1. Культура как сокровище; понятие сокровища в культуре.
2. культурная традиция и Культурное наследие: диалог классического и новаторского в развитии культур.
3.его формы и Взаимодействие культур: культурная интеграция, конфликт, диалог, межкультурные контакты; аккультурация и инкультурация. Социальные их роль и институты в культуре.
4. инновации и Традиции в медицинской культуре: сотрудничество народной, классической и современной медицины (культурологический нюанс).
ЛИТЕРАТУРА
Вейн Л. О двух формах врачевания // жизнь и Наука. 1990. № 2.
Дискин И.Е. Культура. Стратегия развития экономики. М., 1990.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. Часть 1. М., 1994.
Запад и современность: и Восток традиции. М., 1993.
История всемирный культуры: традиции, инновации, контакты. М., 1990.
Коммуникации в культуре. Петрозаводск, 1996.
Культурные сокровища: современность и прошлое. М., 1988.
Культурорлогия. на данный момент век. Словарь. СПб., 1997.
Лурье С. Видоизменения классического сознания. СПб., 1994.
Пигалев А.И. Культурология. Сталинград, 1999.
Полищук В.И. Культурология. М., 1999.
Полная энциклопедия народной медицины. М., 1998.
Силичев А.Д. Культурология. М., 1998.
изменение и Социальная идентичность ценностного сознания в кризисном обществе. М., 1992.
Традиция в истории культуры. М., 1978.
Тэрнер В. ритуал и Символ. М., 1984.
Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995.
Элиаде М. ритуал и Миф. М., 1995.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ и РЕФЕРАТОВ
культурология и Аксиология: неспециализированная теория ценнностей как методика изучения культурных явлений.
Ценности подлинные и мнимые в развитии культуры.
Формы культурной адаптации в истории .
Неприятность диалога культур.
его место и Ритуал в культуре.
Ритуальные стороны медицины
Культурный суть традиций и обычаев.
здравоохранения и Символика медицины: культурологический суть знаков и логотипов врачебной профессии в ее истории.
Конфликт между представителями различных пути и культур его профилактики.
механизмы управления и Государственные принципы культурой.
Современная индустрия культуры.
ее функции и Интеллигенция в культуре.
Роль традиций народной медицины в современной культуре.
В ходе социокультурной эволюции человечество накопило множество материальных и духовныхценностей. Понятие сокровища в таком общетеоретическом замысле не нужно ограничивать рамками финансовой, утилитарной пользы. В философии принято именовать сокровищем любое явление, имеющее значение для субъекта. Оно возможно ему полезно, либо вредно, либо безразлично. Причем одно да и то же явление может приобретать любую из данных оценок у различных субъектов. Философская дисциплина, изучающая типологию ценностей и общую природу судьбы и культуры, именуется аксиологией (от греч. аxios — сокровище).
Культурно значимые для общества и человека феномены и объекты предстают как культурные сокровища,составляющиеособый предмет изучения для аксиологических теорий, разглядывающих саму культуру как сокровище и как совокупность всех сокровищ. По собственной типологии сокровища многообразны : витальные (имеющие крайне важное значение для биологического, телесного); моральные (любовь, добро); социальные (свобода, семья, патриотизм); религиозные (вера, заповеди) и др.
В обыденном сознании и некоторых идеологически ориентированных концепциях культуры (расизм, негритюд) укоренено разделение культурно-исторических типов и объектов культуры на более и менее полезные. Довольно различной значимости культурных сокровищ в истории и культурфилософском знании существуют различные мнения. Так, античность признавала сокровищами лишь собственные культурные феномены и ставила под сомнение свойство вторых народов создавать что-либо культурно значимое. В соответствии с европоцентристской установкой абсолютной сокровищем владеет только западная модель культуры. А приверженцы вульгарно-социологического подхода не рассматривают духовное наследие «реакционных классов» (буржуазии, аристократии) в качестве сокровища. Одновременно с этим в культурологической этнологии распространен безоценочный подход, в соответствии с которому культуры являются независимыми независимыми образованиями и потому не смогут сравниваться между собой.
Любая эра, социальная несколько, отдельный индивид имеют собственные предпочтительные культурные сокровища. Совокупность взоров, в соответствии с которой утверждается преимущество культуры одного (в большинстве случаев, собственного собственного) народа и свойственных ему образа жизни и системы ценностей над всеми вторыми именуется этноцентризмом. Его вариантом есть европоцентризм, объявляющий западноевропейскую культуру эталонной, объектом подражания для остальных, низших если сравнивать с ней культурных типов. В противоположность данной установке культурный релятивизм утверждает принципиальную равнозначность всех типов культур, уникальность каждого культурного образования.
С XIX столетия в философском знании обсуждается вопрос, существуют ли так именуемые общечеловеческие культурные сокровища. Так, германский философ Ф. Ницше констатировал кризис всех существующих на западе классических сокровищ. А современный американский антропологК. Клакхон говорит, что неспециализированные фундаментальные сокровища свойственны всем культурным типам. Одновременно с этим новейшая постмодернистская идеология стоит на позиции отказа от предпочтительности той либо другой ценностной позиции. В целом же культурологи сейчас констатируют обстановку глобального аксиологического релятивизма, в то время, когда ценности любой культуры считаются относительными.
Культурологическая наука основывается на признании существования множественности неповторимых в собственных основаниях культур и в данной связи в научный обиход введено понятие культурной самобытности. развитие и Функционирование любой культуры первым делом определяется ее внутренней динамикой, связью с предшествующим культурным опытом, исходя из этого не просто так в научном знании одной из наиболее значимых была и остается неприятность преемственностив культуре. В настоящем историческом ходе эволюции общества главной формой выражения преемственности как связи культурно-исторических эр выступает культурное наследие, содержащее в себе константные культурные элементы и являющееся фундаментом для сохранения и воспроизводства самобытной культуры.
Базу культурного наследия образуют традиции,воображающие собой унаследованные и закрепленные в правилах и нормах поведения, верованиях и ценностях культурные образцы, механизм трансляции которых сводится к передаче и усвоению социокультурного опыта от поколения к поколению. Традиции проявляются в материальной сферах и духовной культуры, в образе судьбы, в религии, науке, мастерстве и играются огромную роль в функционировании общества, потому, что они снабжают стабильность и надёжность социального целого, а сам процесс социализации личности в значительной мере основывается на ее приобщении к культурным сокровищам настоящего и прошлого.
Разновидностью традиций возможно назван обычай—нормы поведения, каковые стали привычными в данном социуме. В отличие от более емкой по собственному содержанию традиции, обычаи по большей части распространены в обыденной жизни. Установленный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай, именуется ритуаломили же обрядом,в нем выражается символическое отношение общества к каким-либо событиям. Ритуал содействует упрочению коммуникативных связей между участниками сообщества, сплачивает их, содействует предотвращению конфликтных обстановок. По собственной типологии ритуалы многообразны: это домашние и общинные торжества, календарные праздничные дни, религиозные таинства, возрастные посвящения-инициации, государственный церемониал и придворный, и обряды, которые связаны с работой.
По отношению к собственным традициям общество может демонстрировать разные модели поведения, самый распространенными являются следующие.
- Консервация предшествующего культурного опыта, признание его абсолютной сокровищем, в связи с чем существенно понижается сокровище инноваций. Таковой тип обществ именуют классическим, потому, что он ориентирован на постоянное репродуцирование уже существующих образцов в сфере морали, поведения, мыслительных процессов и т.д. (антропологи уверены в том, что образ судьбы примитивных обществ абсолютно детерминирован культурными традициями).
- Реставрация существовавшего в прошлом культурного идеала, его восстановление в новых исторических условиях (хороший пример — эра Ренессанса, обратившаяся к древнему культурному наследию).
- Отрицание предшествующей традиции, ее критически-негативная оценка (тут примером может служить тот же Ренессанс, разглядывающий конкретно предшествующую ему эру Средневековья как фактически бесплодную в культурном отношении).
- Идеологическая, классовая интерпретация культурного наследия, в то время, когда актуальными и хорошими сохранения будут считаться лишь те традиции, каковые отвечают требованиям официальной идеологии (достаточно отыскать в памяти опыт так называемых «культурных революций»).
- Творческое переосмысление культурного наследия, рвение к гармоничному сосуществованию инноваций и традиций ( такие попытки были предприняты и небезуспешно в современных Японии и Китае).
Культурфилософское знание кроме этого не выработало совместной позиции в отношении неприятности преемственности, предлагая целый спектр ее ответов. К примеру, И. Гердер утверждал равноправие культурных традиций различных по уровню цивилизованности народов. Р. Декарт и Дж. Локк вычисляли традиции ненужными предрассудками, мешающими формированию общества и личности. В соответствии с функционалистскому направлению в современной культурологии (Б. Малиновский) каждая традиция есть неотъемлемой частью культуры и ее уничтожение неминуемо приведет к разрушению социокультурного целого.
Как свидетельствует история развития человечества, для культурно- исторических типов одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к ее стагнации и обеднению культуры, так и игнорирование культурного наследия, составляющего ее базу, придающего ей стабильность. Но, в формирующемся сейчас в ряде государств постиндустриальном обществе деятельно идет процесс универсализации культур. Он может привести к аннигиляции национальной самобытности, что уже случилось с некоторыми архаическими культурами, каковые провалились сквозь землю, не сумев приспособиться к современности.
В данной связи особенно актуальной делается неприятность межкультурных сотрудничеств.Локально-исторические культурывступают в связи и определённые отношения между собой, что ведет к их обоюдному трансформации. В ходе культурного сотрудничества участвуют: донорская культура, по большей части передающая собственный культурный опыт, наряду с этим ее культурные приобретения не столь велики и не затрагивают ее культура и сущностные характеристики-реципиент, принимающая культурные влияния; наряду с этим сами эти сотрудничества смогут быть основаны как добровольно (принятие Киевской Русью христианской книжности и культуры от Византии), так и иметь насильственный темперамент, в то время, когда в следствии утрачиваются отдельные черты национальной самобытности (европеизация России, проводимая Петром I).
Исторический опыт говорит о том, что процесс сотрудничества с чужими культурными традициями может принимать разные формы: от рвения к культурной изоляции (характерно для маленьких по численности населения этнических культур, в большинстве случаев, лишь так сохраняющих собственную самобытность) к сближению (Россия-Запад), симбиозу (языческая и христианская культуры в православии ) и конфронтации культур (ислам — христианство). Взаимодействующие культуры смогут устанавливать отношения на базе диалога, в то время, когда межкультурные связи приводят к обогащению обеих сторон, или вступать в культурный конфликт, доходящий время от времени до активного сопротивления донорской культуре, что есть следствием рвения культуры-реципиента сохранить собственный культурное своеобразие. Сам процесс культурного сотрудничества может носить как спонтанный темперамент, так и направляться специально разработанной госполитикой.
Межкультурные сотрудничества направляться отличать от культурных контактов, менее продолжительных и не затрагивающих саму структуру культуры, а потому и не вызывающих ее больших изменений. Долгое и прямое сотрудничество различных социокультурных совокупностей, приводящее к трансформациям в их материальной и духовной сферах именуется аккультурацией.Ее результатом есть усвоение и приобретение новых культурных элементов, образование культурного синтеза (к примеру, эллинизация ближневосточных государств, которая связана с завоевательными походами Александра Македонского). Данный процесс может привести к ассимиляции—полной либо частичной потере собственной классической культуры и усвоению чужой, примерами чему могут служить те этнические общности, чьи традиции были насильственно подавлены. В противоположность ассимиляции,культурная интеграцияпредставляет собой такое состояние культурного целого, при котором все составляющие его разнородные элементы функционируют взаимосогласовано и гармонично.
Но ориентация на сохранение традиций есть далеко не единственным основанием для развития социокультурной совокупности. Во многих случаях излишняя приверженность культурному наследию ведет к процессам, мешающим социальному прогрессу. Особой сопротивляемостью инновациям отличается традиционализм, разглядывающий всякое, кроме того незначительное отклонение от классического опыта как посягательство на существующий порядок. Консерватизм кроме этого демонстрирует верность устоявшимся привычкам и противится новшествам. Общества с подобными главными типами мышления взяли в науке наименование классических. Их прогресс и развитие очень затруднены, они обречены на вымирание, потому, что теряют свойство к культурной адаптации. В отличие от них, модернизированный тип публичного устройства в первую очередь ориентирован на инновации, отдавая им явное предпочтение перед традицией. Такие общества динамичны в собственном развитии, владеют высокой степенью приспосабливаемости к изменяющимся условиям, улучшаются, модифицируя собственную базу и исходят из принципа полезности тех либо нововведений и иных традиций, наряду с этим новаторство в любой сфере деятельности расценивается как творческая свойство.
Индивид кроме этого вступает во сотрудничество с культурной традицией, усваивая принятые в обществе нормы, правила, модели поведения. Данный процесс носит название инкультурации —то естьвхождения в культуру, овладение этнокультурным опытом, в следствии личность отождествляет себя с той либо другой культурной традицией. Осознание собственной культурной принадлежности (культурная самоидентификация) позволяет человеку отличать себя от носителей иных культурных традиций, что имеет ответственное значение в формировании его духовного мира и культурного сознания в целом. Так, процесс инкультурации был полностью детерминирован сословной и религиозной принадлежностью индивида в Средние века и лишь в Новое время у личности появляется возможность более либо менее свободного выбора собственной культурной самоидентификации. Процессы аккультурации и инкультурации во многом обеспечиваются совокупностью социальных университетов культуры.
Социальный университет —исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, правил, установок, сокровищ, снабжающих упорядочение, регулирование взаимодействий и отношений между людьми. Социальные университеты смогут обозначать: 1) учреждения с определенной достаточно устойчивой структурой (к примеру, университет религии включает церковь как организацию верующих, профессионально подготовленных священников, соответствующую атрибутику и т.п.); 2) комплексы образцов, норм, сокровищ, традиций, обрядов и обычаев (институт брака и брака, университет народного либо национального праздника).
Социальный университет является рядом компонентов:
- внутренне слаженную совокупность функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы, правила, кодексы);
- материальные средства (строение, оборудование, финансы), снабжающие деятельность данного университета;
- представителей, реализующих цели данного социального университета.
Социальные университеты складываются в соответствии со сферами культуры, отраслями культурной деятельности человека. Они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере. Университеты занимаются целенаправленной деятельностью, через которую поддерживается публичная судьба. Количество социальных университетов в обществе, возможность их происхождения, модернизации, смены характеризуют уровень развития культуры в целом.
Главные социальные университеты, регулирующие культурную деятельность: государство, церковь, образование, мастерство, рынок. Приоритет тех либо иных социальных университетов в истории изменялся в зависимости от экономической, политической. идеологической ситуации в обществе.
Главными социальными университетами в доиндустриальном обществе были религия и семья. Воспитанием, обучением, разъяснением публичных норм занимались все взрослые члены кровнородственной семьи. Первичными формами регуляции публичной судьбе были общие собрания, религиозные обряды, массовые праздничные дни. Несколько еще не была поделена на слушателей и исполнителей. По свидетельству этнографов, функции вождя либо шамана были дешёвыми любому участнику племени, что соответствовало характерному для первобытного общества равноправию участников родовых групп.
Постепенное расслоение общества ведет к выделению опытных духовных фаворитов, особой функцией которых делается получение, распространение и хранение культурных достижений, ритуалов, знаний, прогнозов на будущее. Так, складывается главной социальный университет древности — религия.
Социальный институт государства формируется, в то время, когда появляется необходимость более сложного управления обществом. К общесоциальным функциям страны относятся: поддержание правопорядка, защита населения, поддержания хорошего увроня его жизни, регуляция наиболее значимых совокупностей общества. По отношению к художественной культуре государство возможно как спонсором, клиентом, так и цензором, в зависимости от содержания и культурной политики отдельных явлений культуры.
С прогрессом публичной судьбе в дополнение к национальным формам регуляции культурной жизни общества начали появляться рыночные механизмы (фонды, патронаж, благотворительность, премии и т.д.).
инновации и Традиции в медицинской культуре: сотрудничество народной, классической и современной медицины.Великий мыслитель старого мира Аристотель одним из первых намерено выделил житейскую, практическую мудрость как самая адекватную форму знания о сложных, подвижных и неповторимых обстановках мира обыденного существования человека. Народную медицину возможно коротко выяснить как врачевание на базе практической мудрости рядовых представителей социума, со всеми ее преимуществами, ограничениями и недостатками.
Истоки народной медицины восходят к тем доисторическим временам, в то время, когда отечественный предок, руководствуясь полуживотными инстинктами, пробовал уменьшить собственные болезненные состояния, прибегая к помощи природных средств. Древние люди, что подтверждается этнографическими изучениями, превосходили нас в способности видеть связи природы и мельчайшие детали, улавливать их узкие влияния на судьбу человека. В архаичной картине мира человек — естественная частица природы, с которой он связан неразрывно. Делается понятным, по какой причине в народной медицине целебными особенностями владеет все, что окружает человека и с чем он взаимодействует: травы, цветы, коренья, плоды, кровь и молоко животных, минералы, смолы, глины и сама почва, и все стихии.
К тому же, запас знаний у старого человека был куда меньше современного, а мифологический метод мышления у предков опирался на совсем иррациональные представления. Исходя из этого в довольно несложных случаях телесной патологии отечественные далекие предки пробовали совладать самостоятельно, а при тяжелых травмах либо хронических болезнях прибегали к помощи так называемых шаманов. знахари и Колдуны сделали следующий ход на долгом пути к опытной медицине. Не считая упорядоченной фитоаптеки, они в совершенстве обладали мастерством внушения, логотерапии. В шаманском сеансе приняли участие все родственники больного; он проводился, в большинстве случаев, в сумерках, под равномерный звук бубна либо другого фиксирующего раздражителя; при мерцающем свете огня. Тем самым шаман подключал к борьбе с заболеванием все защитные силы организма.
Но средний возраст людей отдаленных эр был на удивление мал, а заболеваемость воистину ужасающей. Об этом беспристрастно свидетельствуют как письменные источники (к примеру, в 14 столетии от чумы погибло около 5 миллионов человек Китая, а в то время, когда заболевание была перенесена в Европу — то каждый четвертый ее обитатель), так и анализ костных останков, раскопанных археологами. Отсутствие действенной антисептики, анестезии, непонимание обстоятельств и патогогенеза большинства серьёзных болезней в течении сотен тысяч лет обрекали на гибель и страдания массы больных, которых современная медицина в полной мере в состоянии излечить абсолютно либо же значительно продлить их жизнь при приемлемом смягчении вредной симптоматики.
Столетие за столетием, в миллионах ошибок и проб отбирались крупицы настоящих знаний, способов лечения и действительных средств. Лечебная помощь раньше всего начала оказываться конкретно в домашних и общинных коллективов при травмах, более либо менее несложных болезнях наподобие простуды, и родах, уходе за новорожденными. Позднее в русле народной традиции появились кое-какие особые приемы лечения разных болезней с очевидно выраженными внешними показателями. Арсенал лекарственных средств, применяемых в народной медицине, насчитывает около десяти тысяч видов — растительного, животного происхождения, и минералов.
Наровне с народной медициной показалась и развивалась медицина опытная. В различных культурах эта последняя была представлена то жрецами, то представителями светской культуры. Доктора-специалисты заимствовали и усовершенствовали многие рецепты народной медицины, в один момент существенно опережая ее возможности, в особенности по части хирургии, да и терапии тяжелых недугов. На первых этапах собственного развития деятельность докторов прямо зависела от общего строя культуры того либо иного народа, пребывала с тесной связи народными приемами врачевания, лишь систематизированными и доведенными до совершенства. В следствии оказались здравоохранения и традиционные варианты медицины. Скажем, медицина Востока с подразделением на индийскую, тибетскую, китайскую и другие региональные варианты. Западная медицинская традиция включает в себя гомеопатов-и врачей аллопатов. Кое-какие традиции врачевания пресеклись вместе с смертью тех либо иных цивилизаций и по сей день гипотетически реконструируются археологами и историками согласно данным косвенных источников (скажем, мы имеем представление о приемах докторов Древнего Египта либо же Мезоамерики во время расцвета соответствующих древних культур).
В народной, как и классической медицине имеется свои достоинства и качественное своеобразие, которых нет и не может быть в медицине научной, современной. Среди них — продолжавшийся тысячелетия широчайший поиск целебных средств по всему полю настоящего мира; отсутствие каких-либо формальных ограничений по выбору методов и средств лечения; глубина истории, в которой совершался скрупулезный практический отбор рационального. К тому же, обыденное сознание, сколь угодно умудренное вековым опытом, включая специальный, скользит по поверхности явлений; оно обречено заполнять мифами отсутствующие у него представления о сущности и настоящих обстоятельствах телесных недугов и явлений. Так, суть болезни шаманское сознание думает злых духов, «порчу» методом «сглаза» и т.п. фантомы, в основном не имеющие отношения к действительности. Волшебная «диагностика» в соответствие с неспециализированной логикой мифа склонна у всех заболеваний видеть конкретного виновника, очеловечивая тем самым совсем безличные, стихийные процессы природы.
Если сравнивать с народной, научная медицина достаточно молода, насчитывает в различных регионах Почвы два-три столетия. Все ее действия находятся под постоянным контролем управленческих структур и общественности. Это в некоторых случаях заметно сужает свободу эксперимента и поиска, но снижает риск фатальных неточностей. По этим обстоятельствам представителями, в особенности начальниками лечебных учреждений современного типа отметаются фактически все средства и методы лечения, каковые кажутся необычными ученым, противоречат современному научному рассудку. Синтезированные лекарственные средства, кроме того при тщательных клинических опробованиях, не проявляют всех собственных побочных эффектов, отрицательных и хороших. Таковые обнаруживаются время от времени через десятилетия массового применения. Но у народных лекарств, в особенности фитопрепаратов еще больше неучтенных последствий. К тому же, они оказывают помощь лишь в довольно несложных случаях и выясняются бессильными перед лицом какое количество-нибудь тяжелой патологии, инфекции, стресса. Совладать в важных случаях заболеваемости позволяет лишь научная медицина.
Современная медицина все более преобразовывается в замечательную, всесторонне оснащенную ремонтную базу людских тел. По лечению многих заболеваний существуют отлично отработанные разработки, обеспечивающие успех с высокой долей возможности. Но за данный прогресс во врачевании до тех пор пока приходится платить такую цену, как обезличенность, конвейерный темперамент лечения. Это ведет к тому, что хорошее требование медицины — лечить не заболевание, а больного во всей его неповторимой индивидуальности — на практике осуществляется далеко не всегда. Ко всему другому, тактики лечения и современные технологии стоят все дороже и дешёвы далеко не всем слоям общества в однообразной степени.
Народная медицина, наоборот, держится на строгом, хотя бы по форме общения, личном подходе; она общедоступна по собственному определению. В обращении к интегральной личности больного — сильная сторона знахарей всякого рода. Но настоящие обстоятельства большинства болезней остаются для знахаря недоступны. Дипломированный доктор знает собственные возможности, прикидывает шансы исцеления, выживания собственных больных. Народный целитель же ни при каких обстоятельствах не скажет фатального диагноза. Он будет сулить излечение в произвольных, самых неисправимых обстановках, впредь до смерти обратившегося к нему больного. К примеру, в онкологической практике по окончании официальных врачей приговоренными ими больными занимаются разнообразные народные целители, большая часть из которых — явные шарлатаны, спекулирующие на необоснованных надеждах и человеческих страданиях.
В большинстве цивилизованных государств врачевание без соответствующего диплома не разрещаеться страной и в принципе должно преследоваться по закону. Действительно, как каждый спонтанный, стихийный процесс, народную медицину нереально ни запретить, ни искусственно стимулировать в развитии. Практика судьбы отводит ей собственную культурную нишу, в которой та и существует а также преуспевает. Разнообразные народные и псевдонародные целители удачно практикуют в том месте, где не сильный либо дорога сеть официальных лечебных учреждений; к ним обращаются со относительно легкими либо, наоборот, ужасными заключениями; от кошмара перед утратой родных людей либо по обстоятельству дремучего невежества, неспециализированного бескультурья.. Действительно, официальная медицина может изучать накопленный опыт народного врачевания (приемы, средства), извлекая рациональные зерна из прошлого опыта, либо критически оценивать снова появляющиеся находки современных самородков-врачевателей. Одна из профилактических функций научной медицины — санитарно-гигиеническое просвещение широких весов населения, включая ко мне разоблачение самые массовидных и страшных практик шарлатанского врачевания, медицинского оккультизма.
В народной медицине условно возможно выделить три компонента.
- Первый — широкий комплект лечебных средств самой различной природы, проверенных тысячелетней практикой. Многие их них, по окончании изучения современной медициной, рекомендованы к применению. Это здоровое ядро народной медицины, фундамент, на котором она существует и будет существовать еще достаточно продолжительно.
- приёмы врачевания — и Второй компонент средства, в базе действенности которых лежит плацебо, и шире, психотерапевтический эффект. Эта часть функциональна и содействует популярности целителей, потому что пользы тут возможно больше, чем вреда.
- Наконец, третий компонент народной медицины — приметы, обычаи, традиции, прилагаемые к лечению, сопутствующие ему. Они больше всего подвержены старению, потере содержания и только немногие из них сохранили хоть какой-либо психотерапевтическое содержание и смысл. В данной последней части больше всего ошибок и заблуждений, страшных для жизни и здоровья доверяющихся самозванным целителям страдальцев.
Народная медицина, без сомнений уступает современной по качеству и объёму оказываемой помощи, а также в подавляющем большинстве случаев и по эффективности. Но она произрастает на «свободных территориях», не освоенных современной медициной, имеет личные объективные основания, круг пациентов и приверженцев, и потому способна приносить настоящую пользу при разумном сотрудничестве с современной научной медициной. Но у культурных людей не должно быть иллюзий относительно перспектив развития различных ветвей медицинского знания. повышение качества и Продление срока людской судьбе, прогресс в борьбе с заболеваниями, в особенности до сих пор летальными, сулит лишь наукоемкая, рационализированная медицина западного типа.
Тема V. Типология культур
1. Неспециализированная типологизация культур: мировая, этническая (национальная) и региональная культуры.
2. Историческая типологизация культур: формационный и цивилизационный подходы.
3. Понятие субкультуры. Массовый, элитарный, тоталитарный, маргинальный типы культур. Локальные культуры.
4. Культурный мир повседневности.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.
Арутюнов С.А. культуры и Народы: взаимодействие и Развитие. М., 1989.
Быстрова А.Н., Киселев В.А. культуры мира и Мир культуры. — Новосибирск, 1996.
Бурдье П. Практический суть. СПб., 2001.
Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998.
Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических изучениях. М., 1993.
Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ. М., 1980.
Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре. Нижний Новгород, 1995.
Запад и современность: и Восток Традиции. М., 1993.
Кармин А.С. Базы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.
Марков Б.В. рынок и Храм. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
Методика региональных исторических изучений. Российский и зарубежный опыт. СПб., 2000.
Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М., 1997.
Семенов В.Е. Массовая культура Сейчас. СПб., 1991.
Силичев А.Д. Культурология. М., 1998.
Романов В.Н. Историческое развитие культуры: неприятности типологии. М., 1991.
Неповторимые территории в культурном и природном наследии регионов. М., 1994.
Ценности культуры и современная эра. М., 1990.
Щавелев С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994 (Разделы «мир повседневности и Обыдённое познание»; «специализированный труд и Народная мудрость»).
Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ и РЕФЕРАТОВ
этногенез и Культура: различные теории этничности.
Этническое (национальное) в культуре.
Культурный контекст межнациональных распрей.
Этнокультурные стереотипы.
Этапы культурной эволюции человечества.
Культурологическое содержание понятия «этноцентризм».
Психотерапевтическое своеобразие славянского этноса и их отражение в фольклоре.
его роль и Феномен праздника в культуре.
ее значение и Теория элит для культурологии.
Аристократическая культура России.
Крестьянская культура России.
Маргинальность в культуре и обществе: социологический анализ.
традиции здравоохранения и Национальная культура.
Медицинский его роль и оккультизм в современной русском культуре.
Типология культурыпредставляет собойее рассмотрениев соответствии с ее историческим развитием и внутренней динамикой и классификацию по каким-либо общности и основаниям показателей. направляться не забывать, что объединение культур в выделение и группы тех либо иных культурных типов в достаточной степени условно, потому, что настоящие культурные образования куда сложнее по собственному содержанию, но наука испытывает недостаток в подобного рода классификациях для собственных аналитических изучений, а педагогика — для преподавания их выводов.
Процедура типологизации культур зависит от избранного критерия, исходя из этого культурология может предложить разнообразные варианты классификаций. В первую очередь, типология культур может строиться в различных географических пространствах: мировом, этническом, национальном и региональном. Довольно существования единой всемирный культуры в среде ученых нет неспециализированного мнения. Уже с XIX века отдельные философы высказывают сомнения по поводу существования данной устойчивой в прошлом концепции, которую современный исследователь культуры Г. Янг назвал «иллюзией западного сознания». О всемирный культуре возможно сказать, вероятнее, в смысле, близком понятию «ноосферы» у В.И. Вернадского. То есть, как о совокупности тех наиболее значимых показателей, каковые отличают историческое развитие культуры Человека разумного от стихийной эволюции природы по законам дарвинизма.