Тема 2. характерологические особенности личности спортсменов и тренеров

Пояснения к теме.«Темперамент — это своеобразие склада психологической деятельности, проявляющегося в изюминках социального поведения личности и первым делом в отношениях к людям, к делу, к самой себе»1. С позиций эмпирического подхода под характером личности направляться понимать ее «разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны между собой и попадают приятель в приятеля по логике характера. У каждого характера собственная внутренняя связующая логика»2. Спорт накладывает значительный отпечаток на формирование характера личности в плане развития волевых качеств, терпимости к дискомфорту от переживания усталости, боли, тревоги. участие и Упорные тренировки в соревнованиях производят у спортсменов определенные поведенческие стереотипы и нравственные привычки здорового строгого выполнения и образа жизни спортивного режима, что формирует сознательный самоконтроль, совершенствует саморегуляцию состояний, определяет спортивную направленность личности. Вместе с тем спорт высших достижений, как особенный вид профессиональной деятельности, может вносить определенные дисгармонии в проявление и формирование черт характера спортсменов, что обозначается в психологии термином «акцентуации характера». Изучение характерологических изюминок спортсменов воображает громадной научно-практический и педагогический интерес ввиду замечательного формирующего влияния спортивной деятельности на все состояния и свойства личности человека.

1 См.: Неспециализированная психология: Учеб. пос. — М.: Просвещение, 1981. — С. 344.

2 Волков П. В. Разнообразие людских миров // Базы и нюансы характероло
гии. — М: АГРАФ, 2000. — С. 13.

_______________ Тема 2. Характерологические изюминки личности 85

Задание 1. Типы людских характеров1

Вводные замечания.Цель и практическая значимость данной работы пребывает в определении типов характера спортсменов, знание изюминок которого оказывает помощь согласию между людьми. Испытуемым предлагается ознакомиться с 9 типами характера, черты которого проявляются в их общении и в совместной деятельности с другими, а также в ходе занятий спортом: 1) гипертимный, 2) гипотим-ный, 3) циклоидный, 4) тревожно-мнительный, 5) демонстративный, 6) возбудимый, 7) неустойчивый, 8) застревающий, 9) замкнутый (самодостаточный). Описание данных типов характера дано в работах К. Леонгарда (см. ниже), С. И. Подмазина, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Стимульный материал2

1. По характеру я оптимист.Настроение у меня в любой момент радостное. Появляются жизненные трудности — я не падаю духом, сохраняю уверенность и жизнерадостность в успехе. Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему важные проблемы бывают у меня редко. В большинстве случаев они появляются из-за активности и моей предприимчивости, склонности к проделкам и выдумкам. В школе у меня была репутация шалуна. Обучался я отлично, но не по причине того, что старался, а по причине того, что мне все получалось легко. У меня хорошая память, и я скоро соображаю, я не молчун, с наслаждением участвую в дискуссиях и беседах. Обожаю посещать на людях, в компаниях. Со мной с радостью дружат, мне подражают и меня слушаются. К подругам и друзьям отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, с радостью всем помогаю, легко даю взаймы деньги и без того же легко сам залезаю в долги. Хотя всем оказать помощь, раздаю довольно много обещаний, больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, усердную работу, которая требует усидчивости. Меня всегда тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным обстановкам. В общем, я мало кого могу поставить выше себя.

2. По характеру я пессимист.Настроение у меня практически в любое время пониженное. Мир я принимаю как через чёрные очки; никак не могу

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Диагностика типов акцентуации характера // Практические занятия по психологии: Учеб. пос. — М.: ФиС, 1989. — С. 41-44. 2Эйдемиллер Э. Г. Способ аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам и его клиническая апробация // Патология нарушения поведения подростков. — Л.: НИИ им. Бехтерева, 1978. — С. 93-99.

86 Раздел 2. Психология тренера и личности спортсмена

избавиться от ощущения, что вот-вот может произойти что-то нехорошее. Неизменно мне думается, что я в чем-то виноват, что делаю что-то не так, как направляться, что я хуже вторых. Исходя из этого в большинстве случаев я сторонюсь людей, избегаю компаний, друзей у меня мало. Но в кругу близких жизнь делается для меня более яркой. Я с радостью обсуждаю с ними собственные индивидуальные неприятности: обращаюсь к ним за помощью и сам постоянно помогаю им чем могу. Я считаю, что в жизни через чур много трудностей, бороться с которыми у меня не всегда хватает сил. Здоровье у меня также не весьма хорошее. Особенно не хорошо себя ощущаю по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Жизнь моя тяжела и напряженна, время от времени приходят в голову мысли о ее ошибочности и пустоте.

3. По характеруя динамичный человек.Главной изюминкой моего характера есть нередкая смена настроения. В одни периоды собственной жизни я долгое время ощущаю себя отлично, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, отлично дремлю, довольно много и удачно тружусь, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. В этом состоянии у меня все ладится, легко переношу какие-либо неприятности. Но по непонятным для меня обстоятельствам настроение у меня внезапно начинает портиться надолго — на семь дней а также месяцы. Я не нравлюсь себе, делаюсь мрачным, безрадостным и обиженным, необщительным. Мне все делается равнодушным, а время от времени появляются опасения, что произойдёт что-то нехорошее. От неприятностей и трудностей впадаю в уныние, не хорошо ем, дремлю, просыпаюсь с ощущением разбитости. В этом состоянии у меня нет жажды видеться с людьми, что-нибудь делать, хочется легко ничего не делать, лежать в кровати и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и нехорошего настроения происходят значительно чаще весной либо в осеннюю пору.

4. По характеру я тревожный человеки желал бы от этого избавиться. Главной изюминкой моего характера есть тревожность. Тревога, беспокойство — вот что наполняет мою жизнь. Я довольно часто опасаюсь за себя самого, за собственный будущее, которое меня ожидает, за собственный физическое и психологическое здоровье, за участь близких и своих родных. Постоянное чувство тревожности сочетается у меня с неуверенностью в собственных свойствах. Всякое новое дело, любая инициатива есть для меня источником мучений; соревнования, экзамены, проверки и отчёты особенно тревожат и тревожат меня. Самое тяжелое для меня — принять какое-то независимое ответ. Но кроме того решившись на что-либо и уже начав функционировать, я сомневаюсь , так ли я

____________ Тема 2. Характерологические изюминки личности 87

поступаю, то ли и верно ли делаю? Эти вечные сомнения, всегдашний контроль самого себя делает мою работу замедленной и часто мучительной из-за эмоции ответственности. Особенно усиливаются мои сомнения, в то время, когда работа носит важный либо срочный темперамент. В отношениях с незнакомыми людьми ощущаю себя скованно и неудобно, не редкость, весьма стесняюсь и теряюсь, в то время, когда на меня обращают внимание, стараюсь никого не быть обузой, не причинять неприятностей и лишних хлопот, обожаю быть один, просматривать, наблюдать телевизор, гулять с собакой. Но в делах я аккуратен, добросовестен и аккуратен. Всякое отступление от заведенного привычного порядка тревожит и сердит меня. Возможно, вследствие этого кое-какие люди вычисляют меня формалистом и педантом. Кроме того во сне я не могу отключиться от тревожащих меня мыслей. Засыпая, я подвергаю анализу все, что было сделано за сутки, и это меня успокаивает. Я обожаю, в то время, когда кто-то меня успокаивает и поддерживает, не могу обходиться без дружеского участия, исходя из этого ценю собственных друзей.

5. По характеру я человек деятельный.Обожаю компании, танцы, дискотеки, коллективные мероприятия. Обожаю, в то время, когда с меня берут пример, мне подражают, обожаю приводить к удивлению у других. Обожаю, в то время, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пускай уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно либо не подмечают меня. В компаниях обожаю говорить истории, и тем охотнее, чем с громадным интересом меня слушают. Обожаю придумывать и фантазировать. В моих фантазиях выполняются все мои грезы. Я отлично ощущаю отношение людей ко мне. В случае, если я захочу, то со мной с радостью дружат, я достигаю успеха в глазах вторых, и в этом мне питают зависть к. К сожалению, мне не удалось отыскать настоящего постоянного приятеля, но я ценю для того чтобы приятеля, что в любой момент внимателен ко мне. Трудиться обожаю с интересом, с игрой, дабы не было скучно, дабы меня ценили и ставили вторым в пример. Наряжаться обожаю модно и красиво, так, дабы всем был виден мой «особенный вкус», дабы мною наслаждались окружающие.

6. По характеру я человек важный.Обожаю физический труд и спорт. Для меня нет вторых заинтересованностей, не считая заинтересованностей в работе и моих собственных. За добросовестность, аккуратность и тщательность в работе меня хвалят и ставят в пример. От вторых я требую того же. Если не быть требовательным, не осуждать недочёты, то никто не будет трудиться как нужно. В то время, когда я руковожу, то требую скрупулезного со-

88 Раздел 2. Психология тренера и личности спортсмена

блюдения установленного порядка, не прощаю никаких отступлений от принятых правил. Уверен, что ни одного проступка работника нельзя оставлять без наказания. Считаю своим долгом учить и давать рекомендации, но совсем не терплю повелительного, начальственного тона, в то время, когда поучают меня, не зная моих свойств, не терплю кроме этого и пренебрежительного к себе отношения, выговоров и замечаний. Терпеть не могу, в то время, когда меня перебивают, не позволяют досказать, торопят либо возражают мне. Это приводит меня в состояние для того чтобы возбуждения, что мне не смотря ни на что нужно отреагировать, разрядиться. В таких ситуации у меня появляется тревожное настроение и я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. Но такое настроение в большинстве случаев длится у меня недолго, но конкретно в эти периоды у меня смогут появиться конфликты и неожиданные ссоры. По большому счету я не отлично могу ладить с людьми, для этого я через чур требователен и принципиален, мне недостает гибкости, хитрости и дипломатичности, я привык функционировать открыто, не кривя душой.

7. По характеру ячеловек компанейский. Весьма скучаю, в то время, когда оста
юсь один. Обожаю всякие развлечения, встречи, вечеринки, танцы, дис
котеки, знакомства, дружеское застолье. В любой момент не прочь повеселить
ся и развлечься. постоянные обязанности и Работа мне скоро надое
дают, кажутся неинтересными и скучными. По большому счету я скоро загора
юсь новым делом, но почему-то и столь же скоро остываю, далеко не
в любой момент заканчивая начатое дело, в особенности в случае, если меня никто не контро
лирует и не заставляет доводить дело до конца. Мои домашние упре
кают меня, что я тружусь лишь «из-под палки», что я ленив, неакку
ратен, хаотичен, но меня эти упреки мало трогают, поскольку я знаю
собственные возможности. Меня тянет ко всему привлекательному и запрет
ному, что толкает время от времени на рискованные поступки. Сам я не могу удер
жать себя от развлечений, наслаждений либо пирушки в радостной ком
пании. Бывало, в то время, когда мало выпью, становлюсь неотёсанным, наглым,
отчаянным. Позже раскаиваюсь в собственных поступках, ругаю себя, но, по
думав, осознаю, что моя вина не очень-то громадна, поскольку другие спрово
цировали на это. Желал бы иметь верного приятеля, что бы защищал
меня от бед. О собственном будущем я думаю мало, в особенности в те периоды,
в то время, когда мне отлично и радостно.

8. По характеру я человек деятельный и целеустремленный.В любой момент
четко знаю, чего желаю и к чему направляться стремиться. В случае, если я ставлю пе
ред собой какую-либо цель, то получаю собственного настойчиво, упорно,

________________ Тема 2. Характерологические изюминки личности 89

методично. Я весьма чувствителен к несправедливости и правде. В случае, если подмечаю где-либо несправедливость и недостатки, не могу оставаться равнодушным, использую все различные способы и свои силы чтобы добиться справедливости: пишу в вышестоящие организации и газеты, хожу на приемы к управлению, выступаю на собраниях и т. п. Жизнь убеждает меня в том, что я постоянно оказываюсь прав. Но люди не всегда понимают цель моей борьбы с несправедливостью. У меня довольно много завистников, мешающих мне осуществить собственные идеи. Круг моих привычных составляют люди, каковые разделяют убеждения и мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мною. В неспециализированном-то, я доволен собой, ощущаю себя отлично, в любой момент бодр, активен и деятелен. Наблюдение за вторыми людьми не разрешает мне вычислять себя ниже их, напротив, я вижу и ощущаю, что выше многих.

9. По характеру я малообщительный человек.Привычных мало. пирушки и Танцы не обожаю. В обществе людей ощущаю себя одиноким, в компании не могу отыскать себе место и верно себя вести. Мне не редкость тяжело осознать родных, их огорчения и радости, а им, со своей стороны, не редкость тяжело осознать меня. Неоднократно приходилось слышать в собственный адрес, что от меня «веет холодом и скукой», что со мной тяжело. Я вправду довольно часто бываю замкнут, но время от времени неизвестно по какой причине могу раскрыться перед случайным человеком, почему-то понравившимся мне. Но так происходит со мной редко. Подчас кое-какие мои поступки кажутся окружающим необычными, неожиданными, вызывают у них удивление. У меня на все имеется собственные взоры, да и то, что не соответствует им, я отбрасываю. Я человек правил, обожаю настоять на своем, не обожаю чужих советов. Пускай мой внутренний мир, мои идеи непонятны для окружающих, за?о я постоянно остаюсь самим собой, не поддаюсь внушению вторых. Исходя из этого я значительно чаще оказываюсь в одиночестве, но это меня мало трогает, я не обожаю подстраиваться под вторых. Методика работы.Изготавливается 9 карточек (страниц) с текстом описания приведенных выше типов характера, каковые предъявляются испытуемому, с тем дабы он пристально прочел их и выяснил, к какому типу характера он больше всего тяготеет, а какой тип ему совсем не подходит. Этим выявляется биполярный континуум характерологических линия испытуемого. После этого дается вторая инструкция.

Инструкция. «Вы ознакомились с девятью типами характера личности. Просим вас оценить по 100-балльной совокупности степень сходства Каждого из 9 типов характера с вашим собственным. В один момент

90 Раздел 2. Психология тренера и личности спортсмена

оценка возможно дана и товарищами в соответствии с прилагаемым перечнем участников вашей группы. Совершайте собственные оценки на базе неспециализированного суммарного впечатления от типа характера, а не от каких-либо отдельных его линия».

анализ и Обработка данных.По окончании оценивания типы характера ранжируются по величине итогового показателя по каждому испытуемому. Интерпретация изюминок личности испытуемого производится в соответствии с теми типами характера, каковые заняли два первых места. Работа может выполняться как домашнее задание.

Тема 2. характерологические особенности личности спортсменов и тренеров

Окончание работы.Сопоставляются результаты собственной оценки с результатами оценки, данной вторыми испытуемыми.

Задание 2. Обнаружение характерологических акцентуаций личности

Вводные замечания.Психологов по большей части интересуют акцентуации характера, потому что распознав их возможно более обоснованно предвещать поведение человека, делать выводы о его возможностях и способностях в избранной деятельности. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его линия за счет ослабления вторых линия, что делает личность уязвимой по отношению к определенным видам вну-

__________________ Тема 2. Характерологические изюминки личности 91

шающих, психогенных и психотравмирующих действий’. Знание акцентуаций характера спортсмена может оказать помощь психологически грамотному тренеру выбрать средства и адекватные методы воспитательных действий и сделать психотерапевтическую подготовку данного спортсмена к соревнованиям более продуктивной.

Методика изучения.Для обнаружения акцентуаций в большинстве случаев применяют опросник К. Леонгарда2, что рекомендован для определения типа характера испытуемого. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной судьбе испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративном поведении испытуемого, восьмая — о неуравновешенности, импульсивность поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не исчерпывается.

Допустимо использование опросника как лично, так и в группе. самый удачный вариант применения опросника в группе, но любой испытуемый должен иметь перед собой лист и текст опросника для ответов. Опросник используется как для психотерапевтической консультации, так и с целью профориентации и профотбора. В сфере спорта опросник оказывает помощь составить достаточно информативную чёрта психотерапевтического портрета личности не только спортсмена, но и его тренера. Психотерапевтическая совместимость его тренера и спортсмена в значительной степени обусловлена подобием и сходством линия их характера, что есть залогом успешного их согласия в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Инструкция. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте символ + (да), если не согласны — символ— (нет). Над ответами на вопросы продолжительно не думайте, в этом тесте верных и неправильных ответов нет».

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981. 2

Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков — Киев 1994. -С. 35-51.

92 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера_______________

Текст опросника Леонгарда

1. У вас чаще радостное и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Не редкость ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано верно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано верно.

5. В юные годы вы были таким же храбрым, как все ваши сверстники.

6. Довольно часто ли у вас быстро изменяется настроение от состояния безгранич -ного ликования до отвращения к судьбе, к себе?

7. Являетесь ли вы в большинстве случаев центром внимания в обществе, компании?

8. Не редкость ли так, что вы без причины находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не говорить?

9. Вы важный человек.

10. Способны ли вы восхищаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы скоро забываете, в случае, если вас кто-либо обидит.

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый коробку, контролируете ли вы, проводя рукой по щели коробки, что письмо абсолютно упало в него?

15. Стремитесь ли вы постоянно считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в юные годы на протяжении грозы либо при встрече с незнакомой собакой (а возможно, такое чувство бывает и сейчас, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и везде выполнять порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних событий?

19. Обожают ли вас ваши привычные?

20. Довольно часто ли у вас не редкость чувство внутреннего тревоги, чувство вероятной беды, неприятности?

21. У вас довольно часто пара подавленное настроение.

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика либо нервный срыв?

23. Тяжело ли вам продолжительно усидеть на одном месте?

24. В случае, если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете собственные интересы?

Тема 2. Характерологические изюминки личности 93

25. Имеете возможность ли вы зарезать курицу либо овцу?

26. Злит ли вас, в случае, если дома занавес либо скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь исправить их?

27. Вы в юные годы опасались оставаться одни в доме?

28. Довольно часто ли у вас бывают колебания настроения просто так?

29. В любой момент ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в собственной профессии?

30. Скоро ли вы начинаете злиться либо впадать в бешенство?

31. Имеете возможность ли вы быть полностью беззаботно-радостным?

32. Не редкость ли так, что чувство полного счастья практически пронизывает вас?

33. Как вы думаете, оказался бы из вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы в большинстве случаев высказываете собственный мнение людям достаточно открыто, прямо и недвусмысленно.

35. Вам тяжело переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой персональной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к каким несправедливо поступают?

38. В чёрный подвал вам тяжело, страшно спускаться.

39. Предпочитаете ли вы работу таковой, где функционировать нужно скоро, но требования к качеству исполнения низки?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы с радостью читали стихи.

42. Удирали ли вы в юные годы из дома?

43. Думается ли вам жизнь тяжёлой?

44. Не редкость ли так, что по окончании конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось легко невыносимым?

45. Возможно ли заявить, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, в случае, если вас кто-либо обидел?

47. Вы весьма любите животных.

48. Возвращаетесь ли вы, дабы убедиться, что покинули дом либо рабочее место в таком состоянии, дабы в том месте ничего не произошло?

94 Раздел 2. Психология тренера и личности спортсмена

49. Преследует ли вас время от времени неясная идея, что с вами и вашими родными может произойти что-то ужасное?

50. Вычисляете ли вы, что ваше настроение весьма изменчиво?

51. Тяжело ли вам докладывать (выступать на сцене) перед громадным числом людей?

52. Вы имеете возможность ударить обидчика, если он вас обидит?

53. У вас весьма громадна потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56. Упорно ли вы получаете намеченной цели, в случае, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли ужасный фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Довольно часто ли не редкость вам тяжело уснуть по причине того, что проблемьгтфо-житого дня либо будущего все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы время от времени подсказывали своим товарищам либо позволяли списывать.

60. Потребуется ли вам громадное напряжение воли, дабы пройти одному через кладбище?

61. Шепетильно ли вы смотрите за тем, дабы любая вещь в вашей квартире была лишь на одном и том же месте?

62. Не редкость ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий сутки поднимаетесь в подавленном, продолжающемся пара часов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым обстановкам?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы довольно часто смеетесь?

66. Имеете возможность ли вы быть приветливым кроме того с тем, кого вы очевидно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы весьма переживаете из-за несправедливости?

69. Вы так любите природу, что имеете возможность назвать ее втором.

Тема 2. Характерологические изюминки личности 95

70. Уходя из дома либо ложась дремать, контролируете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыты ли двери?

71. Вы весьма боязливы.

72. Изменяется ли ваше настроение при употреблении спиртного?

73. В вашей юности вы с радостью приняли участие в кружке художественной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь пара пессимистически, без ожидания эйфории.

75. Довольно часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так быстро, что ваше состояние эйфории внезапно сменяется безрадостным и подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Продолжительно ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы продолжительное время горести вторых людей?

80. Довольно часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, в случае, если случайно поставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем с доверчивостью?

82. Довольно часто ли вы видите ужасные сны?

83. Не редкость ли, что вы остерегаетесь того, что ринетесь под колеса проходящего поезда, либо, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что имеете возможность неожиданно выпрыгнуть из окна?

84. В радостной компании вы в большинстве случаев радостны?

85. Способны ли вы отвлечься от тяжёлых неприятностей, требующих ответы?

86. Вы становитесь менее сдержанным и ощущаете себя более вольно, приняв алкоголь.

87. В беседе вы скудны на слова.

88. В случае, если вам нужно было играть на сцене, вы имели возможность войти в роль, дабы позабыть о том, что это лишь игра?

анализ и Обработка данных.При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в «ключе» к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими, это вариант нормы, характеризующийся выделением в структуре характера личности ее самые ярких и главных линия.

Тема 2. характерологические особенности личности спортсменов и тренеров

96 Раздел 2. Психология тренера и личности спортсмена

Ключ к опроснику Леонгарда

1. Г-1 Гипертимых 3 (умножить значение шкалы на 3) (+): 1,11,23,33,45,55,67,77

2. Г-2 Возбудимыех 2;

(+) : 2, 15, 24,34,37, 56, 68, 78, 81 (-): 12,46,59

3. Г-3 Эмотивныех 3

(+): 3,13,35,47,57,69,79 (-):25

4. Г-4 Педантичныех 2

(+) : 4,14,17,26, 39,48, 58, 61, 70, 80, 83 (-):36

5. Г-5 Тревожныех 3

(+): 16, 27, 38,49, 60,71,82 (-):5

6. Г-6 Циклотимныех 3

(+) : 6,18, 28, 40,50, 62, 72, 84

__________________ Тема 2. Характерологические изюминки личности 97

7. Г-7 Демонстративныех 2

(+) : 7,19, 22, 29,41, 44,63, 66, 73, 85, 88 (-):51

8. Г-8 Неуравновешенныех 3 (+): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,86

9. Г-9 Дистимныех 3 (+):9,21,43,75,87 (-) : 31, 53, 65

10. Г-10 Экзальтированныех 6

(+) : 10, 32, 54, 76

Спортивная психология для спортсмена и тренера


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: