К психодиагностическим методикам

И Обстановкам

Чтобы психолого-педагогический опыт был достаточно надежным средством изучения и разрешал приобретать в полной мере точные результаты, которым возможно доверять и на базе которых возможно делать верные практические выводы, нужно, дабы применяемые в нем психодиагностические способы были научно обоснованными, Такими вычисляют способы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, точность и однозначность. Разглядим каждое из этих требований в отдельности.

Термин «валидность» — евроязычного происхождения. Он практически свидетельствует: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Черта психодиагностической методики как валидной говорит о ее пригодности и соответствии для оценивания конкретно того психотерапевтического качества, для которого она предназначается.

Черта валидности методики включает в себя не только сведения о том, что эта методика в действительности измеряет, вместе с тем данные об условиях, о сфере ее применения.

Имеется пара разновидностей валидности, каждую которые показывают разглядывать и оценивать раздельно, в то время, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность возможно теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.

Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, приобретаемых посредством данной методики, показателям, приобретаемым при помощи вторых методик — таких, с показателями которых обязана существовать

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валид-ность контролируют по корреляциям показателей одного и того же свойства, приобретаемым при помощи различных методик, опирающихся либо исходящих из одной и той же теории.

Валидностъ эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей настоящему поведению, замечаемым реакциям и действиям испытуемого. В случае, если, к примеру, посредством некоей методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то используемая методика будет принимать во внимание фактически либо эмпирически валидной тогда, в то время, когда мы установим, что этот человек ведет себя в жизни конкретно так, как предвещает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику контролируют методом сравнения ее показателей с настоящим жизненным поведением либо результатами практической деятельности людей.

Валидностъ внутренняя свидетельствует соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. неспециализированной цели и плану методики в целом. Она считается внутренне невалидной либо слишком мало внутренне валидной тогда, в то время, когда все либо часть включенных в нее вопросов, заданий либо субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидностъ внешняя — это приблизительно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той только отличием, что в этом случае речь заходит о связи между показателями методики и самые важными, главными внешними показателями, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сходу оценить ее валидность тяжело. В большинстве случаев валидность методики проверяется и уточняется в ходе ее достаточно долгого применения, тем более что речь заходит о проверке как минимум с четырех обрисованных выше сторон.

Не считая видов валидности, принципиально важно знать критерии валидности. Это главные показатели, по которым возможно фактически делать выводы о том, есть либо не есть эта методика валидной. Такими параметрами смогут стать следующие:

1. Поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных обстановках.

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

2. Успехи испытуемого в разных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.

3. Данные, говорящие о исполнении разных контрольных заданий и проб.

4. Эти, приобретаемые при помощи вторых методик, валид-ность либо сообщение которых с контролируемой методикой считается точно установленной.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора либо изменяемого психотерапевтического свойства).

Результаты психотерапевтического тестирования зависят от множества тяжело контролируемых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства релевантных черт обстановки психотерапевтического тестирования, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психотерапевтического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов на протяжении психодиагностического обследования в большинстве случаев ведет к понижению степени надежности измерений. Потому, что держать все эти факторы в постоянстве в любой момент фактически нереально, то рассчитывать на высокую надежность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов самоё важным есть надежность самой методики, поскольку все остальные вносят намного меньший вклад в постоянство приобретаемых результатов.

Надежность психодиагностической методики возможно установить двумя методами: методом сравнения результатов, приобретаемых при помощи данной методики различными людьми, и методом сравнения результатов, приобретаемых при применении одной и той же методики в аналогичных условиях.

Точность методики отражает ее свойство тонко реагировать на мельчайшие трансформации оцениваемого свойства, происходящие на протяжении психодиагностического опыта. Точность психотерапевтической методики в определенном смысле возможно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, к примеру, поделённый лишь на сантиметры, будет гру-

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

бее измерять длину, чем линейка, калиброванная по миллиметрам. Со своей стороны микрометр — прибор, разрешающий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более правильным измерительным инструментом, чем школьная линейка.

Чем правильнее психодиагностическая методика, тем уже с ее помощью возможно оценивать градации и выявлять оттенки изме^ ряемого качества. Но в практической психодиагностике далеко не всегда требуется довольно высокая степень точности оценок. Ее нужная практическая мера определяется задачей разделения, либо разделения испытуемых на группы. В случае, если, к примеру, всю изученную выборку испытуемых необходимо поделить всего лишь на две подгруппы, то и точность используемой методики обязана соответствовать этому делению, не больше. В случае, если нужно поделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную шкалу, складывающуюся из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет».

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени приобретаемые с ее помощью эти отражают трансформации конкретно и лишь того свойства, для оценивания которого эта методика используется. В случае, если наровне с этим свойством в приобретаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию однозначности, не смотря на то, что наряду с этим частично может оставаться валидной. К примеру, в случае, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения человека и чтобы их взять, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать критерию однозначности. В них наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов собственного поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им вероятных последствий диагностического опыта, и другое.

Критерию однозначности кроме этого может не в полной мере удовлетворять метод оценки знаний обучающихся лишь по успеваемости,

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

так как оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, не считая самих знаний обучающегося, отражается отношение к нему учителя и поведение обучающегося.

Перед тем как использовать в практической психодиагностике те либо иные методики, экспериментатор обязан убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, однозначности и точности. Самыми серьёзными из названных четырех параметров являются первые два: надёжность и валидность, и в случае, если измерительный инструмент им не соответствует, то его по большому счету нельзя использовать как средство психодиагностики. В случае, если же методика не в полной мере правильна и не абсолютно однозначна, то ее однако возможно использовать с определенными оговорками. Но наряду с этим нужно не забывать, во-первых, о том, что неточная методика может не разрешить установить относительно маленькие трансформации, каковые происходят в следствии совершённого опыта, и, следовательно, может указать на отсутствие трансформаций в том месте, где они в действительности имеется. Слишком мало однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину приобретаемых показателей со степенью трансформации конкретно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.

Не считая используемой методики, на результаты психодиагностики воздействуют обстановка, ее познание испытуемым, приобретаемая им инструкция, и поведение и личность самого экспериментатора на протяжении тестирования.

В случае, если обстановка воспринимается испытуемым как экзаменационная, то он будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек, возможно, в любой момент и везде будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для собственной личности и, следовательно, принимать любую обстановку как возможно несущую в себе опасность для его личности. Низкотревожный индивид, наоборот, кроме того в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя довольно тихо.

Поведение испытуемых и результаты, каковые они показывают, зависят и от того, как они знают инструкцию. Исходя из этого к точности и доступности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особенные требования. Инструкция должна быть достаточно несложной и понятной, не содержать в себе

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

неоднозначно трактуемых выражений и слов. оптимальнее , в случае, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, поскольку устная инструкция различными людьми произносится с разными паралингвистическими компонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т.п. Помимо этого, устная инструкция достаточно скоро забывается испытуемыми и, следовательно, вероятны непроизвольные отклонения от нее.

Время от времени на результаты изучения воздействуют поведение и личность экспериментатора. Увидено, к примеру, что в случае, если экспериментатор лично красив испытуемым, в случае, если его поведение говорит об уважении и добром отношении к испытуемым, то они со своей стороны нечайно будут стараться подыграть ему и продемонстрировать такие результаты, каковые должны доставить экспериментатору наслаждение. Наоборот, если он приводит к антипатии у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважительное к ним отношение, то они, в большинстве случаев, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, каковые, согласно их точке зрения, не понравятся экспериментатору.

Главная совет, которая касается поведения экспериментатора, содержится в том, дабы он был уравновешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

ТЕСТИРОВАНИЕ и ТЕСТЫ

Тестами в психологии именуют стандартизированные методики психодиагностики, разрешающие приобретать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых особенностей. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они в любой момент и везде должны использоваться однообразным образом, начиная от инструкции и ситуации, приобретаемой испытуемым, заканчивая методами интерпретации и вычисления приобретаемых показателей.

Сопоставимость свидетельствует, что оценки, приобретаемые при помощи теста, возможно сравнивать между собой независимо от того,

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

где, в то время, когда, как и кем они были взяты, в случае, если, очевидно, тест использовался верно. Из всех вероятных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, однозначности и точности.

Существует довольно много разновидностей тестов, каковые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается посредством данного теста); по изюминкам применяемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека разных познавательных процессов), личностные и межличностные. По изюминкам применяемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты свойств и состояний.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, обращение. Личностные тесты связаны с пси-ходиа-гностикой устойчивых личных изюминок человека, определяющих его поступки; ко мне относятся тесты темперамента, характера, мотивации, чувств, свойств. Среди тестов видятся такие, каковые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности либо степени развитости ее отдельных особенностей. Комплексными, к примеру, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных возможно отнести тесты, благодаря которым оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, к примеру, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив успехи успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты разрешают оценивать человеческие отношения в разных социальных группах, к примеру, социометрический тест, тест социально-психотерапевтической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания включают в себя упражнения и задачи, каковые испытуемый обязан выполнить в наглядно-

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

действенном замысле, т.е. фактически манипулируя настоящими материальными предметами либо их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинами, картинками, схемами, представлениями. Они предполагают активное применение воображения, мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, к примеру, определение понятий, умозаключения, содержания и сравнение объёма разных слов, исполнение с понятиями разных логических операций и т.п.

Многие задания, каковые употребляются в тестах, имеют комплексный темперамент, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и упражнения и вербальные действия. Это связано с тем, что большая часть задач, с которыми сталкивается человек в реальности, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится чтобы угадать возможные достижения и поведение человека не в неестественной лабораторной обстановке, а в реальности.

Бланковыми именуются такие тесты, при применении которых испытуемый приобретает тестовый материал в форме разных бланков: картинок, схем, таблиц, опросников и т.п.

Аппаратурные — это такие тесты, в которых употребляется разного рода аппаратура для обработки и предъявления результатов тестирования, к примеру аудио- и видеотехника, электронно-счётные автомобили.

Процессуальными именуют тесты, благодаря которым исследуется какой-либо психотерапевтический либо поведенческий процесс, и ему в следствии дается правильная качественная либо количественная черта, к примеру процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного сотрудничества индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются удачи человека в том либо другом виде деятельности, в той либо другой сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

Тесты свойств и состояний касаются диагностики более либо менее стабильных психотерапевтических качеств человека, таких, к примеру, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.

В особенную группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех либо иных психотерапевтических качеств человека. Такая оценка получается в следствии анализа того, как этот человек принимает и интерпретирует кое-какие многозначные объекты: сюжетно неизвестные картины, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в интерпретации и оценки аналогичных объектов человек бессознательно «вкладывает» либо «проецирует» самого себя. К данной группе тестов относятся, к примеру, тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, в то время, когда дело касается психодиагностики скрываемых либо не осознаваемых испытуемыми психотерапевтических изюминок.

Психодиагностический опыт как способ используется крайне редко и по большей части тогда, в то время, когда распознать и оценить необходимое уровень качества вторым методом не представляется вероятным.

Процессуальные тесты используются в тех случаях, в случае, если исследователя интересуют изюминке протекания психологических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений — в то время, когда решается задача оценки свойств, навыков и умений людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к каким обращаются, в случае, если появляется необходимость определить и количественно оценить неспециализированный уровень интеллектуального развития человека.

Как к способам правильной психодиагностики к тестам предъявляются особенные требования. Первое из них — социокультурная адаптированность теста. Эта идиома свидетельствует соответствие тестовых тестовых оценок и заданий, каковые испытуемый приобретает по этим заданиям, изюминкам культуры, сложившимся в том либо другом обществе, где этот тест употребляется,

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

будучи заимствованным в второй стране. В случае, если, к примеру, созданный в Европе тест интеллекта в первый раз используется в стране, где главным в структуре интеллекта есть не словесно-логическое, а образное либо практическое мышление, то он непременно должен быть социокультурно адаптирован. В другом случае, используя его в начальном, неадаптированном варианте, мы, вероятнее, возьмём низкие результаты, каковые не будут соответствовать уровню развития мышления у обитателей данной страны. И, напротив, применяя в качестве теста интеллекта таковой, где преобладают задания на практическоелшш-ление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы в том месте можем взять неадекватные показатели умственного развития.

В случае, если тест повторно употребляется в условиях, каковые значительно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то практически в любое время требуется соотнесение этих условий между собой либо адаптация теста к новым условиям. Прежде всего это касается бланковых тестов, заимствованных из второй страны и написанных в оригинале на другом языке. Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой ни при каких обстоятельствах не бывает правильным по смысловому содержанию и значениям понятий. Чтобы в максимальной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходится время от времени отказываться от буквального перевода и делать его довольно произвольным, родным не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам — однозначность и простота формулировок тестовых заданий. В соответствии с данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, картинок и т.п.), каковые смогут по-различному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование — ограниченное время исполнения тестовых заданий. Тут речь заходит о том, что полное время исполнения заданий психотерапевтического теста не должно быть больше по-лутора-двух часов, поскольку в течение большего времени человеку тяжело сохранить собственную работоспособность на достаточно большом уровне.

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по этому тесту, т.е. показатели, воображающие громадную совокупность людей, с которыми возможно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психотерапевтического развития. Норма теста в большинстве случаев определяется в следствии тестирования громадной выборки испытуемых определенного возраста и пола и сглаживания взятых оценок с их последующей разделением по возрасту, полу и последовательности вторых релевантных показателей. Норма теста — это средний уровень развития громадной совокупности людей, похожих на данного испытуемого по последовательности социально-демографическиххарактеристик.

Любая норма со временем, в большинстве случаев, изменяется вместе с теми естественными трансформациями, каковые с годами происходят в психотерапевтическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти отечественного века, не подходят для его последней четверти, поскольку за это время уровень развития мышления людей существенно возрос. Существует эмпирически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет нормы теста, в особенности интеллектуального, должны пересматриваться.

Процедура пересмотра существующих установления и норм новых обычна и выглядит следующим образом. Сперва определяется группа, на которых предполагается проводить изучения посредством данного теста. После этого эта группа разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим чертям. Для каждой подгруппы подбирается и при помощи созданного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Потом методом сглаживания взятых на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Увидим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы непременно должно быть указано, где, как, на ком и в то время, когда она была установлена.

Не считая требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, интерпретации и обработки его результатов. самые важные из этих правил следующие:

Глава 2, Неспециализированная черта способов психодиагностики

1. Перед тем как использовать тот либо другой тест, психологу нужно познакомиться с ним и попытаться его на самом себе либо на втором человеке. Это разрешит вдальнейшем избежать вероятных неточностей, которые связаны с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

2. Принципиально важно заблаговременно позаботиться о том, дабы перед выполнением тестовых заданий испытуемые отлично осознали их и сопровождающую тест инструкцию.

3. На протяжении проведения тестирования нужно смотреть за тем, дабы все испытуемые трудились самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, талантливого поменять результаты тестирования.

4. Для каждого теста обязана существовать обоснованная и выверенная интерпретации результатов и процедура обработки, разрешающая избежать неточностей, появляющихся на этом этапе тестирования. Это, например, касается приемов математико-стати-стической обработки первичных данных, каковые кроме этого должны быть строго и заблаговременно установлены.

Перед тем как приступить к практическому тестированию, нужно совершить определенную подготовительную работу к нему. Она пребывает в следующем. Сначала испытуемым воображают тест и растолковывают, для чего он рекомендован, с какой целью проводится тестирование, какие конкретно данные в результате него смогут быть взяты и как именно они смогут быть использованы в жизни. После этого дают инструкцию и получают того, дабы она была верно осознана всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго смотря за соблюдением инструкции и всех вышеуказанных условий, снабжающих достоверность приобретаемых результатов.

Контрольные вопросы

1. Чем занимается психодиагностика?

2. Виды психодиагностических методик и их отличие от исследовательских.

3. Что такое валидность методики и как именно она определяется?

_______________ Часть I. Психотерапевтическая диагностика_____________

4. Что такое надежность методики? Способы определения надежности.

5. Что такое однозначность и точность психодиагностической методики?

6. Какие конкретно требования предъявляются к инструкции, ситуации тестирования, поведению экспериментатора на протяжении тестирования?

7. область и Виды тестов их применения.

8. Требования, предъявляемые к тестам и к процедуре проведения тестирования.

9. способ и Понятие установления тестовых норм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом изучении. М.: На
ука, 1982. 200с.

(Надежность тестов: 107-135. Валидность тестов: 135-162.)

2. Анастази А. Психотерапевтическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. (Функции и происхождение психотерапевтического тестирования: 17-31. Природа психотерапевтических тестов и их использование: 31-50. Надежность: 97-126. Валидность. Главные понятия: 126-149. Валидность. интерпретация и Измерение: 149-179. Тесты неспециализированного интеллектуального развития: 205-316.)

3. Анастази А. Психотерапевтическое тестирование. Кн. 2. М., 1982. (Тесты отдельных свойств: 5-122. Личностные тесты: 122-242.)

4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. (Психотерапевтический диагноз: 11-15. Психодиагностический процесс: 15-27.)

5. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психотерапевтической диагностике. Киев, 1989. 199 с.

6. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых главных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4.

7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психотерапевтическое тестирование. Л., 1982.100 с.

(Тесты в психологии: 7-18. Разработка первичной формы теста: 18-54. Подготовка, обработка и проведение результатов тесто-

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики

вых опробований: 54-67. Обоснование тестов как измерительных их интерпретации и инструментов: 68-100.)

8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989. 79 с. (Об главных понятиях психодиагностики: 5-7. О педологии и тестах: 9-12. Психодиагностическое мастерство школьного педагога: 12-72.)

9. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 53-64.

10. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. 80 с.

(О классификации психодиагностических методик: 28-35. Опросники. Их место в психодиагностике: 54-61.)

11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Способы психотерапевтической коррекции и диагностики в клинике. Л., 1983. 312 с. (наблюдение и Анамнез как способы психотерапевтической диагностики: 26-33.)

12. Кулагин Б.В. Базы опытной психодиагностики. Л., 1984.216 с.

(надёжность и Валидность тестов: 48-60.)

13. Мельников В.М.,Ямполъский Л.Т. Введение в эксперименталь
ную психологию личности. М., 1985.

(Неспециализированные вопросы надежности тестов: 167-178. Подходы к изучению валидности тестов: 187-195. Унифицированная методика конструирования психодиагностических тестов: 195-203.)

14. Способы изучения интеллекта: методические разработки по
спецкурсу «Психология». Л., 1982. 32 с.

(методы и Интеллект его изучения: 2-18. Тесты: 18-25. Аналитические способы изучения интеллекта: 25-29. Тесты-опросники: 29-32.)

15. МургулецЛ.В. Способы социально-психотерапевтической диагнос
тики личности: Учебное пособие. Л., 1990.

(Методики оценки деловых и личных качеств начальника: 8-17. Способы диагностики личности в совокупности межличностных взаимоотношений: 17-33. Психотерапевтическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические способы изучения жизненного пути: 67-69.) •

16. Практикум по неспециализированной психологии / Под ред. А.И. Щербако
ва. М., 1990. 287 с.

[Методы психологии (с элементами математической статистики): 20-39.]

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

17. Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое по
собие… Балашов, 1992.

[Опросник Айзенка: 12-13. Определение самооценки: 14-15. Изучение уровня притязаний: 15-16. Изучение типов взаимоотношений человека к окружающим людям (методика Т. Лири): 22-26. Тест-опросник самоотношения (ОСО): 37-44. Изучение уровня субъективного контроля: 44-49. Изучение способов поведения в конфликтной обстановке: 52-54.]

18. Психодиагностические способы (в комплексном лонгитюдном
изучении студентов) / Под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворя-
шиной, И.М. Палея. Л., 1976. 248 с.

(О способах современной психологии: 13-35.)

19. исследования и: Психологическая диагностика проблемы /
Под ред. К.М. Гуревича. М, 1981. 232 с.

(Обзор развития тестов: 35-49.)

20. Соколова ЕЛ. Проективные способы изучения личности.
М., 1980. 176 с.

(классификация и Общая характеристика проективных методик: 10-18.)

Глава 3. СПОСОБЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краткое содержание

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.самосознания дошкольников развития и Недостаточный уровень сознания. Трудности, которые связаны с применением в этом возрасте опросных способов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации способов психодиагностики к детям различного возраста.

Способы диагностики познавательных процессов дошкольников.Понятие о стандартизированном комплексе психодиагностических методик. Способы диа-

_____ Глава 3. Способы психодиагностики детей дошкольного возраста_

гностики восприятия у дошкольников: «Чего не достаточно на этих картинках?», «Определи, кто это», «Какие конкретно предметы запрятаны в картинках?», «Чем залатать коврик?» Способы диагностики внимания: «Отыщи и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Способы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Способы диагностики памяти: «Определи фигуры», «Запомни картинки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Способы диа-гностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что тут лишнее?», «Кому чего недостает?»,«Подели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи картинки», «Вырежь фигуры». Способы диагностики речи: «Назови слова», «Поведай по картине».

Психодиагностика личностных и межличностных взаимоотношений у дошкольников.Способы изучения личности. Оценка уровня развития у детей мотива успехи удач. Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методика «Выбери необходимое лицо — тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Способы изучения межличностных взаимоотношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с людьми?», «Выбор в действии». Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Личная карта психотерапевтического развития дошкольника. Итоговая оценка уровня психотерапевтического развития ребенка-дошкольника.

Психодиагностика. Все лучшие методы работы психолога Натальи Кучеренко. Лекция № 36, факультатив.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: