В структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов

Направленность личности.Одной из главных социально обусловленных подструктур личности есть ее направленность.

Направленность — это совокупность устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность взаимоотношений к разным явлениям, к той либо другой социально нужной или, наоборот, антиобщественной деятельности. Изучая направленность личности, возможно заблаговременно предвидеть, к чему будет стремиться субъект, чего от него направляться ожидать. Зная элементы, составляющие направленность, легче влиять на поведение человека. Разглядим эти элементы направленности Јюлее детально.

Главными составляющими ее элементами являются потребности. Они отражают связь между окружающих и человека его условий бытия и являются источником его активности (А.В. Петровский). Потребность — это испытываемая человеком потребность в чем-либо нужном. Она может проявляться не только в состоянии, в то время, когда человеку не достаточно чего-то серьёзного для его жизнедеятельности, но и в рвении избавиться от всего того, что ему мешает. Такие потребности в отличие от первых (хороших) именуют негативными.

Переживание человеком собственной зависимости от потребности, ее важности и актуальности для него формирует, по А.Н. Леонтьеву, потреб-ностное состояние, которое понемногу переходит в побуждение.

Осознанные субъектом потребности принимают форму жажд, каковые при достаточно сильном волевом начале перерастают в рвения.

Главное свойство любой потребности — ее предметность. Потребность в любой момент конкретна. Она соотносится с теми объективно существующими предметами настоящего мира, благодаря которым возможно удовлетворена.

Вторым ответственным свойством потребности есть ее динамичность, т.е. свойство изменять собственную напряженность, угасать либо появляться снова.

Различают потребности чисто физиологического характера, материальные, интеллектуальные (познавательные), духовные и социальные (публичные) потребности.

В большинстве случаев человек испытывает пара потребностей, каковые находятся в постоянном сотрудничестве. Одни из них занимают главное положение, сдерживая проявление вторых потребностей, тем самым воздействуя на направленность личности. Такое динамическое сотрудничество разных потребностей в их сложном иерархическом единстве во многих случаях растолковывает мотивы и механизм совершения многих поступков человека, среди них и противозаконных.

При блокирования личностно значимой потребности у субъекта может показаться состояние психологической напряженности (фрустрации), рвение добиться удовлетворения данной потребности «обходным», неправомерным методом. Конфликт личности с людьми, мешающими удовлетворению данной потребности, может привести к противозаконным действиям, послужить базой совершения того либо иного (насильственного либо корыстного) правонарушения1.

Под действием внешних факторов, мировоззрения потребности претерпевают внутреннюю перестройку, кое-какие из них деформируются от позитивно-нейтрального до отрицательного качественного состояния. Согласно данным В.Н. Кудрявцева, практически 90% правонарушений совершается лицами с деформированными в социальном отношении потребностями. К примеру, анализ потребностей молодых правонарушителей продемонстрировал, что у этих лиц чаще ведущее положение занимают элементарные, биологически обусловленные потребности при отсутствии либо крайней бедности высших, духовных потребностей2.

Составным элементом направленности личности являются интересы. Интерес — это сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него. Интерес побуждает субъекта лучше ознакомиться с объектом, глубже познать его, включить тот либо другой предмет в сферу собственных взаимоотношений с окружающей действительностью. Интерес порождает любознательность, стимулирует внимание, разрешает сосредоточить мысли на определенном объекте. Благодаря показанному интересу к предмету последний получает эмоциональную привлекательность.

Человек, духовно и гармонично развитый, испытывает разнообразные интересы, удовлетворение которых приносит пользу не только ему, но и окружающим людям, обществу. Устойчивый, глубочайший интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной публично нужной или, наоборот, противозаконной деятельности. Со своей стороны, включенность субъекта в ту либо иную деятельность пробуждает новые интересы.

‘ См.: Кудрявцев В.Н. Обстоятельства правонарушений. М., 1976. С. 101, 108.

См.: Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и дорогах их предупреждения). М., 1982. С. 181.

В деятельности юриста громадное значение имеют опытные интересы, каковые побуждают его овладевать нужными знаниями, получать опыт, удачно использовать их на практике. Особенное место среди опытных заинтересованностей следователя, судьи, прокурора, юриста занимают познавательные интересы, такие нужные для качественного расследования (рассмотрения) уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Познавательные интересы являются одним из факторов опытной активности юриста, постоянных поисков им истины в работе.

Основополагающим, связующим звеном в общей структуре направленности личности есть мировоззрение. Мировоззрение является системой взоров, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный вид. В структуру мировоззренческой базы личности входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взоры. Зная мировоззренческую базу личности, легче предвидеть, как поступит человек в той либо другой ситуации.

К примеру, как продемонстрировали изучения, многие преступники, в особенности из совершивших насильственные правонарушения и отбывающих за них уголовное наказание, в большинстве случаев, одобряли предложенные им среди других противозаконные варианты поведения, что косвенно свидетельствовало об их стойком антиобщественном мировоззрении, формирующем негативную ценностно-нормативную модель поведения’. На базе мировоззрения у человека формируются нравственные совершенства, т.е. созданные воображением образы, к каким он пытается, правосознание. Идеалом может стать конкретная (либо мнимая) личность, определенный образ судьбы, поведение того либо иного человека либо группы людей, отдельная черта характера. Мировоззрение, правосознание являются основополагающими элементами, определяющими направленность личности наровне с ее заинтересованностями, взорами, убеждениями, совершенствами.

Только ответственное значение в наше время построения правового страны получает задача формирования у будущих юристов правосознания, нравственной гуманистической ориентации, идейной убежденности, политической зрелости, социальной активности — конкретно тех качеств, каковые должны составлять базу мировоззрения юриста.

Неосознаваемые побуждения в структуре направленности личности.В психике человека, в структуре направленности его личности наровне с явлениями и процессами осознаваемыми, сознательно регулируемыми имеют место и неосознаваемые (абсолютно либо частично) психологические процессы, разным образом воздействующие на его перцептивную, мыслительную деятельность, на проявление чувств. В научной литературе эти явления психики относят к неосознаваемой, бессознательной психичес-

кой деятельности, о которой в свое время писал узнаваемый австрийский психолог, создатель психоанализа 3. Фрейд (1856—1939). К одним из таких бессознательных явлений направляться отнести психотерапевтическую установку личности.

Психотерапевтическая установка есть целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием его готовности к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной обстановкой1.

Как писал С.Л. Рубинштейн, «установка — это занятая личностью позиция, которая содержится в определенном отношении к стоящим перед ней целям либо задачам и выражается в готовности и избирательной мобилизованности к деятельности, направленной на их осуществление»2. Так, установка есть необычным регулятором, сохраняющим относительную устойчивость направленности личности, психологических процессов, динамической стороны отдельных действий индивида.

Одним из нужных условий формирования установки есть предшествующая ее появлению деятельность субъекта, отыскавшая отражение в его прошлом опыте. Условиями проявления и возникновения установки кроме этого являются: показавшаяся у человека потребность; восприятие им объектов, благодаря которым возможно удовлетворена эта потребность; наличие среды (обстановки), благоприятной для удовлетворения появившейся потребности. Причем сама потребность, и объект (предмет), благодаря которому она возможно удовлетворена, время от времени абсолютно и не осознаются им сейчас.

Подсознательное действие этого процесса на поведение человека весьма наглядно продемонстрировано Ф.М. Достоевским, обрисовавшим поведение Раскольникова и душевное состояние по окончании убийства. Читатель не забывает, как Раскольникова безотчетно тянуло на место правонарушения (кстати, явление достаточно распространенное в поведении лиц, совершавших подобного рода тяжёлые правонарушения), как он, не осознавая этого, был в том месте, вместо того дабы попасть в полицейскую контору, куда направлялся. «В контору нужно было идти все прямо и при втором повороте забрать влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до поворота, он остановился, поразмыслил, поворотил в переулок и отправился обходом, через две улицы, — возможно безо всякой цели, возможно, дабы хоть 60 секунд протянуть и победить время. Он шел и наблюдал в почву. Внезапно как словно бы кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и заметил, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он тут не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его».

У лиц, склонных к конфликтным отношениям с обществом, с людьми, понемногу складывается стойкая индивидуалистическая установка, которая в криминологии именуется антиобществен-

1 См.: Личность преступника как объект психотерапевтического изучения / Под ред. А.Р. Ратинова и др. М., 1979. С. 13, 37—40.

1 См.: Узнадзе Д.Н. Экспериментальные базы психотерапевтической установки: Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 233—236.

Рубинштейн С.Л. Базы неспециализированной психологии. Т. II. С. 105.

ной (асоциальной) установкой. Антиобщественная установка, пишет В.Н. Кудрявцев, взятая в самый «концентрированном» виде, включает в себя индивидуалистическую жизненную организацию, пренебрежение нормами нравственности и правопорядка, безразличие к выбору средств с целью достижения собственных целей, негативное отношение к интересам и общественным нуждам1. Выделяются три главные разновидности антиобщественной установки (ориентации) личности: корыстная, насильственная и социально-пассивная, каковые формируют соответствующие социальные стереотипы поведения.

Антиобщественная корыстная установка лежит в базе противозаконной деятельности, направленной на достижение материальной пользы за счет вторых. Такая установка значительно чаще отмечается у лиц, совершающих кражи, берущих взятки и другие подобные им правонарушения.

Антиобщественная насильственная установка формирует у субъекта во имя удовлетворения узкоэгоистических заинтересованностей состояние внутренней готовности к агрессивным, ожесточённым по собственному характеру насильственным действиям, каковые приводят к разным правонарушениям против личности: убийствам, изнасилованиям и т.п.

В ходе формирования личности преступников (особенно рецидивистов) может вырабатываться достаточно стойкая антиобщественная насильственно-корыстная установка, потому, что добиться преступных целей в некоторых случаях допустимо только методом преодоления сопротивления потерпевшего посредством физического либо психологического насилия над ним, что имеет место при совершении, к примеру, разбойных нападений, грабежей, рэкета. Так, более 30% хулиганов и воров совершают в последующем убийства и разбои2. Но включение человека на различных стадиях формирования его личности, начиная с детского возраста, в публично нужную деятельность, формирование у него гуманистического мировоззрения, правосознания снимает вопрос о фатальности криминальной установки.

Очень занимательным выглядит эффект действия смысловой установки на мыслительные процессы в плане увеличения эффективности деятельности следователя, расследующего правонарушения в непростой проблемной обстановке. С одной стороны, установка играется хорошую роль, мобилизуя на решение поставленной задачи все его знания, опытный опыт. Под влиянием установки мыслительные процессы покупают строго избирательный темперамент, отбрасывается все, что противоречит купленному опыту. Это оптимизирует мыслительную деятельность следователя, оказывает помощь ему отграничить круг исследуемых вопросов, стремительнее отыскать основное звено.

Иначе, смысловая установка, если она абсолютно выпадает из-под контроля сознания, может долгое время удерживать

1 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре личного преступного поведения). М., 1968. С. 33—34.

• В том месте же. С. 36.

следователя в плену его ошибочных представлений, мешающих принятию более верного нестандартного ответа, т.е. может сыграть роль необычного «барьера в нас». Кстати, анализ отмененных решений суда разрешил найти подобный эффект отрицательного действия смысловой установки и в судебной деятельности, о чем отправится обращение в последней главе.

Действие установки нужно учитывать и при оценке показаний свидетелей, других лиц и обвиняемых, без злого умысла допускающих так именуемые ошибочные действия (по Фрейду) в виде всевозможных оговорок, описок, разного рода искажения истины, в базе которых лежат обрисованные в литературе «бессознательные умозаключения», выстроенные на неосознаваемых перцептивных процессах1.

Вторым слишком мало осознаваемым побуждением в структуре направленности личности, ее мотивационной сферы являются влечения, каковые являются не всегда четко осознаваемые потребности, некие ожидания, сопровождаемые эмоциональными переживаниями разной направленности и силы. Фрейд уподоблял их грандиозным по собственной неопределенности мифическим существам, каковые нельзя упускать из виду при объяснении поступков человека. Среди них он выделял влечения к самоутверждению, подражанию, игре, общению, к лицам противоположного пола2.

В случае, если субъект утрачивает свойство руководить собственными влечениями, оказывается в их власти, они смогут стать одной из предпосылок его конфликтных взаимоотношений с обществом, причиной совершения им некоторых умышленных так называемых ситуативных, и неосторожных правонарушений.

Мотивационная сфера личности, мотивы поведения.Любой поступок возможно объективно и верно оценен только тогда, в то время, когда будут абсолютно установлены и осознаны его мотивы. Лишь зная мотивы принятия ответов человеком, возможно всесторонне оценивать его действия и поступки, его личность в целом. Вот по какой причине в законе в числе событий, подлежащих обязательному установлению по каждому уголовному делу, указаны мотивы правонарушения (см. п. 2 ч. 1 ст. 68 без звучно РСФСР).

Придавая ответственное значение установлению мотивов правонарушения, законодатель дополнительно ввел в множество статей УК РФ в качестве особых квалифицирующих событий разные мотивы (побуждения), каковые должны быть обязательно доказаны по делу при наличии к тому нужных оснований. К примеру, в ст. 105 УК РФ в качестве особых квалифицирующих показателей убийства указаны корыстные, хулиганские побуждения, мотивы национальной, расовой, религиозной неприязни либо неприязни, родной мести (п. «з», «и», «л» ч. 2 ст. 105). Упоминание «корыстных, иных низменных побуждений» содержится и во многих других статей УК РФ.

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 13.

2 В том месте же. С. 358.

Помимо этого, кое-какие побуждения смогут учитываться судом или в качестве событий, смягчающих наказание виновному за содеянное (к примеру, мотив сострадания: п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ или отягчающих его вину (см. к примеру, п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Значение мотивов в понимании поведения человека только громадно. Узнаваемый психолог В.Н. Мясищев подчеркивал, что результаты, которых достигает человек в собственной жизни, на 70% зависят от мотивов, каковые побуждают его получать поставленных целей.

Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. Мотив есть внутренним побуждением человека к тому либо иному поступку, талантливому удовлетворить личностно значимые для него потребности, интересы. Мотив обусловливает формирование намерений человека решить совершить какие-либо действия (или, наоборот, воздержаться от них) во имя успехи поставленной цели. Исходя из этого мотивы в качестве побудительных сил лежат в базе разных, среди них и преступных, действий человека, растолковывающих их совершение. Исходя из этого кое-какие авторы определяют мотив «как объяснение обстоятельств действия»1.

Главной побудительной мотивообразующей силой человека являются потребности (материальные, духовные и т.п.). В качестве побудительной силы также будут быть интересы, взоры, убеждения, жажды, влечения, привычки, переживаемые эмоции, эмоции, установки и психические состояния. Громадное влияние на мотивацию оказывают характерологические изюминки личности виновного. Замечательной побудительной силой, лежащей в базе мотивации, являются мировоззрение личности ее ценностные ориентации, правосознание.

Людская деятельность, в большинстве случаев, полимотивированна, т.е. определяется не одним, а несколькими мотивами, находящимися в зависимости и определённой иерархии между собой. Кое-какие из них занимают главное положение, делая смыслообразующую функцию, другие являются всего лишь мотивами-стимулами.

Эта многомерная, строго иерархизированная совокупность мотивов, находящихся в тесной связи с состоянием личности и психическими свойствами, образует ее мотивационную сферу, либо мотивацию, как высшую психологическую, социально детерминированную функцию. Моти-вационная сфера (мотивация) личности находится в постоянном развитии под действием окружающей среды, сознания человека.

формирования мотивов и Процесс возникновения поведения человека, его мотивационной сферы тесно связан с удовлетворением и развитием им потребностей, с формированием в целом его личности. С одной стороны, нельзя не подметить направленности мотивов и изменений характера личности в ее развитии, а с другой — мы четко видим трансформации в структуре личности, в ее мотивационной сфере, происходящие под влиянием разных жизненных обстановок. Следовательно, личность с ее мотивационной сферой представлена как

бы в двух плоскостях: в течении долгого периода ее развития и в неизменно окружающем ее социальном пространстве. В подобном пространственно-временном развитии находятся и мотивы, мотивация людской деятельности, среди них и те, каковые толкают субъекта на противозаконный путь поведения.

Кроме того, что термин «мотивация» употребляется как синоним понятия мотивационной сферы, он кроме этого вероятно значит и фактически процесс формирования мотива, приведения его в воздействие, процесс постоянного ситуации и субъекта взаимного влияния действия, в следствии чего формируется то либо иное поведение человека.

Так, мотивация — это собственного рода повторяющийся принятия решений и процесс выбора человеком на базе оценки им разных поведенческих альтернатив, в базе которых лежат различные мотивы, разные побуждения. И с данной точки зрения понятие мотивации, непременно, шире понятия мотива.

Говоря о ходе мотивации, направляться выделить, что он может протекать как на сознательном, так и подсознательном уровне, т.е. не осознаваться субъектом действия в момент его совершения1. Это особенно принципиально важно иметь в виду, в то время, когда приходится изучить субъективную сторону совершенного правонарушения и решать вопрос о форме вины.

В психологии представителями различных научных направлений и школ создано около десятка разных теорий, в которых в базу процесса мотивации положены разнообразные факторы, начиная от врожденных инстинктов, органических потребностей и заканчивая только сознанием, разумом, волей человека. Потому, что жизнь современного человека так сложна, а его поступки бывают столь противоречивы, оказывается, что любая из этих теорий в отдельности далеко не всегда позволяет растолковать все многообразие разных феноменов мотивации. И лишь обоюдная интеграция этих теорий с глубоким анализом накопленного материала и выделением всего хорошего, что в нем имеется применительно к каждому конкретному случаю, может растолковать обстоятельства поведения человека2.

Для юристов с опытной точки зрения одним из увлекательных подходов к проблеме мотивации есть когнитивный подход, в котором особенное значение придается сознанию, знаниям человека. В данном подходе особенно довольно часто употребляются понятия когнитивного диссонанса, мотивации успехи успеха или мотивации боязни, избегания неуспеха, и уровня притязаний. Все эти составляющие процесс мотивации категории тесно связаны между собой, в особенности на протяжении принятия ответов человеком. Изучив их, возможно прогнозировать его поведение, что не редкость особенно принципиально важно, к примеру при отборе в правоохранительные органы.

Обухоеский К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 16.

1 Немое Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Неспециализированные базы психологии. 2-е изд. М., 1995. С. 391—395.

2 Подробное изложение разных теорий мотивации в их историческом нюансе представлено в упомянутом выше книжке по психологии Р.С. Немова (с. 395—427).

Теория когнитивного диссонанса была создана в 50-х гг. американским психологом Л. Фестингером. В психологии под когнитивным диссонансом понимается негативное побудительное состояние, которое человек испытывает в ситуации неопределенности, обусловленной тем, что он располагает двумя и более противоречивыми «знаниями», мнениями, представлениями об одном каком-то объекте, явлении, которое необходимо растолковать. Это состояние диссонанса между какими-то незнаниями «и» отрывочными «знаниями» переживается им как внутренний неудобство, приводящий к тому, что субъект пытается снять, нейтрализовать или появившуюся рассогласованность в собственной осведомленности о личностно значимом для него явлении. Благодаря этого состояние когнитивного диссонанса начинает оказывать на субъекта сильное мотивационное влияние, становясь побудительной силой в мотивационной сфере его личности.

самоё мощное мотивационное действие на субъект когнитивный диссонанс оказывает в жизненно (профессионально) ответственных для него обстановках, в то время, когда нужно принимать важное ответ, разрешать конфликтные отношения, оценивать групповое мнение значимой для него социальной группы и т.д. Примеров действия когнитивного диссонанса на принятие ответов в профессиональной деятельности юристов достаточно довольно много. Например,, например, поведение следователя, приступающего к расследованию совершенного правонарушения в условиях неочевидности, принятие им решения о задержании подозреваемого, проведении обыска, отдельных тактических комбинаций, которые связаны с применением тех либо иных доказательств и т.п.

И тут крайне важно обратить внимание на одну весьма значительную подробность. С принятием ответа под действием когнитивного диссонанса субъект начинает придавать ему громадную сокровище если сравнивать с ответом, которое им было отвергнуто. «В этом просматривается воздействие необычного психотерапевтического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже по окончании того, как он совершен», — обращает внимание на эту крайне важную закономерность Р.С. Немов. Установлено, пишет потом он, что «по окончании принятия ответа человек нечайно начинает искать дополнительные его оправдывающие доводы и тем самым искусственно повышает для самого себя сокровище избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность проигнорировать неприятную для него данные, говорящую о том, что он принял не наилучшее из ответов». И потом: «в тех случаях, в то время, когда силой событий человек не редкость должен совершить воздействие, повлекшее за собой нежелательный итог, он пытается задним числом повысить сокровище результата чтобы уменьшить появившийся в следствии этого диссонанс»1.

Конкретно данной закономерностью действия психотерапевтического механизма оправдания человеком сделанного им выбора (принятия ответа) в условиях когнитивного диссонанса, выступающего в роли побуди-

Немов Р.С. Указ. соч. С. 404.

тельной силы, возможно растолковать поведение, например, следователя, отстаивающего собственный, иногда ошибочное, мнение о виновности лица, которое им было задержано и которому он поспешил предъявить обвинение. Думается, что в аналогичных случаях самым разумным методом вывести расследование дела из необычного когнитивного тупика будет передача этого дела второму сотруднику прокуратуры, не находящемуся под действием обрисованного выше механизма самооправдания.

Совершая те либо иные поступки, замечая за поведением вторых лиц, человек, в большинстве случаев, пробует их растолковать. Причинное объяснение поступков человека в психологии стало называться каузальной атрибуции (от лат. causa — обстоятельство, attribuo — придаю, наделяю). С данной точки зрения одни люди, в большинстве случаев, считают, что достигнутые ими результаты, удачи в их деятельности, равно как и неудачи, зависят в большинстве случаев от них самих (так называемый внутренний локус контроля), другие же, наоборот, считают, что все зависит от внешних факторов, от складывающихся независимо от их воли каких-то событий, попросту говоря, от везения, случая (так называемый внешний локус контроля).

Такое отношение к себе, подобного рода оценка внешних событий оказывают важное влияние в первую очередь на процесс мотивации личности и в конечном счете сказываются в целом на успешности и результативности самой деятельности. Оказывается, что направленность лиц первой группы (с внутренним локусом контроля) в первую очередь на самих себя определяет их более высокую ответственность, громадную настойчивость на пути к достижению поставленных целей. Исходя из этого у таких людей определяющей есть мотивация успехи удач. Для лиц противоположной группы (с внешним локусом контроля) в структуре их мотивационной сферы ведущими являются мотивы избегания неудачи.

Установлено, что лица, мотивационная сфера которых определяется мотивацией успехи, в жизни, в профессиональной деятельности получают намного больших результатов, удач, нежели те, у кого ведущими являются мотивы избегания неудачи. Как продемонстрировали результаты обследования многочисленной группы прокурорских работников, профессионально успешные сотрудники прокуратуры имеют вправду более выраженный внутренний локус контроля, что говорит о том, что у них выше уровень персональной ответственности за происходящие события, решения и их последствия, больше инициативы. Они уверены в том, что сами добились всего, что было и имеется в их жизни, благодаря собственной энергии и воля1.

Увлекательным выглядит и еще одно психотерапевтическое различие в поведении обрисованных выше двух групп людей. Лица, мотивированные на достижение успеха, при неудачи, как говорится, не опускают руки. Более того, их активность и упорство возрастают. Этот феномен осо-

См.: Романов В.В., Кроз М.В. Управление по опытному психотерапевтическому отбору кандидатов на работу в органы прокуратуры РФ: Методическое пособие М., 1994. С. 84.

бенно наглядно проявляется в работе следователей, получающих высоких результатов в раскрытии правонарушений, расследуемых в условиях неочевидности. Наоборот, у лиц, мотивированных на избегание неудачи, при неуспеха интерес к ответу поставленной задачи, а следовательно, и результативность их деятельности падают.

Так, изучение мотивов поведения людей, процессов мотивации деятельности имеет только серьёзное значение. С одной стороны, установление мотивов, которыми руководствовался виновный, оказывает помощь верно квалифицировать его действия, устанавливать условия и причины, содействовавшие совершению правонарушения, объективно оценивать полученные при расследовании доказательства, определять виновному то либо иное, кроме того более мягкое наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном кодексе (см. ч. 1 ст. 64 УК РФ). Иначе, процессы мотивации играются только ключевую роль в профессиональной деятельности юристов, оказывают значительное влияние на результативность их труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое темперамент?

2. Перечислите главные типы темпераментов, дайте им краткую чёрта.

3. Существует ли связь между личностью и темпераментом?

4. Какие конкретно фундаментальные особенности нервной совокупности воздействуют на формирование темперамента?

5. Как именно нужно доходить к оценке особенностей темперамента з профессиональной деятельности юриста?

6. Раскройте понятие характера, перечислите его фундаментальные особенности.

7. Каково соотношение темперамента и характера?

8. Что являются акцентуированные особенности характера?

9. Назовите главные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психотерапевтическую чёрта.

10. Раскройте криминологическое значение отдельных видов акцентуаций характера.

11. Что такое направленность личности? Раскройте ее содержание.

12. Что представляет собой психотерапевтическая установка личности? Какое влияние она оказывает на опытную деятельность юриста?

13. Что такое воля? Ее роль и место в структуре личности.

14. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве.

15. Что высказывает собой понятие «порок воли»? Критерии данного понятия.

16. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации.

17. Что представляет собой мотивационная сфера личности?

18. В чем состоит сущность теории когнитивного диссонанса процесса мотивации? Какое влияние данное явление оказывает на поведение юриста?

19. Как именно воздействует на опытную деятельность юриста мотивация успехи успеха и избегания неудачи (продемонстрируйте на примере)?

Глава7

СУДЕБНО-Психотерапевтическая ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ и УГОЛОВНОМ

Предмет судебно-психотерапевтической экспертизы. Этапы ее становления и развития в РФ. Основания и предлоги назначения в гражданском процессах и уголовном. Методологические базы проведения судебно-психотерапевтической экспертизы, ее компетенция. Главные вопросы, решаемые специалистом-психологом на протяжении предварительного следствия, в суде. По каким категориям уголовных дел, при разрешении каких гражданско-правовых споров значительно чаще проводится судебно-психотерапевтическая экспертиза. Подготовка, назначение, применение судебно-психотерапевтической экспертизы следователем, судом.

Уголовно-правовые отношения #127891; ОГЭ обществознание 9 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: