Устранение зажатости мышц 5 глава

Нарушение слоговой структуры слов проявляется в том, что ребенок меняет местами в словах слоги и звуки, не договаривает их либо додаёт лишние. Наряду с этим одно да и то же слово может искажаться по-различному: мидора, мидола — помидор; мококо, моколо — молоко. До определенной поры такое явление относится к возрастной норме: ребенок лишь осваивает произношение слов и еще не успел запомнить, как они произносятся. Но со временем он обязан обучиться выговаривать слова, выполняя в них верную последовательность звуков и слогов.

Трудиться над слоговой структурой необходимо затевать, в то время, когда у ребенка сложится некий словарный запас и он будет пользоваться несложной маленькой фразой.

Цель ваших занятий — научить ребенка вслушиваться в слова, верно улавливать и воспроизводить их слоговой и звуковой рисунок. Свойство к звуковому и слоговому анализу крайне важна для создания освоения и полноценного произношения звуков грамматических категорий языка (так как и окончания, и приставки, и суффиксы являются элементами слогового состава слов). Свойство к звуковому анализу кроме этого играется первостепенную роль в обучении ребенка письму и чтению.

На протяжении занятий придерживайтесь нескольких правил:

? Применяйте слова из гласных и несложных для произнесения согласных звуков: [Б], [В|, [Г], [Д], (K), [М], (H), [П], [Т], [Ф|, [X]. Применяйте и мягкие пары этих звуков. Слова произносите внятно, легко разделяя на слоги.

? Гласные звуки произносите так, как они слышатся (а не пишутся). Безударный гласный (О)| в словах звучит как что-то среднее между [О] и (A): коты — напоминает ка-ты, а не ко-ты, коза — ка-за, а не ко-за. Безударный гласный |Э| по окончании мягкого согласного (на письме он обозначается буквой Е) звучит как среднее между немного| и [И]: кофе похоже на ко-фи ([коф’и]), а не на — ко-фе ([коф’э]), пенек — на пи-нек, а не на пе-нек. Если не выполнять этих правил, услышав подобные слова в посторонней речи, ребенок может затрудняться опознавать их.

? Парные звонкие согласные на финише слов (в данной позиции они оглушаются: дедушка — звучит как дет, лоб — как лоп) произносите звучно: по-ход, ко-мод. Такое произношение не будет мешать ребенку выяснять эти слова в посторонней речи.

Уточнение слоговой структуры слов

¦ Пускай ребенок повторяет за вами слова из двух открытых слогов (кино, ко-ни).

Примерный речевой материал: губа, мама, отец, дядя, дубы, бука, мода, вода, пума, дума, Митя, Дима, коты, боты, кипа, тина, Дина, вата, Тима, хата, муха, духи, мука, дыня, пони, Тома, Катя, пика, Тоня, дети, Петя, Веня, Вова, ноги, Нина, пена, Вика, Гена, дюна, Ника, мина, Феня, Маня, тетя, маки, тени, Фима, кума, дома, Мотя, Таня, Витя, дуга, кофе, баня, Ваня, киты, фото, темя, небо.

¦ Ребенку необходимо повторять двухсложные слова более сложной структуры: первый слог открытый, второй закрытый — из трех звуков (каток, светло синий-пок).

Примерный речевой материал: капот, тапок, кубик, тюбик, Бобик, Вовик, гудок, гамак, тумак, дымок, пуфик, Вадик, туман, табун, вагон, питон, Ванек, батон, бутон, комок, тенек, пенек, котик, нытик, венок, веник, канат, моток, бубен, бидон, конек, Вадим, тупик, годик, хомяк, поход, комод, потоп, хобот, гопак, камин, топот, бегун, кубок, петух, смех, кабан, певун, бетон, буфет, Тихон.

¦ Произносите слова из трех открытых слогов (к примеру: бу-ма-га, ва- го-ны). Ребенок обязан повторять их за вами.

Примерный речевой материал: бутоны, ватага, помада, монета, бидоны, кубики, конюхи, котики, 60 секунд, канава, панама, тетива, Анюта, потеха, букеты, батоны, имена, домино, петухи, кабина, бананы, утята, кровати, погоны, томаты, погоня, охота, макака, копыто, попона, кимоно, кабаны, комета, тихоня, купава, бегуны, дубина.

¦ Пускай ребенок повторяет трехсложные слова: открытый слог + открытый слог + закрытый слог из трех звуков (к примеру: ко-те-нок, бу-ке- тик).

Примерный речевой материал: коготок, кабинет, кипяток, капитан, Капитон, хохоток, бегемот, махаон, ноготок, дымоход, хоботок, огонек, потомок, паводок, водомет, куманек, ботинок, кофеёк, манекен, топоток, коневод, кутенок, поводок, хохотун, домофон, ободок, океан, водопад.

¦ Подберите к словам, состав которых вы разобрали, предметные картины. Сообщите ребенку: Я буду именовать картины, а ты, в случае, если я назову какое-то слово неправильно, исправь меня. После этого произносите слова, время от времени допуская «неточности»: пропускайте слоги, поменяйте их местами, путайте местами звуки, не договаривайте слова. Ребенку необходимо «исправлять» вас и произносить слова верно.

Правила занятий с детьми

? Предлагайте для повторения не только привычные ребенку слова, но и новые. Растолковывайте их суть. Заодно вы станете пополнять его лексический запас.

? Подбирайте слова, складывающиеся из звуков, каковые ребенок произносит более либо менее верно.

? В случае, если ребенок не выговаривает много звуков, нужно будет использовать и те звуки, каковые он произносит неправильно (в противном случае у вас останется через чур мелкий выбор слов). Ребенок может не выговаривать звуки |К], [Г], [X], [В|, [Ф]. Звуки [К], |Г] он может никак не произносить либо же заменять на [Т], [Д]. Звук |Х] может пропускаться либо напоминать звук |Ф|. Звуки |Ф| и [В] ребенок может пропускать либо произносить губами.

? В то время, когда вы станете предлагать ребенку слова с отсутствующими у него звуками, вам будет тяжело выяснить, выполняет ли он в них рисунок слова. Вслушивайтесь в его произношение. К примеру, если он не выговаривает звук (Г) и повторяет за вами слово по-го-ны как по-о-ны, значит, он улавливает его слоговую структуру и просто пропускает звук, что не имеет возможности выговорить. В случае, если это же слово он произносит как-то в противном случае, к примеру: по-ны (пропускает в нем слог) либо по-о-о-ны (додаёт слог), значит, он не улавливает его слоговой структуры. В случае, если ребенок заменяет (Г) на [Д], он будет произносить слово по-го-ны, так сообщить, «верно», говоря по-до-ны. Другие методы произнесения будут свидетельствовать о нарушении структуры слова (по-но-ны, по-до-ды).

Грамматический строй речи

Примерно к двум годам (либо чуть позднее) ребенку пора оформлять собственную обращение грамматически. Он обязан пробовать использовать в речи разные окончания слов, к примеру: единственного и множественного числа имен существительных (рука — руки), окончания мужского и женского рода в глаголах прошедшего времени (отправился — отправилась), и применять кое-какие приставки и суффиксы.

Грамматическая структура русского весьма сложна, и вам, очевидно, не удастся объять ее абсолютно (вы не сможете охватить кроме того малую ее часть). Цель ваших занятий — в другом. Необходимо привлечь интерес ребенка к факту трансформации слов, организовать у него кое-какие словообразования и начальные навыки словоизменения. Это даст ему толчок к последующему независимому овладению грамматикой языка.

Предлагаемый материал имеет различную степень сложности. В случае, если ребенок не сможет осознать метод образования некоторых грамматических форм, на время отложите работу над ними — возвратитесь к ним, в то время, когда он станет постарше.

Ребенок обязан освоить образование следующих грамматических форм:

окончаний единственного и множественного числа имен существительных;

? уменьшительных суффиксов имен существительных;

? сложных имен существительных;

? окончаний мужского и женского рода глаголов прошедшего времени;

? окончаний множественного числа глаголов прошедшего времени;

? глагольных приставок;

? возвратной частицы -ся (-сь);

? мужского и женского рода имен прилагательных;

? множественного числа имен прилагательных;

? слов с отрицательной частицей не

? предлогов.

Окончания единственного и множественного числа имен существительных

Применяйте лишь окончания множественного числа: -и (-ы): руки, рыбы.

¦ Положите перед ребенком один какой-нибудь предмет, а мало поодаль два либо пара таких же предметов (один кубик и пара кубиков). Задавайте вопросы: Продемонстрируй, где кубик? Продемонстрируй, где кубики? Выделяйте голосом окончания.

¦ Пускай ребенок продемонстрирует: руку, позже — руки; палец — пальцы; ногу — ноги и т. п.

¦ Положите один и два кубика. Продемонстрируйте ребенку на один кубик, спросите: Что это? Кубик. После этого продемонстрируйте на два кубика и спросите: А как одним словом назвать два кубика? В случае, если ребенок не сообразит, как это сделать, сообщите: Это — кубики. Уточните еще раз: Это — кубик, а это — кубики.

¦ Положите один и два карандаша. Показывая на один карандаш, спросите: Это что? Карандаш. Укажите на два карандаша: А это что? Карандаши. Посоветуйте ребенку, если он не додумается применять окончание. После этого ложите другие предметы (ручки, ластики, книги) и делайте подобные упражнения.

¦ Подобные задания делайте по картинам, на которых нарисованы один и два (либо пара) однообразных предметов.

¦ В будущем имена существительные в единственном числе и задавайте вопросы у ребенка, как необходимо сообщить про два предмета: Карандаш. А как ты сообщишь про два карандаша? Карандаши.

Примерный речевой материал: дуб, шнобель, гусь, куст, гриб, лис, кот, тигр, халат, стол, сапог, конь, мост, петух, голубь, укол, паук, диван, труба, банан, стенки, корова, шапка, дорога, крыша, полка, собака, губа, рыба, шуба, нога, сумка, кошка, роза, груша, монета, лента, пуля, гора, доска, помещение, палка, киса, дыра, штора.

Уменьшительные суффиксы имен существительных

Применяйте лишь суффиксы: -ик (столик), -чик (стульчик), и -очк и -ечк (розочка, блюдечко).

Положите перед ребенком два однообразных предмета — громадной и мелкий (два мяча). Сообщите: Это — громадный мяч (говоря о большом мяче), а это — мелкий мячик (показывая на мелкий).

Выделяйте голосом окончания. Повторите два раза либо трижды. После этого попросите ребенка продемонстрировать вам сперва мяч, позже — мячик. Обратите его внимание, что слово мячик, которым вы именуете мелкий предмет, звучит более ласково и нежно, чем легко мяч. Это по причине того, что мячик сам мелкий, беззащитный и испытывает недостаток в ласке и заботе. Это упражнение делайте с другими предметами: ключ — ключик, карандаш — карандашик. Именуя мелкие предметы, ласково их поглаживайте (они так как нуждаются в заботе).

Положите перед ребенком громадные и мелкие предметы (либо картины с ними) и просите попарно именовать их (напомните, что мелкие предметы вы именуете нежно: не мяч — а мячик, не ключ — а ключик). Ребенку необходимо именовать предметы по аналогии. Громадный предмет имеете возможность именовать сами и задавать вопросы у ребенка по поводу мелкого: Это — мяч. А как назвать мелкий ?

В будущем слова, каковые ребенок обязан «перевоплотить» в уменьшительные: Дом. А как ты сообщишь про мелкий дом ? Домик.

Примерный речевой материал: лист, дом, сад, куст, кот, стол, шнобель, мост, шар, сухарь, винт, бант, торт, зонт, нож, самолет, рот, пузо, топор, комар, еж, бинт, корабль, зуб, бегемот, паровоз, пакет, салат, глаз.

Обрисованные упражнения делайте с уменьшительными именами существительными, образующимися посредством суффикса: -чик (стул — стульчик).

Примерный речевой материал: забор, диван, чемодан, суп, стакан, коридор, газон, вагон, загон, бокал, укол, карман, сарай, самовар, сарафан, лимон, апельсин, трамвай, мотор, узор, магазин, блин, бидон, крокодил, батон, камин, кабан.

Подобные упражнения делайте с именами существительными женского рода, уменьшительная форма которых образуется посредством суффиксов: -очк и -ечк (роза — розочка, чашка — чашечка). И с существительными среднего рода, с этими же суффиксами (блюдо — блюдечко).

Примерный речевой материал: кошка, чашка, роза, коза, сумка, ваза, блюдо, ложка, ель, рамка, юбка, выпивала, полка, яблоко, кофта, тарелка, тряпка, картошка, коробка, вилка, бутылка, рубаха, шапка, банка, молоко, щетка, темя, время, лента, пена, кепка, сетка.

Образование сложных имен существительных

В русском языке довольно много слов, складывающихся из двух слов (правильнее, их корней): самолет, самовар и т.п. Для развития у ребенка навыков словообразования ему полезно потренироваться составлять такие слова. Это будет содействовать формированию языкового чутья, творческого отношения к слову, жажде экспериментировать со словами, что крайне важно для полноценного овладения совокупностью языка. Быть может, эти задания станут дешёвыми ребенку ближе к трем годам.

¦ Сообщите ребенку, что существуют слова, каковые складываются из двух слов. Пускай предугадает, из каких слов состоят слова: самолет (сам летит), самовар (сам варит), самокат (сам катит). Подсказывайте, если он не сообразит.

¦ Играйтесь в игру. Вы именуете два слова, ребенок обязан додуматься, какое новое слово из них возможно составить. К примеру: Предугадай, как именуется транспорт, что сам летит? После этого повторите: Итак — сам летит… (самолет). Как именуется зверь, у которого как у утки шнобель? Снова повторите: Как у утки шнобель… (утконос). Продолжайте в том же духе: Как именуется транспорт, что по снегу ходит? (снегоход). Кто трубы чистит ? (трубочист). Какая машина посредством пара (паром) возит? (паровоз). В случае, если ребенок неточно именует слова (они сложны для произнесения, да к тому же ему на ходу приходится «придумывать» слова, которых он прежде не слышал), это не страшно. Основное, дабы он усвоил сам принцип образования аналогичных слов. Подсказывайте, если он будет затрудняться. Делая задания, ребенок может образовывать весьма забавные слова, смейтесь с ним совместно, хвалите за изобретательность и непременно именуйте верное слово, которое он обязан повторить.

Примерный речевой материал: самолет, самовар, самокат, самосвал, водовоз, мусоровоз, паровоз, пароход, пароварка, скороварка, соковыжималка, мышеловка, зубочистка, сороконожка, небоскреб, вездеход, снегоход, скороход, скородум, тугодум, пылесос, кровосос, лесоруб, коневод, пчеловод, утконос, крысолов, птицелов, водопад, камнепад, снегопад, водомет, пулемет, гранатомет, трубочист, домосед, скалолаз, кашевар, землекоп, стеклодув, костоправ.

Окончания мужского и женского рода у глаголов прошедшего времени

Для этих упражнений применяйте следующие имена существительные (к ним будут подбираться глаголы): существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный звук (кот, мальчик), существительные женского рода, оканчивающиеся на гласный звук (девочка, мама). Не применяйте вторых окончаний (к примеру: отец — существительное мужского рода с гласным звуком на финише; либо дверь — существительное женского рода с согласным на финише), это будет путать ребенка.

Применяйте лишь глаголы, обозначающие перемещения либо конкретные действия.

Если вы занимаетесь с девочкой, делайте два либо три первых упражнения напротив — отталкивайтесь от глаголов женского рода.

¦ Сообщите ребенку: Мальчик прибежал к себе. А как возможно то же самое сообщить про девочку? Девочка-а-а что сдела-а-а — прибежала-а-а к себе.

Поясните: Мальчик что сделал — прибежал. А девочка-а-а что сделала-а-а — прибежала-а-а. Мальчик прибежал, а девочка-а-а прибежала-а-а. Делайте упор на окончаниях. Окончания мужского рода и в именах существительных, и в глаголах произносите внятно и отрывисто, а окончания женского рода — с ударением и протяжно. Объясните: Раз мальчик — значит, он прибежал, а раз девочка — значит, она прибежала. Как заканчивается одно слово, так же заканчивается и второе. Для девочки — все напротив: Девочка-а-а прибежала-а-а к себе. А как то же самое сообщить про мальчика ? Он что сделал ? Прибежал к себе и т. д.

¦ Сообщите: Мальчик вымыл руки, а девочка что сделала? Выделяйте голосом последний слог в слове: сделала. В случае, если ребенок не сообразит употребить окончание женского рода, сделайте это сами: Девочка что сделала ? Вымыла.

¦ Приводите парные высказывания с одним и тем же глаголом прошедшего времени, стоящим в мужском и женском роде, додавая индивидуальные местоимения — он и она: Мальчик прибежал — девочка прибежала, другими словами он прибежал, а она прибежала; мальчик вымыл — девочка вымыла, другими словами он вымыл, а она вымыла.

¦ Задавайте вопросы о том, что сделала девочка, кошка и т. п. К примеру: Мальчик убежал на улицу. А девочка что сделала? Кот поймал мышку. А кошка что сделала? Объясните, что слова в ответе и вопросе оканчиваются одинаково: Что он сделал? Убежал. Что она сделала? Убежала.

¦ Пускай ребенок заканчивает ваши предложения глаголами, стоящими в нужном роде: Мышонок залез в норку, и мышка в норку… (залезла). Собачка съела косточку, и щенок косточку… (съел). Тигрица зарычала, и тигр… (зарычал). Если он будет затрудняться, помогайте ему вопросами: Что сделал? Что сделала?

¦ В случае, если ребенку так легче использовать верные окончания, имеете возможность применять одни индивидуальные местоимения — он и она: Он забыл, а она… (забыла).

Примерный речевой материал: съел, убежал, помыл, почистил, зарычал, открыл, приобрел, сходил, упал, догнал, сел, поднялся, попил, убрал, полетел, спел, уронил, поднял, разбил, поплыл, утратил, попал, повесил, приехал, сломал, поймал, начал плакать, поранил, забрал, дотянулся, прыгнул, забыл, определил, прогнал.

Окончания множественного числа у глаголов прошедшего времени

Применяйте глаголы прошедшего времени мужского рода (положил, прибежал и т. п.). С глаголами употребляйте имена существительные мужского рода, в единственном числе оканчивающиеся на согласный звук, во множественном имеющие мальчик -и (окончание — мальчики).

¦ Сообщите: Мальчик прибежал. А как то же самое возможно сообщить про мальчиков? Мальчики что сделали? Прибежали. Выделяйте голосом окончания и произносите их протяжно. Приведите ребенку еще пара аналогичных примеров.

¦ Произносите предложения, в которых существительное с глаголом стоят в единственном числе, ребенку необходимо употребить их во множественном: Котик прыгнул — котики прыгнули. В случае, если ребенок будет затрудняться, задавайте вопрос: Котики что сделали?

¦ Подобное задание делайте с местоимениями — ты и мы. Ты покушал, а мы… (покушали).

¦ Показывайте ребенку парные картины с одним предметом и двумя такими же (либо несколькими). Пускай придумывает по ним предложения, применяя множественное число глаголов. Подсказывайте ему.

Примерный речевой материал: мальчик упал, котик замурчал, песик залаял, трубач затрубил, петух закукарекал, чайник закипел, грач прилетел, мальчик нырнул, листик пожелтел; ты погулял, ты поспал, ты покушал, ты взглянул, ты уронил, ты забыл, ты побежал.

Глагольные приставки

Ребенка необходимо научить использовать в речи следующие приставки: при- / у- в значении: приближаться — удаляться (пришел — ушел); пере- в значении: перебираться через что-то (перелез); в- / вы- в значении: появляться в — появляться снаружи (влез — вылез). Остальные приставки в русском языке (так же как и названные, но лишь взятые в других значениях) не имеют достаточно определенного, устойчивого смысла, дабы ребенок смог его уловить и точно применять приставки по назначению. Он будет овладевать ими по мере развития речи.

¦ Совершайте действия (каковые возможно назвать глаголами с приставками: при- / у-) и комментируйте их: Я ушла. Я пришла. Я принесла (мяч). Я унесла (мяч). Подчеркивайте приставки голосом. В то время, когда рассказываете: ушла, унесла, машите в неизвестную даль рукой, поясняя значение приставки. В то время, когда рассказываете: пришла, принесла, делайте руками жест, изображающий приближение. Жесты совершайте на протяжении произнесения приставок.

¦ Объясните ребенку: Ушла — это значит у-у-ушла куда-то из этого (махните рукой). Пришла — это значит при-и-ишла ко мне к тебе.

¦ Пускай ребенок по вашей команде совершает разные действия: убеги, прибеги, уползи куда-нибудь, приползи обратно, унеси игрушку, принеси ее и немного. п.

¦ Ребенку необходимо именовать ваши действия, применяя приставки. Имеете возможность: приходить, уходить, прикатывать и укатывать мячик, делать вид, что прилетаете и улетаете (махая руками), приплываете и уплываете (махая руками в противном случае) и т. п. Задавайте вопросы: Что я сделала? Если вы станете ставить вопрос в настоящем времени (Что я делаю?), ребенок будет отвечать: Ты идешь, ты летишь.

¦ Применяйте игрушки. Делайте с ними разные действия и задавайте вопросы у ребенка: Что сделала рыбка? (приплыла — уплыла). Что сделала лошадка (прискакала — ускакала). Что сделала машинка ?

¦ Объясните, что, в то время, когда вы рассказываете: я перелезла, вы имеете в виду, что вы перелезли через что-то, через перегораживающую дорогу преграду. Поставьте посередине помещения стул и перелезьте через него. В то время, когда вы рассказываете: я перешагнула, вы снова имеете в виду, что вы переступили через что-то перегораживающее вам путь. Положите на пол палку и перешагните через нее. В то время, когда станете растолковывать, подчеркивайте голосом выделенные приставки.

¦ После этого давайте ребенку разные команды: Перепрыгни через палку, перешагни через нее, переползи через нее и т. п.

¦ Совершайте разные действия — пускай ребенок их именует. Задавайте вопросы: Что я сделала? Совершайте действия посредством игрушек. Задавайте вопросы: Что сделал кораблик?(переплыл реку). Что сделала птичка? (перелетела через забор). «Преграды» имеете возможность рисовать на бумаге либо возводить на полу из кубиков.

¦ Объясните отличие между приставками при- и в-. Сообщите ребенку (выйдя из помещения): Позови меня!Он позовет: Мама! Подойдите к двери, сообщите: Я пришла! А вот сейчас я вошла (войдите в помещение). Растолковывайте дальше: Дабы прийти, необходимо — . А дабы войти — необходимо непременно войти вовнутрь какого-нибудь места (продемонстрируйте руками, как войти вовнутрь, — потычьте ими перед собой). Вот птичка может прилететь и сесть на подоконник. А что ей необходимо сделать, дабы влететь? («Ей необходимо влететь в помещение — ко мне», — обязан ответить ребенок либо вы вместо него.)

¦ Спросите у ребенка: А что я обязана сделать, дабы выйти? Выведи меня из помещения. Если он не додумается, как это сделать, выйдите сами, объясните: Войти — это значит войти вовнутрь какого-нибудь места, а выйти — значит выйти куда-нибудь изнутри, наружу из этого места. Уйти — это , для этого не обязательно выходить откуда-нибудь. Я могу постоять на лестнице, нажать на звонок и уйти, в случае, если мне не откроют. А вот дабы выйти, я обязана выйти из квартиры (а перед этим в нее войти).

¦ Совершайте действия сами либо посредством игрушек и задавайте вопросы у ребенка: Что я сделала? Что сделала машинка, птичка? и т. п. На полу очертите какое-нибудь пространство, которое будет обозначать в зависимости от обстановки то либо иное место: дом, гараж, клетку и т. п.

Примерный речевой материал: прибежать — убежать, прийти —уйти, прискакать — ускакать, прикатить — укатить, прилететь — улететь, пригнать — угнать, приплыть — уплыть, приползти — уползти, привезти — увезти, принести — унести, прибавить — убавить, приехать — уехать, примчать — умчать, притащить — утащить; перешагнуть, перейти, перебежать, переползти, перелезть, перепрыгнуть, перебраться, перелететь, перенести, перевезти, перемахнуть, перескочить, перебросить, перекинуть, переплыть; войти — выйти, втащить — извлечь, внести — вынести, влететь — вылететь, вбежать — выбежать, вкатить — выкатить, вползти — выползти, воткнуть — выткнуть, ввезти — вывезти, впорхнуть — выпорхнуть, влить — вылить, разрешить войти — выпустить, влезть — вылезти, вплыть — выплыть, въехать — выехать.

Возвратная частица -ся (-сь)

Если вы занимаетесь с мальчиком, применяйте частицу -ся; в случае, если с девочкой —сь.

¦ Спросите у ребенка, выделяя голосом частицу -ся: Ты умылся? либо Ты оделся? (в то время, когда он совершит одно из этих действий). Сообщить тебе, что свидетельствует -ся на финише слова ? Умылся — свидетельствует умыл себя. Оделся — одел себя. Легко слово -себя уменьшилось и превратилось в -ся. Девочке происхождение частицы -сь объясните так: Слово себя практически провалилось сквозь землю, и от него остался лишь первый звук — сь (одела-сь, умыла-сь).

¦ После этого предложите мальчику «перевоплотить» ваши словосочетания в слова, заканчивающиеся на -ся (девочке — на -сь).

Примерный речевой материал: умыл себя — умылся (умыла себя — умылась и т.д.); оделся, обулся, был рад, причесался, облился, искупался, испугался, ушибся, уселся, огорчился, прогулялся, обиделся, объелся, выспался, пробежался, успокоился, вымылся, испачкался, упал, встал, укрылся, поранился.

Мужской и женский род имен прилагательных

Применяйте имена существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласный звук (лес, дом), и существительные женского рода, заканчивающиеся на гласный звук (лента, вата). К ним будут подбираться прилагательные.

¦ Вспомните заглавия цветов (показывая на кубики): белый, тёмный, красный, зеленый, желтый, светло синий. После этого спросите: Кубик какой? (светло синий). Продемонстрируйте полосу (ленточку) светло синий цвета, спросите: А ленточка какая? (светло синий). Выделяйте голосом окончания существительных, прилагательных и вопросительных слов. Объясните: дабы додуматься, как верно сообщить — светло синий либо светло синий, необходимо пристально слушать вопрос. В случае, если спрашивается: какая? — значит, светло синий. В случае, если спрашивается: какой? — значит, светло синий.

¦ Показывайте предметные картины с многоцветными изображениями. Задавайте вопросы по поводу нарисованного: Елка какая? Зеленая. Цветок какой? Красный.

¦ Сообщите ребенку, что выяснить, как верно назвать цвет предмета, возможно и без вопроса. Пускай слушает, как заканчивается слово, именующее предмет. Если оно заканчивается коротко, значит, коротко должно закончиться и слово-показатель, обозначающее цвет (лес зеленый, мак красный). Последние согласные звуки в обоих словах произносите весьма быстро и кратко. В случае, если же слово-предмет заканчивается протяжно, то и слово-показатель будет тянуться на финише (река-а-а синя-я, лента-а-а бела-я).

¦ Произносите словосочетания, неверно употребляя род прилагательных. Ребенку необходимо «исправлять» вас. Предлагайте парные словосочетания с одним и тем же словом-показателем, стоящим в мужском и женском роде: роза красный, мяч красная и т. п. Время от времени употребляйте и верные согласования.

¦ Это же упражнение делайте с прилагательными, обозначающими величину (забор высокая, башня большой) и другие качества предметов (юбка прекрасный, город прекрасная).

¦ Пускай ребенок по картинам именует словосочетания: существительное + прилагательное. Сперва именуйте предмет сами, а ребенок пускай додаёт показатель, после этого пускай сам произносит все словосочетание полностью.

Примерный речевой материал: красный—мак (майка), желтый — цветок (лента), зеленый — луг (елка), тёмный — камень (кошка), светло синий — дым (река), белый — бинт (вата); мелкий — мышонок (мышка), большой — столб (гора), широкий — проспект (дорога), маленький — бинт (веревка), узкий — ручеек {речка); черствый — хлеб (булка), холодный — чай (вода), пушистый — кот (кошка), не добрый — пес (собака), вкусный — торт (запеканка), теплый — шарф (шапка), умный — лис (лисица).

Множественное число имен прилагательных

Применяйте существительные мужского рода, во множественном числе заканчивающиеся на [И] (котик — котики), и согласующиеся с ними прилагательные, в единственном числе оканчивающиеся на -ий, во множественном на -ие (мелкий — мелкие). Такие прилагательные ребенку несложнее соотносить с вопросом: какие конкретно? Не употребляйте прилагательные, заканчивающиеся на -ый, -ые (зеленый — зеленые).

¦ Назовите словосочетание (существительное + прилагательное), где определение и существительное стоят в единственном числе. К примеру: котик мелкий. Выделите голосом окончание прилагательного. Спросите: А как верно сообщить про котиков? Котик мелкий, а котики… (мелкие). В случае, если ребенок не сообразит, как закончить высказывание, сделайте это за него: Котик мелкий, а котики-и-и маленьки-и-ие. Подчеркивайте голосом и тяните окончания. Переспросите: Котики каки-и-ие? Маленьки-и-ие.

¦ Задавайте вопросы у ребенка: Домик низкий, а домики какие конкретно? Низкие. Мальчик мелкий, а мальчики какие конкретно? Мелкие. Понемногу убирайте вопрос: какие конкретно? Ребенок без него обязан завершать высказывание.

¦ В то время, когда ребенок будет без вопроса вырабатывать окончания множественного числа прилагательных, имеете возможность увеличить словарную базу. Применяйте прилагательные, во множественном числе оканчивающиеся на -ые (коты пушистые), и прилагательные, согласованные с существительными женского рода (реки глубокие).

Примерный речевой материал: соки сладкие, ручейки небольшие, звуки негромкие, коврики мягкие, кубики мелкие, зайчики беленькие, суслики прыткие, котики серенькие, орехи крепкие, кульки легкие, животные дикие, крики громкие, потолки высокие, корни глубокие, кустики цветущие, мостики узкие’, коршуны стремительные, тигры сильные, замки прочные, бананы вкусные, кроты тёмные, торты громадные, букеты розовые, бегемоты толстые; реки глубокие, руки узкие, конфеты шоколадные, лапы влажные, бусины небольшие, варежки светло синий, табуретки низкие.

Отрицательная частица не

¦ Сообщите: Мальчик желает к себе. А как сообщить, дабы вышло напротив ? Сами отвечайте: Мальчик не желает к себе. Выделяйте голосом оба глагола: с отрицательной частицей и без нее.

¦ Произносите предложения. Ребенку необходимо сообщить так, дабы вышло напротив. Выделяйте голосом глагол, перед которым должна быть поставлена частица не. К примеру: Кот догонит мышку? Нет, кот не догонит мышку.

¦ Делайте упражнение в противном случае. Произносите предложения с отрицательной частицей. Ребенку необходимо сообщить напротив. К примеру: Ливень не отправится. Ливень отправится. Выделяйте голосом отрицательную частицу.

Устранение триггерных точек и функциональных блоков


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: