В. и. ленин и наука о литературе

В партийных ответах по идеологическим вопросам поставлены огромные по важности задачи и своему масштабу — вооружить всех советских людей передовым, подлинно научным мировоззрением, обеспечить создание и гармоничное развитие личности многообразной духовной культуры. Глубокое и творческое усвоение ленинского идейного наследия — магистральный путь к ответу этих задач.

Ленинская эстетическая совокупность, подобно эстетической совокупности К. Маркса и Ф. Энгельса, сознательно разомкнута в область политики, социологии, философии. Одновременно с этим она владеет внутренней принципиальным единством и организованностью, выявляя, раскрывая и растолковывая такие стороны, черты и показатели художественного творчества, каковые выяснялись вне поля зрения классических эстетических совокупностей.

Серьёзная изюминка ленинских взоров на литературу — органическое единство личного эмоционально-эстетического опыта и подлинно научного, исторически конкретного и последовательно революционного осмысления природы, сущности, задач и целей литературной деятельности. Благодаря такому подходу В. И. Ленин смог раскрыть новые эстетические возможности литературы и поставить их на работу наиболее передовым публичным силам.

В. И. Ленин видел в литературе важную часть общепролетарского дела. Наряду с этим, будучи эстетически очень чуткой и художественно одаренной натурой, он отмечал своеобразный темперамент литературного творчества и вычислял недопустимым механически отождествлять его с другими областями общепролетарской, общепартийной деятельности. Конкретно благодаря собственному художественному многообразию, личному и стилистическому достатку литература, как продемонстрировал Ленин, делается действенным средством идейно-политической борьбы, а познание объективных функционирования литературы и закономерностей развития, ее теснейшей связи с судьбой общества разрешает сделать это действие целенаправленным и духовно активным.

Базу ленинской философско-эстетической концепции составляла теория отражения. В. И. Ленин постоянно подходил к литературе как к отражению судьбы — прямому либо опосредованному, как к воспроизведению показателей, отношений и свойств настоящей действительности. Это разрешало ему раскрыть глубочайший и непреходящий суть многих художественных образов, деятельно применять их в острой идеологической борьбе.

В. И. Ленин подчеркивал, что разные исторические периоды выдвигают на передний замысел то одну, то другую стороны марксистского учения о природе, обществе, мастерстве. Это полностью относится к процессу развития эстетических взоров самого В. И. Ленина, каковые составляли органичную часть его мировоззрения в целом. В разных исторических условиях в связи с изменяющимися потребностями времени и актуальными задачами революционного перемещения В. И. Ленин, обращаясь к вопросам художественного творчества, выдвигал в нем на первый замысел аспекты и различные функции.

В конце XIX в. реалистическая литература была призвана, согласно точки зрения В. И. Ленина, оказать помощь в борьбе с субъективизмом народников узнать подлинное публично-экономическое положение России. В этих условиях он особенно ценил литературу как наиболее значимое средство объективного анализа экономической судьбе положения и общества различных классов в нем, искал в литературе объективно верное отражение настоящих народных настроений, во всей их противоречивости и сложности. В борьбе с народниками В. И. Ленина особенно интересовало мастерство, талантливое дать исторически конкретное отражение процесса неотвратимой и все усиливающейся капитализации русской деревни, что охватывал собою и материальную, и духовную сферы судьбы народа (Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие).

свершения и Период подготовки первой русской революции (1900—1907 гг.) был характерен тем, что особенное значение получали тогда агитработа в весах, их революционное воспитание и активное политическое просвещение. Поэтому В. И. Ленин, применяя в собственных трудах примеры, забранные из области художественного творчества, выдвигал на первый замысел его призывно-пропагандистскую и обличительную сторону.

Особенно высоко ценил В. И. Ленин силу агитационно-революционизирующего действия на массового читателя новой, социалистической литературы, первым делом произведений М. Горького («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Мать» и т. д.).

В новых исторических условиях (1908—1911), в то время, когда на первый замысел выдвигалась задача тщательного и углубленного анализа уроков первой русской революции, ее сильных и не сильный сторон, В. И. Ленина особенно интересовало в художественном творчестве отражение народных чувств и мыслей во всей их противоречивости и сложности. Так, он отмечал, что «Толстой велик, как выразитель тех тех настроений и идей, каковые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в РФ».

Период с 1912 по 1917 г. в целом возможно охарактеризован как свершения и период подготовки первой в мире социалистической революции. В условиях нового революционного подъема, в то время, когда снова на первый замысел выступала задача всемерной революционизации весов, В. И. Ленин снова обращается в собственных трудах к литературе как серьёзному агитационно-эстетическому средству (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Э. Потье и др.). Внимание В. И. Ленина в 1912— 1917 гг. завлекало глубоко народное и по содержанию, и по форме творчество Д. Бедного как очень наглядное, ясное и дешёвое для массового читателя осмеяния и средство обличения самодержавно-бюрократического его прислужников и строя.

Обращение В. И. Ленина к творчеству зарубежных писателей и русских делало в его трудах неоднозначную функцию: агитационно-воспитательную и познавательно-аналитическую. Это очень четко проявилось и в послеоктябрьский период (1917—1924), особенно динамичный и непростой по своим задачам. В эти годы было нужно вдохновить и поднять народные веса на безжалостную борьбу с контрреволюцией и на активное постройку новой судьбе. Воистину массовое пропагандистское действие мастерство имело возможность оказать конкретно по окончании октября 1917 г., в то время, когда оно реально стало достоянием народа. В. И. Ленин в этих условиях подчеркивал агитационно-воспитательную действенность творчества Д. Бедного, В. В. Маяковского, А. С. Серафимовича, И. Е. Воль-нова, В. Я. Зазубрина и других советских писателей.

Обращаясь в собственных трудах к литературным образам, В. И. Ленин тонко и совершенно верно применял самые ценные и необходимые сейчас стороны и свойства художественной литературы. диалектическая гибкость и Глубокий историзм в интерпретации мастерства — наиболее значимый и непреходящий эстетический и методологический завет, покинутый нам В. И. Лениным.

Основополагающий методологический суть имеет для науки о литературе ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре, о том, что «национальная культура по большому счету имеется культура помещиков, попов, буржуазии» и что «в каждой национальной культуре имеется, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры». Это учение ориентирует исследователей на самое тщательное социально-историческое изучение любой национальной культуры, наиболее значимую сферу проявления которой образовывает мастерство слова.

Разбирая разные этапы русского национально-освободительного перемещения в органической связи с развитием отечественной литературы, В. И. Ленин раскрыл тем самым плодотворный для самой литературы, какой бы нации она ни принадлежала, темперамент таковой связи, исторически обусловленное расширение и углубление степени народного представительства в ней.

В. И. Ленин выдвинул и обосновал наиболее значимый критерий непреходящей сокровище творчества того либо иного писателя, продемонстрировав и доказав, что каждый вправду великий живописец хотя бы кое-какие из значительных сторон революции обязан отразить в собственных произведениях.

Ленинское учение о партийности литературы трактует партийность как открытую, сознательную сообщение литературы с классовой борьбой и классовыми интересами в обществе, как идейно-эстетическое выражение ею этих заинтересованностей. В. И. Ленин был уверен, что на земле новой судьбе вырастет «вправду новое, великое коммунистическое мастерство, которое создаст форму соответственно собственному содержанию». В. И. Ленин поддерживал многообразие нового реалистического мастерства — идейное, художественное, стилистическое — на базе свойственного ему творческого способа, что предполагает принципиальное идеологическое и эстетическое единство, «полную и открытую правду», порою «кроме того неприятную и тяжелую», жёсткую и безжалостную. Одновременно с этим В. И. Ленин был ярым противником любого субъективизма и в самой литературе, и в науке о ней, в какие конкретно бы обличья он ни рядился и под каким бы флагом он ни выступал.

На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что именно верность марксистско-ленинскому учению, которое показывает путь к научному постижению публичного — развития как единого во всей противоречивости и громадной разносторонности материального и духовного процесса, разрешает верно разбираться в взаимодействии и характере разных идеологических и политических сил, выбирать верные пути и преобразования реальности и способы познания, с уверенностью ощущать себя на крутых исторических поворотах.

Владимир Ленин ☭ СССР ☆ Документальный фильм Над раскрытым томом Ленина ☭ Леннаучфильм 1975


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: