Часть I. Психотерапевтическая диагностика
недочётов: одна либо две линии не являются в полной мере прямыми; в двух либо в трех случаях начертанные линии не в полной мере верно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
6-7 баллов— на исполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. Наряду с этим дополнительно найден хотя бы один из следующих недочетов: три либо четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не в полной мере совершенно верно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не в полной мере совершенно верно.
4-5 баллов— на исполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять либо шесть линий не являются в полной мере прямыми; от семи до десяти углов соединены не в полной мере верно; имеется семь либо восемь линий, каковые не являются в полной мере прямыми; имеется от восьми до десяти углов, каковые соединены не в полной мере совершенно верно.
2-3 балла— на исполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недочётов: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не в полной мере верно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не в полной мере верно.
0-1 балл— на исполнение задания ушло более 150 сек. Практически все линии, за исключением одной либо двух, не являются прямыми; практически все углы, за исключением одного либо двух, соединены неправильно.
Выводы об уровне развития
10 баллов— высокий.
8-9 баллов— большой.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— низкий.
НО
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методика 21.
«Пройди
через лабиринт»
В этом задании детям показывают рис. 24 и растолковывают, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Нужно сделать следующее: забрав в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти целый лабиринт как возможно скорее, как возможно правильнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Рис. 24. Рисунок к методике «Пройди через лабиринт»
Оценка результатов
10 баллов— задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. Наряду с этим ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
8-9 баллов— задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1 -2 раза дотронулся палочкой до его стенок.
6-7 баллов— задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
4-5 баллов— задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.
2-3 балла— задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.
111
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
0-1 балл— задание выполнено ребенком за время более 120 сек либо совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития
10 баллов— высокий.
8-9 баллов— большой.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— низкий.
Методика 22. «Воспроизведи картинки»
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание содержится в том, дабы в особых безлюдных квадратах, представленных справа на рис. 25, воспроизвести картины, изображенные на.этом же рисунке слева. Для этого ребёнку дается фломастер чёрного рис и цвета. 25 в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в безлюдных клетках нужно нарисовать совершенно верно такие же фигуры, каковые имеются слева. Необходимо сделать это как возможно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются чёрные поля, не оставляя безлюдных участков и не выходя за пределы заданного контура».
На исполнение задания отводится 5 мин.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в безлюдных матрицах все шесть фигур. Наряду с этим ни в одной из фигур не осталось безлюдных, не ‘заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.
8-9 баллов— ребенок справился с заданием за 5 мин. Наряду с этим в каждой фигуре остались незаштрихованными не
112
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.
5-7 баллов— ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: практически в каждой фигуре имеется от 3 до 4 незаштрихо-ванных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.
4-6 баллов— ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них видится хотя бы один из следующих недочётов: не меньше одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
2-3 балла— ребенок смог за 5 мин заштриховать лишь 2-3 фигуры, и в каждой из них возможно найти хотя бы один из следующих недочётов: не меньше одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
0-1 балл— ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недочётов: площадь фигуры не меньше чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.
Методика 23. «Вырежь фигуры»
Эта методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание пребывает в том, дабы скоро и совершенно верно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. 26 в шести квадратах, на каковые он разделен, изображены разные фигуры. Данный рисунок на протяжении тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
114
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста |
Рис. 26. Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры».
Ребенок попеременно приобретает все шесть квадратов с картинками (порядок их предъявления помечен номерами на самих картинках), задание и ножницы вырезать все эти фигуры как возможно стремительнее и правильнее. (Первый из квадратов ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
На протяжении оценивания взятых результатов в данной методике учитываются точность и время исполнения ребенком задания. 10 баллов— все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8-9 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм. 6-7 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
115
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
4-5 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла— все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
О- i балл— ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов— высокий.
8-9 баллов— большой.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— низкий.
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ Методика 24. «Назови слова»
Воображаемая потом методика определяет запас слов, каковые сохраняются в активной памяти ребенка. Взрослый именует ребенку некое слово из соответствующей группы и требует его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной же группе.
На называние каждой из нижеперечисленных групп слов отводится по 20 сек, а в целом на исполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие показатели предметов, не считая формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Методы исполнения человеком действий.
8. Качества делаемых человеком действий.
_____ Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста________
В случае, если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый оказывает помощь ему, именуя первое слово из данной группы, и требует ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок назвал 40 и более различных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов— ребенок назвал от 35 до 39 различных слов, относящихся к разным группам.
6-7 баллов— ребенок назвал от 30 до 34 разных слов, которые связаны с различными группами.
4-5 баллов— ребенок назвал от 25 до 29 различных слов из разных групп.
2-3 балла— ребенок назвал от 20 до 24 различных слов, которые связаны с разными группами.
0-1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов | — высокий. |
8-9 баллов | — большой |
4-7 баллов | — средний. |
2-3 балла | — низкий. |
0-1 балл | — низкий. |
Методика 25. «Поведай по картине»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. В случае, если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картин, представленных на рис. 27 и рис. 28. В случае, если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он приобретает картины, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Потом ребенку дают 2 мин чтобы он пристально разглядел эти картины. Если он отвлекается либо не имеет возможности осознать, что нарисовано на картине, то экспериментатор разъясняет и намерено обращает его внимание на это.
117
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
Рис. 27. Картины для детей от 3 до 4 лет к методике «Поведай по картине».
118
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 28. Картины для детей от 3 до 4 лет к методике «Поведай по картине»
119
г
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
Рис. 29. Серия сюжетных картин к методике «Поведай по картине» для детей от 4 до 5 лет.
120
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 30. Серия сюжетных картин к методике «Поведай по картине» для детей от 4 до 5 лет.
121
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
По окончании того, как рассмотрение картины закончено, ребенку предлагают поведать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картине отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий изучение при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту потребления ребенком разных частей речи, конструкций и грамматических форм.
Таблица 1 Схема протоколирования результатов изучения по методике «Поведай по картине»
№ | Фрагменты речи, | Частота |
п/п | фиксируемые в ходе изучения | потребления |
Существительные | ||
Глаголы | ||
Прилагательные в простой форме | ||
Прилагательные в сравнительной степени | ||
Прилагательные в отличной степени | ||
Наречия | ||
Местоимения | ||
Альянсы | ||
Предлоги | ||
конструкции и Сложные предложения |
Оценка результатов
10 баллов— в речи ребенка видятся все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов— в речи ребенка видятся 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов— в речи ребенка видятся 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов— в речи ребенка имеются лишь 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла— в речи ребенка видятся 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл— в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
122
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Выводыоб уровне развития
10 баллов— высокий.
8-9 баллов— большой.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— низкий.
ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ у ДОШКОЛЬНИКОВ
Изучение личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большая часть известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Помимо этого, многие черты личности, каковые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не организованы, неустойчивы. Исходя из этого тесты для взрослых в психодиагностике детей значительно чаще использовать запрещено.
В распоряжении детского психодиагноста остаются либо особые детские варианты проективных тестов наподобие обрисовываемых потом методик для изучения тревожности достижения и мотива успеха, либо способ специалистов, при применении которого в качестве специалистов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично отлично опытные данного ребенка. Лишь так мы можем делать выводы о качествах личности ребенка, каковые им самим не осознаются и сами еще находятся в ходе развития.
Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива успехи удач. Под таким мотивом понимается активное рвение ребенка к успеху в видах деятельности и разнообразных ситуациях, в особенности увлекательных и значимых для него, и в первую очередь в том месте, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами вторых людей, к примеру, в соревновании.
Предполагается, что рвение к достижению удач зависит от наличия у ребенка особенной потребности в достижении
123
Часть I. Психотерапевтическая диагностика
удач, и от последовательности вторых, функционально и генетически связанных с данной потребностью личных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.
Потребность в достижении удач не есть врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать достаточно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте личные различия детей по степени развитости данной потребности бывают достаточно большими. От этих различий, со своей стороны, зависит предстоящее развитие ребенка как личности, поскольку дети, имеющие очень сильно выраженную потребность в достижении удач, в большинстве случаев получают в жизни большего как в личностном развитии, так и в опытном росте, чем те, у кого эта потребность не сильный либо господствует противоположное ей рвение — избегания неудач.
Методика 26. «Запомни и воспроизведи рисунок»
Ребенку последовательно показывают две картины с изображениями, представленными на рис. 31 и рис. 32, каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок обязан пристально разглядеть картину и запомнить то, что нарисовано на ней, дабы за-
Рис. 31. Стимульные изображения к Рис. 32. Стимульные изображения к
методике «Запомни и воспроизведи методике «Запомни и воспроизведи
рисунок». рисунок».
124
_____ Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста________
тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой для того чтобы же формата совершенно верно воспроизвести то, что было нарисовано на данной картине (размеры как самих картин, так и страницы, на котором они воспроизводятся, — 14 см х 14 см).
Картинки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая детально описывается потом. Результатом анализа есть получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении удач. Показатель данной потребности получается как сумма баллов, собранных ребенком за выполненные им два рисунка.
Качественный анализ картинок, выполненных ребенком
арабскими цифрами и Римскими, и строчными буквами обозначены категории содержательного анализа. Любая из них описывается текстуально, и в дополнение к соответствующему тексту приводятся графические иллюстрации. В один момент указывается, как оценивается соответствующая подробность рисунка в баллах.
Стрелки, имеющиеся справа от графических иллюстративных примеров, отделяют сами картинки от того количества баллов, которым они оцениваются.
I. Дискретность — соединенность линий рисунка
1а. Любая отдельная, не объединенная с другими в группу линия оценивается в +1 балл.
16. Любая линия, объединенная, сгруппированная с другими, приобретает оценку — 1 балл.
Примеры:
2а. Любая несколько параллельных линий, складывающаяся из трех либо более одиночных линий, оценивается в +1 балл.
125
______________ Часть I, Психотерапевтическая диагностика_____________
26. Любая несколько соединенных между собой либо пересекающихся линий, складывающаяся из трех и более отдельных линий, приобретает оценку -1 балл.
Примеры:
(по поводу двух сгруппированных, перекрещивающихся линий
см. пункт 1б).
Замечание.Главное отличие одиночных линий от смешанных пребывает в том, что, изображая первые, ребенок должен для рисования каждой линии отрывать карандаш от бумаги, тогда как вторые в большинстве случаев рисуются без отрыва карандаша от бумаги. Следовательно, чтобы решить, имеем мы дело с дискретными либо соединенными линиями, нужно взглянуть, объединены ли между собой финиши соответствующих линий.
оценивается в |
Так, к примеру, рисунок типа
За. Любая зигзагообразная либо волнистая линия, складывающаяся из двух либо более зигзагов либо волн, при условии, что неспециализированная протяженность таковой линии не меньше чем втрое превышает ее высоту, и при условии, что волны и зигзаги между собой не пересекаются, оценивается в +1 балл.
36. Любая зигзагообразная либо волнистая линия, складывающаяся из двух либо более зигзагов либо волн, при условии, что ее неспециализированная протяженность равна либо меньше, чем втрое, превышает ее высоту, и при условии, что зигзаги либо волны пересекаются между собой, оценивается в -1 балл.
Примеры:
126
_____ Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста__
4. Любая геометрическая либо напоминающая фигура на рисунке ребенка оценивается в +1 балл. Ко мне, к примеру, относятся круги, прямоугольники, треугольники, спирали, звезды и иные замкнутые фигуры, не которые содержат в себе
крестообразных либо пересекающихся линий типа Примеры:
э. Любая несколько, складывающаяся из трех либо оолее фигур , включенных одна в другую либо сгруппированных между собой, оценивается в + 1 балл.
Примеры:
(по поводу двух кружков см. пункт 4)
ба. Любая несколько, кольцеобразных, многократно повторен
ных линий, имеющих в центре безлюдное пространство, оценивает
ся в +1 балл.
бб. Любая несколько кольцеобразных, многократно повторен
ных концентрических линий, не имеющих в центре безлюдного про
странства, оценивается в -1 балл.
Примеры:
Замечание.Данный случай нужно отличать от случая, обрисованного в пункте 5, где концентрические фигуры не касаются друг друга.
7а. Любая раздельно расположенная точка оценивается в +1 балл.
76. Любая увеличенная против собственного естественного размера либо сдвоенная точка оценивается в -1 балл.
127
______________ Часть I. Психотерапевтическая диагностика
Примеры:
8а. Любая несколько, складывающаяся из трех либо более отдельных точек, приобретает оценку +1 балл.
86. Любая несколько, включающая в себя соединенные между собой точки, оценивается в -1 балл.
Неспециализированные замечания к обрисованной части процедуры анализа картинок:
1.Несколько определяется как три либо более параллельные линии, изображенные приблизительно однообразным образом и расположенные на примерно однообразном расстоянии друг от друга. Так, к примеру, линии типа:
определяются как несколько, и любая из таких групп оценивается раздельно в +1 балл. Но линии следующего типа:
не являются группами и любая из них расценивается как одиночная и приобретает +1 балл.
2. Для каждого испытуемого показатель по критерию «дискретность — соединенность линий рисунка» получается методом алгебраического, с учетом символа, суммирования взятых баллов по всем обрисованным подробностям сделанного рисунка.
П. Неиспользованное пространство
Измеряется часть плоскости рисунка ребенка, не заполненная какими-либо графическими изображениями, начиная от нижней точки рисунка до нижнего края страницы (см. рис. 31, 32). Количество сантиметров от нижнего края рисунка до нижнего края страницы переводится после этого в баллы (1 см — 1 балл) иберется со знаком «+».
128
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
III. Диагональные конфигурации
Диагональными конфигурациями именуются линии (фигуры), складывающиеся из отрезков прямых линий, соединенных между собой под углом от 15° до 75° по отношению к горизонтали. На протяжении анализа учитывается любая диагональная конфигурация независимо от того, есть она отдельной либо соединенной с другими подобными фигурами.
Диагональная линия, которая есть частью второй целостной фигуры, в расчет не принимается и не расценивается как диагональная конфигурация. Так, к примеру, в фигуре:
линии АВ и CD не принимаются в расчет как диагональные конфигурации, потому, что они являются составными элементами второй фигуры — параллелограмма. По той же самой причине не учитываются и раздельно не оцениваются линии АВ, ВС, CD и DE в следующей конфигурации:
оценивается в+1 балл; |
Замечание.Выделяется и раздельно оценивается любая диагональная конфигурация, а не каждая отдельная диагональная линия. К примеру:
оценивается в + 1 балл, |
кроме этого оце- |
нивается в +1 балл. Но линия |
оценивается |
в +2 балла, поскольку соответствующая фигура складывается из двух отдельных конфигураций.
IV. S-образные линии
Все линии, складывающиеся из двух изломов, при условии, что любой из них задает как бы противоположное направление продол-
5 Немов Кн. 3 129
______________ Часть I, Психотерапевтическая диагностика_____________
жения линии, принимаются в расчет и оцениваются раздельно. Так, любая из следующих линий:
анализируется и оценивается раздельно от остальных, приобретая+1 балл. В том случае, в то время, когда S-образная линия выступает как часть второй фигуры, она не подлежит отдельной оценке и рассматривается в соответствии с параметрами, представленными в пунктах 1-4.
К примеру: |
Эта фигура не оценивается в соответствии с критерием IV.
Замечание.В отличие от случая с диагональными конфигурациями каждое появление подобного рода линий расценивается раздельно.
V. Множественные волнообразные линии
Любая линия типа
складывающаяся из двух либо более волн, распространяющихся в одном и том же направлении, оценивается раздельно, причем все эти линии подлежат свободной оценке в +1 балл.
В том случае, в то время, когда волнообразная линия есть частью второй фигуры, она не рассматривается по критерию V и о ней делают выводы на основании параметров, представленных в разделах I—IV. К примеру, фигура:
не относится к случаю V.
130
Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста
Неспециализированные замечания:
1. Появление каждой линии в рисунке ребёнка расценивается раздельно.
2. Все линии должны оцениваться либо как отдельные, либо как смешанные. Помимо этого, любая из этих линий может оцениваться как диагональная, S-образная либо волнистая. Так, одинаковая линия в один момент может расцениваться по двум категориям либо лишь по одной. Но ни одна из линий не может быть отнесена более, чем к двум категориям, поскольку критерии III, IV и V являются взаимоисключающими.