Что такое архитектура

Архитектура — старейшая область людской деятельности. Начиная с первобытного общества она сопровождает людей на всем протяжении истории. Одним из первых сознательных действий человека явилось создание жилища. Пещеры, шалаши, землянки защищали его от ветра, дождя, холода и диких животных. В этих первых «зданиях» люди жили, готовили на костре пищу, изготовляли орудия труда, праздновали успешную охоту, выбирали вождей.

Понемногу ширился круг практических навыков и знаний человека, меньше он зависел от прихотей природы. Вместе с жилищем начали строиться и другие виды строений: склады и торговые площади, гавани для судов, церкви и храмы для богослужения, театры для зрелищ.

Так, главное назначение архитектуры — это возведение сооружений и зданий, в которых протекает жизнь человека.

Современному человеку помогает множество разных сооружений. Утром, просыпаясь в собственной квартире, человек собирается на работу либо в школу, днем обедает в столовой, а вечером отдыхает, посещая кино, театр либо занимаясь спортом на стадионе. Если вы вспомните, где побывали несколько дней назад, то окажется, что посетили не меньше десятка самых разных строений, и каждое из них соответствует тому процессу, что в нем происходит (труд, питание, отдых, учеба, зрелище, физкультура, лечение, торговля и другое). В соответствии с видом людской деятельности все многообразие архитектурных сооружений возможно поделить на три отрасли — производственные постройки (фабрики, фабрики, электростанции и др.), жилые строения (дома, гостиницы, общежития и др.) и публичные сооружения (театры, кино, музеи, стадионы, поликлиники, магазины и др.).

Перед вами знакомая картина новостройки: только что законченные жилые дома, лес кранов, а рядом — ветхий покосившийся древесный домик. Приглядитесь к нему повнимательнее. Он не просто ветхий: окна у него значительно меньше, чем у его новых соседей, крыша высокая, как в тереме, да и целый он какой-то «различный»: одно окно чуточку больше вторых, бревна, из которых сложены стенки, также отличаются одно от другого. Значит, вид строения будет зависеть не только от его назначения, но и от того, из каких материалов сделаны стенки, окна и потолки, какими методами они возводились. Совершенство строительных подробностей постоянно зависит от совершенства механизмов, при помощи которых они изготавливаются. В разделе «Как люди строят» т. 5 ДЭ детально обрисованы разные виды стройматериалов, их свойства, методы обработки, и способы возведения строений.

Посмотрите на карту нашей страны и обнаружьте ней два города: Ашхабад и Игарку. Возможно ли выстроить в них однообразные дома? Само собой разумеется, нет! В Ашхабаде необходимо беречься от палящего солнца, а в Игарке — бороться с ветрами и холодом. Но это не все. Игарка находится в районе вечной мерзлоты, где приходится устраивать особые фундаменты, а в Ашхабаде бывают землетрясения, и дома в том месте должны быть особенно прочными. Архитектурные изюминки строений постоянно зависят от тех природных и климатических условий, в которых они выстроены.

Архитектуру время от времени именуют «застывшей музыкой», на первый взгляд это может показаться необычным! Что неспециализированного между камнем и звуками, кирпичной стеной и мелодией? Но не спешите, вспомните Красную площадь, Кремль и Сталина и Мавзолей Ленина. Оказывается, архитектура, подобно музыке, может приводить к большим человеческим чувствам: торжество, величие, радость, скорбь.

Архитектура, как и скульптура, есть трехмерным мастерством, но произведения архитектуры имеют еще и внутреннее пространство. Архитектура «говорит» языком объемных фигур, объединенных в продуманную совокупность построения пространства.

Работа над будущим строением начинается с создания замысла. В нем архитектор определяет размер и число помещений и их обоюдное размещение. В данной непростой работе архитектор выступает как композитор: так же как из отдельных звуков слагается мелодия, из отдельных помещений складывается целостный количество строения. каждое помещение и Каждое здание в нем имеют собственные пропорции, собственные соотношения между шириной, высотой и длиной. Эта пропорциональность присутствует не только в общем строе строения, но и в отдельных его подробностях. Гармоничность построения — серьёзное условие всякой архитектурной композиции, но необходимо не забывать, что всякое строение имеет определенную совокупность конструкции: стеновую, стоечно-балочную, сводчатую либо арочную. Конструктивные элементы строения, будь то стенки, балка либо колонна, не считая собственного главного назначения — ограждать, нести либо поддерживать что-нибудь, постоянно являются элементом художественной композиции.

Архитектура обширно применяет декоративные особенности материалов, их цвет и фактуру. Помимо этого, во многих сооружениях «участвуют» и другие виды мастерства: живопись и скульптура. В лучших творениях мирового зодчества архитектура, живопись и скульптура составляют неразрывное целое. Были, действительно, в истории архитектуры и такие периоды, каковые отличались избыточной декоративностью (см. табл, на стр. 349).

Архитектурные монументы в любой момент связаны с окружающим их пространством, с природой. Эта сообщение возможно разной. Многие древние египетские и индийские храмы как бы вырастают из почвы, а кое-какие из них, к примеру пещерные храмы, в буквальном смысле составляют единое целое со горами, в которых они высечены. Другие постройки, и в частности русские церкви, являются контрастом с окружающей их равниной. По крайней мере архитектор обязательно обязан знать, для какой местности он проектирует строение, будут ли это южные горы, степь либо берег северного моря.

в течении многих эр люди создали много тысяч разных построек, и любая эра характерна собственными строениями, собственной архитектурой. Проследим по расположенным ниже таблицам, как развивалось строительное мастерство с старейших времен до наших дней.

История древнего Египта, начавшаяся за довольно много тысяч пет до нэ, дошла до нас в большинстве случаев в монументах архитектуры. Тяжелые монументальные гробницы-пирамиды, громады храмов, каменные изваяния фараонов и священных сфинксов поведали миру о жизни старейшего рабовладельческого страны.

Знать и жрецы получали повиновения рабов не только военной силой, но и внушением простым смертным мысли об их ничтожестве перед небесным и земным владыками. Стоя рядом с огромными культовыми сооружениями либо входя в них, человек ощущал себя во власти божественного фараона. Архитекторы храма хотели попасть в каждой части строения достигнуть главного — создать силы и впечатление таинственности. Человек, приближавшийся к храму, проходил по «аллее сфинксов» и останавливался перед его фасадом с высеченными гигантскими статуями и грозными изображениями фараонов. Переступая порог храма, визитёр проходил через двор, в глубине которого был вход в гипостильный зал, похожий на лес огромных колонн.

Через чащу колонн центральный проход вел в глубину храма, к сокровенному святилищу. красочные росписи и Огромные рельефы, покрывавшие сплошь все части строения, таинственно мерцали в отблесках пробивавшегося сверху света.

В сооружениях древнего Египта необходимо видеть в первую очередь их подлинных творцов — художников и огромную армию строителей, каковые не только овладели техникой строительства из камня, но и обучились его искусно обрабатывать. Богатый запас художественных мотивов и форм дали египетскому зодчеству растительный мир (папирус, лотос, пальма) и мир животных (стилизованные изображения баранов, львов и т. д.).

В Греции и Риме все внимание общества переключается на человека, гражданина с его духовно развитой личностью, стремящейся к познанию мира. В архитектуре эта новая черта характеризовалась постройкой строений, соразмерных человеку, строений, в которых человек ощущал себя свободным и сильным.

Греческими строителями был создан ордер, т. е. строго определенная совокупность размещения главных конструктивных элементов строения. Ордер был применен при постройке красивых, ярких греческих храмов.

Если сравнивать с мелкими греческими строениями римские сооружения кажутся грандиозными, но и они благодаря сохранению ордера не теряют соразмерности с человеком. Пышными, богато украшенными сооружениями римские архитекторы прославляли могущество Рима. Тут, в Риме, были в первый раз созданы огромные публичные сооружения светского назначения: амфитеатры, термы, базилики. Но особенно ответственным в римском зодчестве есть значения и открытие красоты внутреннего пространства строения — интерьера. В Колизее это замкнутое со всех сторон пространство театра, в Пантеоне оно уже закрывается сверху куполом. Но оформление интерьера еще не совсем; он так же монументален, как и наружный фасад строения.

Римские архитекторы трудились над предстоящим развитием греческого ордера, а римские строители прославились широким применением и изобретением бетона арочной конструкции.

К началу II тысячелетия н. э. строительное мастерство феодального Китая достигло большого уровня. В начале XII в. в Китае уже существовала запись особенных правил строительства, в базе которых лежало учение о методах борьбы с вредными влияниями осадков , так называемых «фын—шуй» (ветер — вода).

Характерным примером строительства в феодальном Китае есть застройка и планировка г. Пекина. Столица была обнесена замечательными стенками длиной в 24 км. Толстые глинобитные стенки облицованные в пара последовательностей кирпичом, имели бессчётные бастионы с бойницами и амбразурами. Внутренняя стенки, идущая с востока на запад, дробила Пекин на две части. Северная часть стала называться Внутреннего, либо Татарского, города, южная — Внешнего, либо Китайского, города. Внутренний город имел пара поясов стен; в центре его был расположен Запретный город (императорский дворец).

Большая часть монументов Индии эры феодализма является храмами религии брахманизма. Они состоят в большинстве случаев из трех главных частей: притвора (входного помещения), помещения для молящихся и святилища, над которым воздвигалась высокая башня. Особенную ясность этим сооружениям придают бесчисленные рельефы на темы священной мифологии, сплошь покрывающие поверхность стен. Изображения слонов, фантастических существ, танцующих фигур, крылатых львов переплетаются с причудливыми формами тропических растений.

Архитектура Японии многие годы испытывала сильное влияние китайского зодчества. Большая часть строений выстроено из дерева. Япония известна собственными многоярусными культовыми сооружениями — пагодами. По внешнему виду они легки и нарядны, но в любая постройка укреплена прочным древесным стволом, что, проходя через все этажи, придает строению устойчивость.

В средних столетиях громадную власть в европейских государствах взяла церковь. Она наложила свой след на всю культуру Европы, среди них и на архитектуру.

Готический стиль, появившийся в начале XIII в., разрешил самый ярко соединить в конструктивной и художественной форме господствующий религиозный энтузиазм. Динамичная архитектурная форма, устремленная вверх, высказывала религиозный порыв к небу, к потусторонней судьбе, к всевышнему. Одной из характерных линия готики есть стрельчатая арка, которая используется в готическом стиле практически везде без исключения как со строительной, так и с декоративной целью.

Средневековые мастера достигли громадных технических удач. Выла изобретена новая несущая конструктивная совокупность, складывающаяся из каркаса, лёгкого заполнения и каменных столбов из камня либо стекла.

Солидную часть стен заняли окна «витражи» с тонкими переплётами и цветными стёклами криволинейного рисунка. Солнечный свет падал через витражи, окрашивался в различные цвета и создавал в готического собора загадочный цветной полумрак.

Архитектура итальянского Восстановления является развитием и совершенствование древней архитектуры. Гуманисты Восстановления видели выражение собственных совершенств в мастерстве античности, исходя из этого искусства и памятники культуры старой Греции и Рима шепетильно изучались итальянскими мастерами.

Капелла Пацци выстроена великим флорентийским архитектором Филиппо Брунеллески (1377 —1446). В противоположность готическому храму со сложным, устремленным ввысь силуэтом, с интерьером, загружённым в постоянный полумрак, капелла Пацци напоминает просторный яркий греческий храм. Центральная часть капеллы покрыта куполом. Ясность архитектурной композиции достигнута за счет несложных, но красивых пропорций как всего количества строения, так и отдельных его частей.

Палаццо флорентийских буржуа помогали им но лишь жилищем, но и крепостью на случай вооруженных столкновений, каковые не были редки в те времена. Их архитектура в полной мере отвечает назначению строения. Надежно защищают жителей его замечательные стенки, их массивность подчеркивается облицовкой неотёсанным рваным камнем стен первого этажа; верхние этажи облицованы камнем более тщательной шлифовки. Фасад завершается карнизом, напоминающим древний.

Собор св. Петра в Риме строился в течение многих лет (1506—1564). В его проектировании участвовало целое поколение итальянских архитекторов, и конечно, что любой из них по-своему осознавал поставленную задачу. В 1547 г. отец Павел III поручил продолжение постройки Микеланджело, по проекту которого и была возведена центральная часть этого огромного строения (высота его 143 м). Потом строение достраивалось и подвергалось бессчётным переделкам: была пристроена входная часть, а перед собором создана площадь, окруженная колоннадой.

Архитектура французского классицизма (XVII—XVIII вв.) отличается грандиозными садово-парковыми и муниципальными ансамблями. Показное великолепие этих сооружений, выстроенных по законам древнего зодчества, соответствовало духу полной монархии.

Версаль — грандиозный ансамбль дворцов и парков — находится в 18 км от юго-западного предместья Парижа.

Композиция ансамбля Версаля начинается тремя лучевыми дорогами, средняя из которых вела к Парижу. Версальский парк простирается от садового фасада более чем на 2 км. На дворцовой террасе расположены Водяной и «цветники партер» в виде двух громадных водоемов восьмиугольной формы. За ними простираются сады с множеством аллей, дорожек, лабиринтов, огражденных непроницаемыми стенками стриженой зелени.

Основная аллея парка «Зеленый ковер», имеющая 300 м в длину и около 50 м в ширину, подводит к громадному крестообразному каналу, по которому на яхтах и гондолах совершались увеселительные прогулки; тут же в дни празднеств устраивались фейерверки.

На территории парка множество лестниц, каковые связывают его отдельные части между собой; бесчисленное количество фонтанов, практически любой из которых представляет собой сложную многофигурную композицию. Фонтаны Версаля очень разнообразны: их струи, высокие и низкие, вертикальные и наклонные, образуют аллеи и беседки либо выстраиваются последовательностями, показывая процессиям направление перемещения.

Вся стройность паркового ансамбля с его прямыми аллеями, деревьями, подстриженными в форме пирамид и цилиндров, восьмигранниками и прямоугольниками водоемов была отражением того порядка, что господствовал при дворе.

Русская архитектура имеет собственную многовековую историю. Уже в X в. в городах Киевского страны строились монументальные каменные палаты, церкви и крепостные сооружения. С принятием христианства началось возведение храмов, архитектура которых только недолгое время повторяла византийскую. Весьма не так долго осталось ждать русские мастера достигли большого мастерства в возведении строений, резьбе по росписи и камню стен, создав множество выдающихся и самобытных сооружений.

Церковь Покрова на Нерли выстроена недалеко от Боголюбова при впадении р. Нерли в Клязьму.

Целый ее архитектурный вид мягок и строен по очертаниям. Строение замечательно соответствует с окружающей природой, но в противоположность индийским храмам, каковые как бы вырастали из почвы, как причудливые растения, белокаменный количество церкви противопоставлен равнинной местности.

В XVI в. на территории Столичного страны был выстроен последовательность крепостей для защиты русских земель от иноземных захватчиков. В национальную оборонительную совокупность входили упрочнения Нижнего Новгорода, Туяьц Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, и многих монастырей.

Одна из выдающихся русских крепостей — коломенский кремль — была выстроена на высоком бугре при впадении р. Коломенки в Москву-реку.

Характерным примером строительства жилых домов из камня являются так именуемые Поганкины палаты в Пскове, выстроенные одной из торговых семей города в середине XVII в. ТрехэТажное строение с внутренним двором имеет замечательные стенки, выложенные из псковского плитняка. Помещения нижнего этажа являлись торговыми складами, второй этаж был занят торговыми помещениями, а на третьем размешались жилые помещения.

К началу XIX в. русская хорошая архитектура наровне с изобразительным искусством и литературой утвердила мировое значение русской национальной культуры. застройка и Планировка целых городов, и первым делом Санкт-Петербурга, купили сейчас особенный размах. За пара десятилетий была реконструирована и застроена заново совокупность главных набережных и площадей столицы. Блестящее мастерство выдающихся русских мастеров создало ансамбли и величайшие памятники, равных которым не было в европейской архитектуре того времени.

В центре Санкт-Петербурга главенствовали два строения — Адмиралтейство и Петропавловская крепость. Реконструкция Адмиралтейства была начата в 1808 г. зодчим А. Д. Захаровым (1761—1811).

Архитектор учел главенствующее расположение строения; его архитектура была выдержана в парадных формах классицизма с арками и многочисленными колоннадами. Фасады украшены скульптурой и барельефами. Ордерная совокупность фасадов была выдержана в лучших традициях древних построек.

Вторым прекраснейшим строением Санкт-Петербурга была биржа (помещение для торговых сделок), расположенная кроме этого в историческом центре города на Стрелке Васильевского острова. Она была выстроена в 1805—1816 гг. по проекту архитектора де Томона (1760—1813). Строительство велось под управлением де Томона и Захарова.

Второй монументальной постройкой, отразившей историческую победу русского народа в Отечественной войне 1812 г., была арка Генштаба.

Арка создала нарядный переход от Невского проспекта к Дворцовой площади, открыв красивый вид на Зимний дворец.

Развитие науки, культуры и техники, рост производства и строительства оказали сильное влияние на развитие архитектуры. Уже в начале XX в. появляются новые типы жилых, публичных и промышленных строений. Новые конструкции и материалы, созданные инженерной мыслью, разрешили осуществить в строительных работах многие дерзновенные планы.

Архитекторы занимаются на данный момент самыми разнообразными проблемами начиная от отдельных строений и до неспециализированных вопросов градостроительства: эргономичного размещения жилья, парков, школ, магазинов, кинотеатров, стадионов, других зданий и заводов, нужных для жизни всех людей от малышей до стариков, для их работы и отдыха.

Главный стройматериал современности-железобетон. Он сочетает в себе большую прочность с громадной пластичностью, т. е. возможностью осуществлять любую архитектурную форму — от несложных прямоугольных до сложнейших криволинейных (см. ДЭ, т. 5).

Современная архитектура характеризуется громадными ровными плоскостями стен, стекла, перекрытий. Глядя на эти строения, видишь, что созданы они машиной в век правильных расчётов и механизмов. И яркое прикосновение руки человека к постройке чувствуется только в дополняющих подробностях: цветных панно, скульптурах и т. д.

Особенность современной архитектуры пребывает в том, что красота сооружения достигается за счет гармоничности внешних и внутренних архитектурных и конструктивных объёмов и форм, хороших пропорций ровных плоскостей стен, окон, плавных изгибов отдельных подробностей, сочетания разных по цвету и поверхности материалов. изящества и Идея лёгкости современных сооружений осуществляется обильным применением стекла. Стекло как бы раздвигает границы помещений, комнат, создавая чувство беспрерывности пространства.

Современная архитектура группируется по трем направлениям — жилые строения, общественные и промышленные здания . Причем все эти направления тесно связаны с главным вопросом современности архитектуры — градостроительным мастерством.

Строительство городов — дело сложное и требующее долгого времени. Большая часть городов нашей страны возводилось понемногу, в течение нескольких столетий. Строительство велось случайно, без заблаговременно обдуманного замысла.

По окончании Великой Октябрьской революции у нас были реконструированы много городов, и вдобавок больше выстроено заново.

В случае, если город будет строиться на новом месте, то его возможно так распланировать, дабы создать самые лучшие условия отдыха и работы для его будущих обитателей. Жилые районы новых городов будут не так долго осталось ждать похожи на парки. Любой обитатель сможет оказаться в настоящем лесу. Это крайне важно, потому что недаром парки и сады именуют «легкими» города.

Крайне важно кроме этого верно решить, где совершить улицы будущего города. Скоростные автомагистрали пройдут за пределами жилых районов, в самого города перемещение станет совсем маленьким, а по некоторым его улицам транспорт не будет пропускаться вовсе, и по ним смогут тихо гулять кроме того мелкие дети.

Предприятия и в особенности «дымящие» производства выносятся за городскую линии. Это необходимое условие строительства новых городов: воздушное пространство не загрязняется, а автомобили с грузами для заводов минуют жилые улицы.

Жилой район складывается из группы жилых кварталов, каковые отделяются друг от друга улицами. Дома в квартале ставятся так, дабы солнце как возможно продолжительнее освещало жилые помещения.

Помимо этого, архитектор пытается поставить в квартале дома так, дабы большая часть окон выходило не на улицу (кроме того если она и негромкая), а во двор либо на озелененную площадь. В этих дворах устраивают площадки для самых мелких горожан. Около каждых двух-трех кварталов делают маленькой межквартальный сад.

К межквартальному саду конкретно примыкают участки школ, детских садов и яслей.

столовые и Магазины находятся ближе к улице. Тут же находится и маленький клуб со кружковыми комнатами и спортзалом.

Роль публичных сооружений в нашей жизни быстро возросла. Показались совсем новые типы строений, к примеру спортивные: крытые залы для игр, бассейны, трамплины, и кинотеатры, вокзалы, административные строения и другие. Эти строения предназначаются для десятков тысяч и собрания тысяч людей. Лишь современные конструкции из железобетона и стекла разрешают строить такие строения.

Промышленные и транспортные строения вошли в современную архитектуру как новые сооружения, каковые высказывают мощь созидания. В городах появляются характерные черты «индустриального» пейзажа: высокие трубы, сплетение железных форм, зубчатые покрытия заводских цехов и ажурные железные мачты электропередач.

Сергей Скуратов: «Архитектура — это амбиции, любовь и страсть»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: