подвигоположник отечественный Господь зрит до мельчайших линия все перемещения отечественного произволения. Надлежит убо нам тамо, что опасаемся сделать открыто, не допускать появиться в неосторожным помышлением, и что стыдимся найти пред людьми, тем не оскверняться и тайным в сердце согласием, потому что не смотря на то, что это и может укрыться от людей, но не имеет возможности утаиться от ангелов и Самого всемогущего Всевышнего, от Которого не сокрыты никакие тайны (— 7, 8, 9 сокращ.).

53. мерою и Признаком совершенства стяжанной чистоты возможно поставить то, в случае, если у нас, в то время, когда отдыхаем либо разнеживаемся в глубоком сне, не появляется никакого обольстительного образа, либо в случае, если появляется какой, то не силен не редкость возбудить никаких перемещений похотных, потому что такое перемещение не смотря на то, что не вменяется в полную вину в грехе, но ж является верным показателем, что душа еще не достигла больших высот, и говорит о том, что страсть еще не дочиста исторгнута, в то время, когда мечтательные образы успевают создавать для того чтобы рода поругание (— 10).

54. Уровень качества помыслов, которое среди развлечений дня не совсем шепетильно охраняется, обнаруживается на протяжении ночного спокойствия, и потому, в то время, когда произошло сообщённое наругание, то в этом не сон должно почитать виновным, а нехранение внимания в предшествующее время и видеть в сем обнаружение прячущейся в болезни, которую ночной час не породил в первый раз как не бывшую прежде, а лишь скрытую во внутренних фибрах души вывел на поверхность кожи на протяжении подкрепления тела сном, обнаруживая внутренний лихорадочный жар страсти, что сами мы возжгли, питаясь в продолжение всего дня недобрыми помыслами. Так и телесные заболевания не в то время порождаются, в какое по всей видимости обнаруживаются, но наживаются в предшествующее тому время, в то время, когда кто, без осторожности питаясь всякою вредною для здоровья пищею, собирает в себя болезнеродные соки ( — 11).

55. Се и Сам Всевышний, Создатель и Творец всего рода человеческого, зная лучше всех природу творения Собственного, в том направлении направляет врачевание, откуда в большинстве случаев исходят обстоятельства страстной заболевании этот, в то время, когда говорит: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце собственном (Мф. 5, 28). Делая замечание о сладострастии глаз, Он не столько их обличает, сколько то внутреннее чувство, которое худо пользуется их услугой в смотрении. Это сердце, больное и уязвленное стрелою похотений, наблюдает с желанием, благодеяние зрения, дарованное Творцом на добро, обращая по собственной страстности на служение дистрофичным делам, и скрытую в нем самом заболевание сладострастия изводя в явь по поводу воззрения. По какой причине и спасительная заповедь предписывается тому, по чьей страстности происходит злое уязвление чрез зрение, потому что не говорится: всяким хранением береги очи твои, но: Всяким хранением береги собственный сердце (Притч. 4,23) ( — 12).

56. Первым и главным действием хранения чистоты сердца да будет у нас то, чтобы, в то время, когда по узкой подсаде диавольской злокозненности прокрадется в ум отечественный воспоминание о каком-либо лице женского пола, хотя бы то матери, сестер, родных а также святых жен, мы как возможно скорее торопились изгнать его из отечественных мыслей, чтобы, в случае, если продолжительно промедлим в таких помышлениях, неприятель, отечественный обольститель, от этих жен не перевел заметно ума отечественного и к таким, чрез которых имел возможность бы всеять душевредные мысли. По какой причине, стараясь выполнить заповедь: Всяким хранением береги собственный сердце, мы должны, по начальному Божию повелению, заботливо беречь ядоносную главу змия (Быт. 3), т. е., начатки злых помышлений, чрез каковые диавол покушается вползти в отечественную душу, чтобы, в случае, если глава его, по отечественному небрежению, проберётся в отечественное сердце, не вползло в том направлении и все тело его, т. е., не породилось из нечистых помышлений и согласие на безнравственное услаждение. В то время, когда же неприятель будет впущен вовнутрь, то, пленив душу, всеконечно убьет ее ядовитым угрызением своим. Появляющихся на земле отечественной грешников, другими словами, плотские эмоции, кроме этого должны мы избивать во утрия их рождения (Пс.100,8) и разбивать о камень сынов Вавилона, пока еще они младенцы (Пс.136,9), потому что если не будут они избиты, пока еще ласковы и не сильный, то выросши по отечественному потворству, они с большею силою восстанут на нас, и либо погубят нас, либо, в случае, если будут побеждены, то, само собой разумеется, не без трудов и больших воздыханий, потому что в то время, когда крепкий, другими словами дух отечественный, вооружився хранит дом собственный, другими словами защищает покои сердца отечественного страхом Божиим, тогда в мире сущность имения его (Лк. 11,21), другими словами, плоды трудов его и добродетели, продолжительным временем стяжанные. В то время, когда же креплъший его нашед победит его, т.е., диавол чрез согласие с внушенными от него помыслами, тогда все оружие его заберёт, на неже упова, другими словами памятование писаний, либо ужас Божий,и корысть его раздаст (Лк. 11,22), другими словами навыки в добродетелях развеет всякими противоположными им пороками ( — 13).

57. Сия имеется, — говорит св. Павел, — воля Божия святость ваша (1 Сол. 4,3). И чтобы не покинуть в нас сомнения либо чёрного непонимания, что именно именует он святостию,— правду ли, либо любовь, либо смирение, либо терпение,— потому что всеми сими добродетелями приобретается святость, он потом прямо обозначает, что фактически желал назвать святостию: Сия имеется воля Божия святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас собственный сосуд стяжевати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы, неведущие Всевышнего (1 Сол. 4,3-5). Наблюдай, какими похвалами превозносит он целомудрие, именуя его честию сосуда, другими словами, тела отечественного, и святынею. Следовательно, наоборот, кто пребывает в страсти похотной, тот будет в состоянии бесчестия и нечистоты и живет чуждо святости. Мало ниже св. Павел еще прибавляет, снова именуя целомудрие святостию: Не призва бо нас Всевышний на нечистоту, но во святость. Тем же убо отметали (ненавидели сие) не человека отметает, но Всевышнего, давшего Духа Собственного Святого в вас (1 Сол. 4,7—8). Ненарушимую силу и важность придал он заповеди собственной, в то время, когда заявил, что кто, отметает сие, другими словами, то, что я сообщил, тот не человека ненавидит, другими словами, меня, заповедающего сие, но Всевышнего, во мне говорящего, Что и Духу Собственному Святому назначил в обиталище сердце отечественное. Видишь ли, какими в несложных словах похвалами превознес он сию добродетель? Во-первых, ей фактически приписывает святость, во-вторых, говорит, что ею сосуд тела отечественного освобождается от всякой нечистоты; в-третьих, что, извергши срамную нечистоту, сосуд этот будет пребывать в чести, как святыня, наконец, что имеется самое высшее ея преимущество, чрез нея жителем сердца отечественного будет Дух Святой ( — 15).

58. Приведу и второе подобное сему свидетельство того же апостола. Обращаясь к иудеям, он говорит: Мир имейте со всеми и святыню, ея же не считая никтоже узрит Господа (Евр. 12,14). И тут кроме этого он говорит, что без святости, которую обыкновенно именует непорочностию и чистотою тела и души, совсем нереально видеть Всевышнего ( — 16).

59. Чем выше и небеснее имеется преимущество целомудрия, тем сильнейшие вызывает оно наветы вражеские. По какой причине тем усиленнее должны мы замечать не только воздержание тела, но и сокрушение сердца, с постоянными молитвенными воздыханиями, чтобы пещь плоти отечественной, которую царь вавилонский без конца покушается поджечь поджожками плотских подсад, без конца же угашать и охлаждать нисходящею в сердца отечественные росою Духа Святаго ( — 17).

60. Какое настроение возможно нам удерживать неизменно, в случае, если будем постоянно помнить, что Всевышний имеется нощной и дневной зритель и знатель не только тайных дел отечественных, но и всех помышлений; и верить, что мы имеем дать Ему ответ и за все, что вращается в сердце отечественном, как за все дела и поступки отечественные (— 21).

61. Чтобы кроме того на протяжении сна нечистые мечты не оскверняли нас, для этого в любой момент надобно держать равномерно умеренный пост, потому что кто нарушит разумную меру строгости в воздержании от пищи, тот позже обязательно зайдет и за должную меру послабления себя в сем. С трансформацией же меры подкрепления себя пищею, неизбежно должно изменяться и уровень качества отечественной чистоты. — Но при сем должно иметь терпение и постоянное смирение сердца равняется, как внимательное предохранение себя в течение дня от прочих страстей и гнева, потому что коль не так долго осталось ждать западет в нас огнь бешенства, то по окончании легко проберётся к нам и жар похоти. Паче же всего нужно бодренное блюдение себя ночью, потому что как охранение и чистота себя днем предуготовляют чистоту ночную, так и ночная бодренность предпосылает сердцу равняется, как и вниманию к себе, силу и крепость противостоять всему нечистому днем (— 23 ).

62. Возможно ли совсем погасить пламя похоти, коея жар как бы врожденным ощущает в себе плоть отечественная? — Найдем наперед, что думает о сем блаженный Павел. Умертвите,— говорит он,— уды ваша, яже на почвы (Кол. 3,5). Какие конкретно же это уды заповедует он умерщвлять? Само собой разумеется, не ноги и руки либо другие какие конкретно части отсекать, а истреблять тело безнравственное, о коем в другом месте говорит он: Да упразднится тело безнравственное плоти (Рим. 6,6), и которое, как всякое второе тело, имеет и собственные члены. Их-то и заповедует апостол умертвить. А какие конкретно это конкретно, он тут же и перечисляет, потому что, сообщив: Умертвите уды ваша, яже на почвы, продолжает: Блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже имеется идолослужение. Первый член — блуд: это грех плотского незаконного совокупления; второй член — нечистота, которая без всякого прикосновения к даме время от времени случается на протяжении сна либо на протяжении бодрствования; третий член — страсть, которая, пребывав в сокровенности души, может воспламеняться и не по действию похотения в теле; четвертый член — похоть злая, которая может относиться не только к сказанной выше страсти нечистой, но и по большому счету ко всем пагубным желаниям и которая имеется лишь заболевание развращенной воли; последним участником безнравственного тела ставит апостоллихоимание, внушая, что не только должно воздерживаться от чужих вещей, но и собственные необходимо великодушно ненавидеть, как вправду и поступало упоминаемое в книге Деяний первое общество верующих (Деян. 4, 32—35). Из всего сообщённого делаю такое заключение: в случае, если многие для Христа отвергли собственный имущество так, что не только обладание деньгами, но и желание их от сердец собственных отсекли, то направляться, что таким же образом возможно погасить и блудное разжение, потому что апостол не соединил бы неосуществимого дела с вероятным. Но, признавая то и второе вероятным, заповедал равняется то и второе умертвить. И такой блаженный Павел уверен был в возможности искоренить блудную страсть из участников отечественных, что не только заповедал умертвить ее, но повелел, чтобы кроме того и имя ее не было произносимо между нами, говоря: Блуд же и любая лихоимство и нечистота ниже да именуются в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие, либо кощуны, яже не подобная (Еф. 5,3—4). Потому не может быть сомнения, что страсть блуда возможно истреблена из участников отечественных, поскольку апостол повелел отсекать их равно как и любостяжание, суесловие, смехотворство, коих отсечение комфортно (Соб. 12, 1, 2, 3 сокращ.).

63. Но, мы должны знать, что хотя бы мы соблюли всю строгость воздержания и конкретно: голод, жажду, бдение, постоянный труд, и с неослабным усердием занимались чтением душеспасительных книг; не можем но ж сами, при помощи этих подвигов приобресть постоянную чистоту целомудрия, если не придет к нам на помощь особая благодать Божия. Да ведает всяк, что он обязан неутомимо упражняться в сообщённых подвигах лишь чтобы терпеливо переносимою прискорбностию от них приклонив к себе милосердие Божие, сподобиться Божественного дара освобождения от брани плоти и от господства преобладающих страстей, а не в той надежде, словно бы он сам собою при помощи их может достигнуть несокрушимой чистоты целомудрия телесного, которого так хочет и ищет (Соб. 12, 4).

64. Жажды настоящих вещей не смогут быть подавлены либо отвергнуты, в случае, если вместо них не будут восприняты другие, спасительные. Потому, в случае, если хотим истребить плотские желания из сердец отечественных, то на место их должны поскорее насадить жажды духовные, дабы дух отечественный, в любой момент стремясь к предметам их, не имел ни охоты, ни времени обращать внимание на прелести преходящих эйфорий земных. И в то время, когда дух отечественный ежедневными упражнениями в духовном делании установится в таком настроении отрешения от всего, тогда умело уразумеет и силу следующего стиха, что и все мы часто повторяем, но силу которого ведают только немногие умелые: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене имеется, да не подвижуся (Пс. 15,8). Лишь тот вправду постигает силу и суть этого стиха, кто, достигнув до духа и той чистоты тела, о коей говорим, сознает, что он в каждую 60 секунд охраняется Господом, дабы снова не уклонился на прошлое, и что десница его, другими словами святые действия, всегда ограждается Им, потому что Господь в любой момент свойствен святым Своим не по левую сторону, — в силу того, что святой супруг не имеет ничего левого, другими словами дистрофичного, — но по правую. А для грешников и нечистых Он не редкость невидимым, в силу того, что они не имеют правой стороны, на которой Он обыкновенно не редкость свойствен (Соб. 12, 5).

65. Довольно много степеней целомудрия, по которым восходят к непоколебимой чистоте. Лестницу для того чтобы усовершенствования целомудрия я разделяю на шесть степеней, каковые но ж в конечном итоге проходятся незаметно по подобию отечественных тел, каковые в ежедневно нечувствительно приобретают себе приращение и без отечественного ведома вырастают до совершенного собственного вида. Первая степень целомудрия имеется, в случае, если монах не подвергается возмущению плотской похоти в бодрственном состоянии; вторая — в случае, если ум не замедляет в сладострастных помыслах; третья — в случае, если при виде дамы нимало не тревожится желанием; четвертая — в случае, если в бодрственном состоянии не допускает и несложного перемещения плотского; пятая — в случае, если и самое узкое согласие на плотское воздействие не ранит ума, в то время, когда рассуждение либо чтение приведет на память человеческое рождение;шестая — в случае, если кроме того и во сне не бывает раздражаем соблазнительными мечтами о дамах (Соб. 12, 7).

66. Полная целомудренная чистота от начатков воздержания от похотных движений и мыслей отличается идеальным успокоением плотских возбуждений и покоем от них. Совсем созревшее целомудрие постоянно хранит невозмутимою и нужной и непоколебимою души и чистоту тела и имеется не что иное, как святость. Это не редкость, в то время, когда плоть, прекратив похотствоватъ на духа, начинает согласоваться с его жаждами и добродетелию и в то время, когда они оба соединятся между собою жёстким миром и, по изречению Псалмопевца, как братья, начнут жить вкупе (Пс. 132,1). Тогда и Всевышний с ними не редкость, потому что говорится, что в мире место Его (Пс. 75,3), другими словами, не в шуме брани и борьбы со страстьми, а в мире целомудрия и в постоянном покое сердца. По какой причине в то время, когда кто, чрез погашение плотских страстей сподобится стяжать это место мира, то одновременно с этим сделается и жилищем Божиим (Соб. 12, 11).

[*] Извлекаемые статьи заимствуются из книг распоряжений и из собеседований. В цитатах первые будут означаемы кн., а вторые — соб. Где все заимствование будет из одного места, в том месте при самом заглавии ставится кн. либо соб. с цифрою, означающею число книги либо собеседования, а в конце каждой заимствуемой статьи делается лишь цифра, показывающая главу книги либо собеседования. В то время, когда по окончании прибавляется новое заимствование из второй книги либо собеседования, тогда и кн. и соб. с своим числом ставятся в конце статьи и с цифрою главы.

Преподобный Нил Сорский

ПОМЫСЕЛ БЛУДА

Велик отечественный подвиг в борьбе с духом блудным и очень тяжёл лют зело; потому что борьба эта обнимает и тело и душу — все существо отечественное; исходя из этого необходимо нам прочно и без конца стараться о том, дабы бодренно и неусыпно выполнять сердце собственный от блудных мыслей, а наипаче — в святые праздничные дни, в то время, когда готовимся причаститься Св. Таин: в то время неприятель всячески силится осквернить отечественную совесть.

Но в то время, когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе ужас Божий, приводить себе на память то, что от Всевышнего ничто не может быть утаено, ни кроме того самое узкое перемещение сердца, и что Господь имеется Судия и Взыскатель за все — кроме того самое тайное и сокровенное. Должно тогда оживить в памяти собственной да и то обещание, которое изрекли мы пред человеками и Ангелами, обещание пребыть в чистоте и целомудрии.

чистота и Целомудрие не ко внешнему лишь житию относятся, но обителью целомудрия должен быть потаенный сердца человек, выполняющий себя от скверных помыслов: сие-то пред Всевышним многоценно и вселюбезно; а кто довольно часто предается блудным мыслям и сквернит себя ими, тот любодействует в сердце собственном, — сообщили отцы, — и если не выполняет себя, то от мыслей и к самому делу приходит.

А сколь громадно бедствие — это самое дело — видно из того, что ни один грех не именуется таким именем, каким этот грех именуется у Отцев: они именуют его падением; потому что впадши в него делается бездерзновенен и очень сильно влечется к отчаянию.

На протяжении брани против блуда, думаю, полезно думать о себе самом, о том звании и образе, в каком находимся, думать, что мы облечены в образ безобидный: как же дерзнем попрать совесть отечественную и стереть с лица земли носимый нами безобидный образ мерзостию блудною? Отыщем в памяти еще о сраме и стыде пред людьми; потому что и этим понятием срама и стыда можем отразить студное и гнусное намерение. В действительности, вообразим себе, что мы застигнуты кем-либо в сквернодействе: не захотели бы мы тогда лучше погибнуть, чем появляться в таком сраме? Так, и иными методами попытаемся отсекать нечистые помыслы.

Основное же и сильное и победоносное оружие против духа нечистоты пребывает в прилежной молитве ко Господу Всевышнему, как учат св. отцы. Св. Максим Исповедник наставляет вооружиться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова молитвы у Псалмопевца Давида: изгонящие мя сейчас обыдоша мя (Пс. 16,11); радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс. 31, 7). И св. Иоанн Лествичник, говоря об этом же предмете, воображает свидетеля, молившегося на помыслы блудные так: Боже в помощь мою вонми (Пс. 62,1), и т. п.

Необходимо наряду с этим призывать на помощь тех святых, каковые известны трудами и особенными подвигами в сохранении целомудрия и чистоты, как напр. Даниил Скитский одному брату, путаемому от блуда, приказал помолиться и призвать на помощь мученицу Фомаиду, убитую за целомудрие, и сообщить так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды, помози ми! И боримый брат, помолясь так у гроба мученицы, в тот же миг избавлен был от блудной страсти. Имея такие свидетельства, будем и мы молиться и призывать на помощь тех, о которых в Св. Писании говорится, что они подвизались о чистоте и целомудрии.

В случае, если же брань очень сильно належит, то, поднявшись и простирая руки и очи на небо, помолись, как повелел Григорий Синаит, и Всевышний отгонит помыслы. Молись же так, как говорит св. Исаак: Ты силен еси Господи и Твой имеется подвиг: Ты и ратуй и победи в том, Господи, за нас. И как Иоанн Лествичник научает: возопий к могущему спасти тебя, не хитро сложенными словами, но смиренным и несложным вещанием— помилуй мя Господи, яко немощен есмь!

И познаешь силу Вышнего и невидимых неприятелей невидимо отженишь. В любой момент бей ратников именем Иисусовым; потому что крепче этого оружия не отыщешь ни на небе, ни на земле.

По замечанию Иоанна Лествичника, бес назирает за нами, и в то время, в то время, когда увидит, что мы не можем вооружиться против него молитвою телесной, т.е. помолиться и снаружи и внутренне, тогда особенно нападает на нас. Внимай же бдительно и не ослабевай в молитве особенно в то время, в то время, когда смущают тебя скверные помыслы, как сообщили мы. Возводи око телесное либо душевное, как тебе эргономичнее будет по времени и по мере силы твоей; и в случае, если будешь это делать, опытом познаешь, что силою Вышнего и невидимою помощию они прочно побеждаются. В случае, если же обленишься, то позже постыдишься, как побежденный от них и имеющий оскверненную совесть.

Необходимо же нам знать да и то диавольское ухищрение, сообщили отцы, которым он влагает в ум отечественный мысли и воспоминания о женских и юных доброзрачных лицах, дабы в тот же миг же отсекать их, хотя бы лица те были благочестивые какие конкретно и по-видимому не могли возбуждать страсти; потому что в случае, если замедлишь, то не добрый прелестник комфортно перевоплотит и облечет эти мысли в скверные и мерзкие похоти.

Не редкость время от времени, что и сами мы на блудные помыслы огорчаваемся и, думая о них, зазираем себя в том, что хотим таковой гнусности, которая характерна одним лишь безсловесным, кроме того обуреваемся тем, что будучи противоестественно и скоту чуждо… Но в таких чувствованиях, в особенности новоначальным, необходимо хранить себя, дабы, продолжительно думая о том, под предлогом борьбы не появляться исполнителями страсти. Исходя из этого надёжнее для нас отсекать прилоги — начало помысла. Вступать же с ними в брань характерно сильным, привыкшие благоугодно разграничивать эти помыслы.

Наконец, сохраняй себя от собеседования с дамами и от взирания на них; удаляйся кроме этого от сожительства с юными, женовидными и прекрасными лицами, и от взглядов на них удерживайся; потому что это имеется сеть диавола на иноков, как сообщил некто из отцов. И, в случае, если возможно, не бывай с ними наедине, говорит св. Василий Великий, ни в нужной потребе: потому что ничего нет нужнее для тебя души твоей, за которую Христос погиб и воскрес… И не хоти слушать от кого-либо возмутительных бесед, каковые возбуждают страсти.

Блуд, борьба с духом блуда. Протоиерей Артемий Владимиров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: