стр.183
14. Спишите предложения. Выделите слоги с разделительным ь.
Методические советы. По окончании завершения работы один из учеников просматривает слова, в которых имеется разделительный ь, и повторяет выделенный слог.
Дарья ест тёплый суп. Илья гулял с братом. Таня желает варенья. Братья тянут сети. Парни лечили воробья.
Саша Улякин и Паша Ульянов — приятели. К деревьям привязали качели. На поляне барсучья нора. Сухие листья валялись на земле. Запрещено отказать приятелям в помощи.
*15. Спишите предложение. Где нужно, засуньте букву ь.
Дар.я ест гор.чий суп. Ил.я шум.ял с братом. Тан.я желает варен.я. Брат.я т.янут сети. Реб.ята лечили вороб.я.
К дерев.ям прив.язали качели. На пол.яне барсуч.я нора. Сухие лист.я вал.ялись на земле. Нельз.я отказывать друз.ям в помощи.
16. Пристально прочтите словосочетания. Отыщите допущенные неточности и напишите словосочетания верно.
кошачя лапка прекрасные перя чистая трапка
лися шапка родные братя нечистые патна
медвежя шкура громадные деревя прекрасная шлапка
17. Проверочный слуховой диктант.
а) семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; *б) оленья, котята, мартышка, поляна, статья, нечистый, Ульяна, порядок, деревья, стулья, поленья
Разделение о — ё
1. Соедините буквы. Прочтите оказавшиеся слова. Напишите их парами. Выделите буквы, которыми отличаются эти слова.
Пример: шнобель — — нёс.
2. Спишите слова. Засуньте пропущенную букву о либо ё. Выделите мягкие
согласные перед засунутыми буквами.
к.шка в.ела лар.к круж.к
м.шка в.дра нар.д впер.д
к.чка св.кла зв.зды прыж.к
п.чка гн.зда л.шадь кл.ны
3. Спишите слова. Засуньте пропущенный слог со либо сё.
а) ли..нок но..чек б) поро..нок те..мочка
вы..кий гу..нок поя..чек бок..ры
ве. .лый ку..чек по. .лок коло, .чек
4. Прочтите слова парами. Спишите их. Выделите выделенные слоги. Прочтите их.
полёт — польёт берём — старьё
повёз — жнивьё солёный — бельё
5. Спишите слова. Засуньте пропущенную букву о либо ё.
а) нес.м д.рни в.лосы б) совь.
гв.здь п.яс вер.вка пов.зка
сер.жки пол.т сап.жки забь.т
сыр.й пл.хо вар.ный заб.та
6. Спишите словосочетания. Выделите букву ё вместе с согласной, стоящей
в первых рядах.
а) полёт птиц выпивает молоко б) зёрна пшеницы
новое ружьё льёт дождик стайка воробьев
несёт сумку ведёт козу стремительный самолёт
подмёл пол шьёт кофту вьёт гнёзда
7. Допишите заглавия детенышей. Выделите гласные о, ё.
тел… гус… лис… слон…
жереб… цыпл… волчо… тигр…
порос… ут… лос… льв…
ягн… индюшо… медвежо… верблюжо…
*8. Пристально прочтите словосочетания. Отыщите в них неточности. Спишите
словосочетания верно.
Методические советы. Сперва работа выполняется устно.
Ученики поочередно просматривают словосочетания, находят неточности, исправляют их. После этого
словосочетания записываются в тетрадь. Ученики контролируют еще раз написание того
слова, в котором была допущена неточность.
плывот по реке полем цветы смотрим за воробём
выкинем старё старое ружё дорни за кольцо
совет гнездо громадной посолок забём гвоздь
9. Спишите предложения. Вместо точек засуньте пропущенную букву о либо ё.
а) Коля жд.т Сер.жу. Мы ид.м в Д.м пионеров.
Л.шадь вез.т дрова. У Ал.ши новые гал.ши.
П.вар нес.т пирог. Л.дка плыв.т по реке.
б) Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка долгий х.бот. Папа прив.з два в.за др.в. Кошел.к лежит на ст.лике. На вер.вке висят м.крые пел.нки. У т.ти Т.ни имеется т.лка Т.мка.
10. Проверочный слуховой диктант.
большой, цыплёнок, ружьё, полёт, самолёт, старьё, дворник, тёрка, стёртый, польёт, бельё, утёнок
Разделение у — ю
1. Спишите слова, вставляя пропущенную букву у либо ю. Выделите согласные перед засунутыми гласными синим либо зеленым карандашом.
Методические советы. При затруднении логопед напоминает, что жёсткие согласные подчеркиваются синим карандашом, а мягкие — зеленым.
а) н.хать тр.сы *б) бр.ки кл.бника
н.жно т.бик кл.бок пар.сник
с.чок кр.па кл.ква вербл.ды
л.ди кр.чок пл.шка стар.шка
стр.185
2. Спишите слова парами. Во втором слове каждой пары допишите гласную. Методические советы. Логопед предлагает детям отыскать в памяти правило правописания сочетаний чу, щу.
а) летаю — я леч. отвечаю — я отвеч. очищаю — я очищ.
*б) встречаю — я встреч, угощаю — я угощ. подмечаю — я замеч.
вылезаю — я вылез, обнимаю — я обним. кидаю — я кин.
приглашаю — я приглаш., выплываю — я выплыв, провожаю — я провож.
3. Измените слова по примеру. Спишите их.
Пример: обожать — я обожаю. Щ
обожать — я . . ., писать — я . . ., сказать — я . . ., крутить — я . . ., лепить — я . . ., висеть — я . . ., наблюдать — я . . ., крутить — я . . ., терпеть — я . . ., красить — я . . ., приобрести — я …. плакать — я . . .
ПОЛЬЮ
СОЛЮ
ПОЛЮ
4. Прочтите слова парами. Спишите их. Выделите выделенные слоги. Прочтите их.
солью
5. а) Прочтите первое слово каждой пары первого столбика, б) Закончите вторые слова в паре, применяя первые слова.
Пример: пролью.
лью — про. выпиваю — за…
шью — при… вью — со…
шью
Выпиваю
бью
ЛЬЮ
Поразмыслите, где нужно засунуть букву ь. На-
*7. Прочтите словосочетания пишите словосочетания верно.
тёплый ут.юг т.юбик клея
свист в.юги приш.ю пуговицу
серые бр.юки вижу Ил.ю
6. Соедините слоги. Напишите оказавшиеся слова. Выделите слоги с разделительным ь.
вып.ю молоко свет л.юстры прикол.ю брошку
8. Спишите предложения. Слова, данные в скобках, измените по смыслу.
Мама повесила голубую (штора). Лодка подплыла к (корабль). Юре приобрели прекрасную (юла). Тяжело (муравей) тащить зерно. В магазине реализовывают спелую (клюква). Мама пришила метки к новому (бельё).
Стр.186
9. Из данных слов составьте и напишите предложения. Выделите слоги с буквами у, ю.
волки, на, воют, ночью, луну в, метель, лесу, намела, сугробы не хорошо, стужу, в, воробью, зимнюю ела, плюшку, Катя, румяную
*10. Пристально прочтите словосочетания. Отыщите неточности. Напишите словосочетания верно.
колучий куст, кружит вюга, тулени плачут, кормлу свинью, налю суп, приобрели рукзак, отправлюсь к ручю, тубик клея
11. Проверочный слуховой диктант.
люстра, ботинки, утюги, полюс, ставлю, любимый, ночью, подруга, крючок, в осеннюю пору
Разделение ы — и
1. Спишите слова, изменяя их по примеру. Выделите последний слог во втором
слове каждой пары.
Пример: стол — столы.
стол — … стенки — … рисунок — …
конь — . . : чашка — … самолёт — …
слон — … ответ — … сорока — …
2. Спишите слова, засуньте пропущенные буквы и, ы.
плот. т.ква покр.л зар.л.
стол. п.сьмо крас.л п.онер,
круг. в.лка проб.л р.бак.
лос. р.бка крут.л кр.шк.
3. Спишите слова. Засуньте пропущенные буквы. Какое правило окажет помощь вам
не совершить ошибку?
ш.на маш.на кам.ш.
туш.л пруж.на ш.р.на
ж.вот галош. р.ж.ки
уж.н реш.л в.ж.гал
*4. Спишите словосочетания. Вместо точек засуньте пропущенную букву ы либо и.
х.щн.е звер. св.ные сос.ски стальн.е пруж.ны
корз.на с гр.бам. кн.жные государств.цы туш.ли пожар,
з.мние кан.кул. к.слые ел.в. р.жие лис.ц.
*5. Измените слова по примеру. Спишите их парами.
Пример: соловей — соловьи, соловьи — соловьиный,
олень — оленьи.
муравей — … муравьи — … рысь — …
воробей — … воробьи — … медведь — …
стр.187
6. Пристально прочтите словосочетания. Отыщите слова, в которых пропущены буквы. Напишите словосочетания верно.
белые снежнки душстые ландыши
легкие пушнки острые клки
дружные малши радостные канкулы
Проверочные диктанты на отработанные парные гласные
I. У папы выпивала. Рита приобрела мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У автомобили новые шины.
*2. Наступила зима. Дуют жёсткие ветры. Кругом высокие сугробы. Негромко в лесу. Птицы не поют, лишь стучит дятел. Животные ушли в норы. Дети рады зиме. Они забрали санки и катаются с горы.
3. Мама приобрела Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Они на полу запустили юлу. Юла крутится и гудит. Забавная игрушка юла.
4. Сейчас в классе будут дежурить Лёля Ильина и Костя Ульянов. Они откроют окна. Мокрой тряпкой снимут пыль с листьев, польют цветы. Подметут пол веником. Санитары примут работу дежурных.
Письмо по памяти
*1. Методические советы. Логопед просматривает текст один раз и выставляет картины, на которых изображены осень, ливень, листья, деревья, птицы, лес, поле, огород. После этого предлагает ученикам записать содержание рассказа, как они его запомнили, непременно применяя выставленные картины.
Осень.
Наступила осень. Весь день льет дождик. Падают листья с деревьев. Улетают в утепленные края отечественные приятели-птицы. В лесу, в поле, на огородах стало негромко.
*2. Методические советы. Логопед просматривает текст, написанный на доске, водя указкой по тексту, тем самым концентрируя зрительное внимание детей. После этого предлагает ученикам самим прочесть текст, выписать шесть, семь слов по собственному усмотрению, в которых они смогут сделать неточности, и прочесть текст еще раз. Затем текст рассказа закрывается, дети пишут его по памяти. По окончании завершения работы текст раскрывается, ученики контролируют собственную работу.
Охота не удалась.
Охотник забрал ружьё и отправился в лес. За охотником бежала его собака. Встала сильная метель. Хлопья снега скоро засыпали кусты, сучья деревьев, заячьи и лисьи следы. Какая сейчас охота!
Разделение в один раз — ю
Перед тем как перейти к разделению букв ё — ю, логопед обязан узнать, не смешивают ли дети простые гласные о — у, лежащие в базе сложных гласных. И в случае, если выяснится, что ученики их
Стр.188
смешивают, то нужно затевать работу по различению у — о, по окончании чего может отпасть необходимость в дифференциации ё — ю. В случае, если же дети будут смешивать эту несколько гласных звуков, направляться совершить занятия по их различению.
Образцовые виды заданий
1. Прослушайте слова. Поднимите карточки с буквой ё либо ю, в то время, когда услышите
эти звуки в названных словах.
ёлка, юбка, ёж, юркий, юрта, ёжится, ёрш;
альянс, приём, каюта, таёжный, баюкать, моё, твоё, собственную
2. Прослушайте звуковые сочетания и слоги. Запишите их в две строки. В первую с буквой ё, во вторую с — ю. Сообщите, как звучит согласный перед этими буквами.
мё, мю, сю, пё, тю, лю, рё, рю, зё, зю, сё, лю, лё; амё, амю, утю, утё, урю, орё, озё, изю, отё, алё, илю
3. Спишите слова в два столбика. В первоначальный с буквой ё, во второй с — ю.
Выделите ё и ю различными карандашами.
альянс, ёжик, поют, июнь, юг, юла, ёрш, Юля, ёлка клён, салют, полёт, малютка, селёдка, орёл, клюв, верёвка, тюль, плёнка, пелёнка, крюк
4. Засуньте пропущенную букву ё либо ю. Выделите их различными карандашами.
а) т.тя Ст.па бер.за *б) спо.м песн.
л.к кл.ква ут.г цвет.т т.льпан
кр.к бр.ки бр.вна собер.м кл.кву
м.д в.сла вер.вка совь.м вер.вку
5. Составьте и запишите словосочетания. Вместо точек скажите слова мою
либо моё.
. . . бельё . . . плёнку
Подай Забери
. . . юбку . . . старьё
6. Спишите слова. Выделите ё и ю, вместе с согласными и ь, стоящим
в первых рядах.
шьёт, выпивает, метель, бельё, копьё, вьюнок, старьё, чьё, чью, выпивают, льёт, вьюн
7. Спишите слова парами. Выделите е и ю вместе с согласными, стоящими
в первых рядах. Устно придумайте предложение с каждым словом.
Методические советы. При подчеркивании логопед требует, дабы ученики четко проговаривали сочетания лю, лью, ню, нью
солю — солью к оленю — оленью полю — полью белю — к белью, 9. Закончите словосочетания, изменяя слова по примеру.
Пример: ворона вьёт; птицы вьют.
Ворона вьёт; птицы . . . курица клюёт; куры . . .
град бьёт; часы . . . Юра поёт; дети . . .
стр.189
ливень льёт; дожди … Люба выясняет; дети . . .
швея шьёт; швеи . . . Вова даёт; мальчики . . .
кошка выпивает; кошки . . . кузнец куёт, кузнецы . . .
9. Спишите предложения, засуньте пропущенную букву ё либо ю. Выделите их различными карандашами.
Л.ба ела кл.кву. На кра. оврага раст.т кл.н. Л.ба л.бит сладкий из.м. Ст.па ищет собственные бр.ки. Ал.ша и Л.ня собира.т кл.кву на кра. болота. Ор.л напал на ста. воробь.в.
*10. Пристально прочтите предложения. Отыщите неточности, исправьте их. Запишите все слова в предложениях верно.
Люда лёбит свёклу. Мальчики наблёдали за полётом ласточек. Над избушкой висит хлеба краешка. Голубь клёёт зёрна. Дети собирает берёзовый сок. Телюнок забрёл в овюс. Охотник отыскал лисье нору. Дождик льют, как из ведра. Октябрята полёт свёклу.
11. Проверочные диктанты.
Осень.
Наступила осень. Весь день льёт ливень. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют собственное жильё. Не так долго осталось ждать метель заметёт всю почву.
Алёнке берут новую юбку. Все в посёлке знают дядю Лёню. На берёзе и клёне желтеют листья. Под ёлкой Алёша отыскал колючего ёжика. Старьё принимают в приёмном пункте. Дёма подмёл пол, Люба стёрла пыль.
12. Зрительные диктанты.
Методические советы. Логопед пишет предложение на доске. Ученики прочитывают его. После этого предложение закрывается, ученики пишут, как запомнили. По окончании чего предложение, записанное на доске, раскрывается, ученики контролируют написанное. И т. д.
Птицы слетаются в свору. Лёня несёт тюльпаны Люсе. Лёша и Люба вышивают утёнка. У вороны крупный клюв и чёрные перья.
Подарки.
Я на праздник Октябрю Самолёты вдаль ведёт,
Сто картинок подарю… Дабы в мире и покое
Нарисую тех, кто сооружает, Жил на всей почва народ.
(В. Степанов.)
РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ СЛОВА
Трудясь над морфологическим составом слова, логопед решает следующие задачи:
во-первых, совершенствует словарь детей, обучая их подбирать родственные и однокоренные слова и образовывать новые слова посредством суффиксов и приставок;
стр.190
во-вторых, воспитывает у детей языковое чутье, т. е. зрительное и слуховое внимание к слову, умение ощущать и понимать его лексические оттенки, умение верно выбрать и употребить необходимое слово в контексте, опираясь на его Лексический оттенок;
в-третьих, учит детей различать приставки и предлоги. При написании глаголов с приставками и существительных с предлогами ученики по большей части опираются на слуховое восприятие этих слов, не учитывая смысловое значение приставок и предлогов, и исходя из этого довольно часто отделяют приставки от слова, а предлоги пишут совместно со словом. Трудясь над данной темой, логопеду направляться, в отличие от преподавателя, опираться не на грамматическое правило приставок и правописания предлогов, а на смысловое значение предлогов (предлоги усвоены были детьми на первом году коррекционной работы) и лексический оттенок слова с приставкой и без нее.
В ходе ответа всех трех задач логопед будет осуществлять еще одну, неспециализированную задачу логопедической работы — развитие мышления учеников.
Работа над морфологическим составом слова начинается с формирования у учеников понятия об однокоренных и родственных словах, их различии и сходстве.
Сперва необходимо подвести детей к практическому усвоению понятия «однокоренные слова». Для этого дети обучаются выделять неспециализированную часть, в которой заключен лексический суть всей группы родственных слов. После этого вводим в эту группу слова с похожим корнем, но с другим лексическим значением и подводим детей к пониманию того, что не всегда слова с однообразным корнем бывают родственными.
На данном этапе работы целесообразно давать ученикам задания — поставить ударение в группах однокоренных, родственных слов. При исполнении этих заданий логопед обратит внимание детей на тот факт, что гласная в корне не всегда произносится
так, как пишется (водный — [о], а вода — [а]), но пишется в любой момент одинаково. Выделяя корень в группе родственных слов, ученики опираются лишь на зрительное восприятие, запоминая написание гласной в корне. Так, опираясь на память и зрительное восприятие, формируем у детей орфографическую зоркость, воспитываем языковое чутье. Помимо этого, дети обучаются из группы однокоренных, родственных слов выбирать лишь те, в которых ударение падает на гласную в корне, тем самым формируя умение верно выбирать проверочные слова.
Научив детей ощущать, видеть и слышать в слове неспециализированную часть, возможно переходить к практическому усвоению суффиксального метода образования слов. В работу включаются суффиксы, придающие слову значение уменьшения, повышения, и суффиксы, образующие заглавия некоторых профессий.
Сперва логопед требует образовать новое слово, после этого обращает внимание детей на показавшуюся в слове новую часть.
За этим ведется работа над практическим усвоением
Стр.191
приставочного метода образования слов. Трудясь над данной темой, логопед обязан всегда обращать внимание детей на те смысловые оттенки, каковые придает слову приставка, приучать их принимать приставку как важную часть слова.
Для закрепления умения образовывать умения и новые слова выделять в слове приставку, корень, суффикс логопед предлагает ученикам пара заданий на конструирование слова из данных частей, т. е. приставок, корней и суффиксов.
Потому, что окончание слова не есть словообразующим элементом, вычисляем нецелесообразным вводить особые задания на выделение окончания в словах. На первом году коррекционной работы, формируя у детей умение грамматически верно оформлять предложение, мы в достаточной степени приучили их ощущать изменение окончания слова в зависимости от падежа и рода.
В случае, если работа логопеда предшествует работе преподавателя по теме «Состав слова», логопед может не потребовать от детей термины «корень слова», «приставка», «суффикс», а именовать частями слова суффикс и приставку и основной частью слова корень. После этого понемногу вводить их подлинные заглавия.
Корень слова
Образцовые виды заданий 1. Сказка «Чудо-дерево».
Оборудование: рисунок дерева, таблички со словами рос, росток, росло, выросли, заросли, разрослось, проросли.
Методические советы. Логопед просматривает ученикам текст сказки, в один момент прикрепляя к рисунку дерева карточки со словами. После этого ученики списывают слова в тетради, находят неспециализированную часть в этих словах, определяют неспециализированное лексическое значение слов, которое заключено в данной общей части (рос — значит, возрастал в размерах, вытягивался вверх), и выделяют неспециализированную часть знаком корня .
«Жило-было мелкое слово рос. Было оно коротеньким, практически незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие громадные слова довольно часто забывали, что оно живет рядышком: к себе домой не кликали, на дни рождения не приглашали. Жалко было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Требует ее: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова-соседи. Сделай так, дабы я выросло и стало громадным и долгим».
«Так ты вырасти желаешь? — сообщила царица Грамматика.—
Ну, будь по-твоему!» И посадила она слово рос в почву, как зернышко, водичкой его полила. I
Прошло мало времени, и показался из почвы росток. Рос I
росток и превратился в мелкое деревце. Солнышко пригрева-
ло, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось все
больше. И вот выросло громадное дерево, проросли на нем веточки ‘
и листочки. Разрослось чудо-дерево, стало пышным, раскидистым,
а вместо плодов на его ветках слова висят».
стр.192
Отыщите в каждом слове то мелкое слово рос, из которого они все выросли.
2. Прочтите слова. Отыщите в них неспециализированную часть. Спишите слова, обозначьте
в них неспециализированную часть. Поставьте в словах ударение. Прочтите слова, в которых
ударение падает на гласную в корне.
бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги; варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим; движение, ходит, заходит, переход, поход, выходим
3. Прочтите слова. Сперва выпишите слова с общей частью бег, позже слова
с общей частью вар, а после этого слова с общей частью движение. Выделите слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.
повар, выход, разбег, бегает, варит, варёный, ходит, поход, варенье, заход, бегун, сварил, вареник, ходьба, побег, беговая, отвар, бегущий
4. Пристально прочтите слова. Выпишите слова с общей частью, выделите
ее. Поставьте в словах ударение. Прочтите слова, в которых ударение падает
на гласную в корне.
Методические советы. Логопед обращает внимание детей на то, что все слова начинаются с одной и той же буквы, исходя из этого крайне важно пристально прочесть их, поразмыслить, какой суть заключен в каждом слове, какие конкретно слова похожи по смыслу, какая часть у них неспециализированная.
а) час, тёмный, часы, чулок, часовая, часики, червяк, часовщик
б) свет, светит, сидел, светло, садик, яркий, серый
*в) яркий, свет, свежий, светлячок, свинья, светить, свалить, световой, свезём, свадьба, светильник
*5. Пристально прочтите слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика.
Методические советы. Логопед предлагает детям сперва прочесть слова и поразмыслить, какой суть заключен в каждом слове. После этого один ученик просматривает похожие по смыслу слова, второй ученик просматривает другую группу слов, остальные осуществляют контроль правильность ответов. Затем ученики делают задание
болеть, пациент, болтать, заболел, болтун, выболтать, поликлиника, болтушка, заболевание, болтунья, боль, больно;
валит, вал, вялый, завял, увял, свалить, валун, вяленый, завялить, валять, повалить, вялить
6. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова.
Выделите во всех словах неспециализированную часть.
Методические советы. По окончании завершения работы ученики просматривают группы слов, растолковывают их неспециализированный суть и именуют корень. Логопед обращает внимание детей, что слова с однообразным корнем имеют различный суть, исходя из этого они не являются родственными.
шипы — … (шипучка, зашипел, шиповки, шипу-
шипит — … чий, шипение, шипящий, шиповник)
мелкий — … (кроха, малярные, малюет, малявка,
маляр — … малышки, размалёванный)
7. Прочтите пары слов. Выделите неспециализированную часть. Являются ли слова родственными? Докажите это, подобрав к каждому родственные слова.
рис — рисунок гора — горе дробить — дело
стр.193
8. Прочтите слова. Являются ли они родственными? Докажите это.
белки — белки плачу — плачу
кружки — кружки замок — замок
*9. Прочтите слова. Выделите лишнее слово. По какой причине оно лишнее? Спишите родственные слова.
кружить, кружки, кружиться кружки, окружил козлята, козлы, коза, козлы, козлиный замочек, замок, замкнуть, замочная, замок
*10. Прочтите слова, сгруппируйте их по смыслу в два столбика. Поставьте в словах ударение.
плачет, платит, выплата, плачу, переплата, плачу, поплачу, уплачу, заплачу, заплачу, начал плакать, плакали, платим
11. Прочтите текст. Отыщите и выпишите родственные слова. Выделите в них
неспециализированную часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на
гласную в корне.
Методические советы. При затруднении логопед предлагает ученикам просматривать предложения парами — второе и первое, третье и второе и т. д. В каждой паре ученики находят родственные слова и делают задание.
Славин отец — моряк. Он плавает на громадном морском теплоходе. Отец бывал во многих заморских государствах.
Слава живёт в Приморском крае. Его именуют ещё Приморьем. Славин дом стоит на морском берегу.
12. Ответьте на вопрос одним словом. Отыщите в вопросе слово, родственное
ответу. Напишите слова парами, выделите неспециализированную часть. Поставьте в словах ударение.
Методические советы. Дабы пара уменьшить работу ученикам 2-х (IV) классов, логопед может сам прочесть написанные на доске либо карточках вопросы.
Кто летает на самолёте и руководит им?
Кто плавает на морских судах?
Кто защищает границы нашей страны?
Кто трудится на фабриках?
Кто трудится в колхозах?
Кто трудится на тракторе?
Кто реализовывает игрушки в магазине?
13. Измените выделенные слова по примеру. Напишите пары словосочетаний.
Выделите корень в родственных словах.
Пример: медвежья пещера — пещера медведя.
медвежья пещера — … морская форма —
воронье гнездо — … лётная форма — …
коровье молоко — … школьная форма — ….
14. Вместо точек скажите выделенное слово. Прочтите оказавшиеся слова. Спишите их, выделите неспециализированную часть.
двор — …ник, …овый, …няжка, по…ье; след— …ы, …ить, на…ить, по…ний; кормт-…ит, по…ил, …ушка, под…ка
стр.194
*15. К данным словам подберите как возможно больше родственных слов. Выделите в них неспециализированную часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение па 1ает на гласную в корне.
холод — … вода — …
лётчик — … сад — …
16. К выделенным словам подберите и напишите родственные слова. Выделите неспециализированную часть этих слов.
Методические советы. При затруднении логопед может оказать помощь ученикам, задавая вопросы: по какой причине местность гористая? (в силу того, что в том месте горы), по какой причине край лесистый? (в силу того, что в том месте растет лес) и т. д.
гористая местность — … дождливый сутки — …
лесистый край — . . . столовая посуда — …
домашний халат — . . . пятнистый олень — . . .
17. Прочтите слова. Отыщите в них неспециализированную часть (корень). С каждым словом придумайте предложения.
Методические советы. Ученики 2-го (IV) класса придумывают предложения устно, а ученики 2-го (III) класса записывают их и выделяют корень.
а) стол, столяр, столовая
лиса, лисята, лисья нора
конь, конюх, конюшня
холод, морозный, заморозил
б) голубь, голубятня, голубиный
боль, пациент, поликлиника
берёза, берёзовая роща, подберёзовик рыба, рыбак, рыбачья лодка
Суффиксальный метод образования слов
Образцовые виды заданий
1. Игра «Отыщи хозяина».
Оборудование: картины, изображающие великана, дровосека и гномика.
Описание игры. На фланелеграфе выставлены картины. Логопед задаёт вопросы: «У кого голова?» (У дровосека.) «У кого головка?» (У гномика.) «У кого головища?» (У великана.) После этого логопед вперемешку именует части тела и лица сказочных персонажей (шнобель, глазищи, глазки, ушки, уши, носик, носище и т. д.), ученики находят «хозяина». Логопед записывает слово под соответствующей картиной и сходу выделяет корень. По окончании записи всех слов логопед предлагает детям выяснить, какая часть слова помогла определить, кому это слово в собственности, и выделяет суффиксы.
голова, головка, головища, шнобель, носик, носище . глаза, глазки, глазищи, уши, ушки, ушищи
рот, ротик, ротище, лоб, лобик, лбище
рука, ручка, ручища, нога, ножка, ножища
2. Нарисуйте в тетрадях гномика, великана и дровосека. Прочтите слова и
напишите их в три столбика под соответствующими картинами. Выделите в словах
суффикс и корень.
Методические советы. Логопед может предложить детям пример схематического рисунка.
Стр.195
домище, столик, корзина, дом, стол, корзинка, столище, корзинища, домик, ножик, стулище, нож, ножище, стул, стульчик
3. Игра «Отыщи место».
Оборудование: картины, изображающие кузовок с надписью: чемодан и кузовок с надписью: чемоданчик.
Описание игры. Логопед выставляет на доску картины и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях чемоданчик и кузовок, внизу написать соответствующие суффиксы. После этого дети просматривают написанные на доске слова и определяют, что нужно «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. Затем списывают слова в два столбика, обозначая суффикс и корень.
лесок, грибок, зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок, зубчик, зубок
4. Вместо точек скажите выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.
ваза — вазочка лапа — лап…а дыра — дыр…а рама — рам…а яма — ям…а
белый — беленький тёмный — чёрн…ий светло синий — син.-.ий серый — сер…ий жёлтый — жёлт…ий
*5. Измените слова по примеру. Спишите их парами. Выделите суффикс и корень во втором слове каждой пары.
лента — ленточка ветхий — старенький стекло — стёклышко
стр.196
труба —.. . . тёплый — … перо — …
карта — … чёрный — … крыло —. . .
куры — … лысый — … гнездо — . . .
морковь — … рыжий — … пятно — …
вод