Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 9 глава

В связи с обозначенной целью тифлопедагогика решает следу-
ющие задачи:

обнаружение главных закономерностей в области обучения,
развития и воспитания людей, имеющих нарушения зре-
ния, установление связей этих процессов с коррекционно-
педагогической работой по преодолению недочётов пси-
хофизического развития и профилактике их возникнове-
ния;

комплексное клинико-генетическое, психотерапевтическое и пе-
дагогическое изучение детей и взрослых, находящихся в ус-
ловиях зрительной депривации, обнаружение структурно-функ-
циональных нарушений в организме, прямо либо опосредо-
ванно связанных с нарушениями зрения, установление пси-
хофизических и сочетанных нарушений развития;
изучение условий формирования и всестороннего разви-
тия личности, находящейся в условиях зрительной депри-
вации;

уточнение и определение роли сохранных анализаторов в ста-
новлении познавательной деятельности при разных фор-
мах зрительных нарушений и разработка педагогических при-
емов, снабжающих ее развитие;

определение содержания коррекционно-педагогической ра-
боты, нахождение действенных способов и приёмов ее осу-
ществления при разных формах организации учебно-вос-
питательного процесса;

разработка требований к особым средствам коррекции
вторичных отклонений в компенсации и развитии зритель-
ного недостатка, к наглядному и раздаточному дидактическому
материалу, особым пособиям, к тифлотехническим
средствам обучения; создание, совершенствование и моди-
фикация учебного оборудования и пособий;
поиск, подтверждение и создание практикой действенных
приемов, воспитания детей и методик обучения и взрослых,
имеющих нарушения зрения;

осуществление и теоретическое обоснование индивидуаль-
ного, дифференцированного и личностно ориентированного
подходов к обучающимся (детям, детям) с нарушениями
зрения на протяжении учебно-воспитательного процесса, организа-
ция данной работы с учетом зрительных возможностей обучаю-
щихся, характера и времени появления зрительных наруше-
ний, сопутствующих болезней и сочетанных нарушений
развития;

обоснование и разработка особых эргономических, ги-
гиенических и офтальмо-педагогических рекомендаций с уче-
том клинической картины заболевания органа зрения, опре-
деление на данной базе зрительных, тактильных, общефизи-
ческих рекомендаций и нагрузок по структурному построе-
нию занятий;

— изучение возможностей и путей интеграции слепых и слабо-
видящих в общество, определение содержания, форм и ме-
тодов воспитания и трудового обучения, социально-трудо-
вой адаптации, опытной ориентации, подготовки
их к труду и жизни;

— определение структурного построения и типов особых
образовательных учреждений для детей и взрослых с различ-
ными нарушениями зрения, разработка нормативно-методи-
ческих документов, рекомендаций и реабилитационных про-
грамм.

3.2. причины и Нарушения зрения их происхождения

Восприятие мира посредством зрения осуществляется благода-
ря сложной совокупности разных взаимосвязанных структур зри-
тельного анализатора, что разрешает человеку ориентироваться в
пространстве, принимать форму, размер, цвет предметов, ви-
деть их на различном расстоянии при разной их освещенности.

В зрительной совокупности благодаря действия негативных
факторов смогут появляться разные нарушения. Под зрительны-
ми нарушениями (недостатками зрения) подразумевается количествен-
ная и качественная черта нарушенного зрения на фоне
повреждений разных структур зрительного анализатора.

Обстоятельства происхождения нарушений в зрительной совокупности целый-
ма разнообразны. По собственному происхождению нарушения зрения
смогут быть врожденно-наследственными и купленными. В собственную
очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу-
словлены обстоятельствами наследственного характера (наличием не-
благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи-
ей), но смогут быть и детерминированы разными отрицатель-
ными действиями на плод во время внутриутробного развития
и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и
родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

Купленные нарушения зрения могут быть следствием
перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм,
опухолей, инфекционных болезней (менингита, энцефалита,
гриппа, туберкулеза и др.). Помимо этого, большие нарушения
зрения вызываются болезнями глаз.

По распространенности обстоятельств происхождения нарушений
зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож-
денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время
как купленные нарушения зрения составляют приблизитель-
но 20% случаев.

Да и то, и второе смогут приводить к прозрачных и пре-
ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

зрительных территорий мозга и т.д. (первичные соматические нарушения),
что, со своей стороны, неизбежно ведет к происхождению вто-
ричных функциональных отклонений (понижению остроты зрения,
сужению либо выпадению частей поля зрения, нарушению свето-
и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от-
клонений мешает развиваться последовательности психи-
ческих процессов, таких, как чувство, восприятие, представ-
ление.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше-
ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях
(глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен-
ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче-
ского процесса.

К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора
относятся кое-какие врожденные его пороки (к примеру, астиг-
матизм). Обстоятельствами недостатков для того чтобы характера могут быть
последствия некоторых глазных операций и заболеваний.

Недостатки зрения характеризуются как по характеру нарушения
(бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий,
одновременный), так и по степени утраты зрения (слепота, сла-
бовидение) и проявляются в виде нарушений разных зритель-
ных функций.

К главным зрительным функциям относятся: острота зрения,
поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное
зрение, глазодвигательные функции. Любая из них формирует-
ся прижизненно и достигает собственного большого развития к
определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с
возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен-
ческом и раннем возрасте, которое длится и в дошколь-
ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и
др.). Так, к примеру, функция светоощущения достигает собственного
большого развития только к 20-летнему возрасту (В.В.Вол-
ков, А. М. Шамшинова).

Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име-
ет огромное значение как для познавательной, так и для практи-
ческой деятельности человека, снабжая различение форм мел-
ких подробностей и опознание предметов. Под остротой зрения подра-
зумевается свойство глаза видеть раздельно две святящиеся
точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу-
жит тот минимальный зрительный угол, при котором возможно оце-
нить еще различимые глазом пространственные размеры
(В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью
(0,2; 0,3 и т.д.). За обычный ее показатель принимается спо-
собность глаза различать подробности объекта под углом зрения, рав-
ным одной минуте, что говорит о наличии остроты зре-
ния, равной 1,0. Но минимальной достаточной остротой зре-

ния при работе вдаль принято вычислять величину 0,8; для чтения
газетного шрифта с расстояния 30 см минимальная острота зре-
ния образовывает 0,5.

Понижение остроты зрения возможно позвано нарушениями
оптического (недостатки оптики глаза: аметропия, помутнение либо
дистрофические трансформации его оптических сред) и сенсорного
характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки
зрительных образов, обусловленные болезнями сетчатки, зри-
головного мозга и тельного нерва).

Понижение остроты зрения может привести к слепоте либо слабо-
видение. Слепота — это отсутствие либо понижение зрения, при
котором нереально либо существенно ограничено зрительное вос-
приятие окружающего. Под слабовидением понимаются различные
степени нарушения центрального, периферического и цветового
зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю-
щие стабильное качественное получение и обработку зрительной
информации, существенно осложняющие познавательную и прак-
тическую деятельность человека.

Понижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица-
тельно воздействует на процесс изображений и узнавания предметов,
на скорость зрительного восприятия, что, со своей стороны, нега-
тивно отражается на формировании предметных и пространствен-
ных представлений, развитии образного мышления, регуляции
перемещений, их точности, координации, соразмерности.

Главными клиническими формами слабовидения являются
нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас-
пространенность слепоты и слабовидения среди населения России
на данный момент достаточно громадна. Так, согласно данным Е.С.Либ-
ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения
на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста-
вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи-
тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

Поле зрения есть функцией периферического зрения и из-
меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран-
ство, все точки которого в один момент видны при неподвижном
взоре одним либо двумя глазами, что нужно для ориенти-
рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле
зрения двумя глазами (с соотнесением в один момент взятых
двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета
по горизонтали образовывает 180°, а по вертикали — 110°.

Важные нарушения поля зрения, каковые равно как и сни-
жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, смогут
быть связаны как с выпадением разных его участков (ското-
мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным либо
бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це-
лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

ке в громадном и малом пространстве, так и при исполнении раз-
личных видов деятельности.

Светоощущение, либо световая чувствительность, являясь наи-
более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо-
собность зрительной совокупности различать световые раздражители.
Эта свойство ребенка принимать свет с самого начала судьбы
оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис-
темы в целом и является основой для создания всех ее функ-
ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют-
ной (величина минимального светового раздражения, которое
возможно воспринято людской глазом) и различительной
способности (определение минимальной отличия в яркости двух
освещенных объектов). Помимо этого, она характеризуется еще све-
товой (скоростью приспособления органа зрения к более броскому
свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к
условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения
может сказываться в расстройствах как световой чувствительно-
сти, так и в адаптации к условиям освещения. Чаще всего
видящимся нарушением данной функции есть расстрой-
ство темновой адаптации (гемералопия, либо куриная слепота),
выражающееся в полной утрата либо затруднении ориентации в
условиях пониженного освещения.

Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается
свойство принимать волновую природу света, т.е. диффе-
ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет
возможность принимать не только ахроматические (белый,
серый, тёмный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос-
приятие всего многоцветия окружающей действительности игра-
ет громадную роль в познавательной, практической деятельности
человека, в развитии эмоциональности, влияет на его
работоспособность и настроение.

Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо
из трех элементов сетчатки, любой из которых рекомендован для
восприятия одного из главных цветов (красного, зеленого, си-
него), и может проявляться в виде цветоаномалии (разные
сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия либо
дальтонизм) либо цветослабости. Нормально развитое зрение по
собственному характеру есть бинокулярным (зрение двумя глазами
с одновременным соединением взятых двух изображений в
единый зрительный образ) и глубинным (свойство различать
отдаленность замечаемых предметов).

Бинокулярное зрение снабжает пространственное, стерео-
скопическое восприятие окружающего мира. Помимо этого, благо-
даря свойству бинокулярности постоянно совершенствуются другие зрительные
функции: поле и острота зрения. Нарушение данной функции
выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен-
ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза-
ми без слияния изображений в единый зрительный образ). бинокулярного-
зрения и Рас приводят к происхождению труд-
ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении
форм предметов на расстоянии, в верном оценивании слож-
ных изображений и предметных ситуаций.

Глазодвигательные функции снабжают обычную работу
глаз, что проявляется в их способности и подвижности к узким
установкам, нужным для любого совершенно верно действующего опти-
ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения.
Нарушение этих функций связано с нарушением верного
стояния глаз, появляющимся в следствии понижения уровня услов-
но-рефлекторной координации их перемещений, и может проявляться
как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити-
ческого), так и в виде нистагма подвижности и дефектов глаз
(спонтанных колебательных перемещений глазных яблок). Нарушение
глазодвигательных функций обусловливает понижение скорости,
точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо-
собствует происхождению трудностей в определении простран-
ственного размещения предметов и в исполнении практичес-
ких действий. Косоглазие может привести к трансформациям особенностей
зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно-
сти на монокулярно альтернирующее либо одновременное зрение.

Нарушение бинокулярного зрения может содействовать воз-
никновению амблиопии (понижение остроты зрения без видимой
анатомической и рефракционной базы). По происхождению
амблиопия возможно врожденной и купленной. К приобре-
тенным видам относятся: дисбинокулярная (начинается на фоне
косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при
странностях рефракции), обскурационная амблиопия (появляется на
фоне врожденной либо купленной катаракты, и при
нарушении прозрачных сред глаза и птозе — опущении века). По
степени выраженности амблиопия делится на не сильный (острота
зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 — 0,2), высо-
кую (острота зрения 0,1 — 0,05), весьма высокую (острота зрения
от 0,04 и ниже).

3.3. Классификация нарушений зрения

Среди людей с нарушениями зрения выделяются слепые и сла-
бовидящие.

К слепым (незрячим) относятся:

— тотально слепые — люди с полной слепотой (полным
отсутствием зрительных ощущений, что детерминирует неспо-

собность отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени су-
ток);

— люди, владеющие светоощущением (характерные им зри-
тельные ощущения обусловливают свойство принимать свет
и вместе с тем недостаточны для восприятия величины, формы,
цвета объекта, степени его удаленности);

— люди, имеющие остаточное зрение, либо так именуемую
«практическую» слепоту (при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на
лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что по-
зволяет им принимать свет, цвет, контуры, силуэты предме-
тов и объектов, степень их удаленности);

— люди с прогредиентными болезнями при сужении поля
зрения (до 10 — 15°) и остроте зрения до 0,08.

При характеристике слепых громадное значение получает
период, в котором случилась потеря зрения либо нарушение зри-
тельного анализатора.

Разделение данной категории незрячих по времени потери
зрения разрешает выделить следующие категории: слепорожден-
ные и ослепшие — рано ослепшие, ослепшие в дошкольном,
школьном и зрелом возрасте. Значение этого показателя опреде-
ляется тем, что время потери (нарушения) зрения оказывает су-
щественное влияние как на физическое, так и на психологическое
развитие человека. Чем раньше появился зрительный недостаток, тем
более ярко выражены вторичные отклонения, своеобразие
и психологические особенности всего психофизического развития че-
ловека.

К примеру, в памяти слепорожденных отсутствуют зрительные
образы, которыми в разной мере и количестве располагают люди
ослепшие. Вместе с тем зрительные представления ослепших тре-
буют постоянной активизации при помощи вовлечения их в дея-
тельность (воссоздание образов зрительной памяти методом словес-
ного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ос-
лепших зрительные образы, то происходит постепенное их стира-
ние.

Категориюслабовидящих составляют люди, у которых на фоне
органических поражений зрительной совокупности либо анатомическо-
го несовершенства органа зрения острота зрения находится в пре-
делах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем либо единственном глазу в
условиях оптической коррекции.

Нарушение остроты зрения часто сочетается с недостатками
периферического зрения (сужением поля зрения до 35°) либо/и
цветоощущения.

Зрительные возможности слабовидящих характеризуют, с од-
ной стороны, сочетание нескольких глазных болезней, с дру-
гой — происхождение на фоне первичной зрительной патологии
разных осложнений (амблиопии, нистагма, косоглазия, от-

слойки сетчатки, смещения хрусталика, увеличения внутриглаз-
ного давления и др.).

Согласно данным ВОЗ, на данный момент насчитывается около
42 млн слепых и более 110 млн слабовидящих. Сейчас
во всем мире отмечается тенденция повышения численности сле-
пых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них утратил
зрение в детском возрасте.

В соответствии с тифлопедагогике, слепота и слабовидение представ-
ляют собой психофизические нарушения, проявляющиеся в огра-
ничении зрительного восприятия либо в его отсутствии, что влия-
ет на целый развития личности и процесс формирования.

Обусловленные слепотой либо слабовидением ограничения зри-
тельного восприятия неизбежно приводят к понижению его не так долго осталось ждать-
сти, точности, полноты, к трудностям в определении цвета, фор-
мы, пространственного расположения и величины предметов,
следствием чего выясняются фрагментарность, искаженность вос-
приятия единичных и групповых объектов, замедленность и не-
четкость их опознания. Все это затрудняет формирование пред-
метных и пространственных представлений, образных форм пси-
хического отражения — образной памяти, наглядно-образного
мышления, воображения, нарушает соотношение образного и
понятийного в интеллектуальной деятельности. При слепоте и слабо-
видении характерна редуцированность проявлений разных
особенностей восприятия:

— избирательности, что выражается в сужении круга интере-
сов, понижении активности отражательной деятельности, более
не сильный если сравнивать с нормой эмоциональной реакцией на объек-
ты внешнего мира, что, изменяя качество и количество знаний
об окружающих предметах и явлениях, очень плохо отражается на
формировании понятий и представлений;

— обобщенности и осмысленности, что проявляется в тяжело-
стях установления причинно-следственных связей между предме-
тами и явлениями, выделения значительных показателей и т.п.,
что, со своей стороны, детерминировано недостаточностью чувствен-
ного опыта и понижением точности и полноты отображаемого;

— большом ослаблении апперцепции, обусловленном бед-
ностью опыта людей с нарушениями зрения если сравнивать с нор-
мально видящими;

— понижении константности из-за сокращения у людей данной
категории территории константного восприятия.

Помимо этого, слепота и слабовидение нарушают одновремен-
ность и дистантность зрительного восприятия.

Условия зрительной депривации предопределяют специфиче-
ские особенности деятельности слепых и слабовидящих, что свя-
зано с затруднениями в овладении практическими навыками, в
исполнении практических действий, в ориентировке в малом и

громадном пространстве. Вместе с тем у слепых и слабовидящих
формируются своеобразные изюминки общения (вербализм,
формализм, выразительности речи и отсутствие эмоциональности,
преобладание монологической речи и др.), психофизического
развития (общее его отставание, ослабление двигательной актив-
ности; нарушения осанки, походки, положения тела при ходьбе
и др.). У людей с нарушениями зрения отмечается кроме этого своеоб-
разие эмоционально-волевой сферы (М.И.Земцова, А.И.Зотов,
А. Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.).

Сейчас наровне со слепыми и слабовидящими субъек-
тами тифлопедагогической помощи и изучения стали дети, име-
ющие амблиопию (стойкое понижение остроты зрения без види-
мой анатомической обстоятельства); миопию, гиперметропию, астиг-
матизм (понижение качества преломляющей оптической совокупности
глаза); косоглазие (нарушение содружественного перемещения глаз).
Необходимость изучения детей данной категории и оказания им
тифлопедагогической помощи позвана тем, что в образовательном
ходе они испытывают большие затруднения, обусловлен-
ные понижением остроты зрения, нарушениями зрительно-мотор-
ной координации, бинокулярного зрения.

Негативное влияние на познавательную и учебную деятель-
ность таких детей оказывает в первую очередь понижение остроты
зрения. оттенков различения и Трудности цветов, размеров
и локализации форм небольших деталей и предметов, и недоста-
правильная свойство различения линейных и угловых размеров
приводят к неосуществимости узнавания объектов и явлений, сме-
шению сходных по форме предметов и изображений. точности
восприятия и Снижение скорости неизбежно очень плохо отража-
ется на формировании как предметных, так и пространствен-
ных представлений. К примеру, они не хорошо различают линии и
клетки в тетрадях, обозначения и картинки в книжках и учеб-
ных пособиях.

Не считая понижения остроты зрения для многих из них темперамент-
ны и нарушения бинокулярного зрения, что осложняет процесс
рассматривания иллюстраций, мешает при необходимости выде-
ления разных замыслов, установления причинно-следственных
связей между персонажами разглядываемых картин, узнавании
относительно небольших подробностей и т.п.

Благодаря часто появляющихся у этих детей расстройств зри-
тельно-моторной координации существенно понижаются качество
и скорость исполнения видов работ, каковые требуют достовер-
ного зрительного восприятия. Нередкие обстановки неуспеха часто
становятся обстоятельством заниженной самооценки у таких школьни-
ков, отрицательно сказываются на мотивации учебной деятель-
ности и смогут послужить обстоятельством формирования отрицатель-
ных качеств личности.

3.4. Педагогические совокупности образования людей
с нарушениями зрения

3.4.1. Неспециализированная черта совокупностей образования
в тифлопедагогике

Современные педагогические совокупности образования людей с
нарушениями зрения развиваются в контексте гуманистических
взглядов и идей, провозглашающих содействие полноценному раз-
витию личности человека, находящегося в условиях зрительной
депривации. Совокупности образования в тифлопедагогике, представ-
ляя собой динамические, развивающиеся структуры, характери-
зуются наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных
целям воспитания, социализации и обучения людей, имеющих
нарушения зрения. Главными направлениями функционирова-
ния этих педагогических совокупностей являются: всестороннее форми-
рование человека, поставленного в условия зрительной деприва-
ции, достижение им вероятного уровня развития личностного
потенциала, преодоление либо большое понижение негатив-
ного влияния имеющихся их последствий и нарушений, что со-
действует созданию благоприятных условий для его интеграции в
широкий социум. Одновременно с этим любая из педагогических совокупностей
образования характеризуется конкретными принципами и
научными позициями, владеет своеобразными организационно-содер-
жательными изюминками.

Разработка организационных и содержательных форм педаго-
гических образовательных совокупностей в тифлопедагогике основыва-
лась на определенных принципах и научных концепциях:

— признании общности закономерностей психологического разви-
тия людей с обычным и нарушенным зрением;

— наличии количественных и качественных трансформаций и опре-
дроблённых изюминок развития людей с нарушениями зрения
(неравномерность развития психики на различных возрастных этапах
и др.);

— учении о компенсации зрительного недостатка;

— убеждении в возможности всестороннего развития таких лю-
дей в намерено организованном ходе обучения и воспита-
ния, в котором человек, находящийся в условиях зрительной де-
привации, выступает как деятельный субъект образовательного вза-
имодействия (М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солн-
цева, В.А.Феоктистова и др.).

В тифлопедагогике организационные и содержательные харак-
теристики педагогических образовательных совокупностей разрабатыва-
ются на базе сопоставительного анализа параметров развития,
характерных возрастной норме, и информации о наличном уровне
развития людей с нарушениями зрения определенного возраста.

На данный момент существует множество параметров совокупность-
тизации педагогических совокупностей образования (по целям педагоги-
ческой помощи, по средствам обучения и т. п.). Но для совре-
менной тифлопедагогики в качестве главного выступает возраст-
ной критерий. Его применение для выделения педагогических
совокупностей образования людей с нарушениями зрения обусловлено
тем, что любой этап возрастного развития для того чтобы человека тре-
бует обнаружения приоритетных своеобразных целей, уточнения
содержания, средств, приёмов и методов коррекционно-педаго-
гической помощи.

С учетом возрастного критерия в тифлопедагогике сложились и
функционируют следующие педагогические совокупности образования:
абилитационная педагогическая совокупность, педагогическая совокупность
образования детей дошкольного возраста, педагогическая систе-
ма школьного образования, педагогическая совокупность образования
взрослых калек по зрению.

3.4.2. Абилитационная педагогическая совокупность

Неприятность развития детей раннего возраста с глубокими нару-
шениями зрения много лет рассматривалась в основном с
медицинской и физиологической точек зрения. Но идеи о не-
обходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям
младенческого и раннего возраста (с рождения до 3 лет) с тяжелы-
ми нарушениями зрения стали высказываться как зарубежными,
так и отечественными тифлологами начиная со второй половины
прошедшего столетия (Е.Р.Скотт, Дж.Е.Жан, Р.Д.Фриман,
Е.А.Ерастова, Л.И.Солнцева, С.М.Оптимален, В.А.Феоктистова и
др.). В отечественной тифлологии в течении многих лет су-
ществовал практический и экспериментальный опыт помощи де-
тям с рождения до 3 лет, имеющим глубокие нарушения зрения,
что и заложил фундамент формирования отечественной абили-
тационной совокупности.

Не обращая внимания на то что в возрасте до 3 месяцев поведение слепых и
зрячих новорожденных мало чем различается и по характеру реак-
ций, и по изюминкам поведения, выключение зрения с первых
дней судьбы оказывает большое влияние на темпы психичес-
кого и физического развития ребенка. В сенсорном развитии у мла-
денцев с глубокими нарушениями зрения отмечается замедлен-
ность выделения и единичных, и комплексных раздражителей,
отстает формирование дифференцированных восприятий. Для пси-
хомоторного их развития характерно понижение подвижности и
общей активности, что отражается во множестве разных прояв-
лений: смазанности «комплекса оживления»; отставании появился-
новения хватательных перемещений; замедленности координации дви-
жения двух рук, небольших перемещений пальцев; отсутствии свободы

Myron C. Fagan — Les Illuminati et le CFR (1967)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: