Характеристика лирико-психологических линий.

ДОКЛАД ПРО ОПЕРУ «ВОЙНА И МИР».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Опера создавалась в течении двенадцати лет. Ее начальный замысел появился весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев солидную часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми эпизодами и картинами, редактировалось. К 1943 году опера была по большей части закончена и в первый раз продемонстрирована в концертном выполнении в Москве 16 октября 1944 года (в исполнении под фортепиано); 12 июня 1946 года на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде состоялась премьера первой части «мира и Войны», другими словами начальных 8 картин (к данной постановке была дописана вторая картина — «Бал у екатерининского вельможи» и десятая — «Сцена армейского совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе создатель, прислушиваясь к критике, работал над собственным планом до последних дней судьбы.

В очень способной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863—1869 годах, дана широкая галерея действующих лиц, продемонстрированы разнообразные картины судьбы народа и светского общества во время, в то время, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, конечно, не имело возможности абсолютно войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали события и те эпизоды, каковые давали самый благодарный материал для драматического произведения. Не пробуя совершенно верно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их главной задачей было четко распознать патриотическую идею толстовской эпопеи, продемонстрировать богатство и красоту душевного мира храбрецов драмы. Так, в оперу вошёл период с 1809 по 1812 годы.

Музыкальная черта храбрецов.

В музыкальной характеристике храбрецов обширно употребляется принцип лейтмотивов.

Так, Наташа Ростова характеризуется как поэтичная женщина. Лейттема её звучит во вступлении к первой картине. Звучит флейта, которую сопровождают контрапункты скрипок. Рельефность мелодических линий. Её черты – непосредственность, восторженность, порывистость выражаются в её ариозо. Её жажда счастья выражается в вальсе на балу у екатерининского вельможи.

Андрей Болконский характеризуется как человек задумчивый. Тут имеется первое ариозо. Андрей характеризуется как человек, утративший веру в счастье. «Яркое весеннее небо. Разве это не обман.» тематика связана с тем самым дубом. Князь Андрей ассоциирует себя с дубом, что болен и несчастен не обращая внимания на весну. Во втором ариозо Андрей совсем второй. По окончании пения девушек в Отрадном он снова обучился сохранять надежду, обожать, верить.

Русский народ характеризуется как мужественный и непреклонный. Он продемонстрирован в ораториальном «Эпиграфе», в хорах из 8 и 11 картин, В большой арии Кутузова и в последнем хоре победы.

Черта НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Народная тема изображена обобщённо и уже в эпиграфе. Данный самый эпиграф возможно выполнен в начале оперы вместо увертюры, быть может и перед восьмой картиной. Текст – из одноимённого романа Толстого и «Военных записок» Д. Давыдова. «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию». Тут продемонстрирован бешенство русского народа по отношению к тем силам, каковые покушаются на независимость России. Твёрдая современная гармония, необычные гармонические обороты, неустоёчивые и диссонирующие гармонии. Русский колорит продемонстрирован при помощи размера – пять четвертей. Динамизированная фактура. Нетипичные гармонические обороты, использование бронзовых духовых инструментов.

Восьмая картина. Первая сцена именуется «Перед Бородинским сражением». Тут тексты солдатских песен 1812 года, воспроизведение интонации русских и мелодического склада народных песен. Тут продемонстрирована глубокая решительность русского народа в борьбе с французами.

Дальше идут два хора: хор смоленских крестьян и хор ополченцев.

Хор смоленских крестьян «Тёмный дым над Смоленском поднимается» высказывает народное бедствие, фразы выполняют разные группы оркестра и хора. Хор «как пришёл к народу отечественный Кутузов» — выражен боевой дух народа.

Черта ЛИРИКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Во всей опере имеется глубочайший психотерапевтический анализ при помощи средств музыки. Так первая картина – это «Отрадное». Эта картина есть как бы одним громадным ноктюрном, высказывающим грезы о любви, философские размышления. Это выражено через небыстрый темп и скромный гармонический рисунок.

Во второй картине психотерапевтический фон бала у екатерининского вельможи изображается путём характерных танцев. Тут величественные пьесы (ода и полонез) контрастируют с лирическим вальсом, что танцует Наташа Ростова с Андреем Болконским. Тема вальса звучит и в монологе Андрея перед Бородинским сражением, в сцене предсмертной встречи Андрея с Наташей.

Драматизм продемонстрирован в третьей картине. Тут продемонстрирован ветхий князь Николай Болконский, что не хочет родства с Ростовыми. Наташа обижена на ветхого князя. Она жаждет заметить Андрея сию 60 секунд. Состояние Наташи выражено плавной, хроматической, секвентно развивающейся мелодией. ступени 1 и 3 Гармония. Это трепетная любовь к Андрею.

В 4, 5 и 6 картинах продемонстрировано, как Анатоль Курагин увлёкся Наташей. Тут продемонстрировано лицемерие Анатоля Курагина (вальс обольщение). Наташа готова к побегу с Курагиным, ещё не осознавая, что он за человек.

В шестой картине продемонстрированы переживания Наташи. Полученные в следствии лжи Анатоля Курагина. Она заикается, а в оркестре сейчас звучит одинаковый мотив. Она осуждает саму себя за неверный поступок.

12 картина. «Чёрная изба в Мытищах». Картина основана на принципе сквозного развития. Андрей не легко ранен, бредит и страдает. Тут имеется и мотив вальса. Показывается фрагмент воспоминания о последующая гибель и счастье Андрея. Его партия есть декламационно- ясной, а на втором замысле – невидимый хор «пити пити». Остинатная линия хора показывает последнии секунды судьбы Андрея, и его последующую смерть.

Тут звучит привычный вальс из сцены первого бала Наташи. Помимо этого. Тут применён кинематографический приём – наплыв. Понемногу данный мотив оттеняется призрачными звучаниями оркестра.

Психологический тест! Невероятно точный тест на отношения: на какой цветок сядет бабочка?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: