Упражнения по уходу за предметами

Экологии

Вытирание пыли

Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (быть может, подставка с различными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

Цели: прямая — ребенок обучается вытирать и обметать пыль; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация: 1. Преподаватель говорит ребенку: «Ты также желаешь вытирать пыль? Я покажу тебе, как это делают, позже можешь попытаться сам». Преподаватель берет коробочку со всеми нужными предметами и ставит ее на стол, с которого собирается вытирать пыль. Он надевает фартук.

2. Преподаватель берет сложенную в четыре раза тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, прижимая нижние слои тряпки громадным пальцем. Под ладонью выясняется три слоя тряпки.

3. Преподаватель вытирает пыль со стола. Он делает перемещения слева направо, начиная с верхнего края стола. Преподаватель предлагает ребенку согнуться к столу так, дабы глаза пребывали на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на отличие между чистой и пыльной поверхностью стола.

4. Сделав одно перемещение слева направо, преподаватель завершает его маленьким кругообразным перемещением тряпки к себе, так дабы пыль окаась на тряпке, а не просыпалась на пол. Он показывает ребенку, что пыль осталась на тряпке.

5. Преподаватель вытирает целый стол. После этого он вытирает края стола по часовой стрелке и наконец — ножки стола сверху вниз.

6. Преподаватель кладет пыльную тряпку в корзину для нечистого белья и приносит чистую.

7. Преподаватель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку стереть второй стол самостоятельно.

Особенный интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхностей стола.

Контроль неточностей: пыль на столе, пыльные рукава одежды.

Упражнения: 1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Мон-тессори-материалов, с вторых предметов.

2. Применение кисточек для сметания пыли с предметов сложной формы, имеющих углубления и желобки. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.

Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «вытирать», «пыльный», «чистый».

Возраст: сЗ лет.

Сметание со стола (подметание)

Материал: матерчатый фартук, коробка либо корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими мелкими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка либо маленькая плоская коробочка с зернами либо сухими корками.

Цели: прямая — ребенок обучается подметать; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация: 1. Преподаватель: «на данный момент я покажу тебе, как подметают со стола. Ты можешь забрать эту корзину и поставить ее на стол».

2. Преподаватель говорит ребенку: «Сперва покажу я, а после этого попытаешься ты». Он надевает фартук, поднимается перед столом и ставит корзинку со всеми сложенными в нее предметами в левый верхний угол стола. Работа выполняется стоя.

3. Преподаватель ставит коробочку с зерном на стол перед корзиной, а коробочку с клейкими кружочками и тряпкой — перед коробочкой с зерном. Совок со щеткой оставляют в корзине.

4. Преподаватель берет коробочку с зернами обеими руками, рассыпает часть зерен по столу, после этого ставит коробочку с оставшимися зернами на место. Преподаватель говорит: «Это мусор; мы сметем его».

5. Преподаватель берет клейкий кружок и приклеивает его приблизительно в середину того места, где рассыпано зерно.

6. Преподаватель берет щетку правой медленными движениями и рукой от границ области к середине бережно сметает все зерна в кучку.

7. Преподаватель берет левой рукой совок и медлительно заметает зерна на совок, наряду с этим он легко сдвигает совок.

8. Преподаватель берет совок и щетку, высыпает зерна в ведро; наряду с этим он бережно сметает зерна сперва в угол совка, а уж после этого высыпает их.

9. Преподаватель поворачивает щетку щетиной вверх и наблюдает, имеется ли отдельные зерна на щетке. В случае, если да, то он проводит пара раз щеткой по краю совка, счищая так зерна на совок, а после этого высыпает их в ведро.

10. Преподаватель кладет совок и щетку обратно в корзину.

11. В случае, если клейкий кружок остался на столе, преподаватель отклеивает его и кладет обратно в коробочку. Все предметы складывают в корзину. Преподаватель снимает фартук.

12. Ребенку предлагается повторить все самостоятельно. По окончании работы он относит корзину обратно на полку.

Особенный интерес: клейкий кружок, подметать так, дабы зерна не падали на пол, зернышки на щетке.

Контроль неточностей: зерна на столе и на полу, около ведра.

Упражнения: 1. Подметать пол веником.

2. Подметать пол половой щеткой.

Расширение словарного запаса: «совок», «щетка», «мусор», «ведро», «подметать», «сметать». Возраст: с З лет.

Мытье посуды

Материал: клеенчатый фартук; пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика — один для мытья, второй для ополаскивания посуды; жидкое средство для мытья посуды в пластмассовой бутылочке; посудная губка в пластмассовой коробочке; подставка для сушки посуды; посудное полотенце; поднос для чистой посуды; тряпочка для вытирания со стола; допустимо — полотенце для рук; пластмассовое ведро; щетка на долгой ручке для чистки ведра; тряпка для пола. Целый набор должен быть подобран в одном цвете.

Фарфоровая посуда: глубокая тарелка, небольшая тарелка, блюдце, чашка, столовая ложка, вилка, чайная ложка, столовый нож.

Цели: прямая — ребенок обучается мыть посуду; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация: 1. Материал расположен на столе слева направо в такой последовательности: клеенчатый фартук, посуда, тазик для мытья посуды (в нем — кувшин, развёрнутый ручкой вперед), бутылочка со средством для мытья посуды, перед ней — коробочка с посудной губкой, тазик для ополаскивания посуды, подставка для сушки посуды, тряпочка и посудное полотенце для вытирания со стола, поднос для чистой посуды; под столом — ведро, на краю которого висит тряпка для пола, в ведре — щетка для его чистки.

2. Преподаватель: «Тебе хочется обучиться мыть настоящую посуду? Тогда я покажу тебе, как это делают, а позже попытаешься ты».

3. Преподаватель надевает фартук и закатывает рукава. Он приносит в кувшине теплую воду и наливает ее в оба тазика. В тазик для мытья посуды он додаёт мало моющего средства.

4. Преподаватель берет глубокую тарелку, с опаской погружает ее в воду и медленными круговыми перемещениями моет ее посудной губкой сперва внутри, позже снаружи.

Примечание: как мы знаем, сперва в большинстве случаев моют более чистую посуду: бокалы, чашки и т.д. Но чашка имеет более сложную форму, чем тарелка, исходя из этого при первой презентации целесообразно сперва продемонстрировать ребенку, как моют конкретно тарелки. Помимо этого, вся отечественная посуда — чистая. Нечистую посуду ребенок может помыть позднее в качестве упражнения.

5. Преподаватель отжимает посудную губку и возвращает ее обратно в коробочку. Он ополаскивает тарелку во втором тазике и ставит ее на подставку для сушки посуды.

6. Преподаватель берет посудное полотенце, шепетильно вытирает им тарелку и ставит ее на поднос для чистой посуды.

7. Преподаватель возвращает вымытую тарелку на прошлое место и говорит ребенку: «Сейчас ты можешь попытаться вымыть эту тарелку сам». Ребенок повторяет упражнение. После этого он может попытаться вымыть еще пара предметов.

8. В то время, когда мытье посуды окончено, преподаватель говорит: «Посуда вымыта. Сейчас необходимо убрать за собой».

Потом направляться процесс уборки, что в целом сходится с обрисованным в презентации упражнений «Мытье рук» и «Стирка белья».

Примечание: ребенку не обязательно показывать процесс уборки: он уже обязан мочь делать это самостоятельно.

Особенный интерес: налить моющее средство из бутылочки, пена при мытье посуды, посудная губка, настоящая посуда.

Контроль неточностей: остатки моющего средства на посуде, губке, в тазиках; капли воды на столе и полу; мокрая посуда.

Упражнения: 1. Мытье нечистой фарфоровой посуды.

2. Мытье стеклянной посуды.

3. Мытье кастрюль, сковородок.

Расширение словарного з а п а с а: наименование всех столовых устройств, «моющее средство», «губка», «мыть», «вытирать», «сушить».

Возраст: с 3,5 лет.

Мытье фруктов

Материал: клеенчатый фартук; тарелка для немытых фруктов, в ней 4-5 яблок средней величины; пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика — один для мытья, второй для ополаскивания фруктов; круглая щеточка для мытья фруктов на блюдце; глубокая тарелка для вымытых мокрых фруктов; полотенце для вытирания фруктов; блюдо для чистых вытертых фруктов; тряпочка для вытирания со стола; быть может, полотенце для рук; пластмассовое ведро; щетка для чистки ведра; тряпка для пола. Целый набор должен быть одного цвета.

Цели: прямая — ребенок обучается мыть фрукты; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация:1. Материалы располагают на столе слева направо в такой последовательности: свернутый клеенчатый фартук, глубокая тарелка с немытыми яблоками, тазик для мытья фруктов, в нем — кувшин, развёрнутый ручкой к переднему краю стола, щеточка для мытья фруктов на блюдце, тазик для ополаскивания фруктов, тарелка для вымытых мокрых фруктов, полотенце для вытирания фруктов, блюдо для чистых вытертых фруктов, тряпочка для вытирания со стола, над столом — полотенце для рук. Под столом — ведро со щеткой для его чистки, на его краю — тряпка для пола.

2. Преподаватель: «Прекрасные яблоки? Тебе хотелось бы такие съесть? Но они нечистые, их необходимо сперва вымыть! Я покажу тебе, как это делают, а после этого попытаешься ты».

3. Преподаватель надевает фартук и закатывает рукава. Он берет кувшин, приносит в нем прохладную водопроводную воду- и наливает ее в тазик. Он предлагает ребенку опустить руку в воду и говорит: «Вода прохладная».

4. Преподаватель берет яблоко и кладет его в таз для мытья фруктов. Обеими руками он поливает яблоко водой и трет его пальцами, предварительно смывая грязь.

5. Левой рукой преподаватель придерживает яблоко, а правой берет щеточку для мытья фруктов. Круговыми перемещениями щеточки он трет яблоко, смывая с него грязь. Левой рукой он поворачивает яблоко так, дабы его возможно было шепетильно помыть со всех сторон.

6. Преподаватель бережно стряхивает капли воды со щеточки и кладет ее обратно на блюдце. Он вынимает яблоко из воды, ожидает, пока с него стекут капли, и кладет в тазик для ополаскивания. Он говорит: «Мы помыли яблоко, сейчас ополоснем его».

7. Обеими руками преподаватель поливает яблоко чистой водой, ополаскивая его. После этого вынимает яблоко из воды, ожидает, пока с него стекут капли, и кладет его в тарелку для вымытых мокрых фруктов.

8. Преподаватель берет полотенце для вытирания фруктов правой рукой, а левой — яблоко; кладет яблоко на полотенце и шепетильно вытирает его полотенцем при помощи обеих рук.

9. По окончании работы преподаватель показывает ребенку яблоко и говорит: «Яблоко чистое и сухое». Он кладет яблоко на блюдо для вымытых

сухих фруктов.

10. Преподаватель предлагает ребенку самостоятельно вымыть и стереть

второе яблоко.

11. Работа завершается процессом уборки, что в целом повторяет обрисованный в презентации упражнений «Мытье рук» и «Стирка белья».

Ребенок уже обязан мочь создавать уборку самостоятельно. Если он что-то забыл, преподавателю достаточно только напомнить ему это.

Особенный интерес: смывание грязи щеточкой для мытья фруктов; чистое, блестящее яблоко.

Контроль неточностей: остатки грязи на яблоке, грязь на полотенце для вытирания фруктов, пролитая вода, капли воды на блюде для вымытых и высушенных фруктов и на самих фруктах.

Упражнения: 1. Мытье фруктов под краном.

2. Мытье фруктов и овощей разной формы: груш, огурцов,

кабачков.

3. Мытье фруктов с ласковой, легко счищающейся кожицей:

персиков, слив, абрикосов.

4. Мытье очень загрязненных овощей: моркови, картофеля,

репы, свеклы.

Расширение словарного запаса: заглавия фруктов и овощей, «мыть», «счищать грязь», «ополаскивать», «вытирать».

Возраст: с 3,5 лет.

Мытье стола

Материал: свернутый клеенчатый фартук; поднос; два тазика; кувшин; громадная губка; мыло в мыльнице; маленькая щетка в пластмассовой коробочке; две тряпочки — одна для мытья, вторая для вытирания со стола; ведро; щетка для чистки ведра; тряпка для пола; громадная подстилка из клеенки размером пара превышающим размер стола. Целый набор должен быть подобран в одном цвете.

Цели: прямая — ребенок обучается мыть стол; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев, подготовка к письму.

Презентация: 1. Преподаватель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как моют стол». Он требует ребенка принести поднос и поставить его на стол, соседний с тем, что он желает мыть.

2. Преподаватель надевает фартук и закатывает рукава.

3. Преподаватель кладет подстилку на пол и расстилает ее. Он требует ребенка оказать помощь ему поставить стол на подстилку.

4. Преподаватель ставит на подстилку слева сверху вниз: кувшин тазик, губку, мыло в мыльнице, коробочку с маленькой щеткой. Справа он ставит тазик и кладет справа от него две свернутые в четыре раза тряпочки. Справа от подстилки он расстилает половую тряпку, ставит на нее ведро, вынимает из ведра щетку и кладет ее на половую тряпку справа от ведра!

5. Преподаватель приносит в кувшине теплую водопроводную воду- и наливает ее из кувшина в оба тазика. В кувшине должно остаться еще мало воды — около трети его количества.

6. Преподаватель берет губку двумя руками, погружает ее в тазик, сжимает и отпускает пара раз в воде, дабы губка намокла, поднимает над тазиком и выжимает (не выкручивая!), дабы лишняя вода стекла с губки.

7. Преподаватель кладет губку на стол и мочит стол по направлению слева направо круговыми перемещениями против часовой стрелки, начиная с левого верхнего (дальнего от него) края стола, и потом один последовательность за вторым.

8. Преподаватель моет лишь половину стола, дабы ребенок имел возможность сравнить нечистую и чистую поверхности. Глаза ребенка должны пребывать на уровне стола, дабы отличие была отлично видна.

9. Преподаватель повторяет перемещения, обрисованные в п. 6, после этого берет мыло и намыливает губку. Он окунает мыло в воду и кладет его обратно в мыльницу.

10. Преподаватель повторяет перемещения, обрисованные в п. 7. Так он моет стол с мылом.

11. Преподаватель смывает мыло с губки, после этого стирает мокрой губкой мыло со стола слева направо последовательность за рядом. В конце каждого последовательности он делает маленькое круговое перемещение кистью руки на себя, так дабы пена не падала со стола, а оставалась на губке. Преподаватель показывает ребенку губку с остатками пены на ней.

12. В случае, если необходимо, преподаватель трет щеточкой, намыленной мылом, самые нечистые места на столе. После этого он опять смывает мыло со стола.

13. Преподаватель вытирает мокрой губкой края стола, моет губку и кладет ее на прошлое место — на подстилку под столом.

14. Преподаватель берет одну из тряпочек, окунает ее во второй тазик с чистой водой, складывает в виде гармошки и отжимает, выкручивая.

15. Преподаватель сворачивает тряпочку в четыре раза, вставляет в нее четыре пальца правой руки, как в варежку, так, дабы под ладонью выяснилось три слоя, и вытирает стол слева направо круговыми перемещениями последовательность за рядом. Преподаватель вытирает край стола, полощет и сворачивает тряпочку, кладет ее на прошлое место на подстилку.

16. Преподаватель берет сухую тряпочку и вытирает стол досуха слева направо последовательность за рядом. Он предлагает ребенку сравнить половинки стола.

17. Потом направляться процесс уборки, что в целом повторяет обрисованный в упражнениях «Мытье рук» и «Стирка белья».

Примечание: потому, что вода по окончании мытья стола, в большинстве случаев, достаточно нечистая, преподавателю направляться самому произвести уборку и лишь позже предложить ребенку вымыть вторую половину стола самостоятельно.

18. Преподаватель предлагает ребенку вымыть вторую половину стола самостоятельно.

19. По окончании работы преподаватель вместе с ребенком относят стол на прошлое место.

20. Все предметы набора складывают обратно на поднос. Подстилку протирают половой тряпкой перемещениями слева направо, после этого сворачивают и кроме этого кладут на поднос. Целый набор уносят на прошлое место на полке.

Особенный интерес: мыло на губке, чистка стола щеточкой, сравнение нечистой и чистой половин стола.

Контроль неточностей: остатки грязи на столе и на тряпках, мыло на столе, вода на столе и на полу.

Упражнения: 1. Мытье разных столов.

2. Мытье стен, дверей.

Расширение словарного з а п а с а: заглавия всех предметов набора, «мыть», «чистить», «вытирать».

Возраст: с 3,5 лет.

Мытье пола

Материал: клеенчатый фартук, маленькая швабра, пластмассовый кувшин, пластмассовое ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола, кусочек мела в пластмассовой коробочке. Целый материал должен быть одного цвета.

Цели: прямая — ребенок обучается мыть пол; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация:1. Преподаватель говорит ребенку: «Ты также желаешь обучиться мыть пол? Тогда я покажу, как это делают, а позже попытаешься ты».

2. Преподаватель надевает фартук и закатывает рукава. Он приносит в кувшине теплую воду и наливает ее в ведро.

3. Преподаватель берет мел и рисует на полу замкнутую линию, ограничивающую некую область. Он говорит ребенку: «Я помою пол в данной линии».

4. Преподаватель берет тряпку для пола, опускает ее в ведро, мало отжимает, наматывает на швабру и начинает мыть пол. Он моет пол в линии перемещениями швабры к себе, и слева направо и справа налево. Внимание ребенка обращают на то, что на тряпке остается грязь.

5. Преподаватель полощет тряпку в ведре. Вода делается нечистой. После этого преподаватель моет пол. В то время, когда целый участок, ограниченный линией, вымыт, преподаватель смывает кроме этого саму линию. Он предлагает ребенку сравнить чистый и невымытый пол.

6. Преподаватель показывает ребенку процесс уборки. Он выливает нечистую воду, наливает в ведро чистую и шепетильно полощет тряпку. После этого преподаватель снова меняет воду в ведре, берет щетку для чистки ведра и чистит ею ведро. Процесс повторяется , пока ведро не станет чистым.

7. Половой тряпкой преподаватель протирает ведро изнутри, вешает ее просушиваться на край ведра либо на намерено отведенное для этого место.

8. Преподаватель предлагает ребенку повторит упражнение самостоятельно.

Особенный интерес: загрязнение тряпки, чистый пол в линии.

Контроль неточностей: остатки грязи на полу, грязь на тряпке, остатки воды на полу.

Упражнение: мытье полов в разных помещениях.

Расширение словарного запаса: «ведро», «тряпка», «пол», «мыть», «протирать», «полоскать».

Возраст: с 3,5 лет.

Стирка белья

Материал: корзина для нечистого белья; нечистые тряпочки либо полотенца в корзине; клеенчатый фартук; пластмассовый кувшин; 2 пластмассовых тазика — один для стирки, второй для полоскания; мыло в мыльнице; тазик либо поднос для чистого белья; подставка с канатами для сушки белья; прищепки в пластмассовой коробочке; щетка на долгой ручке либо губка для чистки тазиков; тряпочка для вытирания со стола; полотенце; пластмассовое ведро; щетка для чистки ведра; тряпка для пола. Целый набор должен быть одного цвета.

Примечание: в качестве нечистого белья оптимальнее брать полотенца и тряпочки, которыми дети пользовались в упражнениях «Мытье рук», «Мытье посуды», «Вытирание пыли» и т.д., т.е. при работе с другими наборами предметов для упражнений в практической судьбе. Белье не должно быть через чур нечистым.

Цели: прямая — ребенок обучается стирать белье; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев.

Презентация:1. Предметы расположены на столе слева направо в такой последовательности: свернутый клеенчатый фартук, два пластмассовых тазика, в одном из которых стоит пластмассовый кувшин, мыло в мыльнице, тазик либо поднос для чистого белья, прищепки в пластмассовой коробочке, тряпочка для вытирания со стола, над ней — полотенце. Сзади тазиков лежит щетка на долгой ручке; слева от стола — корзина для нечистого белья с полотенцами и тряпками. Справа от стола — подставка с канатами для сушки белья. Под столом — пластмассовое ведро, в нем — щетка для чистки ведра; на краю ведра висит тряпка для пола.

2. Преподаватель говорит ребенку: «Ты уже можешь стирать по-настоящему? Тогда давай попытаемся обучиться! Я покажу, как это делают, а позже сможешь постирать ты».

3. Преподаватель надевает фартук, закатывает рукава и берет кувшин. Он приглашает ребенка пойти вместе с ним: «Идем, я покажу тебе, где набирают воду»

4. Преподаватель наливает из-под крана в кувшин теплую воду и выливает ее в таз для стирки белья. В таз для полоскания он наливает прохладную воду. Он требует ребенка опустить руку попеременно в оба таза и говорит: «Тут — теплая вода, а тут — прохладная».

Примечание: В случае, если ребенок еще не занимался сенсорными материалами для различения температуры и плохо чувствует температурные различия, то возможно обратить на них его внимание позднее, при последующих презентациях.

5. Преподаватель берет нечистую тряпочку, опускает ее в тазик с горячей водой и ожидает, пока она отлично станет мокрой. Для скорейшего намокания он может пара раз сжать тряпочку под водой. После этого он берет намокшую тряпочку левой рукой, мыло — правой и отлично намыливает тряпочку.

6. Преподаватель окунает мыло в воду, ожидает, пока с него стекут капли воды, и кладет его обратно в мыльницу. Он показывает ребенку, как трут руками намыленную тряпочку.

7. Преподаватель опять опускает тряпочку в воду и смывает мыло. Вода делается мутной.

8. Преподаватель берет тряпочку за верхний край и сворачивает ее гармошкой. Левой рукой он держит «гармошку» сверху, а правой охватывает ее и проводит рукой сверху вниз, отжимая воду. После этого он выкручивает «гармошку» обеими руками в один момент в противоположных направлениях, еще раз шепетильно отжимая ее.

9. Преподаватель переходит к полосканию. Он опускает тряпочку в тазик с чистой прохладной водой и шепетильно полощет ее. После этого он выжимает тряпочку методом, обрисованным выше.

10. Преподаватель вешает тряпочку на веревку для сушки белья и прикрепляет ее прищепкой.

Примечание: в случае, если постирано довольно много тряпочек, то их сперва складывают в отдельный тазик либо на поднос, а после этого вешают. Дома хозяйки поступают совершенно верно так же.

11. Потом направляться процесс уборки, что ничем принципиально не отличается от уборки по окончании мытья рук (см. описание соответствующего упражнения):

— мыльную воду из обоих тазиков выливают в ведро, которое предварительно ставят на половую тряпку;

— в тазики наливают мало чистой воды, смывают мыльный налет щеткой для чистки тазиков и опять выливают воду в ведро. Ведро выносят, выливают из него нечистую воду;

— налив в ведро мало чистой воды, его чистят щеткой для чистки ведра. Воду опять выливают;

— все предметы просушивают. Тряпочкой для вытирания со стола досуха протирают тазики, стол и все остальные предметы, находящиеся на нем. Ведро протирают тряпкой для пола и вешают ее на край ведра для просушивания. Щетку для чистки ведра кладут обратно в ведро;

— вместо мокрых тряпочки для вытирания со стола и, быть может, полотенца приносят сухие. Фартук снимают, складывают и возвращают на прошлое место.

12. Ребенку предлагается повторить упражнение.

Примечание: в случае, если ребенок уже отлично усвоил процесс уборки — к примеру, при мытье рук, — то ему достаточно продемонстрировать лишь главную работу (стирку белья). Уборку он может сделать сам, быть может, сперва под наблюдением преподавателя.

Особенный интерес: пена от мыла, помутнение воды, прикрепление белья прищепками, различная температура воды в тазиках.

Контроль неточностей: пролитая вода на столе и на полу; не хорошо выжатое белье, с которого капает вода; остатки мыла на белье по окончании полоскания; нечистое по окончании стирки белье.

Упражнения: 1. Стирка предметов одежды и кукольного белья.

2. Стирка при помощи стиральной доски.

3. Стирка при помощи детского порошка, не вызывающего аллергии.

4. Обращение со стиральной машиной.

Расширение словарного з а п а с а: заглавия всех предметов набора, «стирать», «полоскать», «вывешивать», «сушить» и т.д.

Возраст: с 3,5-4 лет.

Глаженье белья

Материал: легкий электрический утюг с эргономичной ручкой; низко расположенная гладильная доска либо устойчивый детский стол, на столе — сложенная многократно толстая хлопчатобумажная ткань; справа — подставка для утюга; слева — две маленькие корзинки: в одной — сухие неглаженные тряпочки, вторая — безлюдна. В целях соблюдения техники безопасности электрическая розетка находится в месте, недоступном для ребенка.

Цели: прямая — ребенок обучается гладить; косвенная — координация и контроль перемещений, запоминание последовательности действий.

Презентация: 1. Утюг находится на подставке. Преподаватель включает утюг, регулятор которого стоит в положении «минимум», и обращает внимание ребенка на загоревшуюся лампочку: «Наблюдай: лампочка загорелась, значит, утюг нагревается». Он предлагает ребенку подождать, пока утюг нагреется, т. е. , пока лампочка погаснет.

Примечание: с целью этого возможно кроме этого применять песочные часы.

2. Преподаватель говорит: «Мы будем гладить белье. Сперва я покажу, как это делают, а позже попытаешься ты». Он расстилает прямоугольную тряпочку на гладильной доске, берет утюг, бережно ставит его на тряпочку и медленными плавными перемещениями гладит. Тряпочка понемногу разглаживается, складки исчезают.

3. В то время, когда тряпочка поглажена, преподаватель убирает утюг обратно на подставку и предлагает ребенку прикоснуться кончиками пальцев к еще не остывшей ткани: «Она тёплая!»

Примечание: это делают, дабы убедить ребенка, что утюг вправду тёплый и нельзя прикасаться к его подошве. По окончании презентации необходимо сообщить об этом ребенку.

4. Тряпочку сворачивают и кладут в корзинку для выглаженного белья.

5. Ребенок делает упражнение самостоятельно. Преподаватель смотрит за тем, дабы утюг любой раз возвращался на подставку. Он говорит: «Мы ставим утюг лишь на подставку!»

6. По окончании работы преподаватель выключает утюг из сети и обращает на это внимание ребенка.

Примечание, обращение с электроприборами, в частности с утюгом, — актуальная тема для «бесед в кругу». Преподаватель может обсудить вместе с детьми, по какой причине нельзя касаться подошвы утюга; по какой причине его ставят лишь на подставку; какие конкретно электроприборы употребляются в быту; по какой причине все электроприборы необходимо выключать из сети; как вести себя при пожара и т.д.

Особенный интерес: настоящий утюг; тёплая по окончании глаженья тряпочка.

Контроль неточностей: складки на выглаженном белье.

Упражнения: 1. Глаженье с применением пульверизатора для увлажнения белья.

2. Глаженье разных хлопчатобумажных вещей: носовых платков, салфеток, наволочек, постельного белья и кукольной одежды, детских рубах и т.д.

3. Глаженье шерстяных тканей через мокрую марлю.

4. Глаженье узких тканей.

Расширение словарного запаса:«утюг»,«ткань»,«гладильная доска», «подставка для утюга», «лампочка», «регулятор», «розетка», «гладить», «нагреваться», «включать», «выключать».

Возраст: с 4 лет.

Чистка металла

Материал: ящик либо поднос для набора, матерчатый фартук, маленькая клеенчатая подстилка, баночка с кремом для чистки металла, шарики ваты в коробочке, коробочка для нечистой ваты, тряпка для полировки, ровная бронзовая тарелка (позднее возможно применять предметы из вторых металлов и более сложной формы).

Цели: прямая — ребенок обучается чистить железные предметы; косвенная — анализ сложных перемещений, запоминание последовательности действий, координация и контроль перемещений, развитие самостоятельности, тренировка запястья и пальцев, подготовка к письму.

Презентация: 1. Преподаватель говорит ребенку: «Сейчас я покажу тебе что-то весьма увлекательное. Мы попытаемся чистить металл. Сперва покажу я, позже попытаешься ты».

2. Ящик либо поднос с набором для чистки металла ставят на стол. Преподаватель надевает фартук, закатывает рукава, вынимает клеенчатую подстилку из коробки и расстилает ее.

3. Преподаватель раскладывает на подстилке сверху слева направо: баночку с кремом, коробочку с шариками ваты, коробочку для нечистой ваты, тряпку для полировки.

4. Преподаватель берет бронзовую тарелку и ставит ее перед собой.

5. Преподаватель открывает баночку с кремом, кладет ее крышку справа рядом с баночкой.

6. Преподаватель держит правой рукой шарик ваты, берет мало крема на вату и причиняет крем на тарелку мелкими круговыми перемещениями против часовой стрелке, начиная с края тарелки. Преподаватель чистит лишь половину тарелки, дабы ребенок имел возможность сравнить нечистую и чистую половины.

7. Преподаватель показывает ребенку нечистую вату, после этого кладет ее в соответствующую коробочку; опять берет чистый сухой шарик ваты и чистит тарелку мелкими круговыми перемещениями против часовой стрелки.

8. Преподаватель ожидает, дабы крем мало подсох. Сейчас он закрывает баночку с кремом.

9. Преподаватель берет тряпку для полирования и полирует тарелку круговыми перемещениями, пока та не станет блестящей. Он предлагает ребенку сравнить чистую и нечистую половинки тарелки.

10. Преподаватель показывает процесс уборки. Он выбрасывает нечистую вату, кладет тряпку в корзинку для нечистых тряпок, приносит шарики ваты и чистую тряпку. Он предлагает ребенку почистить вторую половинку тарелки самостоятельно.

11. По окончании работы все предметы складывают на поднос либо в коробку в той же последовательности, в какой они находились на столе. После этого ребёнок и учитель моют руки. Ящик либо поднос относят на место.

Особенный интерес: нанесение крема на металл, грязь на вате. Контроль неточностей: грязи и остатки крема на тарелке. Упражнения: 1. Чистка железных предметов сложной формы — ложек, вилок, ножей, кувшинов и проч.

2. Полировка дерева (возможно применять предметы, стоящие в помещении, среди них и дидактические Монтессори-материалы).

3. Полировка зеркала.

Расширение словарного з а п а с а: заглавия предметов, входящих в набор, «чистить», «полировать», «сверкать». Возраст: с 3—3,5 лет.

9 правил идеальной походки [Шпильки | Женский журнал]


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: