Тема 3. конституционные права и свободы человека. основы правового положения человека и гражданина в рф. гражданство рф.

Студентам нужно уяснить, как соотносятся между собой категории «правовой статус личности», «правовое положение личности», «правовое состояние». После этого нужно установить, в чем состоит отличие между конституционным статусом личности и конституционно-правовым статусом личности.

Принципиально важно уяснить особенности юридической силы норм Конституции РФ, закрепляющих правовое положение личности. направляться охарактеризовать исходные правила конституционного статуса личности, опираясь на нормы Конституции, такие как: ст. ст. 2, ст. 6 ч.2, 15 ( ч.2 и 4), 17,18,19,55,64. Базы правового статуса личности — это самые существенные отношения между обществом, личностью и государством. Университет баз правового положения личности строится на правилах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого университета являются: 1) гражданство; 2) главные права, обязанности и свободы личности; 3) правосубъектность; 4) правила; 5) гарантии.

Права и гражданина и свободы человека являются ядром конституционного статуса личности. Для начала нужно установить, что являются субъективные права и свободы, в чем состоит отличие между правом и свободой, в каком соотношении находятся права, свободы, обязанности личности и законные интересы. Принципиально важно усвоить закономерности конституционного регулирования прав и свобод: по большей части законе они расположены текстуально следом за базами конституционного строя, и соответствующие нормы не смогут быть поменяны Федеральным Собранием — Верховным Советом России. Наряду с этим вопросы регулирования прав и гражданина и свобод человека относятся к необыкновенному ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции РФ), но закрепление в Конституции главных прав и свобод не должно рассматриваться как отрицание либо умаление иных общепризнанных прав и гражданина и свобод человека (ч. 1 ст. 55). Тут принципиально важно установить взаимозависимость между нормами российского фундаментального закона и интернациональными актами, содержащими нормы и общепризнанные принципы о правах человека. направляться иметь в виду, что при разработке русском Конституции в первой половине 90-ых годов XX века ее глава 2 строилась по примеру Конвенции о защите прав основных свобод и человека 1950 года.

Все права и свободы, содержащиеся в Конституции РФ, нужно разглядывать системно. Нужно уяснить, чем обусловлен их список, и разглядеть разные варианты классификации их видов, существующих в конституционно-правовой науке: в зависимости от «поколения» (первого, второго либо третьего); от субъекта — носителя (права человека и права гражданина); от метода реализации (личные и коллективные); от сферы публичных взаимоотношений (индивидуальные, политические, социальные, экономические, культурные).

Традиционно черта конкретных прав и свобод происходит конкретно в связи со сферой публичных взаимоотношений, ими затрагиваемой. Данной схемы направляться придерживаться и при раскрытии разглядываемой темы. Студент обязан указать, чем обусловлена очередность размещения прав и свобод в главе 2 Конституции России; пояснить, чем индивидуальные, политические, социальные, экономические и культурные права отличаются друг от друга; последовательно охарактеризовать каждое право, содержащееся в русском Конституции, с учетом правовых позиций и решений Конституционного Суда РФ. Наряду с этим нужно оценивать не только содержание данных прав и свобод, но и особенности реализации каждого из них.

Наровне с правами, законными интересами и свободами центральное место в конституционном статусе граждан занимают обязанности. Главные обязанности граждан — это мера их должного поведения, закрепленная в Конституции РФ. Большая часть из них связано с необходимостью выполнять определенные действия (обязанность выполнять Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); обязанность своих родителей заботиться о детях, воспитывать их (ч. 2 ст. 38); долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38); обязательность главного неспециализированного образования (ч. 4 ст. 43); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь культуры и памятники истории (ч. 3 ст. 44); обязанность платить законно сборы и установленные налоги (ст. 57); обязанность сохранять окружающую среду и природу, осторожно относиться к природным достаткам (ст. 58); обязанность защиты Отечества (ст. 59)). В Конституции России сформулировано кроме этого требование воздерживаться от определенных действий (осуществление прав и гражданина и свобод человека не должно нарушать права и свободы вторых лиц (ч. 3 ст. 17)).

При изучении главных обязанностей нужно уделить время их конституционной характеристике. В частности, нужно учитывать, кому они адресуются (так, обязанность выполнять Конституцию РФ и законы вменяется не только их объединениям и гражданам, но и органам власти, органам местного самоуправления, чиновникам, тогда как защита Отечества есть обязанностью и долгом только россиян). Нужно знать и иные их свойства (прямое воздействие; равный количество для всех россиян на ее территории; обязательность официальной публикации любых нормативных актов, затрагивающих их; происхождение полностью с 18 лет). Особенное внимание направляться выделить связи главных российского гражданства и обязанностей: как несут обязанности лица и иностранные граждане без гражданства на территории РФ; как определяется круг обязанностей для лиц с двойным гражданством.

Для полноты уяснения содержания конституционных обязанностей нужно ориентироваться и на нормы отраслевого законодательства, конкретизирующие порядок их исполнения и устанавливающие ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение. Нужно изучить решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных обязанностей граждан.

Рассмотрение вопроса об главных (конституционные) правах, обязанностях и свободах личности нужно начать с понятий главных прав и основных обязанностей и свобод. Как отмечалось, в России живут не только ее граждане. Исходя из этого Конституция закрепляет понятие прав гражданина и человека, имея в виду, что статус граждан и неграждан разен.

Права и обязанности гражданина России шире, чем права человека. В целом же, говоря об главных, т.е. закрепленных в Конституции, свободах и правах личности, нужно учитывать их особенную юридическую природу. Главные их отличия от прав, обязанностей и свобод, закрепляемых в текущем законодательстве, содержится в следующем:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в базе прав, закрепляемых текущим законодательством, нормами вторых отраслей права;

б) они принадлежат личности независимо от ее личных изюминок;

в) они для всех равны;

г) они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина — не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;

д) главные права, свободы и обязанности заключаются в Конституции, т.е. в правовом акте, имеющем высшую юридическую силу Обосновывая классификацию, нужно пояснить, что, в зависимости от физического лица и интересов, и его участия в жизни общества, и страны главные права и свободы делятся на индивидуальные, политические, социально-экономические и культурные .

Студентам нужно выяснить классификацию прав и свобод по разным основаниям, дать чёрта.

Главные конституционные обязанности — это конституционно закрепленные и защищаемые правовой серьезностью требования, каковые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории страны, или лишь к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении заинтересованностей общества, страны, вторых граждан.

1. Конституция РФ возлагает на всех обязанность выполнять Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).

2. В соответствии с ст. 57 Конституции РФ «любой обязан платить законно сборы и установленные налоги».

3. Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять окружающую среду и природу, осторожно относиться к природным достаткам».

4. Ст. 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как обязанность и долг гражданина РФ.

Потребление в Конституции категории «долг» показывает на особенное место обязанности по защите Отечества среди вторых юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества.

5. Основной, самая активной формой реализации обязанности защиты Отечества есть работа в Вооруженных Силах РФ.

Наличие конституционной обязанности военной работы сочетается с возможностью необязательного поступления на работу по договору.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для отечественного законодательства положение об другой работе. Гражданин РФ , если его убеждениям либо вероисповеданию противоречит несение военной работы, а также в иных, установленных законом случаях в праве на замену ее другой гражданской работой.

Конституция допускает ограничение прав и свобод личности.

Студенту нужно усвоить, что в конституционном праве различается три типа связи человека с страной: гражданство страны, зарубежное гражданство, лицо без гражданство.

Гражданство представляет собой устойчивую правовую сообщение лица с Русским Федерацией, выражающуюся в совокупности их обоюдных прав и обязанностей. Вопросы русского гражданства урегулированы в Конституции РФ, в законе «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и во многих других нормативных правовых актов.

По собственной сути гражданство — это предпосылка для обладания свободами и правами, для наделения обязанностями. Так, в Конституции РФ четко разграничиваются права человека и права гражданина. Первые часто обозначаются словосочетаниями «любой в праве …» (ст. 20, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 34 и т.д.), «никто не должен …» (ст. 21), «никто не обязан …» (ст. 51), и другими.

Во многих других норм Конституции говорится о правах граждан Российской Федерации (ст. 32, 33 и т.д.).

Изучая данную тему, нужно сравнить, какими чертами характеризовалось гражданство во время СССР и на данный момент. Нужно осмыслить, какое значение для гуманизации взаимоотношений в области русского гражданства в постсоветской России имеют соответствующие конституционные правила (принцип единого и равного гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; запрет лишения гражданства РФ; возможность двойного гражданства и др.). направляться уяснить и содержание правил, зафиксированных в законе «О гражданстве РФ» (открытый и вольный темперамент гражданства; сохранение гражданства России за лицами, живущими за ее пределами; отрицание автоматического трансформации гражданства РФ при заключении либо расторжении брака и др.).

Исходным для университета русского гражданства есть то, что оно едино на всей территории РФ. У субъектов Федерации нет собственного гражданства. Конституция России относит эти вопросы к необыкновенному ведению РФ (п. «в» ст. 71). Значительная роль в наполнении этих положений настоящим содержанием в собственности Конституционному Суду РФ, решения и правовые позиции которого согласно данным вопросам надлежит знать.

В совокупности правоотношений гражданство есть правовым состоянием (продолжающимся конституционным правоотношением). Нужно мочь отличить правовые состояния гражданства, безгражданства, зарубежного гражданства, подкрепляя теоретические знания в данной сфере конкретными нормами русского законодательства. Отдельное внимание нужно выделить университету двойного гражданства: в каких случаях оно согласится Русском Федерацией, какие конкретно юридические последствия порождает.

Потом нужно изучить нормы о порядке прекращения и приобретения гражданства РФ.

закон «О гражданстве РФ» устанавливает неисчерпывающий список оснований приобретения русского гражданства: по рождению (именуемый зарубежом филиацией), в следствии приема в гражданство (натурализация), в следствии восстановления в гражданстве, в порядке выбора гражданства при трансформации национальной границы (оптация), иными методами. Студент обязан обратить внимание на то, чем отличаются друг от друга процедуры приобретения гражданства по указанным основаниям. Подобным образом исследуются правила прекращения гражданства РФ. Наряду с этим раздельно направляться сказать о порядке прекращения и приобретения гражданства детьми различного возраста и недееспособными лицами.

Помимо этого, направляться разглядеть особенности правового положения на территории РФ зарубежных граждан (лиц, не являющихся гражданами РФ и имеющих гражданство (подданство) зарубежного страны) и лиц без гражданства, именуемых кроме этого апатридами (лиц, не являющих гражданами РФ и не имеющих доказательств наличия гражданства зарубежного страны).

Конституция РФ устанавливает режим максимально полного пользования правами и несения обязанностей лицами и иностранными гражданами без гражданства в РФ наравне с гражданами РФ. Изъятия из этого принципа смогут устанавливаться законом (первым делом, это закон «О правовом положении зарубежных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года), и интернациональным контрактом. На чужестранцев, живущих в РФ, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах. , если будет установлено, что зарубежный гражданин взял гражданство РФ незаконным методом, к примеру, представив фальшивые документы, его гражданство возможно прекращено. Потом исследуются особенности статуса зарубежных лиц и граждан без гражданства, взявших политическое убежище в РФ. Как мы знаем, выдача вторым странам лиц, преследуемых за политические убеждения, и за действия (либо бездействие), не признаваемые в РФ правонарушением, Конституцией РФ не допускаются (ч. 2 ст. 63). Студент обязан знать случаи, в то время, когда в соответствии с законом либо интернациональным соглашением РФ выдача лиц, обвиняемых в совершении правонарушения, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах есть вероятной. Допускается признание двойного гражданства, т.е. возможности гражданина РФ в один момент иметь гражданство другого страны. Граждане, имеющие кроме этого иное гражданство, не смогут на этом основании ограничиваться в правах и уклоняться от исполнения обязанностей. Нужно знать, каков порядок признания лиц вынужденным переселенцем и беженцем, какие конкретно преимущества дает соответствующий статус, и каковы обязанности лиц, признанных таковыми.

направляться изучить особенности правового положения в РФ вынужденных переселенцев и беженцев. Студентам направляться знать понятие вынужденного переселенца и беженца, изучить особенности правового положения в РФ вынужденных переселенцев и беженцев. Беженец — это лицо, которое не есть гражданином РФ и которое в силу в полной мере обоснованных опасений стать жертвой преследований по показателю расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений находится вне страны собственной гражданской принадлежности и не имеет возможности пользоваться защитой данной страны либо не хочет пользоваться данной защитой благодаря таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и пребывав вне страны собственного прошлого простого местожительства в следствии аналогичных событий, не имеет возможности либо не хочет возвратиться в нее благодаря таких опасений (подп. 1 п. 1 ст. 1 закона «О беженцах» от 19 февраля 1993 года). Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства благодаря совершенного в отношении его либо участников его семьи насилия либо преследования в иных формах или благодаря настоящей опасности подвергнуться преследованию по показателю расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка, и по показателю принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений, ставших предлогами с целью проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица либо группы лиц, нарушений порядка (п. 1 ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года). Нужно знать, каков порядок признания лиц вынужденным переселенцем и беженцем, какие конкретно преимущества дает соответствующий статус, и каковы обязанности лиц, признанных таковыми.

Серьёзной предпосылкой реализации прав, обязанностей и свобод граждан являются их конституционные обеспечения. Гарантированность (обеспеченность) прав и свобод личности относится к числу правил ее конституционного статуса, и вытекает из признания человека, его прав и свобод высшей сокровищем, установления обязанности страны признавать, выполнять и защищать эти права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

Гарантии конституционного статуса личности проявляются как в совокупности запретов для органов власти, муниципальных органов власти, чиновниковов, так и в предоставлении последовательности особых прав. К числу конституционных запретов относится запрет любых форм ограничения прав граждан по показателям социальной, расовой, национальной, языковой либо религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), запрет издавать законы, отменяющие либо умаляющие права и гражданина и свободы человека (ч. 2 ст. 55), запрет ограничения отдельных прав и свобод независимо от любых событий (ч. 3 ст. 56), и др. Особые права связаны с защитой нарушенных прав. Они закреплены в практически трети статей гл. 2 Конституции РФ (ст. 45 — 54).

Студент обязан уделить время национальной, а также судебной, защите прав и свобод человека. Нужно назвать органы власти, призванные осуществлять такую защиту, и обрисовать методы восстановления прав, компенсирования ущерба, взятого в следствии их нарушения.

Раздельно стоит рассмотреть возможность самозащиты гражданами собственных прав всеми методами, не запрещенными законом. Наряду с этим нужно осознавать, что методы самозащиты (нужная защита в уголовном праве; отказ от исполнения работы, которая конкретно угрожает судьбе и здоровью гражданина в трудовом праве) должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, нужных для его пресечения.

Кроме этого нужно остановиться на проблемах пределов конституционной свободы личности, формах и гарантиях защиты главных прав и гражданина и свобод человека .Гарантии главных прав, обязанностей и свобод — это средства и условия, снабжающие их реализацию. Наиболее значимые из них — процессуальные гарантии и судебная защита, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по защите прав человека. Главные же условия действенной реализации главных прав, свобод, обязанностей и их конституционных обеспечений в целом определяется тем уровнем народовластия, что достигнут государством и обществом, и их экономическими возможностями.

Тема 4. Национальное устройство РФ: правовое закрепление и содержание русского федерализма. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Студентам полнее изучить территориальное устройство РФ окажет помощь обращение к истории данного вопроса. Особенно направляться остановиться на понятии национального устройства, сущности федерации, борьбе около идеи федерализации России. Нужно коснуться обстоятельств провозглашения в январе 1918 года РСФСР (в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной 25 января 1918 года) и продемонстрировать ее предстоящее развитие.

Нужно не забывать, что по идеям, тогда господствовавшим, базой устройства страны должен был национальный вопрос. Наряду с этим раздельно стоит сказать об устройстве РСФСР и СССР, входившей в Альянс в качестве республики с 1922 года.

Студент обязан знать главные моменты становления современной РФ: от принятия 12 июня 1990 года Декларации о национальном суверенитете РСФСР до закрепления федеративного устройства России в действующей Конституции РФ. Особенную роль в этом ходе сыграл Федеративный контракт, арестант 31 марта 1992 года, действующий на данный момент только в части, не противоречащей фундаментальному закону России.

Потом нужно установить, к какому типу федераций относится Российская Федерация. Мировая практика знает две разновидности метода формирования федераций: конституционный и договорный. направляться уяснить, какой из них реализован в современной РФ. Наряду с этим нужно учитывать, что Конституция РФ и вердикта Конституционного Суда РФ исходят из определения России конкретно как конституционной федерации, не смотря на то, что и существует возможность договорных взаимоотношений между ней и ее субъектами. Студент обязан проанализировать роль контрактов о разграничении полномочий и предметов ведения между органами власти РФ и органами власти ее субъектов, каковые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение по поводу целесообразности и необходимости возврата к такому формату регулирования федеративных взаимоотношений.

К 1992г. в РФ сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. В РФ существует шесть разновидностей субъектов — республики, края, области, города федерального значения, независимая автономные округа и область. Нужно разглядеть, какие конкретно критерии — национальный либо территориальный — положены в базу их выделения, назвать их преимущества и недочёты соответствующих подходов. Субъектами РФ являются единицы, созданные как по национально- территориальному, так и по территориальному показателям.

Федеративная форма территориального устройства России обусловливает последовательность изюминок, характеризующих ее статус.

Устройство в форме федерации отражено в наименовании страны: РФ — Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ).

Состав РФ (список конкретных субъектов, входящих в нее) зафиксирован в самой Конституции (ст. 65). При раскрытии данного вопроса направляться обратить внимание на то, что статус субъектов России обретается конкретно в силу Конституции РФ, а не по обстоятельству необязательного объединения этих субъектов на основании контракта. Тут же направляться растолковать, как допустимо изменение состава субъектов РФ, проанализировав соответствующие нормы и конституционные положения Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в образования и Российскую Федерацию в ее составе нового субъекта РФ». Ее территория складывается из субъектов Федерации. РФ — суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. главенство, независимость и самостоятельность ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, владеют высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее необыкновенного ведения, но и по предметам совместного ее субъектов и ведения Федерации. Потому, что субъекты РФ владеют неодинаковым правовым статусом, она есть асимметричной Федерацией. Не обращая внимания на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами власти между собой равноправны.

31 марта 1992 г. между властями РФ и властями ее субъектов был заключен Федеративный соглашение о разграничении полномочий и предметов ведения, в соответствии с которым выяснены предметы полномочия Федерации и исключительного ведения, предметы совместного ее органов субъектов и ведения Федерации, а равняется предметы полномочия субъектов и исключительного ведения. Данный Соглашение не подписали лишь Республика Чеченская республика и Татарстан. Но между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межправительственный соглашение о взаимном предметов делегировании и разграничении ведения полномочий. В базу создания РФ (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались лишь территориальные образования национального характера. Простые же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного контракта и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

Разглядывая вопрос о статусе РФ, студенты должны раскрыть чёрта элементов: территория РФ, гражданство, единый официальный язык, символика и другие.

Студенты должны дать чёрта элементов статуса республик РФ: наименование, территория, компетенция (а также полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов), конституции и законодательство, совокупность органов власти, собственность, знаки и др. Привести примеры. Нужно соотнести их с элементами статуса РФ, выяснить, какие конкретно из статусных черт России отсутствуют у ее республик или владеют значительной спецификой.

Раздельно стоит упомянуть о возможности трансформации статуса республик РФ. Из Конституции России направляться, что это может случиться или в следствии образования в составе нашей страны нового субъекта или как независимый процесс (ч. 1 ст. 137).

В государственности республик взял национальный суверенитет и воплощение соответствующих народов, сущность которого составляют вольный территориальное форм верховенство и выбор самоопределения. Республика — это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.

Отдельные этносы (населения) украины захотели воплотить собственный национальный суверенитет в разных формах автономии.

Автономия рассматривается в науке права, закрепленного в конституции как политическое самоуправление определенных общностей. В Российской Федерации автономия носит национальный темперамент, разрешая этносам сохранять особенности быта, развивать собственную культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами государства и общества.

В РФ существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.

Территориальные пределы независимой области и независимых округов не смогут быть поменяны без согласия населяющих их народов.

Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в РФ собственных форм национальной государственности, или тем национальным группам, каковые компактно живут вне собственных национально-национальных образований. Особенное значение она имеет для коренных маленьких народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регулируется ФЗ РФ от 16 апреля 1999 г. «О обеспечениях прав коренных маленьких народов РФ». Право на культурную автономию не есть правом на национально-территориальное самоопределение.

В соответствии с законом РФ от 22 мая 1996 г. «О национально-культурной автономии» смогут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, каковые подлежат госрегистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, что образовал федеральную германскую культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, землячеств и обществ.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Любой субъект Федерации самостоятельно определяет собственный устройство.

В некоторых субъектах РФ видятся Но — закрытые административно-территориальные образования , для которых нужен охраны и особый режим безопасности национальной тайны, включающий особые условия проживания граждан.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические изюминки, необходимость большого приближения властей к населению, этнический состав и плотность населения, характер и направление путей сообщения. Потом студенты разглядывают порядок трансформации административно- территориального устройства.

ЛЕКЦИЯ 11.1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: