Педагогическая теория коменского.

1. Факторы развития личности.

Коменский Я.А. уделял громадное внимание среде, наследственности, и воспитанию. Бес целенаправленного воспитания ребенок абсолютно подпадает под влияние той среды, в которой он выясняется, поскольку настоящая судьба лишь в канун будущего, и человек как человек существо разумное, обязан познавать все вещи и овладевать ими и самим собой, и как подобие и образ Божие, во всем прибегать к Всевышнему, то отсюда вытекает троякая необходимость научного образования, истинного страха и добродетельных нравов Божьего. Природа закладывала в человека семена всего этого, но чтобы они взошли человека должно воспитывать и образовывать. Затевать то и второе нужно допустимо раньше. Привлекаться в школу должны все дети без исключения, потому что любой рожден для одной и той же добропорядочной цели.

2.задачи и Цели воспитания.

Я.А. Коменский исходит из положения что задачи и цели воспитания, его пути и содержание осуществления должны вытекать из назначения человека. Основная цель школы – стать «мастерской» для выработки из людей настоящих людей, из христиан – настоящих христиан. Это будет в том случае, если все допущенные к этому сообществу мудрости будут становиться: умными умом, владеющими плавной приятной речью, талантливыми в работе, воспитанными в нравах, благочестивыми сердцем.

Задачи воспитания:

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

Управление собой (нравственное воспитание).

Рвение к Всевышнему (религиозное воспитание).

Принцип природосообразности.

Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Человек как часть природы подчиняется ее основным, общим законам действующим как в животных и мире растений, так и в отношении человека. Иными словами, природа едина, в природе все происходит целесообразно, в ней царят порядок и гармония, все протекает естественным методом; из этого воспитание ребенка как частицы природы кроме этого должно проводится естественным методом. Таково исходное положение идеи природосообразности у Коменского.

4. обучения и Место воспитания.

Роль воспитания: Человек делается человеком благодаря воспитанию, которое должно даваться в юные годы. Воспитание – серьёзная предпосылка установления честных и дружественных взаимоотношений между народами и людьми. Обучение представляет собой единый процесс передачи знаний преподавателем обучающимся и усвоения и осмысления этих знаний последними. Обучение подразумевает ученика и совместную деятельность учителя. Данный процесс имеет целенаправленный, организованный темперамент, что обуславливает непросто воспитание и развитие ребенка, но и воспитание высоких личных качеств, воспитание человечности. образование и Воспитание человека не заканчивается по окончании выхода из школы.

5 Содержание формы и принципы обучения.

Каменский налагает четыре главных неспециализированных требования, которым должны отвечать учение и обучение:

1) успешность,

2) легкость,

3) основательность,

4) быстрота.

Не нужно путать эти требования с дидактическими правилами:

1) Порядок, заимствованный из природы.

Обучение, как и природа, должно находиться в движении вперед. Процесс обучения это процесс внутреннего органического роста.

форма и Содержание должны находится в определенном соотношении между собой. Обучение должно быть всесторонним, связанным с судьбой.

Все должно быть преподаваемо методом ярких чувственных восприятий из судьбы. Принцип наглядности – это золотое правило для преподавателей. Но этого слишком мало чтобы обеспечить полноценное в полной мере доброкачественное знание. Для этого требуется еще «приведение в воздействие разума» вот по какой причине следующий принцип гласит:

Ничему не учить на основании авторитета, все обосновывать на свидетельстве разума и чувств. Коменский довольно много внимания уделял принципу сознательности, не смотря на то, что он не прибегает к самому термину. Он разоблачил догматическое восприятие обучающимися учебного материала без осмысления его, без понимания. Одно знание фактов согласится им недостаточным.

Содержание обучения.

До 6 лет — для детства — материнская школа.

6-12 лет — для отрочества — школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

12-18 лет – для юношества — латинская школа ( гимназия).

18-24 года – академия — для зрелости.

Содержание каждой ступени:

Материнская – начальные представления об общественной жизни и окружающей природе, приучение детей к труду и хозяйству. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а основное – человеколюбия.

Школа родного языка — начальная школа. Даются сведения по последовательности предметов, довольно много времени уделяется и религии.

Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты.

Формы организации обучения.

Коменский признавал классно-урочную совокупность образования. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, выяснил организацию учебного дня, (четыре учебных часа в школе родного языка, шесть часов в латинской школе), теоретически создал классно – урочную совокупность урочных занятий и в большинстве случаев использовал ее. Коменский указал, что любой урок должен иметь необходимые структурные компоненты: объяснение нового материала, опрос обучающихся, упражнение. Необходима задачи урока и формулировка темы. Должна быть активная работа всех обучающихся на уроке.

Воспитание человечности в человеке.

В воспитание человечности, согласно точки зрения Коменского ключевую роль играется формирование высоко привычек и нравственного сознания, и на данной базе — воспитание полноценной личности. В собственной работе «правила поведения» Коменский предпослал в качестве эпиграфа следующие изречения Сенеки: «обучись вначале хорошим нравам, а после этого мудростям, потому что без первых тяжело обучиться последней». Говоря о воспитании «человечности в человеке», Коменский имел в виду воспитание четырех главных добродетелей мудрости, умеренности, справедливости и бодрости. В « Великой дидактике» он писал: « и без того направляться, максимально заботиться о том, дабы мастерство внедрять настоящим образом истинное благочестие и нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, дабы школы в полной мере стали «мастерскими людей».

Как мы знаем, Коменский утверждал, что человек не рождается с готовыми сознанием и нравственными принципами, а эти качества результат воспитания. Он выработал 16 правил для развития нравственности, в которых он выделил, что такая главная добродетель как мудрость, возможно выделена из хорошего наставления. Умеренности направляться обучаться в течении всего времени обучения; мужеству нужно обучаться, преодолевая самих себя, поступая во всем и в любой момент обдуманно, разумно; справедливости – никого не оскорбляя, воздавая каждому собственный, избегая обмана и лжи, проявляя любезность и исполнительность. Серьёзное значение имеет воспитание у юношества привычки к труду формирование для того чтобы качества как трудолюбие, для этого дети неизменно должны быть заняты каким или важным либо занимательным делом.

Коменский призывал с детства развивать хорошие альтруистические чувства, внушать детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить вторым и охоту к этому. Человек уже с раннего детства обязан вспоминать над вопросом: а для чего я живу? Нужно ему осознать назначение нашей жизни, то, что мы рождаемся не только для самих себя, а для всего людской рода.

Конечно, воспитание нравственности предполагает постоянное осуществление, как писал Коменский, честного. Примеры честности, порядочности должны показывать детям родители, учителя, сотоварищи.

Анализ педагогического учения Коменского говорит о том, что нравственное воспитание («воспитание человечности») включает в себя по большей части четыре элемента:

воспитание гуманизма, демократизма,

воспитание патриотических и общечеловеческих эмоций,

воспитание трудолюбия,

воспитание правдивости, честности и других добропорядочных эмоций.

Требования уважения чувства и воспитания любви к человеку, добропорядочных качеств подлинно людских взаимоотношений между людьми, основанных на честном труде, — это требование образовывает самая сильную сторону демократизма и гуманизма Коменского. Наряду с этим он подчеркивал, что основа воспитания гуманизма есть уважение и взаимная любовь в школе и семье: взаимоотношения между детьми и родителями, между учеником и родителем должны строиться не на рознях и страхе, а на любви и взаимопонимании.

Воспитание гуманизма должно начинаться с младшего возраста и основываться на уважении к личности ребенка на внимательном отношении к нему. «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку» — таков девиз Коменского, ставший девизом всей жизни и педагогической деятельности Януша Корчака, Сухомлинского. Это золотое правило, выдвинутое Коменским, пара не теряет собственного значения Сейчас.

Наилучшие условия для демократизма и воспитания гуманизма, согласно точки зрения Коменского, формирует сама школа, в случае, если верно применять ее возможности, возможности общения детей между собой.

Главным средством воспитания человечности Коменский вычислял спокойное, внимательное и дружеское отношение преподавателя к обучающемуся. Гуманно и демократично его указание о том, дабы дети делились тем, что имеют, помогали вторым людям, проявляя милосердие и сострадание. Наряду с этим преподаватель (воспитатель) обязан обязательно похвалить ученика за хороший поступок.

Учение Коменского о воспитании демократизма и гуманизма органически связано у него с воспитанием любви к всему человечеству и родине. Служение отчизне и человечеству он считал главным назначением человека. Формирование этих качеств, предполагает участие детей с ранних лет в общественных делах и трудовой жизни. Никому не дозволяется быть праздным либо безтолку быть обузой почву — писал Коменский в работе « о культуре природных даров».

С вышеназванными требованиями у Коменского связано его требование воспитывать дружбу, взаимное уважение и доверие между обучающимися, учениками и учителями. В его работе «Законы отлично организованной школы» говорится: «согласия и ссоры должны быть далеки от отечественной школы и любой обязан искренно обожать собственного учителя как второго отца». Кстати многие положения данной работы не мешало бы взять на вооружение современной школы.

Одним из основных правил воспитания человечности есть воспитание трудолюбия. Обучающихся нужно учить, тому, что направляться делать на деле, «дабы ковать они обучились ковкой». В труде формируются и активность, и трудолюбие. Лишь трудолюбивый человек может стать грамотным человеком, согласно точки зрения Коменского. Не только физическим трудом, но и важным учением и разумно организованными учениями возможно воспитать трудолюбие. Что мешает реализовать эту задачу? Лень и молодость, каковые, кстати, не изгнаны из школы и посей сутки. Коменский показывал, что громадная роль в ответе данной задачи в собственности преподавателю, что есть примером для подражания, и исходя из этого обязан, говоря языком Коменского, «бодро учить».

человечности и воспитания Следующий принцип нравственности у обучающихся — воспитание таких качеств как правдивость, честность, вежливость, добродетель и доброта. Эти качества, как и другие, о которых говорилось выше, направляться вырабатывать, согласно точки зрения Коменского, с первых же шагов ребенка. Каждая мелочь имеет значение в нравственном воспитании.

Поэтому Коменский призывал своих родителей, преподавателей, вести себя в присутствии детей с величайшей осторожностью, не забывая о том, что дети стремятся подражать им. Говоря о хороших качествах личности, Коменский подчеркивал, необходимость борьбы против всяких пороков личности, в особенности против зависти, наглости, честолюбивого нахальства, двуличия и лжи.

Каким же образом воспитывать человечность в человеке, другими словами какими способами осуществлять нравственное воспитание детей? Это неприятность Коменский разглядывает во многих трудах, как в связи с вопросами обучения, так и намерено. В «Великой дидактике» (23 глава), в «Материнской школе» (9 глава) и других работах он выделяет следующие способы воспитания:

Персональный пример.

Поучение.

Упражнение.

Поощрение.

Наказание.

Коменский думал, что любая нравственное положение, правило либо воздействие обучающийся должен понять сознательно, нравственное действие и нравственное сознание должны быть неразрывно связаны между собой, с целью достижения этого, согласно точки зрения Коменского, лучшим средством есть персональный пример своих родителей в семье и учителя в школе. Нужно всегда показывать детям «хороший пример», так как им характерно «страсть подражать всему тому, что на их глазах делают другие». Вместе с тем Коменский верно подмечает, что персональный пример не позволит желательных результатов, если он не сопровождается живым словом, его разъяснением, поучением. Поучение, основанное на сознательности, представляет собой вместе с примером главной путь для убежденности – этого могучего рычага действия и нравственного сознания.

Наряду с этим Коменский справедливо предостерегал, что «через чур долгое обучение уму-разуму либо долгие речи….. по большому счету не дадут никакого результата» это положение Коменского и сейчас не потеряло значения педагогической истины.

Вместе с поучениями Коменский придавал значение беседам нравственного характера, сказкам, басням, преданиям, чтению художественной литературы организации театральных представлений. Об этом он детально говорит в собственной работе « Пансофическая школа». Коменский не просто так написал пьесу «Диоген- циник на сцене», которая в свое время получила громадную популярность.

Учебное и воспитательное значение имеют, согласно точки зрения Коменского, споры по различным вопросам, игры, каковые воздействуют на формирование и нравственного сознания, нравственного поведения.

Все педагогическое учение Коменского проникнуто духом гуманного отношения и любви к ребенку. Любовь к ребенку и уважение его личности — база воспитания. Исходя из этого закономерным есть то, что ответственное место среди способов нравственного воспитания Коменский отводит поощрению. Он предлагал разные формы поощрения, кроме того финансовое вознаграждение, что в наши дни стало в некоторых школах. Наряду с этим направляться не забывать: ласка и каждое поощрение должны быть честны, шепетильно взвешены. Коменский думал, что обожать детей — дело природы, а скрывать собственную любовь- дело благоразумия.

Не обращая внимания на гуманизм, что характерен для всей педагогической совокупности Коменского, он не отрицал педагогической сокровище наказания как в обучении, так и особенно в нравственном воспитании. Особенно строго необходимо наказывать святотатство, ложь и упрямство. В таких случаях он считал допустимыми а также нужными побои. Преподаватель наряду с этим обязан различать проступок, идеальный нечаянно от злоумышленного. Еще великий французский гуманист-педагог Мишель Монтень быстро выступал против физических наказаний по большому счету. Он писал, что побои не приносят никакого хороша, они лишь унижают и раздражают сердце и душу человека, озлобляют его и делают упрямым.

Запрещено дать согласие с мнением Коменского о допустимости физического наказания ребенка (побои, удары рукой, розги). В остальном же прелагаемые им педагогические воспитательные правила имеют серьёзное значение и Сейчас.

на данный момент довольно много говориться о демократизации и гуманности школьной судьбе. Эти беседы в течении последних 7 лет не стали причиной торжеству в отечественных школах добрых, демократических взаимоотношений между детьми, учениками, родителями и учителями.

В одних школах господствовал авторитаризм, в других – анархия и разгильдяйство, пренебрежительное отношение к учебе, к школе, к преподавателям. Возможно, это происходит по причине того, что забыто ещё одно крайне важное положение Коменского о том, что дисциплина- это одно из нужных условий с целью достижения успеха во всех областях деятельности и человеческого труда.

Борясь против средневековой палочной дисциплины, Коменский образно сравнивал нравственную дисциплину с солнцем: «Лучший пример дисциплины показывает небесное солнце, которое всему растущему дает неизменно свет и тепло, довольно часто ветры и дождь, редко грозы и молнию, не смотря на то, что и это кроме этого на пользу всему растущему». ( «Великая дидактика», 26 глава, стр.9.)

Стоя на страже достоинства и гуманизма ребенка, Коменский призывал уделять большее значение установлению определенных норм поведения обучающихся и их беспрекословному соблюдению. Это он считал одним из главных, необходимых условий дисциплины. Коменский не только оценил роль правил получающих образование нравственном воспитании, но и первый сформулировал их называющиеся «Законы для обучающихся», обобщив опыт лучших школ XVII века. «Законы отлично Правила поведения» и «организованной школы», в которых освещены вопросы поведения обучающегося, содержат правила, нормы поведения обучающихся практически во всех сферах его жизни: в семье, школе и обществе. Многие из этих правил, само собой разумеется, уже отжили и лишены на данный момент практического значения, но часть их и на данный момент не потеряло собственной справедливости. Таковы особенно пункты о поведении в школе, о вежливости, о том, как держать себя в обществе, о соблюдении личной гигиены, об отношении к преподавателю, товарищам, старшим и вторым.

Коменский – величайший педагог всех времен. Его педагогику в течении многих лет именовали светом во мраке, светом, что он тщетно искал у предсказателей и гадальщиков. Доктор наук Т. Циглер писал, что в семнадцатом веке мрак был еще чересчур непроницаем, и свет данный не имел возможности пробраться во все стороны; многие из требований Коменского остались невыполненными, и в этом кроме этого он был человеком будущего.

Литература:

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов институтов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

3. методические рекомендации и Дидактический материал для независимой работы по курсу «история и Философия образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

4. образования и История воспитания в РФ XVIII века.
Ч. 2: Материалы для независимого изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

5. образования и История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

6. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. экспертов, 2003.

7. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.

Главные тенденции педагогической теории и практики образования в государствах Западной Европы и США в эру Нового времени (XVIIв. — перв. пол. XIX в.). Педагогические идеи французских просветителей 18 в.: Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Дени Дидро. Педагогическая теория И. Г. Песталоцци.

Замысел:

Жан-Жак Руссо(1712-1778)

1.Черта эры

2. Педагогические идеи Руссо

2.1.Факторы развития личности по Руссо

2.2. Место воспитания

2.3. Задачи и содержание воспитания

2.4. Цели воспитания

2.5.Правила воспитания

2.6. Нравственное воспитание

2.7. Трудовое воспитание

2.8. Методы и обучения и формы воспитания

2.9. Задачи, принципы и содержание обучения

Черта эры

XVIII век- век французской буржуазной революции, которая проходила в 1789-1794 гг. Руссо уже не жил в годы революционных событий, но его идеи были достаточно революционны, и многие историки уверены в том, что он и его стороники (французские просветители) идейно подготовили эту революцию. Руссо, Дидро, Гельвеций осуждали феодальные порядки и высказывали интересы 3-го сословия (крестьяне, ремесленники, городская беднота, нового класса- буржуазии), которое было бесправно. Французские просветители вычисляли несправедливым деление общество на 3 класса:

-духовенство;

-дворянство;

-беззащитное (крестьяне, ремесленники, городская беднота, буржуазия).

Осуждали религию как оплот феодализма. Феодальные порядки мешали формированию новых экономических взаимоотношений, росту капиталистического производства.

Требования французских просветителей:

Свобода

Равенство

Братство всех людей

Педагогические идеи Руссо.

Жан-Жак Руссо появился в1712 г. в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Собственных детей дал в сиротский дом, дабы не носить обязанности воспитания, и в случае, если принять во внимания его личные слова о том, что он не годится в воспитатели, то покажется необычным, что его имя возможно отыскать среди великих педагогов.

Он не имел для того чтобы систематического образования как Коменский либо Локк. Довольно много странствовал по Швейцарии и Франции, занимался разными видами деятельности. Педагогика не являлась для него чем-то особенным в жизни, он не трудился так без шуток в данной области как Коменский либо Локк. Только по окончании 30 лет он начал писать философские и литературные произведения, а о воспитании написал роман- трактат в 50 лет, став широко известным за данный труд. Его предшественниками были Монтень во Франции, а Локк — в Англии. Кое-какие педагогические идеи он заимствовал у них.

Руссо: «Растениям дают определенный вид при помощи культуры, а людям — при помощи воспитания. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. В ходе воспитания ребенок обучается ЖИТЬ. Воспитание настоящего человека — основная цель».

Руссо: «Жить- вот ремесло, которому я желаю учить его(ребенка). Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни воином, ни священником: он будет в первую очередь человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, при необходимости, так же отлично, как и каждый второй, и, как ни перемещала бы его с места на место будущее, он постоянно будет на своем месте…»

«Жить — это значит функционировать, это значит пользоваться отечественными органами, эмоциями, свойствами и т.п. Не тот человек больше всего жил, что может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего ощущал жизнь. Иного хоронят столетним старцем, а он погиб с самого рождения».

«Кто может лучше всех выносить благо и бедствия данной жизни, тот из нас, по-моему, и вежлив лучше всех; подлинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Научаться мы начинаем, начиная жить; отечественное воспитание начинается вместе с нами; отечественный первый наставник- отечественная кормилица. И самое слово «воспитание» говорит о «питании» . Так, воспитание (в начальном смысле слова)- образование и наставление, сущность 3 столь же разные по собственной цели вещи, как мы различаем няньку, учителя и наставника. Но эти различия дурно осознаны. Дабы быть хорошо воспитанным, необходимо следовать за одним начальником».

Руссо пишет 3 произведения, принесшие ему славу:

-«Новая Элоиза» (отстаивает права сердца против общепринятой нравственности);

-«Contrat Social» («Публичный соглашение »)- программа для второго более радикального периода французской революции;

-«Эмиль либо о воспитании» (1762)-самый основной труд. Полуроман, полутрактат. изложение и Художественный вымысел некоторых педагогических и психотерапевтических идей. В начале собственного романа Руссо писал: «Это не трактат о воспитании», но потом подчеркивает значение собственных мыслей: «предмет моего изучения совсем новый кроме того по окончании книги Локка, и я весьма опасаюсь, что он останется таковым и по окончании моей книги. Детский мир еще совсем не известен…» (Романическая завязка, действительно, светло обрисовывается лишь в конце книги). Книгу сожгли на одной из площадей Парижа, а Руссо бежал за границу. Пациент, он возвратился на родину и погиб.

Факторы развития личности

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется в большинстве случаев наследственностью. Ребенок — участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает лишь свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда воздействует на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный план», вдалеке от общества возможно почувствовать верное воспитание.

Действительно вольный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не нужно воспитывать, они уже воспитаны самой судьбой.

Место воспитания.

Руссо находит разумным воспитывать Эмиля на лоне природы, подлинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог обязан ликвидировать посторонние вредные влияния и содействовать естественному формированию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери — нет ребенка»

Наряду с этим лучший воспитатель не мать, а папа (мать превращает собственного ребенка в какого-либо идола, изнеживает вместо того, дабы закалять). Необычно звучат слова о священном долге отца в то время, в то время, когда он сам дал собственных детей в сиротский дом.

Руссо в собственном произведении рисует нам идеал гувернера, что воспитывает Эмиля. Данный человек занимается воспитательной деятельностью безвозмездно (не смотря на то, что сам Руссо не трудился безвозмездно как воспитатель); кормилица и гувернёр, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. После этого — дин гувернер- воспитатель , пока Эмиль не женится, и не сообщит ему: «Вы совершили собственный дело, я беру с вас пример.» Эмиль делается отцом, а, т.к. он верно вежлив, он не предоставит второму собственной священной и красивой обязанности воспитать собственного сына. Затем необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами судьбы воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) — физическое воспитание детей; весьма простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и усиливать здоровье; показывать каждые, прекрасные и некрасивые, предметы, животных; возможно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, дабы они всего получали плачем.

*Не учить их рано сказать; успеют, и обращение будет чище.

от 2 до 12 лет — период детства. Период сна разума. Нужно развивать «внешние эмоции», все познает сам, не учить просматривать, «чтение-бич детства», а вдруг научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; убивать время играючи. Намерено не давать никаких понятий, но оказать помощь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не имеет возможности рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, дабы отыскать собственный выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума — это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их нужно применять для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из заинтересованностей ребенка. Независимое изучение явлений (главные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания приобретает не из книг, не от преподавателя, а больше всего из природы, замечая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и понадобится в будущем.

*Руссо — что понадобится на данный момент.

Период «страстей и бурь»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание настоящего человека (нового человека ), что жил бы плодами собственных трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу вторых.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной людской личности, которая бы жила, ощущала собственную свой счастье и жизнь в полноте собственных потребностей и сил. (Эмиль…)

Правила воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании нужно направляться природе ребенка, учитывать его возрастные изюминки.

Но Руссо не проводит таковой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский — природу внешнюю, действиям которой нужно подражать по аналогии («синкритический» способ).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается методом «внутреннего» развития человека, его личных свойств, органов эмоций;

воспитание людьми — это приучение человека применять развитие этих органов и способностей;

воспитание от вещей — это личный опыт человека, получаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и каковые на него воздействуют.

Все три источника должны функционировать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, жёсткой дисциплины, принуждений, наказаний и какого именно- или подавления личности ребенка. «Воистину свободен тот, кто хочет того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

3.Принцип гуманизма

Учет запросов и интересов ребенка. Данный принцип в современной воспитательной совокупности, к примеру в совокупности Караковского, реализуется через три главные требования:

1)педагогическая помощь саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое действие на личность ребенка;

2)не стремиться поменять ребенка и по большому счету кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми направляться обращаться гуманно. Любите их, давайте им играться, радоваться, не стесняйте их хороших природных инстинктов…в ребенке в любой момент должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

5.Личный подход

также возможно разглядеть как принцип воспитания у Руссо:

любой ребенок приносит с собой в судьбу особенный темперамент, определяющий его способности, темперамент, и что направляться изменять либо развивать, совершенствовать. Учет личных изюминок каждого. Воспитатель обязан принимать во внимание с людской природой, с людской сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо весьма необычный и отличающийся от вторых педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание хороших эмоций,

2)воспитание хороших суждений,

3)воспитание доброй воли.

Без шуток эту проблему Руссо разглядывал на 4 этапе — период «страстей и бурь». Пишет художественно-педагогическое произведение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи . Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была основная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. До тех пор пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, основное правило: ни при каких обстоятельствах не делать второму зла!

В это время Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем вырабатывать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: просыпаются страсти, основным источником которых есть себялюбие со своим избытком сил; исходя из этого сейчас и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Сейчас- то направляться познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, направляться развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Создавать намерено воспитывающие обстановки, требующие от ребёнка совершения хороших, добропорядочных поступков. «Лишь в хороших делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а настоящие дела воспитывают в человеке хорошие эмоции.

О религии до 17-18 лет не нужно сказать. Сам ребенок понемногу придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия — это религия сердца.

Что касается воспитания девочек — связано с его пониманием роли дамы в обществе- дама должна быть воспитана для дома, для семьи . Ее естественное состояние- зависимость, кротость- основная и главная добродетель дамы. Нравственность дамы зависит от публичного мнения первобытного человека »)

Трудовое воспитание.

Столярное ремесло основательно чтобы:

1)освободиться от предрассудков;

2)дабы получать на хлеб в будущий период революции.

В этом пункте Руссо был настоящим пророком, предсказывавшим близкую бурю, «столетие революций», и сообразовавшим с этим воспитание питомца.

30 лет спустя для многих эмигрантов было бы очень полезно, если бы они в этом отношении были воспитаны по Руссо.

Труд – публичная обязанность каждого свободного человека, это и воспитательное средство.

Нужно уже в детские годы приучать к сельскохозяйственному труду, ремеслу, дабы ребенок сам имел возможность получить себе на хлеб и сохранить собственную свободу, независимость. Нужно приучить обожать труд, людей труда (относится к ним с уважением). Любой хорошо воспитанный человек, обязан обладать несколькими профессиями- т.е. попытаться собственные силы везде.

Каждый праздный гражданин- это плут. «Трудиться как крестьянин, а думать как философ».

Ян Амос Коменский (1592–1670). Читает лекцию Мельников Г.П.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: