Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

Задание 1.Применяя гербарии и учебные пособия, изучите главные экологические группы растений по отношению к свету и заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Экологические группы растений по отношению к свету

Экологические группы растений Характерные представители Главные морфо-экологические адаптации
Гелиофиты (светолюбивые)
Сциофиты (тенелюбивые)
Факультативные гелиофиты (теневыносливые)

Задание 2.Что такое биолюминесценция, чем она обусловлена и для каких животных характерна?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Каково значение света для животных, осуществляющих миграции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Приведите примеры растений следующих экологических групп:

Нехолодостойкие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неморозостойкие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морозоустойчивые ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закалка у морозоустойчивых растений________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нежаростойкие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жаровыносливые _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жароустойчивые ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пирофиты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Среди животных выделяются пойкилотермные, гомойотермныеигетеротермные виды (во время активности температура их тела постоянна, но на протяжении отдыха, а особенно, на протяжении зимней спячки, существенно понижается). Приведите примеры животных каждой из групп.

Пойкилотермные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гомойотермные_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Гетеротермные

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте главные экологические правила, характеризующие адаптации гомойотермных животных к температурным условиям обитания.

Правило Бергмана ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Аллена ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Глогера_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Гессе___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон покровов тела ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Изучите анатомо-морфологические изюминки растений из различных экологических групп, дайте определения и заполните таблицу 4.

Таблица 4 – Экологические группы растений по отношению к воде

Экологические группы Характерные представители Главные морфо-экологические адаптации
Гидатофиты
Гидрофиты
Гигрофиты
Мезофиты
Ксерофиты- суккуленты(стеблевые, листовые, корневые)
Эуксерофиты
Стипаксерофиты
Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Советы учителя

Тема 4. типы стратегий и Жизненные формы организмов живого

Задание 1.Изучите гербарии растений, познакомьтесь с литературными данными, обратите внимание на рисунок 7 и заполните таблицу 5.

Таблица 5 – Жизненные формы растений в совокупности К. Раункиера

Жизненная форма Положение почек возобновления; темперамент возобновления Характерные представители
Фанерофиты(деревья, кустарники, деревянистые лианы, эпифиты либо полупаразиты типа омелы)
Хамефиты (кустарнички, полукустарники, полукустарнички, многие стелющиеся растения, растения-подушки)
Гемикриптофиты Протогемикриптофиты Розеточные гемикриптофиты
Криптофиты Геофиты Гидрофиты
Терофиты

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

Рисунок 7 – Жизненные формы растений (по К. Раункиеру, 1905):

Задание 2.По предложенным коллекциям (рис. 8) изучите изюминке внешней морфологии имаго жужелиц и дайте неспециализированную чёрта их жизненных форм. Приведите примеры.

Класс зоофагов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Геобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпигеобионты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стратобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фитобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Псаммоколимбеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс миксофитофагов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стратобионты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Геохортобионты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стратохортобионты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

1 2 3 4

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

5 6 7 8

Рисунок 8 – Жизненные формы жуков-жужелиц (для имаго)

Зоофаги: 1 – геобионты (Scarites), 2– фитобионты (Calosoma), 3, 4 – эпигеобионты (Carabus, Cicindela), 5– стратобионты (Panagaeus), 6 – псаммоколимбеты (Omophron), Миксофитофаги: 7– стратобионты (Curtonotus), 8 – стратохортобионты (Zabrus)

Задание 3.Пристально разглядите рисунок 9, где представлены главные типы кривых выживания, и дайте их чёрта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

Рисунок 3 – Три типа кривых выживания

Задание 4.Классификация жизненных форм млекопитающих определяется показателями, каковые кладут в их базу. Хорошо как мы знаем, что на морфологию млекопитающих значительное влияние оказывают, в первую очередь: а) среда, в которой они обитают; б) темперамент передвижения; в) тип питания. А. Н. Формозов выделял адаптивные типы зверей: 1) наземные; 2) подземные; 3) воздушные; 4) водные, а в пределах каждого типа разглядывал группы с разным методом передвижения. Увлекательную классификацию жизненных форм внес предложение С. П. Наумов (рис. 10). Дайте неспециализированную чёрта и укажите по три–четыре вида млекопитающих из следующих экологических групп:

Наземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животные, населяющие заросли и лес кустарников ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жители открытых пространств ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) Несколько копытные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Несколько тушканчика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Несколько суслика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Водные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Летающие звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Советы учителя

Тема 3. экологические факторы среды. экологические группы организмов

Рисунок 10 – Жизненные формы млекопитающих

Бег: А – небольшой суслик; Б– заяц-русак; В – джейран; Лазанье по деревьям: Г– кускус (сумчатые); Д – белка, Е – паукообразная мартышка; Ж – трехпалый ленивец; Прыжки в кронах: 3 – белка; И – летяга; К – сумчатая летяга; Л – шерстокрыл; М – гиббон; Полет рукокрылых: Н – нетопырь карлик; О– широкоухий складчатогуб; Плавание: П – выхухоль; Р – самка калана с детенышем; С– обычный тюлень; Т– сивуч; У– белуха; Подземные млекопитающие: Ф – крот; X – слепыш; Ц – цокор; Ч – африканский обнажённый землекоп

Тема 5. Экология популяций

Задание 1.В дэмэкологии существуют понятия «географическая и» экологическая «популяция ». Раскройте эти понятия, приведите примеры.

Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологические популяции (по Н. П. Наумову)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Популяции, как групповые объединения, владеют рядом своеобразных особенностей, каковые не свойственны раздельно забранной особи. Групповые изюминки – главные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую чёрта этих показателей.

Численность (N)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прирост________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Популяции характерна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим изюминкам отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный темперамент. Раскройте сущность главных показателей структуры популяций.

Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастная структура________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Перечислите факторы, каковые смогут оказывать влияние на смертность и рождаемость в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, показывая в графах (+) обстоятельства, ускоряющие, в графах (-) тормозящие соответствующие процессы.

Таблица 6 – Факторы, воздействующие на смертность и рождаемость в популяциях рыб

Процесс Факторы (обстоятельства) его трансформации
Рождаемость (+)
Рождаемость (-)
Смертность(+)
Смертность (-)

Задание 4.Дайте чёрта главных типов пространственного распределения особей в животных и популяциях растений. Приведите примеры.

Равномерный тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мозаичный (агрегированный) тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Приведите примеры оседлых животных с одиночно-домашним образом судьбы и раскройте биологическое значение участков обитания. Как именно достигается «закрепление» участка?

Оседлые животные с одиночным образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оседлые животные с домашним образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы закрепления участка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. При групповом образе судьбы особи неизменно либо иногда образуют скопления различной величины, в большинстве случаев, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях ведет к формированию колоний, стад и стай.

В чем состоят главные биологические преимущества группового образа судьбы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стада и стаи, воображают разные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом судьбы элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом судьбы, расположив примеры в последовательный последовательность, отражающий усложнение совокупности взаимоотношений между особями в колониях.

Колонии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры колониальных животных______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную совокупности отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно изменяется уровень метаболизма, стремительнее тратятся резервные вещества, не проявляется множество инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, обрисованное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, в то время, когда эффект группы теряется?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Дайте чёрта главных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.

Спокойный движение численности с маленькой амплитудой колебаний в различные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Долгий тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Советы учителя

Биология 9 класс (Урок№30 — Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы.)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: