Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 6 глава

Оборудование: картины с изображением Айболита, и картины либо игрушки, изображающие зверей, насекомых и птиц.

Методические советы. Логопед говорит детям о том, что к Айболиту на прием пришли различные зверюшки, птицы и насекомые. Придумайте, что болит у каждого больного. Сообщите, кому, что вылечил Айболит.

Пример ответа учеников: Зайке Айболит вылечил лапку. Комарику Айболит вылечил крылышко. Обезьянкам Айболит вылечил животики. Жирафу Айболит вылечил горлышко и т. д.

6. Разглядите картины. Составьте по ним предложения из четырех слов.

Начертите схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Примерный список картин: девочка несет очки бабушке; мальчик подает палку дедушке; парикмахер стрижет волосы мальчику.

Стр. 65

7. Назовите храбрецов сказок. Прослушайте начало предложения и самостоятельно закончите его.

Список картин: Железный Дровосек, Тёмная курица, Храбрый портняжка, Василиса Красивая, Снежная Королева, Красная Шапочка, Серебряное Копытце, Серый волк, стойкий оловянный солдатик.

Методические советы. Логопед выставляет на фланелеграф картины и смотрит за тем, дабы дети верно именовали их (Железный Дровосек, Тёмная курица и т. д.). После этого логопед произносит начало предложения, дети заканчивают его по смыслу. При затруднении логопед показывает на соответствующую картину. Ученики должны четко проговаривать падежные окончания.

Гудвин подарил сердце (кому?) …. Алеша помог (кому?) …. Гигант не смог навредить (кому?) …. Иван-царевич был благодарен (кому?) …. Даренка была рада (кому?) …. Кай весьма понравился (кому?) … . Иван-царевич поверил (кому?) … . Мама дала горшочек и пирожки масла (кому?) …. Танцовщица весьма понравилась (кому?) ….

8. Игра «Магазин игрушек».

Оборудование: картины с изображением врача Айболита, Кота в сапогах, куклы, зайца, Незнайки либо эти же игрушки; предметы, находящиеся в собствености этим персонажам: термометр, шпага, барабан, шляпа, сумочка.

Методические советы. Логопед говорит, что в один раз дверь магазина распахнулась, и ворвавшийся ветер сдул с голов игрушек шляпы и унес предметы. Нужно оказать помощь игрушкам найти собственные предметы. После этого задаёт вопросы: Кому мы вернем термометр? шляпу с пером и шпагу? и т. д. Дети отвечают полным предложением: Термометр вернем врачу Айболиту.

Родительный падеж

1. Запомните последовательность картин. Сообщите, чего не стало.

Примерный список картин: воробей, кровать, весла, ножницы, шкаф, тетрадь, кольцо, штаны.

Методические советы. Логопед выставляет на фланелеграф первые четыре картины, предлагает детям взглянуть на них, запомнить, после этого не обращать внимания. Затем логопед убирает две картины и задаёт вопросы, чего не стало. Ученики отвечают: Кровати, ножниц. Понемногу количество картин, выставляемых на фланелеграф, возрастает до 7—8, а количество убираемых — до 4—5.

2. Разглядите картины. Сообщите одним словом, чего не достаточно на рисунке.

Примерный список картин: лыжник без лыж, дровосек без топора, фигурист без коньков, барабанщик с барабаном, но без палочек, охотник без ружья.

Методические советы. Логопед показывает одну картину и задаёт вопросы у детей: Чего тут не достаточно? Ученики повторяют вопрос и отвечают, одним словом: Чего? Лыж.

3. Игра-лото «Чего довольно много?».

Стр.66

Оборудование: у учеников громадные карты с изображением групп предметов, у логопеда мелкие карточки с изображением одного предмета.

Методические советы. Логопед говорит: У меня одна вилка. Ученик, у которого на карте имеется вилки, говорит: У меня довольно много вилок. Логопед отдает ему карточку, если он верно сказал слово.

4. Прослушайте текст. Ответьте предложением на вопрос: чьи ноги видела

медянка?

Оборудование: сказка В. Бианки «Чьи ноги лучше?»; предметные картины с изображением птиц и животных, упоминаемых в сказке.

Методические советы. Логопед просматривает ученикам сказку и выставляет на фланелеграф картины, изображающие ее персонажей. По окончании чтения сказки ученики именуют выставленные картины, и логопед требует их сообщить, чьи ноги видела медянка. Ученики отвечают стереотипным предложением: Медянка видела ноги цапли. Медянка видела ноги утки и т. д.

5. Игра «У кого чего довольно много?».

Примерный список картин: вилки, тетради,

столы, ручки, кубики, карандаши.

Методические советы. Логопед раздает детям по одной картине. Начинает игру, к примеру, Саша. Он говорит Тане, не показывая ей собственную картину: У меня довольно много … . Таня задаёт вопросы: чего? Саша отвечает: … вилок. Таня поворачивается к Сереже и говорит: У Саши довольно много вилок. А у меня довольно много … . Сережа задаёт вопросы: чего? Таня отвечает: … тетрадей. И т. д. по цепочке. Логопед не вмешивается в игру, а лишь смотрит за правильностью ответов.

6. Игра «Отгадайте желание».

Примерный список картин: колбаса, сыр, конфеты, орехи, морковь, кефир, сахар, яйца.

Методические советы. Логопед выставляет все картины на фланелеграф и дает задание: «Я загадаю желание, а вы должны его предугадать, взглянуть на картины». Логопед начинает предложение, ученики заканчивают его по смыслу одним словом, опираясь на картины, позже проговаривают предложение полностью.

Пример ответа: колбасы. Вы отрежете кусочек колбасы.

Я отрежу кусочек … . Я заберу горсть … . Я съем мало … . Я куплю килограмм … . Я куплю сто грамм … . Я принесу пара … . Я выпью стакан … . Я желаю чашку … . Я заберу два кусочка … . Я сварю три … .

7. Разглядите и назовите картины. Подберите к заглавиям картин слова,

обозначающие показатели. Сообщите, чего у вас нет.

Оборудование: группы картин: 1) красный платок, желтая майка, зеленое полотенце, светло синий штаны; 2) древесный молоток, металлическая выпивала, ситцевое платье, резиновые галоши; 3) неприятный перец, сладкая груша, кислое яблоко, соленые огурцы.

Методические советы. Логопед раздает ученикам по одной картине из каждой группы. Дети подбирают показатели к нарисованному предмету. При необходимости логопед оказывает помощь детям. После этого он вызывает одного ученика

Стр.67

и задаёт вопросы: «Что у тебя имеется?» (Красный платок.) «Чего у тебя нет?» Ученик наблюдает на картины вторых детей и отвечает: Желтой майки, зеленого полотенца, светло синий штанов.

8. Игра «У кого чего довольно много?».

Оборудование подобно заданию 5.

Методические советы. Перед началом игры логопед оказывает помощь детям подобрать показатель к предметам, изображенным на картинах, после этого дети задают вопросы друг друга подобно тому, как обрисовано в задании 5, и отвечают на поставленные вопросы, вводя в ответ показатели предметов, к примеру: У меня довольно много … .— Чего? — … древесных ложек.— У Саши довольно много древесных ложек. А у меня довольно много … .— Чего? — … острых вилок и т. д.

9. Игра «Отгадай желание».

Оборудование подобно заданию 6.

Методические советы. Игра проводится подобно игре, обрисованной в задании 6. .Выставив картины, логопед предлагает детям подобрать показатели к каждому продукту, к примеру: вареная колбаса, свежий’ сыр, шоколадные конфеты и т. д. Эти показатели дети должны употребить в ответах: Я отрежу кусочек … .— Вареной колбасы.— Вы отрежете кусочек вареной колбасы.

Творительный падеж

1. Сообщите, чем пользуются в работе люди названных профессий.

Примерный список картин: молоток, рубанок, выпивала; игла, ножницы, сантиметровая лента; кисть, карандаш, краски; расческа, ножницы, фен.

Методические советы. Логопед выставляет на фланелеграф картины группами, к примеру: молоток, рубанок, выпивала — и предлагает детям назвать их. После этого он произносит начало предложения и задаёт вопросы, чем? ученики заканчивают предложение одним словом, четко проговаривая его окончание, к примеру: Столяр трудится (чем?) . . . (молотком, рубанком, пилой).

2. Закончите предложение, подобрав слово по смыслу и ответив на вопрос. Сено сгребают (чем?) …. Гвозди извлекают (чем?) . . . . Температуру измеряют (чем?) …. Гвозди забивают (чем?) …. Дрова колют (чем?) …. Волосы расчесывают (чем?) …. Дрова пилят (чем?) …. Зубы чистят (чем?) ….

3. Сообщите, чем вы угостите гостей.

Методические советы. Логопед требует детей представить себе, что к ним пришли к себе домой приятели. Ученики говорят, чем они будут угощать собственных гостей: И угощу гостей яблоками. Я угощу гостей конфетами. Я угощу гостей пирогом.

4. Составьте предложения по двум опорным словам.

Методические советы. Логопед именует два слова в начальной форме, к примеру: чай, ложка. Ученики составляют предложение, к примеру: Чай мешают ложкой. Логопед смотрит за верным потреблением формы творительного падежа.

Чай, ложка; картина, краски; щетка, зубы; руки, полотенце; рот, салфетка; платье, утюг; ковер, пылесос; пыль, тряпка; цветы, вода; ткань, ножницы; кофта, спицы.

Стр.68

5. Послушайте предложения, каковые составил Незнайка. Объясните Незнайке его неточности.

Пример ответа учеников: Картину рисуют красками, а щеткой чистят зубы.

Картину рисуют щеткой. Платье гладят пылесосом. Зубы чистят полотенцем. Ткань режут спицами. Ковер чистят салфеткой. Цветы поливают водой.

6. Разглядите и назовите картины. Закончите предложение, засунув по

смыслу эти пары слов. Повторите предложение полностью.

Примерный список картин: зубная паста, зубная щетка, носовой платок, туалетное мыло, хозяйственное мыло, стиральный порошок, грецкие орехи, подсолнечное масло, банка со сгущенным молоком.

Методические советы. Логопед смотрит за тем, дабы дети именовали картину словосочетанием: зубная паста, а не просто паста. После этого произносит начало предложения’ дети закапчивают его, опираясь на картины.

Зубы чистят Шнобель вытирают Руки моют

Белье стирают Елку украшают Сковороду смазали Оладьи полили .’

7. Игра «Новогодние превращения».

Методические советы. Логопед говорит детям, что Дедушка Холод дарит подарки под Новый год лишь хорошим, хорошим, храбрым, исходя из этого все лесные обитатели и все дети желают стать лучше, к примеру, не добрый волк желает стать хорошим волком. После этого логопед именует словосочетание, дети заменяют слово, обозначающее показатель, на противоположное по значению и ставят его в форму творительного падежа.

Пример: трусливый заяц — храбрым зайцем. болтливая сорока, неуклюжий медведь, глупый осел, неряшливый мальчик, жадная девочка, неотёсанный мальчик, не сильный мальчик

8. Прослушайте слова, составьте из них предложения. Начертите графические схемы этих предложений, назовите главные слова.

девочка, гладить, платье, тёплый, утюг. Мама, чистить, ковер, новый, пылесос. Спортсмены, идти, стройные последовательности. Лена, наслаждаться, прекрасные, бабочки. Света, увлекаться, почтовые, марки. Мальчики, заниматься, столярное, дело. Живописец, рисовать, масляные, краски. Дети, украшать, елка, различные, игрушки

9. Разглядите картины. Составьте по ним предложения. Начертите графические схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Примерный список картин: девочка вышивает салфетку многоцветными нитками; мальчик рисует шар красным карандашом; девочка укутала шею теплым шарфом; мальчик порезал палец острым ножом; маляр красит забор синей краской; кондитер украсил торт шоколадным кремом; мама угощала гостей вкусным пирогом.

Стр.69

Работа над предлогами

По окончании того как дети обучились верно использовать слова в разных падежных формах, возможно перейти к работе над предлогами.

Так как ученики, страдающие речевыми нарушениями, не поймут смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, исходя из этого в устной и письменной речи они или пропускают предлоги, или соединяют их с последующим словом, к примеру: «Солнышко спряталось тучу»; «На стене висит картина». Непонимание детьми смысла предлогов кроме этого есть одной из обстоятельств того, что ученики путают понятия «приставка» и «предлог» и пишут приставки раздельно, к примеру: «На ступила зима». К моменту поступления в школу в активном словаре детей смогут отсутствовать кое-какие предлоги, к примеру, над, под, из-за, из-др и под. Ученики смогут понимать их пространственное значение, но в устной речи произносят их как «на», «па», «из». Исходя из этого и в письменной речи у них появляется смешение предлогов на — над, по — под, из — из-за, из — из-др и под.

Трудясь над предлогами, логопед обязан ставить перед собой следующие главные задачи:

1) организовать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;

2) организовать представление о предлоге, как об отдельном слове;

3) организовать навык верного потребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);

4) научить детей верно произносить предлоги, а после этого и верно писать их.

Начиная работу над предлогами, логопед обязан дать ученикам представление о том, что осознать размещение предметов в пространстве нам оказывают помощь мелкие слова1. Дабы проверить это, он раздает ученикам маленькие предметы (к примеру, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол, под стол, в стол, за стол, у стола и т. д. После этого дается такое же задание, не употребляя предлога (Положите кубики стол). Узнается, что дети не знают, куда нужно положить предмет, потому, что не было названо мелкое, но крайне важное слово.

Логопед растолковывает ученикам, что эти мелкие слова оказывают помощь нам осознать, где находится предмет, исходя из этого без них нельзя обойтись. Без мелких слов не получается предложение.

Каждое мелкое слово имеет собственный значение, и их запрещено

‘ Термином «предлоги» логопед может пользоваться лишь тогда, в то время, когда данный термин будет введен преподавателем в классе в соответствии с программой обучения родному языку.

Стр.70

путать. К примеру, слово на (направляться задание положить предмет на стол, на книжку, на тетрадь, на руку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. А мелкое слово под (направляться задание положить предмет под стол, под книгу, под тетрадь, под руку и т. д.) обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего-либо. Подобно логопед растолковывает значение некоторых вторых предлогов.

Для закрепления понимания семантического значения предлогов, и определения территории ближайшего развития логопед может предложить ученикам следующие задания.

1. Положите предмет на (в, под, за и т. д.) что-нибудь. Ответьте на вопрос

где?

Оборудование: разные небольшие предметы, к примеру, кубики, пирамидки, брусочки, игрушки и т. п.

Методические советы. Ученики, делая задание, кладут собственный предмет на другие предметы, кто куда захочет (на стол, на стул, на пол, на книгу и т. п.). Логопед предлагает детям взглянуть, где лежат предметы их товарищей, и выяснить, все ли верно выполнили задание. После этого задаёт вопросы, показывая на предмет самого ученика и предметы его товарищей: Где? Ученики отвечают одним мелким словом на (в, под, за и т. д.).

2. Посмотрите, где лежит предмет. Ответьте одним мелким словом.

Методические советы. Логопед берет в руки какой-нибудь маленький предмет, к примеру ручку, и кладет в разные места, любой раз задавая вопросы: Где? Откуда? Ученики должны ответить одним словом на, в, из, за, из-за, под, из-под и т. д. Логопед предлагает как возможно больше положений предмета, обозначаемых разными предлогами1.

3. Игра «Мелкие слова».

Оборудование: сюжетные картины, по которым возможно составить предложения с разными предлогами. К примеру: Под стулом спит собака. В коробке лежат конфеты.

Методические советы. Логопед выставляет все картины на фланелеграф, вызывает одного ученика и говорит, что он будет мелким словом под, после этого предлагает этому ученику выбрать собственную картину. Ученик берет нужную картину (под стулом спит собака), показывает ее остальным детям и говорит лишь предлог под. Подобно логопед трудится с другими картинами, вызывая поочередно всех учеников.

4. Игра «Куда спрятался?».

Оборудование: у каждого ребенка одна громадная картина с изображением, к примеру, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картина, вырезанная по контуру, изображающая, к примеру, кошку, книгу и т. п. В громадной картине сделаны прорези (см. рисунок), в каковые дети вставляют мелкие картины. Вероятные сочетания картин: шкаф — кошка, тумбочка — чайник, письменный стол — книга, дерево с гнездом — птица, ведро — лопатка, чашка — чайная ложка и т. п.

1 При исполнении детьми этого задания логопед может вносить соответствующие дополнения в «Неспециализированную речевую карту».

Стр.71

Методические советы. Логопед предлагает детям последовательно помещать мелкий предмет в, за, под, около, над и т. п. и любой раз задаёт вопросы: Где? Ученики отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

5. Прослушайте предложения. Назовите мелкое слово.

Методические советы. Логопед произносит предложения, четко выделяя голосом предлоги, ученики повторяют лишь предлоги.

Лена едет в трамвае. Сеня наблюдает из окна.

На ветке сидят снегири. Жучка залезла под крыльцо.

Над лесом летит самолет. Дети пошли в театр.

Ира спряталась за шкаф. Под деревом растут грибы.

Андрей вышел из класса. Игорь подошел к дому.

На последующих занятиях логопед последовательно трудится [ляд предлогами в, на. из. с, по, к, от, и]. Допускается работа на одном занятии сходу над двумя предлогами (к примеру: в, на; с; в, из; по, к) при условии, что дети не смешивают их в устной речи.

Представляется целесообразным начать работу с предлогов в, на. Как продемонстрировала практика, семантическое значение этих предлогов детям знакомо, следовательно, им будет легче понять грамматическое значение предлогов.

После этого в работу вводится предлог с. В большинстве случаев, дети осознаёт семантическое значение этого предлога, но в устной речи довольно часто им не пользуются. При работе над предлогом с мы параллельно продолжаем работу над предлогом на. Наряду с этим решаем две задачи: во-первых, облегчаем восприятие предлога с как отдельного слова по аналогии с предлогом на (от более привычного к менее привычному); во-вторых, усиливаем восприятие пространственного значения предлогов методом противопоставления.

1 Предлоги даны в соответствии с программой обучения родному языку. Работу над более сложными предлогами над, под, за, из-за. из-др и под. логопед продолжит при необходимости на втором году коррекционной работы. Методические приемы данной работы см. в разделе «Работа над предлогами».

Стр.70.

Подобно строится работа с предлогами в, из.

Предлоги по, к рассматриваются на одном занятии, потому, что их пространственные значения позволяют включить оба эти предлога в одно предложение (. . . идет по дороге к дому. . . . ползет по ветке к гнезду).

При формировании представления о предлоге как отдельном слове логопеду нужно обширно применять схемы предложения, вводя в них графическое изображение предлога в виде квадратика чёрного цвета.

Образцовые виды заданий

Предлоги в, на

1. Положите предмет на что-нибудь. Ответьте на вопрос где?

Обор уд о в а н и е: разные небольшие предметы, к примеру, карандаши, ручки, игрушки и т. п.

Методические советы. Ученики делают задание и отвечают словосочетанием, к примеру: на столе, на стуле и т. п.

2. Положите предмет в. Ответьте на вопрос где?

Оборудование то же.

Методические советы те же.

3. Разглядите картины, составьте по ним предложения из двух слов. Ответьте

на вопрос где? (на чем?). Повторите предложение полностью, составьте его графическую схему.

Оборудование: сюжетные картины: девочка сидит на стуле; яблоко висит на ветке и т. п.; графическая схема предложения для демонстрации на доске, графические схемы предложения по числу учеников.

Методические советы. Логопед показывает ученикам картину, дети составляют предложение из двух слов (Девочка сидит). Один ученик на фланелеграфе, остальные у себя на партах выкладывают схему этого предложения.

После этого логопед задаёт вопросы: На чем? Ученики отвечают: На стуле.

Логопед дополняет схему

и говорит ученикам, что мелкое слово в схеме предложения будет обозначаться квадратиком. Затем ученики проговаривают предложение полностью и чертят схему в тетрадях.

4. Задание то же.

Оборудование: сюжетные картины: конфеты лежат в коробке; дети едут в автобусе и т. п.; графическая схема предложения для демонстрации на доске, графические схемы предложения по числу учеников.

Стр.73

Методические советы те же.

5. Прослушайте словосочетание, подберите к нему по смыслу слово, обозначающее предмет. Составьте и начертите схему оказавшегося словосочетания.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске»

Методические советы. Логопед именует существительное с предлогом, к примеру, на поляне, и требует детей добавить одно слово, обозначающее предмет, помогая детям вопросом кто? либо что? Ученики додают по смыслу слово, проговаривают словосочетание полностью и ставят его графическое изображение на фланелеграф, к примеру: зайчик на поляне.

После этого дети чертят графическую схему в тетрадях, проговаривая каждое слово. Логопед требует от детей составления словосочетаний разной структуры.

на поляне, на дереве, на диване, на полу, на крыше; в коробке, в кармане, в буфете, в шкафу, в реке, в море

6. Прослушайте предложение. Скажите пропущенное мелкое слово на либо в.

Скажите предложение полностью.

.. . гнезде пищат птенцы. Платок лежит . . . кармане. Чайник кипит . . . плите. Рыба живет . . . реке. Вазу поставили . . . стол. Овощи реализовывают . . . магазине. Крот живет . . . почва. Цветы растут . . . клумбе. . . . роще поют птицы. Книга упала . . . пол. . . . дороге громадная лужа. Лена играется . . . гитаре.

7. Прослушайте предложения. Исправьте допущенные неточности.

На стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села в дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Белье висит на веревке. Алеша сунул руку на карман. Утром дети пришли в школу.

Предлоги на, с (со)

1. Выполните задания логопеда. Ответьте на вопросы.

Оборудование: разные предметы, лежащие на подоконнике, на полу, на парте, на полке и т. д.

Методические советы. Логопед дает одному из учеников задание: Забери книгу. По окончании исполнения задания логопед задает вопросы: «Где была книга?» (На полке.) «Откуда ты ее забрал?» (С полки.)

2. Разглядите картины. Составьте по ним предложения, отвечая на вопрос:

идет кто с чем? либо идет кто с кем?

Примерный список картин: мальчик с портфелем, мужик с чемоданом, дама с сумкой, бабушка с палкой, турист с портфелем, мальчик с собакой, девочка с кошкой, собака со щенками, мама с дочкой.

Стр.74

3. Игра «Сутки рождения».

Методические советы. Логопед говорит ученикам, что у Алены сейчас сутки рождения, для собственных гостей она приготовила бутерброды. Поразмыслите и сообщите, с чем Алена приготовила бутерброды. Ученики отвечают: С колбасой. С сыром. С рыбой. С вареньем и т.. д.

Логопед продолжает: «Пришли гости и стали пить чай. С чем гости выпивали чай?» Ученики должны ответить стереотипным предложением: Гости выпивали чай с бутербродами (с пирожными, с лимоном, с вареньем, с конфетами и т. п.).

4. С данным словосочетанием составьте предложение.

Методические советы. Логопед произносит словосочетание,

к примеру каша с маслом, и требует, дабы любой ученик придумал собственный предложение, не повторяя предложений товарищей (Я обожаю кашу с маслом. На ланч я ела кашу с маслом. Мама приготовила кашу с маслом и т. д.).

каша с маслом кофе с молоком

чай с лимоном суп с грибами

коробка с конфетами пальто с капюшоном

кастрюля с супом бутылка с молоком

чашка с блюдцем сумка с продуктами

5. Прослушайте предложения. Скажите пропущенное мелкое слово на

либо с.

Методические советы. Логопед требует от учеников четкого выделения предлогов голосом.

Дети повесили кормушки … березе. Солнце льет … почву золотые лучи. Лена дружит … Катей. Отлично кататься … коньках. Яблоко упало … яблони. … деревьев облетают желтые листья. Волчиха … волчатами вышла … охоту. Лена … Катей сидят … одной парте. Колобок … окна прыгнул … дорожку. Мячик прыгает … ступени … ступень.

6. Игра «Напротив».

Методические советы. Логопед именует предложение, к примеру: Лена легла в постель, и требует детей составить предложение про Лену, но с мелким словом с (Лена поднялась с кровати).

Бабочка села на ромашку. Яблоко упало с яблони.

Картину повесили на стену. Кошка спрыгнула с крыши.

Туристы сели на теплоход. Чайник убрали с плиты.

Лена уронила карандаш на пол. Пшеницу убрали с поля.

Вася влез на дерево. Тыкву убрали с огорода.

7. Прослушайте предложения, исправьте допущенные неточности.

Мама с дочки отправилась гулять. Молоток лежит на коробку.

Кошка с котятки лакала молоко. Шапка слетела с голова.

Дрова грузили на машина. Андрей нес банку с рыбки.

Миша наблюдает на лебеди. Снег лежит на деревья.

Предлоги в, из

1. Выполните задания логопеда. Ответьте на вопросы.

Оборудование: разные предметы, лежащие в портфеле, в пенале, в стакане, в тетради, в книге и т. п.

Стр.75

Методические советы. Логопед дает задание ученику: «Забери карандаш». По окончании исполнения задания задаёт вопросы: «Где был карандаш?» (В пенале.) «Откуда ты забрал карандаш?» (Из пенала.)

2. Разглядите предметы. Сообщите, что из чего сделано.

Оборудование: разные предметы, выполненные из разных материалов, к примеру: варежки, меховая шапка, стакан, ботинки, пиджак, ножницы и т. д.

Методические советы. Логопед показывает предмет и задаёт вопросы, из чего сделан (связан, сшит и т. п.) данный предмет. Дети отвечают: из шерсти, из меха, из стекла и т. д. Логопед требует четкого произнесения предлога.

3. Ответьте на вопросы полным предложением.

Где спит медведь зимний период? Откуда вылезет медведь весной?

Где живет белка? Откуда выскочит белка?

Где живет лиса? Откуда выйдет лиса?

Где живет волк? Откуда вылезет волк?

Где горят дрова? Откуда идет дым? ( в печке, из трубы)

Где кипит вода? Откуда идет пар? (в чайнике, из носика)

4. Составьте предложения с данными словами.

Методические советы. Логопед напоминает детям, что любой обязан составить собственный предложение, не повторяя ответ товарища.

в магазине, в реке, в лесу, в саду, в поле, в кармане, в сумке, в шкафу, в серванте, в холодильнике;

из деревни, из школы, из кинотеатра, из книги, из муки, из глины, из портфеля, из бумаги

5. С данными словами составьте два предложения: с мелким словом вис

мелким словом из.

мальчик, дом продукты, сумка яблоки, корзина

молоко, холодильник ласточка, гнездо пассажиры, поезд

люди, метро собака, конура закладка, книга

6. Прослушайте предложения. Посчитайте количество сто в каждом предложении. Назовите третье слово. Составьте схемы предложений.

Оборудование: личные графические схемы предложения.

Грибы растут в лесу. Лена выглянула из окна. Заяц выскочил из кустов. Пчелы живут в ульях. Земляника растет Б лесу. Веник стоит в углу. Лошади вышли из конюшни. Машина выехала из ворот. Нитки лежат в коробке. Зайцы живут в клетках.

7. Прослушайте предложения, изобразите их графически.

Книги лежат в портфеле. Ученики вышли из класса. Птенчик выпал из гнезда. Тропинка ведет в лес. В лесу расцвел подснежник. Из крана капает вода. Туристы пошли в поход. Саша выглянул из окна.

Предлоги по, к

1. Прослушайте два предложения. Сообщите, сколько слов в первом предложении

и какое количество во втором. Назовите слово, которое пропущено во втором предложении.

Мальчик идет по дороге. Мальчик идет дороге.

Мальчик подошел к дому. Мальчик подошел дому.

Гусеница ползет по ветке. Гусеница ползет ветке.

Гусеница подползла к яблоку. Гусеница подползла яблоку.

2. Прослушайте предложение. Посчитайте, сколько в нем слов. Назовите слово

по указанию логопеда. Составьте схему этого предложения, повторите предложение

по схеме.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске, личные графические схемы предложения.

Методические советы. Логопед произносит предложение и требует назвать первое (либо третье) слово в предложении (предлог).

Машина ехала по мосту. Лена бежит по тропинке. По морю плыл теплоход. По травинке ползет жучок. Кошка крадется по крыше. По лугу пробежал ветерок.

Мама подошла к плите. Собака подбежала к хозяину. К дому подъехала машина. К Лене пришли гости. Синицы подлетели к кормушке. К стенке поставили кресло.

3. Прослушайте предложения. Засуньте по смыслу мелкое слово к либо по.

FEE4080 Пальма радости


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: