Педагогическая деятельность, как и каждая вторая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда преподавателя возможно верно оценить, только выяснив уровень его творческого отношения к собственной деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень применения им собственных возможностей с целью достижения поставленных целей. Творческий темперамент педагогической деятельности исходя из этого есть серьёзной ее изюминкой. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, мастерство) творчество педагога не имеет собственной целью создание социально полезного нового, уникального, потому, что его продуктом постоянно остаётся развитие личности. Само собой разумеется, творчески трудящийся педагог, а тем более педагог-новатор, формирует собственную педагогическую совокупность, но она есть только средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Мотнвы — то, что побуждает деятельность человека, для чего она совершается. |
Творческий потенциал личности педагога формируется на базе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, навыков и умений, разрешающих обнаружить и использовать уникальные ответы, методы и новаторские формы и тем самым совершенствовать выполнение собственных опытных функций. Лишь эрудированный и имеющий особую подготовку преподаватель на базе глубокого анализа появляющихся осознания и ситуаций сущности неприятности методом мысленного эксперимента и творческого воображения способен отыскать новые, способы и оригинальные пути ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит лишь тогда и лишь к тем, кто добросовестно относится к труду, всегда стремится к увеличению опытной квалификации, изучению опыта и пополнению знаний лучших учителей и школ.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой главных компонентов педагогической деятельности и охватывает фактически все ее стороны: планирование, организацию, анализ и реализацию результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс ответа педагогических задач в изменяющихся событиях. Обращаясь к ответу неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, преподаватель равно как и любой исследователь, сооружает собственную деятельность в соответствии с неспециализированными правилами эвристического поиска: анализом педагогической обстановке; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, нужных для достижения искомого и проверки предположения результата; оценкой взятых данных; формулировкой новых задач.
Коммуникации — понятие, применяемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между моделями. 2. Для характеристики обмена информацией в людской общении по большому счету. |
Но творческий темперамент педагогической деятельности нельзя свести лишь к ответу педагогических задач, потому что в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Однако ответ намерено подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целепола-гание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, оценка и классификация и т.п.), есть главным важнейшим условием и фактором развития творческого потенциала личности преподавателя.
Эвристика — совокупность логических методических правил и приёмов исследования. |
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально умений и новых знаний в содержание опытной подготовки преподавателя. Но это не свидетельствует, что научить творчеству запрещено. Возможно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих преподавателей
и своеобразной творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим причиной процессов ответа педагогических задач.
Креативность — свойство, отражающая глубинное свойство индивидов создавать уникальные сокровища, принимать нестандартные ответы. |
Это смогут быть задачи на умений и знаний в новую обстановку, на обнаружение новых неприятностей в привычных (обычных) обстановках, на выделение новых функций, приёмов и методов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же содействуют и упражнения в анализе педагогических явлений и фактов, выделении их составляющих, обнаружении рациональных баз тех либо рекомендаций и иных решений.
Довольно часто сферу проявления творчества преподавателя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, уникальному ответу педагогических задач. В это же время творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при ответе коммуникативных задач, выступающих основанием и своеобразным фоном педагогической деятельности. В.А.Кан-Калик, выделяя наровне с логико-педагогическим нюансом творческой деятельности преподавателя и субъективно-эмоциональный, подробно конкретизирует коммуникативные умения, в особенности проявляющиеся при ответе ситуативных задач. К числу таких умений первым делом направляться отнести умения руководить своим психологическим и эмоциональным состоянием, функционировать в публичной обстановке (оценить обстановку общения, привлечь интерес аудитории либо отдельных учеников, применяя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особенное сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.
Е.С. Громов и В.А. Моляко именуют семь показателей креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу свойственны кроме этого такие качества, как инициативность, самостоятельность, свойство к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и рвение к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая опытная память.
Любой преподаватель продолжает дело собственных предшественников, но преподаватель-творец видит шире и существенно дальше. Любой преподаватель так или иначе преобразует педагогическую реальность, но лишь преподаватель-творец ведет активную борьбу за кардинальные преобразования и сам в этом деле есть наглядным примером.