Рецитация в восточных культурах

На санскрите термин «повторение рефла» звучит как джапа, что
в буквальном переводе свидетельствует «молитва», «шепот». Повторение
мантр обширно применяют большая часть духовных школ, придержи-
вающихся индуистских либо буддийских представлений о возмож-
ностях людской разума поменять режимы собственной работы.

Джапа может осуществляться вслух либо про себя, с тихим
повторением слов, и в мыслях, в то время, когда слова мантры звучат
сами по себе, без возбуждения нервных центров, управляющих
мышцами языка и лица, важных за речеобразование.

Глава 1 В начале было Слово 200

С глубокой древности до наших дней дошло поверье, что любая
последующая форма джапы вдесятеро действеннее предшеству-
ющей. Исходя из этого большая часть индуистских и буддийских преподавателей
сразу же стараются привить ученику навыки мысленной джапы.
К тому же, существуют десятки больших индуистских сект, в
которых джапа осуществляется в виде коллективного пения какой-
или мантры в сопровождении любого музыкального инструмента и
под любую мелодию.

Что касается длительности сеанса рецитации, то тут
индуисты и буддисты руководствуются одним правилом: чем больше
— тем лучше! В условиях монастырской либо отшельнической жизни
джапа в течении 24 часов может длиться по 16–18 часов! В
мирском, обыденном существовании времени на джапу, конечно же,
остается меньше. Но и в этом случае ежесуточно нужно
выделять для рецитации пара часов.

Для контроля количества повторений мантры при умственной
джапе довольно часто применяют четки. Во всем мире, где бы четки ни
употреблялись, контроль рецитации есть их главным назначе-
нием.10 В большинстве случаев они складываются из 54 либо 108 бусин. Эти числа выбраны
«не с потолка». Они являются «космическими» и принадлежат так
именуемому прецессионному числовому последовательности, что связан с
третьим видом перемещения Почвы в космическом пространстве —
прецессией. Это — перемещение оси вращения Почвы по круговому
конусу, проявляющееся в медленном (полный оборот за 26 тысяч
лет) перемещении северного и южного мировых полюсов (первый
на данный момент находится рядом со звездой Полярная ) около соответ-
ствующих полюсов эклиптики, другими словами точек пересечения оси
вращения Нашей системы с небесным сводом (в современную

10 В некоторых духовных школах четки употребляются в качестве объекта концен-
трации внимания. Тренировка внимания в этом случае производится на
тактильных ощущениях, появляющихся в пальцах при перебирании бусин.

201 Часть вторая Тренинг мозга

эру северный полюс эклиптики находится в районе «головы»
созвездия Дракон). Примечательно, что прецессионный числовой последовательность в
старом мире — Египте, Месопотамии, Индии и других государствах —
был известен задолго до «официального открытия» прецессионного
перемещения оси дневного вращения отечественной планеты. Обсуждение
этого увлекательнейшего вопроса, к сожалению, выходит за рамки темы
данной книги.

Западный вариант рецитации

В христианстве для ориентирования числом повторений
молитвы кроме этого применяют четки. Но в них в большинстве случаев 33 бусины, по
числу лет прожитых Иисусом Христом. В монастырях на вершине
святой для всех православных христиан греческой горы Афон время от времени
применяют четки с тремястами бусинами. Это позвано тем, что
монахи тут в качестве рефла используют пятисловную форму
Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Реци-
тация производится в большинстве случаев глубокой ночью, по окончании вечернего сна. В
ночном мраке келии монах обязан, в большинстве случаев, повторить молитву
почти тысячу раз, другими словами совершить по четкам три круга, на каждой
бусине повторяя рефл.

В других местах, среди них и России, особенных правил по реци-
тации Иисусовой молитвы в христианстве нет. В наставлениях
святителя Феофана Затворника верующим людям рекомендуется в
начале простого молитвословия по паре раз творить Иисусову
молитву. Количество повторений сперва не должно быть громадным,
но позже «по мере услаждения сею молитвой, прибавляй
понемногу». Появление в данной фразе термина «услаждение» на большом растоянии
не просто так, и мы возвратимся к дискуссии этого в последующих
главах. После этого, в случае, если приходит «желание повторить положенное
число раз, не отказывай себе в этом». Затевать нужно с небольшой

Глава 1 В начале было Слово 202

длительности рецитации: утром и вечером по 15–20 мин.. По
мере привыкания, рецитацию необходимо проводить не реже четырех раз
в сутки: два раза до обеда и два — вечером, произнося молитву до
300 раз. Феофан Затворник признает, что эти правила достаточно
условны и минимальны. оптимальнее , в случае, если человек неизменно в
течение дня «будет иметь в уме Иисусову молитву». Рецитацию
молитвы возможно создавать вслух, но больше пользы от ее
мысленного проведения. Православные монахи эту тренировку ума
в большинстве случаев создают стоя перед иконами либо сидя на низкой скамейке.

«В любой момент поминай Всевышнего, и ум твой станет небом», — подталкивал
собственных учеников к постоянной рецитации слова в виде имени Всевышнего
один из основателей христианской церкви преподобный Нил.
«Без конца молитесь», — эта заповедь апостола Павла для
христиан свидетельствует постоянную тренировку мозга. «Без конца
же не имеет ни предела, ни меры», — так интерпретируют данный завет
ветшайшие подвижники христианской церкви.

О прекрасных итогах тренинга мозга посредством слова в
культурах различных народов существует множество преданий. Имеется они и
в православном христианстве. Одну такую притчу говорят
монахи Афонских монастырей.

Некоторый православный христианин был посвящен в Иисусову
молитву. Он был свободен от семьи, от работы и от всех других
мирских забот. Все собственный время он посвящал рецитации молитвы и
исходя из этого достиг ощущения огромной любви к Христу. Его душа была
заполнена данной Божественной любовью. Он страстно хотел
прикоснуться ко Святому Гробу Господнему и в том месте насладиться
любовью собственного возлюбленного Иисуса. Паломник отправился в Иерусалим
ко Гробу Господнему. И в том месте, приложившись ко Гробу, его так пере-
полнили эмоции любви к Иисусу, что он умер! Люди, заметив
это, сообщили: «Давайте-ка посмотрим, что прячется в сердце

203 Часть вторая Тренинг мозга

этого человека!». Сделали вскрытие, разрезали его сердце и остол-
бенели: в сердце были написаны слова: «Иисусе, сладкая моя
любовь…»

Рецитация в исламе

В исламском вероучении для подсчета количества произношений
зикра, как и в большинстве вторых религий, применяют четки. Но в
мусульманской культуре они в большинстве случаев складываются из 99 бусин, что соот-
ветствует количеству «красивых имен» Всевышнего. Время от времени применяют
четки, подобные христианским, с 33 бусинами. Коран предпи-
сывает верующим: «Поминайте Аллаха многократно». Это — не что
иное, как наказ к постоянной рецитации слова. Рецитацию имени
Аллаха разрешается выполнять в любом месте и в любое время, не
сообразуясь ни с правильными часами ритуальной, простой молитвы, ни
с ритуальной чистотой применяемого места.

В древней притче о известном суфии Сахле и его ученике
повествуется о постоянном потреблении зикра и итогах таких
упражнений.

«Сахл сообщил одному из собственных учеников: «Попытайся на протя-
жении одного дня непрерывно повторять: “О Аллах! О Аллах! О
Аллах!”, — и делай то же самое на следующий сутки и еще дни по окончании
этого, пока ты не привыкнешь произносить эти слова». Позже он
приказал ученику повторять эти слова и ночью, пока тот не усвоит их
так, что будет произносить кроме того во сне… Ученик послушно
следовал наставлениям, пока полностью не погрузился в идея о
Всевышнем. в один раз, в то время, когда он находился у себя дома, его ранило
упавшим сверху бревном. Капли крови, скатившиеся на землю,
составили надпись: “Аллах! Аллах! Аллах!”»

Глава 1 В начале было Слово 204

Довольно часто рецитация зикра делается очень экзотичной. К примеру,
зикр «Аллах» при повторении понемногу усекался до последней
буквы. Ее произносили как «ха», развернув голову к левому плечу,
позже как «ху», повернувшись к правому плечу, после этого как «хи» —
наклонив голову вперед.

Мы уже говорили о том, что «красивые имена» Аллаха довольно часто
применяли в практическом целях. Выбор имени определялся
нуждами и конкретными желаниями молящегося. Число повторений,
нужных чтобы эти имена осуществили жажды
человека, зависело от числового значения имени. К примеру, имя «ал
Рахман», «Милостивый», имеет числовое значение 299. Конкретно
столько раз его необходимо повторять без перерыва каждый день, дабы Всевышний
стал к тебе милостивым.

В исламе существует целая совокупность предписаний для верующих,
желающих как возможно стремительнее получить от Всевышнего желаемое. Даются
четкие советы, какие конкретно зикры и какое количество раз повторять. Так, для
успехи небесного блаженства необходимо повторять один из зикров
семь тысяч раз. До сих пор считается, что при исполнении этого
задания верующий может спасти себя от мучений и ужасов адского
пламени.

Тренинг: работа с рефлом

Возвратимся, но, к выбранному вами рефлу. С того момента, как
вы дочитаете эту главу, дабы возвратиться к книге на следующий день, начинайте,
безотлагательно, рецитацию рефла. оптимальнее произносить
главное слово «про себя», в уме. Это более действенно и надежно.
Помимо этого, вы не станете привлекать к себе излишнее внимания
окружающих людей.

205 Часть вторая Тренинг мозга

Повторяйте рефл везде: дома, перед телевизором, либо на протяжении
изготовление обеда; в публичном транспорте либо на прогулке и
на протяжении отдыха; каждую свободную 60 секунд на службе и работе.

без сомнений, вы не сможете повторять рефл, в то время, когда ваше сознание
занято ответом конкретных и ответственных задач, в то время, когда вы разговари-
ваете и людьми. Но когда сознание прекратило быть занятым,
при мельчайшей передышке — возвращайтесь к повторению.

Кое-какие из вас смогут столкнуться со забавной проблемой: в
первое время сознанию характерно забывать о необходимости реци-
таций. Не осуждайте и не корите себя за это. Когда отыскали в памяти,
— сходу принимайтесь за дело.

В первые дни, в противном случае и семь дней, при повторении «про себя» слова у
вас непроизвольно будут двигаться язык, губы и лицевые мускулы.
Практически вы станете произносить рефл словами, не смотря на то, что и беззвучно.
Понемногу, по мере привыкания к рецитации, вы достигнете
нужного состояния: рефл непрерывно будет «крутиться» в вашем
сознании при абсолютно расслабленном мышцах и языке лица.

Уже через пара месяцев тренировочных занятий многие
освоят «верховный пилотаж» в рецитации: повторение рефла будет
сниться по ночам. Это указывает, что вы устойчиво и надежно
заменили рефлом бессчётные и ненужные, хаотически
рождающиеся мысли, эмоции и желания. Это первая ступень в
управлении собственным сознанием.

Рецитация рефла будет вашей первой и главной
привычкой. Приучить себя к слову не так тяжело, как может до тех пор пока-
заться. Попытайтесь!

Глава 2 Подвиг внимания 206

Глава 2

Подвиг внимания

Концентрируем внимание

Если вы привыкли к постоянной рецитации рефла, не забываете
делать это каждую 60 секунд, свободную от более серьёзных дел, при
которых нужно абсолютно загружать сознание, то вы готовы к
следующей стадии тренинга мозга — концентрации внимания.

Эта операция — наиболее неотъемлемая часть тренировочной совокупности
по освоению сверхвозможностей мозга, возможно сообщить, альфа и
омега всей совокупности. Часто она ускользает из поля зрения
бессчётных современных толкователей древних духовных
совокупностей. Конкретно физиологический процесс концентрации внимания
был для европейских интеллектуалов очередным камнем прет-
кновения в понимании фундаментальных взаимоотношений между чело-
веком и окружающим миром. Не сумев выявить сущности понятия
«религиозность» и ключевой роли человека в ходе «соединения с
«иным миром», европейские так именуемые философы и мыслители
в последние столетия только трансформировали старейшие знания
человечества в спекуляции на тему «тайных знаний». Так появились
порождения нездоровых фантазий, узнаваемые на данный момент под заглавиями
«европейская философия», «оккультизм», «теософия», «тайнови-
дение» и множество вторых измышлений на тему «устройства миро-
строения, роль и место в нём человека». Придуманные десятками
различных людей и воображающие собой несопоставимые приятель с
втором умозрительные конструкции, эти догадки, однако,
имеют неспециализированные черты: непонимание либо игнорирование самого факта
существования «иного мира», или очень наивная,
упрощённая трактовка его взаимодействия и природы с ним человека
И, как следствие этого, отсутствие какое количество-нибудь значимых практи-

207 Часть вторая Тренинг мозга

ческих прогрессивного развития и результатов. История европейской
«духовной культуры» последнего тысячелетия, впредь до этого-
дняшних многословных рассуждений на учёных светочей «и эту
тему — философов современной культуры» — это очередное
подтверждение старого тезиса: «Нет предела людской
глупости!». Опираясь на исторические аналогии, нереально отде-
латься от ощущения, что многовековые невежественные басни
западных интеллектуалов по поводу «духовной культуры», явятся
основной обстоятельством будущей неизбежной смерти европейской цивили-
зации, которую они же ей и пророчествуют.

Физиологический акт концентрации внимания, его место в
трансформации сознания до сих пор остается непонятым психо-
психиатрами и логами, разрабатывающими разнообразные способы
помощи психолога человеку, защиты его психики от стрессов,
снятия невротических признаков.

Функция внимания, как главный инструмент управления
работой мозга и сознания в целом, еще не получила заслуженно
большого места в приоритетах научных заинтересованностей нейрофизиологов
и докторов, изучающих функционирование нервной совокупности человека.

Лишь процесс тренировки внимания разрешает пройти предсо-
зерцательный этап трансформации сознания. Весьма развитое в трениро-
вочном ходе внимание дает психике возможность достигнуть
особенного состояния — созерцания. Концентрация внимания, как
тренировочный элемент, есть тем инструментом, посредством
которого человек получает свойство целенаправленного
управления собственным мозгом и при помощи него — возможность
сверхъестественного сотрудничества с окружающим миром.

Сущность тренировки внимания содержится в периодическом
создании внутренних волевых упрочнений к фокусировке «луча
внимания», концентрации его на каком-либо объекте долгое
время.

Глава 2 Подвиг внимания 208

В зависимости от типа выбранного объекта концентрации в
ходе тренировки возможно задействован один из органов
восприятия либо вербальный, словообразующий, аппарат мозга.
Тренировка внимания схожа с тренировкой, «накачиванием» мышц
тела: повторяющие упрочнения по преодолению сопротивления внимания
либо мышц приводят в итоге к их прогрессирующему
формированию.

Концентрация внимания как мозговой процесс характеризуется
двумя главными параметрами: глубиной внимания и однонаправ-
ленностью.

Глубина внимания— это степень концентрации на объекте.
В случае, если воспользоваться сравнением внимания с лучом света от
фонарика, то глубина внимания — это степень сфокусированности
луча. Одно дело, в случае, если пятно света освещает громадной количество, в
котором находится, к примеру, десять каких-либо предметов. Совсем
иное дело, в то время, когда мы посредством перемещения отражательной линзы
сфокусировали луч на одном предмете. Так и с глубиной внимания:
она тем выше, чем меньше в «луче внимания» находится отвле-
кающих объектов. Тренировка внимания ведет к повышению
глубины либо степени концентрации.

Второй параметр, однонаправленность внимания, имеет весьма
старую, двухтысячелетнюю, историю и характеризует свойство
внимания удерживать в «собственном луче» ленное время и-
объект концентрации. Чем больше времени при определенной степени
концентрации вы удерживаете в «луче внимания» объект, тем выше у
вас однонаправленность внимания.

Основная промежуточная цель отечественной тренировки внимания —
достижение состояния созерцания. Это состояние характеризуется
таковой глубиной внимания, при которой оно способно концентриро-
ваться лишь на одном «материальном» объекте, не подмечая «больше
ничего около». В «луч внимания» в этом случае попадают и поло-

209 Часть вторая Тренинг мозга

жительные эмоции наслаждения, появляющиеся в сознании: блаженство
и восторг. Но они не оказывают отрицательного действия на
состояние созерцания, не разрушают его, не «отбрасывают» сознание
обратно в предсозерцательное состояние.

Что касается величины однонаправленности, то данный параметр
с целью достижения состояния созерцания, при большой глубине
внимания, древними мудрецами оценивался в пара мин..
Сообщённое свидетельствует, что ваше сознание быстро «переключится» в
особенное состояние — созерцание, если вы обучитесь без отвлечений и
сбоёв удерживать высокую степень концентрации внимания не
меньше 3–5 мин..

Достигнуть этого не просто. Нужно изо дня в сутки
терпеливо тренировать внимание при помощи его концентрации на
каком-либо объекте. Но эта работа — сугубо внутренняя, она ни от
кого, не считая вас, не зависит. И она — признательная. Ее результаты
значительно выше и значимее для каждого человека, чем любой внешний
труд, ни при каких обстоятельствах не дающий удовлетворения людских потребно-
стей.

функция и Шаман внимания

В следствии тысячелетнего применения в старейших обще-
ствах отлично нам известного по собственному опыту способа
ошибок мира — и познания проб — были отысканы приемы переклю-
чения сознания в предсозерцательное состояние. Отдельным, исклю-
чительным личностям получалось перевести собственное сознание и в
созерцательное состояние, в котором оказалась возможность взаи-
модействия с «иным миром». Об этом свидетельствуют результаты
бессчётных этнографических изучений современных нам
народностей и племён, по собственному формированию находящихся на уровне
каменного века. Применяемые наряду с этим психофизические приемы и

Глава 2 Подвиг внимания 210

способы мы на данный момент именуем шаманскими. А людей, обладающих
ремеслом переключения сознания в другой режим работы, именуем
шаманами, знахарями, волшебниками и т. д.

Концентрация внимания в освоении этих способов, в большинстве случаев,
еще не имеет осмысленного значения. Исходя из этого шаманское ремесло
обычно основано на спекуляциях искусственно позванными галлю-
цинациями. Но высокопрофессиональные шаманы, каковые
глубоко освоили способы управления сознанием, непременно
применяют психофизические приемы, основанные на концентрации
внимания. Они замечательно знают, что без развития внимания их
ремесло сведется только к обману легковерных соплеменников.

К примеру, как обрисовывает узнаваемый ученый М. Элиаде, в одном
из родов современных эскимосов, анмасальских, шаман заставляет
собственного 8–12-летнего ученика, уединившись, потирать один камень о
второй. Данный необычный на первый взгляд процесс обязан привести к
встрече ученика со своим будущим духом-ассистентом. «Из глубины
озера выйдет медведь, пожрет твое тело, покинув лишь скелет…
, — наставляет шаман. — Но ты снова получишь собственный тело, ты
пробудишься…». Процесс потирания камней представляет собой
нужный элемент, как мы на данный момент выражаемся, «концентрации
внимания на повторяющемся однотипном физическом действии».
Через определенный временной отрезок данный процесс переводит
сознание в предсозерцательное состояние, в то время, когда мозгом смогут гене-
рироваться визуальные галлюцинации.

Ученик с целью достижения нужных трансформаций в мозге зани-
мается упражнениями по концентрации внимания на «потирании
камней» многие месяцы либо кроме того годы. И, наконец, долгожданное
приобретение духа-ассистента осуществляется, в то время, когда у ученика
появляются галлюцинации на заданную тему. Отныне он их будет
довольно часто вызывать: так как общение со своим духом-ассистентом есть
неотъемлемой частью шаманской деятельности. И в будущем

211 Часть вторая Тренинг мозга

ему на это потребуется очень мало времени: десятки мин. либо
пара часов подготовки сознания к переводу его в предсозерца-
тельный режим работы.

Но этим шаманское ремесло не ограничивается. Дабы стать
квалифицированным мастером собственного дела, шаман обязан освоить
способы сотрудничества с «иным миром». Он на практике обязан
доказать соплеменникам собственный умение творить сверхъестественные
явления. И шаман еще много лет при помощи тренировки
внимания осваивает способы вхождения в созерцательное состояние,
в котором лишь и допустимо инициировать сверхъявления.

Внимание защищает сердце

Конечно же, шаманы в архаических сообществах кроме того в отечественные
дни не применяют нейрофизиологическую терминологию типа
«концентрация внимания». Тысячи лет назад, кроме этого как и по сей день,
употреблялись иные, более расплывчатые понятия. Но содержание и
смысл тренинга мозга в последние тысячелетия не претерпел
трансформаций.

В старейшем монументе культурного наследия человечества,
Ведах, активно применяются представления о «концентрации либо
сосредоточении разума».

«…Тот, кто лишен сосредоточенности… не сможет постичь
второй мир своим разумом, не сможет достигнуть его…» — утвер-
ждается в Катхе-упанишаде, созданной в конце I тысячелетия до
отечественной эры

В ведической литературе представления о концентрации и сосре-
доточении еще четко не отделены друг от друга. Лишь пара
столетий спустя великий мудрец Патанджали напишет собственные знаме-
нитые «Йога-сутры». В них он обрисует «концентрацию ума» в
качестве первого неотъемлемого элемента психофизического

Глава 2 Подвиг внимания 212

тренинга мозга. Концентрация, на санскрите дхарана, в дословном
значении «прочно удерживать», свидетельствует сфокусированность
внимания на одном объекте. Для Патанджали, поборника ведиче-
ского мировоззрения, таким объектом было в первую очередь слово.
Благодаря рецитации мантр, сознание, ум, становятся сконцентриро-
ванными в одной точке, вычислял индийский мудрец.

самоё глубокого его роли тренировки и понимания внимания
при помощи концентрации в достижении особенного состояния
психики через пара столетий по окончании Патанджали достигли
христианские исихасты.

«Внимание так должно быть связано с молитвой и нераз-
лучно с ней, как связана и неразлучна с телом душа» — вот неспециализированный
рефрен духовного завещания великих христианских подвижников.

В девятом веке православный подвижник Филофей Синайский
именовал «внимание ума» духовным Иерусалимом, куда ведут три
двери. Эти двери являются стандартные для отшельников-
аскетов тех лет психотерапевтические и физиологические условия,
снабжающие достижение особенного состояния.

Первая — «разумное молчание уст, хотя бы ум еще и не
молчал». Вторая — «воздержание от питья и пищи».
Третья — «очищающая тело и дух, имеется постоянное памято-
вание», другими словами рецитация имени Всевышнего.

В десятом веке константинопольский игумен, а после этого отшельник-
исихаст с тридцатилетним стажем тренировки внимания Симеон
Новый Богослов пишет особый трактат «О трех образах
молитвы и внимания». Это первое глубокое изучение внимания с
точки зрения сотрудничества человека с «иным миром». Выводы,
сделанные великим православным священнобезмолвствующим не
утратили актуальности до наших дней.

213 Часть вторая Тренинг мозга

«Внимание должно идти вперед и сторожить неприятелей, как некоторый
страж. Оно первое пускай вступает в борьбу с грехом и проти-
востоит злым помыслам, входящим в душу, и сзади внимания
пускай направляться молитва…»

То, что мы с вами именовали хаотическим, случайным процессом
мыслеобразования, рождающим в сознании рой мыслей, эмоций и
желаний, Симеон традиционно для христианства именует «неприятелями»,
«грехом», «злыми помыслами». Внимание должно сражаться с ними
посредством слова. От эффективности данной борьбы за освобождение,
чистоту сознания зависит будущее людской души. Сумеет человек
победить, обуздать собственное сознание — значит душе собственной он
обеспечил бессмертие.

«На данной брани молитвы и внимания с помыслами висит смерть
и жизнь души», — утверждает православный богослов.

В стародавние, дохристианские времена уходит традиция вычислять
сердце органом психики, сосредоточием психологической судьбе
человека, вместилищем умственных «неприятелей, грехов и помыслов».
Христианство подхватило и развило это представление. Исходя из
новозаветного постулата: «Как говорит Господь отечественный, от сердца
исходят помышления злые», — Симеон обосновывает необходи-
мость очистить сердце от скверны и защищать его от последующих
нашествий умственных неприятелей. Он пишет, что таковой процесс
«охраны сердца» кое-какие отцы-основатели христианства именовали
«сердечным тишиной» — исихией, другие — «вниманием»,
третьи — «трезвением и сопротивлением помыслам», четвертые
— «охраной ума» и «рассмотрением помыслов». Все они упраж-
нялись в этом «делании», другими словами занимались тренировкой внимания,
и потому взяли «божественные дары» в виде свойства к
чудотворению и вторым сверхъестественным проявлениям.

Глава 2 Подвиг внимания 214

Об этом даёт предупреждение всех людей и библейский Екклесиаст.
«Радуйся, парень, в молодости твоей, и да вкушает сердце твое
эйфории во дни молодости твоей», но не забывай, говорит пророк, что все
это — суета, и исходя из этого направляться защищать собственный сердце от «помыш-
лений злых».

Из Нового же завета Симеон приводит поэтическую, но очень
правильную по содержанию цитату: «в случае, если обнаружит тебя прилог
дьявольский, то не разрешай ему войти в место собственный», подразумевая
под «местом» сердце. Другие новозаветные авторы именуют сердце
«клетью» и также говорят о необходимости «очищать и защищать» его.

Обращаясь к Евангелию, Симеон и в том месте находит подтверждение
своим выводам о необходимости тренировки внимания: «И Господь
нам говорит: не возноситеся — не носитесь, как метеоры, другими словами
не носитесь умом своим в том направлении и ко мне».

Известную и непонятную практически всем верующих строфу из
Евангелия от Матфея: «Блаженны нищие духом, потому что их имеется
Царство Небесное», — исихаст комментирует и растолковывает с точки
зрения теории «тренинга мозга» совершает это весьма совершенно верно и
верно. Блаженны те, у кого сердце уже очищено и пусто от
«мирского духа», другими словами помыслов. Такое «нищее духом» сердце,
«чистое», «безмолвное» достигло и пребывает в «царствии
небесном», другими словами в «другом мире», что вправду одаривает
человека настоящим физиологическим ощущением неземного
блаженства.

«Одним словом, — подытоживает Симеон, — кто не внимает
себе и не хранит ума собственного, тот не имеет возможности сделаться чист
сердцем, чтобы сподобиться узреть Всевышнего. Кто не внимает себе, тот
не может быть нищ духом… И обще говоря, нет возможности
стяжать добродетели иным методом, не считая внимания».

215 Часть вторая Тренинг мозга

Великий исихаст приходит к глубокому пониманию существа
христианской религии, очень и очень отличающемуся от точки
зрения официальной церкви: «Всевышний одного от нас требует, — того,
чтобы сердце отечественное было очищаемо при помощи внимания».

Говоря о итогах аналогичного очищения человека, имея в виду
достижение состояния «об?жения», приобретение сверхвозмож-
ностей, Симеон говорит: «…что последует за сим деланием, с
Божьей помощью сам из опыта определишь, при помощи внимания
ума, и держа в сердце Иисуса, другими словами молитву Его» (Иисусову
молитву).

Глубокое изучение Симеоном Новым Богословом содержания и
сути психофизических способов приобретения сверхвозмож-
ностей, около тысячи лет остаются базой для православно-
исихастских способов тренинга мозга.

Неудивительно исходя из этого, что в XIV и XIX столетиях русским
исихастам, замечательно знавшим богословские труды его
последователей и византийца Симеона, было полностью ясно, что дости-
жение «иного мира» нереально без постоянной и последовательной
тренировки внимания при помощи его концентрации на слове.

«Для того чтобы научить ум находиться на одном (другими словами концен-
трировать внимание — Прим. авт.), святые отцы употребляли
молитовки и навыкли произносить их без конца, — говорит в
XIX столетии своим духовным ученикам Феофан Затворник. — Не
забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим
повторением слов молитвы… Основное тут: стать вниманием в
сердце…»

Рассуждая о разных формах, либо степенях, молитвы, русский
исихаст следуя учению Симеона Нового Богослова, различает их по
поведению внимания, о чем мы уже говорили выше, но повторим
тут.

Глава 2 Подвиг внимания 216

Первая степень — телесная, читательская молитва. Она характе-
ризуется тем, что «внимание отбегает».

Вторая — «молитва внимательная: ум привыкает планировать…
Внимание срастается со словом…». Это — молитва умнaя.

Третья степень — «молитва эмоции (либо сердечная): от
внимания согревается сердце… В то время, когда внимание сойдет в сердце, то
привлечет в одну точку все тела и силы души…».

Для нас сейчас очень актуально следующее мысль
Феофана Затворника:

«Не торопись гнать одну молитву за второй, а с мерной длитель-
ностью произноси их… Не об словах заботься, а о том, дабы ум
был в сердце11…Без внимания молитва не молитва. Следовательно,
это основное».

Подвиг внимания, согласно точки зрения умного святителя-исихаста,
содержится в том, дабы «целый сутки напрягаться» в повторении
Иисусовой молитвы.

«Делаете ли что, рассказываете с кем, идете, сидите, кушаете», — в
уме в любой момент должна быть Иисусова молитва, которую современным
словом мы именуем рефлом.

11 Епископ Феофан Затворник (в миру Георгий Говоров) думал, что человек
в большинстве случаев «живет в голове, а в сердце сходит только тогда, в то время, когда головная работа
возбудит какое-либо чувство…» А нужно, как говорит он, напротив — «в сердце
быть неотходно, а голову совсем кинуть, в случае, если встретится потребность… поработать
умом, но пускай он тогда трудится, сидя в сердце». Сам же святитель поясняет,
как осознавать выражение «сосредоточить ум в сердце»: «Ум в том месте, где внимание.
Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце». При
этом необходимо в мыслях обратиться к невидимому Всевышнему и смотреть за тем, дабы
ничто постороннее не входило в сердце. «Тут вся тайна духовной судьбы», —
заключает Феофан.

217 Часть вторая Тренинг мозга

Чудесное слово

Дабы глубже осознать, как отцы-основатели христианской церкви
воображали себе «механизм» сотрудничества человека с «иным
миром», в их интерпретации — с миром Божественным, еще раз
обратимся к базам христианского учения. Отыщем в памяти новоза-
ветную весть12 от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у
Всевышнего, и Слово было Слово… и Бог стало плотию…»

Современные ученые заключили, что Слово «и фраза
было Всевышний» переведена неточно. Вернее было бы сообщить «и
Слово было с Всевышним». Подобная неточность, по-видимому, появилась
не просто так, а обусловлена осознанным жаждой выделить и
усилить суть фразы. Возможно предполагать, что интерпретаторы
текста Иоанна желали выделить смысловую принадлежность
третьей фразы в известном предложении к человеку.

В этом случае еще правильнее было бы Слово «и написание было
“Всевышний”» с кавычками либо «и Слово было о Всевышнем», говорящее о
использовании человеком термина «Всевышний» либо имени Его в качестве
текста краткой молитвы либо рефла, как это делают, к примеру,
мусульмане, употребляя в качестве рефла термин «Аллах» либо его
имена-определения.

Конкретно такое применение слова «Всевышний» делает жажды
человека, наделяет его сверхвозможностями. Мы с вами уже знаем,
что рецитация любого слова делает его плотью, в полном смысле его
овеществляет при помощи придания людской мозгу возможностей
и новых свойств.

12 Евангелие — от гр. «эвангелион» euangelion,(Сов.энцикл.словарь, 1979, с.420)
что свидетельствует «благая весть».

Глава 2 Подвиг внимания 218

В этом случае глубочайший суть всего первого предложения Иоан-
новской Вести делается более понятным: в начале Слово принад-
лежало Всевышнему, но после этого право распоряжаться им было предоставлено
и человеку, что наряду с этим применяет либо сам термин «Всевышний» либо
имя-определение Всевышнего в качестве рефла. Данный суть Иоанн еще раз
подчеркивает вторым предложением собственного Евангелия, повторяя
сообщённое ранее: «В начале Слово было у Всевышнего».

«Биоархеология детства в контексте раннеземледельческих культур Кавказа, Балкан и Ближнего Востока»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: