Логопед раздает ученикам фигурки животных, сам берет фигурку человечка. На столе раскладывает картину с изображением дорожки, ставит на нее дерево либо навес, сделанные из подробностей детского конструктора. Передвигая фигурку по дорожке, логопед требует детей составить предложение (Человек идет по дорожке) и выделить предлог. По окончании ответа детей логопед вывешивает на доску карточку с предлогом по.
После этого логопед помещает фигурку под дерево либо под навес. Ученики составляют следующее предложение (Человек стоит под деревом) и именуют предлог под. Логопед вешает на доску карточку с предлогом под. После этого ученики просматривают эти предлоги, сравнивают их по написанию и звучанию.
После этого ученики по просьбе логопеда помещают собственные фигурки под разные предметы либо передвигают их по поверхности разных предметов и составляют предложения, выделяя голосом предлог по либо под. Логопед смотрит за произнесением предлогов и правильным употреблением.
Образцовые виды заданий
1. Разглядите картины. Составьте по ним предложения. Поставьте картину под соответствующий предлог.
Оборудование: картины, по которым возможно составить предложения с предлогами по и под, к примеру: Мальчик идет по дороге; Собака лежит под крыльцом; карточки с предлогами по и под, расположенные на фланелеграфе.
Методические советы. Дети попеременно выходят к доске и делают задание. Логопед смотрит за четким проговариванием окончаний и предлогов имен существительных.
2. Прослушайте словосочетания. Засуньте предлог по либо под. Повторите словосочетание полностью.
скрывается … стул идет … тропинке
потекла … почва поставили … кровать
разлили … полу поднялись … крышу
живет … почвой пробирается … крыше
вырос … березкой бежит … дороге
3. Прослушайте словосочетания. Изобразите их графически, впишите в схему предлог по либо под.
4. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит».
Катится Колобок по дорожке. Под окном сидит старуха. Бродит медведь по лесу. Скачут кони по лугу. Села Аленушка под яблоньку. Туча по небу идет. Бочка по морю плывет. Под елью валялись шишки. Ласточка свила гнездо под крышей.
5. Из данных слов составьте словосочетания, верно изменяя слова.
ползет, ветка, по бродили, по, лес
под, поселился, куст спрятался, шкаф, под
юркнула, под, листик скользили, лед, по
6. Придумайте предложения с данными предлогом и словами по либо под.
ложка, стол автобус, улица
заяц, поле жук, ветка
скамья, рябина шарик, шкаф
7. Прослушайте словосочетание. Отвечая на вопрос, скажите слово-показатель.
Повторите оказавшееся словосочетание. Начертите его графическую схему.
Пример: едет по пыльной дороге.
едет по (какой?) дороге вырос под (какой?) осиной
бродит по (какому?) лесу сидит под (каким?) кустом плывут по (какому?) небу бегали под (каким?) деревом
8. Прослушайте начало предложения. Закончите его по схеме. Скажите предложение полностью.
Змея ползет Полочку прибили Зайчик бежал Путники уселись
9. Придумайте предложения с предлогами по и под. Начертите в тетрадях
схемы составленных предложений.
10. Прослушайте предложения. Разглядите схемы. Все ли верно в схемах?
Исправьте неточности.
Методические советы. Возможно применять лексический материал задания 2. Логопед именует словосочетание, не опуская предлог.
Стр. 142
Листья летят по ветру.
По небу плывет облако.
Кот сидит под столом.
Под дубом лежат желуди.
Лодка плывет по реке.
11. Пристально прослушайте предложения. Все ли верно в предложениях? Исправьте неточности.
Жук ползет под траве. Рыбы живут под водой.
Книга упала по стол. По почвой живет крот.
Лена идет по дороге. Под реке плывет лодка.
Предлог над
Начиная работу над этим предлогом, логопед предлагает ученикам положить карандаш на стол. В то время, когда ученики выполнят это, логопед задает вопрос, возможно ли положить карандаш над столом. Дети говорят, что запрещено, потому, что предлог над обозначает положение предмета в воздухе, значит, карандаш возможно лишь держать над столом.
Стр.143
После этого логопед дает ученикам различные задания: держать карандаш над книгой, над пеналом, над тетрадью, над полом, над головой и т. п.— и любой раз задаёт вопросы: Где} Ученики отвечают: над книгой, над пеналом и т. д.
Затем логопед без звучно помещает предмет, к примеру, мяч, над разными предметами и задаёт вопросы учеников: Где мяч? Ученики отвечают: мяч над столом, мяч над стулом и т. д.
Примерные. виды заданий
1. Игра «Что над чем?».
Оборудование: на столе у логопеда разные маленькие предметы либо игрушки, к примеру, кубик, пирамидка, мяч, карандаш.
Описание игры. Логопед поочередно приводит к ученикам к столу, дает задание: Держи кубик над мячом — и задаёт вопросы: Где кубик? (Кубик над мячом.) После этого: Держи мяч над кубиком. Где мяч? (Мяч над кубиком.) И т. д.
2. Разглядите картину, сообщите: что над чем?
Примерный список картин: самолет над лесом, гуси над озером, солнце над лесом и т. п.
Пример ответа: Самолет над лесом. Гуси над озером.
3. Прослушайте словосочетания. Дополните их словами, обозначающими воздействие. Скажите предложения полностью. Начертите схемы предложений.
Стр.144
Пример: висит. Лампа висит над столом.
Лампа … над столом. Над головой … шары.
Картина … над диваном. Над озером … утки.
Чайки … над морем. Над крышей … голуби.
Самолет … над лесом. Над нами … комары.
4. Прослушайте словосочетание. Назовите слово и предлог, которое к нему относится. Изобразите это графически.
Пример: над цветами.
Бабочки над цветами. Над лесом туча. Комары над болотом.
Ласточка над гнездом. Ковер над кроватью. Над лугом шмели.
5. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит».
Начертите схему.
Над лесом показалось солнце. Пчелы кружились над ульем. Над березами кружили грачи. Над нами вилась мошкара. Коля живет над Милой. Над селом пролетел вертолет.
6. Составьте словосочетание из данных слов. Назовите предлог.
река, мост двери, провода почва, туман
крыша, флаг лампа, стол цветы, пчелы
стрекозы, река дерево, жуки ковер, диван
7. Игра «Наряжаем елку».
Оборудование: мелкие игрушки и полиэтиленовая ёлка.
Описание игры. Логопед говорит детям, что сейчас они будут наряжать елку, и на нижние ветки вешает 4—5 игрушек. После этого логопед вызывает поочередно детей и предлагает им повесить названную игрушку над той, которая уже висит, к примеру, шишку над хлопушкой, и задаёт вопросы ребенка, куда он повесил шишку (Я повесил шишку над хлопушкой): Игра длится , пока дети не развесят все игрушки. Затем логопед предлагает детям налюбоваться нарядной елочкой и заявить, что над чем висит. Дети именуют по одному либо два предложения, к примеру: Снежинка висит над шариком. Рыбка висит над грибком и т. д. Любой ребенок, верно составивший предложение, приобретает мелкий приз.
8. Прослушайте словосочетание. Назовите, сколько в нем слов. Засуньте еще
слово, которое обозначает показатель. Скажите оказавшееся словосочетание.
Начертите его схему.
Пример: над пестрыми цветами.
над цветами, над рекой, над крышей, над лесом, над почвой, над травой, над книгой, над столом, над прудом
9. Прослушайте предложение. Подсчитайте в нем количество слов. Какое место по счету занимает предлог, назовите его и слово, с которым он «дружит».
Стр.145
4. Прослушайте словосочетание. Повторите слово и предлог, с которым он «дружит». Изобразите их в тетрадях.
над
Методические советы. По ходу работы логопед обращает внимание учеников на трансформацию окончания существительного в зависимости от предлога.
5. В эти словосочетания засуньте предлог на либо над. Скажите словосочетание полностью, выделяя голосом предлог.
6. Прослушайте предложение. Повторите слово и предлог, с которым оно «дружит». Запишите их по примеру.
Пример: на
Белка спустилась на землю. Над ромашками порхали бабочки. Поднимается над лесом солнышко. Утки опустились на берег. Небо над лесом посветлело.
7. Прослушайте предложение. Сосчитайте количество слов в предложении.
Каким по счету стоит предлог? Назовите его.
Над полем летают грачи. Комбайны трудятся на поле. Прокатился над лесом гром. Стрекозы летают над озером. Лоси вышли на дорогу. На стол поставили вазу. Вьются над головой комары. Над рекой поднимается туман.
8. Прослушайте предложение. Разглядите его схему. Какого именно слова нет в услышанном предложении? Придумайте его. Скажите предложение по схеме, повторите
слово и предлог, с которым оно «дружит».
9. Разглядите схемы. Придумайте по ним предложения с предлогом на либо над. Повторите слово и предлог, с которым он «дружит».
Листва шумела над головой. Над цветущими яблонями жужжали пчелы. Голуби летали над крышей. Вика склонилась над любопытным книгой. Над лесом нависли чёрные облака. Над горизонтом показался месяц.
10. Прослушайте предложения. Отыщите и исправьте неточность. Скажите
предложения верно.
Ивы склонились над (реке). Шары висели над (флажки).
Над (Вася) живет Алеша. Над (цветы) жужжали пчелы.
Мама склонилась над (сына). Жуки летели над (деревья).
Над (палуба) кричали чайки. Миша трудился над (задачи).
11. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Назовите предлог.
звонок, над, висеть, дверью доктор, больным, над, склонился деревней, журавли, летели, над , вертолет, лесом, пролетел болотом, над, туман, поднимался над, чайки, волной, летали
Предлоги на, над
При дифференциации предлогов на и над нужно смотреть за тем, дабы ученики четко проговаривали эти предлоги. В начале работы целесообразно пользоваться табличками с написанными на них предлогами на и над.
Образцовые виды заданий
1. Ответьте на вопрос где?, именуя лишь предлог.
а) Положите карандаш на стол. Положите карандаш на руку.
Держите карандаш над столом. Держите карандаш над рукой.
б) Положите карандаш на стол, а ручку держите над столом.
Положите карандаш на руку, а ручку держите над рукой.
2. Разглядите картины. Отберите лишь те, по которым возможно составить
предложение с предлогом на.
Поразмыслите, с каким предлогом возможно составить предложения по оставшимся картинам.
Примерный список картин: на столе стоит стакан, над лесом летит самолет, девочка сидит на скамье, лампа висит над столом и т. п.
3. Разглядите картины. Сообщите, что на что возможно положить. Что над чем
возможно поместить?-
Список картин: птица, дерево, бабочка, цветок, лампа, стол.
Пример ответа: Птица на дереве. Птица над деревом.
Стр.146
Пример схемы:
лежит на окне висит над окном сидит на крыше летит над крышей
над
лезет … дерево спит … кровати валяется … полу катается … коньках
Майка сушится на веревке. Тучи плывут над городом. Сливы лежат на тарелке.
растет на земле кружит над почвой плавает на озере летит над озером
порхает … цветком висит … дверью машет … головой встал … рекой
Роса сверкает на траве. Ворона кружит над гнездом. Солнце поднимается над лесом.
10. Прослушайте предложение. Отыщите и исправьте неточность.
Методические советы. При затруднении логопед обращает
внимание детей на верный выбор предлога на либо над.
Пчелы летели на лугом. Бабочка села над ромашку. На озером светила луна. На вареньем летали мухи. Белье повесили над веревку. Над скатерти было пятно.
11. Прослушайте предложение. Отыщите и исправьте неточность.
Методические советы. Логопед обращает внимание детей
на окончание имени существительного.
Котенок дремал на ковриком. На яблоня висели румяные яблоки. Над болоте летели журавли. На клумбой расцвели цветы. Над чайник поднимался пар. Ива склонилась над река.
12. Прослушайте предложение. Отыщите и исправьте неточность.
Лена положила платье над стулом. На трубе вьется дымок. Дети загорали над берегом моря. На городе кружился снег. На двери повесили звонок.
13. Прослушайте предложение. Разглядите его схему. Отыщите неточность в схеме
и исправьте ее.
Вова сидит на стуле. Шмели летали над полем.
Лена едет на санках. Гуси летели над озером.
Коля катался на коньках. Ива склонилась над водой.
Закрепление предлогов
1. Прослушайте предложение. Подсчитайте количество слов. Каким по счету
стоит предлог? Назовите его.
Муравей спрятался под листиком. Над морем кружатся чайки. Сережа дотянулся из кармана перочинный ножик. К вечеру буря утихла.
Из густых кустов выскочил зайчик. С еловой ветки упала шишка. Рак жил под ветхой корягой. Ушла рыбка в светло синий море.
2. Прослушайте предложение. Засуньте пропущенный предлог.
Лягушки прыгали … кочкам. … реке плеснула громадная рыба. Лошади выбежали … конюшни. Тракторы вышли … поля. … Москвой светят Кремлевские звезды.
Красна женщина сидит … темнице, коса … улице. (Морковка.) … елками лежит мешок … иголками. (Ежик.) … бородой, а не старик, … рогами, а не бык. (Коза.)
3. Из данных слов составьте предложения. Назовите предлог.
птичка, ветка, на, сидит снегу, по, бежал, зверек полянках, росли, на, подснежники деревьях, на, листочки, первые, показались шила, Вера, платье, синей, из, ткани дед, чай, с, вареньем, вишневым, выпивал
4. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Впишите в схему предлог.
Овощи лежат в корзине. Саша приехал из деревни. Рыба живет под водой. На грядке выросли огурцы. Мальчик бежал по тропинке. Над лесом сгущались облака.
Работа над слого-звуковым составом слова
К концу второй четверти обучающиеся 1-х (III) классов знакомятся со всеми буквами алфавита, заканчивают изучение букваря и овладевают элементарными навыками письма. Как показывает опыт, у детей, имеющих неспециализированное недоразвитие речи, конкретно в это время появляются дисграфические неточности на письме, такие, как пропуски слогов и букв, наращивание слова слогами и буквами, искажение слов, перестановка слогов и букв и т. п. Исходя из этого переходим к работе над слого-звуковым и звуко-буквенным составом слова.
В начале работы над слоговым составом слова логопед уточняет представление детей о методах образования звуков, о согласных и гласных звуках, подчеркивает отличие гласных звуков от согласных (при произнесении согласных звуков во рту имеется преграда для воздушной струи, а при произнесении гласных эта преграда отсутствует). Ученики делают пара заданий на различение согласных и гласных звуков.
Образцовые виды заданий
1. Игра «Светофор».
Оборудование: у каждого ученика по одному кружку светло синий и красного цвета.
Описание игры. Логопед именует попеременно согласные и гласные звуки, ученики поднимают соответственно красный либо светло синий кружок. Один из учеников растолковывает, по какой причине услышанный звук гласный либо согласный (во рту имеется преграда для воздуха либо ее нет).
2. Прослушайте последовательность звуков. Назовите сперва лишь гласные, позже лишь
согласные.
Методические советы. Логопед именует первый ряд из 5—6 звуков, в котором согласных и гласных приблизительно поровну, и требует детей выполнить задание. После этого он произносит следующий последовательность звуков, и работа длится.
Стр.148
3. Запишите гласные буквы красным цветом, согласные — синим.
Методические советы. Логопед в медленном темпе именует
вперемешку согласные и гласные звуки и смотрит за правильностью исполнения задания, исправляя неточности детей по ходу работы.
4. Спишите буквы в две строки: в первую — гласные, во вторую — согласные.
Оборудование: 15 карточек с буквами, среди которых все шесть гласных.
Уточнив различие между согласными звуками и гласными, логопед переходит к формированию у учеников навыка верного деления слов на слоги с одновременным выделением гласных.
Самый распространенной дисграфической неточностью есть пропуск букв, довольно часто пропуск конкретно гласных. Исходя из этого выделение гласных из слов есть крайне важным этапом коррекционной работы.
Стр.149
Выделение гласных преследует две цели: во-первых, исправление и предупреждение одной из самых распространенных дисграфических неточностей, во-вторых, уточнение понимания слогообразующей роли гласных.
При выделении гласных из слова и слога логопеду направляться не забывать, что в работу включаются лишь гласные звуки (буквы) а, о, у, ы, э, и.
Образцовые виды заданий
1. Прослушайте слово. Выясните количество слогов и гласных в слове.
Изобразите слово графически. Надпишите гласные над слогом.
Методические советы. Логопед произносит слово, выделяя голосом гласные.
о . ы » э
Пример: ‘ ‘
кот, дом, бык, мак, сок, сын, дуб, кит рыба, ноги, руки, мыло, кони, липа, рама
2. Разглядите и назовите картины. Начертите графические схемы слов. Впишите в схемы гласные.
Примерный список картин: стол, куст, кран, лист, сыр, рыба, фрукты, шапка, луна, крыша, труба.
3. Спишите слова. Поделите их на слоги.
Пример: ры-ба, сум-ка, ко-мар.
сани санки шарик
губы палка рукав
ваза мосты кусок
4. Прослушайте слова. Выясните количество слогов и гласных в слове. Начертите его схему, впишите в схему гласные.
Стр.150
Методические советы. Логопед произносит слова так, как они пишутся, легко протягивая гласные. При графическом изображении слова логопед требует послогового проговаривания. Выделять гласные возможно двумя методами: 1) при проговаривании слога ребенок сходу выделяет гласную и пишет ее над соответствующим слогом; 2) сперва ребенок чертит схему, проговаривая слоги, после этого произносит по порядку любой слог, выделяет гласную и надписывает ее над соответствующими слогами.
рыбаки, лимоны, сапоги, машина, пироги, лопухи, комары
5. Спишите слова, дробя их на слоги, выделите гласные.
ра-бо-та кар-ти-на ро-маш-ка по-ми-дор
га-ло-ши кол-ба-са ма-шин-ка ко-ри-дор
са-по-ги сол-да-ты по-душ-ка са-мо-вар
шап-… мыш-…
6. Спишите слова по слогам, добавив слог ка. Выделите гласные.
…-ток …-ша
ру-…-ва за-…-зы
7. К данному слогу подберите из скобок слоги так, дабы оказалось слово.
Напишите слова, выделите гласные.
за… (бор, вод, кон, мок) ку… (ры, сок, лак, лик) ры… (ба, си, бак, нок)
8. Игра «Составь слово».
Оборудование: слоги, из которых возможно составить двухсложные слова.
Описание игры. Половину подобранных слогов логопед раздает детям. Оставшиеся слоги поочередно выставляет на фланелеграф и предлагает детям подобрать слог так, дабы оказалось слово. Ребенок ставит собственный слог и просматривает оказавшееся слово.
9. Игра «Оказалось слово либо не получилось?..».
Оборудование: слоги, из которых возможно составить двухсложное слово.
Описание игры. Логопед выставляет вперемешку все подобранные им слоги на фланелеграф. После этого показывает указкой на два слога, предлагает детям прочесть их и сообщить, оказалось слово либо не получилось.
10. Игра в домино «Составь слово.
направляться.151
Описание игры. Логопед ставит на фланелеграф первую карточку, остальные раздает детям. Ученики подбирают слоги и составляют слова, по окончании чего все слова прочитывают.
11. Разглядите и назовите картины, из данных слогов составьте заглавия
картин, запишите их.
Список картин: мыши, жуки, коза, лимон, забор, комар, школа, слоны, круги, кустик, балкон, карман.
ши, мы мон, ли ла, шко тик, кус
ки, жу бор, за ны, ело кон, бал
за, ко мар, ко кру, ги кар, ман
12. Разглядите и назовите картины. Из данных слогов составьте заглавия
картин, запишите их по слогам.
Оборудование: предметные картины, на которых изображены малина, голова, сорока, корова, сапоги, молоко; под картинами написаны вперемешку слоги, из которых состоят заглавия картины.
13. Прослушайте слова. Выясните в них количество слогов. В первоначальный столбик
начертите схемы односложных слов, во второй двухсложных. Вписывайте в схемы
гласные.
раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон
14. Прослушайте слова. Выясните в них количество слогов. В первоначальный столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй — трехсложных. Вписывайте
в схемы гласные.
Методические советы. Трехсложные слова логопед произносит так, как они пишутся.
банка, крупа, бабушка, ложка, катушка, рубаха, сливы, сахар, бусы, корзина
15. Графический диктант.
Методические советы. Логопед диктует вперемешку слова, складывающиеся из одного, двух либо трех слогов. Дети чертят их схемы, вписывают в схемы гласные. Возможно применять лексический материал прошлых заданий.
Научив детей выделять гласные звуки в слове и дробить слова на
слоги, целесообразно перейти к практическому усвоению ударения.
Главной целью данной работы есть формирование у детей навыка
слышать и выделять сперва ударный слог, а после этого ударную гласную. —
Ученикам предлагаются те же задания, каковые давались ученикам шестилетнего возраста в прошлой главе.
В работе возможно применять сказку «Братья — звуковые мастера».
«Жили-были братья — звуковые мастера Л, О, У. У каждого мастера был звуковой молоточек. Ударит мастер А молоточком по звуку а, и тот зазвучит продолжительно и звучно. Мастер О бил моло-
Стр.152
точкой по звуку о, мастер У — по звуку у. У мастеров довольно много работы, поскольку без ударения ни одного слова не скажешь. А слов так много, что втроем не совладать. К тому же братья-мастера были громадные спорщики. Как встретят слово, так и начинают спорить, кому ударить молоточком.
в один раз братья пошли на скотный двор. (Логопед выставляет картины, на которых изображены корова, кони, овцы, козы, коза, баран, собака.) «Ой, да тут все слова мои»,— сообщил мастер О. «Нет,— сообщил мастер А,— и для меня тут работа имеется!» (Логопед предлагает детям поразмыслить, по каким словам ударит своим молоточком мастер О, а по каким — мастер А.) Пригорюнился мастер У: «Нет для меня тут работы!»
Пошли братья на птичий двор. А в том месте гуляют петух, курица, гуси, утки. (Как вы думаете, парни, для какого именно брата-мастера тут найдется работа?) Внезапно прилетели голуби. (Как вы думаете, ударит мастер У по этому слову?) Для какого именно мастера эта работа?
А позже все братья пошли в магазин. (Кто из них выберет вафли, кто сушки, кто соки? Кому дастся пастила?) Захотелось им приобрести еще вишни и дыню. Собрались около и спорят, кому ударить по ним молоточком. Ударил братец О, оказалось вошни, доня. Ударил братец А. Что оказалось? (Вашни, Даня.) Ударил братец У. Что оказалось? (Вушни, дуня.) Как же быть? Кто окажет помощь? Нужно позвать еще двоих братцев-мастеров — И и Ы.
С другими братцами — звуковыми мастерами мы познакомимся позднее».
Потом начинается работа над гласными второго последовательности. Логопед может применять сказку об образовании гласных второго последовательности, приведенную в прошлой главе. По окончании того как дети познакомятся с образованием гласных второго последовательности, в таблицу гласных, висящую на доске, добавляются соответствующие буквы.
Образцовые виды заданий
1. Прослушайте слова. Какую букву вы напишите в начале слов? Запишите
эту букву.
яблоня, ягода, якорь, яма, броский, ярмарка, ядерный ежик, елочка, ершик, елочный, екнуло, емкий юг, южный, юный, парень, юла, юбка, Юля ем, ели, ельник, ездить, ель
Слова для объяснения: ершик, ядерный, екнуло, емкий, юный, ельник.
2. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.
Методические советы. Логопед именует слова, данные в
задании 1, вперемешку и смотрит за верным исполнением задания.
3. Прослушайте слова. Начертите их графические схемы. Надпишите гласные
второго последовательности над соответствующим слогом.
Стр.153
яма, края, рояль, приятели, ярмарка, друг, Яша, Ульяна
водоем, елка, льет, выпивает, поем, Соловьев
знаю, выпиваю, комфортный, каюта, метель, приют, Южный
кроет, плавает, приехал, ель, ехал
Слова для объяснения: друг, водоем, комфортный, приют.
4. Прослушайте слова. Запишите первую букву.
якорь, август, адрес, яблоко, азбука, ябеда, аист, ягода ежик, около, елка, облако, обнял, неспециализированный, ершик, емкий узкий, юбка, узел, парень, угол, удочка, южный, юный, утка ельник, экран, в случае, если, эскимо, эстрада, ездить, эхо, ели, эти, это
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Трудясь над формированием понятия о мягкости и твёрдости согласных и двух методах смягчения согласных, принципиально важно научить детей различать на слух жёсткие и мягкие согласные и соотносить мягкость и твёрдость согласного с последующей гласной буквой либо мягким знаком.
В ходе работы возможно применять сказку «Тим и Том».
«Жили-были два брата. Одного кликали Том. Он был дистрофичным, высоким и таким же жёстким, как звук т, с которого начинается его имя. Он постоянно выбирал себе то, что начинается с жёстких звуков. Он не ел тянучек, но весьма обожал томатный сок. Он носил пальто и ни при каких обстоятельствах не надевал пиджак. Он не брал в руки мяч, но с наслаждением пускал мыльные пузыри и игр в морской бой.
А второй брат, которого кликали Тим, был мягкий, кругленький и пухлый. Он обожал все то, что Начинается с мягких звуков, как его имя: тефтели, леденцы, пирожное, кисель.
Братья весьма дружили. В то время, когда Тим рисует, Том — раскрашивает. В случае, если Том берет в руки дудочку, Тим сходу начинает дирижировать. Они ни при каких обстоятельствах не выбирали одинаковые вещи, исходя из этого ни при каких обстоятельствах не ссорились. Им так как не приходилось выхватывать приятель у сласти и друга игрушки.
Вот в один раз Том и Тим решили отправиться в путешествие.
(Давайте поможем им собраться. Логопед предлагает ученикам разглядеть картины, назвать их, поразмыслить, какие конкретно предметы обязан выбрать какие Тим и Том. Кто выберет: портфель, а кто заберёт ранец? Что положит в портфель Тим, а что заберёт Том? (Картины: котелок, миска, вилки, ложки, ножик, пакет с молоком, бутылка с кефиром, колбаса, ветчина.) Кто обуется в кеды, а кто в кроссовки? У кого из братьев на голове будет шапочка, а у кого берет?)
Вещи и продукты собраны, возможно отправляться в путь. Но по какой дороге? Одна ведет в лес, а вторая на луг. По какой дороге захочет пойти Тим, а по какой Том? Но Том и Тим — приятели. Они решили пойти по самой опушке леса. Тут не редкость довольно много
Стр.154
грибов. (Кто будет собирать лисички, маслята, сыроежки, белые, рыжики?) А вот и речка. В ней возможно наловить рыбы. В речке довольно много различной рыбы. (Кому на удочку попадется сом, пескарь, лещ, плотва, линь?)
Пора устраивать привал. Том и Тим разводят костер и делают шалаш. (Кто принес ветки для шалаша, а кто валежник для костра?) Обед готов. (Кому окажется по вкусу рис, а кому рыба? Кто будет выпивать кисель, а кто компот?) По окончании обеда Том и Тим укладываются дремать. (Кому приснится сон про Тампарама, а кому про Тимпи-рима?)
В то время, когда Том и Тим проснулись, они решили поиграть в собственную любимую игру: «Жёсткое и мягкое». В данной игре Том именует слог, что начинается с жёсткого согласного звука. А Тим именует слог, что начинается с мягкого согласного звука. Давайте и мы с вами сыграем в эту игру.
Вариант 1. Логопед выставляет на фланелеграф карточки со слогами, к примеру, пи, пы, ту, тю, ри, ры, ло, лё, в том месте, тям, вол, вёл, риш, рыш и т. д. Дробит учеников на две команды: одна команда Тома, вторая — Тима. Ученики из команды Тома поочередно выбирают соответствующие слоги и помещают их в один столбик. Ученики из команды Тима помещают слоги в второй столбик.
Вариант 2. Ученик из команды Тома выбирает карточку, на которой написан слог с жёстким согласным, и ставит ее на доску. Ученик из команды Тима выбирает слог с мягким первым звуком. В случае, если ученик подобрал слог верно, то ему предоставляется право выбрать любой слог с мягким согласным в первых рядах, т. е. продолжить игру. Ученик из команды Тома подбирает к нему парный. И т. д.
В конце игры возможно предложить детям следующее задание: Что заберёт себе мягкий Тим, а что жёсткий Том? (Вату, кирпич, пух, дерево, подушку, металл, снег, лед.) В случае, если при ответе ученики не будут ориентироваться на мягкость и твёрдость самих предметов, т. е. их свойства, значит, у них сформировалось понятие о жёстких и мягких звуках и они уже не смешивают звуковую форму с их лексическим значением.
Делая предлагаемые потом задания, логопед может пользоваться этими образами — Тома и Тима, вводить элементы игры, применяя уже привычные образы из сказки «Тим и Том».
Образцовые виды заданий
1. Прочтите слоги. Сообщите, как звучит согласный в слогах первой строки и в слогах второй строки. Какие конкретно гласные написаны по окончании жёстких согласных, какие конкретно — по окончании мягких?