Тема 1. предмет социальной педагогики, ее задачи, методы и функции

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Методические советы
по изучению дисциплины «Социальная педагогика»
для студентов направления 040200 – Социология
дневной формы обучения

Краснодар

Составитель канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова

УДК 316.159.9

Социальная педагогика. Методические советы по изучению дисциплины «Социальная педагогика» для студентов направления 040200 – «Социология» дневной формы обучения /Сост. С.В.Кабанова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. социологии, работы и правоведения с персоналом. – Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «Куб ГТУ», 2013. – 48 с.

Представлены программа, замыслы семинарских занятий по дисциплине «Социальная педагогика», вопросы к экзамену, образцовая тематика курсовых работ, в приложении даны дополнительные материалы по главным вопросам дисциплины.

Библиогр.: 14 назв.

Печатается согласно решению Редакционно-издательского совета Кубанского национального технологического университета

Критики: д-р филос. наук, проф. П.М. Хакуз

канд. пед. наук, проф. Данилов Б.В.

ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех социальных категорий и возрастных групп людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в тех, где воспитание не есть главной функцией.

Изучение социальной педагогики будущими экспертами разрешает упорядочить знания и поменять угол зрения в рассмотрении большого круга неприятностей и предполагает:

— подход к формированию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов: природного, культурного, социального и др., каковые определяют темперамент, результаты и содержание его социализации;

— осознание социализации как совокупности стихийного, частично-направляемого, довольно социально-контролируемого процессов развития человека, и его самоизменения;

— ознакомление с взаимодополняющими факторами социализации разного уровня: мега-космос, планета, мир; макро-страна, этнос, общество, государство; мезо-регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро-семья, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

— подход к изучению воспитания как одного из социальных университетов, что включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (домашнее, социальное, религиозное, коррекционное), совокупности воспитания разного уровня (национальную, региональную типов и различных видов);

— рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (к примеру, организации социального опыта, образования, личной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека и др.

Социальная педагогика есть неотъемлемым элементом педагогики и совместно с другими психолого-педагогическими дисциплинами содействует созданию у студента целостного представления об окружающем главных и мире факторах, воздействующих на развитие личности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В «СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ»

ТЕМА 1. Предмет социальной педагогики, ее задачи, функции и методы

Социальная педагогика, ее предмет иметоды. Задачи социальной педагогики, ее функции. Разные подходы к трактовке понятия «социальная педагогика». Концепция А.В. Мудрика как основополагающая для понимания термина «Социальная педагогика». Категории социальной педагогики: «социальная среда», «социальное воспитание», «социальная работа», «социально-педагогическая деятельность», «социализация», «социально-педагоги-ческая виктимология» и др. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Структура социальной педагогики. Сообщение социальной педагогики с другими отраслями педагогического знания, и человекознания и обществознания.

Способы социально-педагогического опыта, техника его проведения. Диагностика в ходе социального воспитания.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Главная

1 Белинская А.Б., Иванов А.В., Алиева С.В. Социальная педагогика / Под ред. А.В.Иванова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 .

2 .Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

3 .Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

4..Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.

Дополнительная:

6. Альжев Д.В.Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Издательский центр «Академия».2008.

7. Заскока С.А. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

8. Джуринский А.Н. образования и История педагогики. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.

9. Лихачев Б.Т. образования и Социология воспитания. Курс лекций по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

10. Пискунов А.И., Кларин В.М. ,Баркова Н.Н., Плохова М.Г. образования и История педагогики. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

11. Попов В.А., Сластенин В.А. образования и История педагогики. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.

12. Шакурова М.В. технология и Методика работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.

13. Шептенко П.А. Воронина Г.А. технология и Методика работы социального педагога/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.

14. Карцева Л.В. педагогика и Психология социальной работы с семьей. –М, 2010.

ЗАМЫСЛЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР № 1 (4 ч)

Тема: Образование как формирование развития и условие человека его духовно-ценностной ориентации

I. Теоретический материал

1. Понятие образования, его культурно-гуманистические функции.

2. Обучение как составная часть социального воспитания, его черта.

3. Просвещение, его источники, условия действенной организации.

4. Самообразование, его стимулирование.

II. Задания

1. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте способы и содержание обучения.

2. Охарактеризуйте конкретные источники просвещения; дайте оценку эффективности организации просвещения.

3. Докажите необходимость самообразования в развитии личности.

4. Дайте чёрта самые эффективных способов самообразования.

5. Приведите примеры применения действенных разработок обучения из опыта выдающихся настоящего и педагогов прошлого.

6. Подготовьте сообщение по данным курсовой работы по теме, соответствующей семинару.

Литература

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2009.

2.Белинская А.Б., Иванов А.В., Алиева С.В. Социальная педагогика / Под ред. А.В.Иванова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 .

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2010.

4. Альжев Д.В.Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Издательский центр «Академия».2008.

СЕМИНАР № 12 (4 ч)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет социальной педагогики.

2. Разные подходы к трактовке понятия «социальная педагогика».

3. Категории социальной педагогики.

4. Структура социальной педагогики.

5. Способы социальной педагогики. Социально-педагогические опыты, техника их проведения.

6. Сообщение социальной педагогики с другими науками.

ОБРАЗЦОВЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Становление социальной педагогики как науки.

2. Культурные предпосылки происхождения социальной педагогики.

3. История развития социальной педагогики в РФ.

4. Социальная педагогика ХХ века в РФ.

5..Социальная педагогика ХХ века за границей.

6. Опыт социального воспитания в государствах Европы и США.

7. Педагогика свободного воспитания: эксперимент и теория (Л.Н. Толстой, Н.К. Рерих, К.Н. Венцель и др.).

8. Социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко.

9.Опыт социального воспитания в коллектив е ( на примере опыта А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского).

10.Социально-педагогические взоры В.А. Сухомлинского.

11.Практика социального воспитания на примере опыта педагогической деятельности С.Т. Шацкого.

12.Социально-педагогические идеи представителей педагогики сотрудничества (Щетинин М.П., Иванов И.П., Амонашвили Ш.А., Дубровский А.А., Никитины Л.Б.).

13.Правила педагогики сотрудничества в ходе обучения и воспитания.

14.Социальное воспитание в семье ( на примере региона , где живет студент).

15.Семья как объект социально-педагогической деятельности.

16.домашнее образование и Семейное воспитание в Х1Х ХХ вв.

17.Социально-педагогические неприятности развития ребенка в семье.

18.Эстетическое воспитание в семье.

19.Интеллектуальное развитие ребенка в семье.

20.Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности.

21.Социально-педагогические неприятности развития ребенка в неполной семье.

22.Взаимоотношения поколений в семье. Социально-педагогический нюанс.

23.Обстоятельства происхождения распрей в современной семье.

24.Современная юная семья как социально-педагогическая неприятность.

25.Влияние разных типов домашнего воспитания на формирование личности ребенка.

26.социальное воспитание и Защита детства в истории России с древних времен до конца ХУ111 века.

27.Политика защиты детства в Х1Х – ХХ вв.

28.Религиозные организации как фактор социализации*.

29.социальное воспитание и Православие в истории России.

30.Социально-педагогические неприятности религиозного воспитания.*

31.Развитие ребенка в социуме.*

32.Личность как субъект социального воспитания.

33.Опыт социального воспитания в воспитательных организациях.*

34.Особенности социально-педагогической работы в детских учреждениях.*

35.Социально-педагогические разработки в ходе обучения и воспитания.*

36.Учет гендерных изюминок обучающихся в ходе учебной деятельности.

37.профессиональное самовоспитание и Социальное воспитание в институте.

38.Опытная ориентация как один из факторов самоопределения личности старшеклассника.

39.Социально-педагогические неприятности здорового образа судьбы.*

40.Влияние средств массовой коммуникации (СМИ) на воспитание порастающего поколения.*

41.Влияние групп сверстников на развитие нравственных качеств личности.

42.Формирование самооценки у ребёнка.

43.Социально-педагогические нюансы организации досуга молодежи.*

44.Образование, его роль в формировании личности.

45.Влияние образования на формирование нравственных качеств личности (эмоции патриотизма, толерантности, мировоззрения и др.).

46.Мезофакторы социализации и их влияние на формирование личности.*

47.Этнокультурные условия как макрофактор социализации.

48.Влияние этнокультурных условий на формирование межнациональных взаимоотношений молодежи.

49.Макрофакторы социализации и их влияние на воспитание.*

50.Влияние мегафакторов социализации на воспитание.*

*темы,отмеченные значком ( * ), в собственном заглавии носят обобщающий темперамент. Студент по собственному усмотрению может ее конкретизировать. К примеру, «Опыт социального воспитания в воспитательных организациях». Эта тема возможно конкретизирована следующим образом: «Опыт социального воспитания в учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа».

Приложение А

(справочное)

Главные концептуальные подходы к социализации личности[1]

Базы социализации личности закладывались в социальной психологии под влиянием господствовавших в начале XX в. направлений психологии: психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, интеракционизма и гуманистической психологии (табл. 1).

Таблица 1 – Главные направления в социальной политике

Направления Представители Модель человека Главные положения Объекты изучения
Психоанализ З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон «Человек желающий» Базу психологической судьбе человека составляют влечения, потребности и образы, форми-рующиеся в раннем детстве, каковые определяют предпочтения и социальное поведение. Развитие личности, социализация, агрессия, поведение и культура
Бихевиоризм Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Д. Роттер, Б. Скиннер, А. Бандура «Человек механический» (реагирующий) Человек – со-вокупность двигательных и вербальных реакций на внешние действия Строгость в эксперименте и теории, социализация, социальный контроль

Продолжение таблицы 1

Когнитивизм К. Левин, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Келли, Ч. Осгуд «Человек познающий» (думающий) Знания, образы, характер и ситуация протекания познавательных процессов определяет поведение индивида. Установки, мышление и язык, динамика групповых процессов, пропаганда, социальная перцепция, «Я» — концепция
Гуманистическая психология К. Рождерс, А. Маслоу, Э. Мэйо, Г. Олпорт. «Человек играющий» Человек – неповторимая, открытая, устремленная в будущее совокупность. «Я» – концепция, межличностные отношения, индивид и общество
Символический интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер. «Человек ролевой» Поведение людей по отношению друг к другу определяется значениями. Социальный контроль; мотивизация, межличностные взаимоотношения, социализация

При рассмотрении становления личности, главными концептуальными понятиями, определяющими лично психотерапевтические изюминки возрастного периода, являются: ведущая и основные потребности личности деятельность.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им потребностью в объектах, нужных для его развития и существования, и выступающее источником его активности. Потребности выступают как состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, воли и чувств человека. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания.

Ведущая деятельность – деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано происхождение наиболее значимых психологических новообразований. Выдвинутое А.Н. Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» было в будущем использовано Д.Б. Элькониным для построения периодизации развития психики.

Развитие личности сопровождается возрастными кризисами. Возрастные кризисы – особенные, довольно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся, резкими психотерапевтическими трансформациями.

Таблица 2 – Становление личности в ходе социализации

Возраст Главные потребности Ведущая деятельность Психотерапевтическое и социальное развитие (обычная линия развития) Возрастной кризис Факторы, обуславливающие кризис
Младенчество (0,0-0,1) Физиологические потребности; потребность в эмоционально телесном контакте Общение со взрослыми Свойство общаться со взрослыми, овладение речью; формируется база эмоциональности. Доверие к людям, обоюдная любовь, привязанность, обоюдная привязанность ребёнка и родителей; формирование защитных механизмов; становление ходьбы, речи
Раннее детство (1,0-3,0) Потребность в овладении предметным миром и ориентировке Общение со взрослыми Свойство пользоваться предметным миром, открытие «Я»; формируется база интеллекта, самоуверенность в себе, воля; свойство сохранять в памяти образы окружающего мира Кризис первого года судьбы Психофизиологическое развитие, изменение взаимоотношений со взрослыми

Продолжение таблицы 2

Дошкольный (3,0-6,0) Потребность в ролевом общении со школьниками Игра Свойство к символическому замещению пред-метов, эмоциональное воображение, идентификация себя с представителем собственного пола, активность, инициативность, подражание взрослым, формирование первичных базисных ценностей и идеалов Кризис 3-х лет Психофизиологическое развитие; изменение социальной обстановке
Младший школьный (6,0-10,0) Познавательная потребность, потребность в поощрении со стороны преподавателя Учение Произвольность психологических процессов; внутренний замысел действий; рефлексия – свойство замечать себя, видеть со стороны собственные умственные и физические действия; закладывается база познавательной деятельности; усвоение норм поведения, соответствующих их полу и одобряемых обществом; трудолюбие, рвение к достижениям

Продолжение таблицы 2

Подростничество (10,0-14,0) Потребность стать взрослым, потребность в нравственном самоопределении Дифференцированная учеба Чувство взрослости, внешняя атрибутика; нравственная регуляция собственного поведения; самопознание; сравнительная самооценка, дружба; формируется база нравственной регуляции собственного поведения; постановка перед собой целей и ответ тяжёлых задач, приобретение социальной идентичности Подростковый кризис Психофизиологическое развитие; изменение социальной обстановке; перестройка структуры структурного сознания
Ранняя молодость (14,0-18,0) Потребность в самоутверждении, опытном самоопределении, в общении с другим полом. Учебно-опытная Самоуважение; самоутверждение, обобщенное самосознание; самостоятельность; теоретическое мышление; мировоззрение; первая любовь; формируется жизненный замысел, жизненное самоопределение; становление индивидуальности Кризис юношеских ожиданий Формирование жизненных замыслов, становление Я – концепции, смена ведущей деятельности

Продолжение таблицы 2

молодость (18,0-25,0) Потребность в социальном и опытном самоопределении, в самостоятельности Профессионально-социальная зрелость и трудовая Духовная, самостоятельность, обобщенные методы познавательной и профессиональной деятельности, совокупность опытных ЗУН; подъем уровня развития памяти, внимания, мышления; закладывается стиль судьбы; рвение к контактам с людьми, желание посвятить себя вторым людям
Юность (25,0-30,0) Потребность в социальной и опытной активности Нормативно-одобряемая опытная деятельность Социально-опытная активность, опытный опыт, профессионально ответственные качества личности; воспитание и рождение детей; удовлетворенность личной судьбой Кризис юношеских ожиданий и надежд коррекция и Ревизия Я-кон-цепции, перестройка структуры сознания
Зрелость (30,0-60,0) Потребность в самореализации, в самоосуществлеии Личная и творческая опытная деятельность. Творческая активность; опытная позиция; вершина социальных достижений; профессионально-обусло-вленные черты характера; деформации, обусловленные профессией; воспитание и обучение нового поколения; продуктивная творческая работа Кризис нереализованных возможностей Изменение социальной обстановке, Я-кон-цепции, психофизиологические трансформации

Продолжение таблицы 2

Пожилой (60,0-75,0) Потребность в внимании и признании; в бессмертии Социально-одобряемая Социальная активность : публичная, бытовая, религиозная; социальная любознательность; мудрость; повышенная тревожность; полнота судьбы; принятие пожилой судьбе; состояние умиротворения Кризис осознания смысла Изменение социально-экономической ситуации, психофизиологические трансформации, возрастные деформации
Старчество (76,0-90,0) Потребность в общении, заботе, здоровье Домоводство, личная гигиена Умиротворенность, раскаяние, желание смерти и спокойное ожидание; свойство примириться с неизбежным
Долгожители по окончании 90,0 лет

СОДЕРЖАНИЕ

задачи и Цели изучения дисциплины ……………………………………. 3

Содержание дисциплины …………………………………………………….. 4

Замыслы семинарских занятий ……………………………………………… 10

Вопросы к экзамену ………………………………………………………….. 19

Образцовая тематика курсовых работ ………………………………… 20

Приложение А (справочное) Главные концептуальные

подходы к социализации личности ………………………………… 22

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Составитель: Кабанова Светлана Владимировна

Редактор

Компьютерная верстка

Подписано в печать Формат

Бумага оберточная № 1 Офсетная печать

Уч.- изд. Тираж

Печ. л. Изд №

Усл. печ. л. Цена руб. Заказ №

Кубанский национальный технологический университет

350072, г.Краснодар, ул. Столичная, 2, кор. А

Типография КубГТУ: 350058, г.Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4

[1] Методические указания по теме «Социализация личности»/Сост. С.С. Патрина и др. /Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999. – С. 10-32.

[2] Федоров Ю.М. Социальная психология. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. – С.159.

[3] Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т./Пер с англ. — М.: Изд-во «Суть», 1997. – С.101.

[4] Федоров Ю.М. Социальная психология. – Тюмень. Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. – С.162.

[5] Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 224.

[6] Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С.226.

[7] Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С.229-237.

[8] Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Базы неспециализированной психологии. – М.: Просвещение, 1994. – С.307-311.

[9] Выготский Л.С. О психотерапевтических совокупностях//Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. – М., 1982. – Т 1. – С.192-193..

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Методические советы
по изучению дисциплины «Социальная педагогика»
для студентов направления 040200 – Социология
дневной формы обучения

Краснодар

Составитель канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова

УДК 316.159.9

Социальная педагогика. Методические советы по изучению дисциплины «Социальная педагогика» для студентов направления 040200 – «Социология» дневной формы обучения /Сост. С.В.Кабанова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. социологии, работы и правоведения с персоналом. – Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «Куб ГТУ», 2013. – 48 с.

Представлены программа, замыслы семинарских занятий по дисциплине «Социальная педагогика», вопросы к экзамену, образцовая тематика курсовых работ, в приложении даны дополнительные материалы по главным вопросам дисциплины.

Библиогр.: 14 назв.

Печатается согласно решению Редакционно-издательского совета Кубанского национального технологического университета

Критики: д-р филос. наук, проф. П.М. Хакуз

канд. пед. наук, проф. Данилов Б.В.

ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех социальных категорий и возрастных групп людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в тех, где воспитание не есть главной функцией.

Изучение социальной педагогики будущими экспертами разрешает упорядочить знания и поменять угол зрения в рассмотрении большого круга неприятностей и предполагает:

— подход к формированию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов: природного, культурного, социального и др., каковые определяют темперамент, результаты и содержание его социализации;

— осознание социализации как совокупности стихийного, частично-направляемого, довольно социально-контролируемого процессов развития человека, и его самоизменения;

— ознакомление с взаимодополняющими факторами социализации разного уровня: мега-космос, планета, мир; макро-страна, этнос, общество, государство; мезо-регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро-семья, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

— подход к изучению воспитания как одного из социальных университетов, что включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (домашнее, социальное, религиозное, коррекционное), совокупности воспитания разного уровня (национальную, региональную типов и различных видов);

— рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (к примеру, организации социального опыта, образования, личной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека и др.

Социальная педагогика есть неотъемлемым элементом педагогики и совместно с другими психолого-педагогическими дисциплинами содействует созданию у студента целостного представления об окружающем главных и мире факторах, воздействующих на развитие личности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В «СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ»

ТЕМА 1. Предмет социальной педагогики, ее задачи, функции и методы

Социальная педагогика, ее предмет иметоды. Задачи социальной педагогики, ее функции. Разные подходы к трактовке понятия «социальная педагогика». Концепция А.В. Мудрика как основополагающая для понимания термина «Социальная педагогика». Категории социальной педагогики: «социальная среда», «социальное воспитание», «социальная работа», «социально-педагогическая деятельность», «социализация», «социально-педагоги-ческая виктимология» и др. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Структура социальной педагогики. Сообщение социальной педагогики с другими отраслями педагогического знания, и человекознания и обществознания.

Способы социально-педагогического опыта, техника его проведения. Диагностика в ходе социального воспитания.

Разумова Л.П. Педагогика. Л1. Педагогика как наука


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: