Трудности, возникающие еще в детстве 9 глава

как промежуточная. На отечественный взор, она продемонстрировала собственную сокровище на практике, а

кроме этого в работах по психологии развития, антропологии и социологии. Эта

стандартная матрица демонстрирует провокации и предписания, идущие от

Ребенка родителя, значительно чаще родителя противоположного пола. Если бы

удалось доказать ее универсальную значимость, то возможно было бы определять

отечественные представления о людской судьбе и процессах передачи судеб от

поколения к поколению. Возможно было бы сформулировать наиболее значимые правила

сценарной теории, сообщив, к примеру, что Ребенок родителя формирует

Родителя Ребенка либо Родитель ребенка есть Ребенком Родителя. Это

легко видно на схеме 13, не забудем лишь, что Родитель и Ребёнок с

большой буквы означают соответствующие состояния Я, в то время как эти же

слова со строчной буквы относятся к настоящим людям.

Незаполненную сценарную матрицу, такую, как на схеме 13, полезно

применять в психотерапевтической группе на протяжении изучения сценарной

теории. Разглядывая любой личный случай, рекомендуем сначала

написать все о родителях в соответствии с полу больного, а после этого вписать мелом

на протяжении стрелок родительские лозунги, модели, провокации и предписания.

Возможно взять четкое визуальное представление о решающих сценарных

трансакциях. Все в целом будет напоминать схемы 6, 8, 9. Тогда сценарная

матрица может открыть что-то такое, чего раньше не было видно.

+———+ +———+

| | PП- РП- | |

| P ——————-+ +——————- P |

| | | | | |

+———+ | +———+ | +———+

| | ВП- | | | | | |

| B ——————+ +—- P

| | | | | | |

+———+ | +———+ +———+

| | РеР- | | | РеП- | |

| Pe —————+ +—— B | +——————- Pe |

| | | | | | | |

+———+ | +———+ | +———+

+——— P

+———+

Pe2| B |

+———+

| Pe1 |

+———+

Схема 13. Незаполненная сценарная матрица

Лучший метод взять соответствующую данные для заполнения

матрицы — задать больному следующие вопросы: 1) Каков был любимый лозунг

ваших своих родителей? Какой был y них любимый рецепт на все случаи судьбы?

Ответы смогут послужить ключом к антисценарию. 2) Каков был образ судьбы

ваших своих родителей? Надежный ответ возможно взять, только тесно сотрудничая с

больным. Чему бы ни учили его родители, он что-то будет повторять снова и

снова, а повторение позволит найти его жизненную позицию, к примеру:

Он — пьяница, Она — любительница мужского пола. 3) Каков y вас

Родительский запрет? Это мы вычисляем самым ответственным вопросом, поскольку ответ на

него значительно чаще позволяет осознать поведение больного и спланировать

метод, что вывел бы его к более полноценной и насыщенной жизни.

Потому, что симптомы его состояния высказывают протест против запрета (это

продемонстрировал еще Фрейд), то снятие запрета — это метод ликвидировать симптомы.

Требуется, но, мастерство и опыт, дабы отделить основные

родительские предписания от фонового шума. Самый надежный в этих обстоятельствах

путь — это задать еще один вопрос: 4) Что вам необходимо было сделать, дабы

привести к улыбке либо хохот собственных своих родителей?

Это уже в какой-то степени толчок, предложение альтернативы запретным

действиям.

Следовательно, дабы заполнить пустую матрицу на схеме 13 так, дабы

она смотрелась наподобие схем 6, 8, 9, необходимо узнать предписания либо

побуждения (РР), модель либо программу (ВВ) и родительский запрет либо

предписание (РеР), и провокации (РеР), какие конкретно лишь удается

найти (РП — предписание либо побуждения, ВП — модель либо программа, РеР

— провокации, РП — родительский запрет).

Самые замечательные сценарные указания формируются на протяжении домашней драмы,

которая или подкрепляет то, что говорилось родителями ранее, или

разоблачает их лживость. Эти сцены значительно чаще мучительно

запечатлевают в сознании ребенка все то, что он, согласно точки зрения своих родителей,

обязан знать о собственном сценарии. И направляться не забывать, что звучно произносимые

слова воздействуют не меньше глубоко и продолжительно, чем так именуемое

невербальное общение.

Обстановка, изображенная на схеме 14, довольно часто видится в настоящей

жизни.

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

| | | | | | | | | |

| P | | P | | P | | P | | P |

| | | | | | | | | |

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

| | | | | | | | | |

| B | | B | | B | | B | | B |

| | | | | | | | | |

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

— P ——— P ——— P ——— P ——— P —-

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

| B | | B | | B | | B | | B |

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

| Pe | | Pe | | Pe | | Pe | | Pe |

+———+ +———+ +———+ +———+ +———+

Бабушка Папа Больной Сын Внучка

Схема 14. Домашний парад

Пациентка слышала либо видела, что ее бабушка была неудачницей; ей

хорошо как мы знаем, что неудачником был и ее папа. Она сама пришла за помощью

в психиатрическую группу, поскольку вычисляет себя неудачницей; ее сыну,

неудачнику, также уже пора прибегнуть к помощи. Наконец, школьные удачи

внучки говорят о том, что и ей будущее не сулит ничего хорошего. Пациентка и

психотерапевт знают, что эта цепь из пяти поколений должна быть где-то

порвана, в противном случае линия неудач может продолжиться в неизвестном числе

поколений. Для пациентки это замечательный стимул к выздоровлению [С помощью

домашнего парада удалось проследить сценарий одной из пациенток

(прабабушка которой была еще жива и сохранила память) до эры

наполеоновских войн и угадать его преломление в ее внуках впредь до

двухтысячного года. — Прим. автора.], потому что она может высвободить сына от

навязанных ему предписаний, каковые она, вопреки кроме того собственному жажде,

постоянно подкрепляла. Тогда и сыну будет легче, поскольку он со своей стороны

окажет благотворное влияние на будущее внучки, а возможно, и ее будущих

детей.

Одним из последствий брака оказывается понижение интенсивности действий

провокаций и предписаний, потому, что жена и муж происходят из разной

среды и дают своим детям разные указания. Данный эффект практически в любое время похож

на генетический. В случае, если победитель женится на победительнице (как это

в большинстве случаев не редкость), их отпрыск может стать еще громадным победителем. В случае, если

неудачник женится на неудачнице (как это значительно чаще и случается),

отпрыск может оказаться еще громадным неудачником. В случае, если брак смешанный,

то возможно ожидать смешанного результата. Но в жизни постоянно сохраняется

возможность возвратного перемещения в том либо другом направлении.

Культурное наследование

На схеме 15 продемонстрирована передача рецептов, средств и моделей сценарного

контроля в пяти поколениях. В этом случае нам повезло, и мы располагаем

информацией о хорошем сценарии, сценарии победителя, а не о нехорошем —

неудачнике. Жизненный замысел именуется Мой сын будет доктором. Он

осуществляется применительно к лекарю в маленькой деревушке, в джунглях, на

одном из островов южных морей. Дадим краткое объяснение данной схемы.

Начнем с матери и отца. Папа, представитель поколения 5, появившийся

в первой половине 60-ых годов XIX века, женился на дочери вождя племени. Их сын (поколение 4),

появившийся в 1885 году, поступил так же. Их внук, появившийся в 1910 году

(поколение 3), следовал тому же сценарию. Его сын, воображающий

поколение 2, появившийся в 1935 году, отправился пара иным методом. Вместо

того дабы занять почетное место лекаря, как все его предки, он окончил

медицинскую школу и купил звание доктора-помощника. Он так же женился на

дочери вождя племени, и их сын (поколение 1), рожденный в первой половине 60-ых годов двадцатого века,

планировал последовать примеру отца и вправду он стал доктором-

помощником. Это указывает, что он сможет кроме того стать квалифицированным

доктором. Итак, сын делается отцом (О) в каждом последующем поколении, а

его супруга делается матерью (М).

Каждые отец и мать передают от их собственного Родителя Родителю их

сына одинаковый совет: Будь хорошим доктором. Взрослый отца передает

Взрослому сына секреты профессии, которыми мать не владеет. Но мать знает,

чего она желает от сына: с детских лет она усвоила, что ее сын должен быть

или вождем, или доктором. Потому, что ему очевидно предстоит стать доктором, она

передает от собственного Ребенка его Ребенку (от своих ранних детских замыслов его

детским замыслам) дружественный совет: Будь победителем, будучи доктором.

В этом случае на схеме 15 домашний парад представлен в более полном

виде, чем на схеме 14. инструкции и Отцовские наставления, полученные от

матери, образуют две параллельные линии, соединяющие череду поколений от

1860 к I960 году. предписания и Материнские наставления (Не будь

неудачником) так же параллельны и на схеме изображены линиями,

присоединяющимися сбоку к кружкам, обозначающим состояния Я представителей

различных поколений. В следствии перед нами графическое изображение передачи

культуры в течение приблизительно ста лет. Подобным образом возможно изобразить

передачу любого элемента культуры, любой роли в социальной структуре семьи.

Папа (О) Мать (М) Сценарий — Мой сын будет врачем

+—+ +—+ ОР и МР — Будь хорошим врачем

| P——+ +———P | ОВ — Вот они, секреты профессии

+—+ | | +—+ МРе — Будь победителем

| B—+ | | B |

+—+ | | +-О-+ +—+ +-М-+

| Pe| | +—P——+ | Pe| +——P |

+—+ | +—++—|—+—+ | +—+

1860 +—-B—+ | —+ | B |

5 +—+|| | +-О-+ +—+ +-М-+

|Pe-+ | Pe| +——P |

+—+ | +—++—|—+—+ | +—+

1885 +—-B—+ | —+ | B |

4 +—+|| | +-О-+ +—+ +-М-+

|Pe

+—+ | +—++——+—+ | +—+

1910 +—-B—+ | —+ | B |

3 +—+|| | +-О-+ +—+

1935 |PeP | | Pe|

2 +—+ | +—++——+—+

+—-B ||

+—+|

1960 |Pe

1 +—+

Схема 15. Культурное наследование

В случае, если забрать домашний парад дочерей, чьи роли — быть матерями

преуспевающих докторов, схема будет смотреться совершенно верно так же, только отцы и

матери поменяются местами. В случае, если мы имеем дело с семьей, в которой дяди,

свекрови и другие родственники занимают важное место в формировании сценария

ребенка, схема усложнится, но принцип ее останется неизменным.

В параде победителей сценарий и антисценарий совпадают (лучший

метод для своих родителей обеспечить ребенку карьеру победителя). Но в случае, если

мать, к примеру, из поколения 3, окажется дочерью вождя-пьяницы, она может

передать собственному сыну нехорошее сценарное предписание. Это уже страшно, потому что

появляется конфликт между сценарием и антисценарием. Ее Родительское Я

пытается воспитать сына хорошим доктором, тогда как ее Ребенок

захлебывается от восхищения, повествуя о пьяной удали дедушки. Сына

потом смогут выгнать за пьянку из медицинского училища, и он совершит

остаток собственной жизни, разыгрывая роль Пьяницы, причем разочарованный папа

будет выступать в роли Преследователя, а ностальгическая мамаша — в роли

Спасительницы [Описанный домашний парад частично основывается на

антропологическом и историческом материале, а частично — на изучении

генеалогического дерева нескольких американских докторов. — Прим. автора.].

Влияние прародителей

Одной из основных задач, появляющихся на протяжении применения сценарного

анализа на практике, мы вычисляем возможность проследить влияние

прародителей. Это возможно пояснить схемой 16, являющейся более

подробно созданный вариант схемы 7. Тут видно, что РРе матери делится

на две части: ОРРе и МРРе. ОРРе отражает влияние отца на нее в раннем

возрасте (Родитель-Отец в ее Ребенке), соответственно МРРе отражает влияние

матери (Родитель-Мать в ее Ребенке). На первый взгляд это разделение

думается сложным и непрактичным, но это лишь для человека, не

привыкшего разбираться в состояниях Я. Больному, к примеру, вовсе не

требуется довольно много времени, дабы обучиться различать ОРРе и МРРе в самом

себе. В то время, когда я была маленькая, папе нравилось доводить меня до слез, а мама

одевала меня как куколку, — говорит миленькая плаксивая и легкомысленная

дама. Отец желал, дабы я была умницей, а мама — чтобы я отлично

наряжалась, — говорит изящно одетая, преуспевающая дама. Отец жалел,

что я девочка, а мама одевала меня как мальчишку — слова испуганной

девушки в мальчишеской одежде. Любая из этих трех дам отлично видит, что

в ее образе и поведении судьбы обусловлено ранним влиянием отца (ОРРе) и что

— матери (МРРе).

Материнский ребенок Отцовский ребенок

+—-+—-+Ее электрод Его электрод+—-+—-+

|МРРе|ОРРе————+ +————МРРе|ОРРе|

+—-+—-+ | | +—-+—-+

| В | | | | В |

+———+ | | +———+

| Ре | | | | Ре |

+———+ | | +———+

| |

+—+—+

Материнский электрод|МРРе|ОРРе|Отцовский электрод

+—-+—-+

МРРе — Материнский Родительский | B |

ребенок = Дед по мате- +———+

ринской линии | Pe |

ОРРе — Отцовский Родительский +———+

ребенок = Бабушка по отцо- Ребенок М либо О

вской линии

М — Мать

О — Папа

Схема 16. Влияние прародителей

Сейчас, в случае, если отыскать в памяти, что сценарные ограничения получаются в

главном от своих родителей противоположного пола, легко заключить (посмотрим еще

раз схему 7), что электрод матери — ОРРе, а электрод отца — МРРе.

Исходя из этого сценарные указания, каковые мать дает собственному ребенку, она сама

получила от собственного отца; это указывает, что источником сценарной программы

приятели возможно его дед по материнской линии. Указания, каковые папа

дает дочери, сам он получил от собственной матери; это значит, что источником

женского сценария значительно чаще есть бабушка по линии отца. Роль

электрода, следовательно, играется мать (дед) в сознании приятели и папа

(бабушка) — y дамы. В случае, если взглянуть с данной точки зрения на трех

вышеназванных дам, то окажется, что бабушка легкомысленной дамы

неоднократно выходила замуж и все мужья выяснялись с ее точки зрения

подлецами, бабушка преуспевающей дамы, быть может, была известной

писательницей, а бабушка мужеподобной девушки сражалась за права дам.

Сейчас светло, по какой причине в домашнем параде, изображенном па схеме 14,

поколения чередуются по показателю пола: бабушка — папа — дама-больной —

сын — внучка. На схеме 15, напротив, продемонстрировано, как подобную диаграмму

приспособить для анализа лишь мужской либо лишь женской линии потомства.

Эта универсальность именно совершает сценарную матрицу столь полезным

исследовательским инструментом. Она владеет особенностями, о которых не

подозревал кроме того сам ее создатель. Тут мы видим, что сценарная матрица

разрешает осознать и проанализировать такие сложные явления, как история

семьи, передача культурной традиции и психотерапевтическое влияние прародителей.

Эписценарий

Передача сценария может осуществляться при двух условиях. Ребенок

должен быть способен, готов и расположен к восприятию сценария, а y

своих родителей должно быть желание передать его ребенку.

Ребенок способен к восприятию сценария, потому, что его нервная совокупность

сконструирована как программирующаяся совокупность: она принимает чувственные

и социальные стимулы и сооружает из них устойчивые модели, которыми

управляется поведение. По мере того как разум и тело обретают черты

зрелости, возрастает готовность ко все более сложным формам

программирования. И ребенок расположен к принятию сценария, поскольку

сценарий нужен ему как упорядочения деятельности и способ структурирования.

Он не просто хочет сценария, он жаждет ею, потому, что он так как не пассивный

компьютер. Он владеет рвением к завершенности, потребностью

завершать начатое; помимо этого, его воодушевляет великое человеческое

свойство — сознание цели.

Ребенок начинает с тщетных перемещений, а позже он осознаёт, что

необходимо сказать по окончании того, как сообщил здравствуйте. Сперва его реакции

самоцельны. Мы находим зачатки умений, характерных взрослым, наслаждение

от действия и его успешного завершения. Это — донесение ложки до рта,

пара самостоятельно пройденных шагов и т.п. Сперва y ребенка цель в

том, дабы идти, позднее — в том, дабы идти к чему-то. Направляясь к какому-

то человеку, он обязан знать, что делать, в то время, когда дойдет. Сперва его

встречают объятия и улыбки матери. Все, что обязан сделать он сам, — это

схватиться руками и прижаться плотнее к матери. От него больше ничего и не

ожидают, основное — он дошел. Позднее формируются ожидания и ребенок обучается

сказать здравствуйте. Не так долго осталось ждать и этого делается слишком мало: от него

ожидают большего. Он обучается производить стимулы, дабы приобретать в ответ

хорошие реакции. Возможно, исходя из этого он, иногда кроме того этого не осознавая,

остается всегда благодарен родителям: они обучили его обращаться с людьми

так, дабы приобретать желаемый отклик. Это жажда структурирования, жажда

устойчивой модели, в конечном итоге жажда сценария. Сценарий принимается

по причине того, что ребенок его жаждет.

Родители со своей стороны способны, готовы и расположены к передаче

сценария, потому, что миллионы лет эволюции запечатлели в них желание

кормить, защищать и обучать собственных отпрысков, желание, которое возможно

нейтрализовано только весьма большими внутренними либо внешними силами.

Помимо этого, в случае, если родители сами соответствующим образом запрограммированы,

то они не просто хотят, но жаждут заботиться о детях и извлекают из этого

занятия массу наслаждений. Кое-какие родители бывают кроме того чересчур

настойчивы в этом отношении. Воспитание для них не обуза и не радость, а

основной жизненный долг. К примеру, кое-какие дамы чувствуют себя

обязанными преподносить ребенку наставления, указания и рекомендации в количестве

значительно большем, чем этого требует долг и обычное родительское

программирование. Данный долг либо эта обязанность — явление сверхсложное.

Мы выделяем в нем три нюанса. 1. Желание бессмертия, другими словами рвение

продолжить собственную жизнь в потомках. 2. Требования собственных родительских

сценариев, каковые смогут простираться от Лишь не допусти неточности до

Погуби собственных детей. 3. Желание избавиться от собственных тяжелых

сценарных черт, передав их кому-то второму. Это редко получается,

исходя из этого попытки бесплодно повторяются снова и снова.

Подобные покушения на детскую психику известны детским психиатрам и

домашним докторам под самыми различными заглавиями. С позиций сценарного

анализа это форма избыточного программирования, а адресуемые ребенку

предписания, на большом растоянии превосходящие его естественные потребности, порождаемые

сценарной жаждой, возможно назвать сверхсценарием. В большинстве случаев ребенок каким-тo

образом говорит о том, что он не хочет их делать, но не редкость, что он

усваивает родительскую тактику и старается переправить полученные указания

кому-то еще. Таковой сверхсценарий время от времени именуют тёплой картошкой, а

постоянные его передачи в том либо втором направлении — игрой в тёплую

картошку. В данной игре смогут принимать участие самые различные люди, среди них и

психотерапевты.

…Джо — студент-психолог. Сценарный результат Джо был предвещен словами

матери: Тебя закроют в сумасшедший дом. У него сложилась привычка

подбирать себе таких больных, каковые вправду были хорошими

кандидатами в психиатрическую поликлинику, а он со своей стороны всячески

помогал им в том направлении попасть. К счастью, куратору студенческой группы ринулась

в глаза сценарная ухмылка Джо именно в тот момент, в то время, когда больной,

говорящий с ним, был не так далеко от провала. Куратор вынудил Джо

кинуть занятия психологией и позаботиться о собственном лечении. Сценарный

результат Джо предопределяется его сверхсценарием, либо тёплой картошкой его

матери, которая всю жизнь, по ее собственным словам, опасалась попасть в

сумасшедший дом. Она была предотвращена о неизбежности для того чтобы финиша одним

из ее своих родителей и попыталась избавиться от сценария, навязав его Джо, а

тот со своей стороны пробовал передать его своим больным.

Итак, передача сценария — это часть обычных родительских функций,

пребывающих в том, дабы кормить детей, защищать их и ободрять, учить их, как

необходимо жить в нашей жизни. Избыточное программирование может появиться по

различным обстоятельствам. Самый патологичны попытки избавиться от сверхсценария,

наделив им кого-то из собственных детей. Сверхсценарий (особенно ужасный)

преобразовывается в тёплую картошку, которую никто не желает держать в руках.

Взрослый в Ребенке недоуменно вопрошает: Для чего это необходимо? — и решает

избавиться от сверхсценария, передав его кому-то второму, как проклятие в

чудесной сказке.

Перемешивание элементов сценария

Годы идут, сценарий человека приспосабливается к жизненному опыту,

указания, модели и предписания перемешиваются так, что тяжело делается

отличить одно от другого в настоящем поведении и выделить ведущее

направление в судьбе человека. Индивид в большинстве случаев усваивает программу, в

которой обобщены все элементы сценария. Сценарный результат реализуется в форме

последнего представления. В случае, если это нехороший результат, как, к примеру, при

психоза, белой горячки, автомобильной трагедии, самоубийства либо

убийства, то умелый наблюдатель легко различит в нем сценарные элементы.

В случае, если же результат хороший, вычленить сценарные директивы намного тяжелее, в

частности, по причине того, что в этих обстоятельствах налицо бессчётные родительские

разрешения, лишающие сценарные директивы четкости.

направляться подчернуть, что сценарное программирование — естественное

явление, такое же, как прорастание семян либо цветение, и тут нелепо

прибегать к моральным меркам либо сказать о необходимости учесть вероятные

последствия. Время от времени сочетание сценария с антисценарием порождает необычную

смесь. Отцовские указания смогут дать Ребёнку нанести серьезный ушерб

вторым людям. Из истории как мы знаем, что подобные роковые сочетания порождают

вождей крестовых походов, инициаторов массовых побоищ, а на личном

уровне ведут к политическим убийствам. Родитель матери говорит: Веди себя

отлично и Стань известным, — в то время как ее же Ребенок подначивает: Убей

кого-нибудь! Взрослый отца демонстрирует наряду с этим сыну методы

человекоубийства, показывая, как обращаться с ружьем либо с ножом.

Большая часть людей выполняют жизнь, удобно расположившись в

собственных сценарных матрицах. Матрица — это постель, приготовленная для них

родителями, к которой они добавили какие-то собственные приспособления. Может

быть, она с клопами и одеяло в любой момент скомкано, но это их личная

постель, к которой они привыкли с самого раннего детства, и мало найдется

таких людей, кто дал согласие бы поменять ее на что-нибудь крепче сколоченное

и более соответствующее событиям. В итоге, матрица (matrix) —

это латинское слово, обозначающее материнское лоно, а сценарий — это

замкнутое и комфортное убежище, которое человек обретает, покинув лоно, в

которое нет возврата. Тем людям, кто решил сам биться за собственную судьбу и

отважился сообщить: Мама, лучше я сделаю по-своему, — остается пара

возможностей. В случае, если им повезет, мать сама может включить в матрицу

соответствующий расколдовыватель, создав собственному ребенку возможность

выбора собственной дороги. Время от времени оказывают помощь близкие и друзья, оказывает помощь сама

жизнь, но это, к сожалению, случается редко. Второй путь — это путь

грамотного сценарного анализа, из-за которого человек приобретает

разрешение на собственную постановку по собственной пьесе.

Резюме

Сценарная матрица — это диаграмма, изображающая указания, направленные

прародителями и родителями последующему поколению, в значительной мере

определяющая жизненный жизненный итог и план личности. Имеющаяся информация

говорит о том, что решающие действия исходят от Ребенка родителя

противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает

человеку модель, определяющую особенности и интересы осуществления его

жизненного замысла. В то же самое время оба родителя, их Родительские

состояния Я, наделяют человека рецептами поведения, правилами и

предписаниями, совместно составляющими его антисценарий. Антисценарий

заполняет лакуны в поступательном перемещении сценария. При определенных

событиях антисценарий может занять позицию лидера, подавив сценарий.

Ответственность своих родителей

Динамический закон трансакционного и сценарного анализа — Думай о

сфинктере!. Наряду с этим практический принцип для психотерапевта — замечать

перемещение каждого мускула каждого больного в любую секунду занятий в группе.

Экзистенциальный девиз: Трансакционные аналитики — здоровые, радостные и

храбрые люди. Они бывают везде и видятся с занимательнейшими в мире

людьми как y себя дома, так и на приеме больных.

Под храбростью мы понимаем попытку осмыслить полностью проблему

людской судьбы и оказать человеку помощь в тяжёлых обстановках.

Сценарный анализ при таких условиях оказывает помощь осознать неприятности той либо другой

людской судьбы. Он говорит, что судьбы людей значительно чаще

предопределены, и время от времени свобода в этом отношении не более чем иллюзия.

К примеру, для человека, решившего наложить на себя руки, это решение,

принимаемое в мучительном раздумье и одиноком, выглядит сугубо независимым.

Возможно, единственно верный — дарвиновский метод растолковать данный

факт: вычислять судьбу человека продуктом родительского программирования, а

не независимого личного выбора.

В чем же состоит ответственность своих родителей? Сценарное

программирование, по крайней мере, не более промах, чем наследственный

порок наподобие диабета либо плоскостопия, так же как наследственный талант к

музыке либо математике. Возможно, родители — просто-напросто передаточное

звено для доминант и рецессивов, взятых ими от своих родителей и

прародителей? Сценарные директивы всегда перетасовываются, точь-в-точь

как гены, благодаря тому факту, что дитя имеет двух своих родителей.

Одновременно с этим сценарный аппарат значительно более чуток и подвижен, чем

аппарат генетический, и всегда изменяется под действием внешних

факторов, таких, как предписания и жизненный опыт, приобретаемые от вторых

людей. Весьма тяжело угадать, в то время, когда и как кто-то из посторонних сообщит

либо сделает что-то, что поменяет целый сценарий человека. Быть может, это будет

реплика, случайно услышанная в коридоре либо в торжественной толпе, либо


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: