Вальтер шубарт, «европа и душа востока»

О том, что говорит Апокалипсис об определении границ

Подлинной Церкви Христовой в последние времена

На правильности предлагаемого в данной статье раскрытия «тайны Иоанна Богослова», само собой разумеется, не настаиваю. Эта статья – лишь только опыт современного осмысления и компоновки тех указаний на «великую тайну» (по выражению преп. Нектария Оптинского) явления апостола Иоанна перед Вторым Пришествием Господним, каковые имеется в церковном Предании и Священном Писании и каковые сейчас завлекают все большее внимание православных христиан. Сознавая недостоинство и свои немощи, прошу у читателей прощения за погрешности и возможные недочёты в выводах и рассуждениях, допущенные при изучении столь ответственного и непростого вопроса. Автор-составитель иерей Андрей Горбунов.

«Русский человек, возможно, и нехороший воротила, но братский человек… Эта русская братскость имеется Царства и выражение веры Божия»

Вальтер Шубарт, «душа и Европа Востока»

Во Сына и имя Отца и Святаго Духа!

Апокалипсис (Откровение апостола Иоанна Богослова) – книга загадочная. «какое количество в ней слов, столько и тайн», – сказал святитель Василий Великий. Немногие из Святых отцов решались толковать эту новозаветную библейскую книгу, поскольку дать какое количество-нибудь правильное объяснение пророчеств о вещах еще не совершившихся было очень затруднительно. Но при толковании Апокалипсиса Святые отцы постоянно замечали, что полное раскрытие его образов станет вероятным тогда, в то время, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет обращение.

В противном случае говоря, содержание Апокалипсиса лишь понемногу будет становиться понятным, по исполнения наступления пророчеств и меря событий, в нем предреченных. В последние времена, в то время, когда «умножится ведение» (Дан. 12, 4), печать тайны будет снята с пророчеств. Само время, сама историческая картина раскроет содержание этих пророчеств, но раскроет, само собой разумеется, лишь тому, кто будет не только просматривать их, но и думать над ними, вдумываться в них, сличать происходящие явления и события с тем, о чем говорится в Апокалипсисе, и еще – будет волноваться о мире…

Вот по какой причине апостол любви Иоанн Богослов говорит: «И забрал я книжку (книгу с откровением о смерти мира) из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; в то время, когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10, 10). Это указывает, что «Иоанн не огорчился, но кроме того наслаждался и утешался, в то время, когда оставался только при сознании получения Божественного откровения, которое само по себе, как общение с Всевышним, должно быть источником утешения и сладости. В то время, когда же он перенес содержание этого откровения на себя и других, к кому оно относилось, то его утроба исполнилась печали, т. е. сердце наполнилось эмоцией соболезнования и сострадания (св. Андрей Кесарийский)» («Толковая Библия» проф. А. П. Лопухина).

Подобно апостолу Иоанну, в Ветхом Завете пророк Иезекииль получил от Господа свиток (форма книг, употребляемая древними), «что исписан был в и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10); и Господь кроме этого повелел ему данный свиток съесть. «И я съел его, – говорит пророк, – и было в устах моих сладко, как мед» (Иез. 3, 1-3). Так: «Оба пророка (Иезекииль и ап. Иоанн) взяли дар пророчества под одним и тем же видом, воодушевление одного Духа Божия и однообразное воздействие этого воодушевления. Оно сладко, в силу того, что изливалось на них от истины и Духа благодати, от источника главного блаженства для души, – и горько, в силу того, что раскрывало плачевную участь и несчастную людей, которых ожидают казни неба за нечестивую и преступную их жизнь. Сострадательное, человеколюбивое сердце апостола, радующегося с радующимися и плачущего с плачущими (Рим. 12, 15), не имело возможности, само собой разумеется, не ощущать всей печали скорби, провидя погибель множества душ людских» (Ф. Яковлев, «Дар пророчества»[1]).

Из Евангелия и церковного предания нам как мы знаем, что апостол Иоанн Богослов владел в высшей степени пылкой натурой. Основной изюминкой его духовного вида была глубокая и пламенная любовь к ближним и Богу. Апостолу Иоанну были характерны редкая чуткость к вторым, сострадание и болезнование сердцем о погибающих. Кроме этого отличительными чертами его характера были восприимчивость и исключительная наблюдательность к явлениям и событиям, каковые очень сильно и глубоко проникали во внутреннюю судьбу апостола.

Вот по какой причине конкретно его, возлюбленного ученика Собственного, избрал Господь чтобы получить откровение, заключающего в себе пророчества о Церкви и конечных судьбах мира.

Вот и по сей день, в то время, когда многие апокалиптические пророчества, относящиеся к концу мира, уже начали исполняться, духовный суть происходящих сейчас событий и их соответствие словам Апокалипсиса раскрывается лишь тем христианам, каковые переживают о мире, ощущают его свою ответственность и трагедию за то, что в мире происходит. «Чем глубже отечественная личная духовная жизнь, – сказал о толковании Апокалипсиса выдающийся православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз; †1982), – тем глубже будет отечественное познание таких книг»[2].

Известный афонский старец Паисий (†1994), к примеру, так подписывал собственные послания о «знамениях времен»: «Со многой любовью и болью Христовой». «Духовный человек – целый целая боль, – сказал папа Паисий, – ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Конкретно за эту боль ему воздается божественным утешением». Второй духоносный старец, схиархимандрит Феодосий (в монашестве Ахила) Почаевский (†2003), так сказал о наступивших предантихристовых временах: «Люди, у которых сердца горят любовью к Божией Матери и Богу, будут осознавать хитрости диавола».

ТРЕТИЙ ПОСЛАННИК

Как мы знаем, в соответствии с общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед финишем мира на землю Всевышним будут отправлены праведный Енох[3] и пророк Илия. Но, согласно точки зрения некоторых толкователей, будет и третий необыкновенный посланник Божий во времена антихриста – сам создатель Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов.

В соответствии с данной мнению, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не погиб, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, дабы перед смертью мира снова проповедовать на земле. Указания на это возможно отыскать как в церковном Предании, так и в Священном Писании, то есть – в Евангелии от Иоанна и в Апокалипсисе.

В кратком биографии святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии, так говорится о смерти апостола: «поживе лет 120 и по сих живого себе тамо (в Ефесе) погребе Божиею волею».

В Житии апостола Иоанна Богослова читаем: В то время, когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома с семью собственными учениками и, дойдя до некоего места, приказал им в том месте сесть, время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое возможно кинуть камень, начал молиться. Позже, в то время, когда ученики его, в соответствии с его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться в том месте до смерти собственной. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сообщил: Заберите почву, мать мою, и покройте меня ею. И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а в то время, когда он опять поцеловал их, то покрыли его кроме того до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с громадным плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли в том месте и очень не мало плакали; после этого, помолившись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой сутки месяца мая, оказалось из гроба его благовонное мvро (в слав. тексте жития – «прах узкий») и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Всевышнего, в Троице славимого во веки столетий, аминь» («Жития святых, изложенные по управлению Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. – Москва, 1902 г., Синодальная Типография, с. 590)[4].

И в Житии святой мученицы Ермионии сообщено: «Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука подмечает, что они были девами и пророчицами. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, потому что Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию» («Жития святых, изложенные по управлению Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. – … с. 113).

На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) каждый год, конкретно в восьмой сутки мая (по всей видимости, такая дата символизирует вечный «восьмой сутки»), начал появляться узкий розовый прах, что собирали верующие для исцеления от разных заболеваний. Для этого чуда исхождения «узкого праха» Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8 (21) мая. А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (не считая сведений об исчезновении тела из зарытой могилы) либо мощах. У других же апостолов Христовых имелись святые истории и мощи этих мощей.

«ЖЕЛАЮ, ДАБЫ ОН ПРЕБЫЛ, ПОКА ПРИДУ»

В Евангелии Спаситель, отвечая Петру на вопрос о судьбе Иоанна, говорит: «В случае, если Я желаю, дабы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». «И пронеслось это слово между братиями, – подмечает апостол Иоанн, – что ученик тот не погибнет. Но Иисус не заявил, что не погибнет, но: в случае, если Я желаю, дабы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 21-23).

«Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном безсмертии Иоанна Богослова, сообщённые апостолу Петру, – поясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский в собственной проповеди, сообщённой по поводу этих слов, – были ответом на его вопрос касательно евангелиста и апостола Иоанна Богослова: Этот же что? Другими словами, в случае, если я буду распят и погибну на кресте по Твоему предречению за свидетельство и проповедь о Тебе пред иудеями и язычниками, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий смерти и власть живота: В случае, если Я желаю, дабы он оставался жив (до второго ужасного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т.е. ты погибни для Меня на кресте, как и Я погиб за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до неспециализированного воскресения и суда.

И прежде этого – до страданий Собственных – Господь сказал прикровенно о том же безсмертии Иоанна на протяжении беседы с учениками и с народом Действительно говорю вам, что имеется кое-какие из стоящих тут, каковые не вкусят смерти, доколе не заметят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, не смотря на то, что сообщены прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном[5].

Итак, Иоанн Богослов преставился, но не погиб, а доселе жив пребывает и от почвы не отступает, и ожидает втораго страшнаго пришествия Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), – не смотря на то, что и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует в любой момент о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по преимуществу прославил и прославляет Господь наперсника и Своего возлюбленного ученика, и хранителя, и питателя Собственной Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий сутки, а любимому ученику повелел жить до второго Собственного пришествия, в то время, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и позже словом Божиим будет жив во веки столетий. Такова слава, таково безсмертие возлюбленного ученика Христова!»[6].

Блаженный Августин, епископ Иппонийский (†430), писал: «Наконец, вручая овец собственных любящему и трижды исповедавшему собственную любовь Петру, Он говорит, что данный же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (Ин. 21, 15-25), чем, по моему точке зрения, Он научил нас высокому таинству, то есть: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взгляду предстает неизменяемость и единство Троицы, и очень отличающее его от других как человека, в понимании которого Слово стало плотью, – (это служение) возможно совершенно верно познано лишь тогда, в то время, когда Господь явится Сам; исходя из этого Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а по окончании явится для созерцания лицом к лицу, в то время, когда придет Жизнь отечественная, и мы явимся с Ним во славе» («О согласии Евангелистов», кн. 4-я, гл. X).

В трудах святителя Фотия, патриарха Константинопольского (†891), находят следующее место, говорящее о тайне апостола Иоанна: «… Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Потому что забрав их как начало всякой земной вещи, Творец продемонстрировал, что не смотря на то, что и согрешил Адам, но остался с телом. Но, прожив долгую судьбу, они вкусили наконец смерти, не смотря на то, что и в мгновение ока. взглянуть на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона, был забран Енох, их тех, кто по окончании Закона, – Илия, и из тех, кто по окончании Благодати (т. е. Нового Завета), – украшение апостолов. Так, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что невинный Иоанн не погиб, как Енох и Илия, свидетельствует предание. Да и то, что в Евангелии говорится о нем, завлекает ум. Потому что Христос сообщил о том виде смерти, которым должен был погибнуть за Него Петр. Петр же, услышав о собственной смерти, тут же задал вопрос о евангелисте Иоанне. Разумеется, что он задавал вопросы ни о чем другом, как о том, как он погибнет. И Спаситель ответил: В случае, если Я захочу, то он пребудет, пока Я не приду, что тебе до того? Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, – провозвестил воистину Господь? Исходя из этого и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя иди за мной как слова о смерти Петра. А слова И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не погибнет и без того потом – не только не противоречат прошлым, но и согласуются с ними. Потому что Он не говорит, что Иоанн безсмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря: Но Иисус не сообщил ему, что не погибнет, но: в случае, если Я желаю, дабы он пребыл, пока приду, что тебе до того? И ясно, что он опроверг, что он безсмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.

…совсем известны времена Еноха, и какое количество лет он жил в мире передало Священное Писание, но не по причине того, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния любимого Иоанна и жизнь, о которой многие говорили. Потому что он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место. И разыскиваемый, он не был получен неожиданно, но распространяя святость на то место, в котором он маленькое время был, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем»[7].

Отдельные современные авторы высказывают предположение, что апостол Иоанн все-таки погиб, но был воскрешен по образу воскрешения Богоматери и Приснодевы Марии, которая вторым, за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Ее преображенным телом. Вот конкретно этим воскресением, согласно одной из версий «тайны Иоанна Богослова», по образу будущего общего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик Иоанн. В противном случае говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до общего воскресения мертвых, а четвертым и пятым будут Енох и Илия (ср. Откр. 11, 7-12), каковые были живыми взяты на небо.

Верно ли такое мнение, тяжело сообщить. Думается, что для нас на данный момент основное все-таки знать о том, что существуют достаточно веские основания считать, что апостол Иоанн Богослов обязан прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. В противном случае, как он пребывал все это время живым с телом, по всей видимости, пока не дано нам знать в точности; до тех пор пока это остается тайной.

«ТЕБЕ НАДЛЕЖИТ Снова ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ»

В Апокалипсисе Ангел говорит апостолу Иоанну: «Тебе надлежит снова пророчествовать о народах и племенах и царях и языках многих» (славянский текст: «… в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех») (Откр. 10, 11).

«Тут, – растолковывает святой Андрей Кесарийский в собственном «Толковании на Апокалипсис», – показывается либо то, что не в тот же миг по окончании видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через сие Откровение и Евангелие надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] кроме того до смерти мира предвещать просматривающим о предстоящем, – либо что он не вкусит смерти; при финише же придет, дабы мешать принятию красот антихристовых».

В соответствии с предположению некоторых толкователей, апостол Иоанн перед финишем мира будет проповедовать, в большинстве случаев, среди христиан (так как и сам принадлежал к новозаветной Церкви), пророк Илия – среди иудеев (как принадлежавший к Церкви ветхозаветной, иудейской), а патриарх Енох – среди язычников (как принадлежавший к старому человечеству, к Церкви патриархальной), – в частности, среди индийцев[8] и китайцев, которых проповедь христианства практически еще не коснулась.

«Смерть его осталась тайной, – говорит об апостоле Иоанне выдающийся современный богослов и церковный писатель архимандрит Рафаил (Карелин). – Нет человека, который знает – жив он либо погиб. В Евангелии сообщено, что Господь ответил апостолу Петру, задававшему вопросы Его об Иоанне: В случае, если Я желаю, дабы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Кое-какие из святых Отцов говорят, что Иоанн Богослов вместе с Илией и Енохом придет на землю перед Страшным Судом: Илия будет проповедовать Евангелие в основном иудеям, Енох – народам, не познавшим Господа, а Иоанн Богослов – христианам, каковые забыли собственного Спасителя…» (из проповеди «Об апостоле любви и о сегодняшнем монашестве»[9]).

В книге «конец и Начало отечественного земного мира» (2-е изд., СПб., 1904 г.), написанной, по-видимому, под благодатным управлением святого праведного Иоанна Кронштадтского[10], читаем:

«Считают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин – иудеев. Апостольская проповедь евангелиста Иоанна потребуется лучших для, для восстановления потерянного смысла Христова учения…

Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде иудеев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь громадный успех…

В руке у Него была книга раскрытая (Откр. 10, 2). Это судьбы будущих до конца мира времен, постепенность развития которых раскрывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом финише времени…

Книжка в устах моих была сладка, как мед; в то время, когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сообщил мне: тебе надлежит снова пророчествовать (Откр. 10, 10-11), – видим из этого, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом финише времен о племенах и народах, и языках, и царях многих, где? – среди христианских народов… Проповедь Сына Громова (т. е. ап. Иоанна; см. Мк. 3, 17. – Свящ. А.) будет в христианских государствах, а двух светильников (Еноха и Илии) в государствах нехристианских».

На «тайну Иоанна Богослова» имеется указания и в церковных богослужебных текстах. Так, в праздник Иоанну Богослову на малой вечерне поется такая стихира: «Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Всевышнему покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от почвы переселяющегося, и почвы не отступающаго, но живуща, и ждуща ужасное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою» («акафист и Служба святому евангелисту и апостолу Иоанну Богослову», Смоленск: «Посох», 1993, с. 6; в том месте же см. в акафисте апостолу Иоанну икос 11-й, сс. 53-54).

В «Работе на евангелиста святого Иоанна и преставление апостола Богослова» из «Минеи Торжественной» (Москва, 1901 г., Синодальная Типография), имеется такие слова: «Яко душею невинна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от почвы преставился еси, не погиб, но в Бозе жив, и безсмертен пребывая» (с. 57).

Преподобный Нектарий (Тихонов; †1928) Оптинский в первой половине 20-ых годов двадцатого века одной из собственных духовных чад на ее вопрос: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?» – ответил: «Все это будет, но это великая тайна»[11].

«Говорили мне, – писал С. И. Фудель (русский духовный автор; †1977), – [два различных человека], что сравнительно не так давно погибший в Москве епископ Стефан (Никитин; †1963 г.), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, сказал семь дней за две до смерти о собственном убеждении в том, что перед самым финишем истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Всевышним для этого последнего собственного служения. Так еп. Стефан осознавал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: в случае, если Я желаю, дабы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?»[12].

Старец Феодосий Кавказский (1841-1948) сказал, что «в последние времена Апостол любви, – то есть так именовали Иоанна Богослова его ученики, – будет проповедовать на Кавказе» (Сборник «Собеседник православных христиан», СПБ., 1995, сс. 31-32).

О прозорливой старице схимонахине Ниле (†1999) читаем: «Более всех святых обожала матушка (евангелиста) святого Иоанна и Нила апостола Богослова. Она сказала, что святой апостол обожает Россию и придет к нам во времена антихриста. Одному из собственных духовных детей матушка дала такую молитву: Господи, да будет воля Твоя во мне безнравственном на всех дорогах судьбы, помози остаться верным Тебе до конца. Богоматерь , спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди молитвенником и предстателем моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь»[13].

ИЗМЕРЕНИЕ ХРАМА

В соответствии с Откровению, новое пророческое служение Иоанна будет состоять в исполнении данного ему Господом поручения «измерить храм » – другими словами, по всей видимости, в определении в предконечные времена границ подлинной Церкви Христовой, либо в сплочении и выделении тех христиан, каковые к ней по-настоящему принадлежат.

Такое определение весьма актуально для отечественного времени, в то время, когда столько недоумений и путаницы по вопросу о том, где же все-таки подлинная Православная Церковь, какие конкретно современные православные христиане и какие конкретно церковные юрисдикции смогут принимать во внимание верными Христу – Главе Церкви, а какие конкретно христиане должны признаваться предателями и отступниками, каковые лишь имя христианское носят, а по духовному собственному состоянию на большом растоянии отстоят от Церкви – Тела Христова.

«И дана мне трость, подобная жезлу, – пишет в Апокалипсисе апостол Иоанн по окончании изложения услышанных им от Ангела слов о том, что ему (Иоанну) надлежит опять пророчествовать, – и сообщено (разумеется, Самим Господом): поднимись и измерь храм и алтарь, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, потому что он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11, 1-2).

«Это измерение, – читаем в «Толковой Библии», – имеет суть описания, определения границ с целью сообщения и сохранения неприкосновенности измеренному и обрисованному предмету. Измерению подлежит в первую очередь самый храм, т. е. святое святых и святилище, и алтарь сожжения, что забран вместо того пространства, где он помещался, т. е. двора для народа. Наконец, предметом измерения должны быть кроме этого и поклоняющиеся в храме. Под поклоняющимися (во святилище и святом святых) разумеются лишь лица священнического преимущества. Исходя из этого измерение храма необходимо только постольку, потому, что чрез это узнается идея измерения поклоняющихся. А идея либо цель этого измерения та (ср. 2 ст.), дабы отделить и отличить их от вторых людей, отделить Церковь Христову от антихристианского мiра. Эти другие люди имеются в виду во 2-м стихе под внешним двором, что был рекомендован для несложных молящихся и для прозелитов.

Внешний двор не повелевается измерять по причине того, что он дан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники – это все люди, не принадлежащие к числу подлинных почитателей Господа Всевышнего. Попирание язычниками, т. е. безбожниками и неверующими, храма направляться относить ко времени антихриста, и оно свидетельствует совместно и разрушение, осквернение и опустошение святых мест, действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем и будет различаться время антихриста (Андрей Кесарийский). Время господства боговраждебных людей не будет прекращаться 42 месяца. Это число пара раз повторяется в Апокалипсисе (11, 3; 12, 6; 13, 5; ср. Дан. 7, 25; 12, 7), говорит о периоде времени деятельности антихриста и, в соответствии с со мнением Православной Церкви, есть периодом, определенным не только для Божественного промысла, но и для людей, т. е. конкретно так, как и сообщено: 42 месяца либо три с половиной года.

Видение измерения храма и поклоняющихся в нем говорит о выделении Христианской Церкви, общества подлинных христиан от остального общества. Так, святой город Иерусалим в видении воображает собою целый мiр; храм же Божий – общество верующих в Иисуса Христа. Данный внутренний храм, внутренняя церковь, т. е. общество действительно верующих, будет совсем выделена; подлинные христиане будут поклоняться Всевышнему духом и истиною. Подлинные христиане, будучи подлинными священниками (1 Пет. 2, 9), будут иметь доступ к Всевышнему, как подлинные дети в доме Божием, как подлинные священники во святилище(Андрей Кесарийский). А внешний двор храма, т. е. неверующий и нечестивый мiр (правильнее заявить, что внешний двор храма – это псевдохристиане, т. е. фальшивые, обмирщенные христиане. – Свящ. А.), вместо церковного и христианского управления, отдает себя под управление собственных безбожных представителей (т. е. мнимые, теплохладные христиане, живущие и рассуждающие по стихиям «мира этого», отдали себя под управление не Духа Святого, а боговраждебного духа и антихристианской власти «мира этого». – Свящ. А.). Они-то и будут попирать внешний двор храма, т. е. будут уничтожать все святое и христианское в жизни и душе подчинившегося им безнравственного человечества. И это не будет прекращаться все 42 месяца господства антихриста, до самого Второго пришествия».

Во внутреннем дворе ветхозаветного Иерусалимского храма (во святилище и святом святых) имели возможность пребывать лишь лица священного сана. Так и в новозаветное время во внутреннем дворе храма (Церкви), что измеряет апостол Иоанн, находятся все подлинные христиане[14], которым слово Божие говорит так: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (Пет. 2, 9; см. кроме этого 2, 5). И в Апокалипсисе сообщено, что Господь отечественный Христос «соделал всех подлинных Собственных последователей священниками и царями Отцу и Богу Собственному» (см.: Откр. 1, 6; 5, 10; 20, 6).

Архимандрит Рафаил (Карелин) коротко, но весьма совершенно верно и емко сформулировал, что под «внутренним двором Церкви» направляться осознавать «число тех(христиан), чьи сердца вправду находятся в световом поле благодати»[15].

С. И. Фудель, думая над тайной его миссии и Иоанна Богослова в последние времена, писал: «Разумеется, в последние времена ложная духовность и ложное христианство будут так сильны, что отличить тьму от света, Церковь от не-Церкви возможно будет лишь припадши к груди Иисуса в неусыпающем подвиге любви… Рядом с Церковью — Невестой Христовой существует в истории под неспециализированными церковными сводами ее чёрный двойник. И вот, чем глуше и чернее будет становиться церковная судьба (Сын Человеческий, придя, отыщет ли веру на земле?), тем все посильнее будет в Церкви ожидание явного управления, слышимых слов того Апостола, что, как он сам о себе сообщил, слышал и видел собственными очами Слово судьбы, разглядывал Его и осязал собственными руками. Возможно, лишь такие непорочные руки смогут в те времена последнего смятения и умножения беззакония управить корабль Церкви… Жезл(этот в Апокалипсисе апостолу Иоанну. — Свящ. А.) имеется знак власти»[16].

Бабочка (Céргий Царенко, 1995, 96, 2016)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: