Тема 1. религия как общественное явление

1. Определение религии. Люди постоянно пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно выяснить сущность религии нереально, поскольку это собственного рода «терра инкогнита», область неизведанная инедоступная. Но большая часть исследователей уверены в том, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не есть неразрешимой задачей. Первые попытки выяснить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия имеется невежества людей и следствие обмана, ее исчезновение направляться ожидать в следствии просвещения людей. Таковой просветительский подход есть односторонним и наивным. Германский философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы умелого и теоретического изучения, явление основанное на вере в Всевышнего, в существование души и в бессмертие души.

У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель думает, что религия имеется совокупность, складывающаяся из трех взаимосвязанных элементов:

— диалога духа человеческого с Полным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи);

— создаваемых от переживаний идей и этих чувств;

— культа как синтеза религиозных религиозных чувств и идей. В целом, гегелевское определение религии верно определяет структуру религии ив неспециализированной форме говорит о сущности религии.

Появившееся в XIX в. марксистское определение религии воображало ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков» как «сердце бессердечною мира» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства людской общества, гнёта и социальной несправедливости, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играется в обществе компенсаторную роль. В соответствии с этим утверждалось что с построением честного, коммунистического общества религия провалится сквозь землю сама собой.

Русские философы и мыслители (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как оправдание и основу нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по духу. Помимо этого, они обосновали мнение о том, что и в будущем неосуществима безрелигиозная культура.

К сожалению, ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. На отечественный взор, плодотворным есть объяснение религии в контексте анализа духовной судьбы общества, духовного производства. В данном контексте религия предстает не просто как вид каких-то связей, действий и взаимоотношений людей, как форма публичного либо личного сознания, а в качестве сферы духовной судьбы общества, группы, индивида, метода практически-духовного освоения мира. В таковом качестве она представляет собой:

-развития и необходимый результат становления публичных взаимоотношений, оказывающий обратное действие на них;

-преодоления и способ существования человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-публичную систему;

-феномен культуры. Возможно, синтез разных определений разрешает глубже осознать сущность религии.

Религия — не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Не подтверждается фактами и тезис о ней как самодовлеющем начале — надмирном, надысторическом. Она нужно появляется и существует в обществе, включена в контекст глобальной истории и подвержена трансформациям в связи с публичными переменами.

В мировом религиоведении обширно представлена точка зрения, в соответствии с которой появление исуществование религии связывается в первую очередь с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности человека и т.д., в противном случае говоря, с той областью людской существования, которая недоступна целенаправленному регулированию и управлению. Высказывается и второе мнение — религия коренится в свободе человека, в его рвении к Высшему. Полному. Первая точка зрения представляется более предпочтительной.

направляться выделить, что религия неявляется пассивным продуктов общества. Как метод практическидуховного освоения мира она живет «собственной» судьбой, владеет свойством самовоспроизводства, продуцирует идеи, понятия, образы, нормы, ценности, и и разнообразные материальные объекты. Религия оказывает обратное влияние как на экономику, так ина другие публичной жизни. Она есть методом преодоления и существования людской самоосуждения Отчуждение — это превращение людской деятельности и ее продуктов, институтов и отношений в силы, господствующие над людьми. Такое превращение совершается в разных областях настоящей судьбе в экономике, политике, социальной сфере, в морали и т.д., а в религии оно находит необычное выражение. В ней воспроизводится «превращение» собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается «перестановка», «перемещение» настоящих взаимоотношений, «принятие одного за второе».

Происходит удвоение мира, результаты духовной длительности отделяются от человека и противопоставляются ему самому. Создается представление о втором, хорошем от настоящего мире,что населяется независимыми, сверхъестественными существами, одаренными собственной судьбой. Созданные существа вступают в определенные отношения с людьми идруг с втором. В следствии обрисованных преобразований над человеком начинает господствовать продукт его собственной головы, человек-творец преклоняется перед собственным творением. Господство духовных и мыслей образований дополняет настоящие отношения отчуждения.

Более глубокое познание религии станет вероятным в случае, если мы исследуем антропологические обусловленные самой природой человека) основания религии. Таких оснований, либо причин, возможно назвать четыре вида онтологические, гносеологические, социологические и психотерапевтические.

Онтологические (онтология — философское учение о бытии) основания религии коренятся в отношении смертного человека к Вечности. Человек телесный смертен, и это разумеется, но смертность человека духовного далеко не очевидна, не смотря на то, что и доказать его бессмертие нереально, не обращая внимания на в полной мере логичное предположение о посмертном существовании души. Так, противоречивая природа человека неизбежно порождает веру в личное бессмертие, являющуюся одним из самых значительных показателей религии.

Гносеологические (гносеология — теория познания) основания религии коренятся в познавательном отношении человека к Бесконечности, которое выражается в несоответствии между потенциальной (абстрактной) возможностью познать мир как целое и настоящей невозможностью для того чтобы познания. Лишь религия растолковывает мир как целое от его начала и до «финиша времен». Религиозное мировоззрение есть мировоззрением целостным. В нем даются определенные ответы на все наиболее значимые вопросы; откуда мы? кто мы? куда идем?

Социологические основания религии имеют отношение к настоящим условиям людской судьбе, которая осуществляется в трех измерениях исторического времени: прошедшем, настоящем и будущем. Эти основания находятся в несоответствии между настоящим и желаемым, между сущим и должным. Будучи в любой момент неудовлетворенным социальной действительностью, человек, в большинстве случаев, видит желаемый, справедливо организованный мир или в прошлом (воспоминания о «золотом веке» людской истории), или в будущем. Приближение желаемого будущего допустимо двумя дорогами: внешними средствами употребляя власть и силу, и внутренними — обращая внимание на нравственное самосовершенствование человека. По первому дороги шли реформаторы-завоеватели (Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин идр.), по второму — создатели религий, духовные преподавателя человечества (Будда, Иисус, Мухаммед, святые, подвижники и др.). Первые разъединяют людей, утверждают приоритет национальных, расовых, классовых и др. заинтересованностей, признают принуждение главным средством улучшения мира. Для торжества «великой идеи» они способны пожертвовать миллионами судеб, делая всех людей соучастниками правонарушения. Вторые, наоборот, объединяют людей на базе общечеловеческих сокровищ и показывают путь духовного самосовершенствования через ненасилие и любовь. Упрочнения на втором дороги задают человеку нравственные ориентиры, вселяют надежды. Прав был 3. Фрейд полагая, что без религии человечество уже давно бы скатилось за грань общего сумасшествия.

Психотерапевтические основания религии снаружи проявляющиеся в эмоции страха, одиночества, неуверенности коренятся в глубинах интимного и личного мира человека — в несоответствии между его естественным рвением быть суверенным, независимым самодостаточным и потребностью быть причастным к миру вторых людей, быть осознанным либо утвердить себя в нашем мире отыскать для себя «второе Я». Вправду внутренний мир человека не может быть осознан, раскрыт и осуществлен в рамках людской общения, таккак нет среди людей совершенного, совершенного собеседника которому возможно во всем довериться, что все осознает, все забудет обиду ни при каких обстоятельствах не предаст. Разрешение разногласия между человеком личным и человеком публичным, и разрешение неприятности понимания допустимо лишь в сфере религиозного сознания. Конкретно тут человек находит совершенного собеседника которому возможно непременно верить и довериться во всем, на которого возможно сохранять надежду и которого возможно обожать, соответственно возможно получить внутренний покой и внутреннюю гармонию. И таким идеальным собеседником есть, лишь Всевышний. Не просто так исходя из этого в христианстве молитва рассматривается как диалог с Всевышним.

Так, вышеприведенные факты не только говорят о сложности для того чтобы духовного феномена, каким есть религия, но и обосновывают, что потребность в религиозной вере заложена в самой противоречивой природе человека.

2.структура и Элементы религии. В структурном замысле религия предстает как целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности(культ) и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию (теорию) и религиозную психологию.

Религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественные силы исодержащиеся в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т.п.) являют собой стройную совокупность представлений о Всевышнем, мире в целом, природе, человеке и обществе. Эти идеи приобретают развитие в богословских трудах, проповедях духовенства, официальных документах религиозных центров. Религиозная теория складывается из таких элементов, как теология (теория Всевышнего), космология (теория мира) и антропология (теория человека). Кое-какие эксперты первичную форму религиозной теории усматривают в мифе.

Религиозный культ связан с определенным отношением людей к божественным силам и проявляет себя через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздничные дни, паломничества и т.д.

Предметом культовой деятельности становятся силы и различные объекты, осознаваемые в форме разных образов. В качестве предмета культа в различных религиях выступают материальные предметы, животные, растения, реки, горы, Луна, Солнце и т.д.

Субъектом культа возможно религиозная несколько либо же верующий индивид. Мотивом участия в данной деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные эмоции, рвения, потребности. К средствам культа возможно отнести молитвенный дом, религиозное мастерство (живопись, скульптура, архитектура, музыка), разнообразные культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения, крест и т.д.)

Методы культовой деятельности определяются содержанием религиозных вер и находятся в прямой зависимости от средств культа. В каждой религии сложились предписания и определённые нормы о том, в то время, когда, что и как следует сделать верующему. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение), так и более сложных (жертвоприношение, обряды, молитвы, богослужение, праздничные дни). Средства культа и методы культовой деятельности имеют символические значения. К примеру, крест, будучи знаком христианства, высказывает определенное значение (возвышение Христа, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие на протяжении крестного знамения православных обозначает исповедание триединства Всевышнего.

Результатом культовой деятельности есть в первую очередь удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. Посредством культовых действий в сознании верующих воспроизводятся разные религиозные образы, знаки, возбуждаются чувстве. В культовой деятельности происходит общение верующих между собой, она есть средством сплочения религиозной группы. На протяжении отправления культа удовлетворяются эстетические потребности. Все это усиливает религиозные эмоции людей, объединяет их и оказывает помощь в достижении высшей духовности.

В одних религиях культовые действия занимают большое место (католики, православные, мусульмане), а в других они незначительны (баптисты, адвентисты, иеговисты и др.). Религиозные организации, в соответствии с обычаям и традициям, церковному праву или уставу, объединяют людей определенного вероисповедания. Первичной ячейкой религиозного объединения выступает община. Для религиозных социологов и богословов характерен взор на организации и религиозные группы как на особенного рода образования. Так, к примеру, в соответствии с этому взору, христиане входят в объединение, главой которого есть Христос. Цементирующим началом объединения считается «Дух Святой», пребывающий в его участниках.

Общность верующих мыслится как мистическое единство, выходящее в сферу трансцендентного. Теологи уверены в том, что члены религиозных групп владеют каким-то особенным бесплатно общения-и познания бога с ним и конкретно этим отличаются от других людей.

В литературе выделяются следующие типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация. Церковь представляет собой относительно широкое объединение, в котором отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Во многих церквах осуществляется деление верующих на священников и рядовых участников — мирян Церковь строго структурирована по «вертикали» и «горизонтали» в соответствии с подробно созданной нормативной совокупностью.

Секта появляется как оппозиционное течение в том либо другом религиозном направлении. Для нее характерна претензия на исключительность собственной роли, теории, идейных правил, установок и ценностей. С этим связаны настроения избранничества, а часто и тенденция к изоляционизму. В секте быстро выражено рвение к духовному восстановлению участников, показателем которого считается строгое совладение определенного религиозных предписаний и нравственного кодекса. Эта установка часто ведет к фанатизму. Имеются кое-какие особенности и в организационной структуре сект. Тут отсутствует университет священничества, лидерство считается харизматическим: право на него согласится за лицом, которое взяло якобы особенную свойство управления. В секте провозглашается принцип добровольности объединения, делается выговор на обращение, предшествующее членству.

Деноминация может развиваться из других типов объединений либо сначала складываться в виде своеобразного образования. Ее идейные, культовые и организационные правила формируются в конфронтации к церкви и секте. Для деноминации характерно принятие разноплановых идейных, культовых и организационных правил. Сохраняя выговор на «избранности» участников, она признает возможность духовного восстановления для всякого верующего. Наряду с этим изоляция от «мира» и замкнутость в религиозной группы не считаются необходимым показателем «подлинной» религиозности. Деноминации свойственна четкая организация как по «горизонтали» (координация общин и деятельности верующих), так и по «вертикали» (субординация разных звеньев управления). Не обращая внимания на провозглашение принципа равенства всех выборности и членов руководящего состава, имеется элита начальников, в большинстве случаев, постоянных и наделенных большой властью. Отрицание деления верующих на мирян и священников сочетается с наличием опытных служителей культа, которым приписывается истолкования «слова» и особый дар понимания Божьего, проповеди, пророчества и т.д.

направляться иметь в виду относительный темперамент типологии религиозных объединений. Она не имеет возможности рассматриваться как застывшая конструкция. В настоящей действительности религиозные организации изменяются, происходит изменение одного типа в второй. Как же соотносятся между собой элементы религиозного комплекса? Базой всякой религии являются религиозные представления, выраженные в форме догматов, поучений, запретов и культовых предписаний. Эмоции людей покупают религиозную окраску лишь в связи с представлениями о сверхъестественных особенностях объекта, на что они направлены. Ужас либо преклонение перед Всевышним может появиться только у человека, верующего в настоящее существование Всевышнего как творца мира. То же самое относится и к культу. Те либо иные действия покупают религиозный суть только при наличии соответствующих идей и представлений.

Так, религиозные представления, действия и настроения, а на более поздних этапах развития религии религиозные организации составляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны. Только совокупность этих элементов образует такое специфичное социальное явление, как религия.

3. Место, функции и роль религии в обществе. Религию нельзя изучать как замкнутую, изолированную совокупность. Будучи особенной формой духовой деятельности людей, она тесно связана и взаимодействует с другими элементами публичной совокупности, занимая разное положение на различных стадиях развития людской общества. И зависит это от места, которое занимает в совокупности публичного сознания религиозная идеология, от места религиозной деятельности и религиозных взаимоотношений, в первую очередь культовых отношений и культовой деятельности, всистеме социальных отношений и социальной деятельности, от места религиозных групп, общностей, организаций среди вторых групп, общностей, организаций.

Возможно сказать о следующих положениях религии в обществе:

— сакрализация публичных норм и идей, взаимоотношений, институтов и групп. Религиозное создание господствует. Религиозные группы совладают с этическими общностями. Религиозная деятельность образовывает непременное звено неспециализированной социальной деятельности. Социальные университеты соединяют в себе власть религиозную и светскую;

— светское сознание существует наровне с религиозным. Религиозная деятельность, не смотря на то, что и вменяется вобязанность, но понемногу выделяется из неспециализированной цепи социальной деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Появляется тенденция снятия с социальных связей «печати» религиозных взаимоотношений. Религиозная общность претендует на совпадение с этнической общностью, но идет процесс их дифференциации. Часто провозглашается торжество религиозной и национальной принадлежности,

— религиозное сознание занимает второстепенное место в публичном сознании. Господствуют другие системы отношения и Религиозная деятельность являются частным видом отношений и деятельности. Религиозные группы хороши от этнических общностей и не совпадают с национальными. светская власть и Духовная в собственности различным университетам;

— наконец, допустимо общество, в котором религия по большому счету не имеет места.

Под функциями религии направляться осознавать разные методы ее действия в обществе. В литературе в качестве самые существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-показывающая.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задает предельные параметры, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п.

Религия делает особую функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в безнравственности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Всевышнего; смертный оказывается бессмертным; несправедливости и мир зла заменяется царством Божиим. Серьёзное значение имеет психотерапевтический нюанс компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» — второстепенным. Общение происходит в первую очередь в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, публичная молитва рассматриваются как основное единения верующих и средство общения с Всевышним и между собой. Внекультовые отношения и деятельность кроме этого снабжают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, религиозные организации и культовая деятельность выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная совокупность и как база общественносанкционированных способов поведения религия в некотором роде упорядочивает мысли, действия и устремления людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя деятельность и поведение индивидов, объединяя их мысли, эмоции, рвения, направляя упрочнения социальных институтов и групп, религия содействует стабильности данного общества. Ответственной функцией религии есть культурно-показывающая, разрешающая человеку приобщиться к культурным сокровищам итрадициям, в развитии и появлении которых религиозный фактор игрался или определяющую, конституирующую, или большую роль.

Результаты, последствия исполнения религией собственных функций, т.е. ее роль в жизни общества, были и являются различными. Возможно назвать кое-какие правила, реализация которых оказывает помощь давать объективный анализ роли религии в конкретных условиях, месте и времени.

В первую очередь нельзя считать роль религии в обществе исходной и определяющей, желай она и оказывает на другие формы и общество публичной судьбе обратное действие. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, организаций и различных групп в этих регионах. Происходит как бы наложение религиозных взаимоотношений на другие публичные отношения. В этом замысле особенное место в истории занимал и занимает феномен клерикализма, попытки религиозной организации выйти за фактически религиозные рамки и оказывать влияние на те либо иные стороны публичной судьбе.

Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, а это место не есть раз и окончательно данным, оно изменяется в секуляризации процессов и контексте сакрализации. Сакрализация свидетельствует вовлечение в сферу религиозного санкционирования решенных форм публичного и личного сознания, деятельности, взаимоотношений, поведения людей, рост влияния религии на разные сферы публичной и личной судьбе. Секуляризация наоборот, ведет к ослаблению влияния религии на публичное и личное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования разных видов деятельности, поведения, институтов и отношений, «вхождения» религиозных организаций и индивидов в разные внерелигиозные сферы судьбы.

Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы и неравномерны в обществах различных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в регионах и странах Европы, Америки, Азии, Африки, в изменяющихся социальнополитических и культурных обстановках. Принципиально важно учесть соотношение общечеловеческого и частного в религии. На данный момент обширно распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого, но это мнение не учитывает последовательности факторов. В религиях представлены самые разные культуры. И в каждой религии причудливо переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, патриархальные, глобальные. В разных обстановках на передний замысел смогут выступать те либо иные компоненты, что находит выражение в определенных социальнополитических ориентациях. История свидетельствует, что религиозные организации смогут занимать различные позиции: прогрессивную, консервативную, регрессивную. Причем эта ее представители и группа не всегда жестко придерживаются какой-то одной из них, допустимо изменение ориентации, переход от одной к второй.

В наше время значимость деятельности любых университетов, групп, партий, фаворитов, а также религиозных, определяется в первую очередь тем, в какой мере она помогает утверждению общечеловеческих гуманистических сокровищ.

4. Типология религии.Типологизацию и классификацию религий возможно делать по различным основаниям. По основанию историко-культурному (хронологическому) все узнаваемые религии делятся на два типа: религии и архаические религии цивилизованных обществ. По основанию теистичности (наличия либо отсутствия в них идеи Всевышнего) — на дотеистические и теистические. Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких всевышних, к примеру древнегреческая и древнеримская религии, и монотеистические, т.е. религии единобожия, к каким относятся иудаизм, ислам и христианство. В совокупности классификации религии возможно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а есть элементом, составной частью природы. К обычным природным религиям относятся ведические религии Старой Индии, из мировых религий — буддизм. Но, в большинстве случаев, эти религии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам ииудаизм, имеющие неспециализированный корень — Ветхий Завет, в центр собственной совокупности ставят человека, что обретает путь к личному спасению. В этих религиях основное внимание уделяется нравственные идеям. Довольно часто эти религии именуют нравственными, либо духовными. Собственную систематизацию религий внес предложение Г. Гегель. Он поделил все религии на три группы — стадии, последовательно сменявшие друг друга: религия природы (Древний Восток), религия духовной индивидуальности (иудея, греки, римляне), полная религия (христианство).

Кое-какие эксперты выделяют многочисленную группу древних религий, базой которых есть мифология. Мифы являются особенный метод постижения человеком окружающего его мира в эмоциональной, образной, художественной форме. В мифологии заложены и наука, и мастерство, и философия, и религия. В мифах человек уподобляет себе всю землю; по мере того, как он начинается духовно и интеллектуально, отрывается от мира, от природы, все больше чувствуя собственную людскую сущность, мифология исчезает. Мифологические религии, в которых всевышние живут на земле, в небе, появляясь среди людей и совершая разные поступки, в середине I тыс. до н.э. были потеснены возникновением новых религий, не основанных на мифологии — буддизма, даосизма, конфуцианства. На рубеже отечественной эры появляются религии в которых Всевышний существует и действует вне мира, как управитель и создатель всем сущим. Эта мысль собственный начало берет от монотеизма древних иудеев иокончательно оформляется в христианстве. Во время империи началось обожествление императоров. Уже император Октавиан добавил к собственному имени титул Август, т.е. священный, и был заявлен Всевышним. Август совершил громадную религиозную реформу, упорядочив поклонение всевышним, сделав религию опорой собственной императорской власти. В то время, когда могущественная Римская империя начал клониться к закату, на ее окраине, а после этого и в самом Риме начала утверждаться вера в Спасителя Христа. Человечество входило в новую эру собственного существования.

Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые, либо вселенские.

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их заглавия, в значительной мере связаны с определенным народом, этносом, нацией. Обстоятельствами для того чтобы рода национальной замкнутости смогут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные обстоятельства, сильно выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

По этим же обстоятельствам, но имевшим направленность вовне, появились интернациональные, либо мировые, вселенские религии, взявшие широкое распространение среди различных народов. Их всего три: буддизм, включающий два главных направления, — хинаяна и махаяна; христианство, включающее три главных направления, — католицизм, протестантизм и православие; ислам, имеющий два основных направления — шиизм и суннизм.

Происхождение мировых религий — итог долгого развития политических, экономических и культурных контактов между народами и различными странами. Этнические, национальные перегородки, характерные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический темперамент буддизма, ислама и христианства разрешил им перешагнуть национальные границы, обширно распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии. Мировым религиям в большей либо меньшей степени характерна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Всевышнего. Единый Всевышний монотеизма как бы соединяет в одном образе все свойства и те качества, каковые были свойственны бессчётным всевышним политеизма.

Любая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим событием разъясняются многие их характерные изюминки.

Главные понятия

Религия, религиоведение, вера, духовная жизнь общества, онтология, гносеология, теология, религиозная мысль, религиозный культ, религиозная организация, церковь, секта, деноминация, сакрализация, секуляризация, национальные религии, мировые религии.

Вопросы дли контроля

1. Что такое религия?

2. Что есть изначальным элементом всякой религии?

3. Каковы главные функции религии?

4. Какие конкретно науки изучают религию?

5. Как возможно классифицировать религии, существующие Сейчас?

6. Какова роль религии в жизни общества и человека?

Темы рефератов

1. значение и Роль религиозного фактора в жизни населений украины.

2. Развитие представлений о религии.

3. Способы изучения религии.

4. структура и Элементы религии.

5. Неприятности современного религиоведения.

Темы контрольных работ

1. Научные определения религии.

2. Религия как мировоззренческий феномен.

3. Роль религии в духовной судьбы современного общест ва.

4. Структура религии.

5. Главные функции религии.

6. Типология религии.

Задания для независимой работы

1. Назовите религиозные организации, существующие в Вашем городе (районе) и дайте имкраткую чёрта. Выберите пара примеров из истории России, каковые бы разрешили оценить церкви и роль религии в жизни общества.

Литература

Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988.

Гараджа В.И. Религиоведение. М.,1994.

Библия. М.,1996.

Донини А. Уистоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.,1987.

Косидовский 3. Библейские сказания. М.,1975.

Коран. М.,1963.

Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. религия и Наука: историкокультурный очерк. М.,1988.

Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.,1982.

Крывелев И.А. История религии: очерк. В 2 т., 2-е изд. М.,1988.

Климович Л.И. Книга о Коране, его мифологии и происхождении. М.,1986.

Кубланов М.М. Происхождение христианства. М., 1974.

Куланов А.Е. Религии мира. М.,1996.

Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб.,1997.

Лобовик Б.А. Религиозное его особенности и сознание. Киев.,1986.

Лозинский С.Г. История папства. М.,1986г.

Маркевич С. Современная христианская народовластие. М.,1982.

Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

Мень А. История религии в отыскивании Пути, Жизни и Истины. М.,1985.

Митрохин Л.Н. Религии «нового века»: М.,1985.

Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1974.

Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983.

Базы религиоведения/Под ред. Н. Яблокова. М.,1994.

Религия в политике США. М.,1986.

Религии мира: Пособие для преподавателей/ Под ред. Я.Н. Щапова. М.,1994.

Угринович Д.Н. Введение в религиоведение. М., 1979.

Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

Разрушая чары: религия как природное явление.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: