Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 5 глава

‘(Графическое изображение слов, обозначающих предмет, тут и потом даются не учитывая деления на живые и неживые предметы, т. е. одним цветом.)

Стр.53

дети угадывают профессию. К примеру, ученик имитирует управление машиной, дети говорят: Рулит. Павлик — водитель. При затруднениях логопед тихо подсказывает позванному ребенку профессию, а самым не сильный детям и действия, каковые они должны имитировать.

7. Графический диктант.

Методические советы. Логопед вперемешку именует слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие воздействие. Ученики чертят в тетрадях их графические изображения, после этого подсчитывают, сколько оказалось слов-предметов и какое количество слов-действий.

Работа над предложением

Главной целью данной работы есть усвоение учениками понятия «предложение». Работа ведется над структурами несложного нераспространенного предложения, несложного предложения с однородными участниками и их грамматическим оформлением.

Для наглядности логопед применяет карточки в виде прямоугольников однообразного размера. Слова, обозначающие предмет и являющиеся в предложении подлежащим, изображаются на прямоугольнике одной чертой.

Слова, обозначающие воздействие предмета и являющиеся в предложении сказуемым, изображаются двумя чертами

Все остальные слова в предложении на этом этапе работы будут обозначаться прямоугольниками того же цвета, но более чёрного тона без графических изображений в. Для обозначения начала предложения потребуется узкая полоса, для обозначения финиша предложения — кружок, что будет изображать точку. Все эти прямоугольники, кружок и полоска в будущем для краткости будут именоваться схемой предложения.

На первом занятии логопед предлагает одному из учеников нарисовать на доске елочку. После этого задает ученикам вопросы:

Кто это? (Ученик.)

Логопед выставляет на фланелеграф карточку

Что обозначает это слово? (Предмет.)

Что делает ученик? (Рисует.)

Что обозначает это слово? (Воздействие.)

Рядом с первой карточкой логопед ставит вторую

Логопед предлагает ученикам повторить оба слова: Ученик рисует, и информирует, что сообщили предложение.

Логопед оформляет начало предложения узкой полосой, в конце

помещает точку.

По окончании чего задаёт вопросы:

«Из чего состоит предложение?» (Из слов.) «какое количество слов в этом предложении?» (Два.)

Стр.54

После этого он задаёт вопросы: Что рисует ученик? (Елочку.)

Логопед додаёт на фланелеграф еще один безлюдный прямоугольник и требует повторить предложение полностью. какое количество сейчас стало слов в предложении? (Три.) Какую елочку нарисовал ученик? (Мелкую.) В схему вставляется еще прямоугольник, и предложение проговаривается полностью: Ученик рисует мелкую елочку. Логопед задаёт вопросы, сколько стало слов в предложении.

Потом логопед делает вывод: чем больше слов в предложении, тем больше мы определим. После этого он убирает схему первого предложения и выставляет* на фланелеграф картину, изображающую предмет в действии, к примеру, мальчик бежит, и предлагает ученикам составить по ней предложение из двух слов. При затруднении возможно оказать помощь вопросами кто? что делает?

Образцовые виды заданий

1. Придумайте предложение из двух слов про Витю. Составьте схему этого

предложения.

Оборудование: картина, графическая схема предложения для демонстрации на доске, схемы предложения по числу учеников.

Методические советы. Логопед вызывает к доске ученика Витю, требует его попрыгать (сесть, подняться и т. д.) и задаёт вопросы: «Кто?» (Витя.) «Что делает?» (Сидит.) По окончании проговаривания предложения полностью вызванный ученик выкладывает на фланелеграфе схему, остальные ученики делают эту работу на партах.

2. Разглядите картину. Придумайте предложение из двух слов про Таню.

Составьте схему этого предложения.

Оборудование: картина, изображающая девочку в действии, схемы предложения по числу учеников.

Методические советы. Ученики составляют предложение по картине и самостоятельно выкладывают его схему на партах. Логопед смотрит за правильностью исполнения работы.

3. Придумайте предложение из двух слов по картине. Составьте и начертите

схему этого предложения.

Оборудование: картины, изображающие предмет в действии (мальчик пишет, девочка рисует, птица летит), схема предложения для демонстрации на доске.

Методические советы. По окончании того как ученики составят схему предложения, логопед чертит графическую схему этого предложения на доске, ученики делают работу в тетрадях.

4. Разглядите картину. Составьте предложение по схеме и картинке.

Оборудование: картины, изображающие собаку, кошку, пчелу, схема предложения для демонстрации на доске, личные схемы предложения.

Стр.55

Методические советы. Логопед предлагает детям сообщить, сколько слов будет в предложении, что будет обозначать первое слово, второе слово. По окончании того как ученики составят предложение, логопед меняет его структуру, ставя в начало слово-действие, а на второе место слово-предмет. Схема опять анализируется, и дети составляют по ней предложение. Работа с другими картинами строится без анализа схемы.

5. Составьте предложение по схеме и картинке.

Оборудование: предметные картины с изображением животных, графическая схема предложения для демонстрации на доске.

Методические советы. Сперва логопед предлагает детям отыскать в памяти и назвать, какие конкретно действия смогут создавать изображенные на картинах животные, к примеру, корова (мычит, пасется, жует, ходит и т. д.). После этого требует детей составить предложение по схеме.

Обращая внимание детей на то, сколько слов в предложении и что обозначает каждое слово, смотрит за тем, дабы дети не употребляли альянс и.

6. Прослушайте предложение, закончите его одним словом, верно поменяв его по смыслу.

Методические советы. Логопед смотрит за тем, дабы дети четко произносили окончания глаголов.

Птица летит. Птицы . . . (летят). Самолеты гудят. Самолет ….

Мальчик идет. Мальчики …. Двери скрипят. Дверь … .

Собака лает. Собаки …. Листья шуршат. Лист … .

7. Замените два предложения одним, складывающимся из двух слов.

Методические советы. Логопед требует от учеников потребления обобщающих чёткого произнесения и слов окончания глагола.

Липа растет. Мужик сидит.

(Деревья растут.) (Люди сидят.)

Осина растет. Дама сидит.

Голубь клюет. Астра цветет.

(Птицы клюют.) (Цветы цветут.)

Ворона клюет. Василек цветет.

8. Составьте предложение по двум графическому изображению и картинкам слова. Начертите его схему.

Оборудование: предметные картины с изображением коровы, лося; сороки, бабочки; рыбы, утки; зайца, кенгуру. Карточка с графическим изображением слова, обозначающего воздействие.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф две предметные картины, изображающие, к примеру, лося и корову либо бабочку и сороку и т. п. Рядом помещает карточку с графическим изображением слова, обозначающего воздействие. Дети составляют предложение, к примеру: Корова, лось пасутся либо Сорока, бабочка летают. После этого чертят в тетрадях графическую схему предложений. Логопед обращает внимание детей на запятую между однородными участниками.

Стр.56

9. Закончите по картине предложение, додавая подходящее по смыслу слово.

Примерный список картин: солнце, месяц, луна; пиджак, блузка, платье; малина, виноград, яблоко; свекла, куст, дерево.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф группу картин, к примеру: солнце, месяц, луна — и требует детей закончить начатое предложение, применяя заглавия картин: Светило … . Светила … . Светил …. Ученики заканчивают предложение, додавая одно слово, и повторяют его полностью, четко выделяя голосом окончание глагола. Подобно ведется работа с остальными группами картин.

Светило, светила, светил; висело . . ., висел . . ., висела . . .; зрело . . ., зрел . . ., зрела . . .; росла . . ., рос . . ., росло . . . .

10. Составьте предложение по опорному слову и картинке.

Оборудование: в группы картин, предложенных в прошлом задании, добавить картины, изображающие звезды, белье, фрукты, овощи.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф группу картин, к примеру: свекла, куст, дерево, овощи. Работа ведется подобно прошлому заданию.

Рос …. Росла …. Росло …. Росли ….. Светил …. Светила …. Светило …. Светили …. Висел …. Висела …. Висело …. Висели …. Зрел …. Зрела …. Зрело …. Зрели ….

.11. Закончите предложение, подобрав подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Начертите графическую схему предложения.

Методические советы. Логопед именует слово, обозначающее воздействие, и чертит на доске его графическое изображение. Предлагает детям подобрать подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет, но не именовать его вслух. После этого любой ученик именует придуманное им слово, повторяет предложение полностью и чертит его схему в тетради. Логопед обращает внимание учеников на то, что одно да и то же воздействие смогут создавать различные предметы.

стоял, лежала, висело, кричали

12. К данным словам, обозначающим воздействие, подберите подходящие по смыслу слова, обозначающие предмет. Нарисуйте картину в схеме предложения. Повторите предложение полностью.

Методические советы. Работа строится подобно прошлому заданию, лишь дети не именуют придуманное ими слово, а рисуют данный предмет в схеме предложения вместо его графического изображения. После этого они произносят предложение.

13. Задание подобно заданию 12.

Методические советы. Логопед именует тему: «Начинается гроза». После этого говорит слово, обозначающее воздействие, изображает его графически на доске и предлагает детям нарисовать подходящую по смыслу картину в первых рядах либо по окончании графического изображения (запись ведется в один момент на доске и в

Стр.57

тетрадях). Каждое предложение проговаривается полностью. По окончании исполнения работы логопед предлагает детям повторить все предложения по порядку и обращает внимание на то, что оказался рассказ.

Надвинулась, скрылось. Сверкнула …. Хлынул . . . .

14. Прослушайте предложения. Сообщите, сколько предложений вы услышали.

Начертите их схемы.

а) Яйцо качнулось.

Яйцо качнулось послышался стук. Яйцо качнулось, послышался стук показалась трещина. Яйцо качнулось послышался стук показалась трещина выглянул цыпленок.

б) Раздался гудок поезд тронулся.

Наступил вечер зажглись огоньки.

Подул ветер яблоко упало.

Почка лопнула выглянул листик.

в) Светит солнышко синеет небо дует ветерок.

Уроки кончились наступили каникулы дети отдыхают.

г) Наступило утро светит солнце поют птицы зеленеет трава.

Пришла зима спряталось солнце облетели листья, идет снег:

15. Прослушайте текст. Разглядите схемы. Сообщите, верно ли поставлены

точки и обозначены начала предложений. Исправьте неточности.

Оборудование: схемы предложений для демонстрации на доске.

Методические советы. Логопед произносит текст без понижения и пауз голоса. На фланелеграфе поставлены графические изображения слов в последовательности произносимого рассказа.

После этого логопед задает вопрос: одно это предложение либо пара? Дети отвечают, что пара. Логопед опять произносит предложения с неправильной интонацией и расставляет полосы, обозначая начала предложений, и точки в конце:

Дети должны отыскать неточности, исправить их, верно составить схему текста и прочесть предложения с верной интонационной законченностью.

Наступил вечер. Взошла луна. Зажглись фонари.

16. Прослушайте предложения. Начертите их схемы. Верно обозначьте финиш предложения.

Стр.58

Методические советы. Логопед именует два предложения, одно с повествовательной, второе с вопросительной интонацией, чертит их схемы на доске. После этого вместе с учениками устанавливает, что в конце первого предложения нужно поставить точку, а в конце второго — вопросительный символ.

Наступило утро. Светит солнце? Пришел поезд. Отец приехал? Открылась дверь. Лена пришла? Зашумела листва. Ливень отправился?

17. Прослушайте предложения. Начертите их схемы. Верно обозначьте финиш предложения.

Методические советы. Логопед произносит предложение с четко выраженной интонацией.

Дети поют. Прилетели ласточки? Коровы пасутся. Белка убежала. Малина созрела? Зеленеет трава. Снег отправился?

18. Прослушайте рассказ. Сообщите, сколько в нем предложений. Начертите

схемы предложений; верно обозначьте их финиш.

Потемнело небо. Отправился ливень. Саша спрятался?

Слова, обозначающие показатель предмета

По окончании того как у детей сформировалось представление о несложном нераспространенном предложении, складывающемся из двух слов, логопед вводит в предложение слова, обозначающие показатель предмета.

Логопед предлагает ученикам составить предложение из двух слов про березу, к примеру: Береза растет. После этого задаёт вопросы: какая береза растет? От детей требуется ответ одним словом (высокая, стройная, узкая и т. д.). Логопед информирует детям, что названные слова обозначают показатель предмета. Подобно дети придумывают предложение про лимон, груши и яблоко, подбирают к этим словам показатели. После этого обращается внимание детей на вопросы, каковые ставятся к словам, обозначающим показатели предмета: какой,? какая? какое? какие конкретно? В один момент логопед знакомит детей с графическим изображением слов, обозначающих

показатели: ^^^^^

Карточка с графическим изображением слова, обозначающего показатель, вставляется в схему предложения.

Логопед предлагает ученикам составить по картине предложение из двух слов, к примеру: Поет петух. После этого дети подбирают показатель к слову петух: Поет прекрасный петух. На фланелеграфе выкладывается схема предложения сперва из двух слов, позже вставляется карточка с графическим изображением слова прекрасный. Подобно проводится работа и с другими картинами. Ученики чертят схемы в тетрадях.

Для проверки усвоения понимания детьми материала данной темы логопед может предложить им составить предложение по картине сперва из двух слов и начертить его схему, после этого — из трех слов и кроме этого начертить его схему.

Стр.59

Образцовые виды заданий

1. Прослушайте предложение. Подберите к слову, обозначающему предмет,

слово, обозначающее его показатель. Повторите предложение полностью. Составьте

схему предложения.

Оборудование: предметные картины с изображением овощей и фруктов; схемы предложения по числу учеников.

Методические советы. Логопед произносит предложение, к примеру: Растет репа. Ученики именуют слово, обозначающее предмет, логопед ставит на доску картину с изображением репы и задаёт вопросы: какая репа? (по цвету, по вкусу, по форме). Ученики отвечают: Круглая. Растет круглая репа. По окончании ответа выкладывают на партах схему предложения.

Растет репа. Выросла морковь. Зреет слива. Лежит груша. Зреет огурец. Краснеет помидор. Созревает виноград. Растет лук. Желтеет лимон.

2. Задание подобно заданию 1.

Примерный список картин: зеркало, платье, полотенце, лицо, солнце.

Методические советы. Исполнение этого задания проводится подобно прошлому, лишь логопед требует детей подобрать сходу два показателя, к примеру: Висит светло синий махровое полотенце либо светит яркое нежное солнышко. Оба показателя вставляются в схему. Логопед смотрит за тем, дабы дети четко произносили окончания прилагательных.

Употребляется лексический материал задания.

3. Разглядите на картине двух мальчиков. Сообщите, как выглядит один

мальчик, а как второй. Что обозначают названные слова? Поставьте к ним вопросы.

Составьте предложения про мальчиков, назвав их по именам.

Оборудование: две картины с изображением аккуратного и неряшливого мальчиков.

Методические советы. Делая задание, дети подбирают слова-синонимы, обозначающие показатели, характеризующие одного мальчика (опрятный, чистый, аккуратный), после этого другого (нечистый, неряшливый, неаккуратный). Затем дети составляют по одному предложению про каждого мальчика, применяя слова-показатели. Логопед обращает внимание детей на то, что слова опрятный, чистый, аккуратный различные, но похожи по смыслу, так же как и слова нечистый, неряшливый, неаккуратный.

4. Разглядите картины. Сравните изображенные на них предметы по величине,

по толщине, по ширине, по длине, по вкусу.

Примерный список картин: вишня и дыня, лук и арбуз, нитка и верёвка, палка и бревно, лента и полотенце, носовой и скатерть платок.

Методические советы. Логопед показывает картины парами и предлагает их сравнить, к примеру: дыня громадная — вишня маленькая, дыня сладкая — вишня кислая, веревка толстая — нитка узкая, веревка долгая — нитка маленькая и т. п. Наряду с этим логопед обращает внимание детей на то, что в этом случае слова-показатели противоположны по смыслу.

5. Прослушайте предложение. Засуньте в него подходящее по смыслу слово,

обозначающее показатель. Поставьте к нему вопрос.

Список картин тот же, что в задании 4.

Методические советы. Логопед показывает картины парами и произносит два предложения, к примеру: Зреет дыня. Зреет вишня. Дети должны засунуть в эти предложения слова, обозначающие показатели: Зреет громадная дыня. Зреет маленькая вишня. Растет арбуз.— Растет сладкий арбуз. Растет лук.— Растет неприятный лук и т. д.

6. К данным словам подберите слова, противоположные по значению.

Пример: радостный — грустный.

радостный —.. . трудолюбивый —. . . лживый —. . .

трусливый —. . . хороший —. . . болтливый —. . .

неинтересный —. . . нечистый —. . . прилежный —. . .

7. Вспомните историю про его друзей и Незнайку. Сравните Знайку и Незнайку.

Сообщите, кому больше подходят эти слова: Незнайке либо Знайке.

Оборудование: картины, изображающие Знайку и Незнайку.

Методические советы. По окончании того как дети отыщут в памяти сказку, логопед будет характеризовать Незнайку, а дети — Знайку. К примеру, логопед говорит: Незнайка ленивый. Дети отвечают: Знайка трудолюбивый.

Неотёсанный, вежливый; неаккуратный, опрятный; глупый, умный; легкомысленный, важный; хвастливый, скромный.

8. Прослушайте предложение. Повторите слова, обозначающие признак и предмет этого предмета. Поставьте к каждому из этих слов вопрос.

Методические советы. Логопед произносит предложение: Стоит большой дуб. Дети повторяют: большой дуб. После этого ставят вопросы и отвечают: Что? (Дуб.) Дуб какой? (Большой.)

Стоит большой дуб. Наступило жаркое лето. Светит ясный месяц. Облетают кленовые листья. Распустилась белая сирень.

9. Вспомните и повторите рассказ «Начинается гроза». В каждое предложение

добавьте слово, обозначающее показатель предмета. Начертите схемы предложений.

Повторите рассказ полностью.

Оборудование: рассказ в виде графических изображений слов, обозначающих действия, и картинок предметов (см. задание 13 на с. 58).

Пример рассказа ученика.

Надвинулась чёрная туча. Ясное солнышко скрылось. Сверкнула броская молния. Полил ливень.

По окончании того как дети усвоили понятие о словах, обозначающих показатели, обучились вводить их в простое двусоставное предложение и выделять их из предложения, начинаем учить детей выделять из предложения главные слова, т. е. сказуемое и подлежащее.

Работа начинается с того, что логопед предлагает ученикам придумать предложение из двух слов. К примеру, про девочку: Девочка поет. После этого добавить в него слово, обозначающее показатель: Маленькая девочка поет. Затем на фланелеграфе выкладывается схема предложения.

Стр.61

Логопед убирает из схемы карточку, обозначающую слово девочка, и требует назвать оставшиеся слова (маленькая поет). Задает вопрос: «Оказалось предложение?» (Нет.) «По какой причине?» (Мы не знаем, кто поет.) Логопед ставит эту карточку на место, а убирает карточку, обозначающую слово поет, задает еще вопрос: «Получается предложение?» Ученики «просматривают»: маленькая девочка — и отвечают, что предложение не получилось, в силу того, что мы не знаем, что делает девочка. Логопед возвращает карточку на место и убирает карточку, обозначающую слово маленькая. По окончании того как дети скажут оставшиеся слова (девочка поет), узнается, что предложение оказалось, в силу того, что известно, кто это и что делает. Логопед показывает, что слова девочка поет — это главные слова, без которых не получается предложение.

Образцовые виды заданий

1. Прослушайте предложение. Назовите главные слова. Поставьте вопрос к

каждому из этих слов.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске.

Методические советы. Логопед именует предложение, указкой показывая на каждое слово в схеме, выложенной на фланелеграфе. Ученики именуют главные слова, ставят к каждому из них вопрос: Что? (Ветка.) Что сделала? (Сломалась.)

Узкая ветка сломалась. Легкая снежинка растаяла. Грузовой поезд промчался. броский свет погас. Злая собака убежала.

2. Задание то же.

Методические советы. Задание выполняется подобно прошлому лишь без опоры на схему.

Закрылась тяжелая дверь. Остывает тёплый чай. Смолкли звонкие голоса. Разбилась хрустальная ваза.

Работа над грамматическим оформлением предложения

Предстоящая работа логопеда направлена на формирование фразовой речи, поскольку дети б-летнего возраста с неспециализированным недоразвитием речи, как указывалось ранее, не могут грамматически верно выразить собственную идея. В речи этих детей довольно часто видятся неточности на управление и согласование разных частей речи.

Работа над грамматическим оформлением предложения ведется поэтапно. Сперва нужно научить детей верно использовать формы винительного, дательного, родительного и творительного имени имени прилагательного и падежей существительного тех же падежей без предлога. Такая последовательность в работе над падежными формами обусловлена степенью трудности их усвоения.

Работа над каждой падежной формой имени существительного ведется в определенной последовательности. Чтобы ребе-

Стр.62

нок почувствовал, как изменяется начальная форма слова, логопед требует от детей ответа сперва одним словом, а после этого целым предложением, причем целесообразно включать не одно, а три-четыре слова в данной падежной форме; к примеру, логопед задаёт вопросы детей: «Кто (что) нарисован на картинах? Кого (что) нарисовал живописец?» Дети последовательно отвечают: корова, дерево, ежик, солнце. Корову, дерево, ежика, солнце. Живописец нарисовал корову, дерево, ежика, солнце. После этого стереотипные предложения заменяются разнообразными, т. е. с различными грамматическими базами, и дети чертят схемы этих предложений.

Отработав падежную форму имени существительного, логопед начинает работу с именами прилагательными. Сперва работа ведется на уровне словосочетания, после этого словосочетание вводится в стереотипное предложение (Я нарисовал красную бабочку. Я нарисовал светло синий бабочку. Я нарисовал желтую бабочку. И т. д.), а позже уже в структуру различных предложений (Девочка отыскала боровик . Петя нарисовал громадную ракету. И т. д.). Дети составляют либо чертят схемы этих предложений.

Образцовые виды заданий Винительный падеж

1. Сообщите, что имеется в кабинете. Что вы видите в кабинете? Методические советы. Логопед требует от детей ответа одним словом: доска, окно, книги, штора; доску, окно, книги, штору и т. д.

2. Сообщите, кто живет в зоопарке; кого вы видели в зоопарке.

Оборудование: картины с изображением разных животных и птиц.

Методические советы. В случае, если дети не смогут назвать птиц и животных, живущих в зоопарке, по памяти, логопед показывает им картины. Нужно смотреть за четким проговариванием окончаний слов.

3. Сообщите, кто (что) нарисован на картинах; кого либо что нарисовал

живописец.

Примерный список картин: змея, конь, дом, петух, цветы, воробьи, вороны и т. п.

4. Вспомните, кого либо что вы видите на улице. Ответьте предложением.

Пример ответа: Я видел троллейбус. Я видел киоск. Я видел продавца и т. д.

5. Отгадайте загадки. Ответьте предложением на вопрос: что подарит Снегурочка детям на Новый год?

Методические советы. Логопед говорит ученикам, что не так долго осталось ждать Новый год, приедет Снегурочка и подарит детям подарки. Дабы выяснить, что подарит нам Снегурочка, нужно отгадать тайную и повторить все предложения полностью.

Пляшет крошка, Бьют его палкой и рукой,

А всего одна ножка. Никому его не жалко.

(Волчок.) А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч.)

6. Закончите предложения, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите

схему предложения. Назовите главные слова.

Методические советы. Логопед начинает предложение, выделяя интонацией его незаконченность. Ученики самостоятельно подбирают подходящее по смыслу слово, именуют его. После этого проговаривают предложение полностью. Затем ученики чертят схему предложения в тетрадях и именуют главные слова.

Тома полила …. Павлик починил …. Пастух пасет ….

Солнце высушило …. Люстра освещает …. Игорь взял ….

Псы обожают …. Трамвай перевозит

7. Составьте предложения . по картинам. Начертите схемы предложений.

Назовите главные слова.

Примерный список картин: бабушка вяжет кофту; девочка подметает пол.

8. Нарисуйте предмет, что постоянно бывает для того чтобы цвета, как ваш карандаш.

Подберите к этому предмету слово, обозначающее его показатель.

Методические советы. Логопед раздает детям по одному цветному карандашу и требует их нарисовать предмет, что не редкость для того чтобы цвета, как карандаш у ребенка. По окончании исполнения работы логопед задаёт вопросы: «Что ты нарисовал?» (Огурец.) «Какой огурец?» (Зеленый огурец.)

9. Ответьте двумя словами на вопросы логопеда.

Оборудование: предметные картины, подобранные с учетом числа и рода названий, изображенных на них предметов, картина с изображением Карандаша, персонажа «Клуба радостных человечков».

Методические советы. Логопед говорит детям о том, что к ним к себе домой пришел Карандаш. Он нарисовал разные предметы. После этого на фланелеграф выставляются картины, изображающие предметы, заглавия которых имеют женский род. Логопед задаёт вопросы: Какую, что нарисовал Карандаш? Ученики отвечают: Нарядную елочку. Хорошую Золушку. Злую мачеху. Чудесную палочку и т. д. После этого последовательно выставляются картины, заглавия которых имеют мужской род, и картины, заглавия которых имеют средний род.

10. Игра «Поймай и назови».

Оборудование: удочка с магнитом, предметные картины с изображением золотой рыбки, акулы, сома, рваного ботинка, морского конька, консервной банки, морской звезды (к каждой картине прикреплена канцелярская скрепка).

Методические советы. Логопед предлагает детям попеременно поймать удочкой по одной картине и сообщить полным предложением, кого либо что они поймали, к примеру: Я поймал золотую рыбку. Я поймал рваный ботинок и т. д. Логопед смотрит за верным и четким проговариванием имён имен существительных и окончаний прилагательных.

11. Составьте предложения по картинам. Начертите схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Стр.64

Оборудование: сюжетные картины, по которым возможно составить предложения нужной структуры, к примеру: Паук плетет узкую паутину. Мальчик поймал громадную рыбу и т. п.

Дательный падеж

1. Ответьте одним словом, кому Дедушка Холод приготовил подарки.

Примерный список картин: морковка, мед, рыба, орехи, апельсины, машинки, куклы, яблоко.

Методические советы. Логопед выставляет на фланелеграф картины и, показывая на них, задаёт вопросы: Кому Дедушка Холод приготовил данный презент? Ученики должны ответить, одним словом: Зайчику. Лисе. Медведю. Белкам и т. д. При затруднении логопед может продемонстрировать детям картины, изображающие тех, кому приготовлены подарки. Логопед смотрит за четким проговариванием падежных окончаний имен существительных.

2. Игра «Отыщи хозяина».

Примерный список картин: корона, ступа, колпачок Буратино, шляпа Незнайки, .хрустальные туфельки и т. п.

.Методические советы. Логопед показывает картину и задаёт вопросы, кому может принадлежать эта вещь. Ученики отвечают, одним словом либо словосочетанием: Царю. Ивану-царевичу. Бабе-Яге и т. д.

3. Разглядите картины, сообщите, каким предметам принадлежат эти подробности.

Примерный список картин: колесо автомобили;

крыша дома; крыло самолета.

Методические советы. Дети отвечают на вопрос стереотипным предложением: Колесо в собственности машине. Крыло в собственности самолету и т. д.

4. Игра «Сделай презент».

Методические советы. Логопед предлагает детям поразмыслить и заявить, что бы они желали подарить своим товарищам по группе в сутки рождения. Ученики попеременно отвечают: Лене я подарю куклу. Алеше я подарю самолет. Сереже я подарю книжку. Тане я подарю зайку. Свете я подарю карандаши и т. п.

5. Игра «Врач Айболит».

Calling All Cars: Crime v. Time / One Good Turn Deserves Another / Hang Me Please


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: