По окончании блестящего успеха экспедиции на «Норвегии» Умберто Нобиле принялся за подготовку новой полярной экспедиции на дирижабле «Италия». Нобиле предполагал изучить район между Гренландией и Шпицбергеном, посетить район Северного полюса и высадить на лед партию ученых для измерения глубин и для других научных наблюдений.
15 апреля 1928 года «Италия» стартовала из Милана, сделала остановки в Стольпе и в Вадсе и 5 мая прибыла в Кингсбей. По окончании двух пробных полетов «Италия» 23 мая поднялась в воздух и направилась к северным берегам Гренландии; оттуда курс был взят на Северный полюс. 24 мая в 0 часов 20 мин. дирижабль достиг полюса, начал обрисовывать круги и спускаться вниз.
Но сократиться на лед было совсем нереально, а спустить людей на особой пневматической лодке выяснилось так затруднительно, что от данной мысли было нужно отказаться. По-видимому, таковой спуск возможно было совершить лишь при полном штиле, а на протяжении нахождения дирижабля над полюсом дул легкий ветерок. В районе полюса было видно множество каналов; на пути к полюсу во многих местах наблюдались маленькие пространства чистой воды.
Дирижабль «Италия»
Пробыв над полюсом два часа, «Италия» направилась на юг.
Погода начала портиться. Показался редкий туман, после этого он начал сгущаться и скоро поднялся целой стеной. Поверхность дирижабля покрылась льдом, достигшим толщины в сантиметр. Усилился встречный ветер. Все это уменьшило скорость дирижабля со 100 до 40 км/ч. Условия погоды вынудили его снизиться, но после этого он встал над тучами.
Дирижабль уже приближался к Шпицбергену.
25 мая в 10 часов 30 мин., в то время, когда воздушный корабль был на 81°20? северной широты и 24°00? восточной долготы, нежданно разразилась трагедия. Все совершилось с таковой быстротой, что с корабля опоздали кроме того отправить сигнал бедствия.
«Передать все подробности трагедии тут нереально, — писал участник полета доктор наук Ф. Бегунек. — Я желаю лишь выделить, что любой оставался на своем месте, сохраняя хладнокровие, кроме того в то время, когда мы видели, как ледяное поле под нами преобразовывалось в много льдин, каковые летели нам навстречу и возрастали. Мы не утратили присутствия духа и тогда, в то время, когда моторная гондола несчастного Помеллы и отечественная личная гондола со ужасным треском были расщеплены в куски».
Умберто Нобиле
По всей видимости, благодаря утраты газа дирижабль скоро опустился на лед. Он ударился о лед сначала кормовой моторной гондолой, а после этого передней частью гондолы, в которой помещалась команда.
На лед были выкинуты 10 участников экспедиции: Нобиле, Мальмгрен, Бегунек, Цаппи, Мариано, Вильери, Трояни, Чечиони, Биаджи и мертвый моторист Помелла. У Нобиле были переломы ног и руки, у Мальмгрена была сломана рука, у Чечиони — нога.
При ударе о лед дирижабль утратил в весе около двух тысячь киллограм, исходя из этого он скоро встал и улетел на восток, унося на себе шесть человек, так именуемую группу Алессандрини. Следы их не найдены до сих пор.
К счастью, при аварии дирижабля на лед выпало большое количество продовольствия и, что самое серьёзное, — маленькая радиостанция.
Двенадцать дней мир ничего не знал о судьбе дирижабля. Лишь 7 июня первые сигналы аварийного радио были услышаны молодым советским радиолюбителем Шмидтом в селе Вознесенье-Вохма (бывш. Северо-Двинской губернии).
За пара дней до этого несколько в составе Мальмгрена, Цаппи и Мариано отправилась на Шпицберген для установления связи. Она покинула льдину 30 мая. Юный шведский ученый Финн Мальмгрен при падении дирижабля сломал руку. «Жалкий и искалеченный, нагруженный вещевым мешком с продовольствием, падая при первых шагах, но поддерживаемый несокрушимой волей, — писал о нем Ф. Бегунек, — он направился на сушу, побуждаемый единственной добропорядочной целью — организовать помощь своим несчастным товарищам, оказавшимся на льду».
Радио скоро разнесло весть о постигшей Нобиле трагедии. Срочно были организованы десятки спасательных экспедиций.
Всего в операциях по спасению участвовали экспедиции шести государств, 18 судов, 21 самолет. Неспециализированное число участников операций по спасению достигло 1500 человек.
Около операций по спасению разгорелась борьба небольших страстей. Пожалуй, ни в одном из полярных фирм не проявилось с таковой силой все ужасное лицемерие буржуазной морали, скрывающей за ширмой прекрасных слов звериные нравы.
Чуть весть о трагедии достигла Европы, как много людей устремились на север. Но многих из них двигало только рвение к саморекламе. С первых же дней руководство корабля «Читта ди Милано», являвшегося базой итальянской спасательной экспедиции, стало очень неприязненно относиться ко всем «соперникам», скрывало собственный расположение, давало путаные сведения о положении в лагере «Италии». Не было центра, что координировал бы работы по спасению и розыску экипажа дирижабля. Многие «спасатели» по большому счету нервничали без всякой видимой пользы и нужды. Это не мешало, само собой разумеется, раздувать широкую кампанию в газетах, печатать под широковещательными заголовками нескончаемые интервью, снимки и пр.
Б. Г. Чухновский
Единственной страной, которая делала собственный дело робко и деловито, оставаясь в стороне от недостойной борьбы, являлся СССР.
Согласно решению Советского правительства на север был отправлен замечательный ледокол «Красин» под управлением P. Л. Самойловича, и два ледокольных парохода: «Г. Седов», под руководством капитана В. И. Воронина, и «Малыгин», экспедицию на котором управлял В. Ю. Визе. Действия этих судов направлял особый правительственный комитет в Москве.
Совсем закономерно, что именно на долю отечественных экспедиций выпала честь спасения всех оставшихся в живых людей с «Италии», за исключением самого Нобиле, которого 24 июня вывез из лагеря шведский летчик Лундборг.
Беспрецедентным являлся тот факт, что глава экспедиции Нобиле решился первым покинуть лагерь, кинув на произвол судьбы своих друзей. Действительно, данный поступок пробовали растолковать жаждой Нобиле лично руководить спасательными работами. На самом же деле, добравшись до корабля, он устроился в том месте на положении знатного путешественника и по существу никакого участия в предстоящих спасательных работах не принимал. В полной мере хорошими собственного начальника были и другие участники экспедиции.
12 июля «Красин» подошел к группе Мальмгрена, найденной на льду вблизи острова Карла XII летчиком Б. Г. Чухновским. Но самого Мальмгрена на льдине не выяснилось. Стало известно, что Цаппи и Мариано бросили его уже давно. Мальмгрен к тому времени совсем обессилел. И итальянцы, не вспоминая, покинули его одного в ледяной пустыне, забрав остатки пищи и предупредительно вырубив топориком во льду углубление, поскольку Мальмгрен опасался, что какой-нибудь бродячий медведь увидит его на льду, примет за морского зверя и растерзает.
В то время, когда «Красин» подобрал итальянцев, оказалось, что Цаппи был крепок, здоров и бодр, на нем было надето теплое белье, три рубахи, а также меховая и вязаная, три пары штанов, тюленьи мокассины. Он прыгал с ропака на ропак, восторженно приветствуя спасителей, тогда как Мариано, совсем обессилевший, с отмороженными пальцами на ноге, лежал на льду, не имея сил кроме того поднять голову. Он был совсем истощен, одет только в потертые вязаную рубашку и суконные брюки и стоял одной ногой в гробу. Позднее Цаппи согласился, что у него появилась идея покинуть на льду и Мариано, но он не решился идти один с громадной ношей. Так делали закон товарищества два питомца итальянского фашистского ВМФ.
Ф. Мальмгрен
Позднее, в связи с тем, что история смерти Мальмгрена обширно обсуждалась в печати, в Риме была создана комиссия под руководством известного адмирала Каньи для расследования всех событий смерти дирижабля «Италия». Характерно, что расследование проходило втайне. Был опубликован лишь решение суда рабочей группы, что признал поведение Цаппи и Мариано… хорошим похвалы. Действительно, сам Нобиле был обвинен в нехорошей организации экспедиции и в том, что первым вылетел с Лундборгом, кинув собственных спутников.
В тот же сутки, в то время, когда были сняты со льда Цаппи и Мариано, «Красин» подошел к главному лагерю экспедиции «Италии». На борт ледокола перешло шесть человек. Тут Цаппи настойчиво попросил, дабы нижние чины «и офицеры» были размещены в различных каютах и дабы офицерам было оказано преимущество независимо от состояния их здоровья. Начальник советского ледокола должен был разъяснить, что у нас не привыкли к таким привилегиям. Одна из лучших кают была предоставлена «нижнему чину» — механику Чечиони, у которого по окончании перелома ноги неправильно срослась кость и что исходя из этого нуждался в особенно тщательном уходе.
Руководство «Красина» предложило организовать предстоящие воздушные поиски группы, унесенной с дирижаблем. Но через двенадцать часов был получен ответ итальянского правительства о том, что оно решило отказаться от таких поисков. Потом стало известно, что итальянские самолеты были неисправны, а применять зарубежные автомобили итальянцы просто не захотели. Единственный пребывавший в этом районе коммунистический самолет Чухновского еще на протяжении поисков группы Мальмгрена потерпел аварию недалеко от мыса Вреде и исходя из этого не имел возможности принять участия в разведках. Поиски было нужно прекратить.
операция по спасению 1928 года явилась важной пробой сил для советского ледокольного флота и только что нарождавшейся полярной авиации. Ледокол «Красин» на протяжении второго собственного рейса на север от Шпицбергена, форсируя тяжелые льды, достиг 81°47? северной широты, поставив рекорд свободного продвижения в высоких широтах для этого района («Красин» прошел на 35 километров севернее широты, достигнутой ледоколом «Ермак» во второй половине 90-ых годов XIX века). Летчик М. С. Бабушкин, пребывавший в составе экспедиции на «Малыгине», на протяжении спасательных работ совершил последовательность храбрых воздушных рейсов с посадками на лед и тем самым еще раз доказал возможность применения на ледовых разведках сухопутных автомобилей.
Маршруты советских экспедиций по спасению «Италии»
Целый данный опыт отлично понадобился в пору, в то время, когда Советская страна развернула широкие работы по планомерному освоению Северного морского пути.
Предпринятые во второй половине 20-ых годов XX века поиски остатков экспедиции Нобиле не дали никаких результатов.
Пароход «Хеймен» под руководством инженера Альбертини обследовал Почву Франца-Иосифа, но никаких следов экспедиции тут не отыскал.
Так трагически окончилась экспедиция Нобиле.
На протяжении полета участникам экспедиции удалось выполнить последовательность увлекательных работ.
За них было нужно заплатить дорогой ценой: экспедиция Нобиле поглотила 17 людских судеб. Погибли восемь участников экспедиции на «Италии», три итальянских летчика, разбившихся по пути со Шпицбергена в Италию, и шесть человек на «Латаме», среди них и Руал Амундсен.