Из этого и фольклористика как наука призвана полностью собирать и изучать разные проявления судьбы народа как элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не есть она только филологической наукой (либо частью такой), наоборот, она делается абстрактной и непонятной в отрыве от этнографии, религиоведения, археологии, философии и социологии истории. Попытка представить русскую сказку, былину, песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во всех нюансах его исторического развития оборачивается искривленным истолкованием этих полезнейших монументов русской культуры, отразивших все главные вехи ее становления.
У нас так как как принято относится к фольклорным произведениям? К сказке, к примеру? Как к чисто развлекательному жанру. А сказке той, возможно, десятки тысяч лет и донесла она до нынешних дней дыхание отечественных далеких прапредков, осколки их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Либо так называемый обрядовый фольклор, связанный среди них и с старейшими народными празднествами: Коляда, Масленица, Кострома, Иван Купала и др. Тут соединено все — и остаткиязыческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытныйритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, появившиеся вглубинах тысячелетий и веков, передавались из поколения впоколение, закреплялись в обрядовой символике и слове,демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил,проявлявшихся в смене времен года, ночи и дня, закономерностяхдвижения на небосводе (иллюзорного, как мы знаем) Солнца, Луны,звёзд и других светил.
На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем фольклор и наука. Но в случае, если вдуматься — имеется между ними однанесомненно неспециализированная черта. Это — метод описания ивоспроизведения действительности. И фольклор и наука пользуютсяодним и тем же универсальным языком знаков.
Символическую форму имеют и логические абстракции, и философские категории, и художественные образы, и мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в словесно-знаковую, а следовательно — символическую оболочку).
Естественные науки предпочитают излагать добытое хорошее знание на символическом языке математики либо иным методом -как это имеет место в химических формулах. Возможно, такова по большому счету природа человека — отражать мир в символической форме?
А возможно, сам человек и имеется источник и главный символ Мироздания всех других знаков? Знаки не существуют сами по себе, а в качестве таковых они должны быть преломлены через сознание. На Земле человек — основной носитель сознания. Как Микрокосм он формирует образ, картину, знак Микрокосма, преломляя его через собственный сознание. Следовательно, и сам человек выступает как обобщенный знак Макрокосма.
Человек привержен, привязан к символам и знакам как некоторым обобщающим настоящим ориентирам, отторгнутым в субстратной форме от него самого (им самим либо объективно вычлененных природой). человечество и Человек просто не смогут существовать без знаков и знаков, воображая и сам Космос в виде глобального небесно-звездного знака. Потому что то звездное небо, что дано человеку в виде зрительных ощущений: комплект структурно-организованных созвездий, изменяющих собственный положение в течение ночи и перемещающихся среди них по определенным законам Луны и планет (а днем — Солнца), — все это всего лишьрезультат размещения и местоположения самого человека навращающейся нашем планете. Но познает он Громадный Космос,отталкиваясь конкретно от данной картины-знака звездного неба,попадая в глубь Вселенной и открывая ее настоящие законы.
Происходит это методом преодоления самоочевидной и чувственно данной построения и картины на базе достигнутых знаний той либо другой научной модели, приближающей нас к постижению истины.
Космический символ (как и каждый символ по большому счету) — в любой момент некое вторичное явление, показывающее на некую скрытуюпервопричину, далеко не всегда явную и доступнуюнепосредственному познанию. В этом смысле постоянную смену дняи ночи возможно разглядывать как соответствующие символы,показывающие на настоящую обстоятельство — вращение Почвы вокругсобственной оси. Совершенно верно так же циклическая смена времен года (весна — лето — осень — зима) — Солнца и следствие движения, обусловленное высшими космическими силами. Длялюдей же ночи и смена дня либо смена времен года может выступатьв форме определенных знаков, проверенных многократным опытом ислужащих точкой отсчета множества вторых явлений, событий инеобходимых действий. К примеру, спиралевидный орнамент,пронизывающий историю всемирный культуры от самых ее истоков,имеет несомненную космическую кодировку. Вопрос только в том:воспринял ли человек данный космический знак самостоятельно илиже сам Космос владеет неизвестными до тех пор пока каналами, и по нимпередаются и кодируются соответствующие закономерности. Так илииначе, спиралевидные структуры пронизывают не только разумнуюжизнь на Земле, но и ее бессознательные формы (раковинынекоторых моллюсков).
Сущность не только людских взаимоотношений, но и взаимоотношений всего животного мира — в исполнении разнообразные обрядностей. Так вычислял Николай Алексеевич Умов (1846 — 1915) — выдающийся русский ученый-космист, еще в начале 70-х годов прошлого века, задолго до первых публикаций по теории относительности выдвинувший идею о сотрудничестве массы и энергии, и о том, что энергия пропорциональна массе. Уже животные метят экскрементами и мочой занятую ими территорию. И эти метки делают функции знаков-знаков, обусловливая поведение животных на помеченной территории. А брачная обрядность в животном мире? То же и у людей, но в их жизни обряды, ритуалы, символы и знаки играются полностью решающую роль, в особенности с возникновением письма, искусства и т.п. Говоря в общем, в публичной судьбе роль метки играются и кое-какие канонизированные тексты — священные писания, законы, конституции, уставы публичных партий, множество регламентирующих запретов и правил. Все это может функционировать и в устной форме. Но превратившись в утвержденный и принятый текст (заново упорядоченная письменная совокупность), они обретают самодовлеющую, независимую самостоятельность, выступая в форме некоего окончательного критерия для действий людей. Возможно, это незыблемый природно-обусловленный естественно-исторический закон. Космическая упорядоченность проецируется на публичные отношения в виде определенного строя, алгоритмов действий и обязательных запретов, облеченных в некие ритуалы. А это, со своей стороны, нереально без многоцветной и строгой вместе с тем совокупности знаков, включающих языковые и знаковые формы.
Таковой механизм связи между Микрокосмом и Макрокосмом, а также в структуре самого Микрокосма, по всей видимости, запрограммирован в законах природы сначала и есть ее собственного рода самоохранительным началом. Человеку изначально раз и окончательно не разрешено переступать некую запретную границу, он обречен воображать (познавать) глубинные законы Космоса и материи лишь при помощи разнообразные знаков, включая и мысленные абстракции. Выход за данный символический барьер вероятен, но лишь посредством теоретического воображения, а оно само по себе кроме этого воображает только оперирование знаками. Воображение питает и фольклорные образы, и знаки-мифологемы.
И древний мудрец, и ведийский жрец, и славянский волхв, и современный ученый говорят приблизительно об одном и том же, пробуя обрисовать одну и ту же объективную действительность, но применяя наряду с этим разные совокупности знаков и выстроенных на их базе языков. Тут, кстати, лишний раз подтверждается узнаваемый тезис Алексея Федоровича Лосева (1893 — 1988),сформулированный в его хорошем труде Диалектика мифа:любая наука сопровождается и питается мифологией, черпая изнее собственные исходные интуиции17. С позиций единыхзакономерностей выражения действительности через знаки ипостижения действительности через знаки современная наукастоль же мифологична, сколь научна любая мифология.
Современные естественно-математические науки, включающие ее ответвления и космологию, ничто без упорядоченных математических знаков. При помощи этих знаков создается научная картина мира, с их помощью она и прочитывается. Убрать знаки — и останется одна пустота, ничто. Следовательно, итайна космического мышления кроется в знаках. Познай их — иты познаешь все.
Приятно это кому бы то ни было либо не очень приятно, но направляться набраться мужества и признать: человек, познавая реальность, фактически ни при каких обстоятельствах не имеет дел конкретно с данной действительностью, но только с комплектом некоторых знаков и кодов, включая личные ощущения, более чем опосредованно данную реальность отражающими. И безразлично, в какой конкретно форме искажается объективная реальность, представая в мозгу то в виде мифологических сцен и картин, то в виде поэтических либо фантастических образов, то в виде метафизических схем, то в виде математических формул.
Так, алгоритмы кодировки и каналы символизации глубинного его закономерностей и смысла бытия однообразны как для науки, так и для мифологии. Обычны и вероятные искажения при обоих методах осмысления действительности. В следствии свободного оперирования знаками, символами, образами, словесными догмами, теоретическими моделями и математическими формулами сплошь и рядом появляются кое-какие спекулятивные конструкции, так на большом растоянии отступающие от отображенной в них действительности, что преобразовываются в прямую противоположность объективной истине. Гете именовал это фальшивым светом знаний. Я проклял знаний фальшивый свет, — так перевел соответствующуюстроку из Фауста Пушкин. не меньше определенно высказался Байрон в Манфреде: наука — обмен одних незнаний на другие (перевод Ивана Бунина). Густав Шпет перевел эти слова еще резче:
Наука вся — невежества обмен На новый вид невежества другого.
Столь же категорично высказался о сути псевдонаучного теоретизирования Максимилиан Волошин: Я призрак истин сплавил в стройный абсурд.
Иначе говоря то, что в публичном мнении считается наукой, в действительности является суммой более либо менее верных взоров на определенный фрагмент действительности, событие либо проблему. Несколько интерпретаторов объявляет собственное видение вопроса истиной в последней инстанции и, владея монополией на распространение и владение информации, всеми дешёвыми средствами старается утвердить в публичном мнении лишь собственную (а не какую-то другую) точку зрения. Но в ходе естественной смены поколений (среди них и ученых) ранее господствовавшая парадигма (другими словами некая теоретическая модель, заявленная эталоном), в большинстве случаев, претерпевает значительные трансформации, в противном случае и отбрасывается по большому счету. Это отлично видно на примере справочников и разного рода учебников: казалось бы, конкретно в них сосредоточена квинтэссенция окончательного слова науки. Но нет — сейчас никтоне обучается по книжкам, написанным пара десятилетий назади тем более — в прошлом либо позапрошлом веке. Совершенно верно так жеспустя некое время и на лучшие нынешние книжки (а равняется- энциклопедии и справочники) будут смотреть, как на старый анахронизм.
Непременно, как существуют истины и научные факты, так были, имеется и постоянно будут их верные истолкования, и новые эпохальные открытия — все, что образовывает гордостьчеловеческой цивилизации и снабжает ее непрерывныйсоциальный и научно-технический прогресс. Однако общееколичество незыблемых истин, отвоеванных человеком убесконечно-неизвестной природы, более чем ограничено, и обретениеих ни при каких обстоятельствах не завершится. В этом, фактически, и состоит сущность исмысл научного познания. Все другое — мифы, литература иоколонаучные легенды.
Так, каждый миф, фольклорный образ, имеют под собой такое же настоящее основание, как и научный факт. И заложенный в простых мифах начальный суть поддается строго реконструкции и научному анализу. Итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843 — 1916) проницательнонапутствовал всех, кто прикасается к неисчерпаемой сокровищниценародного народной памяти и творчества: Философ, законодатель,историк — каждый, кто желает осознать собственный народ до конца, долженприсматриваться к его песням, пословицам, сказкам, и кего поговоркам, словам и отдельным выражениям. За словом всегдастоит его значение, за буквенным смыслом — суть тайный,аллегорический, под необычным пестрым одеянием сказки кроетсяистория и религия наций и народов18. Все сообщённое относится ик закодированным в образах и мифологических сюжетах сведениям ореальных событиях далекого прошлого, о стародавних общественныхотношениях и нормах поведения, об устройстве мироздания, егопроисхождении и законах, о великих и катастрофах переселенияхнародов. Рассмотрению этого именно и посвящена настоящаякнига.
ЧАСТЬ 1
Как не обожать собственный край северный, Довольно много так как чудности в нем, довольно много красот: Зимой-то у нас стоят снежочки белые, На земле сверкают, словно бы ярки звездочки, А льды отечественные зимние сверкают, словно бы браманты, Морозы побеждают, словно бы струны серебряные, А ночное сияние весьма чудное, весьма дивное, Уж мы любим отечественную зимушку морозную, студеную.
Марфа Крюкова
Вопрос о глубинных корнях русского народа, вторых населений украины постоянно волновал русские умы. С него, фактически, и начинается Несторова летопись. Тут явственно обозначена начальная точка отсчета нового витка истории , последовавшего по окончании глобальной всемирный трагедии, и резкого трансформации лика планеты (в Библии этот вселенский катаклизм коротко именуется потопом). По потопе, — информирует летописец,- трое сыновей Ноя поделили почву, Сим, Хам, Иафет19. В те времена, как очень подчеркивается в Лаврентьевском и другихрусских летописных сводах, был единый народ. Эти знаменательные слова Начальной летописи по существу являются формулой одного из исходных тезисов настоящей книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и населений украины.
В будущем, в соответствии с старейшему летописному своду — Повести временных лет, Иафет стал родоначальником основноймассы европейских народов, включая славяно-русские племена.
Эта точка зрения, но, не есть единственной. По-иному излагается предыстория человечества в популярном и достаточно распространенном в Киевской Руси апокрифе, коротко именуемом Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом. Не смотря на то, что Мефодий епископ Патарский есть одним из канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему неканонической версии старейшей истории ортодоксальными богословами отрицается, а само Откровение о Мунте включено в индекс отреченных (запрещенных) книг.
Как мы знаем, в Библии ничего не говорится о четвертом сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых перечнях апокрифа он назван внуком). Но так как источники библейских текстов в далеком прошлом потеряны, а сами они много раз переделывались, -вполне возможно, что подлинный создатель Сказания о Мунте, котороевпоследствии Мефодий Патарский включил в собственный Откровение,опирался на недошедший до нас источник. В нем весьмалогично представлено послепотопное разделение Почвы по четыремстранам света: Симу досталась восточная страна почва (Восток), Хаму — полуденная страна почва (Юг), Яфету (Иафету) — западная страна почва (Запад), Мунту — полунощная страна почва (Север)20.
По вымышленной версии, конкретно Мунт и был перво-предком всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на каком-то этапе присылал к братцу людей для помощи в строительных работах северной град-столицы21. Но Мунт был не только прапредком северных народов и устроителем северных земель. В соответствии с апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как науки и основоположником острономейной мудрости, другими словами, по существу, — космической философии. Мунт живяше на полунощнойстране, и прият дар довольно много и милость от Всевышнего и мудростьострономейную обрете. Первая книга по астрономии такжепринадлежит Мунту. А составил сию книгу острономию Мунтвопреки предостережениям Архангела Михаила22, кинув вызов самим небесам и Божьему посланнику. Тем самым он уравнял силу людской разума с космическими силами и положил начало мировому космизму.
От древних мифологических апокрифов и сказаний отталкивался в собственной концепции Прародины человечества и великий русский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходит через всю его Философию неспециализированного дела. Федоров выделял два центра мировых цивилизаций: 1) вселенский — полярная гора Меру- ось мира; 2) духовный — Памир — могила праотца и бывший эдем (Эдем), куда, в соответствии с вымышленным преданиям, Ной одновременно с потопа вывез тело (либо прах?) первочеловека Адама и где покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен (Иафета, Хама и Сима)23. Оба топонима — Памир и Меру — имеютодин и тот же доиндоевропейский корень mr, от него образовано и однозвучное русское слово мир, означающееодновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость — меру.
Знак Полярной Отчизны — золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали Небожители и царил золотой век (из этого, кстати, русская поговорка: На седьмом небе — синоним высшего блаженства).
Гора Меру считалась центральной точкой нескончаемого Космоса, около нее как всемирный оси вращались созвездие Медведицы, Солнце, Луна, сонмы и планеты звезд. В древнерусских вымышленных текстах мировой гора прозывалась столпом в Окияне до небес. Апокриф ХIV века О всей твари так и гласит: В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до небеси.24 В полном соответствии с общемировой традицией мировой гора тут поименована алмазной (адамант — бриллиант, вконечном счете это — коррелят льда: фольклорная стеклянная, хрустальная либо алмазная гора свидетельствует гору изо льда илипокрытую льдом).
От доиндоевропейского заглавия мировом горы Меру и случилось понятие мир в его первоначальном смысле и главном Вселенная (понятие Космос греческого происхождения и в русский обиход вошло недавно). Священная гора -обитель всех главных Всевышних индоевропейцев (рис.14, 15). Срединих — Митра, один из Солнцебогов (рис.16), чье имя созвучно сназванием горы Меру. Из вер древних ариев культ Митрыпереместился в религию Ирана, а оттуда был заимствованэллинистической и римской культурами. Миротворческая роль Митрызаключалась в утверждении согласия между всегда враждующимилюдьми. Этот суть впитало и имя Солнцебога, оно так ипереводится с авестийского языка — соглашение, согласие. Иименно в этом смысле слово мир, несущее к тому жебожественный отпечаток (мир — дар Всевышнего), вторично попало врусский язык в качестве наследства прежней нерасчлененнойэтнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Ноэто еще далеко не все. Космизм священной полярной горыраспространялся и на род людской: считалось, к примеру, чтопозвоночный столб играется в организме человека ту же рольцентральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя намикрокосмическом уровне все ее закономерности и функции. Отсюдав русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия мир — народ(всем миром, на миру и смерть красна, -говорят и поныне). Следующий суть из общеарийского наследства- слово мера, означающее измерение и справедливость (как процесс, итог и единицу), конкретно калькирующее наименование горы Меру.
Различные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в различных местах: Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский — в степях Евразии; Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов — в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу, В.А. Сафронов — в Восточной Европе, Ю.А.Шилов — в Причерноморье, А.И.Асов и Н.Р.Гусева -на Севере и т.д. В это же время имеется хватает оснований вычислять Север Прародиной не одних лишь ариев, но и всех населений украины. Конкретно гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и детально обрисовываемая в Махабхарате, — вселенский символдоиндоевропейских и индоарийских народов — конкретно показывает на подлинную прародину человечества — полярные, заполярные и приполярные области современной Евразии, гдеклимат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета- 40 тысяч лет до новой эры), в соответствии с бессчётным научным данным, был совсем иным. Оттуда понемногу мигрировалипрапредки современных народов, составлявшие ранее единое целое и сказавшие на неспециализированном для всех языке. Имеется ли тому доказательства? Очень много!
Еще в прошлом веке выдающийся общественный деятель и индийский учёный Балгангадхар Тилак (1856 — 1920)выводил отчизну древних ариев из приполярных областей.
Доводы, приводимые Тилаком, следующие. В старейших источниках, к примеру, в Тайттирии-Брахмане (а также в Авесте) описывается Прародина человечества, где Солнце всходит и заходит по одному разу в год, а сам год делится на один продолжительный сутки и одну продолжительную ночь, — что, как мы знаем, соответствуетситуации, фиксируемой в высоких полярных широтах. В Ведах же видятся такие высказывания: То, что имеется год, — этатолько один сутки и одна ночь Всевышних; В Меру Всевышние видят Солнце восходящим лишь один раз в году. Неспециализированные положения подкрепляются более детальными, основанными на правильном математическом расчете, свидетельствующем, например, что в Ригведе описываются зори более продолжительные, чем они смогут быть на юге; в том месте же рассказывается о северном летнем поведении и сиянии Солнца вблизи полюса, в то время, когда оно поднимается на большую высоту над горизонтом, некое время стоит на месте, перед тем как начинает опускаться25.
Эта концепция в полной мере сходится с современными историческими, этнографическими и геологическими версиями о существовании в далеком прошлом в широких районах в основном Русского Севера огромной приполярной территории Арктиды, поменявшей собственный природно-климатический вид и по большей части провалившейся сквозь землю с лица Почвы в следствии катаклизмов, включая оледенение и похолодание. Почвы эти были заселены протоиндоевропейцами, каковые вошли в историю называющиеся гиперборейцев26.
Сведения об миграциях и обычаях этих племен сохранились в мифологии и мировом фольклоре. Лучшим подтверждением факта существования Арктиды (кроме геологических данных, взятых при изучении дна Северного Ледовитого океана) являются ежегодные массовые миграции перелетных птиц с Юга на старую Северную Прародину и обратно, обусловленные генетически закрепленной памятью, природно-космический механизм которой до сих пор не ясен.
Прошедшая судьба в приполярных областях зафиксирована во многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти самоочевидны и лежат, так сообщить, на поверхности, но становятся понятными только в свете представлений о полярном происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко обнаруживаются, например, при анализе календарных реформ, совершённых в свое время в Древнем Риме и Древнем Египте. Египетский солнечный календарь включал первоначально 360 дней. Кстати, конкретно из этого появилось разделение окружности на 360 градусов — как знак годичного круговорота Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. После этого,благодаря Всевышнему Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. потом), былодобавлено еще 5 дней. Но откуда имели возможность взяться эти 360 солнечныхдней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Всеочень легко: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтяннаблюдали солнце 360 дней в году, а пара дней (то есть — 5), в соответствии с законами перемещения Почвы около главного светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в соответствии с законами природы) допустимо лишь в приполярных областях. На протяжении этнической миграции праегиптян на Юг старое летосчисление продолжительное время сохранялось, не смотря на то, что и противоречило видимым новым и фактам географическим условиям, но после этого была произведена коренная реформа календаря.
Еще более важной корректировки потребовалопервоначальное римское летосчисление. В момент основания Рима и, конечно, до этого события пришлые народы, заселявшие Апеннинский полуостров, начиная с конца III тысячелетия до н.э., пользовались солнечным календарем. Он включал лишь 10 месяцев и оканчивался декабрем, что дословно и свидетельствует десятый и, кстати, не воспринимается как нонсенс в современном двенадцатимесячном календаре. Следовательно, до появления в Италии пришлые племена обитали в таких областях, где в течение двух месяцев Солнце не наблюдалось. Такое, как опять нетрудно додуматься, допустимо только в условиях продолжительной полярной ночи. Второй по окончании Ромула римский царь Нума Помпилий, которому при помощи нимфы-прорицательницы Эгерии, по словам Плутарха, открылась небесная мудрость, — исправил анахронизмстарого сумбурного календаря и добавил к имевшимся 10 месяцам еще 2 — февраль и январь27 (год у этрусков, латинов, сабинян и других италийских племен начинался равно как и у древних славян, — с марта месяца).
Полярные реминисценции, как бы это ни показалось парадоксальным на первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. В Книге Исаии говорится об обители (сонме) Всевышних на краю Севера, куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сынов человеческих — Денница, сын Зари (Ис. 14, 13). Северные те Всевышние, по Библии, обитают на священной горе, отлично известной в индоиранской традиции называющиеся Меру. В книге Иова детально и эмоционально описывается полярная ночь: Ночь та, — даобладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та — да будет она пустынна; да невойдет в нее радость! Да проклянут ее проклинающие сутки, талантливые разбудить Левиафана! Да померкнут звезды восхода солнца ее: пускай ожидает она света, и он не приходит: и да не заметит она ресниц денницы… (Иов 3, 6-9). В Книге Иисуса Навина содержится ссылка на еще более старую книгу Праведного, где описывается поведение Солнца в приполярных областях: Стояло Солнце среди неба и не торопилось к западу практически весь день (Нав. 10, 13). Этот фрагмент полностью соответствует строчкам Ригведы: Собственную колесницу Всевышний Солнца остановил среди неба, где кроме этого в метафорической форме описывается полярный день.
А имеется ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не смогут не быть, в случае, если лишь прапредки эллинов пришли с Севера и принесли с собой ядро тех сказаний, каковые, приспособившись к новым условиям и обрастая массой подробностей, купили потом привычный для нас вид. Но через оболочку позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда памяти о далеком прошлом. Так, перед битвой с гигантами Зевс приказал Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не светить на землю. В небе остались лишь звезды. Здесьявственный намек: гигантомахия (правильнее — события ей предшествовавшие) сопряжена с полнощными государствами и полярнойночью. Кроме этого в преданиях о рождении Геракла разные источники единодушно свидетельствуют: в то время, когда Зевс соблазнил Алкмену, их первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое дней не поднималось над Почвой. Такое может произойти лишь в Приполярье либо Заполярье. Следовательно, именно там и происходили обрисовываемые события. И конкретно в том направлении, на родину предков, много раз возвращался величайший храбрец древности Геракл при совершении некоторых из собственных подвигов и при освобождении Прометея. Только в эру расцвета древней цивилизации первичное ядро северных преданий было трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
Один из наибольших представителей сравнительной мифологии и сравнительного языкознания Макс Мюллер (1823- 1900) не без оснований полагал, что во время, предшествовавший образованию современных этносов, каждое словов начальном арийском языке было мифом, каждое имя — образом, каждое существительное — определенным лицом и любой предлог — маленькой драмой. По данной причине многие языческие Всевышние — индийские, иранские, греческие, германские, славянские и другие — не что иное, как следствие персонификации поэтических обозначений (имен), неожиданных кроме того для тех, ктоих придумал. Весьма интересно посмотреть под данным углом зрения на скупые сведения древних историков, которые связаны с преданиями о Гиперборее. Конечно, что в Ведах, Авесте, других древних и Библии книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о гиперборейцах, потому, что это по большому счету не автохтонные наименования. Дословно этноним гиперборейцы свидетельствует те, кто живет за Бореем (Северным ветром), либо легко — те, ктоживет на Севере. В древнерусской географии кроме этого было принято разделение мира по ветрам, и территория современной России обозначалась соответственно по направлению северного ветра. Благословил имеется праотец отечественный Ной, — сообщено в Мазуринскомлетописце, — прадеда отечественного Иафета частию почвы западного всего и северного и полунощного ветров.28
О гиперборейцах писали многие древние авторы. Одни подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия точных фактов. Так, папа истории Геродот, не смотря на то, что и четко помещает их на крайнем Севере на берегах последнего моря, опасается домысливать что-либо к известным ему фактам, связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев. Наоборот, второй гигант античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о настоящем старом народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, и с религией и культурой всего древнего мира — через культ Аполлона.