7.1. Понятие социального партнерства, его стороны
Социальное партнерство является системой взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами власти, муниципальными органами власти, направленную на обеспечение работодателей интересов и согласования работников по вопросам регулирования трудовых взаимоотношений и иных конкретно связанных с ними взаимоотношений.
Органы власти и муниципальные органы власти являются сторонами социального партнерства в тех случаях, в то время, когда они выступают в качестве работодателей либо их представителей, уполномоченных на представительство законодательством либо работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
При помощи закрепления в законодательстве права работников на защиту собственных экономических и социальных заинтересованностей через заключение коллективных контрактов и социально-партнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной защищенности работников как участников трудовых взаимоотношений.
Сторонами социального партнерства являются работодатели и работники в лице уполномоченных в соответствии с правилами представителей.
Совокупность (уровни) социального партнерства
Совокупность социального партнерства включает в себя следующие уровни:
— федеральный уровень, устанавливающий базы регулирования взаимоотношений в сфере труда в РФ;
— межрегиональный уровень, на котором устанавливаются базы регулирования взаимоотношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
— региональный уровень, устанавливающий базы регулирования взаимоотношений в сфере труда в субъекте РФ;
— отраслевой уровень, устанавливающий базы регулирования взаимоотношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
— территориальный уровень, устанавливающий базы регулирования взаимоотношений в сфере труда в муниципальном образовании;
— локальный уровень, устанавливающий работодателя и обязательства работников в сфере труда.
Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
— коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных контрактов, соглашений и их заключению;
— обоюдных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых взаимоотношений и иных конкретно связанных с ними взаимоотношений, обеспечения обеспечений трудовых прав совершенствования и работников трудового законодательства;
— участия работников, их представителей в управлении организацией;
— работодателей представителей и участия работников в разрешении трудовых споров.
Правила социального партнерства
Закон устанавливает следующие ключевые принципы социального партнерства (т.е. его главные руководящие начала).
Ключевыми принципами социального партнерства являются:
— равноправие сторон;
— учёт и уважение заинтересованностей сторон;
— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
— содействие страны в развитии и укреплении социального партнерства на демократической базе;
— соблюдение их представителями и сторонами трудового законодательства;
— полномочность представителей сторон;
— свобода выбора при дискуссии вопросов, входящих в сферу труда;
— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
— действительность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
— обязательность исполнения коллективных контрактов, соглашений;
— контроль за исполнением принятых коллективных соглашений, соглашений;
— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных соглашений, соглашений.
Органы социального партнерства
Стороны социально-партнерских взаимоотношений (работодатель и работники (работодатели)) участвуют в них через собственных представителей. Наряду с этим представителями работников являются: опытные их объединения и союзы, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, либо иные представители, выбираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, изменении и заключении коллективного контракта, осуществлении контроля за его исполнением, и при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем воображает первичная профсоюзная организация либо иные представители, выбираемые работниками.
В случае, если работники не являются участниками профсоюза, они все равно есть в праве уполномочить орган первичной профсоюзной организации воображать их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Наличие иного представителя не имеет возможности быть препятствием для осуществления профсоюзной организацией собственных полномочий.
Две либо более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, согласно решению их выборных органов смогут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта заключения и коллективного договора коллективного соглашения (потом — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на базе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности участников профсоюза. Наряду с этим в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган в праве направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению либо трансформации коллективного соглашения от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, личного предпринимателя, в праве согласно решению собственного выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
В случае, если ни одна из первичных профсоюзных организаций либо в совокупности первичные профсоюзные организации, захотевшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то собрание (конференция) работников закрытым голосованием может выяснить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, личного предпринимателя, в праве согласно решению собственного выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
В случае, если ни одна из первичных профсоюзных организаций либо в совокупности первичные профсоюзные организации, захотевшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то собрание (конференция) работников закрытым голосованием может выяснить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.
В случаях, в то время, когда такая первичная профсоюзная организация не выяснена либо работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, собрание (конференция) работников закрытым голосованием может избрать из работников иного представителя (представительный орган) и наделить его полномочиями .
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган или другой представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны в один момент с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган или включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.
В случае, если в указанный срок эти первичные профсоюзные организации не скажут о собственном ответе либо ответят отказом направить собственных представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. Наряду с этим за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение 1 месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить собственных представителей в состав единого представительного органа. При, в то время, когда представителем работников на коллективных переговорах есть единый представительный орган, члены указанного органа воображают сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, одного либо нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них дается право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества воображаемых ими участников профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение делегируется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число участников профсоюза (профсоюзов).
Стороны не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса должны предоставлять друг другу имеющуюся у них данные, нужную для ведения коллективных переговоров.
Сроки, порядок и место проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении либо трансформации коллективного контракта являются начальник организации (либо уполномоченные им лица), работодатель — личный предприниматель (лично либо уполномоченные им лица) в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении либо трансформации соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения либо трансформации, и при осуществлении и формировании деятельности рабочих групп по регулированию социально-трудовых взаимоотношений интересы работодателей воображают соответствующие объединения работодателей.
Наряду с этим объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на необязательной базе работодателей для защиты и представительства интересов прав собственных участников во взаимоотношениях с профсоюзами, органами власти и муниципальными органами власти.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются законом Об объединениях работодателей.
Воображать работодателей, в случае, если это национальные и муниципальные фирмы, и организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, смогут органы аккуратной власти, муниципальные органы власти, уполномоченные на представительство законодательством либо работодателями.
Комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений
Для заключения соглашений и подготовки проектов, и для организации контроля за их исполнением на всех уровнях образуются особые комиссии.
На федеральном уровне образуется неизменно действующая Русский трехсторонняя рабочая группа по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законом . Участниками Русском трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В субъектах РФ смогут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне смогут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих рабочих группах, утверждаемыми представительными муниципальными органами власти.
На отраслевом уровне смогут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) их заключения и соглашений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии смогут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
Соглашения, предусматривающие полное либо частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при необходимом участии представителей соответствующих органов аккуратной власти и муниципальных органов власти, являющихся стороной соглашения.
На локальном уровне образуется рабочая группа для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта заключения и коллективного договора коллективного соглашения.
7.2. Коллективный контракт как один из главных нормативных
правовых актов социального партнерства
Под коллективным контрактом понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации либо у личного предпринимателя и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.
Порядок заключения коллективных контрактов
Представители работодателей и работников участвуют в коллективных переговорах по подготовке, изменению и заключению коллективного контракта, соглашения и есть в праве показать инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, взявшие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых взаимоотношений, ведения коллективных подготовки и переговоров проектов коллективного контракта, их заключения, и для организации контроля за исполнением коллективного контракта на равноправной базе согласно решению сторон образуются рабочей группе из наделенных нужными полномочиями представителей сторон.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых взаимоотношений.
Коллективный соглашение может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
При заключении коллективного контракта в филиале, представительстве, другом обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя есть начальник соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
В случае, если на протяжении коллективных переговоров не принято согласованное ответ по всем либо отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, появившихся на протяжении коллективных переговоров согласно мнению либо трансформации коллективного соглашения, соглашения, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная рабочая группа, посредник, трудовой арбитраж, забастовка).
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного соглашения в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный контракт на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Наряду с этим неурегулированные разногласия смогут быть предметом предстоящих коллективных переговоров либо разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными законами .
структура и Содержание коллективных соглашений
структура и Содержание коллективного контракта определяются сторонами.
В коллективный контракт смогут включаться обоюдные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
— формы, совокупности и размеры зарплаты ;
— выплата пособий, компенсаций;
— механизм регулирования зарплаты с учетом повышения цен, уровня инфляции, исполнения показателей, определенных коллективным соглашением;
— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
— время отдыха и рабочее время, включая продолжительности отпусков и вопросы предоставления;
— охраны труда и улучшение условий работников, а также женщин и молодежи;
— соблюдение заинтересованностей работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
— охрана здоровья и экологическая безопасность работников на производстве;
— льготы и гарантии работникам, совмещающим работу с обучением;
— отдых и оздоровление членов и работников их семей;
— частичная либо полная оплата питания работников;
— контроль за исполнением коллективного контракта, порядок внесения в него дополнений и изменений, ответственность сторон, обеспечение обычных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о исполнении коллективного контракта;
— отказ от забастовок при исполнении соответствующих условий коллективного соглашения;
— другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном контракте с учетом экономического положения работодателя смогут устанавливаться преимущества и льготы для работников, условия труда, более благоприятные если сравнивать с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Срок действия коллективного соглашения
Коллективный контракт содержится на срок не более 3 лет и начинает действовать со дня подписания его сторонами или со дня, установленного коллективным контрактом.
Стороны есть в праве продлевать воздействие коллективного контракта на срок не более 3 лет.
Воздействие коллективного контракта распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения, и на всех работников личного предпринимателя.
Коллективный контракт сохраняет собственный воздействие при трансформации наименования организации, ее реструкуризации в форме преобразования, и расторжения трудового соглашения с начальником организации.
При реструкуризации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный соглашение сохраняет собственный воздействие в течение всего срока реструкуризации.
При смене формы собственности организации коллективный соглашение сохраняет собственный воздействие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности.
При реструкуризации либо смене формы собственности организации каждая из сторон в праве направить второй стороне предложения о заключении нового коллективного контракта либо продлении действия прошлого на срок до 3 лет.
При ликвидации организации коллективный контракт сохраняет собственный воздействие в течение всего срока проведения ликвидации.
7.3. виды и Понятие соглашений
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий неспециализированные правила регулирования связанных с ними экономических взаимоотношений, заключаемый между полномочными представителями работодателей и работников на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения смогут быть двухсторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное либо частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при необходимом участии соответствующих органов аккуратной власти либо муниципальных органов власти, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых взаимоотношений смогут заключаться соглашения: главное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Главное соглашение устанавливает неспециализированные правила регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических взаимоотношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает неспециализированные правила регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических взаимоотношений на уровне двух и более субъектов РФ.
Региональное соглашение устанавливает неспециализированные правила регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических взаимоотношений на уровне субъекта РФ.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет неспециализированные условия зарплаты , льготы и трудовые гарантии работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает неспециализированные условия труда, льготы и трудовые гарантии работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, смогут быть двухсторонними и трехсторонними.
Иные соглашения — соглашения, каковые смогут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых взаимоотношений и иных конкретно связанных с ними взаимоотношений.
структура и Содержание соглашения
структура и Содержание соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, каковые свободны в выборе круга вопросов для включения и обсуждения в соглашение.
В него смогут включаться обоюдные обязательства сторон по следующим вопросам:
— зарплата ;
— условия и охрана труда;
— режимы отдыха и труда;
— развитие социального партнерства;
— иные вопросы, определенные сторонами.
Все дополнения и изменения соглашения производятся только в порядке, установленном законодательством для их заключения.
Главное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, Правительством и общероссийскими объединениями работодателей РФ на 2008 — 2010 гг. складывается из следующих разделов:
1. Экономическая политика.
2. Зарплата, уровень и доходы судьбы населения.
3. содействие рынка занятости и Развитие труда населения.
4. Социальное страхование, соцзащита, отрасли социальной сферы.
5. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.
6. Социально-экономические неприятности развития северных регионов России.
7. координация действий и Социальное партнерство сторон соглашения.
К данному соглашению принято 3 приложения:
— Список главных показателей прогноза развития экономики РФ и проекта бюджета страны, по которым проводятся консультации сторон;
— Список конвенций МОТ и других международных актов;
— Главные социально-экономические показатели уровня жизни и мониторинга качества населения.
Порядок его проекта заключения и разработки соглашения
Проект соглашения разрабатывается на протяжении коллективных переговоров.
Наряду с этим изменение и заключение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по неспециализированному правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на денежный год, относящийся к сроку действия соглашения.
Главное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из бюджета, должны заключаться по неспециализированному правилу до внесения проекта закона о бюджете страны на очередной денежный год в гос Думу Федерального Собрания РФ.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по неспециализированному правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и муниципальных органов власти.
Порядок, сроки заключения проекта соглашения и разработки соглашения определяются рабочей группой. Рабочая группа в праве уведомить работодателей, не являющихся участниками объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению проекта соглашения и разработке соглашения, о начале коллективных переговоров, и предложить им формы вероятного участия в коллективных переговорах. Работодатели, взявшие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом избирательный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Соглашение подписывают представители сторон.
Срок действия соглашений
Соглашение начинает действовать со дня его подписания сторонами или со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не имеет возможности быть больше 3 лет. Стороны есть в праве один раз продолжить воздействие соглашения на срок не более 3 лет.
Соглашение действует в отношении:
— всех работодателей, являющихся участниками объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от исполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей во время действия соглашения, обязан делать обязательства, предусмотренные этим соглашением;
— работодателей, не являющихся участниками объединения работодателей, заключившего соглашение, каковые уполномочили указанное объединение от их имени принимать участие в коллективных переговорах и ратифицировать договор или присоединились к соглашению по окончании его заключения;
— органов власти и муниципальных органов власти в пределах забранных ими на себя обязательств.
В отношении работодателей — федеральных национальных учреждений, национальных учреждений субъектов РФ, других организаций и муниципальных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует кроме этого при, в то время, когда оно заключено от их имени соответствующим органом власти либо органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, пребывающих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ.
В тех случаях, в то время, когда в отношении работников действует в один момент пара соглашений, используются условия соглашений, самые благоприятные для работников.
По предложению сторон арестанта на федеральном уровне отраслевого соглашения начальник федерального органа аккуратной власти, осуществляющего функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в праве по окончании опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
В случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган аккуратной власти, осуществляющий функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с избирательным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
При отказа работодателя присоединиться к соглашению начальник федерального органа аккуратной власти, осуществляющего функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в праве пригласить представителей представителей выборного и этого работодателя органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, с целью проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители сторон и представители работников соглашения обязаны учавствовать в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом аккуратной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Русском трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
7.4. Порядок регистрации коллективного контракта,
соглашения. Контроль за их исполнением. Ответственность
сторон коллективно-договорного процесса
Порядок регистрации коллективного соглашения, соглашения.
Контроль за их исполнением
Коллективный соглашение, соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Вступление коллективного контракта, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного соглашения, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников если сравнивать с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и информирует об этом представителям сторон, подписавшим коллективный контракт, соглашение, а также в соответствующую госинспекцию труда. Условия коллективного контракта, соглашения, ухудшающие положение работников, являются недействительными и не подлежат применению.
Контроль за исполнением коллективного контракта, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, и соответствующим органам по труду нужную для этого данные не позднее 1 месяца со дня получения соответствующего запроса.
Ответственность сторон коллективно-договорного процесса
Законодательством предусмотрена ответственность представителей сторон за нарушение либо невыполнение норм соглашения и коллективного договора, и за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации для осуществления контроля и ведения переговоров за соблюдением коллективного контракта, соглашения.
Так, лица, виновные в непредоставлении информации, нужной для ведения коллективных осуществления и переговоров контроля за соблюдением коллективного соглашения, соглашения, подвергаются штрафу в порядке и размере, каковые установлены законом (ст. 5.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Лица, воображающие работодателя или воображающие работников, виновные в нарушении либо невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным контрактом, соглашением, подвергаются штрафу в порядке и размере, каковые установлены законом (ст. 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах согласно мнению, трансформации коллективного соглашения, соглашения либо неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного соглашения, соглашения, подвергаются штрафу в порядке и размере, каковые установлены законом (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Рекомендуемая литература:
Власов В.И. Соглашения и коллективные соглашения. Защита от безработицы // Государство и право. 1995. N 8.
Жарков Б.М. Современные коллективные соглашения: возможности и опыт Запада его применения в СССР // Полис. 1991. N 3.
Крыжановская А.А. Пути к социальному партнерству // Государство и право. 1997. N 2.
Комментарий к законодательству о соглашениях и коллективных договорах. М.: Республика, 1993.
Нуртдинова А.Ф., Хохрякова О.С. Кое-какие неприятности коллективно-договорного регулирования трудовых взаимоотношений // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. Труды N 60. М., 1995.
Политика социального партнерства. Российский и зарубежный опыт. М.: Проспект, 2003.
Шебанова А.И. Соглашения и коллективные соглашения в условиях формирования рыночных взаимоотношений // Государство и право. 1993. N 3.
Курс российского трудового права. Т. 1. Часть Неспециализированная. Гл. 5. § 3 договоры и Нормативные соглашения — источник трудового права. СПб.: Изд-во Петербургского ун-та. С. 552 — 558.
Чуча С.Ю. перспективы и Становление развития социального партнерства в РФ. М., 2001.