В некоторых школах западной психологии считается, что руководить снами вредно, что сновидения — это регуляторная функция бессознательного либо разновидность связи между отдельными частями организма, которую нельзя нарушать. Такая точка зрения подразумевает, что существует бессознательное, являющееся вместилищем смысла и восприятия. Предполагается, что бессознательное формирует сновидение и вкладывает в него суть, что не редкость либо явным и очевидным, либо скрытым и нуждающимся в истолковании. В этом контексте довольно часто уверены в том, что личность складывается из бессознательного и сознательного качеств, а сновидение — нужный посредник, осуществляющий связь между этими двумя качествами. При таких условиях сознательное “я” может взять пользу, трудясь со снами, откапывая интуитивное понимание и смысл, заложенные в них бессознательным. Либо же оно обогащается благодаря катарсису сновидения либо благодаря упорядочиванию физиологических процессов посредством деятельности по созданию сновидений.
Познание пустоты в корне меняет отечественное познание процесса сновидения. Три упомянутые нюанса — бессознательное, суть и сознательное “я” — существуют лишь благодаря приписыванию действительности тому, что само по себе ее лишено. Необходимо понимать то, о чем тут говорится. Тревожиться, что вторжение сознания в область бессознательного губительно для естественного процесса, стоит лишь в том случае, если вы исходите из того, что составляющие данной ситуации являются обособленными элементами личности, каковые трудятся во сотрудничестве между собой. Но такая точка зрения принимает к сведенью лишь одно измерение внутренней динамики личности, обычно в ущерб пониманию личности в более широком нюансе.
Как уже упоминалось, имеется два уровня работы со снами. Один содержится в обнаружении в сновидении смысла. Данный метод в полной мере правомерен и отражает уровень большинства западных психологов, каковые знают сокровище сновидений. Как на Востоке, так и на Западе признают, что сны могут служить источником творчества, содействовать ответу неприятностей, диагностике заболеваний и без того потом. Но суть сновидений не есть что-то неотъемлемо им присущее: смыслом наделяет сновидение человек, что исследует сновидение, а после этого его разгадывает. Данный процесс во многом напоминает используемый некоторыми психологами тест, в то время, когда испытуемые обрисовывают образы, каковые видятся ими в чернильной кляксе. Суть не существует независимо. Суть не существует, пока кто-то не начнет его доискиваться. Отечественная неточность содержится в том, что, не видя подлинного положения вещей, мы начинаем думать, словно бы в действительности существует такая вещь, как бессознательное, а сновидение реально и похоже на записанное шифром тайное послание, которое возможно прочесть, в случае, если данный шифр разгадать.
Дабы по-настоящему применять сновидение для приближения к просветлению, нужно более глубокое познание того, что такое сны, что такое переживание. В случае, если практиковать глубоко, появляется довольно много прекрасных снов, богатых символами продвижения по пути. Но, в конечном итоге, суть сновидения не ответствен. Лучше не рассматривать сновидение как сообщение, отправленное вам из второй действительности либо кроме того из некоей неизвестной вам части самого себя. Вне двойственности сансары нет никакого условного смысла. Такая точка зрения не свидетельствует признания полного хаоса: никакого хаоса либо бессмысленности нет — это только очередные представления. Как ни необычно, перед тем как ум сможет получить полное освобождение, само понятие смысла нужно отвергнуть. В этом и содержится основная цель практики сновидений.
Мы не пренебрегаем смыслом, что содержится в иллюзорном сновидении. Но направляться осознавать, что и суть возможно иллюзорным. Для чего ожидать от сновидения многозначительной информации? Лучше пробраться в то, что кроется под смыслом, в чистую базу переживания. Такова верховная практика сновидений — не психотерапевтическая, а духовная, — которая сосредоточена на постижении и узнавании фундамента переживания, необусловленного. В то время, когда вы дойдете до данной стадии, вас не будет интересовать, имеется в сновидении информация либо нет. Сейчас вы сами идеальны, ваше переживание совсем, вы свободны от обусловленности, происходящей от двойственного сотрудничества с проекциями собственного ума.
Большая часть практик сновидений выполняется в то время, в то время, когда практикующий бодрствует. Они помогают для действия на сны, но не для прямого управления ими. Прямое управление снами — то, чего люди опасаются, пожалуй, больше всего, — происходит на протяжении осознанного сновидения. Примером помогает умножение себя в сновидении, как и преображение либо создание образов сновидения. В учении говорится, что все это отлично: если вы способны делать такие вещи, значит, у вас развилась гибкость ума. Потом ту же способность и самую гибкость руководить умом необходимо перенести на состояние бодрствования, но не чтобы летать, а чтобы выяснить свободу и сложную природу переживания, заключенную в таком понимании. Вместо того дабы быть игрушкой эмоций, вы сможете поменять и себя, да и то, каким вас видят окружающие. Сможете делать то, что воистину принципиально важно, вместо того дабы всегда пребывать в кошмарах, вечно изменчивых снах либо кроме того предаваться приятным фантазиям.
В сновидении происходит все то же, что и наяву. Кармические следы порождают сны, а отечественная реакция на переживание формирует предстоящие кармические следы. Данный процесс длится и на протяжении сновидений. И лучше мы будем руководить снами, чем они нами, как днем лучше не быть рабами собственных мыслей либо чувств, а в любой ситуации — абсолютно руководствоваться осознаванием.
Необходимо оказывать влияние на собственные сновидения. Необходимо, дабы они были более ясными и более слитыми с отечественной практикой, — эти качества необходимы нам в каждое мгновение судьбы’ Не опасайтесь стереть с лица земли что-то серьёзное. Мы уничтожаем только одно — собственный неведение.
Простые практики
Достижение плодов йоги сна и йоги сновидений зависит от того, как сильны у человека вера, намерение, терпение и усердие. Нет ни одной практики, которая имела возможность бы дать реализацию за одну ночь. Духовное созревание требует времени, и оно происходит в то самое время, в то время, когда мы проживаем собственную простую судьбу. В случае, если мы боремся со временем, то проигрываем. В случае, если же мы можем быть со временем в ладу, практика начинается спонтанно, сама собой.
Может показаться, что йога сновидений во всей собственной полноте через чур сложна и требует через чур многого, дабы стать действительностью нашей жизни. Но имеется довольно много для того чтобы, что возможно использовать по отдельности, понемногу вводя в собственную жизнь, пока понемногу вся жизнь не превратится в практику. Вот, что может делать любой, дабы достигнуть успеха в практике сновидений.
БОДРСТВУЮЩИЙ УМ
Время бодрствования образовывает приблизительно шестнадцать часов, и все это время ум занят. Довольно часто думается, что времени не достаточно, но как много времени тратится впустую! Современный мир всегда требует от нас чего-то: заниматься семейными делами и работой, наблюдать кино, ходить по магазинам, ожидать транспорта, общаться с приятелями. Тысячи дел претендуют на отечественное внимание и отнимают его, пока сутки не преобразовывается в целую гонку, которая изматывает и ведет к жажде еще большего отвлечения, служащего методом бегства от судьбы. Час за часом мы отдаляемся от самих себя. Таковой образ судьбы не содействует никакой практике, среди них и йоге сновидений. Исходя из этого направляться развивать в себе простые привычки, помогающие систематично возвращаться к самому себе, обретая больше присутствия.
Практикой может стать выдох и каждый вдох. Вдыхая, воображайте, что вбираете в себя чистую энергию, которая очищает и расслабляет вас. А с каждым выдохом воображайте, что избавляетесь от всех препятствий, отрицательных эмоций и напряжений. Для этого не требуется сидеть в каком-то особенном месте. Возможно делать это по пути на работу, в ожидании транспорта, сидя за компьютером, приготовляя еду, убирая дом, на прогулке.
Несложная, но сильная практика — стараться неизменно, в течение всего дня, сохранять чувство собственного тела. Ощутите тело как целое. Отечественный ум хуже взбесившейся мартышки: перескакивая с одного на второе, он с большим трудом может сосредоточиться на чем-то одном. Тело же — источник ощущений более устойчивых и постоянных. Применение тела в качестве якоря для осознавания окажет помощь уму стать более спокойным и собранным. Как участие ума нужно для поддержки и организации физической стороны судьбы, так и ум испытывает недостаток в помощи тела, дабы укрепиться в спокойном присутствии, которое в корне принципиально важно для всех практик.
К примеру, на протяжении прогулки тело может пребывать в парке, а ум сейчас трудится в конторе либо дома либо разговаривает с далеким втором, либо образовывает перечень продуктов, каковые необходимо приобрести. Это значит, что ум отделен от тела. Необходимо же, глядя на цветок, вправду видеть его, быть в полном присутствии. Посредством цветка отдайте ум в парк. Отклик на чувственное чувство воссоединит тело и ум. Чувство от цветка, принимаемое всем телом, восстанавливает целостность. То же самое происходит, в то время, когда мы видим дерево, обоняем запах дыма, осязаем ткань собственной рубахи, слышим крик птицы либо пробуем яблоко. Упражняйтесь в ярком ощущении объектов эмоций, не давая оценок. Старайтесь абсолютно быть глазом, принимающим образ, носом, принимающим запах, ухом, принимающим звук и без того потом. Старайтесь абсолютно находиться в переживании, пребывая только в чистом восприятии объекта эмоций.
Развив эту свойство, вы все равно станете реагировать на объекты: в то время, когда вы заметите цветок, покажется оценка его красоты, а запах возможно оценен как плохой. Не обращая внимания на это, благодаря практике возможно сохранять сообщение с чистым чувственным переживанием, а не погрязать в отвлечениях ума, как прежде. Разрешать туману понятий себя отвлекать — это привычка, и ее возможно заменить новой привычкой: применять телесное чувственное переживание, дабы прийти к присутствию, соединиться с красотой мира, с живым и насыщающим переживанием судьбы, которое прячется за завесой отвлечении. Это фундамент успешного освоения йоги сновидений.
Первое мгновение восприятия постоянно бывает ясным и броским. Только отвлечение ума не дает нам выявить это и с должным вниманием волноваться любой миг судьбы. В данной практике употребляется устойчивость формы и живое чувственное переживание принимаемого мира, дабы поддержать те качества ума, каковые больше всего содействуют достижению плодов практики сновидений.
ПОДГОТОВКА КО СНУ
По окончании напряженного дня мы довольно часто чувствуем себя полумертвыми, а упав на постель, становимся практически мертвыми. Мы не уделяем кроме того нескольких мин. тому, дабы объединить в присутствии ум и тело, но проводим целый вечер в отвлечении и остаемся в нем, подготавливаясь ко сну и погружаясь в сон. Объединить ум, чувства и тело — одна из самых серьёзных задач, которую возможно делать, дабы обеспечить продвижение по духовному пути. Любой вечер перед сном направляться уделять этому мало времени.
В случае, если, в то время, когда мы засыпаем, тело и ум разобщены, каждое из них идет своим методом. Тело сохраняет напряжения и стресс, накопленные в течение дня, ум же остается таким, каким был днем: перескакивает с одного на второе, из одного времени в второе, не имеет никакой опоры, покоя и постоянства. Им обладает либо возбуждение, либо вялость. Он практически не может к присутствию. В таковой ситуации нам недостает силы и осознавания, и делать йогу сновидений не редкость весьма тяжело.
Дабы поменять эту обстановку, иметь более здоровый сон и более ощутимые результаты практики сновидений, перед сном уделите пара мин. воссоединению с покоем и присутствием. Тут оказывают помощь простые вещи: примите ванну, зажгите благовония и свечу, сядьте перед алтарем либо кроме того в кровати и объединитесь с просветленными существами либо со своим преподавателем. Вы имеете возможность зародить сострадание, прислушаться к ощущениям тела и развить в себе эмоции эйфории, благодарности и счастья. Зародив благотворные мысли и эмоции, засыпайте. Молитвы и любовь расслабят тело и смягчат ум, принесут покой и радость тому и второму. Как уже было сообщено выше, представьте около просветленных существ, охранителей, в особенности дакини. Представьте, что они оберегают вас, как мать собственный дитя, излучая на вас сострадание и любовь. После этого, чувствуя покой и безопасность, молитесь: “Пускай ко мне придет ясное сновидение. Пускай сновидение будет осознанным. Пускай сновидение окажет помощь мне осознать себя”. Повторяйте эти слова многократно, вслух либо про себя. Это весьма простые действия, но они поменяют уровень качества сновидений и сна, а утром вы станете более отдохнувшими и уверенными в себе.
В случае, если вам думается, что через чур сложно делать все четыре этапа практики — сосредоточиваться на уровне горла, бровей, тайной чакры и сердца, — сосредоточивайтесь лишь на горловой чакре. По окончании молитвы представьте в том месте красное светящееся А. Сосредоточьтесь на нем, почувствуйте его и засыпайте. Перед этим принципиально важно успокоиться, ощутить сообщение с телом. В случае, если вам думается тяжёлым кроме того сосредоточиться на букве А, все собственный тело и объединитесь с состраданием и присутствием. Таков метод, помогающий очистить тело и ум, в которых за сутки накопились омрачения и напряжения. Любой вечер мы чистим зубы и умываемся — это усиливает отечественное настроение, и мы лучше дремлем. В случае, если же мы ляжем спать с ощущением неумытости, это повлияет на сон и на сны. Все мы не забываем об этом, в то время, когда речь заходит о физическом уровне судьбы, но довольно часто забываем, как принципиально важно чувствовать целостность и свежесть собственного ума. Быть может, направляться написать на зубной щетке: “Почистив зубы, не забудь помыть ум”.
Помимо этого, планируя спать, возможно делать дыхательные упражнения. Попытайтесь дышать одинаково через обе ноздри. В случае, если заложена правая ноздря, спите на левом боку и напротив. Успокойте дыхание и сделайте его плавным и ровным. Как уже говорилось, выдыхайте напряжения и отрицательные чувства, а вдыхайте чистую целительную энергию. Сделайте девять выдохов и вдохов, сидя в позе медитации либо лежа, а после этого сосредоточьтесь на красном А в горле. Скорее кроме того не сосредоточьтесь, а почувствуйте красное А, не оставайтесь отдельными, а слейтесь с ним. Проснувшись утром и почувствовав себя бодрыми и отдохнувшими, почувствуйте радость от собственного успеха. Почувствуйте благословение просветлённых существ и учителей, наслаждение от своих весёлых упрочнений и счастье от того, что идете по духовному пути. Это счастье будет содействовать следующей ночной практике и окажет помощь неуклонно поддерживать и развивать практику сновидений.
Часто, отходя ко сну, не редкость тяжело расслабиться либо почувствовать любовь и сострадание. При таких условиях применяйте творческое воображение. Представьте, что лежите на красивом теплом пляже либо гуляете в горах, где воздушное пространство чист и свеж. Представьте все то, что оказывает помощь расслабиться, а не просто проваливайтесь в сон, разрешив напряжениям и эмоциям прошедшего дня вывести себя из осознавания. Кроме того эти простые практики принесут громадную пользу.
Объединение
Практика сновидений нужна не только для личного развития либо получения увлекательных переживаний. Она образовывает часть духовного пути, и ее плоды должны затрагивать все нюансы судьбы, изменяя все существо практикующего и его взаимоотношения с миром. Большинство того, что в данной главе говорится об объединении практики сновидений с судьбой практикующего, уже упоминалось выше: тут оно лишь подытоживается.
Существуют два главных уровня практики сновидений: условный и неусловный, либо двойственный и недвойственный. Мы разглядывали в большинстве случаев первый из них, что опирается на работу с их сюжетом и образами сновидений, с отечественной реакцией на наши эмоции и переживание, с влиянием, которое оказывает на нас сновидение, и с плодами отечественной практики в сновидении, и с развитием большего осознавания и самоконтроля.
Неусловный уровень практики включает в себя не содержание сновидений и не то, как мы их переживаем, а лишь недвойственный Ясный Свет. Такова конечная цель практики сна и практики сновидений.
Не нужно недооценивать применение йоги сновидений на двойственном уровне. Так как большая часть из нас солидную часть времени живет в мире двойственности, и собственный духовный путь мы должны проходить конкретно в данной простой жизни. Используя практику сновидений, мы преображаем бешенство в любовь, отчаяние — в оптимизм, а собственные раны — в сильное и здоровое целое. Мы развиваем свойство умело трудиться с жизненными событиями и быть нужными вторым. Мы обретаем такие умения тогда, в то время, когда начинаем по-настоящему осознавать, что жизнь подобна сновидению и без того же податлива. Именно поэтому мы можем изменять простую судьбу, превращая ее в переживание, выполненное смысла и великой красоты, и включая все ее проявления в духовный путь.
Лишь тогда, в то время, когда отечественное условное “я” растворится в ригпа, мы по-настоящему уйдем от потребности в смысле и надежде, от деления на хорошее и нехорошее. Неусловная истина выше потребности и исцеления в исцелении. Но в случае, если мы примем эту возможность за действительность, не смотря на то, что в действительности все еще живем в двойственном воззрении, это приведет к таковой фальшивой духовности, в то время, когда, проявляя собственную обусловленность, мы принимаем ее за проявление свободы. В случае, если мы абсолютно пребываем в Ясном Свете, ничто отрицательное над нами больше не властно, исходя из этого легко проверить себя и убедиться, так ли это в действительности.
С практикой сновидений связаны четыре области, любая из которых объединяется с последующей: видимые проявления, сновидения, бардо и Ясный Свет. Под видимыми проявлениями тут имеются в виду все переживания в состоянии бодрствования, а также все чувственные впечатления и все внутренние процессы. Видимые проявления объединяются с областью сновидений, в случае, если разглядывать все впечатления и явления как сновидения. Тут должно быть не просто познание умом, а живое и яркое переживание. В другом случае будет только игра воображения и никаких настоящих изменений. Настоящее объединение областей видимых сновидений и проявлений создаёт глубокую перемену в реакции человека на окружающий мир неприязнь и Влечение существенно уменьшаются, а сумбур чувств, некогда казавшийся столь непреодолимым, воспринимается всего лишь как череда сновидений.
В то время, когда практика изменяет восприятие в состоянии бодрствования, это изменение затрагивает и сновидения. В состоянии сновидений появляется осознанность. Существует возрастающая последовательность уровней осознанности, начиная с первого опыта понимания, что сновидение имеется сновидение, не смотря на то, что оно все еще начинается по логике сновидения, и заканчивая полной осознанностью и яркой, в то время, когда человек совсем свободен в сновидении, а само сновидение делается переживанием потрясающей ясности и живости.
гибкость и Осознанность ума, развившиеся во сне, после этого объединяются с промежуточным состоянием, которое наступает по окончании смерти. Смерть весьма похожа на процесс погружения в сон. Возможность сохранять присутствие на протяжении состояния бардо, не потерять осознавание и не отвлекаться при появлении видений бардо, зависит от свойства, развитой в йоге сновидений. Говорят, что сновидения — это репетиция бардо. Это и имеется объединение состояния сновидений с промежуточным состоянием, познание, что восприятие образов сновидений будет совершенно верно таким же, как восприятие образов бардо. Достижение этого зависит от развития осознанности и непривязанности в снах.
Бардо необходимо объединить с Ясным Светом. Таков способ обретения просветления. В бардо оптимальнее не принимать появляющиеся проявления с двойственной точки зрения, а пребывать в недвойственном присутствии, в полном осознавании, не отвлекаясь. Это нахождение в Ясном Свете, в единстве пустоты и чистого осознавания. Такая свойство — еще и завершающий этап практики сновидений, предшествующий смерти: в то время, когда практикующий абсолютно воссоединяется с Ясным Светом, сны прекращаются.
В то время, когда переживания в состоянии бодрствования конкретно воспринимаются как сновидения, влечение заканчивается. Высокая степень осознанности, которую необходимо было развить, дабы достигнуть этого уровня, сама собой переносится на ночные сновидения. В случае, если в снах начинается и укрепляется осознанность, она позднее проявляется в бардо. В случае, если человек способен к полному и недвойственному осознаванию в бардо, он достиг освобождения.
Используйте практику сновидений непрерывно, и результаты проявятся во всех качествах судьбы. Плод полного осуществления практики — освобождение. В случае, если практика не ведет к трансформации восприятия судьбы, если вы ‘ не стали более расслаблены, а отвлечения и напряжения не уменьшились, значит, направляться посоветоваться с преподавателем, дабы узнать и преодолеть препятствия. В случае, если нет никаких ощущений продвижения по пути, необходимо усилить собственный намерение. В то время, когда же символы продвижения появились, весело приветствуйте их и пускай они укрепят ваше намерение. В случае, если имеется практика и понимание, продвижение не вынудит себя ожидать.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Сон
Следующие главы предполагают некое знакомство с основной тантрийской терминологией. В отличие от прошлого материала по йоге сновидений, эти главы о йоге сна направлены первым делом тем, кто уже есть практиком Тантры либо Дзогчена.
погружение и Сон в сон
Простой процесс погружения в сон происходит, в то время, когда сознание покидает эмоции: ум теряется в отвлечении, расплываясь в думах и мысленных образах, пока не растворится в темноте. После этого продолжается бессознательный период, по окончании которого появляются сновидения. Из чередования бессознательных сновидений и периодов складывается простой ночной сон.
Для нас сон — темнота, в силу того, что в нем мы утрачиваем сознание. Он думается лишенным переживаний, потому, что мы отождествляем себя с неотёсанным умом, что на протяжении сна прекращает деятельность. Период, в то время, когда отечественная личность исчезает, мы именуем “погружение в сон”. В сновидении мы владеем сознанием, в силу того, что движущийся ум активен и порождает эго сновидения, с которым мы себя отождествляем. Во сне же субъективного “я” не появляется.
Не смотря на то, что мы именуем сон бессознательным состоянием, отсутствие и темнота переживаний не являются его сущностью. Для чистого осознавания, которое образовывает отечественную базу, никакого сна нет. В то время, когда движущийся ум не затрагивают омрачения, сновидения либо мысли, он растворяется в природе ума. Тогда появляется не сон неведения, а ясность, блаженство и успокоенность. Развив в себе свойство пребывать в таком осознавании, мы обнаруживаем, что сон полон света. Эта светоносность имеется Ясный Свет, отечественная подлинная природа.
Как я уже растолковывал в прошлых главах, сны появляются из кармических следов. Я сравнивал данный процесс с показом фильма, где применяют свет и отснятую кинопленку. Кадры на кинопленке — это кармические следы, свет — освещающее их осознавание, а проецируются сновидения на базу (кунжи*). Йога сновидений развивает осознавание образов сновидений. Но в йоге сна нет ни кинопленки, ни проекций. В йоге сна нет образов. Эта практика содержится в прямом постижении осознавания осознаванием — свет освещает сам себя. Это светоносность без каких бы то ни было образов. Позднее, в то время, когда практикующий обретает устойчивость в Ясном Свете, кроме того образы сновидений его не отвлекают и период сновидений также присутствует в Ясном Свете. Тогда эти сны именуют снами Ясного Света, каковые отличаются от снов ясности. В снах Ясного Света присутствует ничем не омраченный Ясный Свет.
Когда мы облекаем Ясный Свет в понятия либо пробуем его вообразить, подлинный суть его теряется. В Ясном Свете нет ни субъекта, ни объекта. В Ясный Свет нереально войти, в случае, если происходит хоть какое-то отождествление с субъектом. В действительности в Ясный Свет нет ничего, что “входит”: Ясный Свет — это база, выясняющая сама себя. Нет ни “вас”, ни “его”. Применение двойственного языка для описания недвойственности неизбежно ведет к парадоксу. Путь определить Ясный Свет — определить его прямо.
Три разновидности сна
СОН НЕВЕДЕНИЯ
Сон неведения, что мы именуем “глубочайший сон”, — это великая тьма. Возможно поразмыслить, что ей тысячи лет а также больше: она имеется сущность неведения, корень сансары. какое количество бы ночей мы ни дремали в течение тридцати либо семидесяти лет, мы не можем прекратить дремать. Мы опять и опять возвращаемся в сон, словно бы он питает нас энергией, и он вправду питает. Неведение — пища сансары, и в то время, когда мы, сансарные существа, погружаемся в сон неведения, отечественная сансарная жизнь приобретает питание. Мы просыпаемся окрепшими, отечественное сансарное бытие выглядит освеженным. Это “великое неведение”, потому что оно безмерно.
Мы переживаем сон неведения как вакуум, в которой нет ни ощущения собственного “я”, ни сознания. Представьте продолжительный изнурительный сутки, дождливую погоду, обильный ужин и в завершение сон, в котором нет ни ясности, ни ощущения собственного “я”. Мы исчезаем. Врожденное неведение — первичная обстоятельство сна. Нужные условия и вторичные причины его проявления связаны с его усталостью и телом.
САНСАРНЫЙ СОН
Вторая разновидность сна — сансарный сон, сон со снами. Сансарный сон именуют “великой иллюзией”, в силу того, что он думается нескончаемым.
Сансарный сон похож на прогулку в историческом центре города, где происходят разнообразные события: люди обнимаются, ссорятся, болтают и расходятся. В нем имеется богатство и голод; люди, каковые занимаются бизнесом, и люди, каковые у них крадут. В нем имеется собственные красоты, места и трущобы, наводящие кошмар. Проявления шести лок возможно найти в любом городе, а сансарный сон — это город сновидений, бескрайний мир умственной деятельности, порожденной кармическими следами прошлых деяний. В отличие от сна неведения, в котором неотёсанный движущийся ум бездействует, сансарный сон требует участия отрицательных эмоций и грубого ума.
Потому, что конкретно тело влечет нас ко сну неведения, основная обстоятельство сновидений — деятельность чувств. Вторичные обстоятельства — действия, в базе которых лежат неприязнь и влечение.
СОН ЯСНОГО СВЕТА
Третья разновидность сна, которой возможно достигнуть посредством йоги сна, — сон Ясного Света. В противном случае его именуют сном ясности. Он наступает, в то время, когда тело спит, но практикующий не теряет себя ни во тьме, ни в снах, а пребывает в чистом присутствии.
В большинстве текстов Ясный Свет определяют как ясности и единство пустоты. Это чистое, безлюдное осознавание, составляющее базу живого существа. Определение “Ясный” относится к пустоте, матери, базе, кунжи. “Свет” относится к ясности, сыну, ригпа, чистому врожденному осознаванию. Ясный Свет — это прямая реализация единства ригпа и базы, осознавания и пустоты.
Неведение сравнивают с чёрным помещением, в котором вы спите. Осознавание — светильник в этом помещении. Независимо от того, сколь продолжительно помещение оставалось чёрным, час либо миллион лет, в тот миг, в то время, когда вспыхнет светильник осознавания, все помещение наполнится светом. В пламени присутствует будда, дхармакая. Данный свет — вы сами. Вы сами имеется Ясный Свет. Он не объект вашего восприятия и не состояние ума. В случае, если в темноте светоносное осознавание полно блаженства, светло, недвижно, без начала, без оценки, без краёв и центра, — это ригпа, природа ума.
В случае, если замечать идея в осознавании, не проявляя ни влечения, ни неприязни, она растворяется. В случае, если идея — объект осознавания — растворяется, наблюдатель, либо субъект, также растворяется. В известном смысле, в случае, если растворяется объект, то он растворяется в базе, а вдруг растворяется субъект, он растворяется в ригпа. Это рискованное сравнение, потому, что возможно поразмыслить, словно бы существуют две вещи, база и ригпа, но такое познание было бы неверным. Они неразрывны, как влажность и вода. Их обрисовывают как два нюанса одного и того же, дабы уменьшить нам познание, дабы связать учение с кажущейся дихотомией объекта и субъекта. Но истина содержится в том, что ни при каких обстоятельствах не бывает объекта, отдельного от субъекта. Имеется лишь иллюзия раздельности.