Устранение зажатости мышц 7 глава

¦ После этого пускай ребенок легко немного откроет рот и произносит серию слогов: [ТА-ТА-ТА]. В то время, когда он начнет произносить, с опаской нажимайте шпателем на кончик его языка и отодвигайте его вглубь рта. Сперва послышатся слоги со смягченным и не весьма четким звуком [Т’] ([ТЯ- ТЯ-ТЯ]); позже слоги |КЯ-КЯ-КЯ| (кроме этого не через чур вразумительные); наконец, слоги [КА-КА-КА]. Когда услышите их, легко отодвиньте шпатель, сообщите, что это конкретно тот звук, что вы желали взять. Объясните ребенку, что он выговаривает его в самом горле. Если он начнет смягчать звук, опять нажимайте шпателем на язык. После этого пускай ребенок сам отодвинет язык в горло и сообщит: [КА-КА-КА]. В случае, если необходимо, помогайте ему шпателем. В будущем пускай произносит слоги [КО-КО-КО| (как кудахчет курочка); [КУ-КУ] (как кукует кукушка).

¦ Дабы сказать звук [Г], пускай ребенок говорит серию слогов: [КА- КА-КА]. Сообщите ему, дабы он добавил голос, сказал звучно, дабы оказалось, как гогочет гусь: [ГА-ГА-ГА].

¦ Звук [X]. Ребенку необходимо тащить звук [К], не отрывая языка от горла. Пускай послушает, какой звук идет следом за [К] ([КХ-Х-Х|). Пускай повторяет данный второй звук ([Х-Х-Х]). Если не окажется сходу, пускай снова длительно скажет |К]. Сообщите, что по окончании [К] слышится звук, напоминающий хохот: [Х-Х-ХА-ХА-ХА]. Пускай посмеется с вами. Позже пускай смеется: [ХО-ХО-ХО], [ХЭ-ХЭ-ХЭ].

¦ Устранение смягчения согласных звуков. Для получения жёстких звуков ребенок обязан произносить их, вытягивая вперед губы (от этого и губы, и язык будут становиться жёстче). Пускай ребенок, вытянув губы (как при произнесении звука [У]), повторяет за вами слоги: [ТА- ТА-ТА]. Продемонстрируйте, как это сделать. У него выйдет жёсткий [Т] (язык будет легко высовываться между зубами, [А] будет звучать искаженно, как что-то среднее между [А] и [О]). Таким же образом пускай повторяет слоги с согласными [Д] и [Н]. Слоги с губными согласными ([МА], [ПА], [БА]) необходимо произносить, кроме этого вытянув губы в трубочку. Мало сложнее вытягивать губы при произнесении слогов со звуками [В] и [Ф] ([ВА], [ФА]). Предложите ребенку произносить их, наморщив губы, как будто бы заяц (пускай взглянуть в зеркале, какая у него выходит забавная «заячья» лицо).

Смягчение звуков возможно устранить вторым методом. Сообщите ребенку, что он выговаривает звуки [П], [Б], [В], [Ф], (М] через чур «мягкими» губами. Звуки (Н), (T), [Д] он произносит «мягким» языком; в то время, когда он выговаривает звуки [К|, [Г], [X], у него чересчур «мягкий» язык в горле. Звуки разбирайте по одному. Продемонстрируйте, что такое «мягкие» губы, — расплющьте их, пощупайте пальцами. После этого продемонстрируйте, как сделать их «жёсткими»: наморщив, сомкните их. Пускай ребенок потрогает их и убедится, что они стали упругими и неподатливыми. Все ваши перемещения ребенок обязан повторять, глядя в зеркало. После этого пускай «жёсткими» губами повторяет звуки [П], [Б], [М], [В], [Ф]. За этим продемонстрируйте ребенку, какой у него «мягкий» язык, — распластайте его во рту. Позже продемонстрируйте, как сделать его «жёстким»: чуть высуньте язык, округлите его либо сделайте остреньким. Ребенку необходимо повторять за вами. После этого пускай скажет «жёстким» языком звуки (H), (Т), [Д]. Возможно легко высовывать язык между зубами, но позже необходимо будет убрать его в рот. В будущем пускай ребенок сделает «жёстким» язык в горле и таким языком говорит звуки [К], [Г], [X].

Вы имеете возможность постараться подтолкнуть у ребенка формирование звуков [С], [Ш], [Р], [Л]. Намерено ставить их рано, так что в случае, если звуки не получаются, — это не страшно.

¦ Звук [С]. Продемонстрируйте, как жестом попросить кого-нибудь, дабы он вел себя тише: вертикально прижмите указательный палец к губам и весьма негромко сообщите [ТС-С-С-С]. Пускай ребенок повторит за вами. В случае, если по окончании [Т] у него послышится [С], обратите на данный звук его внимание. Сообщите, что вы слышите таковой звук, как будто бы свистит комар. Опять прижмите палец к губам и скажите [ТС-С-С], делая маленькие паузы между звуками [С]. Пускай ребенок повторит. В то время, когда это начнёт получаться у него устойчиво, предложите ему сходу посвистеть, как комар.

¦ Звук (Ш). Ребенку необходимо «щупать» кончиком языка альвеолы и в один момент дуть на язык. В случае, если послышится звук, близкий к (Ш), сообщите ребенку, что у него получается так, словно бы шипит змея. Пускай «шипит» потише, погромче. После этого округлите ему губы «рупором» — для этого надавите пальцами на углы его губ и выдвиньте их вперед. У ребенка может выйти полноценный звук (Ш). В будущем пускай сам выставляет вперед губы, глядя в зеркало, и шипит, как змея.

¦ Звук [P). Возможно постараться вызвать у ребенка вибрацию языка неестественным образом. Для этого пускай ребенок произносит серию весьма резких, отрывистых звуков (Д): [Д-Д-Д-Д], касаясь языком альвеол. Звуки необходимо произносить с голосом, сообщите, что так строчит пулемет. До тех пор пока он будет произносить, подсуньте ему под язык какой- нибудь продолговатый предмет с ровным, округлым кончиком. Прикасайтесь им к нижней поверхности языка (где-то посередине) и совершайте стремительные перемещения справа налево и обратно (перемещения должны быть широкими). Будет слышаться грубоватый раскатистый звук |Р|. Для вызывания вибрации языка возможно воспользоваться собственным пальцем ребенка (лишь подпилите ему ноготь пилочкой). Сперва сами совершайте перемещения его кистью (палец должен быть полностью прямым), в будущем ребенок может функционировать самостоятельно (пo-прошлому следите, дабы палец был прямым). Когда у ребенка окажется раскатистый звук (Р), сообщите, какой звук он выговаривает. Упражнение возможно назвать «Заведем мотор».

¦ Звук [Л]. Предложите ребенку «попеть». Пускай откроет рот, положит на нижние зубы язык и тянет гласный [А]. Сейчас пускай «шлепает» по языку верхними зубами, как бы «жует» его (не переставая тащить звук [А]). У него будет получаться: [А-ЛА-ЛА-ЛА]. Рот наряду с этим необходимо открывать быстро, в противном случае звук [Л] будет вялым. В случае, если [Л] будет выходить смягченным, попросите ребенка сделать жёсткий язык. Затем пускай поёт «», понемногу убирая язык за зубы. После этого пускай «поет», по большому счету не высовывая язык изо рта. В то время, когда это окажется, попросите его «петь»: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ

Примерный речевой материал для закрепления звуков

[Ф|: фон, факел, фанера, фара, фартук, фура, фазан, фамилия, фантик, футбол, футболист, Фома, форточка, форма, фото, фуражка, фабрика, Фаина, фунт, факир, фуфайка, фонарь, фокус.

[В|: вата, вода, вой, война, Ваня, ваза, воз, воротник, вожжи, вокзал, волк, вол, волосы, восток, Валя, шофер, воробей, выдра, высота, выпь, Вова, варежки, варенье, вагон, Валера, ворота, ворона.

[К]: Коля, конь, Катя, каток, король, корова, корыто, корабль, кора, кот, ком, кофта, коза, коса, кубик, куст, кузов, кулак, конюх, капля, колос, куртка, каша, кашель, кофе, колесо, копыто, конфета, котик.

[Г]: Гоша, гости, гусь, голова, горло, гамак, галстук, шум, газета, голос, гора, Галя, гудок, гусли, газон, газ, гонки, голод, город, губа, гол, гараж, гарь, гармонь, галоп, говор.

[X]: мороз, халат, хорек, хурма, бугор, хор, смех, хобот, холст, хутор, хан, движение, ходок, живописец, хата, халва, хоровод, хоромы, хулиган, хомяк, халиф, холодильник, хомут.

1С]: сад, сок, соль, сумка, сын, сыр, сахар, сухарь, салат, сало, сова, суп, сук, самовар, самокат, сурок, собака, сани, сарафан, совок, дни, сапог, садовник, соловей, сарай, сон, самолет.

[III]: шуба, шутка, шапка, Шура, шина, шепот, шорох, шар, шорты, шахматы, шашка, шелк, шерсть, шип, шило, шатер, шалаш, ход, шум, шуруп, шест, шахтер, шарф, шаль.

[Р|: рыба, рак, рука, рама, радуга, радость, рысь, рынок, ров, рубаха, рукав, рыбак, рысак, руда, рога, род, Рома, рост, родинка, радио, ручка, рывок, работа, робот, рана, ракета, роза, рулет.

[Л]: лапа, луна, лыжи, лук, ласты, лоб, лужок, лак, лупа, лодка, ложка, лом, лакомка, лужа, ломоть, локоть, лампа, лавка, лыжник, лыко, Лада, лопата, лото, латка, ладонь.

Для закрепления звуков, каковые ребенок произносил смягченно, не применяйте слов, включающих в себя мягкие звуки.[Т]: тапок, торт, тын, тонна, топор, ток, танк, таран, таракан, туша, туман, турок, тумак, талант, табун, табор, Тула, тыква, таз, Тамара, топот. [Д]: дом, дуло, душ, дыра, дуб, Дон, Даша, дорога, дубрава, дар, док, врач, дума, дуга, давка, дупло, дубок, дым.

[Н|: Ната, ноты, шнобель, нога, нырок, нары, нора, нож, ножны, Нонна, нарды, народ, наган, комплект, набат, носок, норка.

[М|: мама. Маша, мак, мука, муха, макароны, молоко, масло, марка, мурка, мыло, мода, моток, морс, морковка, мурава, музыка, марш, морж, холод. [Б]: бабушка, банка, бал, будка, бук, бука, бак, баркас, барабан, баран, буран, булка, бумага, букашка, рынок, банан, булавка, банк, Барбос, барс, балкон, балка, башмак.

(П): отец, пол, полка, пума, пара, поток, патока, потолок, пугало, панама, пушка, пушок, Паша, полк, парта, панорама, Полкан, парк, паром, пароход, паровоз, паук, парад, палка.

Правила занятий с детьми

? Освоение произношения звуков — очень непростая для ребенка задача (особенно в этом возрасте). Так что, в случае, если появятся трудности, возможно отложить их постановку на более поздний период — ближе к четырем годам. В случае, если, не обращая внимания на ваши старания, звуки у ребенка не покажутся, уже по окончании четырех с половиной лет нужно продемонстрировать его логопеду. Когда вы поставили ребенку звук, его необходимо ввести в обращение ребенка. Сперва пускай ребенок повторяет за вами открытые слоги с этим звуком (ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ). После этого — закрытые (АФ, ОФ, УФ. ЫФ, ЭФ). После этого пускай повторяет простые слова, начинающиеся с поставленного звука. По окончании согласного обязан идти гласный звук, к примеру: фон, фанера.

? В случае, если ребенок в речи будет смягчать звуки, напоминайте ему, дабы он выговаривал их «твёрдым» языком и «твёрдыми» губами.

? В то время, когда ребенок будет использовать в речи прошлый неверный звук, исправляйте его. Четко и внятно произносите все слово и просите повторить его.

? В случае, если у вас окажется вызвать у ребенка звук [Р], вводить его в обращение возможно лишь по окончании того, как ребенок обучится произносить его самостоятельно (без «заведения мотора» пальцем).

Связная обращение

Связная обращение — не то же самое, что фразовая. В то время, когда говорят, что у ребенка имеется фразовая обращение, имеют в виду, что он применяет в собственной речи предложения (хотя бы и весьма маленькие), а не только отдельные разрозненные слова.

В то время, когда же говорят, что у ребенка имеется связная обращение, подразумевают две вещи:

? Свойство ребенка сказать грамотно распространенными, в себя связанными, логически выстроенными предложениями, каковые включают в себя разнообразные части речи, и предложные и союзные конструкции. j Умение ребенка самостоятельно объединять предложения в продуманный связный текст.

? В возрасте между тремя и четырьмя годами у ребенка в основном формируется конкретно свойство к связной речи.

Распространение предложений

Цель упражнений — дать ребенку образцы того, как возможно развивать маленькие предложения, применяя разные части речи, и предлоги и кое-какие альянсы. Усвоив эти образцы, ребенок сможет самостоятельно распространять и делать более содержательными собственные высказывания.

Часть упражнений эргономичнее всего делать на базе несложных предметных и сюжетных картин.

Сперва необходимо научить ребенка распространять словосочетания. Для этого давайте ему задания на подробное описание предметов. Заодно он обучится пристально разглядывать и изучать их. Данный навык нужен для создания связной речи, и мышления.

¦ За обедом возможно попросить ребенка хорошенько разглядеть чашку, из которой он выпивает. Задавайте вопросы: Из чего ты выпиваешь чай? Из чашки. Чашка какая? светло синий. И вдобавок она какая? Уточните, в случае, если ребенок не додумается, что сообщить: Громадная либо маленькая?Громадная. А из чего она сделана? Из глины (фарфора). Значит, она какая? Глиняная (фарфоровая). А донышко у нее какое? Белое. А сейчас детально поведай про чашку, какая она? Чашка — светло синий, громадная, глиняная, с белым донышком. Подсказывайте, в случае, если ребенок что-то потеряет.

¦ Пускай ребенок обрисовывает по картинам предметы. Мяч какой? Круглый, футбольный, большой. Задавайте вопросы по поводу того, каким еще возможно предмет (и чего нельзя определить по картине). Как ты думаешь, мяч новый либо ветхий? Он мягкий либо жёсткий? Он легкий либо тяжелый?

Примерный речевой материал

Стол — круглый, квадратный, обеденный, кухонный, древесный, большой, на четырех ножках, со скатертью.

Цветок — прекрасный, красный, душистый, пахучий, мелкий, на узком стебле, с зелеными листиками.

Диван — зеленый, мягкий, широкий, бархатный, с подлокотниками, с подушками, с пуфиком.

Помещение — квадратная, громадная, яркая, чистая, с окном, с мебелью, с телевизором, ковром, зеркалом.

Дом — громадной, серый, многоэтажный, с лифтом, с балконами.

Чай — тёплый, теплый, зеленый, сладкий, смятой, с молоком.

¦ Произносите предложения (возможно с опорой на картины), каковые ребенку необходимо «переделать» в «предложения напротив», употребив слово-антоним. Дайте ему пример построения таких предложений: Суп весьма тёплый. Как сообщить это предложение напротив? Суп весьма холодный. Ливень закончился в далеком прошлом. Ливень закончился сравнительно не так давно. Пускай ребенок повторяет предложения, заменяя в них подлежащее. К примеру: Цветок отлично пахнет. Как сообщить то же самое про духи ? Духи отлично пахнут. Как сообщить то же самое про розу? Роза отлично пахнет. Как сообщить то же самое про воздушное пространство? Воздушное пространство отлично пахнет.

¦ Необходимо повторять предложения, заменяя в них дополнения: Строители выстроили башню. Что вместо башни выстроили строители? Строители и выстроили дом. Что еще выстроит строители? Строители выстроили гараж.

¦ Пускай ребенок заменяет в предложении сказуемое на глагол-синоним: Машина скоро едет. Как по-второму возможно сообщить то же самое? Машина скоро спешит. Как еще по-второму возможно сообщить? Машина скоро мчится. Подсказывайте слова-синонимы: Слово «едет» возможно заменить на «спешит».

¦ Пускай ребенок заканчивает по картине предложение — произносит все более и более долгую концовку. В нужном месте делайте паузу: Кошка бежит… за мышкой. Тёмная кошка… бежит за мышкой. Тёмная… кошка бежит за мышкой. Пушистая… тёмная кошка бежит за мышкой. Обучайте ребенка задавать вопросы. Обрисовывайте конкретную обстановку (возможно по картине). К примеру: Мальчик заблудился в лесу и встретил лесника. Что он обязан поинтересоваться у него? Ребенок: Как выйти из леса ? Верно. Как еще по-второму он может задать вопрос ? Как мне отыскать дорогу из леса? Верно. Как еще возможно задать вопрос? Как мне отыскать дорогу к себе?

Задания для применения в предложениях альянсов.

¦ Водите карандашом по бумаге, дабы ребенок не видел, что вы делаете. Спросите: Как ты думаешь, я пишу либо рисую? Поинтересуйся у меня об этом. Ребенку необходимо задать вопрос: Ты пишешь либо рисуешь? Возможно посоветовать ему вопрос.

¦ Поставьте на стол два предмета. Спросите: Что стоит на столе? Ваза. И вдобавок что ? Чашка. Так что же стоит на столе ? чашка и Ваза. В случае, если ребенок не додумается применять альянс и, сами скажите конечное предложение и после этого задавайте вопросы по поводу следующих пар предметов.

¦ Ребенку необходимо освоить сложный альянс: по причине того, что. Произносите предложения, в которых рассказывается о конкретных событиях, а позже задавайте вопросы у ребенка, по какой причине это случилось: Мальчик упал. Как ты думаешь, по какой причине? Он упал по причине того, что споткнулся. Чашка разбилась. По какой причине? По причине того, что упала.

¦ Продемонстрируйте сюжетную картину и попросите заявить, что на ней нарисовано (к примеру, едущая по дороге к дому машина). Ребенок сообщит: машина. Спросите: Машина что делает? Машина едет. После этого задавайте вопросы так, дабы ребенку приходилось уточнять и развивать предложение. Машина какая: грузовая либо легковая? Легковая. Значит, какая машина едет? машина едет. Какого именно цвета машина? Красная. Значит, какая машина едет ? Красная автомобиль едет. По направлению к чему едет машина ? Машина едет к дому. А какая машина едет к дому? Красная автомобиль едет к дому. Как ты думаешь, она скоро едет либо медлительно? Скоро. Значит, красная автомобиль … (сделайте паузу и дайте ребенку возможность закончить предложение) скоро едет к дому. Она весьма скоро едет? Весьма. Так, значит, красная машина … (снова сделайте паузу) весьма скоро едет к дому. Переспросите: Что у нас оказалось? Красная машина весьма скоро едет к дому.

Примерный речевой материал

Предложения напротив» со словами-антонимами (прилагательными и наречиями): Машина едет скоро (медлительно); я выпиваю теплое (холодное) молоко; музыка играется звучно (негромко); у дома растет высокое (низкое) дерево; я принесла тяжелую (легкую) сумку; ты выпиваешь сладкий (несладкий) чай; мяч упал на большом растоянии (близко).

Предложения для замены подлежащего: птица (самолет, орел, коршун) летит высоко в небе; дельфин (рыба, утка) плещется в воде; пароход (лодка, катер) плывет по реке; поезд (трамвай) едет по рельсам; частые облака (облака) закрыли I солнце; мальчик (девочка) играется в мяч; бабушка (мама) сварила вкусный обед. Предложения для замены дополнения: с яблони падают листья (яблоки); по светло синий небу летят журавли (птицы); собака гонится за лисицей (кошкой); громадный грузовик привез бревна (кирпичи); за окном идет сильный снег (ливень); отец пристально просматривает газету (книгу).

Предложения для замены сказуемого: бабочка порхает (летает) по саду; камень упал (упал) с крыши; собака звучно гавкает (лает); поезд летит (спешит) на всех парах; мальчик больно ударил (ушиб) локоть; мама поднялась (встала) с кресла; бабушка задремала (уснула) у телевизора.

Предложения с альянсом — по причине того, что: На улице стемнело. По какой причине? По причине того, что зашло солнце. В комнате мрачно — по причине того, что не горит свет. Мальчик проголодался — по причине того, что в далеком прошлом не ел. Окно чистое — по причине того, что его вымыли. У автомобили прокололось колесо — по причине того, что она наехала на гвоздь. Ботинки жмут — по причине того, что они мелки. Деревья качаются — по причине того, что дует ветер. Снег стаял — по причине того, что пригрело солнце. Каша пригорела — по причине того, что про нее забыли.

Развитие независимой речи

¦ Совершайте действия (связные, а не хаотичные), ребенку необходимо детально комментировать их. К примеру: подойдите к столу, заберите вазу с цветами, выньте из нее цветы, положите на стол, отправьтесь в ванную, вылейте из вазы воду, открутите кран, соберите воды, возвратитесь в помещение, поставьте цветы в свежую воду. Конкретно так детально ребенок обязан говорить обо всех ваших шагах, не упуская ни мельчайшей подробности. Если он что-то пропустит, задавайте вопросы: А что я делаю на данный момент? Договоритесь, что вы так играетесь. Правило игры такое: он обязан все подметить и ничего не пропустить.

¦ «Играйтесь напротив». Ребенок совершает цепочку действий, а вы комментируете их. Специально пропускайте кое-какие моменты, дабы ребенок имел возможность заявить, что вы не назвали какое-то из его действий.

Задавайте вопросы: А что же я пропустила, не увидела? Ты не увидела, как я вынул из шкафа куртку, забрал конфетку.

¦ Пускай ребенок рисует и говорит вам, что он делает. Задавайте вопросы: Что ты на данный момент будешь делать? Рисовать. Что ты забрал? Я забрал бумагу. А сейчас ? Я забрал карандаш. Какого именно цвета ? Желтого цвета. По какой причине? По причине того, что я буду рисовать солнышко. А на данный момент что ты рисуешь? Лес. Каким карандашом ты рисуешь в лесу листики? Я рисую зеленым. Так, значит, в лесу будет осень либо лето? В лесу будет лето.

¦ Это же задание делайте в противном случае — дабы ребенок обучался посредством речи заблаговременно планировать действия. Перед тем как он начнет рисовать, расспросите, что он задумал. Что ты планируешь рисовать? Домик. Домик будет муниципальный либо дачный? Дачный. Значит, он будет мелкий? А, он будет мелкий. Одноэтажный? А. А крыша какая будет? Крыша будет треугольная. А что ты нарисуешь около дома?Boзле дома будет дерево. А около дома что-нибудь будешь рисовать? А, нарисую заборчик. А в какой цвет ты его покрасишь? Покрашу в коричневый. А садик около дома будешь рисовать? Буду. А что будет расти в саду? Цветы будут. И вдобавок что? Травка. Травка какая будет? Травка будет зеленая. А цветочки? Цветочки будут различных цветов.

¦ Планирующую и регулирующую функцию речи у ребенка развивайте кроме этого при исполнении бытовых действий. К примеру, вы планируете гулять: Что надевать будем? Не знаю. На улице тепло либо холодно? Не знаю. Так выйди на балкон, взгляни. Ребенок вышел на балкон, отвечает: На улице тепло. Вы: Солнце светит ярко? Да, ярко. А взгляни, туч нигде не видно? Не видно. Значит, зонт возможно не брать? Возможно не брать. А ветер не дует? Дует мало. Так что, утепленные кофточки для тебя и для меня на всякий случай прихватим? Нужно забрать.

¦ В то время, когда ребенок играется с игрушками, спросите, что происходит А что у тебя на данный момент делает мишка? Что делает котик? В случае, если ребенок с радостью отвечает, продолжайте расспросы. В случае, если же он не расположен к беседе, не принуждайте его. Детские игры довольно часто имеют собственные сокровенные «тайны», о которых дети не обожают распространяться.

¦ Разглядывайте сюжетные картины. Сперва пускай ребенок назовет все предметы, изображенные на картине. Задавайте вопросы: Что (кто) это? И вдобавок что нарисовано на картине? После этого просите ребенка поведать про тот либо другой предмет: Котик что делает? Умывается. А он сидит либо стоит на лапах? Он сидит. На чем он сидит ? На полу. А взгляни, что у него с хвостиком? Хвостик лежит около лапок. А на полу имеется что-нибудь? Да, ковер. Так котик где сидит ? На ковре. А рядом с котиком кто-то имеется? Да, лежит щенок. Он спит ? Нет. По какой причине ты так думаешь ? У него глаза открыты.

¦ Просматривайте сказки, иллюстрированные сюжетными картинами. Прочтя фрагмент, разглядите иллюстрацию. Спросите у ребенка: Как ты думаешь, к какому месту в сказке относится картина? Про что она Про то, как Иван-царевич вышел из леса и заметил волка. И что ему сообщил волк? Здравствуй, Иван-царевич, куда путь держишь? А Иван- царевич что ответил? и т.д. После этого спросите: А что было перед тем, как Иван-царевич встретил волка.

¦ Разучивайте маленькие несложные стихотворения. Растолковывайте ребенку их содержание (пересказывайте в прозе). Стихотворная обращение образна, время от времени через чур свернута и не всегда возможно до конца понятна ребенку.

¦ Играйтесь в игру: «Какой предмет я задумала?» Вы задумываете какую- нибудь вещь, находящуюся в поле зрения ребенка, и детально ее обрисовываете. Ребенок обязан отгадать, что это. К примеру: Предмет, что я задумала, — мягкий, пушистый, кругленький, многоцветный, теплый, сделан из шерсти, лежит около дивана (коврик).

¦ Изменяйтесь ролями. Пускай ребенок задумывает предмет и обрисовывает его. Делайте вид, что не имеете возможность предугадать. Пускай ребенок еще что- нибудь сообщит про задуманный предмет (как его применяют, что с ним делают).

¦ Играйтесь в игру «Предугадай, что я на данный момент сделаю». Заберите в руки какой- нибудь предмет; ребенку необходимо предугадать, что вы желаете с ним сделать. К примеру, заберите мяч. Пускай ребенок сооружает предположения: Ты бросишь его? Нет. Ты дашь его мне? Нет. Ты подбросишь его вверх? Нет. Ты положишь его куда-нибудь? Да. Куда? Ты положишь его под стол? Нет — и т.п. История может непредсказуемо завершиться тем, что вы сообщите ребенку, что выкинете мяч в окно.

Правила занятий с детьми

? В то время, когда ребенок обрисовывает предмет, просите его разглядеть его, ощупать, взвесить на руке, понюхать, дабы он имел возможность узнать дополнительные качества предмета и назвать их.

? В случае, если ребенок высказывается односложно, не рассказываете ему, что он ответил не так, а просто сами детально развивайте его предложение. В итоге он обучится отвечать развернутой фразой.

? В любой момент говорите ребенку, что с вами случилось, в особенности в случае, если произошло что-то забавное либо забавное. Поведайте, что произошло на работе, на даче, как вы сходили в магазин, что приобрели, какую сценку замечали на улице. Советуйтесь с ним, какое вам надеть платье, какую сделать прическу, что приготовить гостям на торжественный ужин. Нужно, дабы все домашние вели себя таким же образом. Ребенку весьма интересно все, что происходит в доме и с его жителями. В ответ он будет делиться собственными мыслями, жаждами, говорить о себе, о том, что с ним случилось (к примеру, в детском саду), кто его обидел и т. на данный момент. Это будет содействовать созданию искренних, конфиденциальных взаимоотношений с ребенком и стимулировать развитие его речи.

? Все речевые задания, каковые вы даете ребенку, должны отталкиваться от конкретной обстановки: обрисовывать ее либо предвосхищать. Ребенок может говорить, что случилось в ваше отсутствие, в то время, когда он гулял, ходил куда-нибудь с папой либо бабушкой, что он планирует сделать.

? Не поощряйте в ребенке бесплодного фантазирования. Оно нисколько не содействует формированию творческого воображения, а, наоборот, мешает этому. Воображение постоянно опирается на конкретную действительность, как-то домысливает и реконструирует ее. Воображение может отталкиваться и от «сказочной действительности», которая для ребенка абсолютно несомненна, он может на ее базе придумывать собственный сказочный сюжет. Безлюдное же фантазирование — это что-то совсем иное! Оно строится на голом месте из ничего, методом нанизывания одной малосодержательной фразы на другую. Наряду с этим ребенок и не пробует вправду о чем-то высказаться, а больше заинтересован в том, дабы собственной речью поразить слушателей. Таковой тип излишней и ни о чем не говорящей речи формируется у детей тогда, в то время, когда взрослые всегда восхищаются их витиеватыми, развернутыми фразами, совсем не обращая внимания, что слова в этих фразах ничего не высказывают а также не хорошо согласуются между собой по смыслу, что обращение ребенка нелогична и одно предложение не вытекает другого. Воспитывайте ребенка сказать по существу и о настоящих вещах. В случае, если ребенок робок, застенчив и легко переживает, ему нельзя выступать перед публикой. Подобные выступления смогут сорвать ему речи (а заодно и нервную совокупность). Не заставляйте его просматривать стихи перед гостями. Если он ходит в детский сад, попросите воспитателя при проведении утренников завлекать его к неспециализированным неречевым выступлениям (танцевать, принимать участие в спортивных играх).

? В случае, если обращение ребенка отлично развита и он склонен общаться долгими предложениями, перегруженными словами, просите его высказываться более коротко. Делайте по поводу его высказываний конкретные уточнения, дабы он был должен дробить собственные предложения на маленькие фразы. Это связано с тем, что обращение ребенка до тех пор пока еще не имеет возможности угнаться за его мыслью. Пробуя довольно много сообщить, он будет торопиться, глотать» слова, запинаться, ему будет тяжело подмечать появляющиеся в речи неточности, он будет терять идея и легко впадать в пустословие.

Занятия с детьми при отклонениях в речевом развитии

Между тремя и четырьмя годами у детей смогут выявиться кое-какие речевые неприятности:

? Ребенок говорит неразборчиво. Нечленораздельно (а также неряшливо во) произносит звуки. У для того чтобы ребенка возможно предположить дизартрию.

? Ребенок не выговаривает звуков, требующих подъема языка вверх (шипящих, (Р), (Л)). У него возможно укорочена уздечка языка. В случае, если ее одновременно с не вытянуть, полноценное произношение звуков не покажется.

? По окончании трех лет у ребенка может появиться заикание.

? У ребенка возможно алалия — полное (либо практически полное) отсутствие речи.

Во всех этих случаях нужно обратиться к логопеду, специализирующемуся на той речевой проблеме, что имеется у ребенка. При отсутствии таковой возможности многое вы имеете возможность сделать и сами. Об этом просматривайте в следующих главах книги. Последний раздел пособия полностью посвящен занятиям с детьми с неспециализированным недоразвитием речи, либо алалией.

Дизартрия

При дизартрии ребенок не имеет возможности освоить произношение звуков из-за парезов и параличей мышц речевых органов. В случае, если обращение ребенка непонятна носит неряшливый оттенок, нужно проверить степень подвижности его речевых органов.

Обследование ребенка

Задания

¦ Ребенок обязан открывать и закрывать рот, «шлепая» наряду с этим губами.

¦ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно. Нижняя челюсть неподвижна.

¦ Ребенку необходимо немного открыть рот, положить широкий, распластанный язык на нижние зубы и удерживать его около 5—6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.

¦ Необходимо поочередно радоваться и вытягивать губы в трубочку (зубы должны быть сомкнуты, а подбородок неподвижен).

¦ Ребенку необходимо открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вы- I тащить губы в трубочку и повторить эти действия в той же последовательности.

¦ Рот открыт. Язык ребенка обязан вольно подниматься и опускаться

¦ к верхним и нижним зубам. В этом же положении язык обязан вольно подниматься к альвеолам (холмикам за верхними зубами) и опускаться к нижним зубам у их оснований.

¦ Губы — в ухмылке. Ребенку необходимо поочередно добывать языком до углов рта.

¦ Правила исполнения заданий

¦ Упражнения следует сделать перед зеркалом: вы показываете ребенку перемещение, он, глядя в зеркало, повторяет за вами.

¦ Каждое перемещение необходимо выполнять многократно, поскольку детям не редкость тяжело с первого раза выполнить новое двигательное задание.

¦ При исполнении заданий рот ребенка должен быть немного открыт на ширину, нужную для произнесения достаточно открытого звука (Э)(не шире).

¦ Перемещения, рассчитанные на диагностику подвижности языка, должны совершаться одним лишь языком без участия нижней челюсти и губ.

Мышечные Зажимы, Мышечное Напряжение При Неврозе | Павел Федоренко


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: