Классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов

Выделим еще раз, что, перед тем как выполнить любой психотерапевтический опыт, нужно четко сформулировать его задачи, выяснить экспериментальную догадку и все этапы её статистической проверки, и выбрать соответствующий статистический способ, самый эффективный для ответа поставленных в изучении задач.

Большинство задач, решаемых психологом в опыте, предполагает те либо иные сопоставления. Это смогут быть сопоставления одних и тех же показателей в различных группах испытуемых либо, наоборот, различных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности каких-либо действий (обучение, тренировка, тренинг, инструктаж и т.п.) сравниваются показатели «до» и «по окончании» этих действий. К примеру, сравниваются показатели уровня агрессивности у подростков до и по окончании психотренинга, что разрешает выяснить его эффективность. Либо в лонгитюдном изучении сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в различном возрасте; это разрешает распознать временную динамику разбираемых показателей. Время от времени появляется задача сравнить личные показатели, полученные при разных внешних условиях, для обнаружения связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи.

Два выборочных распределения сравниваются между собой либо с теоретическим законом распределения, дабы распознать различия либо, наоборот, сходство в типах распределений. К примеру, сравнение распределений времени решения несложной и непростых задач разрешит выстроить типологию и классификацию задач испытуемых.

В общем, психотерапевтические задачи, решаемые посредством способов математической статистики, условно возможно поделить на пара групп.

1. Задачи, требующие установления сходства либо различия.

2. Задачи, требующие классификации и группировки данных.

3. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности приобретаемых психотерапевтических показателей.

4. Задачи, предполагающие возможность прогноза на базе имеющихся данных.

Эта неполная классификация носит предварительный темперамент. самая полная сводка методов и типов задач их решения дана в Приложении 3.

Приложение 3

Задачи Условия Способы
1. Обнаружение различий в уровне исследуемого показателя а) 2 выборки испытуемых Критерий Макнамары; Q критерий Розенбаума; U критерий Манна-Уитни; критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и больше выборок испытуемых S критерий Джонкира; H критерий Крускала-Уоллиса
2. Оценка сдвига значений исследуемого показателя а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых T критерий Вилкоксона; G критерий знаков; критерий (угловое преобразование Фишера); t-критерий Стьюдента
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых критерий Фридмана; L критерий тенденций Пейджа; t-критерий Стьюдента
3. Обнаружение различий в распределении показателя а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим критерий Пирсона; — критерий Колмогорова — Смирнова; t-критерий Стьюдента
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений критерий Пирсона; — критерий Колмогорова — Смирнова; критерий (угловое преобразование Фишера)
4. Обнаружение степени согласованности трансформаций а) двух показателей коэффициент корреляции Пирсона; коэффициент корреляции Кендалла; R – бисериальный коэффициент корреляции; корреляционное отношение Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; коэффициент корреляции Пирсона; Линейная и криволинейная регрессии
б) трех и большего числа показателей коэффициент ранговой корреляции Спирмена; коэффициент корреляции Пирсона; множественная и личная корреляции; линейная, криволинейная и множественная регрессия; факторный и кластерный анализы
5. Анализ трансформаций показателя под влиянием контролируемых условий а) под влиянием одного фактора S критерий Джонкира; L критерий тенденций Пейджа; Однофакторный дисперсионный анализ; Критерий Уоллеса и Линка; Критерий Немени; Множественное сравнение свободных выборок б) под влиянием двух факторов в один момент двухфакторный дисперсионный анализ

Лекция 12. Факторный анализ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: