Первая экспедиция в. я. чичагова (1765)

Первая экспедиция в. я. чичагова (1765)

Во второй половине XVIII века попытка проникнуть в глубь Северного Ледовитого океана, достичь полюса и пройти в Тихий океан была предпринята русскими мореплавателями. Экспедиция была организована по инициативе великого русского ученого М. В. Ломоносова, который, основываясь на замечательном опыте русских поморов, пришел к выводу о возможности плавания Северным морским путем.

Северному мореплаванию посвящено его сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В главе третьей этого сочинения, называемой «О возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию, признаваемыя по натуральным обстоятельствам», Ломоносов писал:

«Итак, по всему видно, и на самой высочайшей степени вероятности поставлено, что, считая отсюду, за полюсом есть великое море, которым вода Северного океана обращается по силе общего закона около полюса от востока к западу…» На основании целого ряда приводимых им фактов он считал, что «в отдалении от берегов Сибирских на пять и на семьсот верст Сибирской океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу…».

О самой «возможности достигнуть от Шпицбергена через Северный полюс в восточное море» Ломоносов отзывался как об «утверждении и умножении Российского могущества на востоке», вследствие чего «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение Восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Будущим арктическим мореплавателям Ломоносов наказывал: «Везде примечать разных промыслов рыбных и звериных и мест, где б ставить можно магазины и зимовья для пользы будущего мореплавания… Чинить физические опыты, мною впредь показаны быть имеющие, которые не токмо для истолкования натуры ученому свету надобны; и нам чрез искание их славны будут, но и в самом сем мореплавании служить впредь могут». Таким образом, предполагаемой экспедиции Ломоносов придавал большое практическое и научное значение.

Первая экспедиция в. я. чичагова (1765)

М. В. Ломоносов

Ломоносов полагал, что плавание удобнее всего начинать от Шпицбергена, так как «полуденной ветер тянет, относит льды от северных берегов Шпицбергских далее к полюсу, открывает нагретую дном морским воду…», а «по всему сему рассудить должно, что далее к северу открытому морю быть должно не токмо летом, но иногда и зимою»; «тамошней (шпицбергенский.— A. JI.) климат оказывается теплее, оттепели зимою бывают чаще, нежели как на Новой Земле, и западное Грумантское море теплее, гавани ото льдов свобождаются много ранее»; там «море много свободнее от льдов»; «на Груманте гавани надежнее и лучше, какова есть на западном берегу называемая Кломбай, и все рано весною в первых числах мая открываются».

«Первой путь, — писал Ломоносов, — предприять из Кломбайской гавани на запад, несколько к северу, и следовать, пока достигнут северного Американского берегу, на которой должно, буде есть возможность, выехать небезоружным, на ботах с Астрономическими и Геодезическими инструментами, для географического определения по наблюдениям места, для поправления склонения компаса, что на сухом пути исправнее произвести можно. Когда ж вблизости оной земли торос или льды окажутся, то высылать торосовщиков на лодках, чтобы изведать состояние оных льдов… Потом следовать в правую руку, в виду онаго берегу, с мысу на мыс перенимаясь и ото льдов предписанным н книге образом предостерегаясь. Между тем, когда берег из глаз потеряется, смотреть с мачты в хорошую подзорную трубку; что и во всех случаях весьма полезно. Меншие суда могут отдаляться вправо для осмотру льдов и островов… Ежели где земля станет заворачиваться вправо, приближаясь к полюсу, тогда больше всех должно смотреть перемен в компасе, и льдов остерегаться».

14 мая 1764 года был издан правительственный указ об экспедиции, который гласил: «Для пользы мореплавания и купечества на восток, наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку, и далее». Организация экспедиции держалась «в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени»; было предписано официально называть ее «Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».

Экспедиция должна была отправиться на трех морских судах, «к сему предприятию удобных» и снабженных на два-три года и «сверх того всякими надобными орудиями без скудности». Всем судам предписывалось взять «по промышленничей избе, для зимовья, ежели оно случится».

Особенное внимание было обращено на укомплектование экипажа судов; для такой экспедиции подыскивались бывалые и знающие люди, знакомые с полярными условиями. Чтобы заинтересовать их в столь ответственном плавании, указом предписывалось «во время всего пути, всем офицерам, унтер-офицерам и рядовым, определяемым по их чинам, двойное жалованье, а наемным людям двойную плату против обыкновенной, которые и года на два впредь выдать можно».

Экспедиция была снабжена самыми совершенными по тому времени мореходными и астрономическими приборами. На каждом судне находились грегорианские трубы, две подзорные трубы, гадлеев квадрант, барометр, термометры для определения температуры воды и воздуха, приборы для определения элементов земного магнетизма, астрономические таблицы, карты и т. п.

Ломоносов, принимавший самое деятельное участие в организации этой экспедиции, разрабатывал маршрут ее и план научных наблюдений, писал подробные инструкции и руководства для плавания кораблей, учил штурманов, занимался вопросами обеспечения экспедиции приборами. «А я между тем имею честь прислать одну трубу, сделанную для экспедиции, коих следует еще две; да в деле еще три особливые, для сумрачного времени, кои через месяц поспеют», — читаем мы в его письмах по поводу снаряжения экспедиции.

Перед экспедицией была поставлена такая широкая программа научных исследований, какой не имела ни одна из предшествующих ей полярных экспедиций. Она должна была производить метеорологические и гидрологические наблюдения, наблюдения над льдами, измерять глубины моря и температуру, определять склонение компаса, брать пробы воды на химический анализ, изучать животный и растительный мир, собирать образцы минералов, производить этнографические наблюдения, если придется встретиться с людьми, описывая их вид, нравы, быт, платье, жилище и пищу. В специальной инструкции предписывалось вести астрономические наблюдения, обращать внимание на приливо-отливные явления, течения, изменение характера вод и берегов и на движение льдов.

Таким образом, М. В. Ломоносов первый выдвинул широкую и разностороннюю программу изучения арктической природы.

6 июня 1764 года для организации базы в бухте Кломбай на Шпицбергене отправились шесть судов под командой капитан-лейтенанта М. Немтинова. Достигнув 5 августа Кломбая и построив там рубленые избы, амбар и баню, Немтинов в том же году вернулся обратно.

На базе осталась зимовать партия унтер-лейтенанта Рындина, которую в следующем году должен был сменить Немтинов. В июле 1765 года Немтинов на судне «Лапоминк» вышел из Архангельска в Кломбай, но, встретив непроходимые льды, вынужден был вернуться обратно. Партия Рындина очутилась в весьма тяжелом положении. Несмотря на помощь зимовавших поблизости русских промышленников, восемь человек из группы Рындина к концу второй зимовки умерли.

Начальником главной экспедиции и капитаном флагманского судна был назначен капитан В. Я. Чичагов; двумя другими судами командовали капитан И. Панов и капитан В. Бабаев. Все суда носили имена своих командиров. Корабли были построены для полярного плавания, имели особые крепления и специальную ледовую обшивку.

На «Чичагове» имелось 16 пушек, а на «Панове» и «Бабаеве» — по 10. Экипажи судов состояли из 178 человек.

Перед отплытием Чичагову была вручена подробная инструкция.

9 мая 1765 года все три судна покинули Кольский залив. Они благополучно достигли Кломбая, но были там задержаны льдами.

3 июля Чичагов направился на запад; вскоре он снова был остановлен труднопроходимыми льдами. Корабли повернули на север. 23 июля они находились на широте 80? 26?. Встречая всюду непроходимые льды и чувствуя, что время уже клонится к осени, Чичагов, посоветовавшись с командирами других судов, решил отправиться обратно и уже 20 августа прибыл в Архангельск. Таким образом, плавание Чичагова успеха не имело.

Первая экспедиция в. я. чичагова (1765)

Карта Северного Ледовитого океана, составленная М. В. Ломоносовым

Поспешное возвращение экспедиции вызвало недовольство Адмиралтейств-коллегии; изучив все журналы Чичагова, она пришла к заключению, что «капитан Чичагов стремился только простирать путь к северу, не подумал, что ежели бы он пошел от Кломбайской губы к западу, то мог бы, может быть, легко плыть около северных берегов Гренландии». Главное же обвинение состояло в том, что начальник экспедиции весьма рано и без основательной причины вздумал возвратиться назад.

«Нет и даже следа, — писали Чичагову, — чтобы вы в путешествии вашем, на которое столько издержек употреблено, плавание столь далеко простерли или бы столь долго пробыли в Ледовитом море, что из того мы сами могли увериться о невозможности сего проезда».

Во второй половине XVIII века попытка проникнуть в глубь Северного Ледовитого океана, достичь полюса и пройти в Тихий океан была предпринята русскими мореплавателями. Экспедиция была организована по инициативе великого русского ученого М. В. Ломоносова, который, основываясь на замечательном опыте русских поморов, пришел к выводу о возможности плавания Северным морским путем.

Северному мореплаванию посвящено его сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В главе третьей этого сочинения, называемой «О возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию, признаваемыя по натуральным обстоятельствам», Ломоносов писал:

«Итак, по всему видно, и на самой высочайшей степени вероятности поставлено, что, считая отсюду, за полюсом есть великое море, которым вода Северного океана обращается по силе общего закона около полюса от востока к западу…» На основании целого ряда приводимых им фактов он считал, что «в отдалении от берегов Сибирских на пять и на семьсот верст Сибирской океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу…».

О самой «возможности достигнуть от Шпицбергена через Северный полюс в восточное море» Ломоносов отзывался как об «утверждении и умножении Российского могущества на востоке», вследствие чего «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение Восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Будущим арктическим мореплавателям Ломоносов наказывал: «Везде примечать разных промыслов рыбных и звериных и мест, где б ставить можно магазины и зимовья для пользы будущего мореплавания… Чинить физические опыты, мною впредь показаны быть имеющие, которые не токмо для истолкования натуры ученому свету надобны; и нам чрез искание их славны будут, но и в самом сем мореплавании служить впредь могут». Таким образом, предполагаемой экспедиции Ломоносов придавал большое практическое и научное значение.

Ломоносов полагал, что плавание удобнее всего начинать от Шпицбергена, так как «полуденной ветер тянет, относит льды от северных берегов Шпицбергских далее к полюсу, открывает нагретую дном морским воду…», а «по всему сему рассудить должно, что далее к северу открытому морю быть должно не токмо летом, но иногда и зимою»; «тамошней (шпицбергенский.— A. JI.) климат оказывается теплее, оттепели зимою бывают чаще, нежели как на Новой Земле, и западное Грумантское море теплее, гавани ото льдов свобождаются много ранее»; там «море много свободнее от льдов»; «на Груманте гавани надежнее и лучше, какова есть на западном берегу называемая Кломбай, и все рано весною в первых числах мая открываются».

«Первой путь, — писал Ломоносов, — предприять из Кломбайской гавани на запад, несколько к северу, и следовать, пока достигнут северного Американского берегу, на которой должно, буде есть возможность, выехать небезоружным, на ботах с Астрономическими и Геодезическими инструментами, для географического определения по наблюдениям места, для поправления склонения компаса, что на сухом пути исправнее произвести можно. Когда ж вблизости оной земли торос или льды окажутся, то высылать торосовщиков на лодках, чтобы изведать состояние оных льдов… Потом следовать в правую руку, в виду онаго берегу, с мысу на мыс перенимаясь и ото льдов предписанным н книге образом предостерегаясь. Между тем, когда берег из глаз потеряется, смотреть с мачты в хорошую подзорную трубку; что и во всех случаях весьма полезно. Меншие суда могут отдаляться вправо для осмотру льдов и островов… Ежели где земля станет заворачиваться вправо, приближаясь к полюсу, тогда больше всех должно смотреть перемен в компасе, и льдов остерегаться».

14 мая 1764 года был издан правительственный указ об экспедиции, который гласил: «Для пользы мореплавания и купечества на восток, наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку, и далее». Организация экспедиции держалась «в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени»; было предписано официально называть ее «Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».

Экспедиция должна была отправиться на трех морских судах, «к сему предприятию удобных» и снабженных на два-три года и «сверх того всякими надобными орудиями без скудности». Всем судам предписывалось взять «по промышленничей избе, для зимовья, ежели оно случится».

Особенное внимание было обращено на укомплектование экипажа судов; для такой экспедиции подыскивались бывалые и знающие люди, знакомые с полярными условиями. Чтобы заинтересовать их в столь ответственном плавании, указом предписывалось «во время всего пути, всем офицерам, унтер-офицерам и рядовым, определяемым по их чинам, двойное жалованье, а наемным людям двойную плату против обыкновенной, которые и года на два впредь выдать можно».

Экспедиция была снабжена самыми совершенными по тому времени мореходными и астрономическими приборами. На каждом судне находились грегорианские трубы, две подзорные трубы, гадлеев квадрант, барометр, термометры для определения температуры воды и воздуха, приборы для определения элементов земного магнетизма, астрономические таблицы, карты и т. п.

Ломоносов, принимавший самое деятельное участие в организации этой экспедиции, разрабатывал маршрут ее и план научных наблюдений, писал подробные инструкции и руководства для плавания кораблей, учил штурманов, занимался вопросами обеспечения экспедиции приборами. «А я между тем имею честь прислать одну трубу, сделанную для экспедиции, коих следует еще две; да в деле еще три особливые, для сумрачного времени, кои через месяц поспеют», — читаем мы в его письмах по поводу снаряжения экспедиции.

Перед экспедицией была поставлена такая широкая программа научных исследований, какой не имела ни одна из предшествующих ей полярных экспедиций. Она должна была производить метеорологические и гидрологические наблюдения, наблюдения над льдами, измерять глубины моря и температуру, определять склонение компаса, брать пробы воды на химический анализ, изучать животный и растительный мир, собирать образцы минералов, производить этнографические наблюдения, если придется встретиться с людьми, описывая их вид, нравы, быт, платье, жилище и пищу. В специальной инструкции предписывалось вести астрономические наблюдения, обращать внимание на приливо-отливные явления, течения, изменение характера вод и берегов и на движение льдов.

Таким образом, М. В. Ломоносов первый выдвинул широкую и разностороннюю программу изучения арктической природы.

6 июня 1764 года для организации базы в бухте Кломбай на Шпицбергене отправились шесть судов под командой капитан-лейтенанта М. Немтинова. Достигнув 5 августа Кломбая и построив там рубленые избы, амбар и баню, Немтинов в том же году вернулся обратно.

На базе осталась зимовать партия унтер-лейтенанта Рындина, которую в следующем году должен был сменить Немтинов. В июле 1765 года Немтинов на судне «Лапоминк» вышел из Архангельска в Кломбай, но, встретив непроходимые льды, вынужден был вернуться обратно. Партия Рындина очутилась в весьма тяжелом положении. Несмотря на помощь зимовавших поблизости русских промышленников, восемь человек из группы Рындина к концу второй зимовки умерли.

Начальником главной экспедиции и капитаном флагманского судна был назначен капитан В. Я. Чичагов; двумя другими судами командовали капитан И. Панов и капитан В. Бабаев. Все суда носили имена своих командиров. Корабли были построены для полярного плавания, имели особые крепления и специальную ледовую обшивку.

На «Чичагове» имелось 16 пушек, а на «Панове» и «Бабаеве» — по 10. Экипажи судов состояли из 178 человек.

Перед отплытием Чичагову была вручена подробная инструкция.

9 мая 1765 года все три судна покинули Кольский залив. Они благополучно достигли Кломбая, но были там задержаны льдами.

3 июля Чичагов направился на запад; вскоре он снова был остановлен труднопроходимыми льдами. Корабли повернули на север. 23 июля они находились на широте 80? 26?. Встречая всюду непроходимые льды и чувствуя, что время уже клонится к осени, Чичагов, посоветовавшись с командирами других судов, решил отправиться обратно и уже 20 августа прибыл в Архангельск. Таким образом, плавание Чичагова успеха не имело.

Поспешное возвращение экспедиции вызвало недовольство Адмиралтейств-коллегии; изучив все журналы Чичагова, она пришла к заключению, что «капитан Чичагов стремился только простирать путь к северу, не подумал, что ежели бы он пошел от Кломбайской губы к западу, то мог бы, может быть, легко плыть около северных берегов Гренландии». Главное же обвинение состояло в том, что начальник экспедиции весьма рано и без основательной причины вздумал возвратиться назад.

«Нет и даже следа, — писали Чичагову, — чтобы вы в путешествии вашем, на которое столько издержек употреблено, плавание столь далеко простерли или бы столь долго пробыли в Ледовитом море, что из того мы сами могли увериться о невозможности сего проезда».

Оздоровление по системе Чичагова — 1 часть


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: