Возникновение различных психокультурных типов личности

Существующее в современном обществе многообразие личности сопряженности и вариантов культуры ведет к происхождению разных психокультурных типов личности. На данный момент существует пара подходов к типологизации личности в контексте ее сотрудничества с социокультурным окружением. Весьма влиятельным, например, есть вариант типологизации личности, берущий сове начало из хороших работ выдающегося швейцарского психоаналитика К. Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности есть архетип самость, проявляющий собственные конститутивные черты в ходе личностной идентификации индивида. Но воплощение самости как ядра индивида происходит по-различному в зависимости от изюминок выделенных К.Г. Юнгом двух главных типов личности. Первый из их экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психологическая энергия ориентирована наружу, на социальные сотрудничества с другими людьми. Второй тип — интровертированная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей характерны застенчивость, замкнутость, рвение избегать риска и социальных сотрудничеств.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923г. К.Г. Юнгом, и на созданный на базе данной классификации К. Бригом и И. Маером индикатор типов личности, американские эксперты в области социальной психологии О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которых оказывает помощь разрешать межличностные неприятности, вознкающие в менеджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические изюминки людей, считают О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, возможно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:

Экстравертный – Интровертный;

Сенсорный – Интуитивный;

Мыслительный – Ощущающий;

Решающий – Принимающий.

Для экстраверта свойственны внешние проявления энергии, общительность, активное сотрудничество с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психологической энергии, импульсивность в эмоциях, выражениях и в поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенностью, интенсивностью переживаний и внутренней глубиной и эмоций, ограниченными связями с окружающими, в основном внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, сохранением психологической энергии, умением отгородиться от бесед и телефонных звонков, сконцентрировать внимание на какой-то проблеме.

Мыслительный тип личности способен оставаться невозмутимым и сдержанным в обстановках, в которых другие теряют самообладание, характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, твердостью, объективностью, четкостью, пытается улаживать спор не для блага, а во имя истины, владеет скорее волевым, чем мягким характером, считает, что ответственнее быть правым, чем кому-либо нравиться, надеется значительно чаще на рациональные аргументы и научно обоснованные теории, способен принимать непростые ответы.

Ощущающий тип личности отличает ориентированность на эмоции собственные и других людей, мягкосердечность, чуткость, человечность, изменение мнений и настроений в зависимости от событий, рвение к компромиссам и согласию, конфликты приводят его в смятение.

Решающий тип личности отличается от других решительностью, спланированностью собственных действий (четко знает, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня а также семь дней), он есть поборником порядка: на рабочем столе нет лишних бумаг, обожает все доводить до конца, требователен к себе и вторым, предпочитает закрытость, определенность, рвение решать неприятности и руководить обстоятельствами и людьми, а не подчиняться им.

В противоположность решающему принимающий тип личности значительно чаще не ставит перед собой задачи, а ожидает, в то время, когда станет ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю 60 секунд, дабы уложиться в срок, не отличается аккуратностью и организованностью, не обожает в то время, когда его чем-нибудь обязывают, предпочитает не спешить с ответом, не имеет ничего против неопределенности.

Сенсорный тип личности в большинстве случаев концентрируется на том, что делает сейчас, не думая, что за этим последует, предпочитает тот вид работы, что приносит осязаемый итог, не вспоминает о предстоящей карьере, удовлетворяется тем, что имеется, и не осознаёт, по какой причине кое-какие стремятся все усовершенствовать, обожает иметь дело с цифрами и фактами, а не с теориями и идеями, обижен, в то время, когда не приобретает четких руководств, легче принимает подробности, чем картину в целом.

Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сходу о нескольких вещах, находит, что будущее и все, что оно несет, скорее интригующее, чем пугающее, в большинстве случаев, больше захвачен тем, что будет, а не тем, что имеется, пробует отыскать связь между вещами, не принимая все на веру, склонен давать неспециализированные ответы на вопросы и не осознаёт, по какой причине многие его не знают и желают, дабы он сказал понятней [7; 31-43].

Типологические изюминки охарактеризованных психокультурных типов личности так или иначе проявляются в линии их проявлений в разных сферах деятельности, в том числе и в усвоении норм и ценностей культуры, в созидательной, творческой деятельности в данной сфере. Достаточно легко возможно различить влияние психокультурных типов личности двух известных деятелей русской литературы, двух современников – экстравертного и в основном интуитивного типа личности А. С. Пушкина и интровертно-чевствующего типа личности И. А. Крылова – на содержание, направленность, сюжеты, формы выражения их литературного творчества.

С позиций изюминок включения людей не только в культурную, но и более широкую – социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Самый распространенным из них есть своеобразный тип личности — модальный.

Данный термин употребляется для обозначения чаще всего видящегося в обществе на определенном этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде самые характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, публичных оценок, социально-экономических условий. К примеру, в годы первых пятилеток модальным типов личности в Советском Альянсе возможно было объединить так называемых выдвиженцев — людей, которых выдвигали на руководящие посты либо направляли на учебу на рабфаки и в высшии учебные заведения от станка, с колхозных полей, дабы организовать преданный советской власти социальный слой специалистов и управленцев. Модальный тип личности имеется в виду, в то время, когда говорят о среднем американце, обычном японце либо украинце.

Наровне с модальным, реально господствующим либо превалирующим в обществе существует так называемый базовый тип личности. Черта данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким параметрам обязан отвечать индивид, дабы его деятельностный личностный потенциал с громаднейшим эффектом реализовывался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базовый тип личности — это черта человека, у которого через широкую сеть микроотношений с разными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает в полной мере определенная конфигурация глубоконравственных макроотношений — к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его будущему, конфигурация, соответствующая в полной мере определенному его развития движению и этапу общества к лучшему будущему. Это — собственного рода эталон, к соответствию с которым обязан пытается сознательный и деятельный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И в случае, если эти отношения в собственный содержательной части соответствуют национальным заинтересованностям собственной страны и общечеловеческим сокровищам и всегда влияют на цели, каковые ставит перед собой человек, и каковые побуждают его быть неизменно активным в достижении этих целей, значит этот индивид будет соответствовать характерологическим изюминкам базового типа личности.

А показателями настоящего воплощения этих характерологических изюминок в жизнедеятельности отдельных их групп и личностей будут нравственный калибр их поступков и темперамент последствий этих поступков как конкретно для данного индивида, так и для общества, в узловых точках его жизненного пути. А такие точки неизбежно появляются у каждого человека при окончании школы либо института, при выборе спутника судьбы, при назначении на респектабельную должность либо большой пост либо при неожиданном смещении с него, а особенно в экстремальных обстановках типа оккупации Беларуси в годы Отечественной войны, фашистскими захватчикам, последствий Чернобыльской трагедии либо социально-финансовый кризиса поразившего бывшие советские республики, сейчас независимые страны, в следствии развала СССР.

В социальной психологии и социологии в большинстве случаев выделяется своеобразный тип личности, именуемый маргинальным. В первый раз понятие маргинальный человек было введено известным американским социологом Р. Парком еще в конце 20-х годов отечественного века при изучении межэтнических распрей. Маргиналами от назвал тех людей, каковые находятся как бы на границе между двумя либо более социальными группами, но не принимаются не одной из них в качестве полноправных участников. Главные показатели маргинального типа личности таковы: важные сомнения в собственной личностной ценности, неопределенность связей со своим ближайшим социальным окружением, например, с приятелями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неизвестных обстановок, чем рисковать унижением, больной застенчивость в присутствии вторых, первым делом незнакомых людей, чрезмерная мнительность и одиночество, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия, неспособность наслаждаться в уверенность и полную меру в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа в большинстве случаев сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они в большинстве случаев уверенны, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими обижен. В конечный случаях маргиналы смогут дойти до таковой степени отчуждения от самих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Особенно свойственны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социально-экономических и социокультуных изменений.

Вместе с тем социологические изучения разрешили установить, что маргинальные личности, менее привязанные к одной-единственной совокупности сокровищ и привыкшие учитывать и принимать разные ориентации и возможные решения, выясняются в состоянии осуществлять менее стандартную, более творческую деятельность. При таких условиях они способны возглавлять этнические и политические движения, стать известными деятелями культуры. самые характерными примерами тут может служить весьма разная по направленности и содержанию деятельность таких радикально отличающихся друг от друга личностей, выросших среди маргиналов, как М. Неприятный с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссолини, с другой.

Сейчас в народной молве, в средствах массовой информации, да и в социологических публикациях в бывших советских республиках и за их пределами все чаще звучит термин новые русские, новые белорусы, за которым проглядывает вправду новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе, переживающем сложный и тяжёлый переход от тоталитарной социально-экономической совокупности и социально ориентированной рыночной экономики к демократическому правовому стране. Данный тип личности характеризуется высокой социальной предприимчивостью и активностью, не весьма строгим (с позиций морали) отбором путей и средств, приводящих к успеху, в первую очередь к высокой прибыли. Он не весьма отягощен приверженностью к высоким духовным сокровищам, но весьма цепок, живуч и социально устойчив в разных жизненных обстановках, а также кризисных и конфликтных.

Практически в один момент в научный и бытовой обиход вошел термин мафиозный тип личности. Таковой личностный тип складывается в условиях нарастающей криминализации постсоветского общества. В погоне за высоким доходом люди этого типа готовы на каждые нарушения норм морали и права — на казнокрадство, подкупы, взятку, шантаж, захват заложников, убийство и т.п. Причем значительно чаще они действуют не в одиночку, а организуются в сплоченные, тайно, деятельно и жестоко действующие мафиозные группы.

Глубокая изменение всех структур и систем постсовеского общества — экономических, социальных, политических, культурных, этнонациональных, опытных и др. — требует формирования нового типа личности — демократического. Данный тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности, глубокой осознанностью и активностью социальной позиции, высокими нравственными параметрами оценки деятельности как собственной, так и других людей, их групп, партий, перемещений и т.п., высокой целеустремленностью, социальной серьезностью в собственных повседневной деятельности и ценностных ориентациях, свойством к творческому самовыражению.

В зависимости от силы и глубины влияния культуры возможно поделить людей на две многочисленные группы. Первую составляют те, кто полностью либо в большей мере зависят от других людей и обстоятельств. Они всегда утверждают, что события посильнее их, что ситуация не дает им возможности достигнуть желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели либо ответ поставленной задачи. Их повседневные беседы изобилуют такими оборотами: Ничего не сделаешь, От меня ничего не зависит, Я должен так поступать, Мне ни за что не дадут эту работу, Она доведет меня до психушки и т.п. Вторую группу составляют такие личности, каковые в любой момент уверены в себе, готовы приложить максимальное колличество усилий, дабы поменять события к лучшему, деятельно преодолевают каждые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, наоборот, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного ответа задачи. Для них свойственны такие выражения: Попытаюсь доказать собственную нужность, Нужно решить задачу при любых событиях, Переберем все вероятные варианты, Отправимся второй дорогой, Непременно добьюсь.

Действия первого типа личности — назовем ее личностью реактивного типа — развертываются значительно чаще по схеме: стимул — реакция. Такие люди находятся в громадной зависимости от окружающей природной и социальной среды. В то время, когда погода хорошая, они замечательно себя ощущают, в случае, если нехорошая — подавлены, безрадостны, раздражительны. Еще больше зависит таковой человек от социальной погоды. В случае, если к нему отлично относятся, заботятся о нем, потакают его вкусам и желаниям, у него красивое размещение духа, в случае, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни вторыми людьми, ни самим собой. Человек для того чтобы типа все поражения и свои неудачи списывает на события либо чей-то не добрый умысел. Он все больше подчиняет себя внешним влияниям, во все большей степени чувствует себя жертвой, не способной осуществлять контроль обстановку и потому не отвечающей за собственные дела и поступки, за собственную судьбу. Это выражается в нескончаемых нареканиях на несправедливость и обвинениях окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, неспособности и т.п. Вырабатываемая наряду с этим отрицательная психологическая энергия в сочетании с безразличием к тем областям деятельности, где такие люди имели возможность бы добиться хоть какого-либо успеха, заставляет их сферу влияния сжиматься при одновременном расширении для них сферы значимости.

Второй тип личности характеризуется прямо противоположными установками и социальными качествами. В поведении таковой личности между реакцией и стимулом появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Конкретно активные действия и свобода выбора по реализации этого выбора превращает человека в активного субъекта жизнедеятельности, талантливого поменять события, в большей либо меньшей степени оказать влияние на окружающих людей, функционировать целеустремленно и действенно. А это указывает, что у таковой личности между реакцией и стимулом появляются еще и такие звенья, как свойство к анализу обстановки и к самоанализу, воображение, совесть, свободная воля, активное ценностнно-ориентированное (воздействие во имя сокровищ совести, чести, преимущества, ответственности и т.п.) и целерациональное воздействие (активное воздействие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффектных средств, адекватных цели и достаточных чтобы достигнуть ее).

Личность для того чтобы типа — назовем ее проактивной- постоянно действует деятельно и целеустремленно, она ни в какой мере в собственных делах не зависит от того, идет ли ливень либо светит солнце. Такая личность, очевидно, учитывает влияние экологии и давление событий, но она действует не столько под их действием, сколько под влиянием цели действия — сознательно избранной, шепетильно продуманной и выверенной, ставшей жизненной потребностью. На проактивную личность также воздействуют внешние факторы: физические, социальные, психотерапевтические, но ее реакция на эти действия осознанно либо нет есть ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности — успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ориентации направлены на достижение разумно выбранной цели). Человек для того чтобы типа обычно оказывается выше событий, может подчинить их себе, постоянно контролирует обстановку, абсолютно отвечает перед собой и другими за собственные поступки и дела, за собственную судьбу. Такие люди кроме этого сталкиваются и с физической болью, и с проблемами в служебных делах, и с непониманием, и с несправедливостью, но все эти и другие испытания и жизненные невзгоды становятся для них тем, в чем закаляются воля и характер, вырабатывается умение и стремление преодолевать трудности, достигать поставленную цель. Вырабатываемая наряду с этим хорошая и в сущности собственной созидательная психологическая энергия в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той области действительности, в которой происходит повседневная жизнедеятельность, ведет к успеху, побуждает расширять сферу их влияния не только на себя, но и на вторых людей, но характерные им сферы значимости. Эти особенности значимости сферы и динамики влияния проактивного типа личности в сопоставлении с соответствующими сферами реактивной личности изображены на схеме №2

Возникновение различных психокультурных типов личности

Схема №2. Динамика проактивного и реактивного фокусов жизнедеятельности личности.

Очевидно, проактивный тип личности собственной творческой жизнедеятельностью способен внести более значительный вклад в развитие культуры, чем реактивный, базовый, чем маргинальный, решающий , чем принимающий. Что же касается экстравертов и интровертов, сенсорных либо интуитивных, мыслительных либо ощущающих типов личности, то любой из них при благоприятных условиях может, как свидетельствует история культуры, обогатить собственной творческой деятельностью сокровищницу национальной и всемирный культуры..

Но в этом ходе существуют две взаимосвязанные стороны. Выдающиеся творения культуры создают неповторимые и творческие личности, но носителем культуры, в конечном итоге, выступает не личность, а народ. Конкретно народ формирует в собственной повседневной жизни менталитет— чувствования и образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, что воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, воображающим собой совокупность взоров, оценок, норм, традиций, правил и обычаев поведения, неспециализированных для представителей данной национально-этнической ее культуры и общности.

Конкретно своеобразие национально-национального характера и этнического менталитета в громаднейшей степени воздействуют на характерные черты и типологические особенности, характерные представителям определенного этноса либо нации. В случае, если мы это учтем, тогда делается понятным , по какой причине типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, рвение в любой момент и везде выполнять определенный порядок, направляться строго очерченным предписаниям. Американца отличают такие типические изюминки , как деловитость, размах в любой сфере деятельности, напористость, рвение в любой момент и во всем верить в себе, не поддаваться унынию и в любой момент, кроме того в самых критических обстановках на вопрос: как дела? отвечать о’кэй — все замечательно. Обычный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, среди них и к собственной персоне, думающий, что нет ничего в мире красивее французской кухни и национальной культуры. Обычный поляк — это человек глубоко патриотичный, превыше всего, впредь до национализма, превозносящий все польское, изысканный кавалер, владеющий развитым вкусом и хорошими манерами в межличностном общении и одежде, значительно чаще глубоко верующий. Обычный литовец — человек снаружи медлительный, не весьма разговорчивый, в особенности с незнакомыми людьми, выносливый и упорный в достижении цели, неприхотливый к бытовым условиям, достаточно скрытный. Обычный британец глубоко привержен традициям, в большинстве случаев консервативен во взорах, оценках, привязанностях, значительно чаще невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный.

Классическим чертами национального характера и менталитета белорусского народа есть трудолюбие, долготерпение, толерантность, памяркоунасць. С позиций развития личности в контексте функционирования культуры особенно серьёзное значение имеет толерантностьбелорусов, т. е. их терпимость по отношению к иным, не своим взорам, позициям, примерам культуры, глубинное достижение возможности а также необходимости дружественного сосуществования с приверженцами второй культуры, духовной настроенности и другого менталитета.

Рассмотрение разных типов личности разрешает полученные знания перевоплотить в фактически значимые ориентиры повседневной жизнедеятельности. Любой из нас может эти знания реализовать в установку, в самореализации и практический принцип самоконтроля. самореализация и Самоконтроль осуществляется методом осознания полезности определенных жизненных навыков и ориентиров. Они находятся в отечественной сферы влияния и смогут быть выяснены как отечественные победы и личные успехи. А это указывает, что каждому нужно начать заниматься самосовершенствованием . Нужно лишь не забывать, что в моих силах — найти в себе и мобилизовать внутренние ресурсы, показать упрямство и волю, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить желания и свои эмоции высокой цели, пытается не столько иметь что-либо, сколько быть — быть активным, волевым, целеустремленным, настойчивым, и тогда черты базовой личности начнут дополняться и обогащаться чертами личности модальной, особенности личности реактивного типа — изюминками личности проактивного типа. Тогда волнующие неприятности окажутся менее сложными, окружающие люди — более дружественными, а выбираемые цели — более достижимыми.

Лекция 14. культура и язык

Главные понятия, включенные в совокупность тренинг-тестирования:язык; диалекты; социальные диалекты (опытная обращение); просторечие; литературный язык; языковая норма; мировые языки; политика белоруссизации.

Язык как элемент культуры

Язык– один из главных элементов культуры, серьёзное средство коммуникации.

Отчего же появилась необходимость в языке? На заре развития людской общества у формирующихся людей возникла необходимость что-то сообщить друг другу. А по какой причине показалась эта потребность? В силу того, что люди начали трудиться коллективно, подчинять собственный поведение, собственные действия неспециализированным заинтересованностям. Человек, к примеру, сначала знал собственный место в коллективной охотничьей деятельности и осознавал, что лишь строгое разделение трудовых обязанностей и умение временно поступиться собственными личными заинтересованностями приведут охоту к успеху и обеспечат его пищей.

Но дабы организовать совместный труд, людям нужно было общаться между собой. Само собой разумеется, общаться – это еще не означает «что-то сообщить». До тех пор пока человек смог что-то сообщить, прошло довольно много времени, а сперва, по-видимому, люди общались жестами, телодвижениями, нечленораздельными выкриками.

Но уже данный первый человеческий язык, снаружи ещё совсем не похож на отечественный, был похож на него в главном: в собственной главной функции. Он помогает для общения людей. Позднее появилась и вторая ответственная функция языка – он стал орудием мышления. Человек обучился сознательно планировать собственные действия – для этого-то в первую очередь ему и нужен был язык.

В какой-то момент развития людской общества труд, сознание и общение разилось так, что стал нужен новый качественный скачок. Показалось особенное, особое средство общения, которое стало базой и предстоящего развития сознания – это был язык в полном смысле слова.

Развиваясь потом, язык претерпел два важных преобразования:

— люди обучились располагать слова одно за вторым и понимать их во связи. Это была очень важная, своеобразны людская свойство: ни одно животное не имеет возможности «осознать» больше одного сигнала сходу.

— овладев самим принципом последовательного размещения, человек смог распространить данный принцип и на организацию звуков в слове. Обращение стала членораздельной, слово начало «собираться» из слогов и отдельных звуков.

У языка показались новые функции, к примеру, волшебная: первобытный человек пологал, что словом он может конкретно влиять на мир (приводить к дождю, наслать «порчу» на неприятеля и т.д.).

Процесс происхождения языка

на данный момент на земном шаре нет ни одного языка, что сохранил бы память об этих ранних этапах развития. На основании данных многих наук возможно проследить процесс происхождения языка. Палеоантропологияизучает, как появился биологический вид «человек» с его анатамо-физиологическими изюминками; археология разрешает по остаткам орудий труда, предметов быта первобытных людей вернуть уровень развития их сознания, особенности их мышления; нейропсихология и нейрофизиология — способны выяснить, какие конкретно из участков коры головного мозга сформировались раньше, какие конкретно позднее.

Громадное значение неприятность происхождения языка, его роли в обществе придавал И.Гердер. В собственной работе «О происхождении языка» (1772 г.) он пробует растолковать появление языка на базе изучения естественных языков, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; но в качестве животного он не хорошо приспособлен к судьбе в природе. От смерти его выручает необыкновенная свойство – «смышленость». Она разрешает человеку кроме того превзойти животных в деле выживания. Смышленость, вместе с публичными связями между людьми, находит собственный выражение в языке. В собственной целостности идея, общество и языкявляются особенной людской формой судьбы и равнозначны для Гердера людской культуре. Исторической развитие и становление языка он осмысливает как нескончаемый процесс развития культуры через преемственность разных культур.

Следовательно, язык – инструмент разума, средство сплочения людей, их общения между собой.

Большой вклад в изучение языка внес украинский учёный и выдающийся русский XIX в. А.А.Потебня. Язык он разглядывал как компонент культуры, духовной судьбы народа. Из этого его интерес к обрядам, мифам, песням славян: так как тут язык воплощается в разнообразных формах, в нем проявляется душа народа. А.Потебня шепетильно изучал поверья и обычаи украинцев и русских, сопоставлял с культурой вторых славянских народов, опубликовал последовательность собственных капитальных трудов, составивших вклад не только в языкознание, но и фольклористику, этнографию, историю культуры.

А.Потебню быстро интересовала сообщение языка с мышлением. Данной проблеме посвящена одна из первых его книг – «язык и Мысль» (1862). В этом труде он сформулировал последовательность уникальных и глубоких теоретических положений – пишет об органическом единстве формы и материи слова, выделяет поэтический (образный. Символический) и прозаический типы мышления. С развитием мышления ученый связывал эволюцию языка. Он думал над неспециализированными вопросами происхождения языка, процессами его обновления на протяжении исторического развития.

Во времена А.Потебни преобладал «атомарный» подход к изучению языка, т.е. каждое языковое явление рассматривалось само по себе, в отрыве от вторых и от общего хода языкового развития. Исходя из этого воистину новаторской была идея ученого о том, что то либо иное событие в истории языка нужно изучать в его отношениях и связях с другими.

А.Потебня, как и многие другие мыслители, видел главное культуры и назначение языка в том, дабы гуманизировать отношения и мир людей в нем.

Формы существования языка

Язык существует в разных формах – диалекты, социальные диалекты (опытная обращение), просторечие, литературный язык.

Диалекты – местные заглавия для совсем простых, везде распространенных предметов, явлений, действий, понятий. Порою диалектные слова обозначают какие-то особенные сельские реалии. Причем в каждой местности собственные особенные. Они не входят состав национального языка, а употребляются лишь в городах и не везде, а на определенной территории (погреб-подполье). Под влиянием изменяющихся условий судьбы, при общей грамотности, повсеместном распространении радио и телевидения диалектные слова понемногу выходят из потребления. Одни вытесняются словами литературного языка, другие забываются по мере того, как исчезают из быта обозначаемые ими реалии.

Существуют кроме этого и социальные диалекты (опытная обращение). Первое, что кидается в глаза при знакомстве с этими «языками» — особенная терминология.

Просторечие – изюминки речи, каковые характерны людям не обладающая нормами литературного языка. Просторечие отличается и от литературного языка, и от диалекта. Оно имеет множество типических изюминок в области лексики, морфологии, фонетики, синтаксиса. К примеру, наречия «завсегда», «оттудова», «супротив», формы существительных типа «местов», «делов» и др.

В наши дни просторечие деятельно вытесняется литературным языком. Но отдельные его черты весьма живучи.

В отличие от диалектов, для которых характерна территориальная закрепленность, просторечие внетерриториально. Оно не имеет собственных строго определенных норм, чем отличается и от литературного языка, и от диалектов.

Литературный язык – язык официально-деловых документов, обучения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры народа. Он есть одним из самых действенных орудий просвещения, соприкасаясь с задачами образования.

Главными показателями национального литературного языка являются его тенденции к общенародности и нормативность. Понятие нормы – центральное в определении национального литературного языка, как в его письменной, так и в разговорной форме. Языковая норма – это то, как принято сказать и писать в данном обществе в данную эру. Норма стоит на общепонятности и страже целостности литературного языка. Языковые нормы не придумываются кем-то, а складываются объективно в ходе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но изменяются они медлительно. В развитых литературных языках норма остается стабильной в течении многих лет. Норма во многом играет роль фильтра: пропускает в литературное потребление самый яркое, меткое из того, что имеется в живой народной речи, и задерживает все случайное, невыразительное.

Если бы нормы не было, литературный язык не имел возможность существовать. Струя литературной речи смешалась бы с потоками диалектной речи, просторечием. А это значит, что утратилась бы главная функция литературного языка – культурная. Нормы не базы языка, а великое благо.

Мировые языки – кое-какие самый распространенные языки, употребляемые между собой представителями различных народов за пределами территории, населенных людьми, для которых они изначально родные. Функции этих языков не ограничиваются судьбой в нации и охватывают интернациональные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные совокупности коммуникаций – телеграф, связь и т.д. Они принимаются как рабочие языки ООН и других интернациональных организаций и съездов (английский язык , арабский, испанский, русский, французский, китайский).

Позицию лидера в собственности английскому, родному для 350 млн. человек. Его изучают практически во всех государствах.

Неестественные языки.

На современной карте мира возможно насчитать пара тысяч естественных языков. И любой – гордость собственного народа, средство и воплощение развития его культуры. На той же карте мира имеется большие области распространения языков неестественных. Это – особенные языки, сконструированные по определенному замыслу для определенных целей, к примеру для общения с ПЭВМ.

Существуют вспомогательные интернациональные языки – эсперанто (1887). Он легок в изучении, а начинается уже как необычный, практически естественный язык. Его создатель, варшавский доктор-окулист (и полиглот!) Людвиг Заменгоф сумел сконструировать язык, в котором всего 16 главных правил грамматики, а падежей 2 – именительный и винительный. Исключений из правил нет – ударение в любой момент на предпоследнем слоге. Словарный состав в массе собственной интернационален (telegrafo, revolucio). Имеется в нем и слова русского происхождения: brovo – бровь.

Собственный наименование эсперанто получил от псевдонима его создателя: эсперанто – значит «сохраняющий надежду». Существуют различные точки зрения в отношении применения эсперанто. Его приверженцы издают сборники уникальной поэзии и прозы, переводят произведения всемирный художественной культуры – басни Эзопа, «Гамлет» Шекспира и др.

20 Типы личности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: