Вопрос 1. особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Вопрос 1. Особенности философского мировоззрения и его главные неприятности: человек и мир, сознание и бытие.

Философия — наука о самые общих законах развития природы, общества, и людской мышления. Предмет философии — указанные выше законы. Функции философии — мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, идеологическая, интегративная.

Мировоззрение — это взор на положение и мир человека в нашем мире, оценка и мира взаимоотношений и характеристика человека. Мировоззрение формировалось столетиями и формируется , исходя из этого на протяжении развития мировоззрения необходимо выделять разные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское). Мировоззрение включает в себя как бы два среза — интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (чувства), интеллектуальная – миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в ходе повседневной жизнедеятельности, второе появляется тогда, в то время, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически созданное мировоззрение, совокупность самых неспециализированных теоретических взоров на мир, на место человека в нем, обнаружение разных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение:

1. Системность

2. Теоретический, логически обоснованный темперамент совокупности философских взоров. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философия ориентирована на раскрытие следующих главных неприятностей:

1. Отношение человека и мира

2. Место человека в нашем мире

3. Его назначение.

мира и Отношение человека пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что имеется отечественное знание? Задана ли истина вещами либо она имеется продукт произвола субъекта? Что имеется сокровище? Из этого следует, что вопрос о соотношении сознания и материи имеется по сути главной вопрос философии. Ни одно учение не имеет возможности его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии.

Главный вопрос имеет 2 собственные стороны.

1. Что первично: сознание либо материя?

2. Познаваем ли мир?

С позиций раскрытия 1-й стороны главного вопроса философии в совокупности общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

С позиций раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость агностиков и мира.

Вопрос 2. Понятие цивилизации. Цивилизация как социокультурное явление. основные этапы и Мировая цивилизация ее развития и становления.

цивилизация и Культура.

Понятие цивилизации происходит от латинского слова civis — гражданин. Согласно точки зрения большинства современных изучений цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая понемногу приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что формирует наиболее значимую предпосылку культуры.. В диалектико-социологии и материалистической философии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего варварства и уровень дикости. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную средства и природу этого преобразования человека усвоившего их и талантливого жить в окультуренной среде собственного обитания, и совокупность публичных взаимоотношений как форм социальной организации культуры, снабжающих ее преобразование и существование. Это некая общность людей, характеризуемая определенным комплектом сокровищ (разработками, навыками, традициями), совокупностью неспециализированных запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д. Но любому эволюционному процессу, среди них и развитие цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации судьбы, — цивилизация ни при каких обстоятельствах не была и не будет единой, не обращая внимания на объединяющую человечество технологическую общность. В большинстве случаев феномен цивилизации отождествляется с возникновением государственности, не смотря на то, что государство и право — сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они появляются на базе сложных, социально значимых разработок. Цивилизация появляется благодаря особенной функции разработки, которая формирует, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и начинается. Классическими в большинстве случаев принято именовать те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными трансформациями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением довольно часто в течении многих столетий сложившихся социальных образа и структур судьбы. Классические культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эры средневековья — образцы классических цивилизаций. К числу классических обществ принято относить все общество Востока.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая деятельно завоевывала себе все новые социальные пространства. Данный тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его довольно часто именуют западной цивилизацией. Но он реализуется в разных вариантах как на Западе, так и на Востоке, исходя из этого употребляется понятие техногенной цивилизации, потому, что ее наиболее значимым показателем есть ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а после этого и научные революции делают техногенную цивилизацию очень динамичным обществом, вызывая довольно часто в течении судьбы нескольких поколений радикальное изменение социальных связей — форм людской общения. Глубинные сокровища техногенной цивилизации складывались исторически. подчинения преобразования и Идея мира человеком природы была основной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, впредь до отечественного времени. Совершенства техногенной цивилизации — это возможность индивида включиться в самые разные корпорации и социальные общности. Человек делается суверенной личностью лишь по причине того, что он не привязан к той либо другой конкретной социальной структуре, быть может вольно строить собственные отношения с другими людьми, вливаясь в разные социальные общности, а довольно часто в различные культурные традиции.

Цивилизация высказывает что-то общее, рациональное, стабильное. Она является системой взаимоотношений, закрепленных в праве, в традициях, методах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, обеспечивающий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, появляющихся на базе однотипных разработок. Культура — имеется выражение личного начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры имеется выражение и отражение в нормах поведения, в деятельности и правилах жизни, в привычках и традициях не неспециализированного у различных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, личных и неповторимых событий их сегодняшнего бытия и прошлого, их языка, религии, их географического расположения, их контактов с другими народами и т.д. В случае, если функция цивилизации — обеспечение общезначимого, стабильного нормативного сотрудничества, то культура отражает, сообщает и хранит личное начало в рамках каждой данной общности. Так, цивилизация — это социокультурное образование. В случае, если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует публичные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Материя

Выработка этого понятия обусловлена тем, что философы в хороший период развития философии постоянно стремились решить главный вопрос философии: что первично, материя либо сознание в нашем мире. Это то, что зависит от людской сознания либо то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием материи, философы, в принципе, вели обращение о той базе, которая лежит вне людской сознания. Но в представления о сути материи на протяжении развития философской мысли изменялись.

В древней философии в базе определения материи лежало понятие «материал», из которого как бы вылеплены все вещи (вода, пламя). Аристотель: Материя — это общее возможность предметного многообразия. Реальность вещественного многообразия, его стимул и цель — это форма как составляющее начало.

Средние века: аристотельская дуалистическая концепция — материя, как пассивное, страдательное начало, дух как активное начало, заняла господствующее положение.

В механистическом материализме нового времени в базе определения материи лежит уже не понятие «материал», а фундаментальных первичных неизменных особенностей, неспециализированных для всех материальных предметов: протяженность, перемещение, фигура, тяжесть (комбинация их дает тело).

Все трудности и разногласия в определении материи не было возможности дать добро не соединив объективно диалектического и теоретико-познавательного раскрытия сущности этого понятия. Материю возможно выяснить только по отношению к практике или к нематериальному. Единственное довольно хорошее от материи уровень качества имеется сознание. Исходя из этого методологического нюанса, ЛЕНИН дал определение материи через сознание: Материя — это философская категория для обозначения объективной действительности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них.

Сейчас современная наука ведет обращение о существовании 3-х совокупностей материи ( неживая, живая, социальная ). Любая совокупность имеет собственную структурную организацию.

Вопрос 30. Публично – экономическая формация как социальный организм. Структура ОЭФ. надстройки и Взаимосвязь базиса. Роль надстройки в ответе социально-экономических неприятностей Русского общества. Публично-экономическая формация

Понятие публично-экономической формации отражает подчиненность всех публичных явлений материальным отношениям производства. В материалистической философии из всей совокупности публичных взаимоотношений выделяются производственные отношения как главные и определяющие, как объективный критерий для различения определенных ступеней развития в публичной судьбе. Вправду, совокупность производственных взаимоотношений есть тем базисом, от характера которого зависит и образ судьбы людей, и все другие публичные явления. Но сами производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил, что существует закон соответствия, в соответствии с которому данному уровню развития производительных сил соответствуют не каждые, а определенные, нужные и от воли людей не зависящие производственные отношения. В методе производства запрещено произвольно поменять производственные отношения, они соответствуют производительным силам объективно, порождены этими производительными силами. Общество проходит в собственном развитии определенные ступени (экономические публичные формации), обусловленные, к примеру, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным производством. Теория публично-экономической формации оказывает помощь осознать общество как цельную социальную совокупность, функционирующую и развивающуюся по своим своеобразным и объективным законам на основании объективно сформировавшегося метода производства. Социализм — идеал, очень и очень привлекательный для людей. Но практическое создание коммунистической публично-экономической формации в наше время нереально.

надстройка и Базис

Только ответственное значение в материалистическом понимании в собственности понятиям надстройка и базис. С их помощью удается узнать сущность публичных взаимоотношений, выделить те из них, каковые являются отношениями первичной и вторичной зависимости, реально проявляют себя в жизни общества, оказывают формирующее действие на разные стороны развития экономики. Общество — это, в первую очередь, люди, каковые в ходе производства собственной судьбы вступают между собой в разные, соединяющие их в единую, отношения и целостную систему связи. Исходя из этого публичные отношения неотделимы от деятельности людей, они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее публичную форму. Существуют два вида практики: производственная практика, т.е. обработка природы людьми, и деятельность по преобразованию, совершенствованию, упрочнению самого публичного механизма, т.е. обработка людей людьми. Публичные отношения, каковые складываются и воспроизводятся на протяжении второго вида практики, закрепляются силой особых публичных организаций, учреждений. Идеологические отношения складываются под влиянием публичного сознания и наровне с последним выясняются вторичными, зависимыми от взаимоотношений первичных, определяющих — производственных. В случае, если в производственной практике средствами деятельности являются орудия труда, то в практике социально-исторической в качестве необычных орудий выступают политические, правовые и учреждения и прочие организации.

Над базисом, как над необычным фундаментом публичного строения возвышается соответствующая ему надстройка, включающая, во-первых, публичное сознание (идеи, теории, взоры); во-вторых, идеологические отношения; в-третьих, закрепляющие их учреждения и общественные организации. Надстройка формируется с четко определенной целью — усиливать и развивать породивший ее базис. Для утверждения существующих публичных взаимоотношений создавались институты и специальные учреждения права, морали, философии, церкви и др. Базис определяет содержание и характер надстройки только в общем. Реализация этих его объективных требований осуществляется с громадной долей свободы через деятельность социальных групп и классов, конкретных людей, ставящих перед собой разные политические цели и действующих в своеобразных условиях судьбы. Тут налицо диалектическое сотрудничество неспециализированного и особого. Создать новый базис и устранить ветхий возможно лишь при условии проведения реформ, инициатива которых обязана исходить из надстройки. Наряду с этим обществу направляться отказаться от силовых приемов ответа социальных неприятностей. Ни природа, ни общество не выносят резких скачков, все должно проходить в рамках естественноисторического процесса, в котором должны сейчас победить рациональные способы решения проблем. Формирование нового базиса предполагает коренное изменение взаимоотношений собственности, распределения и обмена на правилах социальной рыночной экономики. Обязана создаваться надстройка, которая в состоянии действенно осуществить проведение научно обоснованной политики перемещения к рынку, создание правового страны, гласности и развитие демократии, свободы совести, утверждение правил общечеловеческой морали, развитие научного мировоззрения, науки и культуры. Неспециализированным итогом таковой деятельности будет оптимизация взаимоотношений социальной справедливости на базе систематического увеличения эффективности публичного производства.

вера и Знание.

Познание -это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) в совокупности совершенных образов сущности вещей, явлений и предметов, включая человека и общество. Объектом познания есть и общество и природа. Более того, объектом познания может являться его сознание и человек. Объект познания исторически конкретен. Объект познания не остается неизменным, он формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (настоящий) — человечество в целом, а отдельный человек делается субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания — исторически конкретен, т.е. в каждую эру специфичен круг его познавательных заинтересованностей, а основное, конкретный темперамент носят его познавательные возможности.

Познавательные возможности кроме этого исторически-конкретны, они определяются кругом практических и познавательных заинтересованностей познающего субъекта, его способностями и средствами познания.

Знание -продукт публично- трудовой и интеллектуальной деятельности , воображающий совершенное воспроизводство в языковой форме объективных, закономерных связей фактически преобразуемого объективного мира.

Вера -Беспочвенное признание истинности того либо иного явления.

Вопрос 32. Нравственное сознание, его роль и специфика в жизни общества. (+)

Нравственное сознание. Нравственное сознание — одна из форм публичного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением публичного бытия. В базе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность — это понятие, которое есть синонимом морали. Но мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность — это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль появилась раньше вторых форм публичного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах публичной судьбе: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела общее значение, распространялась на всех участников коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные базы общества, из которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала публичные устои судьбы, формы общения. Она выступала как совокупность правил и норм поведения, выработанных обществом. Правила морали были необходимы для всех, они не допускали исключений для кого-либо. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, каковые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Возможно выделить опытную мораль, мораль и бытовую мораль домашнюю. Наряду с этим моральные требования имеют идейную базу, они связаны с пониманием того, как человек обязан себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать принципам и соответствующим идеалам, наряду с этим громадное значение тут имеют понятия добра и зла, достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и смогут изменяться по мере его изменения и развития.

Главной функцией морали есть регулирование взаимоотношений всех социальных групп и членов общества. Любой человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в несоответствие с интересами и потребностями вторых людей либо общества в целом. Человек должен был сочетать собственные интересы с заинтересованностями общества, должен был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся правилам и нормам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало смерть. Исходя из этого исполнение норм морали означало большой этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. В ходе развития морали вырабатывались правила поведения и определённые принципы, каковые передавались много поколений, их соблюдение было непременно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе закон и нравственность были тождественными понятиями, а совокупность наказания имела твёрдый темперамент. С делением общества на классы мораль получает классовый темперамент, любой класс имеет собственные представления о правилах и нормах поведения, каковые обусловлены социальными и экономическими заинтересованностями. Содержание морали определяется заинтересованностями конкретных публичных классов, одновременно с этим направляться подчернуть, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие принципы и нравственные ценности. нормы и Такие принципы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, признательность, дружелюбие имеют общечеловеческий суть. Нравственные нормы подобного рода являются главными правилами любого общества. Но представления о моральном долге человека с течением времени существенно изменяются.

В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Современный мир делается только взаимосвязанным и взаимозависимым, исходя из этого на данный момент в первую очередь направляться выделять общечеловеческие вечные сокровища. В этих условиях роль морали как формы всеобщего регулятора и общественного сознания деятельности существенно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, которая связана с несложным и понятными формами взаимоотношений людей, такими, как не красть, не убивать, почитать своих родителей, делать обещания, помогать нуждающимся и т.д. И в любой момент, всегда подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин — этика. Этика (греч. , от — нрав, обычай, привычка) — это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные сокровища, обстоятельства происхождения морали. Уже древние философы разглядывали этику как практическую философию, пробующая дать ответ на вопрос: что обязан делать человек в конкретной обстановке. Термин этика был введен Аристотелем.

Наука этика разглядывает специфику нравственного сознания, его исторически ценности и изменчивые нормы. В нравственном сознании направляться выделить два главных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия — это моральные эмоции, воображающие личное отношение к разным сторонам судьбы. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, правил, совершенств, осознания потребностей, понятий хороша, зла, справедливости, совести. соотношение и Взаимосвязь этих начал в нравственном сознании возможно разным в различные исторические эры и в мировоззрении разных людей. Нравственное сознание отвечает собственному настоящему времени. В структуре нравственного сознания ответственное место занимает нравственный идеал. Он есть высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал есть абстрактным по форме, т.к. моральные правила существуют в виде категорий и понятий, являющихся базой для оценочных суждений. направляться подчернуть, что задачи нравственного воспитания — это формирование единства нравственного поведения и нравственного сознания, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей получает особенно серьёзное значение в связи с потребностью современного общества. Познание общечеловеческих сокровищ допустимо только при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном замысле, в то время, когда она поднимается до отметки понимания социальной справедливости. Данный принцип возможно усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он обязан пройти и через эмоцию человека.

Эмоции человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются базой личного отношения человека ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются поступки людей и общественные явления с позиций их ценности.

Под сокровищем понимается нравственное значение личности либо коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, правила, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни сокровища смогут исчезать, а другие показаться. То, что было нравственным в прошлом, в нашей жизни может оказаться безнравственным. В жизни человека бывают такие ситуации, в то время, когда необходимо сделать моральный выбор, выбор между многими сокровищами. Речь заходит о свободе выбора, наряду с этим свобода понимается в смысле независимости личности от аморальных жажд, ущемляющих интересы вторых людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Категория свободы связана с понятием справедливость и ответственность. Для современного общества нет справедливости без свободы, равно как и нет свободы без ответственности и справедливости, нужна свобода от силы, лжи и принуждения.

Самый тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но в случае, если правовые правила закреплены в законах и выступают как принудительная мера страны, то нормы морали опираются на публичное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но одновременно с этим история знает много примеров, в то время, когда в полной мере действия и законные поступки имели аморальный темперамент, и, напротив, совершить правонарушение люди являлись нравственным примером. В совершенном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает много трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, каковые не всегда могут быть последовательно объективными, помимо этого в праве отражаются интересы определенных социальных групп, исходя из этого право может вступить в несоответствие с публичной моралью. Человек сам может оценить собственные поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, исходя из этого выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания.

направляться отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в отношении того, что мораль имела возможность оценить подобающим образом и явления и нестандартные поступки, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать собственный время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира часто подталкивали людей не только экономические обстоятельства, но и моральное недовольство существующим положением, рвение поменять и усовершенствовать мир на базе правил хороша и справедливости.

Вопрос 1. Особенности философского мировоззрения и его главные неприятности: человек и мир, сознание и бытие.

Философия — наука о самые общих законах развития природы, общества, и людской мышления. Предмет философии — указанные выше законы. Функции философии — мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, идеологическая, интегративная.

Мировоззрение — это взор на положение и мир человека в нашем мире, оценка и мира взаимоотношений и характеристика человека. Мировоззрение формировалось столетиями и формируется , исходя из этого на протяжении развития мировоззрения необходимо выделять разные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское). Мировоззрение включает в себя как бы два среза — интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (чувства), интеллектуальная – миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в ходе повседневной жизнедеятельности, второе появляется тогда, в то время, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически созданное мировоззрение, совокупность самых неспециализированных теоретических взоров на мир, на место человека в нем, обнаружение разных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение:

1. Системность

2. Теоретический, логически обоснованный темперамент совокупности философских взоров. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философия ориентирована на раскрытие следующих главных неприятностей:

1. Отношение человека и мира

2. Место человека в нашем мире

3. Его назначение.

мира и Отношение человека пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что имеется отечественное знание? Задана ли истина вещами либо она имеется продукт произвола субъекта? Что имеется сокровище? Из этого следует, что вопрос о соотношении сознания и материи имеется по сути главной вопрос философии. Ни одно учение не имеет возможности его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии.

Главный вопрос имеет 2 собственные стороны.

1. Что первично: сознание либо материя?

2. Познаваем ли мир?

С позиций раскрытия 1-й стороны главного вопроса философии в совокупности общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

С позиций раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость агностиков и мира.

1.1 Специфика философского знания — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: