Типы и структуры урока и других форм

Познавательной деятельности

Главной и ведущей формой обучения есть урок как основное звено всей классно-кабинетной, урочно-полиморфной совокупности. Другие формы обучения задействуются в учебном ходе, в большинстве случаев, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного ответа задач обучения. Разглядим более детально неспециализированные характеристики любого урока как формы обучения.

По собственной сущности и назначению урок представляет собой ограниченную-во времени, организованную совокупность обучения — воспитательного коллективно-личного сотрудничества преподавателя и обучающихся, из-за которого происходит усвоение детьми знаний, навыков и умений, развитие их свойств и совершенствование опыта педагога.

его тип и Структура урока образуются из комбинации главных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего сотрудничества преподавателя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных преподавателей—С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, намерено подобранные приёмы и эффективные методы диктуют в их творчестве подход к формированию структуры, определению типа урока. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму.

Самый распространенным типом занятия есть комбинированный урок. В его структуре в той либо другой комбинации присутствуют все главные элементы обучения. За маленький отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической усвоения и переработки школьниками учебного материала. Комбинированный урок включает: а) организационную и содержательную установку; б) прочности глубины знаний и проверку понимания обучающихся, изученных на прошлых уроках, методом широкого применения устного и письменного, личного и массового опроса, краткосрочных практических заданий; в) детей и взаимодействие педагога на базе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков; г) закрепление изученного упражнения и материала; д) диагностику прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением поурочного балла, оценки за работу на уроке;

е) инструктаж по исполнению домашнего задания.

В случае, если комбинированный тип урока на практике делается единственной, абсолютизированной формой обучения, а его структура, независимо от педагогических событий, остается в любой момент неизменной, в учебной работе появляется формализм и шаблон. Диалектика обучающего сотрудничества преподавателя и обучающихся требует, дабы структура комбинированного урока была эластичной, подвижной. Он дает громаднейшую педагогическую отдачу, в то время, когда в зависимости от характера учебной обстановке, творческого активности подхода и степени детей педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят приятель в приятеля. Так, к примеру, в «липецком опыте» Отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в ходе исполнения независимой работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий в один момент как учёт и диагностика активности получающих образование комментировании хода собственной работы. Деятельность преподавателя и обучающихся на таком уроке характеризуется разнообразием видов и активным взаимодействием учебной деятельности.

Урок возможно выстроен и как занятие по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Необходимость в нем появляется тогда, в то время, когда преподавателю с обучающимися предстоит изучитз. цельный, логически завершенный учебный материал либо сделать обстоятельное вступление в новую тему. Урок передачи-усвоения знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, которые связаны с сообщением информации, демонстрацией новых явлений, с начальным постижением их смысла. Закрепление знаний на таком уроке употребляется попутно, по ходу изложения главного материала, в форме контрольных вопросов. Диагностика прочности усвоения возможно совершена методом коллективной работы над обычным упражнением, задачей, требующей применения только что приобретенных знаний.

Структура для того чтобы урока включает: а) организацию введения в урок; б) передачу-усвоение новых знаний, на что употребляется громаднейшая часть нужного времени в целях четкого изложения новой информации преподавателем, организации независимой работы обучающихся с книжкой, книгой, справочной литературой, ‘компьютером, прибором, машиной; в) закрепление — диагностика прочности знаний методом наблюдений преподавателя за степенью активности и устойчивостью внимания обучающихся, и проведения кратких контрольных бесед; г) инструктаж по предстоящей работе над темой и конкретные задания для независимой работы дома, в библиотеке, в лаборатории.

Завершение изучения целой темы требует проведения особенного типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в особых упражнениях навыков и умений. Его структура включает: а) введение и организацию урока; б) упражнения разных степени и видов сложности по пройденному материалу, делаемые всем классом под управлением преподавателя в целях усвоения практически всеми обучающимися принципа выполнения методом свободной, раскованной деятельности, посредством консультаций педагога; в) демонстрация обучающимися результатов произведенной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным обучающимся, с уверенностью справившимся с заданием, отметок (поурочного балла); г) краткая последняя часть урока посвящается подведению итогов работы преподавателем, постановке возможности методом неспециализированного введения в новую тему.

Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с оценкой и проверкой знаний обучающихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех обучающихся к систематическому повторению больших блоков материала, снабжает готовность к его воспроизведению. Структура этого типа урока включает: а) введение и начальную организацию, разрешающие преподавателю наметить самые неспециализированные пределы повторения материала; б) фактически повторение, выстроенное как устный опрос, включающий личное изложение темы учениками и анализ ответа классом и учителем, выставление и оценку отметки; фронтальный опрос, собеседование, выставление и дискуссию поурочного балла; исполнение краткосрочного письменного задания (к примеру, написание дат, главных событий в жизни политического деятеля, писателя, флоры представителей и перечисление фауны того либо иного района, раскрытие способов ответа типовой задачи); в) посвящение части времени диагностике и прочности знаний и анализу глубины, рекомендациям обучающимся по независимой работе; г) заключение, применяемое педагогом для подведения итогов и постановки возможностей изучения новых знаний.

Наконец, урок возможно посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, повторение его с обучающимися не исключает, а предполагает общую объективную диагностику, диагностику состояния обученности детей. Высшей формой последней проверки знаний, умений, навыков, степени развития являются экзамены. Но и на протяжении учебного процесса, при завершении изучения больших тем, разделов, появляется необходимость контрольных, диагностических испытаний эффективности работы преподавателя и обучающихся, получения объективной обратной информации. Это осуществляется на особых контрольных уроках, структура которых включает: а) вводную объяснительную часть (будь то ответ задач, творческая работа, произведение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемую преподавателем психологической подготовке и инструктажу детей, вселению в них уверенности в собственных силах; б) главную часть, фактически независимую работу обучающихся, добросовестность исполнения которой контролируется преподавателем, дающим своевременные консультации, поддерживающим в детях спокойное и уверенное состояние духа; в) последнюю часть, которая отводится для ориентировки детей в грядущем изучении нового материала.

Вероятны структурные комбинации и другие типы уроков в зависимости от лично-дидактических задач в следствии методического творчества преподавателя. Особенность урока как формы обучения пребывает в том, что существует возможность преобразования его в другие, родные, смежные, формы. Так, к примеру, спаренные уроки преобразовываются в лекцию; урок изучения художественных текстов либо .исторических документов делается практическим либо семинарским занятием. Использование того либо иного типа урока в учебном ходе обусловлено возрастными изюминками детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, нередкой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, достигший известной стабильности в собственном развитии, способен к долгому систематической работе и трудовому усилию на уроках, посвященных упражнениям либо сообщению-усвоению новых знаний.

Уроку как главной форме обучения характерны объективные несоответствия. Первое содержится в том, что урок как форма массового, коллективного обучения по большей части снабжает неспециализированный, средний, нужный всем детям уровень знаний, навыков и умений. В это же время дети не одинаково одарены, у них проявляются различные свойства, в силу чего одни обучающиеся движутся вперед в развитии и усвоении знаний стремительнее, другие — медленнее, одни склонны к усидчивости, другие — к перемене деятельности. Принципиально важно, дабы любой ребенок оставался самим собой, не утрачивал индивидуальности, имел условия для ее развития. Это несоответствие и есть движущей силой, побуждающей настоящего преподавателя к творчеству. Решая проблему неспециализированного среднего образования, он не упускает из виду необходимость развития индивидуальности каждого школьника.

Второе несоответствие содержится в единстве, противоположности и взаимодействии деятельности преподавателя и обучающихся на уроке. Органическое единство их деятельности пребывает в том, что преподаватель передает знания, умения и навыки, а ученик усваивает их. Но педагог собственными шаблонными стереотипами в передаче готовых знаний часто подавляет естественную активность детей, ограничивает возможности их развития. Одновременно с этим абсолютизированная независимая «исследовательская» деятельность детей, изолированная от обучающей работы преподавателя, не ведет к систематическому и прочному усвоению баз наук. Знание этого несоответствия кроме этого побуждает учителя к творчеству, к поискам рационального сочетания собственной активности с пробуждением всесторонней самодеятельности детей.

Еще одно несоответствие проявляется в том, что ученик на уроке принимает частичную, ограниченную данные. В это же время настоящая подготовка к судьбе, формирование мировоззрения достигается стройной совокупностью взаимосвязанных знаний, рисующих единую целостную картину мира. Это побуждает творческого преподавателя к постоянным поискам системных связей между отдельными уроками, их сотрудничества с другими формами обучения.

Значительным кроме этого есть несоответствие между коллективным и личным характером деятельности обучающихся на уроке. Коллективное познание стимулирует инициативу, активность и обогащает знаниями всех детей. Но личная независимая работа не только углубляет знания школьников, но и есть единственным механизмом формирования познавательных, трудовых, поведенческих, навыков и физкультурных умений. Это несоответствие разрешается умелым сочетанием коллективных и личных заданий на уроке.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное, обучающее, развивающее, воспитательное значение. К примеру, продуманная совокупность логически взаимосвязанных уроков обучает детей самоорганизации, навыкам и умениям интеллектуального труда, его научной организации. Содержательно насыщенная творческая работа на уроке образует в организме и сознании ребенка привычное рабочее состояние. Такое психологическое состояние в условиях урока всегда воспроизводится и делается серьёзным условием продуктивного включения в познавательную деятельность всех психологических процессов. Вместе с тем напряженная деятельность на уроке закаляет волю школьников, воспитывает у них трудолюбие, ответственность, другие ответственные нравственные особенности личности.

Умелые преподаватели планируют любой урок так, дабы на нем непременно случилось полное усвоение учебного материала всеми обучающимися. В этих целях нужны разнообразные уроки, соответствующие изюминкам’ содержания, уровню развития и специфике методов обучающихся. На смену комбинированному уроку приходит занятие по сообщению новых знаний, отработке умений и навыков, повторению, закреплению, исполнению творческих работ. На разных по типу уроках, с учетом успешности продвижения каждого ученика, умелые педагоги снабжают школьников дифференцированными заданиями в ходе коллективной учебной работы. Это оказывает помощь детям усваивать материал на различных уровнях трудности, обучаться переходить от работы под опекой преподавателя к самообразованию и самообучению,

Урок есть основнойсистемообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, сопутствующие, вспомогательные формы обучения. Среди ведугцих — школьная лекция. Она является модификацией урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение большой темы в единстве всех ее компонентов. Преподаватель информирует обучающимся замысел изложения, показывает главную и дополнительную литературу, разнообразит характер и структуру учебно-познавательной деятельности: дает обучающимся советы по конспектированию, выделению главного, фиксированию появляющихся вопросов. Он прерывает изложение для совместных с детьми попутных дискуссий, обобщений, анализа иллюстраций, ответов на самые существенные вопросы. Обучающиеся смотрят за логикой изложения, что развивает их свойство логического мышления, умение концентрировать внимание на главном. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической связи. Ее структура складывается из введения; оснащенной разнообразными приемами изложения материала главной части; заключения-резюме; ответов на вопросы и инструктажа по поводу домашнего задания. Возрастные изюминки, развитие детей разрешают обширно применять лекцию в старшем звене школы.

Независимая домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление взятых на уроке знаний, умений, навыков; независимое усвоение в полной мере дополнительной информации и доступного материала; исполнение творческих работ. Независимая познавательная, трудовая деятельность воспитывает темперамент и усиливает знания. Вместе с тем непосильное, не усвоенное на уроке может содействовать формированию приспособленчества, обмана, списывания, формальной зубрежки — самых страшных видов открытого отставания. Умелые преподаватели не жалеют времени на групповые и личные дополнительные занятия чтобы не было формального исполнения обучающимися домашних заданий. Эти занятия проводятся не только с отстающими; но и с теми,-кто, увлекаясь предметом, уходит вперед, трудится над дополнительным материалом. На данной базе в старшем звене школы базируется дифференцированное обучение по продвинутым программам.

Домашняя независимая работа требует четкой организации. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ребенка для занятий должно быть постоянное рабочее место. Ему направляться растолковать важность соблюдения последовательности по степени трудности в исполнении заданий, перерывов для отдыха. Домашняя независимая работа, организуемая с учетом возраста обучающихся, состояния их интересов и потребностей, есть ведущей формой совершенствования и закрепления знаний школьников, добывания ими дополнительной информации.

В последовательности ведущих форм — школьный семинар. Он разрешает включить целый коллектив класса в активную независимую, под управлением преподавателя, проработку материала. В условиях перестройки, идейно-нравственного очищения общества, демократии и развития гласности, усиления идеологической борьбы, семинарское занятие получает особенное значение. Несоответствие нашей жизни содержится в том, что поток сложной и разноречивой политической, культурной, научной информации, поступающей к школьникам, неизменно возрастает, а возможность идеологически правильного оценки и самостоятельного анализа ими всех поступающих сведений у подавляющего большинства ребят очень ограничена. Семинарская форма разрешает преподавателю вместе с обучающимися осуществлять глубочайший анализ, давать выверенные оценки разнообразной информации, учить школьников делать это самостоятельно.

Семинар возможно посвящен дискуссии результатов независимого изучения обучающимися той либо другой учебной темы. Преподаватель снабжает готовность школьников к таковой деятельности, инструктирует их по работе с дополнительной и справочной литературой. На занятии организуется тематическое либо проблемное дискусия по вопросу. Обучающиеся излагают собственные точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы преподавателя. Подводя итог педагог подводит итоги дискуссии; расставляет идеологические выговоры в рассмотренных фактах, событиях; оценивает работу учеников и выставляет отметки.

На семинарах подвергаются критическому дискуссии творческие работы обучающихся; произведения, картинки, продукты технического творчества, исследовательские доклады. Семинарское занятие может носить и репродуктивный, учебно-повторительный темперамент. На нем обсуждаются главные положения прочитанной лекции, обучающиеся демонстрируют собственный познание ее главных идей. Семинар получает творческий темперамент, в то время, когда для более глубокого дискуссии неприятности обучающиеся подбирают материалы газет, радио, телепередач, научных изданий, научно-популярных книг.

Кое-какие семинары посвящаются обсуждению и заслушиванию одного либо нескольких учебных докладов, подготовленных обучающимися под управлением преподавателей, вводящих класс в новую тему. Подобная учебная работа на семинаре вероятна в большинстве случаев в старших классах и с детьми, талантливыми в отдельных случаях учавствовать в дискуссиях.

Семинарское занятие содействует прочному усвоению знаний, умений, навыков, потому, что требует от обучающихся громадной предварительной мыслительной активности и самостоятельной работы на протяжении дискуссии. Оно активизирует, развивает такие психологические процессы, как мышление, память, обращение, эмоции, и, что особенно принципиально важно, дает простор применению разнообразных мыслительных операций и приёмов. Оно формирует такие моральные качества, как ответственность, самостоятельность, умение отстаивать убеждения и свои взгляды.

Ведущей формой обучения есть кроме этого экзамен. Он имеет целью систематизацию, закрепление, обнаружение состояния знаний, навыков и умений обучающихся. Экзамен — форма публичной признания и проверки удач либо неудач в учебной деятельности. Подготовка к нему порождает у школьников состояние ответственности, мобилизует их духовные силы на переосмысление, повторение и систематизацию изученного материала, содействует интенсивному обобщению знаний.

Экзамен имеет разнообразную структуру: ответы обучающихся на экзаменационные билеты; исполнение обучающимися независимой творческой работы типа произведения; контрольное выполнение трудовых операций; участие школьников в разных соревнованиях, олимпиадах, в исполнении практических трудовых, физкультурных заданий.

Педагогически и психологически принципиально важно применение в учебном ходе всего многообразия видов экзаменов. Такие из них, как соревнование, творческие работы, завлекают ребят возможностью серьезно испробовать собственные силы. Громаднейший обучающе-воспитательный эффект проведение экзаменов дает в работе со старшими детьми, девушками и юношами. В игровой, завуалированной форме они допустимы и для младших школьников. Обучающее значение экзамена — в закреплении и систематизации знания детей, в интенсивном развитии и мобилизации умственных сил в условиях экстремальной обстановке. Воспитательное значение экзамена в том, что для ребенка он делается необычным этапом самоутверждения, сферой проявления личностных качеств: выдержки, умения мобилизовать физические силы и духовные, обладать поступками и своими чувствами.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия во всех ее бессчётных модификациях (в музей, на выставку, природу, на производство, к объекту типа станок, машина, прибор, сооружение и т. п.). Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с живой судьбой: знакомит обучающихся с настоящими, действенными и действующими объектами в их целостности, связях с другими явлениями мира; с трудовыми и технологическими процессами. Всем видам экскурсии характерна неспециализированная структура. В нее входит подготовка преподавателем обучающихся к восприятию, формирование у них соответствующей установки, советы дополнительной литературы. Его личная тщательная подготовка: рассмотрения методики главного и продумывание показа объекта, способов вовлечения детей в активное восприятие; инструктирование завлекаемых к рассказу и показу экспертов, поиск форм обобщения замеченного. На протяжении экскурсии преподаватель показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы обучающихся и ставит вопросы сам. Подводя итог преподаватель предлагает детям подвести итоги и сам завершает обобщение материала.

Экскурсия дает не только пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. Исходя из этого педагог формулирует детям неспециализированные и личные задания: дома сделать записи об главных впечатлениях; подготовить зарисовки; применять накопленные знания на уроках по смежным предметам. Экскурсия с успехом используется для обучения всех возрастных групп. Она содействует накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению подмечать, видеть отдельный факт, подробность, подробность, их место в общей совокупности взаимодействующих явлений и содействует формированию эмпирического мышления. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное занятие. Его применение неразрывно связано с идеями независимой работы обучающихся и их взаимообучения. Класс разделяется на пара (3—4) групп, каковые приобретают задание для независимого исполнения. Это возможно опытническая работа; учебный опыт; совместное изучение темы по книжкам, источникам, дополнительной литературе; коллективные творческие произведения, отчеты. Выбираемый в группе фаворит конкретно несёт ответственность за организацию, результаты и ход работы..

Главные структурные элементы бригадно-лабораторной формы:

а) обсуждение преподавателем задания с группой, ответы на вопросы ее участников; б) независимое, коллективное выполнение дела методом чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками; в) консультации преподавателя в ходе работы; г) оценка и обсуждение взятых результатов участниками группы; д) письменный либо устный отчет фаворита перед коллективом и учителем класса; е) контрольное собеседование преподавателя с представителями рабочих ipynn по выбору. Работа может выполняться в течение одного либо нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание возможно вычислено и на пара дней. Учащиеся в этих обстоятельствах занимаются в библиотеках, кабинетах, трудятся на учебно-умелых участках и воображают коллективный отчет. лидер и Учитель группы несут ответственность за то, дабы в учебно-познавательную деятельность деятельно включились все члены бригады и взаимно осуществляли контроль, обучали друг друга. Это тем более принципиально важно, что в условиях бригадной коллективного отчёта и работы ослаблен личный учет знаний обучающихся. Вместе с тем групповая познавательная деятельность раскрепощает духовные силы каждого ученика, деятельно действующего в привычных условиях однородной среды, повышает ответственность, развивает самостоятельность. Она содействует интенсивному усвоению детьми навыков и умений независимого учебного труда, содействует формированию их инициативы и творчества в отыскивании новой информации. Бригад-но-лабораторное занятие, с учетом изюминок развития, пригодно для работы с детьми любого возраста. Старшеклассники побригадно способны делать работы производственного и исследовательского характера.

Сопутствующей формой есть и школьная учебная конференция. Она сосредоточивает и мобилизует духовные силы школьников, развивает познавательные интересы, снабжает закрепление и полноценное повторение учебного материала. Во время подготовки к конференции обучающиеся включаются в независимую работу, обогащенную творчеством и поиском. Преподаватель заблаговременно оповещает обучающихся о грядущей конференции по изученному разделу программы и предлагает отдельным обучающимся на выбор добровольно забрать тему для сообщения либо доклада. Целый класс готовится к дискуссии; любой должен быть готов выступить в качестве оппонента. Докладчики приобретают консультации у специалистов и учителя по существу вопроса и по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течение 1 —2 учебных часов. Обсуждается 3—4, 5—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 мин.. Обучающиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают дополнения и критические суждения. Подводя итог преподаватель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и самый деятельно, творчески выступивших слушателей.

проведение и Подготовка конференции воспитывает у школьников самостоятельность, усиливает умения и навыки независимой работы, уверенность в собственных силах. изложение и Подготовка доклада, критические выступления развивают мышление, будят интерес, превращают изнурительное и закрепление и малоэффективное повторение на уроках в увлекательное сопоставление точек зрения, отстаивание собственных убеждений и позиций в свободной дискуссии. Школьная учебная конференция употребляется по большей части в работе с обучающимися старшего возраста.

Сопутствующими формами учебно-познавательной деятельности преподавателей и обучающихся являются консультации, групповые и личные занятия. Их назначение содержится в том, дабы одним школьникам оказать помощь преодолеть препятствия и трудности в освоении отдельных тем, разделов программы, а вторым — оказать помощь в углубленном изучении предмета.

В их структуру входит: задавание обучающимися вопросов и ответы, разъяснения преподавателя либо намерено приглашенных экспертов. Консультации бывают общеклассными и групповыми, а при подготовке обучающимися докладов и творческих работ — личными. Консультационное общение развивает познавательный интерес, поддерживает пытливость мысли школьников, учит- их точности в формулировании появляющихся вопросов и проблем. В то время, когда эпизодической консультации выясняется слишком мало для полной ясности в усвоении неприятности, появляется необходимость в эпизодических групповых либо личных дополнительных занятиях. Они призваны восполнить пробелы в усвоении знаний, создать базу для предстоящей успешности познавательной деятельности школьников. Личные и групповые дополнительные занятия содействуют ликвидации затруднений в учебной работе. Вместе с тем направляться не забывать, что чрезмерное злоупотребление ими таит опасность утверждения в детях пассивности,.ожидания необходимой помощи, демобилизации собственных внутренних духовных сил.

К запасным формам познавательной деятельности школьников относятся формы, помогающие отстающим восполнить недостающие знания и разрешающие успевающим двигаться вперед, среди них группы выравнивания. В них входят отстающие обучающиеся из одной параллели и образуют особый класс, занимающийся по адаптированной к их проблемам программе. Успешная ликвидация пробелов разрешает детям возвратиться в собственные коллективы. Такие группы дают хороший обучающий эффект и освобождают учителя от избыточной затраты времени на отстающих в простом классе. Вместе с тем разумеется, что объединение всех отстающих в одной группе морально-психологически действует на них угнетающе.

Запасным формой обучения есть и репетиторство — систематические личные либо групповые дополнительные занятия по теме, разделу либо целому учебному курсу. Оно имеет целью подтягивание обучающегося до отметки требований стандартной программы. В один момент возможно средством усвоения сверхпрограммных знаний для успешной сдачи экзаменов в высшее учебное заведение. Распространение репетиторства говорит о недоработках с получающими образование учебном ходе средней общеобразовательной школы.

Запасным формой продвинутого обучения являются факультативные занятия, ученические исследовательские группы, лаборатории, экспедиции. Они оказывают помощь восполнить, увеличить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, даров, интересов и наклонностей детей. Эти формы содействуют расширению кругозора школьников, систематизации вольно поступающей к ним информации, удовлетворению духовных запросов. С их помощью реализуются особые программы, углубляющие знания обучающихся, расширяющие возможности профориен-тации, специализации в некоторых видах деятельности.

Таковы самый распространенные формы организованного процесса обучения школьников. К ним предъявляется последовательность научно обоснованных требований, соблюдение которых снабжает эффективность учебного процесса:

• содержательная наполненность, информационкая насыщенность формы, научность и духовно-нравственная направленность, передаваемых детям знаний, прочность отрабатываемых навыков; тесная сообщение содержания учебных форм с практикой обновления общества, и опора на данные, приобретаемую школьниками по каналам средств массовой информации;

• обеспечение полной ясности, усвоения и понимания всеми обучающимися главных обобщений, приёмов и навыков умственных действий, способов независимой работы;

• энергично-деятельностный темперамент обоюдного общения, обучающего сотрудничества преподавателя и обучающихся, порождающий воздух самостоятельных открытий и творческого поиска;

• развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в ходе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, эмоций, и зрения, слуха, обоняния, глотки, физических сил;

• эмоциональная насыщенность обучающего сотрудничества преподавателя и обучающихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому процессу и предмету познания;

• динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от изменяющихся событий процесса дознания, уровня подготовленности, успешности продвижения получающих образование усвоении материала;

• сочетание коллективно-массовой, групповой и личной работы, обеспечение взаимообучения обучающихся;

• сочетание необходимых учебных заданий с необязательной, по способностям и интересам коллективной, групповой и лично-творческой деятельностью детей;

• формирование навыков работы с компьютером, анализа потока и самостоятельной обработки научной, художественной и политической информации;

• использование передовых, адекватных возрастным возможностям детей, характеру научного материала и избранной форме способов обучения.

Исполнение этих требований позволяет самый полно применять обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения.

Динамика общественного развития #127891; Школа обществознания 10 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: