Мин образования России
Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение высшего профобразования «Башкирский национальный педагогический университет им. М. Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)
Университет педагогики
Кафедра особой психологии и педагогики
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.09.4.1. Теоретические и экспериментальные базы логопедии
Рекомендуется для направления
Особое (дефектологическое) образование
Профиля Логопедия
квалификации (степени) выпускника бакалавр педагогики
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Логопедия как наука. | Научно-теоретические базы логопедии. Логопедия как наука о нарушениях речи, о способах их предупреждения, устранения и выявления средствами воспитания и специального обучения. объект и Предмет логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественнонаучные психофизиологические базы логопедии. Значение логопедии. Связь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. | |
Обстоятельства речевых нарушений. | Современные представления о обстоятельствах речевых нарушений. Органические и функциональные обстоятельства. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных действиях на организм ребенка. условия и Причины происхождения речевых нарушений. Главные условия, обуславливающие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в происхождении речевой патологии. | |
Классификации речевых нарушений. | Неприятность систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды. | |
Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. | Фонетико-фонематические недостатки, нарушения лексико-грамматического строя речи, чтения и письма у детей с нарушениями слуха. Уровни сформированности речи и специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи, грамматического строя и лексики у детей с умственной отсталостью. | |
Этапы обычного речевого онтогенеза. | Психотерапевтическая, лингвистическая, клинико-психологическая периодизации речевого развития. Начальные фазы речевого онтогенеза. Овладение звуковой формой слова. Развитие лексики детской речи. Овладение грамматическими закономерностями языка. Онтогенетическое развитие связной речи. |
Требования к независимой работе студентов
Учителем по дисциплине «Теоретические и экспериментальные базы логопедии» должны быть созданы организованы разные формы работы по СРС, то есть:
1. аннотирование и Конспектирование статей, монографий, учебных пособий и учебников по той либо другой теме – предпринимается по отношению к вопросам, не рассмотренным на лекционных занятиях либо рассмотренных слишком мало полно, разглядываемый материал должен быть доступен для независимого анализа студентов данного периода обучения.
2. Составление схем и таблиц по тому либо иному вопросу. Учитель обязан предложить схем и формы таблиц, советовать литературу, которой студентов может пользоваться при их составлении, поощрять самостоятельность в выборе содержания и форм в составлении схем и таблиц.
3. Написание рефератов на определенную тему. Эта форма СРС есть одной из самые сложных для студентов. Учитель обязан предложить студентам темы рефератов, трудиться со студентами по разработке собственной темы, советовать замысел работы над написанием реферата, предъявить требования к оформлению реферата и др.
4. Тестирование.
Учитель обязан продумать и ознакомить студентов с формами оценки и контроля СРС, то есть:
1. Давать предупреждение студентов о сроках сдачи заданий по СРС.
2. Напоминать требования к оформлению материалов по СРС.
3. Назначать точное время и место для сдачи заданий по СРС.
4. Вести учет оценок за исполнение СРС, давать предупреждение о том, как оценка за исполнение СРС воздействует на промежуточную и итоговую аттестацию студента.
Тематика контрольных работ.
1. Научные базы логопедии.
2. Место логопедии в совокупности наук.
3. История изучения речевых нарушений.
4. Обстоятельства речевых нарушений.
5. Клиническое направление в изучении речевых нарушений.
6. Психолого-педагогическое направление в изучении речевых нарушений.
7. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха.
8. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.
9. Особенности речевого развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
10. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
11. Комплектование особых коррекционных учреждений.
12. Истоки логопедической помощи в РФ.
13. Детская обращение как предмет научного изучения.
14. Способы изучения детской речи.
15. Периодизация речевого развития ребенка.
16. Черта этапов онтогенетического развития.
17. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи.
18. Психотерапевтические механизмы речи.
19. Биологические и социальные факторы усвоения языка.
20. Особенности психотерапевтического строения внутренней речи.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Главная
1. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С.-М.: Владос, 2003, 2004, 2006, 2007, 2008. — МО РФ
2. Смирнова И.А. Логопедия: иллюстративный справочник
9. Методические советы по изучению дисциплины: