Литературные нормы стилистики и культуры речи

Задание АЗ предполагает наличие у вас определенных по

. знаний в области культуры речи. Тут вам предлагают отыскать вариант с нарушением норм формообразования слова.

Главные типы неточностей, предлагаемых абитуриентам (в кавычках даны ошибочные словоформы -в скобках указан верный вариант):

Нарушение норм формообразования имен существительных:

• довольно много «апельсин» (апельсинов), «бакла:жаю (бакла:жанов),

«банан» (бананов), «мандарин» (мандаринов), «огурец» (огур цов), «помидор» (помидоров), «Яблоков» (яблок);

• довольно много «ботинков» ( ботинок), «валенков» ( валенок),

«джине» ( джинсов), «гольф» (гольфов), «носок» ( носков),

«погонов» (погон), «сапогов» (сапог), «туфлей» ( туфель),

«тапочков» ( тапочек), «чулков» ( чулок), «шортов» ( шорт);

• «встшпь с колен» (с коленей), «шарфупал с плечеiт (с плеч);

• довольно много «баржей» ( барж), «басней» ( басен), «вафлей» (ва фель), «вишней» (вишен), «манжетов» (манжет ), «паш ней» ( пашен), «петлей» ( петель), «утратой» ( утрат),

«простыней» (простынь), «сиротов» ( сирот), «сплетней» ( сплетен), «черешней» ( черешен), «яблоней» (яблонь );

• довольно много «блюдцев» (блюдец), «деревец» ( деревцев), «nоло тенцев» (полотенец), «одеяльцев» ( одеялец);

• довольно много «бо.мжов» (бомжей), «векселёв» ( векселей), «гос питалёв» (больниц ), «зеркалов» (зеркал), «местов» (мест), «nадежов» (падежей), «рельс» (рельсов);

• довольно много «nобережьев» (побережий), «Застольев» (засто лий), «гуляньев» (гуляний), «кушаньев» (кушаний), «ола дьев» ( оладий), «соленьев» ( солений),

РУССКИ Й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и ОСНОВНЫХ «ОШИБОК» ЕГЭ

• довольно много «амперов» ( ампер), «аршинов» ( аршин), «ваттов» ( ватт), «вольтов» ( вольт), «гектар» (гектаров), «грамм» ( гра.ммов), «килограмм» ( килограммов ), «рентгенов» (рентген);

• довольно много «брызгов» ( брызг), «грабель» (граблей), «макаро нов» (макарон), «сумерков» ( сумерек), «потемков» ( по те.мок), «ясель» (яслей );

• довольно много «армянов» ( армян), «башкиров» ( башкир), «гру зинов» (грузин), «монгол» (монголов ), «таджию ( тад жиков), «татаров» ( татар), «туркменов» ( туркмен),

«турков» ( турок), «цыганов» ( цыган);

• довольно много «солдатов» ( воинов), «партизанов» ( партизан);

• «торжественные торта» (торты), «боевые офицера» (офи церы), «отечественные бухгалтера» ( бухгалтеры), «местные шо фера» ( водители), «юные инженера» ( инженеры), «ува жаемые профессорьl» ( доктора наук), «юные докторы» ( доктора), «подписать договора» ( контракты).

Нарушение норм формообразования имен прилагательных:

• «гораздый» (горазд), «потрясный» ( потрясающий, по трясенный, потрясший);

• «болееумнее» (умнее ), «более лучше» (лучше), «более луч ший» (лучший ), «послабже» ( не сильный), «поширше» ( по шире), «самый умнейший» (умнейший ), «самый глупей ший» (глупейший).

Нарушение норм формообразования имен числительных:

• «в двести пятнадцати городах» ( в двухстах пятнадца ти городах), «с триста сеАtидесяти пятью студента ми» (с тре.мястами семьюдесятью пятью студентами),

«к шестьюстам обучающимся» ( к шестистам обучающимся ),

«в сорок восьми округах» ( в сорока восьми округах), «около полторы тонны» ( около полутора тысячь киллограм), «более полто раста километров» ( более полутораста километров ) — у числительных сЮ1оняются оба корня(!);

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

• «в тысяче почти тысячу семнадцатом году» ( в тысяча де вятьсот семнадцатом году), «в двух тысяче пятнадца том году» ( в две тысячи пятнадцатом году);

• «обоих девочею ( обеих девочек), «с обои.ми студентка ми» (с обеими студентками ), «в обоих руках» ( в обеих руках );

• «четверо девушек» ( четыре девушки), «троих псов» ( трех псов), «двое бабушек» ( две бабушки).

Нарушение норм формообразования в словосочетаниях с именами числительными:

• «к перво.1иу сентябрю» ( к первому сентября), «к восьмо му марту» ( к восьмому лtарта ).

Сп равочн ый материал

Склонение количественных числительных (целые числа)

Числительное один Согласуется с суще- ствительным в роде и падеже и склоня- ется как прилага- тельное Им.о. один карандаш, Р.п. одного карандаша, Д.п. одному карандашу, В.п. один карандаш, Т.п. одним карандашом, П.п. об одном карандаше
Числительные два, три, четы- ре, пять Имеют особенные фор- мы Им.п. два, три, четыре, пять; Р.п. двух, трех, четырех, пяти; Д.п. (к) двум, трем, четырем, пяти; В.п. два (двух), три (трех), четыре (четырех), пять (пяте- рых); Т.п. двумя, тремя, четырьмя, пятью; П.п. о двух, о трех, о четырех, о пяти

РУССКИ й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и основных «ОШИБОК» ЕГЭ

Числительные сорок, девяно- сто, сто

При склонении об- разуют две формы В им. и вин. падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста
Числительные пятьдесят, двести, три- cnra, четыре- ста, пятьсот Склоняются обе части Им.о. пятьдесят, двести, три- ста, четыреста, пятьсот; Р.п. пятидесяти, двухсот, трехсот, четырехсот, пятисот; Д.п. (к) пятидесяти, двумстам, тремстам, четыремстам, пяти- стам; В.п. пятьдесят, двести, триста, четыреста, пятьсот; Т.п. пятьюдесятью, двумяста- ми, тремястами, четырьмяста- ми, пятьюстами; П.п. (о) пятидесяти, o двухстах, о трехстах, o четырехстах, о пятистах
Числительные от шести до двадцати и числительное тридцать Склоняются как числительное пять Им.о. шесть, двенадцать, \тридцать; Р.п. шести, двенадцати, \тридцати; Д.п. к шести, к двенадцати, \к тридцати; В.о. шесть, двенадцать, три- дцать; Т.п. шестью, двенадцатью, тридцатью; П.п. о шести, о двенадцати, \о тридцати
Числительные шестьдесят, семьдесят, во- семьдесят Склоняются как числительное пять- десят Им.о. шестьдесят Р.п. шестидесяти Д.п. к шестидесяти В.о. шестьдесят Т.п. шестьюдесятью П.п. о шестидесяти
Числительные шестьсот, семьсот, во- семьсот, де- вятьсот Склоняются как числительное пять- сот Им.п. семьсот Р.п. семисот Д.п. к семистам В.о. семьсот Т.п. семьюстами П.п. о семистах

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

Обратите внимание, что при склонении составных коли чественных числительных изменяется раздельно каждое из слов: триста шестьдесят пять, трехсот шестидесяти пяти, трем стам шестидесяти пяти, триста шестьдесят пять, тремя стами шестьюдесятью пятью, о трехстах шестидесяти пяти. Обратите внимание на то, что собирательные числитель ные склоняются как имена прилагательные во множественном числе: двое, двоих, двоим, двоих, двоwли, о двоих; трое, троих, троuлt , троих, троими, о троих; пятеро, пятерых, пятерым,

пятерых, пятерыми, о пятерых.

Обратите. внимание, что с именами существительными мужского рода сочетается числительное оба, с именами суще ствительными женского рода сочетается числительное обе: оба мальчика, обе подруги.

Нарушение норм формообразования местоимений:

• «думать об ней» ( думать о ней), «у ейной мамы» (у ее мамы), «ударился об ее» (ударился об нее), «зашел к ей» (зашел к ней), «в евойном доме» ( в его доме), «у его на работе» (у него на работе ). ·

Нарушение причастий формообразования и норм глаголов:

• «виды ( повидай), «взгляны ( взгляяи), «дой» (дои), «едь, ехай» ( отправься), «ложы ( клади), «ложишы ( кладешь),

«ложим» ( кладем), «ложит» ( кладет),

«оденьтеся» ( оденьтесь), «промокнул» (промок), «nро поведовает» ( проповедует), «становьте» ( ставьте);

• «вытеревший» ( стёрший), «обгрызанный» ( обгрызен ный), «кликающий» ( кличущий), «.мяучащий» (мяукаю щий), «разбрызженный» (разбрызганный), «сыпающий» (сыплющий), «трепающий» (треплющий), «щипающий» ( шиплющий).

РУССКИ Й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и ОСНОВНЫХ «ОШИБОК•ЕГЭ

Нарушение норм лексической сочетаемости слов:

• «выразить аналогию» (совершить аналогию), «выправить текст» ( откорректировать текст), «дышится свежо» ( дышится легко), «жгет костер» (разжигает пламя), «за дача достигнута» (задача выполнена), «изъявлять сомне ние» ( высказывать сомнение), «одеть платье» (надеть 1Vlа тье), «пополнять кругозор» (расширять кругозор), «сделать поступою» ( совершить поступок), «плохо прекрасный» (прекрасный), «удачами не сверкаем» (удачами не бле щем),

Неточности в словосочетаниях со связью «управление»:

• «апеллировать массы» (апеллировать кмассам ), «благо даря хорошей погодьт ( благодаря хорошей погоде), «вос хищаться подвигу» (восхищаться подвигом), «гордить ся за удачи» (гордиться удачами ), «информировать в проделанной работе» ( информировать о проделанной работе ), «пребывать в тылу у неприятеля» ( в тылу неприятеля),

«01V1атить за квартиру» ( оплатить квартиру), «описы вается о жизни» (описывается жизнь), «ответить по запросу» ( ответить на запрос), «свидетельствовать за удачи» ( свидетельствовать об удачах ), «в соответствии с рас писания» ( в соответствии с расписанию ), «мучиться разлукой»

( мучиться в разлуке ), «тосковать по вам» (тосковать по вас);

• «благодаря работы» ( благодаря работе ), «бессилен ко времени ( бecCUJleн перед временем), «вопреки предска зания» ( вопреки предсказанию), «чувствительный на ин фекции (чувствительный к заразам), «вредный здоро вью» ( вредный для здоровья), «позавтракать кашу» ( по завтракать кашей), «падкий до денег» (падкий на сутки ги), «предпочел музыку над наукой» ( предпочел музыку науке), «претендовать в гениальносты (претендовать на гениальность), «характерен вам» (характерен для вас), «характерен для нас» ( характерен нам), «упрекать за разгильдяйство» (упрекать вразгильдяйстве );

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

• «безжалостен для неприятеля» ( безжалостен к неприятелю), «вздыхать за прошлое» ( вздыхать о прошлом), «возразить оппонен та» ( возразить оппоненту), «воплотить в мечту» ( во плотить мечту), «гарантиЯ к успеху» (гарантия успе ха), «гибельный к людям» (гибельный для людей), «дис куссировать по правам личности» ( дискутировать о пра вах личности ), «досадовать себе» ( досадовать на себя),

«достигнуть славу» ( достигнуть славы), «жертвовать себя» (жертвовать собой, судьбой), «зол к ва.ю ( зол на вас),

«обмениваться с комплиментами» (обмениваться комп лиментами;

• «иронизировать о друг» ( иронизировать над прияте лем), «искупить греха» ( искупить грех),

«превзойти над соперником» ( превзойти соперника), «по чтителен для своих родителей» ( почтителен к родителям );

• «предвосхитить событий» (предвосхитить события),

«раздосадован в неудаче» (раздосадован неудачей), «рас полагать на отдых» (располагать к отдыху), «предубеж дение к современному мастерству» ( предубеждение против современного мастерства), «преуспевать карьерой» ( преус певать в карьере), «приверженность к науке» ( привержен ность науке), «сетовать о неурожае» ( сетовать на не урожай), «сигнализировать аварию» ( сигнализировать об аварии), «согласиться на собственную участы ( согласиться со сво ейучастью ), «соответствовать эталона» (соответство вать эталону), «созвучен временем» (созвучен времени),

«содействовать для успеха» (содействовать успеху ),

«тоска за Отчизну» (тоска о Отчизне), «уклоняться разго вора» (уклоняться от беседы ), «уверенность об направляться хе» (уверенность вуспехе ), «указать неточность» (указать на неточность), «чуждый мастерству» ( чуждый искусства).

РУССКИ Й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и ОСНОВНЫХ «ОШИБОК» ЕГЭ

ЗАДАНИЕ AI+

Построение предложений с деепричастным оборотом

1. Это задание контролирует ваше умение строить предложе ния с деепричастным оборотом. Наряду с этим мы имеем в виду, что в данном предложении единый производитель действия, что связан со обособленным обстоятельством и сказуемым, выраженным деепричастным оборотом. Это подлежащее, вы раженное формой именительного падежа имени существи- тельноrо либо местоимения. В большинстве случаев, это живое лицо либо животное:

За.метив цветы, она улыбнулась.

Живя в .монастыре, Мцыри грезил о свободе.

Заметив детей целыми и невредимыми , родители испытали чувство облегчения.

Вспоминая о прошлом, я печалюсь.

Редко в таких предложениях в функции подлежащего мо жет выступать существительное -неодушевленный предмет (в именительном падеже!):

Превратившись в столицу, Москва стала расти. Радостно засмеявшись, выглянуло солнце.

Но в этом случае в предложении кроме этого должен быть одинаковый производитель действия, выраженного и сказуемым, и обособленным событием -деепричастным оборотом.

2. Ваш вариант ответа будет неверен, в случае, если у вас в пред ложении два разных производителя действия: один свя зан со сказуемым, а второй связан с обособленным обстоя тельством, выраженным деепричастным оборотом.

К примеру: Проводя химические испытания, появляются новые вещества. Тут вещества появляются, а испытания проводит ка кое-то лицо. Потому, что в предложениях для того чтобы типа подразу мевается единый производитель действия, то практически по лучается, что вещества выполняют химические испытания! Правиль-

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

но выстроенное предложение звучит следующим образом: Про водя химические испытания, я приобрел новые вещества.

Либо таковой хрестоматийный пример: Подъезжая к станции, у .меня слетела шляпа. Тут кроме этого имеется два производителя действия -человек, подъезжающий к станции, и шляпа, сле тевшая с головы. Верно выстроенное предложение звучит следующим образом: Подъезжая к станции, я утратил шляпу.

3. В случае, если в этом задании вы не находите предложений, ана логичных тем, каковые приведены в п. 1, то вы ищете потом безличное инфинитивное предложение (этот тип пред ложений есть вторым по популярности в данном задании): Необходимо переработать сценарий, учитывая пожелания ав

тора.

направляться выполнять осторожность, проводя химические испытания.

f азбивая виноградники, нужно учитывать состав земли.

В таких предложениях вовсе нет подлежащего. Но имей те в виду, что в случае, если в безличном предложении нет инфинити ва, то оно вам не подходит. Деепричастный оборот не имеет возможности употребляться в безличных предложениях, где отсутствует инфинитив! К примеру, нереально выстроить предложение с деепричастным оборотом следующим образом: Вспоминая о прошлом, мне делается безрадостно.

4. В случае, если в данном задании вы не находите предЛО){\ений, подобных тем, каковые приведены в п. 1, 3, то потом вы ищете определенно-личное предложение с деепричастным оборотом. В этом предложении нет подлежащего, но оно под разумевается (мы можем подставить к сказуемому местоиме ния «Я», «МЫ», «ТЫ», «ВЫ»):

Определяя происхождение слов, обращайся к этимологичес кому словарю.

РУССКИ й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и основных «ОШИБОК• ЕГЭ

Изучая сборник, обратите внимание на эту статью. Сижу в кресле, листая издание.

Забывая о проблемах, идем в театр.

5. Значительно реже в этом задании употребляются обобщенно индивидуальные и неизвестно-личные предложения. В этих пред ложениях также нет подлежащего. В обобщенно-личных пред ложениях сказуемое контролируем местоимениями «ТЫ», «ВЫ». Обрисовываемые в таких предложениях собьпия смогут относить ся к вам, ко мне либо по большому счету к любому лицу:

Утро.м выходишь в сад и, замирая от восхищения, радуешься просыпающемуся солнцу.

В неизвестно-личных предложениях сказуемое прове ряем местоимением «оню:

Завершив главную работу, возвратWlись к себе.

6. Имейте в виду, что деепричастный оборот запрещено упот реблять в страдательной конструкции (такие предложения в этом задании также не выбирайте в качестве ответа!): Проект до.ма был подготовлен, учитывая пожелания хозяина.

Так, деепричастный оборот не употребляется:

• в предложениях, где присутствуют два производителя действия (один связан с деепричастным оборотом, вто рой -со сказуемым);

• в безличных предложениях без инфинитива;

• в страдательной конструкции.

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

ЗАдАНИЕ А5

Нарушение синтаксической нормы в предложении

Вам необходимо тут отыскать предложение с грамматической неточностью (с нарушением синтаксической нормы). Не выбирайте предложение с неточностью по интуиции («думается», «не хорошо зву чип, «так не говоряn ). Неточность в этом задании -очень ·чет кая, она видна. Ниже приводятся главные типы неточностей, пред лагаемые вам в этом задании.

Неверное согласование сказуемого и подлежащего:

• Пример неточности: Все, кто рано начинает изучать анг лийский язык, скоро овладевает им. -Верный вариант: Все, кто рано начинает изучать английский язык, скоро овладевают им.

• Пример неточности: Все, кто рано начинают изучать анг лийский язык, скоро овладевают им. Верный ва риант: Все, кторано начинает изучать английский язык, скоро овладевают им.

• Пример неточности: Издание «Зна.мю’ опубликовало стихи юного поэта Арсеньева. -Верный вариант: Жур нал «Знамя опубликовал стихи юного поэта Арсеньева.

• Пример неточности: Опера «Евгений Онегию’ снова появшr ся на сцене отечественного театра. -Верный вариант: Опе ра l

Неверное согласование приложении с определяемым словом:

• Пример неточности: В .телепередаче ((Сельском часе был представлен занимательный сюжет. -Верный вари анг: В телепередаче ((Деревенский часбыл представлен ин тересный сюжет.

РУССКИ Й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и ОСНОВНЫХ «ОШИБОК• ЕГЭ

• Пример неточности: В романе «Русском лесе Леонов раз мышляет о сохранении природы. -Верный вари ант: В романе «Русский лес Леонов размыШJiяет о со хранении природы.

Неточности в предложениях, где присугствуют словосоче тания со связью «управление»:

• Пример неточности: Мы любим и гордимся отечественными деть ми. -Верный вариант: Мы любим отечественных детей и гордимся ими.

• Пример неточности: Организация начала руководить и рас пределять доходы предприятия. — Верный вари ант: Организация начала руководить доходами предпри ятия и распределять их.

• Пример неточности: Мы замечаем и восхищаемся ваши ми удачами. -Верный вариант: Мы замечаем за вашими удачами и восхищаемся ими.

• Пример неточности: Довольно много народу гуляло на площадях,ули цах, скверах. -Верный вариант: Довольно много народу гу ляло на площадях, улицах, в скверах.

• Предлоги «благодаря», «вопреки»,

• Пример неточности: Вопреки прогнозов мы сдали экзамены отлично. -Верный вариант: Вопреки прогно зам мы сдали экзамены отлично.

• Пример неточности: Поезд пришел в соответствии с расписания. — Верный вариант: Поезд прииtел в соответствии с распи санию.

• Запомните написание предлога «по окончании», «по за вершении». Пример неточности: По окончанию практики все возвратились к себе. — Верный вариант: По окончании практики все возвратились к себе.

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

Неточности в потреблении причастия и причастного оборота:

• Причастный оборот неправильно согласован с главным словом. Пример неточности: Дорога покрыта снегом, прова ливающемуся под ногами. -Верный вариант: До рога покрыта снегом, провшивающимся под ногами.

• Пример неточности: Сюжет этого писателя, переживший личную драму, поразWl читателей. -Верный ва риант: Сюжет этого писателя, пережившего личную драму, поразил читателей.

• Смешение настоящей и страдательной формы при образовании причастного оборота. Пример неточности: Де тей, вернувших из лагеря, встреч_али родители. -Пра вильный вариант: Детей, возвратившихся из лагеря, встре чали родители.

• Пример неточности: Вина, отправившиеся из Абхазии, мы по лучWlи только спустя семь дней. -Верный вариант: Вина, посланные из Абхазии, мы взяли только спустя семь дней.

• Пример неточности: Мы проезжали мимо строящего мос та. -Верный вариант: Мы проезжали мимо стро ящегося моста.

• Пример неточности: Зной стоял над морем, раскинутым вдалеке. -Верный вариант: Зной стоял над морем, раскинувшимся вдши.

Неточности при построении редложения с однородными участниками:

• Однородные члены не смогут быть выражены разны ми синтаксическими конструкциями. Пример неточности: Марианна обожает играть на гитаре и пение. -Пра вильный вариант: Марианна обожает играть на гитаре. и петь.

• Пример неточности: Студент, отвечавший блестяще и что решил все задачи до одной, вышел первым из аудитории. -Верный вариант: Студент, отвечав-

РУССкий языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и основных •ОШИБОК• ЕГЭ

ший блестяще и решивший все задачи до одной, вы шел первым из аудитории.

• Неверное потребление двойного альянса, благодаря чему в предложении с однородными участниками оказываются невер но расставленными смысловые выговоры. Пример неточности: Я не только применял книги и издания, но и элект ронные издания. -Верный вариант: Я применял не только книги и издания, но и электронные издания.

• Неверно согласованы обобщающее однородные члены и слово. Пример неточности: Духовные искания русского ге роя отражены в произведениях многих l(Jlассиков: Тур генев, Толстой, Чехов. -Верный вариант: Духов ные искания русского храбреца отражены в произведениях

.многих классиков: Тургенева, Толстого, Чехова.

Неточности при построении синтаксической конструкции с однородными придаточными предложениями:

• Пример неточности: Весной делается в лесу слышно как лопаются почки и чириканье птиц. -Верный ва риант: Весной в лесу делается слышно, как лопаются почки и чирикают птицы.

Нарушение лексической сочетаемости слов1:

• Пример неточности: Катерина оказала протест против

«чёрного царства». -Верный вариант: Катерина

выразила протест против «чёрного царства».

• Пример неточности: Бородинская битва вскрыла то луч шее, что было в князе Андрее. -Верный вариант: Бородинская битва открыла толучшее, что было в князе Андрее.

• Пример неточности: Любимые храбрецы Толстого далеко не иде алыiы, они впадают в собственные кризисы. -Верный ва риант: Любимые храбрецы Толстого далеко не совершенны, они переживают собственные кризисы.

1 Розенталь Д.Э., светло синий И.Б. Секреты стилистки. -М., 1996. -С. 16.

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

• Пример неточности: Произведения Пушкина овеяны мысль ми свободы. -Верный вариант: Произведения Пуш кина проникнуты идеями свободы.

• Пример неточности: Он наблюдал не смыкая взzляда. -Пра вильный вариант: Он наблюдал не смыкая zлаз.

• Пример неточности: Долохова за его бесшабашность произ вели в воины. -Верный вариант: Долохова за его бесшабашность разжаловали в воины.

• Пример неточности: К нам пришли люди, удрученные опы том. -Верный вариант: К нам пришли люди, умуд ренные опытом.

Неуместное потребление альянса:

• Пример неточности: Он задал вопрос, что приедут ли они завт ра. -Верный вариант: Он задал вопрос, приедут ли они на следующий день.

РУССКИ Й языкАНАЛИЗ КАПКАНОВ и ОСНОВНЫХ «ОШИБОК» ЕГЭ

ЗАдАНИЕ Аб

Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом

При исполнении этого задания вам направляться запомнить сле дующие моменты.

Нереально заменить причастным оборотом те придаточ ные предложения, в которых говорится о будущем времени (имеется слова юавтра», «через несколько дней», «в следующем году», «через пять лет» и т.д.). Причастие не имеет катего рии будущего времени! К примеру:

Ученые, каковые приедут на следующий день, поселятся в отеле; СпорmсАtены, каковые будут выступать в соревнованиях,

на данный момент отдыхают.

Нереально заменить причастным оборотом те придаточ ные предложения, в которых перед союзным словом «кото рый» имеются предлоги (к, для, от, о, при, с, в, через, сверх, среди , около и т. д.). В этих придаточных предложениях воздействие создаёт не сам предмет либо лицо, а воздействие производится над ним:

Деревца , к каким чуть проникали солнечные лучи, внезапно ожили и расцвели;

Сейчас я сыграл роль, к которой шел много лет.

Помимо этого, неосуществима замена причастным оборотом не которых придаточных предложений, в которых кроме этого воздействие производится над предметом, но наряду с этим союзное слово «ко торый» употребляется без предлогов:

Воздушное пространство, которым мы дышим, очень сильно загрязнен;

Утром к ним зашел человек, которого мы видели день назад на балу.

Замена неосуществима, в случае, если в основной части предложения имеется указательные местоимения «тот», «та», «тm, «те)),

РАЗДЕЛ 1. культуры речи и языковые нормы стилистики

«тех.В то время, когда мы пробуем выстроить предложение с указатель ным причастным оборотом и местоимением, то нарушаем оп ределенные стилистические нормы. К примеру:

любовь и Знание литературы к ней имеется тот .минимум, ко торый определяет культуру человека (С. Михалков). -Нельзя сообщить так: любовь и Знание литературы к ней имеется тот ми нимум, определяющий культуру человека;

Я думал о техлюдях, каковые посвятили собственную жизнь меди цине.

Замена неосуществима, в случае, если придаточная часть содержит безличную конструкцию:

Я продиктую текст, что необходимо запомнить.

Замена неосуществима, в случае, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в условном наклонении:

Не существует дела, которое было нужно бы вам по душе.

Так, при замене придаточного предложения при частным оборотом вы должны использовать настоящие либо страдательные причастия (в зависимости от контекста):

Дом, что стоял раньше на гор, практически разрушился. —

Дом, находившийся раньше на горе, практически разрушился.

Голубое нежное небо, которое внезапно потемнело от пыли, неожиданно обрушилось на нас грозовым ливневым дождем. -Голубое ласко вое небо, внезапно поте.мневшее от пыли, неожиданно обрушилось на нас грозовым ливневым дождем.

Солнце, которое восходит на востоке, стало огненно-баг ровым. -Солнце, восходящее на востоке, стало огненно-баг ровым.

Листья, каковые уже прикоснулись морозы, пожелтели. -Ли стья, уже тронутые морозами, пожелтели.

В руках у нее я увидел книгу, которая была покинута мною в саду. -В руках. у нее я увидел книгу, покинутую мною в саду.

РАЗДЕЛ

1 1

ЗАДАНИЕ А7

Сообщение предложений в составе текста

При исполнении данного задания направляться пристально чи тать целый текст! Фразы соединяются между собой весьма четко — довольно часто методом повтора одного и того же факта, посредством лек сического повтора, посредством личного местоимения. О чем обращение в прошлой фразе, о том же и в следующей. Вам тут направляться смотреть за логикой, вдуматься в суть текста! Обрати те внимание, что при таковой сцепке допустим лексический по втор в пределах первого и второго предложений.

Примеры связи предложений:

Грозой именуют процесс развития в воздухе замечательных электрических разрядов (молний), в большинстве случаев сопровождаемых громом и связанных как правило сукрупнением обла ков, ливнеобразным выпадением осадков. Прохождение грозы над л1естностью, в большинстве случаев, сопровождается достаточно зна чительными трансформациями метеорологических параметров при земного слоя воздуха 1•

Совершив изучения, Леонардо да Винчи особенное внима ние уделял .\-tеханике. Он экспериментально выяснил коэффи циенты трения и пришел к идее шарикового подшипника 2 •

1 Егораева Г. Т. Русский язык. Практикум по исполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. — М 201 1. — С. 34.

2 Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. Самое полное издание типовых вариан

тов заданий. ЕГЭ-2011: Русский язык. — М 2011.

РАЗДЕЛ 11. Работа с текстом

ЗАДАНИЕ А8

Стилистика русского языка


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: