Туристский потенциал территории 10 глава

17. Что такое биоклимат? Каковы его главные компоненты?

18. Каковы наиболее значимые метеорологические их воздействие и элементы на организм человека?

19. Каковы особенности оценки водных ресурсов для развития спортивного туризма?

20. Каковы водные ресурсы туризма и каковы их характеристики?

21. В чем содержится привлекательность растительности для целей развития туризма?

22. Как проводится оценка биологических ресурсов территории?

23. Какие конкретно природные ресурсы туризма относятся к лечебным?

24. В чем сущность методики оценки природных лечебных ресурсов?

25. Каковы главные типы лечебных минеральных вод?

26. Какова методика комплексной оценки природных условий, предложенная Ю.А.Ведениным и Н.Н.Мирошниченко?

27. Какие конкретно существуют способы комплексной оценки природных ландшафтов для отдыха развития и целей туризма?

28. Совершите классификацию природных рекреационных ресурсов собственного региона. Попытайтесь составить кадастр туристских ресурсов региона.

29. Проанализируйте природные ресурсы туризма собственного региона и выделите важнейшие природоориентированные виды туризма, взявшие развитие в регионе.

30. Примените одну из приведенных в учебном пособии методик комплексной оценки природных ландшафтов к условиям вашего региона. Совершите подобную оценку по отношению к соседнему региону. Результаты работы выразите в виде сравнения условий собственного региона и pei иона-соседа. Сделайте соответствующие выводы.

5 Глава

Культурные ИХ ОЦЕНКА и РЕСУРСЫ ТУРИЗМА

5.1. Элементы культуры, вызывающие интерес у туристов*

Громаднейший интерес у туристов приводят к различным элементам культуры и искусства.

Изобразительное мастерство — один из серьёзных видов культуры, сообщение которого с туризмом проявляется в том, что на известных курортах, к примеру в помещениях отелей, выставляются произведения национального изобразительного мастерства в целях ознакомления туристов с культурой региона. Кроме этого популярнь^ фестивали, обширно воображающие различные виды нациойаль-ного изобразительного мастерства. К примеру, характерной изюминкой эдинбургского фестиваля, что систематично проходит в Шотландии, есть то, что он знакомит с произведениями/местных живописцев, и с другими видами мастерства, вызывающими интерес у туристов.

танцы и Музыка кроме этого являются привлекательными видами культуры. Узнаваемые музыкальные фестивали каждый год собирают тысячи участников. Во многих отелях туристов знакомят с национальной музыкой на протяжении вечерних развлекательных программ, на концертах и фольклорных вечерах. Этнические танцы — хара|к-терный элемент национальной культуры. Фактически любой йе-гион имеет собственные национальные танцы. хорошими примерами музыкальной и танцевальной культуры являются танцы населений украины, полинезийские, японский театр «кабуки», русский балет и)др.

Народные промыслы — народное творчество в виде изгото^ле-ния различных товаров, выполненных местными мастерами, к примеру сувениры, каковые пользуются особенным спросом у турис/тов. В некоторых туристских центрах создаются особые магдзи-ны в национальном стиле, где местные мастера изготовляют изделия конкретно в присутствии клиентов.

Историческое наследие есть культурным потенциалом региона. Наличие неповторимых исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе.

Национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. В числе увлекательных новшеств в сфере презентации привлечения туристов и исторического наследия возможно выделить особые светозвуковые шоу-программы, взявшие распространение в странах и Европе Средиземноморья. Специфика таких шоу содержится в особенном воспроизведении отдельных страниц истории с применением разных эффектов. Целесообразно проводить культурные мероприятия, классические для мест туристского назначения.

Литературные монументы региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же могут служить причиной организации разноплановых туристских маршрутов и программ. Литературные произведения владеют силой создавать чувство о ее культуре и стране. Доказано^ что наличие либо отсутствие определенного рода литературы в стране говорит о состоянии ее культурной и политической совокупностей. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что кое-какие отели располагают замечательно оборудованными библиотеками.

В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с героями и именами авторов известных литературных произведений.

Паломничество — старейший вид путешествий, узнаваемый человечеству не одно тысячелетие. Мотивом к паломничеству есть рвение посетить святые для конкретной религии места, к примеру любой мусульманин обязан совершить хадж в Мекку.

Уровень индустриального развития региона есть важным мотивом для визита этого региона туристами, в особенности зарубежными, интересующимися состоянием экономики второй страны), индустрией, создаваемой продукцией и т. п. Турфирма^ направляться содействовать организации и проведению специальных туров на фабрики, фабрики, промышленные и другие i объекты.

Уровень развития сельского хозяйства может привлечь интерес ‘ производителей и фермеров сельскохозяйственной продукции \ интересующихся агрокультурой региона. К примеру, Данию как мирового фаворита в области свиноводства каждый год посещают фермеры из различных государств. В программу тура направляться включать разные мероприятия, на протяжении которых туристу будет весьма интересно познакомиться с ассортиментом производимой в данной местности продукции, учавствовать в ходе ее производства, напри-

мер в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.

Объекты образования (колледжи, университеты и др.) и науки (выставки и специализированные музеи) смогут стать элементами культуры. К примеру, широко узнаваемые университеты Кембридж и Оксфорд в далеком прошлом стали независимыми объектами показа для туристов.

Экскурсии на научные объекты смогут быть организованы как для экспертов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. К примеру, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде каждый год завлекает очень много туристов и предлагает образовательную и научную данные кроме того неискушенным в данной области знаний туристам.

Объекты питания с национальной кухней вызывают громадной интерес у туристов. Туристы обожают пробовать национальные блюда страны, по которой путешествуют. К примеру, практически все туристы, посещающие в первый раз Россию, хотят отведать пельмени и борщ.

Кое-какие рестораны, предлагая туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особенный интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых соответствует с предлагаемым меню, к примеру ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни и оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы вычисляют питание ответственным элементом культуры, исходя из этого особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их уровень качества непременно покинут след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Так, сохранение культурного наследия в регионе имеет определяющее значение для привлечения туристских потоков.

5.2. Культурные ресурсы туризма

Классификация культурно-исторических ресурсов туризма. Культурные ресурсы являются наследием прошлых эр публичного развития. Пространства, образуемые культурно-историческими объектами, в известной мере определяют направление экскурсионных маршрутов.

Под культурно-историческими ресурсами туризма направляться осознавать совокупность объектов и явлений, которые связаны с деятельно-

стью человека и являющихся ее результатами материального и нематериального (духовного) характера.

Материальные культурные объекты охватывают совокупность средств производства и других материальных сокровищ общества на каждой исторической стадии его развития.

Нематериальные (духовные) культурные объекты — это совокупность достижений общества в образовании, науке, мастерстве, литературе, в организации национальной и публичной судьбе, быте и труде.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль в собственности монументам культуры и истории, каковые отличаются громаднейшей привлекательностью и являются главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. культуры и Памятники истории подразделяются на пять главных видов: истории, археологии, архитектуры и градостроительства, искусства, документальные монументы.

К монументам истории относятся строения, сооружения, предметы и памятные места, которые связаны с наиболее значимыми историческими событиями в жизни народа, и с развитием науки и техники, быта и культуры народов, с судьбой выдающихся людей страны.

К монументам археологии относятся городища, курганы, остатки древних поселении, упрочнений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, древние предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К монументам градостроительства и архитектуры относятся: комплексы и архитектурные ансамбли, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки старой застройки и планировки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, и связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового мастерства, пригородные ландшафты.

К монументам мастерства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов мастерства.

К документальным монументам относятся акты органов власти и управления, другие письменные и графические документы, звукозаписи и кинофотодокументы, и древние и архивы и другие рукописи, музыки и записи фольклора, редкие печатные издания.

К культурным относятся и другие объекты: уникальные фирмы индустрии, транспорта и сельского хозяйства; театры; научные и образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады и др.

Все объекты, применяемые в культурно-историческом туризме, подразделяются на две группы — движимые и недвижимые.

Первую группу составляют монументы мастерства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные монументы и другие вещи, документы и предметы, каковые возможно легко перемещать. Применение туристских ресурсов данной группы связано с посещением музеев, архивов и библиотек.

Ко второй группе относятся монументы истории, архитектуры и градостроительства, археологии и монументального другие сооружения и искусства, каковые нельзя перемещать.

Оценка культурно-исторических ресурсов. Для оценки огромного количества разнородных объектов, составляющих культурные ресурсы туризма, выполняют их учет, дают чёрта и выполняют типологию.

Сперва учитывают и характеризуют культурно-исторический объект. Для этого показывают наименование объекта, его расположение, маркировку, обладателя, литературные и другие источники по объекту, схему расположения, дают краткую чёрта объекта.

После этого выполняют типологию объектов. За ее базу принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность.

Информативность культурно-исторических объектов для целей туризма возможно измерена числом нужного и достаточного времени на их осмотр Для определения времени осмотра объекта нужна классификация объекта по основанию, которое бы отражало длительность осмотра. Возможно выбрать два классификационных показателя: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра

По степени организации объекты подразделяются на намерено организованные и неорганизованные для показа Организованные объекты требуют больше времени осмотра, поскольку они являются целью осмотра и составляют базу экскурсии Неорганизованные объекты являются сопутствующим экскурсии неспециализированным замыслом, фоном, что охватывается одним взором без детального рассмотрения

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на инте-рьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта) Суммарное время осмотра экстерьерных объектов в любой момент больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, только за исключением музеев и некоторых вторых хранилищ исторических сокровищ).

Методика оценки культурно-исторических ресурсов в интернациональной практике создана достаточно отлично. В отечественной практике подробно создана только методика оценки природных ресурсов туризма. Исходя из этого разработка способов оценки куль-

турно-исторических ресурсов в РФ остается актуальной и сейчас. Это связано с тем, что культурные ресурсы в совокупности туризма имеют громадное значение, а для некоторых видов туристской деятельности — определяющее.

Не все виды оценок смогут быть применены к культурным ресурсам. Неосуществимой есть медико-биологическая оценка культурно-исторических ресурсов, в силу того, что этот тип оценки характеризует влияние только природных факторов на организм человека. Но в полной мере допустимо проводить технологическую и эстетическую оценки. Уместным в данной ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туризма может осуществляться по следующим параметрам: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока применения объекта; пропускная свойство (количество человек в сутки); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, дешёвых для туристов сейчас; возможность улучшения технологических особенностей объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов ответственна для чёрта степени технологической готовности, пригодности, комфортности туристских ресурсов для приема туристов. Посредством параметров оценки возможно продемонстрировать, в каком технологическом состоянии находятся туристские объекты либо комплексы, готов ли объект к принятию визитёров.

Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как уникальность, эстетическая емкость и свойство к психотерапевтическому действию, гармония и разнообразие пейзажей с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физическое и культурное состояние осматриваемого объекта, количество фрагментов и деталей, из которых он состоит.

Чем более грандиозным есть объект, чем больше предметов для осмотра он включает, тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и увлекателен для туристов (выше его эстетическая емкость). Но эстетическая оценка имеет один серьёзный недочёт — субъективизм при оценке объектов людьми в силу различий эстетического восприятия у каждого раздельно забранного человека.

При оценке территории сперва выявляют культурные ареалы, после этого составляют кадастр культурных объектов, определяют объекты, делающие функции культуры, оценивают их сохранность и значимость, пропускную свойство, и экологическую емкость ландшафта. После этого изучают туристскую инфраструктуру — наличие объектов питания, мест для проживания туристов в соответствии с потребностями и т.д. В зависимости от этого определяют его продолжительность и содержание маршрута [23].

5.3. Роль культурного наследия в развитии туризма

Слагаемые компоненты культурного наследия. Сейчас

интенсивное развитие туризма почти во всех государствах деятельно помогало пересмотру отношения к культурному наследию. Культурное наследие складывается из материальных и нематериальных (духовных) компонентов.

В случае, если учитывать материальные компоненты, то под культурным наследием (Конвенция об охране Глобального культурного и природного наследия, принятая в 1972 г.) понимаются три вида объектов: монументы, достопримечательные места и комплексы.

К монументам смогут быть отнесены произведения архитектуры, живописи и монументальной скульптуры, структуры и элементы археологического характера, надписи, пещерные группы и жилища элементов, каковые имеют выдающуюся универсальную сокровище с позиций истории, науки либо искусства.

Среди монументов культурного наследия возможно выделить:

• монументы археологии; ^ • культовую и гражданскую архитектуру;

• монументы ландшафтной архитектуры; j, • малые и громадные исторические города; П1 • обычные сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры;

• этнографические объекты, ремесла и народные промыслы, центры декоративно-прикладного мастерства;

• сооружения и технические комплексы.

К комплексам относятся группы изолированных либо объединенных строений архитектуры, единство либо сообщение с пейзажем которых воображает выдающуюся универсальную сокровище с позиций истории, науки либо искусства.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и скверы и парки, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в монастырях и старинных усадьбах — ландшафтные рукотворные сады и пейзажные парки. Нарушение исторического ландшафта очень плохо воздействует на аттрактивность культурного объекта.

Оценка культурных комплексов для целей гуризма производится двумя главными способами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту во всемирной и отечественной культуре, что производится экспертным методом: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

2) нужным временем для осмотра; данный способ разрешает сравнивать разные территории по перспективности культурного наследия для развития туризма.

Для культурных комплексов равно как и для природных, ответственными чертями являются надежность и емкость. Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным параметрам, сформировавшимся у населения.

Емкость культурного комплекса определяется длительностью периода, за который туристы смогут принимать содержащуюся в нем данные, и зависит от двух факторов: аттрактивности психофизиологических возможностей и объекта осмотра человека, каковые отличаются большой индивидуальностью и имеют определенный предел.

К достопримечательным местам смогут быть отнесены объекты, воображающие собой дело рук людских либо человека и совместного творения природы, и территории, включая археологические достопримечательные места, воображающие выдающуюся сокровище с позиций истории, эстетики, этнологии либо антропологии.

Культурное наследие включает в себя не только материальные (монументы, комплексы, достопримечательности), но и нематериальные (духовные) компоненты (нравственные и эстетические совершенства, нормы и образцы поведения, языки, говоры и диалекты, обычаи и национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, ремесла и художественные промыслы).

Поэтому наиболее значимым событием стало принятие 17 октября 2003 г. Главной конференцией ЮНЕСКО Интернациональной конвенции об охране нематериального культурного наследия. В конвенции перечислены следующие главные компоненты нематериального культурного наследия: формы выражения и устные традиции, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к вселенной и природе; знания и навыки, которые связаны с классическими ремеслами.

На начало 2007 г. в перечне шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значилось более 50 позиций. Российских среди них пока только один — этнокультурный феномен «семей-ские», воображающий собой жизнь староверов в одном из сел Забайкалья и отражающий уклад их быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и др.

Оценка культурного наследия. Существует совокупность параметров оценки культурного наследия, в соответствии с которой любой объект культуры, представленный для включения в Перечень Глобального наследия ЮНЕСКО (организация по образованию, культуре и науке при ООН), обязан:

1 1) воображать собой шедевр творчества, характерный для некоей культуры;

2) показывать важность процесса передачи во времени либо геокультурном ареале общечеловеческих сокровищ в области культуры, архитектуры, монументального мастерства, градостроительства либо ландшафтного дизайна;

3) являться неповторимым либо ислючительно ответственным свидетельством существования либо исчезновения некоей цивилизации либо культурной традиции;

4) воображать собой архитектурный либо ландшафтный ансамбль, знаменующий один из периодов истории развития человечества;

5) быть конкретно либо косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верами либо творческими актами выдающегося мирового значения;

6) воображать собой выдающийся пример формирования с участием человека ландшафта либо поселения, каковые характеризуют некую культуру, в особенности, в случае, если эта культура была беспомощной перед лицом необратимых исторических трансформаций.

Перед тем как дать оценку культурному наследию определенных территорий (страны, района, города), нужно изучить этапы их развития:

1) гражданскую и военную историю объекта;

2) историко-архитектурный нюанс развития туристского объекта;

3) главные архитектурные стили, видящиеся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города);

4) самые важные и занимательные для туристов архитектурные памятники;

5) процессы развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6) главные этапы развития духовной культуры и наиболее значимых ее монументов (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное мастерство всех типов и др.);

7) творчество наибольших искусства страны и представителей культуры, района, города.

Политика РФ по сохранению культурного наследия. Политика сохранения культурного наследия в его современном понимании начала формироваться в РФ в 1970-е гг. по окончании принятия Конвенции ЮНЕСКО об охране Глобального культурного и природного наследия (1972 г.). Первым нормативно-правовым актом РФ стал Закон № 51 от 15.12.1978 г. «Об охране и применении культуры и памятников истории». Но в течение продолжительного времени понятие «культурное наследие» в Российской Федерации не только не имело выяснен-

ного правового статуса, но и не было четко выяснено в особой литературе.

Обстановка начала меняться к лучшему по окончании присоединения СССР в 1988 г. к вышеназванной Конвенции ЮНЕСКО, правовые нормы которой, в соответствии с интернациональным правом, вошли в отечественное законодательство. Начиная с 1990 г. в Перечне Глобального наследия ЮНЕСКО показались первые российские объекты, неспециализированное число которых к настоящему времени достигло 27 наименований. Активное вхождение в Перечень объектов Глобального наследия ЮНЕСКО стало одним из главных направлений реализации русском политики по сохранению наследия. Вторым направлением стало формирование национального Перечня очень полезных объектов культурного наследия населений украины, ведущегося с 1992 г. на данный момент в этом перечне насчитывается более 60 объектов.

Наиболее значимым событием стало принятие в 2002 г. закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (монументах культуры и истории) народов РФ». В этом законе в первый раз в отечественной практике понятие «культурное наследие» делает роль главной функциональной категории.

В соответствии с названному закону к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимости со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного мастерства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, появившиеся в следствии исторических событий, воображающие собой сокровище с позиций истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии либо антропологии, социальной культуры.

Эффективность применения культурного наследия в туризме. Одним из вероятных способов увеличения эффективности освоения культурного наследия может стать создание территориальных образований нового типа (культурные территории, национальные либо рекреационные парки), где в комплексе сочетались бы культурные объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, и национальные праздничные дни, традиции.

Деятельность этих территориальных образований должна быть направлена на сохранение, восстановление, туристское освоение монументов и их естественной среды, воссоздание классического природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органичным вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в этом случае это неотъемлемая часть комплексного процесса, включающего использование и сохранение туристского потенциала культурного наследия.

культуры и Памятники истории и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современное освоение территорий требует очень бережного подхода по принципу «сохрани — верни — не навреди».

Любой регион содержит следующие виды неповторимых исторических территорий: древние малые города с богатым историческим прошлым; усадебные и дворцово-парковые комплексы; монастырские комплексы. характеристика и Обзор указанных территорий проводится ниже [39, 49].

Организация неповторимых исторических территорий предполагает развития и сочетание возрождения классических форм деятельности, сформировавшихся исторически, с инновационными видами — туризмом, сельскохозяйственным и производством. Новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социо-культурные процессы.

В базу современного освоения неповторимых исторических территорий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный правила.

Малые города центральной части России, в большинстве случаев, сохранили архитектурный вид прошлых столетий. Неповторимый колорит им придает разнообразие природных ландшафтов.

Многие малые города находятся в окружении известных культуры и памятников истории, и полезных природных объектов, удаленных от города на расстояние 5… 20 км. Это делает вероятным создание в городах туристских центров.

При развитии нужной туристской инфраструктуры принципиально важно не нарушить исторический архитектурный вид города. Любой снова создаваемый объект обязан вписываться в сложившийся муниципальный ансамбль по этажности, архитектурному стилю, интерь-ерному оформлению. Должны учитываться национальные и традиции и региональные особенности данной территории. Нужно, дабы любой создаваемый туристский центр имел собственный неповторимый вид. Исключается использование типовых архитектурных проектов для объектов туристской инфраструктуры в границах неповторимых исторических территорий.

В расположенных вблизи малых городов дворцово-парковых и усадебных комплексах целесообразно создавать природно-истори-ческие парки. В базу их создания смогут быть положены географический (пара комплексов, объединенных одним географическим объектом — рекой, озером и пр.), исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием) и мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы живописцев) правила. Площадь этих неповторимых исторических территорий колеблется от сотен до тысяч гектаров.

Природно-исторические парки смогут быть компактными, складывающимися из одного исторического комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает пара близко расположенных исторических монументов.

Создание природно-парковых комплексов разрешает спасти культуры и ценнейшие памятники истории как целостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-парковых комплексах предусматривается восстановление и охрана как культуры и памятников истории, так и окружающего исторического рукотворного либо природного ландшафта, что кроме этого рассматривается как непреходящая историческая и экологическая сокровище, национальное достояние.

При восстановлении усадебных и природно-парковых комплексов должно использоваться личное проектирование каждого объекта инфраструктуры. Сейчас была выдвинута концепция освоения неповторимых исторических территорий как особенной формы организации культурного ландшафта. Эта концепция предполагает полифункциональное применение усадеб для деятельности научно-просветительской, культурной и хозяйственной.

Урарту (Биайнили, Арарат). Цивилизация Закавказья


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: