Устранение зажатости мышц 9 глава

? По большому счету, в судьбу ребенка сейчас нежелательно вводить никаких

? нарушающих ее привычное течение дополнительных событий. В случае, если у ребенка имеется повторы звуков и слогов, нельзя акцентировать на этом его внимание, повторять за ним. Просите его сказать всю

? фразу помедленнее (так как вы не расслышали), понизив голос и опустив плечи. Фраза не обязательно должна быть повторена теми же словами. Необходимо воспроизвести неспециализированный ее суть. Обращение без запинок и повторов по большому счету неосуществима ни для ребенка, ни для взрослого, исходя из этого ребенка необходимо обучать не тому, дабы он гладко, без запинок, сказал, а тому, дабы он умел «выходить» из состояния запинки, творчески исправляя собственный высказывание.

? В случае, если у ребенка отмечался эпизод заикания, что был преодолен, в будущем необходимо весьма пристально замечать как за его речью, так и за его общением. Детский сад, как уже говорилось, по большому счету нежелателен для предрасположенных к заиканию детей, но для ребенка, у которого был опыт заикания, он вдвойне нежелателен. Время поступления в школу есть одним из негативных периодов, в который вероятен рецидив заикания. Исходя из этого детей, переживших эпизод заикания, необходимо хорошенько подготовить к школе — заблаговременно научить просматривать и писать (выкладывать тексты из разрезной азбуки), дабы уменьшить учебные обстановки, которые связаны с речью. Навыкам пересказа таких детей также необходимо научить заблаговременно. В момент поступления ребенка в школу необходимо проконтролировать в том месте обстановку. Нужно войти в контакт с преподавателем, дабы в первое время, пока ребенок не освоится, его не вызывали к доске и по возможности по большому счету ничего от него не потребовали (в особенности — не ругали)

Неспециализированное недоразвитие речи, либо алалия

К группе алалий относятся тяжелые речевые нарушения, при которых обращение у детей отсутствует абсолютно либо практически отсутствует. Об алалии у ребенка возможно сказать по окончании трех лет.

Алании бывают трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная.

? При сенсорной алалии ребенок не имеет возможности обучиться сказать по причине того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». Личная обращение у него в большинстве случаев отсутствует абсолютно либо смогут быть отдельные лепетные слова. Но главным показателем сенсорной алалии есть отсутствие понимания речи. Ребенок не понимает ее, поскольку не улавливает, из каких звуков она складывается. Сенсорная алалия возможно выражена в различной степени.

Ребенок полностью не принимает речевых звуков — не обращает на них внимания. Он совсем не реагирует на обращение и создаёт чувство глухонемого.

Ребенок принимает кое-какие звуки речи, но весьма не хорошо различает их между собой. Он откликается на словесные обращения, но смысла их не осознаёт либо осознаёт весьма отдаленно. По большей части он ориентируется, исходя из обстановки, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, повороты головы, и приблизительно догадывается, о чем идет обращение и что происходит. Родители уверены в том, что у ребенка хорошее познание речи, и переубедить их не редкость достаточно сложно.

? При моторной алалии ребенок не руководит речевыми органами. Его мускулы физически здоровы (в отличие от дизартрии), но в следствии определенных мозговых нарушений он как бы «не имеет возможности обучиться» выполнять нужные речевые перемещения, соответственно, и выговаривать звуки — все либо частично. Познание речи при моторной алалии не редкость сохранено либо в небольшой мере нарушено. Моторная алалия возможно выражена по-различному.

Ребенок не может выполнять каждые произвольные (преднамеренные) перемещения органами речи, кроме того легко по заданию открыть рот. Наряду с этим не- произвольные перемещения остаются в полном порядке: он может открывать и закрывать рот на протяжении еды, смеяться и т. п. В этом случае ребенок, в большинстве случаев, по большому счету не говорит либо издает нечленораздельные звуки.

Ребенок способен выполнять самые простые произвольные перемещения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая обращение. Он может весьма несовершенно произносить ограниченное количество слов, складывающихся из звукосочетаний и отдельных слогов. Одно да и то же слово любой раз может произноситься по-различному.

? Сенсомоторная алалия является комбинацией обрисованных нарушений, исходя из этого есть самым тяжелым речевым недостатком.

Речевое развитие детей, страдающих алалией, протекает по-различному.

Обращение может не появляться вовсе либо формироваться очень медлительно. Так что к возрасту десяти (в противном случае и двенадцати) лет ребенок будет сказать весьма неразборчиво — неполноценной, грамматически неоформленной фразой с бессчётными нарушениями произношения звуков.

Обращение может начать развиваться по окончании пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет обычных показателей, и обучение в простой школе окажется для ребенка недоступным.

В любом случае у детей с алалией будет появляться отставание в общем развитии, обусловленное недостаточностью речевой функции.

Занятия с детьми, у которых найдена алалия, возможно начать и в три и в четыре, и в пять лет, а также существенно позднее. Успех, в большинстве случаев, зависит от двух факторов: от систематичности и настойчивости в занятиях и от изначального уровня умственного развития ребенка.

В случае, если интеллект — в норме, речевой недостаток ребенка будет преодолен абсолютно (действительно, на это может уйти довольно много времени). Главный критерий сохранности интеллекта — степень обучаемости ребенка, свойство усваивать новые знания. В случае, если, начав занятия, вы найдёте, что ребенок совсем не усваивает материал, обратитесь за консультацией к эксперту-дефектологу. Но не торопитесь делать неутешительные выводы: на первых порах ребенок может продвигаться весьма и весьма медленной (особенно при сенсорной и сенсомоторной алалиях).

Перед началом занятий обследуйте обращение ребенка, чтобы выяснить, с какой формой алалии вам предстоит бороться.

Обследование ребенка

Нарушения слухового восприятия речи

Необходимо узнать:

Осознаёт ли ребенок дешёвые руководства. Осознаёт ли он значения несложных слов. Имеется ли у него по большому счету реакция на звуки речи. Имеется ли у него реакция на голос.

Достаточно ли отлично он различает неречевые звуки.

Удостоверьтесь в надежности у ребенка физический слух. Если он окажется сниженным, обратитесь к эксперту-сурдопедагогу. Самостоятельно оказать помощь ребенку не сможете.

Свойство осознавать инструкции

Руководства предлагайте без указательных жестов.

Просите ребенка дать какую-либо игрушку либо находящийся в помещении предмет.

Просите его совершить с предметом воздействие. К примеру, пускай заберёт его и положит на стол. Ребенку необходимо делать инструкции, складывающиеся из нескольких действий. К примеру: выйти из помещения, закрыть дверь, позвать бабушку; забрать мяч, подбросить его, поймать и дать вам; продемонстрировать сперва ногу, позже руку, позже оба уха.

Познание значения слов

Необходимо узнать, знает ли ребенок заглавия частей тела, и окружающих предметов. Задавайте вопросы: Где рука? Где стол? Где диван? Предмет обязан пребывать в поле зрения ребенка, но вы именуйте его лишь словом, безо всякого жеста либо кроме того взора в ту сторону. Необходимо узнать, осознаёт ли ребенок значения слов, обозначающих простые действия. Давайте ему команды: сядь, поднимись, ляг, иди и т. п. Ребенку необходимо делать их. Следите, дабы вы перемещениями головы либо иными жестами не посоветовали, какое воздействие он обязан выполнить.

Реакция на звуки речи

Реакцию на звуки речи необходимо проверить, в случае, если ребенок не осознаёт слов. Замечайте за ним: слушает ли он звуки, всматривается ли в ваше произношение либо остается бесстрастным.

¦ Заберите куклу, держите ее у себя перед лицом и длительно произносите звук [А], как словно бы от ее имени (как будто бы бы она плачет).

Повторите пара раз. Позже заберите собачку и совершенно верно так же пара раз скажите звук [У] (собачка скулит). Опять скажите звук [У]. протягивая ребенку то куклу, то собачку. Он обязан продемонстрировать, кто сообщил [У], после этого — [А]. Ребенок может не осознать с первого раза, что от него требуется. Произносите звуки [У] и [Л], прижимая к себе соответствующую игрушку.

¦ Удостоверьтесь в надежности реакцию ребенка на звуки [О], [И]. Подберите для этого подходящие игрушки, к примеру: петушка и лошадку (лошадка «говорит»: И-И-И; петушок кричит: О-О-О).

¦ Удостоверьтесь в надежности реакцию ребенка на согласные звуки [М], [Ж] и [Р]. Звуки произносите протяжно. Применяйте игрушки (либо картины): мычать может корова, рычать — тигр, жужжать — жук.

Наличие реакции на голос

Реакцию на голос необходимо проверить, в случае, если ребенок не реагирует на звуки речи и, как вам думается, не откликается на обращения. Он может по большому счету не обращать внимания ни на какие конкретно голоса — не слышать их. Время от времени он может откликаться на один чей-то голос (к примеру, мамин) и абсолютно проигнорировать все остальные.

¦ Погремите за спиной у ребенка погремушкой (попищите звучащей игрушкой) — он обернется. Похлопайте в ладоши — реакция будет такой же. После этого звучно скажите у него за спиной звук [А], имеете возможность позвать его: Э-Э-ЭЙ. По идее он кроме этого обязан обернуться, но этого] может не случиться. При таких условиях пускай кто-то второй из домашних окликнет его.

Различение неречевых звуков

При сенсорной и сенсомоторной алалиях дети не всегда отлично различают неречевые звуки. Это связано с недостаточной сформированностью в целом слухового восприятия, памяти и внимания.

¦ Пара раз продемонстрируйте ребенку, какие конкретно звуки издают две звучащие игрушки. Пускай отвернется. Извлекайте звуки то из одной, то из второй игрушки (лишь не попеременно). Ребенок обязан показывать, какая игрушка звучала.

¦ Это же упражнение делайте с тремя звучащими игрушками.

¦ Пускай ребенок отвернется. Топните ногой. Ребенок обязан по звуку додуматься, что вы сделали, и повторить ваше воздействие.

¦ Рукоплещите за спиной у ребенка в ладоши, стучите рукой по столу, шуршите бумагой и т.п. Ребенку необходимо повторять ваши действия. В случае, если какой-то звук нов для него, предварительно продемонстрируйте, каким методом он извлекается.

Двигательные нарушения

Сейчас необходимо проверить, руководит ли ребенок мышцами собственного речевого аппарата (имеется ли у него моторные нарушения).

Необходимо узнать:

? Может ли он выполнять по подражанию (по показу) разные перемещения органами речи.

? Способен ли он по большому счету к каким бы то ни было речевым перемещениям.

? Может ли он при исполнении перемещений принимать помощь со стороны.

Количество перемещений, каковые ребенок может осуществлять

Все перемещения ребенку необходимо делать за вами, глядя в зеркало.

¦ Он обязан открывать и закрывать рот.

¦ Высовывать язык изо рта и убирать обратно.

¦ Радоваться и вытягивать губы в трубочку.

¦ Поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз.

¦ Ребенок обязан мочь выполнять серию из двух-трех перемещений. К примеру: открыть рот, закрыть его, улыбнуться. Перемещения необходимо повторить в той же последовательности.

Свойство к исполнению каких-либо действий

В случае, если ребенок не осилит с предшествующими заданиями, удостоверьтесь в надежности, способен ли он по большому счету по заданию выполнять перемещения органами речи.

¦ Попросите его открыть рот. Пара раз продемонстрируйте это воздействие. Сообщите, дабы он представил себе, как он ест. Поднесите ему ко рту ложку.

¦ Улыбнитесь, изобразите хохот. Предложите ребенку посмеяться с вами совместно: Ну-ка, как ты смеешься?

Свойство принимать помощь

¦ Предлагайте ребенку выполнять разные перемещения языком и губами, открывать и закрывать рот. Помогайте ему пальцами. Дабы он открыл рот, потяните его за подбородок. Оттягивайте ему губы в стороны за уголки, дабы он улыбнулся, вытягивайте их пальцами в трубочку и т. п.

Результаты проверки

? Если вы нашли у ребенка слуховые (сенсорные) нарушения, значит, у него — сенсорная алалия, выраженная в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи а также голосам людей до некоей способности улавливать суть отдельных несложных инструкций и слов.

? При моторной алалии вы найдёте у ребенка неспособность (либо значительное ограничение свойства) к исполнению произвольных перемещений органами речи.

? У ребенка возможно сочетание тех и других нарушений. Тогда необходимо сказать о наличии у него самого тяжелого речевого недостатка — сенсо- моторной алалии.

Занятия с детьми при разных формах алалии

Мы будем обрисовывать работу над преодолением алалии, разбивая материал занятий на два блока. В зависимости от обстановки будут рассматриваться совместно то сенсорная и сенсомоторная алалии, то сенсомоторная и моторная.

? Объединение сенсорной алалии с сенсомоторной требуется, в то время, когда необходимо обрисовать работу по восстановлению у детей поврежденных слуховых (сенсорных) функций. Эти функции однообразным образом нарушаются при обоих недостатках.

? При описании работы над формированием моторных (двигательных) функций будут объединяться совместно моторная и сенсомоторная алалия.

? При подборе материала для занятий мы исходили из самых тяжелых случаев недоразвития сенсорных и моторных функций у детей. Вам же необходимо выбирать из него упражнения и задания, учитывая выраженность речевого расстройства у ребенка.

Развитие слухового восприятия при сенсорной и сенсомоторной алалиях

В то время, когда ребенок совсем либо практически совсем не осознаёт речи, для объяснения ему смысла заданий довольно часто приходится завлекать третье лицо (на эту роль больше всего подошли бы сестренка либо братик ребенка). Вам необходимо как бы втроем разыгрывать упражнение: вы растолковываете упражнение, ваш ассистент делает его, практически показывая ребенку, что тот обязан сделать, ребенок наблюдает на него и по аналогии догадывается, что именно от него требуется.

К примеру, ребенку необходимо повторить два звука, не перепутав порядка. Вы воспроизводите эти звуки, ассистент повторяет их (к примеру, топает ногой и рукоплещет в ладоши). Вы снова воспроизводите звуки и поворачиваетесь к ребенку: А сейчас ты. Если он все равно не осознаёт, что необходимо сделать, вы с ассистентом растолковываете это же задание на примере второй (третьей) пары звуков. Вы имеете возможность изменяться ролями: ассистент показывает воздействие, вы повторяете за ним.

При объяснении заданий не ограничивайтесь жестами и простым показом действий, а деятельно применяйте обращение. Лишь рассказываете весьма внятно и медлительно. Нужно применять небольшой комплект одних и тех же слов.

Хвалите ребенка за любой изданный звук (кроме того самый невнятный) и каждое неправильно выполненное задание. Рассказываете: Молодец! А дальше, как бы кстати, именуйте верное слово и показывайте упражнение, с которым он не справился. Такая тактика нужна по причине того, что у неговорящего ребенка, вероятнее, имеется большая неуверенность в себе, ужас неудачи, а от этого и низкий уровень мотивации к речевому общению. На эту тему советую прочесть пособие Грибовой О. Е. Что делать, в случае, если ваш ребенок не говорит». Книжка маленькая, но в ней отлично обрисованы методы сотрудничества с абсолютно неговорящими детьми.

Занятия по преодолению сенсорной и сенсомоторной алалий необходимо начать с работы над неречевыми звуками. На их базе вы организуете у ребенка определенные методы действий со звуками по большому счету, каковые позже ему будет несложнее перенести на звуки речи.

Различение неречевых звуков

¦ Продемонстрируйте ребенку, какой звук издают звучащие игрушки (начинайте с двух). Пускай отвернется. У него за спиной воспроизведите один из звуков. Пускай продемонстрирует, какая игрушка звучала. Количество игрушек нужно довести до четырех.

¦ Извлеките два более-менее похожих друг на друга звука (топните ногой по полу и хлопните в ладоши). Пускай ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Ребенку необходимо повторить его. После этого то же самое проделайте со вторым звуком. Количество звуков нужно довести до четырех (дополнительно вы имеете возможность рукоплескать рукой по столу и стучать по стеклу).

¦ Это же упражнение делайте с родными между собой звуками (царапайте чем-нибудь по различным поверхностям, постукивайте по столу различными предметами, шуршите различными предметами). Показывайте ребенку звуки по нескольку раз, дабы он запомнил их.

¦ В случае, если в доме имеется пианино (возможно игрушечное), поочередно извлекайте из него два максимально далеких между собой по высоте звука. Пускай ребенок слушает звуки и наблюдает на клавиатуру. После этого пускай отвернется. Вы нажимаете клавишу, он на слух угадывает, какую клавишу вы надавили, и показывает ее.

¦ Упражнение делайте в противном случае. Извлекайте посредством одной и той же клавиши весьма негромкий и максимально громкий звук. Показывайте ребенку, как это делается: то чуть касайтесь клавиши, то с силой опускайте на нее руку. Возможно забрать руку ребенка в собственную и выполнять эти действия его пальцем. После этого пускай отвернется. Вы извлекаете то негромкий, то громкий звук, ребенок обязан повторить его.

¦ Это же задание делайте с другими громкими и негромкими звуками: звучно и негромко рукоплещите в ладоши, топайте по полу и т. п. Подобное задание делайте со звуками различной длительности Для этого комфортно применять дудочку. Продемонстрируйте ребенку, как подуть продолжительно, как подуть кратко. Пускай повторит. После этого дуйте в дудочку у него за спиной. Он обязан определять продолжительность звука и повторять его.

Оперирование с неречевыми звуками

В речи звуки в любой момент представлены в виде звукового последовательности, что ни при каких обстоятельствах не бывает дан целый целиком и полностью (как зрительный, в то время, когда все объекты последовательности находятся перед глазами), а лишь последовательно — звук за звуком. Исходя из этого оперирование со звуками речи допустимо лишь но памяти. Это формирует дополнительные трудности при анализе и восприятии звукового состава слов.

При исполнении предстоящих упражнений необходимо научить ребенка запоминать последовательность неречевых звуков и правильно воспроизводить ее.

¦ Извлеките за спиной у ребенка два привычных ему звука (топните ногой | об пол и хлопните в ладоши). Ребенку необходимо повторить их, не перепутав порядка. Перед этим наглядно объясните, что он обязан сделать (топните ногой сами, после этого «топните» его ногой, хлопните в ладоши, после этого «хлопните» его ладонями). В случае, если ребенок не осознаёт задания, применяйте ассистента.

¦ Эти же звуки предложите ребенку в обратном порядке. Он обязан повторить их. Количество звуков нужно довести до четырех. Воспроизведите два звука различной громкости (весьма негромкий и весьма громкий), к примеру рукоплещите в ладоши. Повторите два-три раза. Ребенок обязан воспроизвести звуковой последовательность. После этого он обязан повторить его напротив. Попытайтесь удлинить последовательность: рукоплещите звучно, негромко, позже снова звучно и т. п.

¦ Это же упражнение делайте с высокими и низкими звуками.

¦ Это же упражнение делайте с маленькими и долгими звуками. Возможно дуть в дудочку.

¦ Выстукивайте по столу несложный ритм из трех звуков: та — та-та либо та-та — та (с паузами различной длительности между звуками). Ребенку необходимо повторить за вами.

¦ Играйтесь «в ладушки». Задайте ритмический рисунок, что вам необходимо выполнить. Сообщите: та — та-та (обратите внимание, с этого момента вы начинаете применять звуки речи). После этого, повторяя: та — та-та, рукоплещите с ребенком в ладоши. В будущем выстукивайте в ладоши более сложный и долгий звуковой рисунок: та — та-та-та-та, та-та — та-та и т.п.

¦ Прошлое упражнение делайте в противном случае. Вы задаете ритм, что ребенку необходимо воспроизвести, дуя в дудочку. К примеру:

¦ ду-у-у — ду-ду; ду-ду — ду-у-у. В то время, когда произносите гласный [У], вытягивайте вперед губы, дабы ребенок видел, как вы дуете, как будто бы в дудочку. Сперва продемонстрируйте, как посредством дудочки возможно воспроизводить разные звуковые картинки.

¦ » Подобное упражнение делайте с барабаном. Вы задаете необходимый ритм: бом — бом-бом (либо бом-бом — бом-бом и т. п.), ребенку необходимо отстукивать его палочкой. Сперва имеете возможность стучать по барабану совместно.

Узнавание голосов

Ребенку необходимо обучиться различать голоса людей. Сперва — ваш голос и чей-то еще (к примеру, папин). После этого вам пригодятся и другие ассистенты. Нужно, дабы ребенок различал голоса четырех-пяти человек.

При исполнении упражнений ребенок заодно обучится реагировать на звуки речи, а быть может, медлено начнет и различать их.

¦ Длительно скажите звук [А]. Ребенок обязан взглянуть на вас (он так как уже привык так реагировать на источник звука). После этого данный же звук пускай скажет ваш ассистент. Ребенок переведет на него взор. Звуки произносите звучно, обширно открывая рот, максимально завлекая к себе внимание ребенка. После этого ему необходимо отвернуться. Вы с ассистентом произносите звуки, ребенку необходимо продемонстрировать, кто сообщил [А]. Задавайте вопросы: Кто сообщил А?

¦ Это же упражнение делайте с гласными звуками [О], [У], [И]. По возможности увеличивайте количество ассистентов. Задавайте вопросы у ребенка, кто сказал звук. Пускай показывает пальцем.

¦ Такое же упражнение делайте с согласными звуками [М], [Ж], [Р]. Тяните их продолжительнее.

¦ После этого со звуками [Б], [Д], [Г], [С]. Потому, что эти звуки не такие звучные, как прошлые, повторяйте их по нескольку раз: [Б-Б-Б],

¦ [Д-Д-Д].

Для предстоящих упражнений пригодятся кое-какие артистические свойства.

¦ Продемонстрируйте ребенку картину с кошкой. В случае, если внезапно ребенок ни при каких обстоятельствах в жизни не встречал живую кошку, прежде продемонстрируйте ему ее. Это относится ко всем «звериным» персонажам, каковые вы станете применять, — ребенок должен быть знаком с ними хотя бы по мультипликационным фильмам, дабы воображать их повадки. Показывая картину с кошкой, сообщите: Это — киса. Она говорит МЯУ. Поднимитесь на четвереньки, изобразите кошку, потритесь ребенку головой о руку, сообщите МЯУ, сделайте вид, что умываете «лапкой мордочку». Пускай то же самое проделает кто-то второй, к примеру — отец. Пускай произносит МЯУ басом. Сообщите ребенку: Отец — кот, он говорит МЯУ. Затем ребенок обязан отвернуться. Вы с папой попеременно произносите МЯУ. Задавайте вопросы у ребенка: Кто сообщил МЯУ ?Он обязан показывать — кто.

По большому счету, для неговорящего ребенка отлично было бы завести в доме ко- тенка либо щенка — особенно щенка. Он имел возможность бы делать роль «ассистента» на протяжении занятий. Ему, к примеру, возможно бросать мяч, отдавать команды, как бы уча его. Так, ребенок будет принимать участие в осмысленной, занимательной для него речевой деятельности.

¦ Упражнения, подобные прошлому, делайте с другими картинами. Изображайте нарисованных на них животных, «рассказываете» за! спиной у ребенка их голосами, он обязан показывать, кто «сообщил» за того либо иного персонажа.

Для каждого из животных подберите коротенькую характерную пантомиму, по которой ребенок имел возможность бы опознавать их.

Кошка умывает мордочку (трите себе глаза и нос кулачком). Она «говорит»: МЯУ.

Собачка виляет хвостиком (вы делаете соответствующие перемещения задней частью туловища). Она «говорит»: АВ-АВ.

Корова жует траву (вы, наклонив голову, делаете пара монотонных «жвачных» перемещений). Она «говорит»: МУ-МУ.

Лиса весьма умная (сделайте остренькую умную «мордочку» и зорко посматривайте по сторонам). Она «говорит»: ТЯВ-ТЯВ.

Курочка клюет зернышки и взмахивает крылышками (вы вытягиваете в трубочку губы, киваете головой и взмахиваете локтями). Она «говорит»: КО-КО Лягушка смешно подпрыгивает и, ловя комариков, «шлепает» ртом (вы вскидываете вверх локтями и звучно рукоплещете губами). Она «говорит»: КВА-КВА Волк воет, вытягивая вверх нахмуренную, унылую морду (сделайте соответствующее выражение лица, вытяните губы). Он «говорит»: У-У-У. Кукла плачет (делайте хныкающее лицо и хлюпайте носом). Она «говорит» А-А-А.

Жук скоро машет крылышками (вы «нахохливаете» пояснице и скоро- скоро машете кистями рук). Он «говорит»: Ж-Ж-Ж.

Лошадка цокает копытами (вы делаете скачущие перемещения руками и цокаете языком). Она «говорит»: И-И-И.

Петушок, прищурившись, принципиально важно наблюдает по сторонам и иногда взмахивает крыльями (вы делаете отрывистые «птичьи» перемещения головой, бросаете во- круг взоры и вскидываете плечами). Петушок «говорит»: О-О. Мишка ходит вразвалку (вы, округлив колесом на протяжении туловища руки, неуклюже переступаете с ноги на ногу). Мишка бубнит: БУ-БУ.

Комар летит и ищет, кого бы ему укусить (вы строите озабоченную лицо, мелко трясете головой, имеете возможность показывать комарика сжатыми в щепотку пальцами). Комар «говорит»: С-С-С.

Филин рукоплещет обширно открытыми глазами (вы медлительно поводите головой из стороны в сторону и, выпучивая глаза, моргаете). Он «говорит»: УХ-УХ. Змея, извиваясь, ползет (делайте рукой соответствующие жесты). Она шипит!

ш-ш-ш.

У гуся долгая шея (вы вытягиваете шею и открываете рот наподобие гусиного клюва). Он «говорит»: ГА-ГА-ГА.

Тигр хищно скалит зубы и блещет глазами (продемонстрируйте верхние и нижние зубы, грозно посмотрите, изобразите замечательные, когтистые тигриные лапы). Тигр рычит: Р-Р-Р.

Ежик щетинит иголки (имеете возможность выставлять вперед растопыренные пальцы). Он отрывисто фыркает: Ф-Ф-Ф.

Мышь грызет сыр, быстро-быстро стуча зубками (поднесите руку ко рту и совершайте передними зубами небольшие «грызущие» перемещения). Она «говорит»:ПИ-ПИ-ПИ.

Попытайтесь, дабы ребенок запомнил повадки как возможно большего количества зверей. Вам еще неоднократно пригодятся эти персонажи.

¦ Показывайте ребенку картины с животными, изображайте их повадки, имитируйте «голоса». Ребенок обязан за вами разыгрывать соответствующую пантомиму. Рассказываете: Продемонстрируй кису — МЯУ-МЯУ. Продемонстрируй собачку — АВ-АВ и т.п. В случае, если ребенок не додумается, что от него требуется, обратитесь с теми же словами к ассистенту (пускай он изобразит пантомиму), позже к ребенку: Сейчас ты. Имеете возможность показывать ему его же руками, какие конкретно перемещения он обязан совершить. Пускай копирует выражения вашего лица.

Различение звукоподражаний

Сперва применяйте звукоподражания из одного гласного звука: И-И-И — лошадка; У-У-У — волк; А-А-А — кукла; О-О — петушок.

¦ Повторите последнее упражнение из прошлой главы с перечисленными звукоподражаниями. Пускай ребенок по нескольку раз изобразит любой персонаж.

¦ Показывайте ребенку лишь картины и произносите звукоподражания, он обязан изображать пантомимы.

¦ Весьма внятно произносите звукоподражания (без соответствующей картины), ребенок обязан изобразить необходимый персонаж. Рассказываете: Продемонстрируй Лялю. Продемонстрируй волка. Весьма ясно артикулируйте звуки ртом, дабы ребенок видел, как вы их произносите. В случае, если ребенок не будет справляться с заданиями, другими словами не будет опознавать звуки, показывайте картины.

¦ Имеете возможность посоветовать ему необходимый персонаж каким-нибудь одним жестом. К примеру, сообщите: И-И-И — и цокните языком, сообщите: А-А-А — и сморщите лицо.

В случае, если ребенок так же, как и прежде не различает звуков, не смущайтесь и продолжайте занятия. Повторите с ним еще раз гласные звуки, по окончании чего добавьте согласные: [Ф], [Р], [Ж|, [С], [Ш] (имитирующие «обращение» ежика, тигра, жука, змеи и комара).

¦ Произносите звукоподражания (напоминайте ребенку соответствующей пантомимой, кому они принадлежат), пускай он изображает необходимый персонаж. Звуки [Ж] и [Ш| похожи между собой, исходя из этого [Ж] выговаривайте весьма звонко, a [Ш] глухо, шепотом. В случае, если ребенок не сможет различать кое-какие звукоподражания либо будет пугать их — ничего ужасного.

¦ Положите две картины с персонажами, каковые вы станете характеризовать звукоподражаниями (жука и куклу, ёжика и лошадку). Произносите соответствующие звуки, ребенок обязан именовать нужную картину. К примеру: Л-Л-Л. Кто это? — и поочередно показывайте на картины с куклой и жуком. При необходимости объясните задание через ассистента (что обязан выполнить упражнение вместо ребенка, давая ему пример).

¦ Пускай ваш ассистент делает прошлое упражнение, допуская «неточности» (показывая не ту картину). Задавайте вопросы у ребенка: Это верно? А-А-А говорит жук? (показывайте картину). Да? (кивайте головой). Нет ? (качайте головой). Ребенку необходимо отвечать посредством утвердительного либо отрицательного жеста (задание сложное, исходя из этого — в случае, если сможет).

¦ Два прошлых упражнения делайте с тремя картинами.

Добавьте звукоподражания, складывающиеся из двух звуков: собачка — АВ-АВ, корова — МУ-МУ, гусь — ГА-ГА, филин — УХ-УХ, мишка — БУ-БУ, мышка — ПИ-ПИ, курочка — КО-КО. Вводите их не сходу, а по одному.

¦ Делайте с ними четыре последних упражнения.

Добавьте звукоподражания, складывающиеся из трех звуков: киса — МЯУ-МЯУ. лягушка КВА — КВА, лиса — ТЯВ-ТЯВ.

¦ Делайте те же задания. Ребенок не обязательно обязан освоить все звукоподражания.

Правила занятий с детьми

? Дети с моторной алалией способны различать между собой как неречевые звуки, так и звуки речи (потому, что у них не нарушено слуховое восприятие), но с ними полезно весьма бегло пройти предлагаемый в этих главах материал. Это будет содействовать их неспециализированному формированию.

? Ребенка с моторной алалией необходимо детально познакомить с персонажами звукоподражаний, поскольку развивать его собственную обращение нужно будет начинать именно с них. Ребенок обязан запомнить, как они произносятся, кому принадлежат, и обучиться отлично на слух отличать одно от другого.

Формирование двигательных функций при моторной и сенсомоторной алалиях

Как снять мышечный зажим. Устранить проблему навсегда


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: