Св. ириней епископ лионский

Жизнь Св. Иринея как и большинства вторых древних писателей, известна слишком мало. Он появился в Малой Азии, был, возможно, грек, не смотря на то, что кое-какие исследователи высказывают предположение, что он был сириец. Время его рождения определяется примерно: от 130-го до 150-го г.г. Но его возможно признавать представителем третьего поколения христианства, начиная от Апостолов, т.к. он был учеником пресвитеров, например, Поликарпа Смирнского, и Папия Иерапольского, со своей стороны бывшего ученика Апостолов.

Кроме знания Священного Писания христианского учения и Ветхого Завета, Св. Ириней, по-видимому, отлично знал философию и языческую литературу. В его произведениях имеется довольно много цитат, показывающих на его широкое образование.

Во II в. существовали тесные связи между христианскими общинами Галлии и Малой Азии (Франции). Кроме того начало проповеди христианства в Галлии предание приписывает ученику Ал. Павла — Дионисию Ареопагиту. Исходя из этого не приводит к, что солидную часть судьбы Св. Ириней провел в Галлии, в Лионе, где был сперва пресвитером, а позже епископом, преемником епископа Пофина.

Это был непростой период в жизни юный Галльской Церкви: преследования (известно ожесточённое угнетение в Лионе в 117 г.), беспокойства, вызванные возникновением гностиков и монтанистов, споры о празднование Пасхи.

Св. Ириней проповедовал христианство местным обитателям на кельтском языке (направляться иметь в виду, что в тот период большая часть участников христианских общин были греки либо римляне — латиняне, а не местные обитатели), учавствовал во всех тревоживших Церковь спорах и довольно много писал.

Св. Ириней мученически скончался около 202 г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВ. ИРИНЕЯ

По свидетельству Евсевия Св. Ириней написал довольно много произведений. Ему в собственности:

1. Краткая апология О познании.

2. Послание к римскому пресвитеру Флорину, склонившемуся к валентинианству О единоначалии Божием.

3. Объяснение по поводу отпадения Флорина от Церкви — Об огдоаде (об осмерице).

По поводу пасхальных споров:

4. Послание к папе Виктору.

5. Послание к Александрийскому епископу.

Но эти произведения либо совсем потеряны либо дошли в отрывках.

Сохранилось лишь 5 книг Против ересей и открытое в 1904 г. в армянском переводе Подтверждение апостольской проповеди, — произведение назидательного характера, написанное по окончании Против ересей в конце II в. (оба переведены на русский язык).

Печатные издания произведений Иринея начинаются еще в XVI в. В 1917 г. была издана монография о Св. Иринея С.А. Федченко, где имеется подробный указатель литературы о Св. Иринее, заканчивая 1914-1915 гг.

Произведение Против ересей — имеет огромное значение. Его цитируют последующие писатели (Ипполит ученик Иринея, Евсевий, Епифаний Кипрский и другие), но сохранилось оно не в греческом подлиннике, а в старом латинском.

Предлогом к написанию произведения Против ересей послужила просьба одного приятеля Иринея написать произведение против распространенной в то время ереси Валентиниана.

Первоначально Ириней рассчитывал написать собственный произведение в двух книгах, из которых одна бы содержала раскрытие и изложение учения валентинианина Птоломея, другими словами, была обличением гнозиса, вторая содержала бы опровержение его (из этого и заглавие). Но после этого расширил собственный замысел, привлек ко мне и другие гностические ереси, изложил хорошее учение Церкви, что имеет для периодов значение значительно большее.

Все книги Св. Ириней писал раздельно и отправлял собственному приятелю с соответствующими предисловиями.

Целый труд, возможно, написан в течение 180-190 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Яркая цель произведения — опровержение гностицизма — выяснила его форму, расположение и метод материала: сперва излагаются воззрения гностиков, после этого направляться их положительное учение и опровержение, излагаемое полемически.

В ПЕРВОЙ КНИГЕ Св. Ириней излагает учение гностика — валентиниана об территориях Плиромы и о происхождении мира от падшего территория; о разделении людей на духовных, душевных и плотских; изображает приемы и доказательств, разногласия; излагает старейшие ереси, начиная с Симона Волхва. Изложение гностических лжеучений Ириней заканчивает замечанием, что задача его наполовину выполнена, потому что обнаружение их учения имеется уже победа над ними.

ВТОРАЯ КНИГА посвящена, в основном диалектическому разбору гностических учений, через указание несоответствия их здравому разуму. В ней опровергается учение гностиков об территориях в человеке (разделение на духовных, душевных и вещественных; смерть плоти. Душепереселение).

В ТРЕТЬЕЙ — Св. Ириней переходит к хорошим христианским доказательствам из Предания и Священного Писания. На первом замысле он ставит ученее о Едином Творце всего и после этого переходит к христологии.

Учение о Едином Творце всего Церковь получила от Апостолов и их учеников (Климента, Поликарпа…). Исходя из этого лишь в Церкви истина, все же гностические ереси не имеют ее.

Говоря о Сыне Божием, он обосновывает единство Лица Христова и истинность Его Божества и человечества.

ЧЕТВЕРТУЮ КНИГУ — посвящает доказательству сообщённого прежде, но уже на основании слов Господа, к каким он относит и слова пророков. Главным предметом рассуждения есть учение о единстве Искупителя и Бога Творца, Всевышнего Ветхого и Нового Завета.

Последние главы книги Ириней посвящает вопросам АНТРОПОЛОГИИ. Вопреки гностикам он обосновывает, что человек свободен, и нет людей хороших либо злых от природы.

В ПЯТОЙ — по окончании краткого замечания о том, что Христос, Единый отечественный Преподаватель, вправду стал человеком, дабы искупить нас страданиями, раскрывается учение о воскресении плоти и евхаристические вопросы.

Потом Св. Ириней переходит к эсхатологии, говорит о будущем суде Христовом, общении праведных с Всевышним и вечном мучении неверующих; изображает антихриста и царство Христово.

Заключает собственную обращение указанием на различие обителей для святых и на конечное покорение всего Всевышнему.

ИСТОЧНИКИ СВ. ИРИНЕЯ

Произведение Иринея служит основным источником для изучения гностицизма II в. и ввиду потери вторых, ересеологических трудов имеет необыкновенное значение. Работу собственную по ознакомлению с гнозисом Ириней выполнил добросовестно. Он нарисовал все нюансы гностической совокупности. Источникам для него были:

личное общение с бывшими еретиками;

их литература;

труды предшественников по обличению гнозиса.

Источниками для опровержения учения гностиков и для хорошего раскрытия христианского вероучения были:

Священное Писание;

Церковное предание, в котором он видит единственную опору для верного толкования Писания; кстати, он довольно часто апеллирует к преданиям малоазийских пресвитеров;

3) богословская литература предшествующего времени (Климент Римский, Поликарп, Папий, Иустин).

„ Подтверждение АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ

Открыто архим. Карапетом — 1904 г. в армянской рукописи, принадлежащей библиотеке Церкви Божией матери; в Ереване. Исходники относятся к ХШ в., а содержащийся в ней армянский перевод к середине VII либо началу VIII вв. Русский перерод Сагарды имеется в Христианском чтении за 1907 г. (Новооткрытые произведения Св. Иринея Лионского).

Как по внешним данным (полное совпадение надписания рукописи со свидетельством Евсевия о адресате и названии произведения), так и по внутренним показателям (сходство снова открытого монумента по языку и идеям с произведением Против ересей) подлинность произведения несомненна.

Потому, что в Доказательстве цитируется Против ересей — составление его относится к более позднему времени — последнему десятилетию II в.

О Маркиане, которому посвящено произведение, как мы знаем, что он был втором Иринея и в момент написания был в отлучке из Лиона.

СОДЕРЖАНИЕ

Подтверждение является типом катехизаторского наставления без особых полемических задач. Новых мыслей, если сравнивать с произведением Против ересей нет и этот труд Иринея скорее характерен для самой его личности, показывая, как твердо и определенно сформулировались его убеждения и в какие конкретно устойчивые формы они отлились, чем для богословия.

Сообщив о необходимости выполнять тела и чистоту души через сохранение — истины в соблюдение заповедей, Св. Ириней предлагает Правила веры, касаясь тех пунктов, в которых погрешали гностики.

Рисует по Библии всю историю божественного домостроительства, начиная с создания человека и заканчивая пришествием Христа, совершением Им отечественного спасения и глобальной проповедью Апостолов.

Детально останавливается на доказательстве проповеди Апостольской, подтверждая ее ветхозаветными пророчествами: в случае, если все исполнилось так, как давно уже по внушению от Духа Божия предсказано пророками, то этим утверждается вера отечественная и твердо устанавливается предание церковное.

Представив и доказав сокровище проповеди Истины, Ириней даёт предупреждение от увлечения современными ересями.

Литературные преимущества произведений Иринея не особенно громадны. Строгой планомерности и логики в изложении нет. Но пишет он просто, легко и медлено.

БОГСЛОВИЕ СВ. ИРИНЕЯ

Ириней держится фактов и исторического предания. К философии практически не обращается, а опирается на откровение: из этого богословствование его отличается хорошим характером. В борьбе с гнозисом Ириней опирается на Св. Предание и в нем лишь видит истину и его лишь вычисляет нормой для богословия. Задача богословской науки, согласно его точке зрения содержится не в трансформации самого содержания, — не в том, дабы измышлять иного Всевышнего, не считая Создателя, Писателя и Творца этот Вселенной, как словно бы не ограничиваясь Им, либо того Христа, либо Единородного; но в той, дабы шепетильно изучить идея сообщённого в притчах и дать согласие с содержанием веры, — в том, дабы раскрыть движение дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого (Против ересей).

Так, богословствование Иринея отличается строго церковным направлением.

В истории догматов Ириней имеет ответственное значение как представитель церковного предания и первый его теоретик. У него светло намечены те правила богословия, — нормы апостольского предания, каковые легли в базу последующего богословствования.

Ответственным в полемике с гностиками было твердо выяснить источник познания христианского учения, дабы противопоставить его позднейшим измышлением преподавателей ереси.

Такими источниками являются: апостольские предания и Священное Писание, хранимые в Церкви.

В противоположность гностикам, каковые 1) произвольно пользовались новозаветным писанием и пополняли их собственными апокрифами, 2) ссылаясь на тайное предание от Христа, и носителями его выставляли собственных преподавателей, — Ириней выставляет жёсткие нормы апостольских преданий: Священное Писание — апостольские послания и канон, и Священное Предание -правило веры и показывает носителей этого предания.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Гностики, не смотря на то, что и признавали Священное Писание Нового Завета, но произвольно расширяли либо ограничивали его количество. Ириней старается совершенно верно установить количество; его канон. Рассуждения в большинстве случаев касаются Евангелий. Он высоко ставит их как Слова Божии, Божественное Писание. По числу их 4, ни больше, ни меньше их быть не имеет возможности (четыре страны, столпа, херувимы).

Не считая Евангелий, Ириней цитирует и ссылается на авторитет всех новозаветных книг, кроме послания. 2 Петра, 3 Иоанна и к Филимону.

Утверждая единство Ветхого и Нового Завета, Ириней говорит о раскрытии символов и образов Ветхозаветных и Новозаветных событий.

СВЯЩЕННОЕ ПРИДАНИЕ

Т.к. Священное Писание гностики, по большей части, не отрицали, то принципиально важно было установить базы верного истолкования либо понимания Священного Писания.

Эти базы находятся в апостольском предании. Отмечая кафоличность церковного предания, т.е. то, что во всей Церкви возвещается одинаковая истина, тогда как гностики до противоположности расходятся между собой и учение их воображает пестрое сочетание разнообразных точек зрения, Ириней дает ответственное определение предания: Подлинное познание имеется учение изначальное устройство и апостолов Церкви во всем мире, и показатель Тела Христова, пребывающий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую везде Церковь; она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, ни принимая, ни прибавляя, ни убавляя: тут чтение (Писаний) без искажения и верное и тщательное, надёжное и чуждое святотатства истолкование Писания отличный дар любви, что драгоценнее славнее пророчества и познания, и отличнее вторых даров (Против ересей IV,33, §8).

Исходя из этого надлежит направляться пресвитерам в Церкви тем, каковые… имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца взяли известное дар истины, других же, которое уклоняются от начального преемства, где бы то ни было планируют, иметь в подозрение, либо как лжеучителей и еретиков, либо как раскольников, гордых и самоугодников, либо как лицемеров, поступающих так для тщеславия и корысти. Все эти отпали от истины (Против ересей. IV, §2,с.237).

Так, Св. Ириней указал на непрерывность преемства в жизни Церкви, как на наиболее учения и истинности ясный признак предания, а вместе с тем и на дар истины, чуждое святотатства, истолкование писаний. Исходя из этого он же показывал на апостольские Церкви, где непрерывность апостольского преемства самый очевидна, преданием либо учением которых направляться контролировать каждое новое учение.

Эти указания Св. Иринея сохраняют собственный значение и силу сейчас.

Кроме этого, Ириной говорит о правиле веры либо исповедание при крещении, содержащее краткое изложение веры, переданное Апостолами (Пр.ер.1,гл.10,§1).

Необходимо заметить, что это изложение, в целях его охранения от посторонних, хранилось в качестве устного предания. Конечно, никакие секты не могли представить доказательства собственной преемственности от Апостолов.

Этого учения не передавали тебе бывшие до нас пресвитеры, каковые обращались с самими Апостолами — вот самый сильный довод против всяких еретических учений.

Необходимо подметить, что учение об епископате у Иринея вводится в качестве довода для доказательства сохранения предания в Церкви. У Св. Киприана оно уже начинается в целостную совокупность, причем раскрывается мысль преемства от Апостолов не только в учении, но и во власти иерархической (вязать и решить).

ЦЕРКОВЬ. Церковь — хранительница апостольского предания. При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, потому что Апостолы, как богачи в сокровищницу, в полной мере положил в нее все, что относится к истине, так что каждый желающий берет из нее питие судьбы. Она, конкретно, имеется дверь судьбы, а все другие (преподаватели) сущность разбойники и воры. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием выбирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины (пр. ересей, IV,§l,c.224).

В Церкви обитает благодатный Дух, выполняющий ее на пути истины.

Излагая учение о кафолической Церкви, Ириней преимущества отдает церквам, основанным Апостолами, и особенно — Римской, величайшей, старейшей и всем известнейшей (Ш.3,2). Тут не признание первенства власти, как видят Римские богословы, а лишь чести, как Церкви, единственной на Западе, имеющей без сомнений апостольское происхождение и являющейся матерью вторых Церквей Запада.

Учение о Всевышнем — раскрывается уже не в сравнении с многобожием язычников, но в сравнении с учением гностиков о плироме, территориях и т.д.

Гностики, исходя из через чур отвлеченного представления о трансцендентности Всевышнего, приписывали миротворение особенному низшему божеству и свойства Божии превращали в посредствующее божественное существование. Начало этого учения они заимствовала у язычников обожествляющих свойства. В противоположность гностикам Ириней учит:

о единстве Творца и Бога;

о особенностях Божества, как Его проявлениях.

В другом случай и том он основывается на библейском учении.

Всевышний не таков, как люди, и Его мысли не таковы, как мысли людей. Потому что Папа всего очень далек от страстей и чувства, бывающих у людей. Он несложен, несложен, в любой момент Себе равен и подобен, целый, будучи разумение, целый дух, целый идея, целый чувство, целый разум, целый слух, целый глаз, целый свет и целый источник всякого блага, как характерно богобоязненным и благочестивым людям сказать о Всевышнем. Он выше всего этого и потому не наречен… и не смотря на то, что Он по любви именуется таким именем, но чувствуется, что Он по величию выше этих выражений (Против ересей .П,13,§3-4,с.14О).

Как ни высок Господь, но, Он живая Личность.

Так, люди знают Его Откровения и Бога, потому что Всевышнего нельзя познать без Всевышнего (IV,5). Откровение — единственный источник богопознания. Свидетельствами его необходимо ограничиваться и вовсе не задаваться целью постигнуть сокровенные тайны. Вопросы, на каковые не дано ответа в Писании, лучше дать вере, тем более что для нас непостижим не только Всевышний, но и сам мир.

Для богопознания нужна чистота судьбы. Всевышний раскрывается (людям) по любви к человеку, а человек познает Всевышнего по любви к Нему.

Всевышний сотворил мир, исходя из этого в нем нет недочёта, потому что Всевышний все делает мерою и в порядке, и ничего нет Него неизмеримого, в силу того, что ничего нет хаотичного (Против ересей. IV,4. §2, 325).

О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Защищая истину единства Божия, Ириней воображает Всевышнего троичным. С Всевышним постоянно присутствует Премудрость и Слово, Дух и Сын.

Т.к. Ириной вычислял недопустимым заниматься изучением высочайших тайн веры, то о Лицах Св. Троицы говорит мало. В отличие от апологетов у него оттеняется не момент различия, но момент единствам (Попов).

О ЛОГОСЕ.

Апологеты через чур быстро различают Слово от Всевышнего, воображая Его как бы внешним орудием божественного миротворения, приобретающим бытие во времени, хорошим от Всевышнего по деятельности и своим свойствам и во всем Ему подчиненным. Словом, апологеты основной собственной целью ставили различие Слова от Отца. Ириней, вопреки гностическому учению об эманациях, как отдельных от Всевышнего и вне Его находящихся божествах, существах (среди них и Логосе), старается оттенить единство Слова с Отцом.

Он отрицает различие между Логосом внутренним и извечным, поскольку это может внести антропоморфические представления в понимании о Всевышнем. Происхождение его неизъяснимо, нет человека, который знает этого произведения либо рождения.

Не смотря на то, что Церковь говорит о сотворении мира Всевышним через Слово, но, она мыслит его не как внешнее оружие, а как неотделимую от Всевышнего и внутренне свойственную ему силу. В творении мира Логосом, Единым с Отцом, Ириней усматривает подтверждение против гностиков того, что Всевышний, а не Демиург, есть Творцом мира.

Ириней решительно не допускает учения о временном рождении Сына и настаивает на совечности Его с Отцом. Сын всегда существует с Отцом.

Исповедуя вечность рождения Слова Божия, Ириней вместе с тем светло, оттеняет Его Божество.

Папа имеется Господь, Сын — Господь, и Папа имеется Сын и Бог — Всевышний, потому что рожденный от Всевышнего имеется Всевышний (Док-во, гл.47, с. 669).

Так, Ириней, защищая единство Отца с Сыном, близко подходит к учению о единосущии. Но он не имел возможности освободиться от субординационизма апологетов. Это выражается в том, что он приписывает Логосу служебное значение, потому, что особым назначением Его согласится откровение Отца, а во-вторых, в том, что показывает на особенные особенности соответствующие его подчиненному положению:

А) приобретает власть от Отца;

Б) есть в мире, тогда, как Папа не может быть видим.

О загадочных действиях Логоса в дохристианские времена Ириней учит в соответствии с с блаж. Августином. Он именует Логоса в любой момент свойственным роду людской и невидимо проникающим всю землю во всех его частях наподобие креста (Док-во 34).

О СВЯТОМ ДУХЕ.

Воображает Его вечной Премудростью Божией, существующей прежде всякого создания и являющейся подобием Отца (Слово названо Сыном, а Дух — Премудростью Всевышнего — (Док-во. 5) Дух изначально присутствует при всех распоряжениях Божиих и возвещал будущее. Совместно со Словом Он был теми рукам Божиими, которыми Всевышний создал человека.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Кроме этого излагается полемистически. Отрицая учение гностиков о разделении людей на три категории по природе, он вычисляет всех по природе равными. Все призваны к спасению, в случае, если на данный момент по главному направлению судьбы люди смогут быть поделены на плотских, душевных и духовных, то любой человек через покаяние может достигнуть, посредством Иисуса Христа, состояния духовности. Духовность зависит от праведности, в то время как у гностиков идеальнейшие между ними смогут выполнять все.

Человек складывается из души и человеческого тела. Ни душу, ни дух без тела нельзя считать полным человеком, что создан по образу Божию. Идеальный человек принимает ею благодатного Духа от Всевышнего.

Как свободен Всевышний, так свободен человек, созданный по его образу.

Человек пал, злоупотребив свободой, и избрал зло. Корень зла в свободной воле.

Первобытное состояния человека не было состоянием полного совершенства. Но назначение человека было высокое: он создан был для управления ангелами. Достигнуть этого он имел возможность через послушание воли Божией. На первых порах,впрочем , был младенцем и потому так легко и подпал под обольщение сатаны.

По окончании грехопадения человек был в отчуждении от Бora, рабом сатане, подлежащим смерти, т.к. начало бессмертия — Святой Дух покинул человека. Душе бессмертие в собственности по милости Божией.

Последствия греха перешли на все потомство, потому что Адам возглавил все люди.

О СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Одна из изюминок богословия Иринея в том, что он обращается от учения о Всевышнем : истории спасения, от теологии к сотериологии.

Милосердие Божие выяснило спасти человека и все действия Промысла, проявляющегося в истории , направлены к данной цели. Так Господь заключил 4 завета с Авраамом, Ноем, при Моисее и через Евангелие. Первые два завета содержали естественные заповеди, и кто выполнял их — достигал праведности. Третий был дан специально для избранного народа. Для истолкования подлинного смысла закона Всевышний отправлял пророков. Ветхий Завет был заменен Новым Заветом свободы и любви.

ХРИСТОЛОГИЯ

Против гностиков, разделявших человека и Христа Иисуса, Св. Ириней с особенной энергией настаивает на единстве Лица Христова. Невидимый сделался видимым, необъятный -объемлемым и чуждый страдания — страдающим.

При единстве лица Христа в Нем два естества: Христос истинный Бог и истинный человек. Из этого Ириней исповедует Его Всевышним и твердо понимает его человечество. Так, рассмотрение Христа у Иринея обусловлено сотериологическим интересом: посредник и Искупитель между людьми и Богом должен быть и человеком и Богом. Потому что если бы не человек победил неприятеля человеческого, то неприятель не был бы побежден законно. И снова, если бы не Всевышний даровал спасение, то мы не имели бы его лично. И если бы человек не соединился с Всевышним, он не имел возможности бы сделаться причастным нетления. Потому что посреднику людей и Бога надлежало через собственный рождество с тем и другими привести обоих в согласие и дружество и представить человека Всевышнему, а человекам открыть Всевышнего. Потому что, как мы могли быть причастны усыновления Ему, если бы не снова получили от Него через Сына Общение с Ним, если бы Слово Его, сделавшись плотью, не соединилось с нами? (Против ересей 3, 18 , пар. 7, с. 291).

Тяжёлую проблему об образе соединения естеств Ириней практически не затрагивает.

Сотериологическое освящение христологической неприятности у Иринея имеет ответственное значение и особенно сказалось оно в эру догматических споров IV-V в.в. — все споры велись с данной точки зрения.

ИСКУПЛЕНИЕ

Человек, подпавший смерти и власти греха, не имел возможности сам воссоздать себя. Это сделало Слово, Сын Божий.

Став человеком, Вторым Адамом, Христос сделался тем, что и мы, дабы тленное было поглощено нетленным и смертное бессмертным, чтобы мы взяли усыновление (Против ересей 3, 19. Пар. 1).

Человек не перешел бы в Всевышнего, если бы Всевышний не перешел в человека. Но Господь по неизмеримой благости собственной сделался тем, что и мы, чтобы нас сделать тем, что Он имеется (Против ересей 5, с. 446).

Это то главное положение, которое позже повторяется всеми восточными отцами при изложении учения о спасении.

Христос как бы возглавил человечество: выполнил все, что должен был выполнить человек: воплотившись от Девы, Он прошел все возрасты человека, претерпел смерть, дабы победить ее и стать главой новой судьбе, сошел в преисподняя и воскрес из мертвых.

Как новый Адам, представитель и глава нового человечества, Господь начал борьбу с сатаной, и победил его во всех соблазнах, которыми, как Адама, соблазнял Его сатана в пустыне.

Умилостивляя Отца и разрушая непослушание человека, Христос был послушен до смерти крестной, этого высшего проявления Его послушания. Так, Господь искупил нас Собственной Кровью и дал Собственную душу за души отечественные, и Собственную плоть за плоти отечественные.

Самое воплощение снова соединяет природу человека с Всевышним, и поэтому соединения природ в Лице Иисуса, человечество может достигнуть высшего развития, совершенства и богоподобия, усыновления Всевышнему через благодать Святого Духа.

Дух Святой 1) усыновляет Всевышнему искупленных, 2) одухотворяет человека, 3) информирует ему разные дары — харизмы. Это делает человека духовным — пневматиком.

Средством спасения, либо усыновления плодов искупления помогает вера, которой спасались и праведники Ветхого Завета.

ТАИНСТВА

Особенное значение в жизни христианина имеет Евхаристия. В этом отношении учение Св. Иринея близко к учению Св. Игнатия Богоносца. Евхаристия — воскрешения тела и залог бессмертия человека.

Отечественное учение в соответствии с с Евхаристиею, а Евхаристия, со своей стороны, подтверждает отечественное учение. Потому что мы приносим ему то, что Его, а, следовательно, возвещая единство и общение духа и плоти. Потому что как хлеб от почвы, по окончании призывания над ним Всевышнего, не есть уже обычный хлеб, но евхаристия, складывающаяся из двух вещей из земного и небесного, так и тела отечественные, принимая Евхаристию, не сущность уже тление, имея надежду воскресения (Против ересей 4,18, пар. 5 , с. 305).

Эти слова высказывающие согласие богослужения Церкви с ее участием. Ириней светло отличает темперамент Евхаристии (жертвенный); это имеется «приношение Церкви, которое Господь научил приносить во всем мире, почитается у Всевышнего чистой жертвой и угодной Ему» (Против ересей 4, 18, пар. 1, с. 362).

ЭСХАТОЛОГИЯ

Согласно точки зрения гностиков, со смертью человека случайно соединившиеся элементы распадаются и возвращаются любой на собственный место, плоть погибает окончательно. Ириней противопоставляет православное учение.

По смерти души не улетают сходу к Творцу, а идут в невидимое место и в том месте пробудут до воскресения.

Плоть не погибает, — будет воскресение.

Ириней останавливается на явлении антихриста, предшествующего второму пришествию Спасителя. В его учении выявляются хилиастические мысли.

В описании будущего тысячелетнего царства Ириней допускает образы (виноградных лоз, пшеницы…), словно бы бы заимствованные из устного учения Св. Иоанна Богослова. Учение Св. Иринея имеет ответственное значение для православного богословия. Супруг преданий, Св. Ириней совокупил в себе запада и предания востока, Рима и Смирны и был кроме того учеником Поликарпа. Из этого голос его приобретает значение и особый авторитет: он свидетель апостольской подлинны и как правило правильный выразитель веры Церкви собственного времени.

В произведении Ириней Против ересей возможно отыскать первую богословскую совокупность, излагающую все главные догматические истины.

ОТДЕЛ IV

8. Священномученик Ириней Лионский.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: