Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

«Согласовано» «Утверждаю»

Декан экономического факультета Глава Управления

к.э.н., доцент образовательных программ

к.ю.н., доцент

___________________А.М.Чуйкин ______________Д.Г.очень

«____»_____________ 2010 г. «____»_______________ 2010 г.

Рабочая программа модуля «Организационное поведение»

учебной дисциплины«Теория менеджмента»

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Калининград 2010

Лист согласования

Составитель: к. э. н., доцент кафедры менеджмента Солдатова Светлана Эдуардовна.

Рабочая программа обсуждена и утверждена на совещании кафедры менеджмента

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав.кафедрой: ___________/Бильчак В.С./

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом экономического факультета

Протокол №_____от «____»_______________2010 г.

Глава учебно-методического совета _________________ (Шеховцева Л.С.)

Программа пересмотрена на совещании кафедры менеджмента

Внесены следующие трансформации (либо трансформаций не внесено):_______________________

___________________________________________________________________________

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав.кафедрой: ___________/Бильчак В.С./

Менеджер ООП _________________ (Тихонова Н.Ю.)

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка. 4

2. Тематический замысел. 6

Содержание дисциплины. 7

Тематика независимых, контрольных, рефератов и курсовых работ. 9

Вопросы для текущего и промежуточного контроля. 9

Критерии выставления итоговой оценки 12

Перечень главной и дополнительной литературы, нормативных документов. 13

Пояснительная записка

1.1. Место модуля в структуре Главной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 080200.62 «Менеджмент» (профили«Производственный менеджмент», «Маркетинг»).

Модуль «Организационное поведение» есть составной частью дисциплины «Теория менеджмента», включенной в базисную часть опытного цикла главной образовательной программы бакалавриата по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Изучению организационного поведения должно предшествовать освоение базисных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – философии, экономики, и выбранной вузом дисциплины из комплекта институциональная экономика\социология\ психология. В рамках изучения теории менеджмента модулю «Организационное поведение» должны предшествовать «История управленческой мысли» и «Теория организации».

1.2. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения модуля «Организационное поведение» есть

формирование у обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (профили «Маркетинг и» Производственный «менеджмент») опытных компетенций в сфере управления личным и групповым поведением в организациях

1.3. Задачи изучения дисциплины.

Задачами изучения модуля «Организационное поведение» являются:

— приобретение знаний в области организационного поведения;

— изучение инструментов и методов в сфере управления организационным поведением, каковые будут нужны при реализации опытных компетенций;

— приобретение навыков самообразования в сфере управления организационным поведением;

— помощь русском экономики при помощи подготовки выпускников, способных к действенной профессиональной деятельности.

1.4. Требования к начальной подготовке, нужные для успешного изучения модуля

Для успешного изучения модуля «Организационное поведение» студент обязан владеть следующими знаниями, навыками икомпетенциями:

а) общекультурные компетенции:

— знает базисные сокровища всемирный культуры и готов опираться на них в собственном личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

— знает и осознаёт законы развития природы, мышления и общества и может оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

— обладает культурой мышления, способен к восприятию, анализу и обобщению информации, выбору путей и постановке цели ее успехи (ОК-5);

— готов к кооперации с сотрудниками, работе в коллективе (ОК-7);

— пытается к личностному и опытному саморазвитию (ОК-10);

— может критически оценивать недостатки и личные достоинства (ОК-11);

— поймёт социальную значимость собственной будущей профессии, владеет высокой мотивацией к исполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

— способен разбирать социально-процессы и значимые проблемы (ОК-13);

— учитывает последствия управленческих действий и решений с позиций социальной ответственности (ОК-20)

б) опытные компетенции в сфере организационно-управленческой деятельности:

— знает главные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

— способен проектировать организационную структуру, осуществлять ответственности и распределение полномочий на базе их делегирования (ПК-2);

— готов к разработке методов и процедур контроля (ПК-3)

в) опытные компетенции в сфере информационно-аналитической деятельности:

— имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

— способен разбирать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

— знает экономические базы поведения организаций, имеет представление о разных структурах рынков и может проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).

1.5. Список дисциплин, для которых освоение данной дисциплины нужно как предшествующее

— маркетинг;

— управление людскими ресурсами;

— стратегический менеджмент;

— корпоративная социальная ответственность;

— выбранная вузом дисциплина из списка лидерство \ деловые коммуникации \ управление трансформациями

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в следствии освоении модуля «Организационное поведение»

— способен применять главные теории мотивации, власти и лидерства для ответа управленческих задач (ПК-4);

— способен действенно организовать групповую работу на базе знания процессов групповой принципов и динамики формирования команды (ПК-5);

— знаком с базами кросскультурных взаимоотношений в менеджменте, способен делать собственные функции в кросскультурной среде (ПК-25);

— может проводить аудит людских ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37) – в части оценки поведенческих качеств людских осуществления и ресурсов диагностики организационной культуры

1.7. Список знаний, владений и умений студента в следствии освоения дисциплины:

В следствии освоения дисциплины студент обязан:

Знать:

— концепции взаимодействия и основные теории людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, управления и лидерства конфликтами;

— типы организационной культуры и способы ее формирования;

— базы делового общения, методы и принципы организации деловых коммуникаций

Мочь:

— организовывать командное сотрудничество для ответа управленческих задач;

— разбирать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по увеличению их эффективности;

— диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и не сильный стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию

Обладать:

— новейшими технологиями действенного влияния на личное и групповое поведение в организации;

— навыками деловых коммуникаций

2. Тематический замысел

Темы Количество часов
Аудиторные занятия Самос-тоят. работа
Всего аудиторных а также
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
Тема 1.Идейные и концептуальные источники организационного поведения.
Тема 2.Теории поведения человека в организации.
Тема 3.Базы типологии. Коммуникативное поведение в организации.
Тема 4. Теории и способы мотивации.
Тема 5. Формирование группового поведения в организации.
Тема 6. Лидерство в организации.
Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных взаимоотношений.
Итого часов
Итого по дисциплине 72 часа
2 ЗЕ*

*ЗЕ – зачетная единица

Содержание дисциплины.

3.1. Содержание главных разделов и тем курса

№ п/п Наименование темы Содержание темы
Тема 1.Идейные и концептуальные источники организационного поведения. предмет и История формирования организационного поведения. Черта вклада представителей главных школ управленческой мысли в формирование организационного поведения. Роль базисных психологии и концепций социологии в формировании организационного поведения.
Тема 2.Теории поведения человека в организации Эволюция моделей организационного поведения. Ролевая концепция личного поведения в организации. Классификация ролей в организации. методы управления и Ролевые конфликты ними. Рационально-индивидуалистическая концепция поведения в организации. особенности восприятия и Психические свойства как факторы личного поведения. Ценностная и целевая базы личного поведения.
Тема 3.Базы типологии. Коммуникативное поведение в организации. Типология как инструмент управления организационным поведением.Понятие коммуникаций. Виды, средства и способы коммуникаций. факторы и Процесс коммуникаций его эффективности. Особенности деловых коммуникаций. Коммуникативные их использование и качества личности в организации действенных коммуникаций. средства и Методы увеличения коммуникативной эффективности менеджера.
Тема 4. Теории и способы мотивации. Сущность мотивации. Влияние мотивации на эффективность исполнения рабочих функций. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Концепция психотерапевтического договора. Концепция проектирования работы. Оценка уровня мотивации участников организации. инструменты и Методы увеличения уровня мотивации сотрудников.
Тема 5. Формирование группового поведения в организации. Характеристики малой группы в организации. Хороший эффект группы для организации и индивидов. Внутренние и внешние факторы эффективности группы. Продуктивное и контрпродуктивное групповое поведение. Групповая динамика, неприятности формирования группы. Конфликты в группе, их обстоятельства. Методы поведения менеджера в конфликте. Подходы к разрешению конфликта. Специфика команды. Главные способы формирования команд.
Тема 6. Лидерство в организации. Характеристики власти, влияния и полномочий в организации. Источники власти. Стратегии влияния. Характеристики лидерства. Классические теории лидерства. Лидерство как процесс. Способности и навыки лидерства у менеджера.
Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных взаимоотношений. Сущность организационной культуры и ее структура. Модель культурной сети как метод чёрта культуры организации. Типология организационных культур. Способы анализа и диагностики организационной культуры. развития и Способы формирования организационной культуры. Влияние национальной среды на культуру организации. Пересечение национальных культур в культуре организации. Особенности поведения менеджера в кросскультурной среде.

3.2. Тематика практических занятий

№ п/п Наименование темы Содержание темы
Тема 1. Идейные и концептуальные источники организационного поведения. Черта соотношения рационального и поведенческого качеств в менеджменте на различных исторических этапах на Западе и в РФ. Определение обстоятельств возрастания значимости поведенческих качеств в управлении современными деловыми организациями.Оценка вклада представителей теории «людских взаимоотношений» в становление организационного поведения. Черта индустриальной социологиии ее роли в формировании организационного поведения. Оценка влияния школы социальных совокупностей на формирование организационного поведения. Оценка роли главных направлений психотерапевтической мысли 19-20 вв. в становлении организационного поведения.
Тема 2. Теории поведения человека в организации Практический анализ ролевой концепции поведения: черта изюминок ролевого поведения; рассмотрение обычных образцов ролевого поведения; примеры ролевых распрей; оценка влияния ролевых распрей на эффективность работы.Практический анализ рационально-индивидуалистической концепции поведения: черта психологических их влияния и свойств индивидов на поведение; черта специфики личного ее проявления и восприятия в поведении; оценка влияния сокровищ на личное поведение. Диагностика характера и темперамента. Исполнение упражнений: 1) на обнаружение ментальных моделей восприятия; 2) на обнаружение иерархии личных сокровищ. Обсуждение отчетов по групповым проектам.
Тема 3. Базы типологии. Коммуникативное поведение в организации. Рассмотрение практических качеств типологии: оценка коммуникативных и профессионально значимых особенностей психотипов; знакомство со методами диагностики психотипов; соотнесение психотипа и ролевого поведения индивида в организации. Обсуждение отчетов по групповым проектам. Исполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков и навыков деловых коммуникаций. Обсуждение отчетов по личным проектам.
Тема 4. Теории и способы мотивации. Знакомство с способами оценки уровня мотивации. Исполнение задания на оценку личной мотивации. Рассмотрение инструментов и методов управления мотивацией. Обсуждение отчетов по групповым проектам.
Тема 5. Формирование группового поведения в организации. Знакомство с способами групповой диагностики. Социометрия. Обсуждение отчетов по групповым проектам. Методы увеличения эффективности сотрудничества в группе: тренинги и Т-группы, круговой сбор идей, дискуссии в малых группах, мозговой штурм. Рассмотрение отчетов по личным проектам. Исполнение упражнения на оценку метода поведения в конфликтной обстановке в группе.
Тема 6. Лидерство в организации. Сравнительный анализ классических и современных концепций лидерства. Исполнение упражнения на групповую динамику, оценку ролевого поведения участников и лидерство в малой группе.
Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных взаимоотношений. Знакомство со методами диагностики организационной культуры. Обсуждение групповых проектов. Анализ специфики межкультурных взаимоотношений на примере организаций Калининградской области. Обсуждение личных проектов.

Тематика независимых, контрольных, рефератов и курсовых работ

4.1. Тематика независимых работ

№ п/п Наименование темы Тематика независимых работ
Тема 1. . Идейные и концептуальные источники организационного поведения. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов совершить сравнительный анализ проявления рационального и поведенческого подходов в практике менеджмента за границей, в РФ, в частности в Калининградской области, в течении 20 века и на современном этапе. Оценить вклад представителей разных направлений управленческой мысли в формирование организационного поведения.
Тема 2. . Теории поведения человека в организации На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов совершить анализ: 1) влияния роли на поведение индивида в организации; 2) влияния темперамента, характера, свойств, особенностей восприятия и иерархии ценностей на поведение индивида. Работа над групповым проектом «профессиональная роль и Темперамент» на базе материала одной из организаций Калининградской области.
Тема 3. Базы типологии. Коммуникативное поведение в организации. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов проанализировать влияние психотипа на поведение индивида в организации, в частности оценить действие психотипа на выбор ролевого репертуара. Работа над групповым проектом «Психотип и опытная роль» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов проанализировать факторы, воздействующие на эффективность коммуникаций в организации. Работа над личными проектами «инструменты и Методы увеличения коммуникативной эффективности менеджера».
Тема 4. Теории и способы мотивации. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов проанализировать влияние уровня мотивации на эффективность исполнения рабочих функций. Работа над групповым проектом «Оценка эффективности мотивации» на базе материала одной из организаций Калининградской области.
Тема 5. Формирование группового поведения в организации. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на эффективность работы группы в организации. Работа над групповым проектом «Социометрический анализ группы» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников и интернет-ресурсов разглядеть методы увеличения эффективности групповой работы. Работа над личными проектами на тему «Тренинг увеличения эффективности работы в группе. практика и Теория тренинг-групп» На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов разглядеть способы управления конфликтами и методы поведения менеджера в конфликтной обстановке..
Тема 6. Лидерство в организации. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов совершить сравнительный анализ классических и современных концепций лидерства. Готовиться к участию в исполнении упражнения.
Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных взаимоотношений. На базе литературных источников иинтернет-ресурсов ознакомиться с способами диагностики организационных культур. Работа над групповым проектом «Организационная культура компании» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников, интернет-личного опыта и ресурсов оценить действие культурных сокровищ на поведение индивида в организации. Отыскать примеры проявления межкультурных взаимоотношений в организациях, в частности в Калининградской области. Работа над личными проектами на тему «Зарубежный и российский опыт учета межкультурных взаимоотношений в менеджменте».

4.2. Контрольные, рефераты и курсовые работы не предусмотрены.

Вопросы для текущего и промежуточного контроля

5.1.Вопросы для текущего контроля

1. На каком историческом этапе и в связи с какими потребностями сформировалась дисциплина «Организационное поведение»?

2. В чем сущность рационального подхода в менеджменте?

3. В чем сущность поведенческого подхода в менеджменте?

4. Охарактеризуйте вклад школы «людских взаимоотношений» в формирование дисциплины «Организационное поведение».

5. Охарактеризуйте вклад индустриальной социологии в формирование дисциплины «Организационное поведение».

6. Охарактеризуйте вклад школы социальных совокупностей в формирование дисциплины «Организационное поведение».

7. Охарактеризуйте вклад главных направлений психологии 19-20 вв. в формирование методологического аппаратадисциплины «Организационное поведение».

8. Охарактеризуйте структуру модели организационного поведения.

9. Охарактеризуйте эволюцию моделей организационного поведения.

10. Раскройте суть термина «роль». В чем особенности ролевого поведения?

11. Какие конкретно виды ролей существуют в организации?

12. Что представляет собой ролевой конфликт?

13. Каковы главные способы разрешения ролевых распрей?

14. В чем состоит сущность рационально-индивидуалистической концепции организационного поведения?

15. Что такое темперамент и как он воздействует на поведение индивида в организации?

16. Что такое темперамент и как он воздействует на поведение индивида в организации?

17. В чем состоит специфика личного восприятия, как она воздействует на поведение индивида в организации?

18. Назовите неточности восприятия, воздействующие на эффективность организационного поведения.

19. Что такое ценности? Каково влияние иерархии сокровищ на поведение индивида в организации?

20. Что такое психотип? Назовите главные параметры выделения психотипов.

21. Какие конкретно социально и коммуникативно значимые черты поведения определяет психотип?

22. Выясните сущность управления коммуникативным поведением в организации.

23. Каковы факторы эффективности коммуникаций? В чем сущность коммуникативных барьеров и как их преодолеть?

24. Какие конкретно черты поведения повышают коммуникативную эффективность менеджера?

25. Как применять в организации коммуникаций знания опсихотипах?

26. Что такое невербальные коммуникации? Каковы виды невербальных коммуникаций и их роль в общении?

27. Что такое трансакционный анализ ( анализ эго-состояний) и как с его помощью организовать действенные коммуникации?

28. Сущность мотивации.

29. Хорошие концепции мотивации.

30. Современные концепции мотивации.

31. Сущность понятия «малая несколько». Виды малых групп в организации.

32. Внешние факторы эффективности малой группы.

33. Внутренние факторы эффективности малой группы.

34. Неприятности малых групп.

35. Сущность лидерства в организации.

36. Хорошие концепции лидерства.

37. Современные концепции лидерства.

38. Сущность организационной культуры.

39. Типология организационных культур.

40. Кросскультурная среда современных организаций и учет ее изюминок в менеджменте.

5.2.Вопросы для промежуточного контроля

1. практическое назначение и Предмет дисциплины «Организационное поведение».

2. Идейные и методологические источники формирования дисциплины «Организационное поведение».

3. Черта рационального и поведенческого подходов в менеджменте. Роль поведенческого подхода в современной практике управления.

4. Черта моделей организационного поведения.

5. Ролевая концепция организационного поведения.

6. Управление ролевым поведением.

7. Рационально-индивидуалистическая концепция организационного поведения.

8. Управление личным поведением в организации на базе учета психологических изюминок сотрудника.

9. Управление личным поведением в организации на базе учета факторов личного выбора.

10. ее роль и Типология в управлении организационным поведением.

11. Коммуникации в организации.

12. Поведенческие факторы обеспечения эффективности коммуникаций в организации.

13. Особенности управленияделовыми коммуникациями.

14. роль и Сущность мотивации.

15. Хорошие теории мотивации.

16. Современные теории мотивации: концепция психотерапевтического договора; концепция проектирования работы.

17. Анализ уровня мотивации сотрудников организации.

18. Методы действия на уровень мотивации сотрудников организации.

19. Главные характеристики малой группы в организации.

20. Факторы эффективности малой группы в организации.

21. Особенности поведения в малой группе. Ролевое поведение в малой группе.

22. Управление групповой динамикой.

23. методы и Команда ее формирования.

24. Концепции ролевого поведения в команде.

25. Управление конфликтом.

26. влияние и Власть в организации.

27. Выбор стратегий влияния менеджером.

28. роль и Сущность лидерства в организации.

29. Классические и современные концепции лидерства.

30. средства и Способы развития навыков лидерства у менеджера.

31. роль и Сущность организационной культуры.

32. Структура организационной культуры.

33. Типология организационных культур.

34. Методы анализа и диагностики организационных культур.

35. развития и Методы формирования организационной культуры.

36. Сотрудничество национальных социокультурных норм и норм организационной культуры.

37. Мультикультурные особенности современных организаций.

38. согласование и Анализ социокультурных норм вкросскультурной среде организаций.

39. Специфика организационной культуры в РФ.

40. инновации и Организационная культура.

6. Критерии выставления итоговой оценки

Неспециализированная оценка за курс определяется на базе методики рейтинговых оценок. Она включает: 1) оценку работы студента на практических занятиях по 25-балльной шкале; 2) оценку участия в групповом проекте по 25-балльной шкале; 3) оценку участия в текущем тестировании по 25-балльной шкале; 4) оценку на экзаменационном тестировании по 25-балльной шкале. В приводимой потом таблице обрисован перевод процентной оценки в балльную для каждого этапа контроля.

Шкала балльной оценки

Процент исполнения задания либо ответов на вопросы теста Оценка в баллах
86-100 21-25
66-85 13-20
51-65 7-12
0-50 0-6

Конечной формой аттестации по курсу «Организационное поведение» есть экзамен, проводимый в форме теста. Большая оценка за тест образовывает 25 баллов по схеме, обрисованной выше.

Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов по четырем этапам контроля. Студент приобретает оценку «превосходно», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» методом перевода стобалльной совокупности в четырехбалльную: 1) оценка «превосходно» ставится при рейтинге 90-100 баллов; 2) оценка «отлично» — при рейтинге 71-89 баллов; 3) оценка «удовлетворительно» — при рейтинге 55-70 баллов; 4) оценка «неудовлетворительно» — при рейтинге менее 55 баллов.

Где заказать курсовую, диплом, реферат? Написание диплома на заказ, курсовых работ и реферата.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: