Целостность речевого перемещения
Всякое перемещение осуществляется практически всем телом. Большие мускулы начинают его, а небольшие — доводят до конца, информируя ему нужную точность. Представьте, как вы пишете. Главное (базисное) перемещение в собственности плечу (части руки между локтем и плечом), тут находится как бы опора для более небольших и правильных перемещений кисти. Постарайтесь писать лишь кистью, дабы другая рука не принимала в этом участия, и вы сходу почувствуете, как это неестественно. В случае, если хорошенько вчувствоваться в процесс письма, возможно понять, что в нем участвует не только плечо, но и мускулы плечевого пояса а также грудной клетки.
Говорим мы кроме этого посредством большого числа мышц, а не одними лишь губами и языком. Мы говорим как бы всем туловищем, находящимся выше диафрагмы (это большая мышца, отделяющая брюшную полость от грудной). Конкретно сокращения диафрагмы создают толчки воздуха, на фоне которых образуется обращение. В производстве речи участвуют мускулы грудной клетки, плечевого пояса, шеи. С их помощью увеличивается и понижается, и улучшается и ослабляется голос, появляются разные методы резонирования. В речи участвуют мимические мускулы лица и, наконец, органы артикуляции, каковые завершают неспециализированную работу. Попытайтесь-ка остановиться совсем без движений и сказать одним ртом (вероятнее, наряду с этим вы кроме того потеряете свойство связно мыслить).
В то время, когда у ребенка не организовано целостное речевое перемещение, у него излишне напрягаются мускулы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), а это мешает обычному формированию его речи (больше всего — произношению).
жестикуляция и Речь
Обращение тесно связана с жестикуляцией, она есть продолжением жеста, как бы «рождается» из него.
Жестикуляция присутствует на всем протяжении речи. Говоря, мы, сами того не подмечая, разнообразными указательными жестами всегда обращаемся к разным точкам пространства. Попытайтесь представить, где находится «в далеком прошлом». В то время, когда вы рассказываете: Это было в далеком прошлом — вы внутренним перемещением, которое возможно чуть заметно со стороны, качаете головой назад, как бы обращаясь к той точке пространства, где находится для вас это «в далеком прошлом». А сейчас сообщите: Это было сравнительно не так давно. Голова сама собой легко наклоняется чуть назад и набок, как бы соотносясь с тем пространством, которое находится сходу за спиной либо где-то рядышком — сбоку. А где находится «будущее»? (Легкий кивок головой вперед, не правда ли?)
Человек, вольно и раскованно жестикулирующий, в любой момент легче общается, стремительнее находит необходимые слова, его обращение звучит вольно, конечно и убедительно, он кроме этого хорошо владеет аудиторией, в отличие от человека «замороженного». У последнего обращение будет звучать скованно, без выражения а также, возможно, слишком мало звучно и внятно, ему будет тяжелее выступать перед людьми и высказывать собственные мысли. Исходя из этого с раннего детства у ребенка необходимо всячески развивать сопровождающую обращение жестикуляцию.
Это следует сделать еще и по второй причине. Потому, что ребенок на данный момент не может высказывать собственную идея словесно, давая ему возможность выразить ее жестом, вы развиваете его навыки и мышление общения.
У ребенка необходимо вырабатывать:
? Направленность к собеседнику и речевую позу.
? Начальную свойство к целостному речевому перемещению.
? Жестикуляцию.
Это следует сделать, пока у ребенка не появилось разнообразных психотерапевтических наслоений, каковые потом будут этому мешать.
Упражнения возможно делать с ребенком начиная приблизительно с шести месяцев. Но оптимальнее ориентироваться на наличие у него двигательных навыков, нужных для их исполнения (умение держать голову, тянуться к предмету, брать предмет в руку, бросать его и т. п.), и на его свойство осознавать суть заданий.
Формирование направленности к собеседнику и речевой позы
Сперва необходимо вырабатывать у ребенка умение направляться к предмету, выполнять по отношению к нему целенаправленные перемещения.
¦ В то время, когда ребенок начинает смотреть за движущимся предметом либо за источником звука, он обязан делать это, поворачиваясь к нему всем корпусом (в то время, когда это уже для него допустимо). Разворачивайте его в сторону предмета. Растолковывайте: Повернись посильнее, тебе так будет лучше видно (слышно).
¦ В то время, когда ребенок тянется к предмету рукой, следите, дабы он тянулся всем корпусом, наклоняйте его (в то время, когда он сидит), рассказываете: Согнись, так легче дотянуться.
¦ Медлено отодвигайте от ребенка предмет все дальше, дабы он был должен наклоняться к нему и тянуться за ним.
¦ Ребенок обязан бросать игрушку (к примеру, мяч), размахиваясь посильней, как это допустимо. Помогайте ему размахнуться всем корпусом.
¦ Пускай ребенок бросает мяч в различных направлениях. Показывайте рукой, куда необходимо кинуть.
¦ Пускай пробует попасть мячом в какой-нибудь предмет, что вы располагаете на различном расстоянии от него. Продемонстрируйте, как необходимо попадать в цель.
Понемногу присоединяйте упражнения, рассчитанные на формирование у ребенка умения без двигательных зажимов и «смущения» направляться к человеку.
¦ Пускай ребенок смотрит за перемещением обращающегося к нему человека, поворачиваясь всем корпусом. Рассказываете: взглянуть на меня {на тетю), повернись ко мне (к тете). Разворачивайте его туловище, дабы продемонстрировать, как это делать. Если он наблюдает исподлобья, с опаской поднимите ему голову за подбородок.
¦ Ребенок обязан бросать игрушку либо мяч, пробуя попасть в играющего с ним взрослого.
¦ Играйтесь в мяч. В то время, когда бросаете мяч ребенку, наклоняйтесь к нему, рассказываете: на. В то время, когда желаете взять мяч обратно, просите: дай (сопровождая просьбу жестом). Перед тем как вы кинете мяч ребенку, он обязан попросить жестом: дай.
¦ Просите ребенка продемонстрировать, где мама, отец, тетя, дядя и т.п. Пускай показывает рукой либо пальцем, поворачиваясь к человеку всем корпусом и глядя прямо на него.
¦ Обучайте ребенка дотрагиваться до другого человека. Пускай продемонстрирует, где у вас рот, рука и т. п. Пускай продемонстрирует, где рот либо рука у кого-нибудь еще.
¦ Пускай ребенок погладит вас по руке, по голове, погладит кого-нибудь другого.
Формирование начальной свойстве к целостному речевому перемещению
Любое перемещение начинается со взора на предмет, с которым будет совершено воздействие (так человек оценивает расстояние до предмета и в мыслях планирует самая точную траекторию перемещения руки по отношению к нему). Исходя из этого постоянно требуйте от ребенка, дабы он вначале взглянуть на предмет, а уже позже забрал его. Сперва показывайте ему игрушку и лишь позже давайте. Так вы отучите его от хаотичных, хаотичных действий.
¦ Попросите ребенка взглянуть на игрушку, поводите ею у него перед глазами, пускай постарается поймать ее рукой, и лишь затем разрешите ему забрать ее. Упражнение возможно назвать: «А ну-ка, забери!»
¦ Положите рядом с ребенком игрушку. Привлеките к ней его внимание — пускай, повернувшись, взглянуть на нее. Позже пускай заберёт ее. После этого продемонстрируйте, в какое место он обязан ее переложить (к примеру, по другую сторону от себя).
¦ Прячьте игрушку на глазах у ребенка (к примеру, под подушку, под одеяло), он обязан дотянуться ее оттуда. Поощряйте его «разыскивать» игрушку «всем телом» — пускай основательно залезает под одеяло, под подушку и т. п.
¦ Делайте необычную «гимнастику». В то время, когда ребенок сидит, сообщите: Упади! Ему необходимо всем туловищем повалиться в постель. Сперва продемонстрируйте, как он обязан падать, повалите его. Позже пускай падает в правую и левую стороны — поворачиваясь всем туловищем на бок. Легко подталкивайте его.
Следующие упражнения необходимо делать, в то время, когда ребенок начнет ползать.
¦ Пускай ползет по направлению к вам и в один момент катит мяч.
¦ Пускай обеими руками толкнет по направлению к вам лежащий на полу мяч. Продемонстрируйте ему, как он обязан совершить перемещение всем корпусом, объясните, что так удар окажется сильней.
¦ Дайте ребенку игрушку и продемонстрируйте, куда он обязан запрятать ее. Ребенку необходимо ползти и прятать игрушку в указанное место.
¦ Запрячьте игрушку тайком от ребенка, он обязан ползать по помещению и искать ее. В то время, когда он ползет в верном направлении, поощряйте его (рассказываете: да-да). В то время, когда он ползет не в том направлении, останавливайте (рассказываете: нет-нет).
¦ Ребенку необходимо повторять ваши перемещения. Рассказываете: Сделай как я! Совершайте максимально размашистые перемещения. Обширно, справа налево, машите рукой (и обеими руками), раскачивайтесь туловищем вперед-назад и вправо-влево, кивайте либо качайте головой вместе с туловищем. В случае, если ребенок будет неправильно повторять перемещения, помогайте ему. Следите, дабы у него трудилось все тело, а не одни лишь мускулы рук либо головы.
¦ Учите ребенка дотягиваться до предмета палочкой, двигать предмет ею.
¦ Пускай ребенок ползет и катит палочкой мячик по направлению к вам.
¦ Поднимитесь позади и окликните его, ему необходимо развернуться к вам всем корпусом.
В то время, когда ребенок начнет находиться, делайте следующие упражнения.
¦ Сперва пускай с размаху садится.
¦ Позже пускай падает вперед вам на руки. Позже — на бок и, наконец, на пояснице. Делать эти упражнения необходимо на мягкой поверхности. На первых порах легко подталкивайте ребенка.
Развитие жестикуляции
¦ Формирование указательного жеста. Задавайте вопросы у ребенка: Продемонстрируй, где Ляля? Где мяч? и т. п. Он обязан продемонстрировать на игрушку рукой. Имеете возможность показывать на предмет его рукой, дабы он осознал, что от него требуется. Пускай показывает на игрушку размашистым перемещением, вытягивая вперед всю руку, а не скромненько — один пальчик.
¦ Для создания утвердительного и отрицательного жестов применяйте упражнения, приведенные в главе: «Развитие понимания речи».
¦ Формирование жеста просьбы. Попросите у ребенка игрушку (к примеру, мяч), дополняя собственную просьбу жестом (сгибая к ладони пальцы). Продемонстрируйте ребенку, что он обязан дать вам игрушку. Повторите пара раз. После этого сообщите: А сейчас ты попроси мяч. Протягивайте ему мяч, но не давайте, пока он не изобразит жест просьбы. Продемонстрируйте ему, как необходимо пригибать пальцы к ладони.
¦ Формирование жеста прощания. В то время, когда уходят гости, просите ребенка сообщить им «до свиданья» — машите рукой вместе с ним. Имеете возможность играться с ним — вы выходите за дверь, а он вам машет ручкой. Наряду с этим непременно просите его сообщить вам «до свиданья» (а не «помахать ручкой»).
¦ Формирование жеста «иди ко мне». Делайте обеими руками приглашающие жесты и рассказываете: Иди ко мне! Ребенок обязан тянуться к вам на руки.
¦ Рассказываете: Позови меня! Показывайте — как. Пускай ребенок машет вам рукой, делая приглашающие жесты. Для начала изображайте жесты его руками. В будущем он обязан выполнять жест сам, а вы подходите к нему и обнимайте.
Посредством жестов возможно охарактеризовать кое-какие качества предметов, к примеру: громадный — мелкий.
¦ Заберите два мяча — громадной и мелкий. Обнимите руками громадной мяч, сообщите: Это громадный мяч. Заберите в ладони мелкий. Сообщите: Это мелкий мячик. Пускай ребенок попеременно обхватывает руками громадной берет и мяч в ладони мелкий, а вы изображайте руками размер того мяча, что он держит. Затем рассказываете ребенку, какой мяч он обязан забрать (показывая руками размер). После этого отложите мячи подальше и спросите: Продемонстрируй ручками, какой мяч тебе дать — вот таковой либо вот таковой? (показывайте руками величину мяча). Ребенку необходимо изобразить размер. В будущем он обязан показывать, какой мяч желает взять, без вашего предварительного показа. Это же упражнение делайте с другими предметами.
Выражением лица возможно продемонстрировать кое-какие душевные состояния: радостный — грустный.
¦ В то время, когда ребенок смеется, обширно радуйтесь и рассказываете: Ваня смеется, Ваня радостный. Просите его продемонстрировать, какой он радостный: Продемонстрируй, какой Ваня радостный, и радуйтесь сами. В то время, когда ребенок будет не в духе, повторите за ним его выражение лица (свесьте голову, вытяните вперед губы, безрадосно посмотрите). Сообщите: Ваня грустный. В то время, когда он будет шалить, делать что-то не так, изобразите печальный вид, сообщите: Мама огорчилась, мама грустная. В будущем просите ребенка: Продемонстрируй, какой Ваня радостный. Продемонстрируй, какой Ваня грустный.
Правила общения с детьми
? В то время, когда ребенок обращается к вам, постоянно поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. В возрасте до года у ребенка закладываются кое-какие психотерапевтические комплексы, а также ужас перед тактильным (через прикосновение) общением. Исходя из этого с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения. Не применяйте запретительных слов на прикосновения.
? В случае, если ребенок сделал вам больно, сообщите, что вам больно, но не рассказываете «запрещено». В случае, если ребенок пробует обратить на себя внимание, а вам сейчас не до него, хотя бы как-то отзовитесь на его обращение, погладьте по голове, сообщите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет опасаться «направляться» к собеседнику.
? В то время, когда вы что-то информируете ребенку, сопровождайте это жестами — так ему легче осознавать ваши слова, а заодно и запоминать их. К примеру: Я отправилась — и перемещение локтями. Киса побежала — и весьма стремительное перемещение локтями.
? В раннем возрасте перемещение доставляет ребенку громадное наслаждение, поскольку это единственное, что он в действительности может, исходя из этого с перемещением нужно совмещать по большому счету всю обращение.
? В любой момент сперва предлагайте ребенку взглянуть на предмет, а уже позже что-то с ним сделать (так планируется и «выстраивается» будущее воздействие). Данный подход будет мешать формированию у ребенка привычки как попало, разболтанными, хаотическими перемещениями хвататься за предметы.
? В случае, если ребенок наблюдает на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его речи. Так как при таком положении головы он будет пробовать и говорить, а это есть «неречевой позой», другими словами позой, несовместимой с речью. При опущенной голове органы артикуляции занимают заведомо неправильные положения — язык тяжелеет и упирается в зубы либо высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а подвижность нижней челюсти ограничивается. При таких размещениях органов речи ребенок ни при каких обстоятельствах не освоит верного произношения звуков, помимо этого, рискует начать заикаться. Так что, в случае, если увидите у ребенка взор исподлобья, предлагайте ему наблюдать на человека прямо (с опаской приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте ему, как он наблюдает (в шутливой форме), и, как необходимо наблюдать.
? В случае, если у ребенка имеется реакции «отшатывания» от людей, необходимо попытаться весьма мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не нужно поворачивать его насильно — это позовёт лишь слезы и испуг. Сыграйте на его любопытстве. Пускай человек у него за спиной погремит игрушкой, возможно радостно посмеяться, пошутить — это может вынудить ребенка обернуться. В случае, если ребенок отказывается от контактов с людьми, не торопитесь выносить его из помещения. Пускай сидит у вас на руках, кроме того уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная любознательность начнет побеждать , он будет отрываться от вашего плеча и посматривать на гостей. Ни за что не обращайте на это внимания, в противном случае ребенок опять начнет капризничать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ребенку не требуется намерено завлекать внимание окружающих (но в случае, если кто-то случайно обратил на него внимание, заговорил с ним, не торопитесь его «выручать» — это укрепит в ребенке чувство опасности). По окончании того как он прекратит отворачиваться от какого-либо человека, возможно предпринять шаги к их предстоящему сближению. Попросите ребенка что-то дать тете либо дяде, забрать что-нибудь у них из рук и т. п.
? Не запрещайте ребенку применять на людях указательные жесты, считающиеся «невежливыми». Этим вы затормозите его свойство «направляться» к человеку, нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. В то время, когда ребенок станет старше (по окончании трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.
? Ни при каких обстоятельствах не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он мгновенно это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из окружающих не требует от вашего годовалого ребенка светских манер и идеального поведения.
Голос, подвижность органов и речевой выдох речи
Крайне важно, дабы у ребенка как возможно раньше сформировались речевой выдох и правильный голос. Это связано с тем, что изначально они у него нарушены.
Голос появляется из крика — бурного эмоционального проявления, потребности заявить о себе. Потом из данной же эмоциональной потребности выразиться у ребенка формируется обращение. Эмоциональное напряжение приводит к мышц грудной клетки, шеи и плеч, а это, со своей стороны, — нарушение голоса (он делается выше, чем необходимо) и речевого выдоха (воздушное пространство частично уходит в шнобель). Формирование речи на фоне нарушенного речевого выдоха и голоса может вызвать у ребенка заикание и практически в любое время ведет к недостаткам произношения звуков.
Делать предстоящие упражнения возможно приблизительно по окончании шести — семи месяцев, в то время, когда ребенок будет лепетать и сможет повторять за вами слоги и звуки. Быть может, к этим занятиям нужно будет приступить позднее — в то время, когда ребенку исполнится год (либо чуть больше). Для определения сроков начала занятий ориентируйтесь на свойство ребенка осознавать суть заданий.
Формирование голоса
¦ Продемонстрируйте медведя и игрушечную мышь. Сообщите: Мышь говорит узким голосом — ПИ-ПИ-ПИ. Пускай ребенок повторит, как пищит мышь (не обязательно, дабы вышло правильное звукоподражание, основное, дабы голос был узким). После этого сообщите: А Миша говорит низким голосом — БУ-БУ-БУ. Ребенку необходимо повторить, как говорит медведь. Позже показывайте игрушки поочередно, ребенок обязан подражать их голосу. В будущем сообщите ему, дабы он постоянно говорил, как медведь (в силу того, что Миша — сильный, храбрый, хороший и т. МП.). В то время, когда услышите, что ребенок говорит высоким голосом, напоминайте, что он пищит, как мышь. Для мыши придумайте какое-нибудь имя, поскольку слова Миша и мышь весьма близки по звучанию и ребенок будет их путать.
¦ Поставьте перед ребенком две однообразные игрушки различного размера. Выбирайте игрушки, изображающие зверей, «речи» которых легко подражать, — это значит, что звукоподражания должны быть несложными и включать в себя лишь гласные согласные и звуки, метод произношения которых отлично виден со стороны: [М], [Б], [Н], |Д], [В], [Т], [П] (к примеру: кукла говорит — А-А-А, кошка — МЯУ, коза — МЕ-Е-Е, овца — БЕ-Е-Е, собака — АВ). Возможно применять и другие игрушки (к примеру: самолет — У-У-У, машина — БИ-БИ, дудочка — ДУ-ДУ, колокольчик — ДИНЬ, поезд — ТУ-ТУ, барабан — БУМ). Для начала продемонстрируйте ребенку мелкую корову, изобразите, как она мычит: МУ-МУ-МУ. Мычите обычным по высоте голосом. Пускай ребенок повторит. Продемонстрируйте громадную корову, сообщите, что она мычит низким голосом, продемонстрируйте — как. Ребенок обязан повторить. После этого показывайте сперва одну, позже другую корову, а он пускай попеременно мычит голосом повыше и пониже. Имейте в виду, от ребенка не нужно получать большого голоса, а лишь обычного и низкого.
¦ Пускай ребенок повторяет за вами гласные звуки различной громкости (звуки произносите низким голосом, но не неестественным басом). Усиливая голос, ребенок не должен его повышать. Первое время произносите звуки с ним совместно. Для упражнения применяйте игрушки различной величины: мелкие (устами ребенка) будут издавать негромкий звук, громадные — громкий.
Формирование речевого выдоха
При исполнении упражнений следите, дабы ребенок не напрягался, не дул приложив все возможные усилия. Необходимо дуть медлено, но длительно. Показывайте, как это делать.
¦ В то время, когда ребенок начинает двигаться, он падает и ушибается. В случае, если это случилось, дуйте ему на ушибленное место, пускай дует вместе с вами, сообщите, что будет не так больно.
¦ Если вы помазали ему йодом царапину, дуйте вместе с ним на ранку.
¦ Пускай ребенок дует в дудочку.
¦ В то время, когда вы купаете его, пускай дует на воду, создавая «волны».
¦ Пускай дует на ватку, пробуя загнать ее, к примеру, вам в ладонь.
¦ Пускай ребенок надует щеки, как воздушный шар (продемонстрируйте — как). Имеете возможность зажимать пальцами ему губы, дабы воздушное пространство не выходил раньше времени. Позже тихо хлопните его по щекам, дабы воздушный шар «лопнул».
Развитие подвижности органов речи
¦ За вами ребенок обязан улыбнуться, позже вытянуть губы в трубочку.
¦ Пускай обширно откроет рот, позже закроет его.
¦ Ребенок обязан высовывать язык изо рта и прятать его обратно.
¦ Пускай ребенок «пошлепает» губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Продемонстрируйте ему, как это сделать.
¦ В случае, если упражнения у ребенка не получаются, помогайте ему руками.
Правила общения с детьми
? Рассказываете с ребенком спокойным низким голосом, не копируйте его нарушенный, задавленный «детский» голос. Поощряйте его копировать низкие звуки.
? В то время, когда повторяете за ним, повторяйте пониже.
? Не разрешайте ребенку сказать сразу после того, как он плакал. Он будет сказать на нарушенном дыхании и голосе. Запрещайте ребенку сказать, в то время, когда он плачет, тем более плачет истерически, из каприза: Вот сперва прекрати плакать, а позже сообщишь, что желаешь, а на данный момент я слушать не буду.
? В то время, когда ребенок «гудит» низким голосом либо дует на ватку, следите, дабы он не прижимал к груди подбородок, эта поза «зажимает» голос и нарушает речевой выдох. Приподнимайте ему голову за подбородок.
? В то время, когда ребенок высоко, визгливо смеется к тому же и пробует сейчас что-то сообщить, просите его смеяться, как мишка, низким голосом, показывайте — как.
? Существуют различные точки зрения по поводу пользы для детей долгого грудного вскармливания. Вы, само собой разумеется, имеете возможность кормить ребенка грудью какое количество угодно (в случае, если вычисляете это верным), но лишь в том случае, если его обращение начинается вовремя. В случае, если же ребенок не говорит, его необходимо одновременно с отлучить от груди (в год либо чуть позднее). Долгое грудное вскармливание (особенно нередкое) отрицательно отражается на развитии речевых органов детей, поскольку они приучаются выполнять одинаковые стереотипные перемещения.
? Ребенка полезно прикармливать из ложки (по возрасту), учить выпивать из чашки. В этих обстоятельствах его органы речи вынуждены выполнять разнообразные и разноплановые перемещения, что усиливает их подвижность.
? Ни при каких обстоятельствах не давайте ребенку «пустышку». Неизменно зажатая во рту соска мешает формированию обычного прикуса, а у ребенка с нарушенным прикусом в административном порядке будут появляться недостатки произношения звуков. Помимо этого, «пустышка» (с нескончаемыми сосательными перемещениями, каковые она вызывает) мешает формированию подвижности органов речи, тормозит речевое развитие ребенка и отрицательно отражается на его неспециализированном развитии.
Обращение ребенка по окончании года до трех лет
При нормально протекающем речевом развитии к началу второго года судьбы ребенок обязан достаточно отлично осознавать обращение, которая касается привычных ему вещей и не выходит за рамки повседневной обстановке. Он обязан мочь продемонстрировать и дать вам предмет либо игрушку, выполнить простое воздействие (подняться, лечь, сесть, пойти и т.п.). Он обязан осознавать значение довольно часто повторяющихся фраз (Пошли кушать. Идем гулять. Будем играться. Иди ко мне и т. п.).
В плане собственной речи у ребенка должны показаться кое-какие слова (хотя бы пара: мама, отец, тетя, дядя, баба и т.п., заглавия любимых игрушек). Он обязан мочь отвечать: да и нет, и обладать хотя бы двумя глаголами: дай и на (на — это, очевидно, не глагол, но это слово делает глагольную функцию). Слова ребенок может произносить весьма несовершенно, жёсткие звуки заменять мягкими парами (к примеру: вместо дай — дяй, вместо на — ня и т. п.).
Но не все дети одновременно с достигают надлежащего уровня речевого развития. Довольно часто приходится замечать, что первые слова у ребенка появляются в полтора, в противном случае и в два года. Соответственно этому запаздывает и целый предстоящий движение речевого развития. Но к трем — трем с половиной годам ребенок обязан нагнать потерянное. В случае, если к этому времени его обращение не достигнет обычных показателей (черта речи трехлетних детей дается в следующем разделе), возможно вполне возможно сказать о наличии у него неспециализированного недоразвития речи, либо алалии (о том, как заниматься с этими детьми, описывается в последнем разделе книги).
Но бывают случаи, в то время, когда обращение у ребенка неожиданно появляется приблизительно в три года, причем он сходу начинает сказать полной, развернутой, грамотно оформленной фразой. Познание речи у таких детей сначала не редкость организовано абсолютно. Таковой тип развития видится фактически у одних лишь мальчиков и считается вариантом нормы.
Обрисовывая предстоящее формирование речевых навыков мы намеренно не выделяем те либо иные возрастные периоды (от года — до полутора, от полутора — до двух и т.д.). Это связано с неравномерностью речевого развития у детей. Так как другой двухлетний ребенок может сказать, как годовалый, а трехлетний — как двухлетний. Исходя из этого, занимаясь с ребенком, ориентируйтесь не на его возраст, а на наличное состояние его речи.
В случае, если ребенок остаётся на стадии лепета, трудитесь с ним, как это предлагалось в материале прошлых глав. В один момент формируйте у него пассивный словарь (другими словами познание речи), потому, что пассивный запас слов есть базой для происхождения внешней активной речи.
Развитие понимания речи
Трудиться над пониманием речи необходимо в двух направлениях:
? Нужно пополнить словарь ребенка.
? Необходимо научить его как возможно лучше осознавать фразовую обращение.
Пассивный словарь
Пассивный запас слов — это те слова, значение которых ребенок устойчиво осознаёт независимо от конкретной обстановки либо контекста общения.
В случае, если раньше вы развивали у ребенка познание речи в целом, то сейчас необходимо заняться целенаправленным наращиванием у него полноценного пассивного словаря, включающего все главные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и т. п.
Перед тем как приступить к данной работе, выясните, какие конкретно слова ребенок уже осознаёт (дабы лишний раз не повторяться на протяжении занятий).
? Дабы выяснить, какие конкретно имена существительные знает ребенок, задавайте вопросы у него про привычный предмет, находящийся в поле его зрения: Где Ляля? Где стол? (либо: Дай кису. Дай мячик). Ребенок обязан обнаружить необходимый предмет. Необходимое условие: сами не смотрите на данный предмет и никаким образом не давайте ребенку осознать, про что вы у него задаёте вопросы.
? Для выяснения глаголов, суть которых ребенок осознаёт, просите его выполнять соответствующие действия: иди, сядь, ляг. Продемонстрируй, как Ваня кушает, как Ваня спит и т. п. Избегайте жестов, каковые смогут оказать помощь ребенку предугадать, какое воздействие вы имеете в виду.
? Знает ли ребенок какие-нибудь имена прилагательные, возможно намерено не выяснять; если он и осознаёт значения некоторых прилагательных, то этих слов весьма мало (к примеру: громадный — мелкий, и, пожалуй, все).
Очевидно, на занятиях вы не сможете охватить целый громадный словарь русского. Таковой цели и нет. Занятия должны дать ребенку лишь толчок для развития понимания слов в определенных направлениях (по частям речи), как бы создать те «стержни», на каковые потом будет «нанизываться» новая лексика.
Слова-предметы
Вводить существительные в словарь ребенка лучше смысловыми блоками (игрушки, посуда, мебель и т. п.). Тогда, заодно с пониманием значения конкретных слов, у него формируются еще и обобщающие понятия, что очень полезно для развития мышления. Первым делом знакомьте ребенка со словами, обозначающими предметы ближайшего окружения.
¦ Применяйте для создания словаря любую повседневную обстановку. За обедом выставите на стол сходу пара предметов посуды (тарелку, ложку, чашку). Сообщите: Это — посуда, из нее Ваня будет кушать. Назовите любой предмет. Наливая суп, объясните, что наливаете его в тарелку. Давая ребенку ложку, сообщите, что это ложка, и т. п. В будущем, перед тем как налить суп, просите ребенка пододвинуть к вам тарелку, рассказываете, дабы он забрал ложку, чашку и т.п. Подобным образом действуйте, в то время, когда одеваете ребенка. Сперва разложите всю одежду, которую планируете на него надеть. Сообщите: Это — одежда, на данный момент мы оденем Ваню. Именуйте любой предмет. В будущем просите ребенка подавать вам одежду.
¦ Играйтесь в игру: «Отыщи игрушку». Разложите на известный местах игрушки. Сообщите: Я запрятала игрушки, а ты их ищи. Я буду именовать игрушку, а ты — давать ее мне. В случае, если ребенок приносит не ту игрушку, рассказываете, что это не та, которую вы желали, именуйте ее и просите отнести на прошлое место. Через маленькое время предлагайте ребенку дать вам конкретно эту игрушку, которую вы сравнительно не так давно назвали.
¦ В эту же игру играйтесь с предметами мебели. Сообщите ребенку, что ему необходимо обнаружить мебель. Мебель — это то, что стоит в помещении, на чем люди сидят, лежат, за чем они едят. После этого просите его подойти к столу, стулу, дивану и т. п.