¦ Скажите звук [А], позже — [Э]. Пускай ребенок повторит. Продемонстрируйте, как на звук [Э] расположить губы: мало оттяните их в стороны. Включите звук [Э] в прошлое упражнение.
¦ Вычерчивайте на листе бумаги форму рта, которую тот принимает при произнесении гласных звуков. Произносите соответствующие звуки и обводите себе губы пальцами, дабы ребенок осознал, что вы «рисуете» конкретно звуки.
(А) — рисуйте громадной круг.
[Э] — эллипс.
[О] — маленький кружок.
[У] — совсем мелкий кружок, практически точку.
(И)— рисуйте две сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям.
(Ы) — две параллельные горизонтальные линии, идущие на некоем расстоянии друг от друга и смыкающиеся по краям.
¦ Вы рисуете «изображение» звука, ребенок именует его.
¦ Пускай ребенок беззвучно «показывает» звук ртом, а вы произносите
¦ его. Объясните задание через ассистента.
¦ Ребенок может «рисовать» звук, а вы — произносить. Допускайте «неточности», дабы он исправлял вас.
¦ Пускай ребенок закрывает глаза, в то время, когда вы произносите гласные звуки. После этого он обязан показывать на рисунке их «изображения» и повторять звуки за вами.
Уточнение произношения несложных по артикуляции согласных звуков
Повторите звуки, различающиеся по показателю звонкости — глухости: [Д-Т], [Б-П], [Г-К].
¦ Весьма звонко скажите звук (Б), пускай ребенок повторит за вами. Сообщите: Я говорю звучно — Б! Слово «звучно» скажите звучно, дабы ребенок осознал его суть. После этого сообщите: А сейчас я говорю негромко — Г. Пускай ребенок повторит. Звук [П| выговаривайте шепотом. Слово «негромко» произносите еле слышно, дабы ребенок осознал, что оно обозначает.
Для объяснения отличия между «звучно» и «негромко» имеете возможность соответствующим образом стучать по столу и комментировать: Я стучу — СТУК-СТУК — звучно (негромко). После этого попросите ребенка: Стучи — СТУК-С’ТУК — звучно (негромко).
¦ Предложите ребенку: Скажи звучно — Б! А позже негромко — П, Б-П, Б-П, Б-П. Ребенку необходимо попеременно повторять оба звука. Заберите красные флажки, благодаря которым вы обучались различать звуки. Скажите звук [Б] и взмахните флажком. После этого сообщите шепотом [П], не поднимая флажка. Дальше произносите последовательность из звуков [П] и (Б) ([Б-Б-П-Б-П-П-Б-П]). На любой звук [Б] поднимайте флажок. Сообщите: Я показываю флажком — Б. Сейчас ты. Повторите звуковой последовательность. Ребенок обязан взмахивать флажком на любой звук [Б].
¦ Сообщите: Сейчас я показываю флажком — П. Произносите звуковой последовательность и махайте флажком. Это же строение необходимо выполнить ребенку.
¦ Подобные упражнения делайте со звуками [Д-Т] и [Г-К].
В случае, если ребенок слишком мало внятно выговаривает звуки ([Д-Т], [Г-К], [Б-П]), необходимо улучшить их произношение.
Положите ему на язык кусочек плотной бумаги (обрывок фантика от конфеты) и сообщите: Выплюнь его. Продемонстрируйте, как это сделать. Выплевывайте фантик на ладонь с характерным звуком: ТФУ ([Ф] лишь легко проскальзывает). Пускай ребенок повторит пара раз. Рассказываете: Плюнь фантик. Он обязан попадать им себе в ладонь.
После этого сообщите: Плюнь звуком Т на ладошку. Пускай ребенок повторит это перемещение за вами. При произнесении звука [Т] возможно легко высовывать язык между зубами. Подставьте к собственному рту руку ребенка (как при произнесении гласных звуков) и быстро, как бы «выплевывая» звук, скажите [Т]. На ладони у него почувствуется перемещение воздуха. Сообщите: Вот куда упал Т — БУМ. Ткните ему пальцем в ладонь. После этого ребенку необходимо совершенно верно так же «выплевывать» себе на ладонь звук [Т].
Произношение звука [Д] усовершенствуйте таким же образом, лишь звук произносите звонко, с голосом.
В то время, когда станете показывать, как «выплюнуть» звуки [П] и |Б|, помогайте себе перемещением головой (вперед, по направлению к ладони). Ребенок пускай повторяет за вами. На первых порах имеете возможность «приклеивать» ему к губам фантик.
В случае, если ребенок невнятно выговаривает звуки [К] и [Г|, их произношение ему нужно будет ставить заново.
Для постановки звука не| необходимо многократно произносить звук [Т] ([Т-Т-Т]). Сейчас вы надавливаете шпателем на кончик языка ребенка и понемногу отодвигаете вглубь рта. Сперва послышится мягкий звук [Т’|, позже —мягкий [К’] (оба звука будут слишком мало четкими). В то время, когда услышите звук [К], остановите шпатель. Сообщите ребенку: Ты сообщил К Пускай он произносит звук, а вы отстраняйте шпатель. В случае, если звук будет изменяться, опять надавливайте на язык. Имеете возможность произносить звук совместно. После этого откройте обширно рот и продемонстрируйте ребенку, как вы выговариваете звук [К]. Затем пускай сам «загоняет» язык поглубже в горло и повторяет звук [К] за вами. Совершенно верно так же посредством шпателя поставьте [Г], оттолкнувшись от звука [Д].
¦ Скажите звук (В). Пускай ребенок повторит его. После этого скажите его шепотом, без голоса, дабы оказался |Ф]. Сообщите: Скажи негромко — Ф. Пускай ребенок повторит за вами звук [Ф].
¦ Со звуками [В-Ф] делайте обрисованные упражнения.
В случае, если ребенок невнятно выговаривает звуки [В] и [Ф], улучшить их произношение весьма легко. Пускай не очень сильно прикусывает себе верхними резцами нижнюю губу и выдувает изо рта на ладонь воздушное пространство.
Вам осталось отработать простые по артикуляции согласные звуки: (Х), [М] и [Н].
¦ Звуки (Х) и (К)| весьма похожи, исходя из этого делайте с ними упражнения, каковые вы делали для различения звуков по показателю звонкости — глухости. Ребенок обязан отличать |Х] от |К], взмахивая флажком.
В случае, если ребенок невнятно выговаривает звук [X] (он может получаться как несложный выдох), необходимо усовершенствовать его произношение. Вероятнее, ребенок через чур обширно открывает рот. Попросите его тащить [X] и сейчас шпателем продвигайте язык вглубь рта. В случае, если звук |Х] не делается от этого более вразумительным, пускай ребенок прикроет рот (зажмет зубами шпатель) и тянет (Х). После этого просите его «смеяться»: ХА-ХА-ХА (придерживая шпателем язык, зубы разжимать не требуется). Позже пускай «смеется» самостоятельно: ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО, ХУ-ХУ-ХУ. Произношение звуков [М| и [Н] уточните по подражанию. Показывайте ребенку артикуляцию, ему необходимо копировать ее и произносить звуки, дабы они «падали» на ладонь (БУМ). На ладони обязан ощущаться выдох.
Постановка приблизительного произношения сложных по артикуляции согласных звуков
Звуки [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р] и [Й] вправду сложно произносятся, исходя из этого вам вряд ли сходу удастся организовать у ребенка их полноценное произношение.
Дети с сенсорной алалией еще не хорошо знают словесные руководства, а опираться на несложный показ при постановке перечисленных звуков может оказаться недостаточным. Дети с моторной алалией не столь отлично руководят собственными органами речи. Дети с сенсомоторной алалией испытывают и те и другие трудности.
Поэтому необходимо организовать у ребенка приблизительное произношение сложных по артикуляции звуков, дабы он хотя бы как-то смог произносить с этими звуками слова. В то время, когда он станет лучше осознавать обращение и обладать своим артикуляционным аппаратом, произношение сложных звуков нужно будет доработать (поставить их нормативное произношение). Но, какие-то звуки смогут оказаться и сходу.
Звук [С]
¦ Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Продемонстрируйте, как у вас расположен язык. Широкий кончик языка прислоните к нижним резцам и подуйте на ладонь ребенку, дабы он почувствовал выходящую изо рта струйку воздуха. Пускай повторит за вами. Может оказаться несложный звук выдоха либо неясный свистящий звук.
¦ Положите себе на ладонь кусочек ватки и продемонстрируйте, как сдувать ее Свистите, как комар, и цельтесь в ватку выдохом. Пускай ребенок повторяет за вами. В следствии по средней линии языка у него будет образовываться желобок, нужный для произнесения звука (С) Сообщите: Комарик — С-С-С — сдувает ватку. В то время, когда ребенок будет сдувать ватку, послышится свистящий звук. Допустимо кроме того, окажется полноценный звук [С].
¦ В случае, если этого не случится, пока ребенок будет выдувать изо рта воздушное пространство, положите ему по средней линии языка зубочистку и легко прижмите ею язык (формируя желобок). Сообщите: Свисти, как комарик. Выйдет полноценный либо практически полноценный звук [С]. Для уточнения произношения необходимо посильней улыбнуться губами (язык от этого во рту дополнительно расплющится).
¦ До тех пор пока ребенок свистит, убирайте зубочистку, ставьте ее обратно, произносите звук вместе с ребенком. Рассказываете: Так свистит комар. Пускай ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ и т.не.), повторяя их за вами. Первое время это возможно делать, не извлекая зубочистки изо рта.
¦ После этого звук необходимо произносить без зубочистки. Полностью совершенно верно? произношения получать не требуется.
Звук [3]
¦ Звук [3] формируется от [С], поскольку отличается от него лишь наличием голоса. Скажите звук [С] весьма негромко, шепотом. Сообщите: Комар свистит негромко (слово «негромко» должно звучать еле слышно, возможно тихо постучать пальцами по столу, напоминая ребенку, что тага негромкий звук). После этого «свистите» звонко, практически произнося звук (З). Рассказываете: Комар свистит звучно. Ребенок обязан повторять за вами оба звука.
¦ Пускай повторяет за вами слоги: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ и т.д. Растолковывайте: Комар сперва говорит негромко, позже — звучно.
¦ В будущем ребенку необходимо повторять за вами то звук |С|, то звук (З) Звук [Ц]
Звук [Ц]
¦ Звук [Ц] появляется в следствии слитного произнесения звуков (Т ) и [ТС].
¦ Пускай ребенок повторяет за вами звукосочетание [ТС]. Рассказываете: Стремительнее! Стремительнее! Показывайте, как это делать. Понемногу у ребенка выйдет звук [Ц].
Звук [ Ш]
¦ Ребенку необходимо посвистеть, как комар. Сверните многократно плотную полосу бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните и наверх. До тех пор пока ребенок будет тащить: С-С-С, подцепите вашим самодельным «инструментом» снизу кончик его языка и поднимите за верхние зубы. Полосу бумаги подкладывайте под язык вогнутой стороной вниз (как ложечку). Язык будет прилипать к ней, края — мало заворачиваться наверх.
До тех пор пока вы манипулируете с языком ребенка, он обязан тянуть : С-С-С. Произносите с ним совместно. В то время, когда язык ребенка окажется за верхними зубами, будет кроме этого слышаться звук [С] (пара искаженный). Сообщите: Тут также может свистеть комарик. Поднимите личный язык за верхние зубы и протяните: С-С-С. Продемонстрируйте ребенку, как вы свистите. Предварительно потренируйтесь.
¦ Пускай ребенок свистит, располагая язык за верхними зубами. Помогайте ему свернутой бумажкой. Поддерживайте ею самый кончик языка, от этого свист будет получаться более узким и правильным. Нужно, дабы в этом положении у ребенка получался полноценный либо практически полноценный [С].
¦ В то время, когда вы добьетесь аналогичного звука, продвиньте кончик языка ребенка вглубь рта — к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Скажите верный [Ш], напомните ребенку, что так шипит змея (продемонстрируйте картину).
¦ Отодвигайте бумажную полосу от языка ребенка и поднимайте ее снова. Он обязан обучиться удерживать язык в нужном положении. В то время, когда это окажется, надавите ему пальцами на щеки и выдвиньте вперед губы «рупором». Наряду с этим вы прижмете щеки ребенка к коренным зубам. В следствии обязан послышаться достаточно отчетливый шипящий звук. Более правильного произнесения звука [Ш] на этом этапе добиться тяжело.
¦ В будущем пускай ребенок произносит за вами слоги: ША, ШУи т.д.
Звук [Ж]
¦ Звук |Ж] отличается от [Ш] наличием голоса. Ставить его произношение необходимо, отталкиваясь от звука [Ш], так же, как вы формировали произношение звука [3], опираясь на [С]. Сообщите ребенку, что негромко шипит змея, а звучно жужжит жук.
Звук [Ч]
¦ Пускай ребенок многократно повторяет за вами звукосочетание [ТИ]: [ТИ-ТИ-ТИ]. Сообщите, что так «говорит» птичка (продемонстрируйте картину). До тех пор пока ребенок будет повторять эти слоги, прижмите ему пальцами щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед «рупором» губы (как при постановке звука [Ш]). Послышатся слоги: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Звук |Ч] может звучать слишком мало внятно.
¦ После этого пускай ребенок за вами повторяет слоги: ЧА, ЧУ и т.д. Придерживайте ему щеки пальцами.
¦ В будущем ребенку необходимо повторять изолированный звук (Ч). Отпускайте его щеки, прижимайте снова, пока он не обучится произносить звук самостоятельно. Объясните, что [Ч] — это «негромко». Прислоните вертикально к губам указательный палец и длительно скажите: Ч-Ч-Ч — это негромко (тихо постучите по столу). Пускай ребенок повторит. Опять прокомментируйте его звук: негромко.
Звук [Щ]
¦ В случае, если сказать длительно звук [Ч], по окончании него вторым звуком послышится [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ].
¦ Прислоните к губам указательный палец и негромко сообщите ребенку: ЧШ- Щ-Щ — негромко. Пускай ребенок повторит за вами. Для уточнения произношения прижмите ему щеки к коренным зубам.
¦ Тяните звукосочетание [ЧЩ], делая маленькие паузы между звуками [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ-Щ] (прислоняйте палец к губам, заговорщически подмигивайте, рассказываете: негромко, негромко — ЧЩ-Щ-Щ). Ребенок обязан повторять за вами. Произносите вместе с ним, паузы медлено удлиняйте, дабы по окончании [Ч] слышались практически изолированные звуки [Щ]. В случае, если звук [Щ] будет выходить слишком мало внятно, прижимайте ребенку щеки к коренным зубам.
¦ Сообщите ребенку, что Щ-Щ-Щ — весьма негромко «говорит» ящерка (продемонстрируйте соответствующую картину). Затем пускай произносит за вами звук [Щ] и слоги с этим звуком: ЩИ, ЩА и т.д.
Звук [Л]
¦ Сообщите: Я пою — АЛА-ЛА-ЛА. В то время, когда произносите звук [Л], высовывайте кончик языка между зубами. Выпевайте так разные мелодии, дабы ребенок осознал, что это конкретно пение. На звук [А пошире открывайте рот.
¦ Предложите петь совместно. Вместо звука [Л] у ребенка может выходить [Н] (так как эти звуки произносятся фактически одинаково). В этом случае посильней высовывайте изо рта язык (ребенок обязан делать кроме этого) и пойте «». Пускай ребенок подставит ко рту ладонь, дабы ощущать на ней сильную, тёплую струю воздуха. Предварительно «продемонстрируйте» ему эту струю, «выдувая» ему на ладонь: ЛА.
¦ В то время, когда у ребенка послышится более-менее вразумительный [Л], пускай медлено убирает язык за зубы (продолжая «петь»: ЛА-ЛА-ЛА). Язык обязан мало показываться в щель между зубами. Необходимо дуть «» на ладонь.
¦ После этого «пойте»: ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ и т. д.
¦ В конце ребенок обязан повторять за вами изолированный звук [Л].
Звук [Й]
¦ Пускай ребенок тянет звук (И), вы сейчас весьма медлительно продвигайте шпателем ему язык вглубь рта. В какой-то момент послышится [Й| (возможно, не совсем правильный). Произносите его вместе с ребенком. Отодвигайте шпатель от его языка, опять прижимайте его, дабы ребенок обучался произносить звук самостоятельно.
¦ В то время, когда звук окажется, пускай ребенок повторяет за вами слоги: [ЙА] [ЙУ] и т.д.
Звук [Р]
¦ Ребенок обязан открыть рот и произносить, прикасаясь кончиком языка к альвеолам, серию звуков [Д]: [Д-Д-Д|. Сообщите: скажи — Д-Д-Д — и стучи — СТУК-СТУК — языком вот в это место (продемонстрируйте
¦ пальцем у него во рту, куда необходимо «стучать»). В то время, когда он будет произносить [Д], имеете возможность поддерживать ему язык снизу шпателем, дабы тот никуда не отклонялся.
¦ Сообщите ребенку, дабы язык был жёстким.
¦ До тех пор пока ребенок будет сказать: [Д-Д-Д], каким-нибудь предметом с округлым скользким кончиком двигайте у него под языком вправо- влево, задевая снизу язык. Будет слышаться звук [Р]. Сообщите: Так рычит («говорит») тигр (продемонстрируйте картину). Рычите совместно. Напоминайте ребенку, дабы язык был жёстким.
¦ На время отслоняйте от языка ваш «инструмент», вибрация языка будет сберигаться и звук длиться сам собой. В то время, когда он закончится, начинайте заново.
¦ Попросите ребенка продемонстрировать, как рычит тигр. В случае, если у него не окажется, снова делайте прошлые упражнения.
В следствии бессчётных повторов у ребенка может выйти звук [Р]. В случае, если же этого не случится, остановите работу над ним. Он сверхсложный, довольно часто его не редкость тяжело поставить кроме того детям с обычным речевым развитием. К звуку [Р] необходимо возвратиться позднее, в то время, когда ребенок станет лучше осознавать инструкции и начнет сказать.
Постановка мягких пар согласных звуков
Перед формированием произношения мягких звуков необходимо в первую очередь составить у ребенка представление о таких качествах, как мягкость и твёрдость.
¦ Потрогайте стол, сообщите: Жёсткий. Потрогайте диванную подушку, продавите ее, погладьте, сообщите: Мягкая. Пускай ребенок сделает то же самое. Комментируйте его ощущения: Жёсткий, мягкая.
¦ Трогайте вместе с ребенком другие — жёсткие и мягкие — предметы, к примеру игрушки. Рассказываете: Машинка — БИ-БИ — жёсткая. Мишка — БУ-БУ — мягкий. Слово «жёсткий» произносите сухим, обиженным голосом, слово «мягкий» — с наслаждением, ласково и нежно. Погладьте мишку, прижмите его к щеке.
¦ Прижимайте к щеке ребенка разнообразные мягкие предметы, рассказываете: Мягкий. Делайте то же самое с жёсткими, рассказываете: Фу — жёсткий. Имеете возможность стучать по жёстким предметам рукой.
¦ Пускай ребенок находит в помещении мягкие и жёсткие предметы. Задавайте вопросы: Где мягкий ? Где жёсткий ?
¦ Напрягите губы, чуть вытянув их вперед и сжав «гармошкой». Пускай ребенок потрогает их пальцем. Сообщите ему: Фу — жёсткие. Губы жёсткие. После этого расслабьте их. Пускай ребенок помнет их пальцами. Рассказываете: Сейчас — мягкие.
¦ Ребенку необходимо за вами делать губы жёсткими и мягкими, щупать их пальцами. Задавайте вопросы: Жёсткие? Мягкие? Ребенок отвечает: да — либо кивает головой.
Потому, что слова «жёсткий» и «мягкий» сложны для произнесения, а отыскать для них подходящие звукоподражания тяжело, подберите предметы, каковые будут символизировать эти понятия. Показатель мягкости возможно обозначить кусочком ваты, а показатель твердости — деревяшкой. Обратите внимание ребенка на то. что вата — мягкая, а деревяшка — жёсткая. Пускай ребенок сжимает деревяшку и ватку в ладони.
¦ Показывайте мягкие и жёсткие предметы, пускай ребенок ощупывает их. Задавайте вопросы: Мягкий? Жёсткий? Ребенку необходимо продемонстрировать или ватку, или деревяшку. Если он не сможет осознать смысла задания, объясните через ассистента.
¦ Продемонстрируйте ребенку ватку, спросите: Где мягкое? В замешательстве оглядитесь по сторонам. Ему необходимо обнаружить в помещении мягкие предметы. Это же упражнение делайте с деревяшкой.
¦ Легко показывайте ребенку то ватку, то деревяшку (без словесной инструкции), он обязан обнаружить около соответствующие предметы. Весьма твердо скажите звук [М] (сжав губы «гармошкой»). Сообщите: Жёсткий (практически не разжимая сморщенных губ). Пускай ребенок пощупает вам губы пальцами. Продемонстрируйте деревяшку. Расплющите губы и скажите мягкий звук |М’]. Сообщите весьма мягким тоном: Мягкий. Продемонстрируйте ватку. Пускай ребенок пощупает вам губы. После этого произносите то мягкий, то жёсткий звук, пускай ребенок щупает вам губы и показывает или ватку, или деревяшку. В будущем пускай ребенок определяет (показывая посредством деревяшки и ватки), жёсткий либо мягкий звук вы сказали, без ощупывания ваших губ, а просто разглядывая артикуляцию звуков. Артикулируйте утрированно.
¦ Рассказываете ребенку: Сделай жёсткие губы, сделай мягкие губы (показывайте как, предъявляйте ватку и деревяшку). Ребенку необходимо повторять, он может щупать себе губы пальцами.
¦ Ребенок обязан повторять за вами жёсткий и мягкий звук [М]. Рассказываете: Сообщи твердо (показывайте деревяшку), сообщи мягко (показывайте ватку). Ребенок может ощупывать ваши и собственные губы. Пускай ребенок за вами попеременно произносит мягкий и жёсткий звук [М]: (M-M’), [M-M’).
¦ Последние два упражнения делайте со звуками [Б-Б’|, [П-П’] (жёсткими и мягкими).
¦ Необходимо научить ребенка произносить мягкий звук [В’]. Сперва скажите звук [В] твердо, напрягите и наморщите нижнюю губу. Пускай ребенок пощупает ее. После этого скажите звук [В’] мягко, имеете возможность пожевать зубами мягкую нижнюю губу. Пускай ребенок повторит за вами оба звука.
¦ Подобным методом поставьте ребенку звук |Ф’]. В будущем делайте упражнения на различение звуков: (Б-Б’),(П-Н’), (В-В’), [Ф-Ф’] — так же, как со звуками [М-М’] (применяя деревяшку и ватку). Пускай ребенок наблюдает на ваш рот, пробует повторять звуки.
¦ Остальные согласные произносятся посредством языка. Продемонстрируйте ребенку, как сделать его жёстким. Высуньте напряженный, заостренный язык между зубами, пускай ребенок попытается переместить его с места. Не убирая языка в рот, сообщите: Жёсткий (слово выйдет не правильным). После этого положите расслабленный, широкий язык на нижние зубы. Пускай ребенок потрогает его, убедится, что он похож на желе. Сообщите: Мягкий. Наряду с этим не убирайте язык в рот — скажите слово как словно бы бы «мягким» языком.
¦ Рассказываете ребенку: Сделай язык жёстким, сделай мягким (показывайте — как, пускай ребенок щупает его пальцами).
¦ Показывайте деревяшку и ватку, пускай ребенок делает мягкий и жёсткий язык.
¦ Скажите весьма твердо звук [Н]. Рот немного откройте, напряженный язык прислоняйте к верхним резцам. Разрешите ребёнку потрогать его, пускай убедится, что он таковой жёсткий, что его нельзя сдвинуть с места. После этого скажите мягкий [Н’]. Пускай ребенок потрогает ваш язык пальцем, мало сдвигая его вправо-влево.
¦ После этого пускай повторяет за вами жёсткий и мягкий звук, щупает пальцами язык. В случае, если язык не хватит мягким, возможно посредством шпателя либо пальца мало перемещать его из стороны в сторону, так расслабляя его.
¦ Подобными методами поставьте ребенку мягкие звуки [Т’| и [Д’]. Мягкие звуки (К’), [Г’] и (X’) произносятся в глубине рта, исходя из этого оказать помощь ребенку выговаривать их у вас не окажется. Легко рассказываете ему, дабы он делал жёсткий и мягкий язык.
¦ В будущем делайте упражнения на различение жёстких и мягких звуков: [Н-Н’], [Д-Д’], (Т-Т*), [Х-Х’], [К-К’], [Г-Г*], как вы делали это со звуками, произносящимися посредством губ.
У ребенка изначально возможно маленькое смягчение всех согласных звуков. Преодолеть его возможно обрисованными выше методами, поскольку при исполнении этих упражнений он в один момент усваивает произношение как мягких, так и жёстких звуков.
Сейчас ребенка необходимо научить различать жёсткие и мягкие варианты несложных по артикуляции согласных звуков на слух (без опоры на показ артикуляции, как это делалось раньше). Задание может оказаться чересчур сложным — так как мягкие и жёсткие парные звуки через чур похожи по звучанию. Но попытаться возможно.
¦ Произносите мягкие и жёсткие звуки ([М-М’], [Т-Т], [К-К’], [Г’-Г], [Д’-Д] и т.д.), дабы ребенок не видел вашего рта. На мягкий звук он обязан показывать ватку, на жёсткий — деревяшку. Задание возможно растолковать через ассистента.
¦ С мягкими и жёсткими согласными звуками ребенок обязан произносить слоги, повторяя за вами. Слоги необходимо произносить следующим образом: БА-БЯ, БИ-БЫ, МУ-МЮ, ДЫ-ДИ, ХЕ-ХЭ и т. п.
Мягкие варианты произнесения сложных по артикуляции согласных звуков формируйте у ребенка совершенно верно так же.
Закрепление произношения звуков
Вы организовали у ребенка произношение всех (либо практически всех) звуков русского (кое-какие он выговаривает неточно). Сейчас необходимо максимально задействовать их в речи ребенка, дабы он не забыл, как они произносятся. В один момент вы станете пополнять его словарь.
Для закрепления звуков применяйте звукоподражания (и те, каковые уже имеется у ребенка, и новые), формируйте у него произношение весьма несложных по звуковому составу слои, сперва из одного слога (согласный звук + гласный + согласный): дом, сад, позже из двух открытых слогов (согласный звук + гласный): лапа, нога.
слова и Звукоподражания должны включать в себя и мягкие варианты произнесения звуков (няня, лиса и т.д.).
¦ Показывайте картины с изображениями животных, которых возможно назвать звукоподражаниями, складывающимися из одного звука. Ребенку необходимо произносить соответствующий звук. Если он забыл, как он именовал какое-нибудь животное, напоминайте ему. Подберите подходящие звукоподражания и для тех звуков, каковые ребенок раньше никак не произносил (к примеру, [3], |Ч] и т.д.). Пара раз именуйте звукоподражанием изображенное на картине животное (либо предмет). Тренируйте произношение в основном сложных по артикуляции согласных звуков.
Примерные звукоподражания: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Комар свистит: С-С-С. Тигр рычит: Р-Р-Р. Змея шипит: Ш-Ш-Ш. Ежик фыркает: Ф-Ф-Ф. Пароход гудит: на данный момент-Л-Л. Муха жужжит: 3-3-3. Ящерка шипит: Щ-Щ-Щ. Чайник кипит: Ч-Ч-Ч. Заяц дрожит: Й-Й-Й. Кузнечик цыкает: Ц-Ц-Ц.
¦ Показывайте ребенку картины с изображениями животных, и предметов, каковые он может именовать звукоподражаниями (складывающимися из нескольких звуков). Задавайте вопросы: Это кто? Это что? Напоминайте звукоподражания, если он забыл их. Если он не договаривает в звукосочетаниях каких-либо звуков, уточняйте произношение. Повторяйте звукоподражания по нескольку раз — по звукам, пускай ребенок произносит за вами. Время от времени так же, как и прежде помогайте ему сказать какой-нибудь звук шпателем либо пальцами. Формируйте у ребенка новые звукоподражания (какие конкретно придут вам в голову) с новыми звуками, каковые он обучился выговаривать. Применяйте картины.
¦ Учите ребенка произносить простые существительные, именующие конкретные предметы ближайшего окружения. Показывайте предмет и многократно произносите соответствующее слово.
При необходимости выговаривайте его по звукам. Ребенку необходимо повторять за вами.
Примерный речевой материал
Односложные слова: мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, шнобель, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок,
лук, рис, соль, нож, мышь.
Двухсложные слова: рука, нога, киса, Миша, лиса, вода, вата, Ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, выпивала, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса.
Правила занятий с детьми
У вас может не оказаться поставить ребенку полноценное произношение того либо иного звука, но однако необходимо научить его выговаривать любой звук так, дабы он был похож на самого себя (а не на другой звук языка). К примеру, звук может быть звучать «шепеляво», но не напоминать [С], звук [Л] возможно слишком мало вразумительным, но он не должен напоминать [Й| и т. п. В другом случае ребенок будет путать в речи похожим образом произносящиеся звуки и еле различать между собой включающие их слова. Дети с моторной алалией еле запоминают , как произносятся звуки (особенно сложные по артикуляции). Так что, в случае, если внезапно найдёте, что ребенок «разучился» выговаривать тот либо другой звук, необходимо поставить его заново.
Формирование начальных навыков звукового анализа
При алалии ребенок не имеет возможности полноценно обучиться сказать, а также по причине того, что еле улавливает порядок звуков в словах, исходя из этого не хорошо запоминает их и легко забывает. Данный недочёт непременно необходимо преодолеть, а для этого организовать у ребенка начальные навыки звукового анализа разных единиц речи: звукосочетаний, слогов, несложных слов.
Перед тем как обучать ребенка восприятию последовательности звуков в слове, необходимо составить у него представление о последовательности по большому счету. Это эргономичнее сделать на базе анализа зрительного последовательности, что (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может пребывать перед глазами у ребенка целый сходу и полностью.
Операции со зрительным рядом
Дабы обучиться принимать и разбирать зрительный последовательность (в будущем — звуковой), ребенок обязан освоить понятия: сперва и позже.
¦ Сядьте рядом с ребенком и играйтесь в многоцветные кубики. Ребенку необходимо выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сперва применяйте лишь зелёные кубики и красные (потому, что с этими цветами ребенок уже знаком). Вы кладете зеленый кубик и рассказываете: Сделай, как я. Показывайте на собственный кубик, жестом растолковывайте, что ребенок также обязан забрать кубик. Если он не осознает, что необходимо брать конкретно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Показывайте на собственный кубик и второй такой же — на столе. В случае, если задание все равно не ясно, объясните через ассистента (пускай тот выкладывает за вами последовательность). Вначале выкладывайте последовательность из двух кубиков. Следите, дабы ребенок размещал кубики слева направо. В будущем смотрите за этим в любой момент.
¦ Выкладывайте последовательность из трех кубиков. Располагайте их в различной последовательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пускай ребенок запоминает заглавия цветов. Он обязан выкладывать кубики так же, как вы.
¦ Нужно расширить последовательность до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый.
¦ Поменяйте местами два кубика. Сперва — крайние, после этого в любом порядке. Ребенку следует сделать то же самое со своим рядом. Рассказываете: Сделай, как я.
¦ Попытайтесь поменять местами сходу три кубика. Ребенок обязан повторить.
¦ Ложите кубики в ряд и рассказываете: Сперва я положу зеленый, позже — красный, позже — желтый, позже — красный. Делайте упор на слова «сперва» и «позже». Пускай ребенок выкладывает последовательность следом за вами.
¦ Пускай ребенок делает прошлое задание, опираясь лишь на словесную инструкцию. Рассказываете: Сперва положи красный (дождитесь, пока он сделает это, в случае, если необходимо, помогите ему), позже положи зеленый, позже — желтый и т.д.