Психическое развитие при детском церебральном

Параличе

Ранний органический недостаток центральной нервной совокупности,’ составляющий базу детского церебрального паралича, обуславливает сложное сочетание^ишгательных и психологических недостат-ков, что и образовывает своеобразную структуру психологического дизонтогенеза наряду с этим заболевании.

В структуре и двигательных, и психологических нарушений отмечается необычная связь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех либо иных психомоторных функций, первым делом самый поздно формирующихся в обычном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной совокупности. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатшеского симпто-мокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Изюминкой формирования моторных и психологических функций при ДЦ1 Гявляется не только их более замедленный темп, но и необычная диспропорциональность, асинхронность созревания с возникновением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, довольно часто патологических симптомокомплексов.

Так, к примеру? структура двигательного и речедвигательного недостатка при многих формах детского церебрального паралича характеризуется неравномерностью с наличием вторичной как адекватной, так и^патологической компенсации, что ведет к формированию ^стойких положений конечностей и порочных поз, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стереотипов. Известно, что^ходьба детей со спастической диплегией характеризуется тем, что они кроме того по окончании длительно проводимых реабилитационных мероприятий не смогут машинально, как это делает здоровый ребенок, переносить вес тела с одной ноги на другую. Вес тела сосредоточивается по большей части на внутренней стороне стопы. Ребенку как бы не достаточно наружной ротации и равновесия стопы, исходя из этого при ходьбе он «падает» с одной ноги на другую. Для сохранения равновесия в вертикальном положении он применяет перемещения рук, компенсаторные перемещения головы, верхней части туловища, что формирует необычный порочный вариант ходьбы. Данный пример демонстрирует сложный ^механизм V формирования двигательного акта при церебральном параличе.

При гиперкинетической форме церебрального паралича необычная структура интеллектуальной недостаточности в известной степени определяется диссоциацией между довольно сохранными возможностями интеллектуального развития и нарушениями эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, внимания, памяти, умственной работоспособности.

При атонически-астатической форме заболевания характерна неравномерность нарушений познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер. Так, при большой частоте сохранности интеллектуальных возможностей обращает на себя внима-•?}W*» ние эмоционально-личностная незрелость.

‘ Изюминкой двигательных нарушений при ДЦП есть то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, в особенности с недостаточностью ощущений собственных перемещений. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются необычную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней коррекции оказывает негативное влияние на целый движение формирования жадно-личности ребёнка и психических функций|Т1ри ДЦП имеют место недочёты слуха и зрения, эмоционально-во-,;’левой сферы, поведения, умственной деятельности, речи, свя-s .; » занные с ранним органическим поражением головного мозга и . определяющие сложную структуру нарушенного психологического

{ развития. |Т* Известно кроме этого, что дети с церебральным параличом, воспи-* I тывающиеся многие годы в особых лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях (в особых детских садах, особых школах-интернатах, санаториях и т.п.), имеют| собственный-» образные эмоционально-личностные изюминки депривационного генеза. Эти нарушения рассматриваются как вторичные, осложняющие первичный недостаток.

Так, у детей с церебральным параличом имеет место не только замедленный, но и довольно часто неравномерный темп психологического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психологических функций, что дает основание сказать о необычной дизонтогении психологического развития церебрально-органического генеза, которая включает следующие главные варианты:

— локальный дизонтогенез отдельных высших психологических функций (речи, пространственных представлений, разных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.);

— нарушения умственной работоспособности;

— нарушения произвольной регуляции психологической деятельности;

— своеобразную задержку психологического развития, при кото-рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со

^ стойко ограниченным запасом представлений и знаний об окружа-1 ющем и своеобразными изюминками интеллектуальной деятельности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала. Патогенетическую базу данной задержки психологического развития у детей с церебральным параличом образовывает парциальная патологическая гетерохрония и системная ретардация развития

‘мозга в целом в сочетании с разными неврологическими и психопатологическими синдромами, обусловленными ранним органическим поражением ЦНС.

Среди этих синдромов у детей с церебральным параличом преобладают следующие: церебрастенический с выраженными нарушениями умственной работоспособности„синдромы локальных нарушений отдельных высших психологических функций, отставание в ,. развитии эмоционально-волевой сферы, что проявляется прежде v^i всего в отсутствии у многих детей личностной готовности к /*и

Определенную роль в степени выраженности указанных нарушений играются неточности воспитания детей с церебральным параличом в семье. Значительно чаще родители воспитывают детей по типу гиперопеки, в следствии чего у ребенка слабо формируется мо-тивационная база психологической деятельности, адекватная самооценка и произвольность. Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при мельчайшем утомлении отказываются от исполнения заданий. У них в большинстве случаев церебрастенический синдром сочетается с астеноадинамическим. Таковой ребенок малоактивен при исполнении любых заданий, он медлительно включается в исполнение задания и требует постоянной стимуляции для его завершения. Все мыслительные процессы у него быстро замедлены. ‘ Астеноадинамический синдром самый обычен для детей со спастической диплегией и атонически-астатической формой це-ч ребрального паралича. Щ V При гиперкинетической форме более довольно часто отмечается асте-v7 но-гипердинамический синдром с проявлениями двигательного тревоги, повышенной раздражительности, суетливости.

В предпубертатном и пубертатном возрасте может отмечаться чередование указанных синдромов.

Церебрастенические синдромы самый четко проявля
ются в школьном возрасте при разных интеллектуальных на
грузках. В данный же период более четкими становятся и особенности
интеллектуальной деятельности. ‘у«„’…* .’-‘ ‘ ?’¦ ‘

Недостатки интеллектуальной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления. Это в известной степени возможно обусловлено недостаточностью семантической стороны речи. Не обращая внимания на то что у большинства детей, с которыми проводились занятия в дошкольном возрасте,

к началу обучения в школе мог быть формально достаточный словарный запас, при особом обследовании выявлялась недостаточность семантической формирования слов и стороны речи как понятий. В большинстве случаев, отмечается ограниченное, довольно часто сугубо личное, конкретное, а время от времени и искаженное понима- / ние значения отдельных слов. Это возможно связано первым делом с ограниченным практическим опытом ребенка. Возможно высказать предположение, что формирование обобщающих понятий на вербальном уровне вне полноценной предметно-практической и игровой деятельности не содействует в должной мере формированию общей стратегии и обобщённого мышления познания окружающей действительности.

Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются самый очевидно при исполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов симультанного характера, т. е. целостной интеллектуальной деятельности, основанной на сотрудничестве анализаторных совокупностей и симультанном синтезе.

У этих детей отмечается не только ограниченный запас представлений и знаний об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место своеобразные трудности переработки информации, приобретаемой как в ходе коммуникативной, так и предметно-практической деятельности.

Характерной изюминкой мышления есть кроме этого нарушенная динамика мыслительных процессов. Чаще всего отмечается замедленность мышления, а во многих случаях и более выраженная инертность. Причем это далеко не всегда сочетается с интеллектуальным недоразвитием олигофренической структуры, чаще это имеет место при задержке психологического развития, а время от времени и при довольно сохранных возможностях интеллектуальной деятельности. Нередким нарушением есть кроме этого недостаточная последовательность мышления, время от времени со склонностью к побочным ассоциациям и резонерству, что особенно характерно для детей, у которых детский церебральный паралич осложнен гидроцефалией. * Отличительной изюминкой мыслительных процессов детей N с церебральным параличом есть связь недостаточно^/ сти как содержательной, так и организационной сторон мышления. Как мы знаем, что для развития организационной стороны мышления нужна сформированность самоконтроля и операций планирования, и определенный запас умений и знаний. У детей с церебральным параличом без особого обучения эти предпосылки не развиваются. Исходя из этого при проведении кор-рекционной работы с этими детьми уже в дошкольном возрасте нужно всегда расширять количество их представлений и знаний об окружающей действительности, и затевать форми-/ ровать самоконтроля и операции планирования. Принципиально важно постоянно\

обогащать практический опыт детей с церебральным параличом и целенаправленно обучать их приемам умственной деятельности. Так, в структуре интеллектуальной недостаточности у детей с церебральным параличом громадное место занимает несфор-мированность организационно-операционной стороны интеллектуальной деятельности, которая, в большинстве случаев, сочетается с замедлен-i ностью мышления и низкой умственной работоспособностью.

Характерной изюминкой психологического развития детей с церебральным параличом есть задержанное формирование ре-г^ляторной функции психологических процессов, что в значительной мере связано с замедленным созреванием переднелобных отделов коры головного мозга.

Помимо этого, недостаточная сформированность наглядно-действенного и образного мышления у детей в сочетании со стойки-i ми речевыми расстройствами обуславливает отставание в развитии словесно-логического мышления.

направляться подчернуть, что у детей с церебральным параличом уровень мыслительных операций в значительной мере зависит от степени знакомства их с явлениями и объектами окружающей действительности. В условиях необходимости осмысления малознакомых обстановок уровень мыслительных процессов существенно понижается. Привлекает внимание влияние прошлого обучения на уровень интеллектуальной деятельности детей. Обобщенные методы мышления в большинстве случаев использовались детьми младшего школьного возраста только в тех обстановках, в которых они были организованы, либо в весьма похожих, т.е. методы действия были тесно связаны с конкретным содержанием заданий. Нужно подчернуть, что эта особенность мышления во многих случаях затрудняла дифференциальный диагноз задержки психологического развития и олигофрении. Сначала казалось, что ребенок делает задание механически, заученно, что характерно для детей с олигофренией. Но динамические наблюдения показывали, что подобный тип исполнения заданий детьми с церебральным параличом на первом году обучения связан с задержанным формированием способов умственных действий, неспециализированной стратегии познавательной деятельности и не имеет независимого диагностического значения. Подобные проявления на втором году обучения являются уже настораживающим показателем в отношении умственной отсталости.

При исполнении предложенных заданий дети испытывали выраженные затруднения в складывании разрезных картин и размещении сюжетных картин в серии. Верно разбирая отдельные подробности картины, дети испытывали трудности в их планомерном синтезе.

Особое изучение продемонстрировало, что для всех детей младшего школьного возраста особенно тяжёлыми являются задания, решаемые средствами наглядно-действенного и наглядно-образ-

ного мышления, к примеру задания методики В.М.Когана. Определенные трудности дети кроме этого испытывали, в то время, когда требовалось выложить столько предметов, сколько их на столе, больше либо меньше на определенное количество и т. п. По принципу наглядной аналогии задания довольно часто выполнялись хуже, чем по словесной инструкции.

Недочёты операциональной стороны интеллектуальной деятельности в большинстве случаев более выражены на начальных этапах обучения. Привлекало внимание отставание в формировании понятийного абстрактного мышления. Специфика этого отставания в значительной мере определялась недоразвитием семантической стороны речи. \/ Низкий уровень наглядно-действенного мышления особенно довольно часто наблюдался у детей с слишком мало организованными пространственными представлениями. Обучающиеся подготовительных и реже первых классов затруднялись в дифференциации правой и левой стороны на себе и особенно при исполнении проб Хеда; многие пространственные понятия: «спереди», «позади», «между» и т.п. — не были ими усвоены. Дети затруднялись сложить из частей целое (к примеру, составить разрезную картину, выполнить постройку из кубиковгю примеру, выполнить задания по методике «кубики Kooca»)f ^процессе динамического обследования было установле-1 но, что самый легко преодолеваемой была несформированность I стереогноза и пространственных представлений, самый стойко \ сохранялась недостаточность праксиса и оптико-пространственно-( го гнозиса. Эта последняя недостаточность, в большинстве случаев, коррелировала с тяжестью поражения двигательной совокупности в целом и особенно с недоразвитием и нарушением зрительно-моторной координации. самая выраженной такая корреляционная сообщение была при гиперкинетической форме заболевания. При спастической дип-легии и гемипаретической форме ДЦП эта сообщение была менее выраженной и больше проявлялась зависимость недочётов оптико-пространственного гнозиса от локализации мозгового поражения. Несформированность оптико-пространственного гнозиса наблюдалась в основном при поражении левых конечностей, т.е. при * правосторонней полушарной локализации поражения. I Так, у детей с церебральным параличом самый {задержанными в развитии являются те высшие корковые функ-\ ции, каковые в собственном формировании самый тесно связаны с f двигательно-кинестетическим анализатором.

Изюминкой недостаточности высших корковых функций у

\Y детей с церебральным параличом есть сочетание разных

~*/ч наРУшении развития, значительно чаще несформированности праксиса

t и гнозиса, к началу школьного обучения. Отмечены выраженное

^\ негативное влияние этих слишком мало организованных выс-

\ ших корковых функций на процесс обучения, и сложный

генезис указанных расстройств, в котором наровне с локализацией

поражения громадную роль играются функционально-динамические нарушения за счет патологической проприоцептивной афферентации.

У обучающихся с сохранными возможностями интеллектуального развития в начале обучения часто выявляются определенные трудности в усвоении письма, чтения, счета. Часто наблюдаются зеркальность письма, оптические замены букв, пропуски слогов и букв, звуковые и другие неточности. В ходе обучения в адекватных для ребенка условиях число этих неточностей значительно уменьшается, что дает основание предполагать, что в базе указанных затруднений громадное место занимает несформированность межсенсорных связей звукового и двигательно-кинестетического анализаторов.

Для многих детей с церебральным параличом свойственны своеобразные трудности в усвоении счетных операций и оценке отдельных цифр при их зрительном восприятии в ходе написания и опознания. Это довольно часто сочетается со смешением арифметических знаков и своеобразными трудностями формирования представлений о числе.

Обучение чтению во многих случаях затруднено из-за оптико-гно
стических расстройств. .

Отставание в психологическом развитии у детей с церебральным па- \ раличом в большинстве случаев сочетается с низкой познавательной активностью, ‘; недочётами внимания и памяти. Тяжесть этих недочётов в большинстве случаев коррелирует с выраженностью церебрастенического синдрома. Повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественных подробностях в сочетании со слабостью произвольного запоминания свойственны для большинства детей с церебральным параличом.

памяти недостатков и Тяжесть внимания довольно часто коррелирует со
степенью выраженности патологически усиленных позно-тони-
ческих недостаточности и рефлексов зрительно-моторной коор
динации. Эти нарушения особенно заметны у детей с гиперкине-\
тической формой церебрального паралича, в то время, когда имеет место по-/
ражение подкорковых структур головного мозга. ^

\

Для детей с церебральным параличом свойственны кроме этого нару- Qkj. шения формирования эмоционально-поведения и волевой сферы, J^*\ каковые особенно выражены при гиперкинетической и атониче- ^О^У ски-астатической формах ДЦП.

Нарушения эмоционально-волевой сферы значительно чаще проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной совокупности. У детей первых лет судьбе довольно часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, нередкие пробуждения, беспокойство ночью).

Аффективное возбуждение может появляться кроме того под влиянием простых тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, в особенности усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной чувствительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность. Значительно чаще отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственно-сти. Так, начав плакать либо смеяться, ребенок не имеет возможности остановиться, и чувства покупают как бы насильственный темперамент. Повышенная эмоциональная возбудимость часто сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями отказа и протеста, каковые существенно усиливаются в новой для ребенка обстановке, и при утомлении. Эмоциональные расстройства господствуют среди вторых проявлений, вызывающих трудности адаптации, характерные для этих детей, в особенности в раннем возрасте.

Не считая повышенной эмоциональной возбудимости смогут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Данный синдром, так же как и весёлое, немного поднятое настроение со понижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Вероятны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого упрочнения, несамостоятельность, повышенная внушаемость, происхождение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных обстановках.

Фобический синдром, либо синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная чувствительность в сочетании с аффективной инертностью и эмоциональной возбудимостью формирует благоприятный фон для происхождения невроза страха. Ужас может появляться кроме того под влиянием малых психогенных факторов — незнакомой обстановке, краткосрочной разлуки с родными, появления новых лиц а также новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других — гиподинамией, неспециализированной заторможенностью и и в том и другом случае сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями — побледнением либо покраснением кожи, гипергидрозом, учащением дыхания и пульса, время от времени ознобом, увеличением температуры. При происхождении страха у ребенка усиливаются двигательные нарушения и саливация (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Вероятны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — смерти и страх болезни.

Страхи, появляющиеся спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, именуются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним

относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически на протяжении сна и сопровождающиеся криком, плачем, неспециализированным возбуждением, вегетативными расстройствами.’Они свойственны для детей с гипертензионно-гидроцефальньш синдромом, довольно часто появляются на фоне гипертермии. В случае, если страхи появляются неожиданно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через однообразные промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их направляться отличать от пароксизмов эпилептического генеза, каковые также будут наблюдаться при детских церебральных параличах.

Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстройствами являются у детей с церебральным параличом благоприятной землёй для происхождения истероформных реакций. Такие реакции в большинстве случаев провоцируются обидой либо желаниями ребёнка и неудовлетворёнными требованиями, сопровождаются бурными проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушениями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и покупают условно-рефлекторный, привычный темперамент. Став привычными формами поведения, они смогут составить базу для создания патологического характера.

Среди вариантов аномального развития личности при церебральных параличах чаще всего отмечается задержанное развитие по типу психологического инфантилизма. В базе психологического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Главный показатель инфантилизма — недоразвитие произвольной регуляции других форм и поведения произвольной деятельности (высших психологических функций). В собственных поступках дети руководствуются по большей части чувством наслаждения, сиюминутными жаждами. Они эгоцентричны, не могут сочетать собственные интересы с заинтересованностями вторых и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности кроме этого выражено преобладание чувств наслаждения, фактически интеллектуальные интересы развиты слабо.

В базе формирования личности по типу психологического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, общения и ограничение деятельности, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.

Инфантилизм сохраняется часто и в старшем школьном возрасте, проявляясь в виде интереса к детским играм, слабости волевых упрочнений, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости.

При осложненных формах инфантилизма, что самый обычен для детей с церебральным параличом, наровне с баз-

ными проявлениями отмечается повышенная психологическая ис-тощаемость, двигательная расторможенность. / Помимо этого, для детей с церебральным параличом характерен / так называемый невропатический вариант психологического инфан-I тилизма. Главные!Эрл’аТШристики этих детей включают: несамо-I стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, робок-‘ ность в собственных силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно-I сти адаптации к новым условиям.

V У таких детей в раннем возрасте в большинстве случаев стойко выражены разные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к разным раздражителями). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности часто сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем довольно часто появляются ситуационные конфликтные переживания. Не отыскав признания у сверстников, кое-какие дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, понемногу у них начинается и закрепляется чувство одиночества. Все это ведет к еще большей дисгармонии в развитии личности. При долгих негативных действиях экологии затормаживание поведенческих реакций закрепляется и формируются характерологические изюминки тормозного типа.

При невропатическом варианте психологического инфантилизма довольно часто имеет место так называемый аффект неадекватности, что проявляется в разных формах. Одна из них — реакции протеста, воображающие собой преходящие расстройства поведения на базе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.п.). Для реакций протеста характерна направленность и определённая избирательность. В большинстве случаев преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), уходы из дому либо из школы; время от времени они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, эн-копреза. Пассивный протест у детей с церебральным параличом чаще всего проявляется отказом от исполнения требований своих родителей либо учителя.

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах есть одним из компонентов сложного недостатка, включающего обрисованные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. Наряду с этим имеет место выраженная недостаточность познавательной деятельности, в особенности абстрактного мышления, и вторых высших психологических функций.

Олигофрения различной степени выраженности отмечается в 35 —50 % случаев ДЦП. Чаще всего она результат корковых поражений мозга, и сочетанных поражений коры мозжечковой системы и головного мозга, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Помимо этого, она отмечается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

Как правило это атипичная форма, характеризующаяся неравномерностью проявлений интеллектуального недостатка. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преимущественном недоразвитии таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с обычными для олигофрении показателями — инертностью и конкретностью мышления. В других преобладает недоразвитие передних отделов мозга — лобной коры. Эти дети отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможен-ностью.

Часто олигофрения у детей с церебральным параличом сочетается с быстро выраженной неспособностью ребенка к психологическому упрочнению, с чрезмерной отвлекаемостью, полной бездействием, трудностью установления контакта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме детского церебрального паралича.

Большое место в структуре аномального психологического развития детей с церебральным параличом занимают недочёты речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Они проявляются в виде следующих главных форм:

дизартрия — нарушения произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;

алалия — системное недоразвитие речи в следствии поражения либо дисфункции корковых речевых территорий;

дислексия — значительные трудности в овладении чтением;

дисграфия — нарушения формирования письменной речи;

невротическое и неврозоподобное заикание;

нарушения речи по типу мутизма.

самая частой формой речевой патологии у детей с церебральным параличом есть дизартрия.

При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обусловлено поражением речедвигательных механизмов центральной нервной совокупности.

К изюминкам нарушений моторики артикуляционного аппарата при дизартрии относятся:

— недостаточность произвольных артикуляционных перемещений;

— нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;

— недостаточность проприоцептивной афферентации от мышц речевого аппарата;

— наличие гиперкинезов и других насильственных перемещений при некоторых формах дизартрии;

— влияние патологических тонических рефлексов на мускулы артикуляционного аппарата, что со своей стороны определяет наличие патологической проприоцептивной афферентной импульса-ции от мышц артикуляционного аппарата. Этим обусловлена слабость движений и ощущений органов артикуляции.

Тесная связь патогенетических механизмов двигательных и речедвигательных расстройств при детском церебральном параличе требует особого комплексного подхода к их коррекции и диагностике на базе нейроонтогенетического принципа.

Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: