Тема 1: «введение. что изучает информатика?»

Тема 1: «ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИНФОРМАТИКА?»

Цель:Сообщение сведений об информации,её видах и способахиспользования.

Прочтите словосочетания и слова, запомните их значения.

информация приобретать, взять (что?)

исходная информация получение информации

количество информации сведения (о ком? о чём?)

обработка информации обработать,

обрабатывать (что?)

итог применять (что?)

вычислять, вычислить (что?) применение

хранить (что?) научный

сохранять, сохранить (что?) технический

сохранение политический

Сгруппируйте однокоренные слова.

Информация, сбор, сохранять, обрабатывать, решать, вычисление, обработка, хранение, информационный, ответ, вычислять, обработанный, хранить, информатика, собирать, сохранение.

3. Прочтите текст и попытайтесь осознать его содержание.

Текст

Вся жизнь человека связана с информацией. В то время, когда человек просматривает книгу, наблюдает телевизор, говорит – он приобретает данные.

Информация –это сведения о мире около нас.Слово информация случилось от латинского слова informatio – осведомление, разъяснение, изложение.

Информация не редкость разных видов:

  • научная;
  • техническая;
  • политическая;
  • экономическая;
  • военная и т.д.

К примеру, при ответе задачи условие задачи – это исходная информация, математические вычисления – это обработка информации. Эти, каковые взяты на протяжении ответа задачи, – это итог обработки информации.

Результаты обработки информации человек применяет в собственной деятельности.

Количество информации скоро возрастает. На данный момент данные собирают, хранят и обрабатывают посредством электронно-вычислительных автомобилей (ЭВМ) – компьютеров.

Информатика –это наука о сборе,хранении,передаче и обработке информации.

Подберите из текста однокоренные прилагательные к существительным.

Наука, техника, политика, экономика, война, математика, вычисления, машина, электрон, компьютер.

Замените эти предложения синонимичными.

Пример:Информация–это сведения о мире около нас.Информация представляет собой сведения о мире около нас.

1) Условие задачи – это исходная информация.

2) Математические вычисления – это обработка исходной информации.

3) Информатика – это наука о сборе, обработке и хранении информации.

6. Вместо точек поставьте глаголы, эти под чертой, в
нужной форме.
1) В то время, когда человек просматривает газету, наблюдает телевизионную переда-
чу, слушает радио, он … данные.
2) В то время, когда студент решает задачу, он … данные.
3) Результаты обработки информации человек … в собственной дея-
тельности.
4) Обработанную данные человек … в библиотеках, в му-
зеях, в собственной памяти.
5) Количество информации скоро … .
6) На данный момент данные …, … и … посредством элек

тронно-вычислительных автомобилей (ЭВМ) – компьютеров.

Приобретать, собирать, обрабатывать, увеличивать, хранить, исполь-зовать.

7. Прочтите текст ещё раз и ответьте на вопросы.

1) Что такое информация?

2) В то время, когда человек приобретает данные?

3) Какие конкретно виды информации существуют?

4) Что такое условие задачи?

5) Что такое «математические вычисления»?

6) Где человек применяет результаты обработки информации? 7) Как на данный момент собирают, хранят и обрабатывают данные? 8) Что такое информатика?

Сформулируйте основную идея текста и дайте ему наименование.

Поведайте текст, дополнив его сведениями, взятыми из упражнений к тексту.

Тема 2: «ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

Цель:Сообщение сведений о мельчайшей и главной единицахизмерения информации.

Прочтите словосочетания и слова, запомните их значения.

мельчайший главный

особый главная единица

особый знак равен, равна (чему?)

измерить, измерять (что? чем?) равняется (чему?)

измерение информации равны (чему?)

кодировать (что? чем?) код

Сгруппируйте однокоренные слова.

Информация, замерить, значение, информатика, кодируется, со-держит, главная, код, буква, цифра, особый, измерение, база, информировать, означать, содержание, буквенный, примерять, цифро-вой, специальность, оцифрованный.

Согласуйте прилагательные с существительными по об-

Разцу.

Пример:научный(информация,текст,определение,результаты) –научная информация, научный текст, научное определение, научные результаты.

технический (ответ, информация, приём, сведения); бинарный (цифры, совокупность, смыслы, код);

особый (информация, знак, число, измерения); мельчайший (число, единица, значение, символ, числа).

Прочтите предложения. Запомните конструкцию «что измеряется чем при помощи чего».

Температура воздуха и тела измеряется при помощи термометра.

Масса тела измеряется при помощи весов.

Количество информации измеряется при помощи подсчёта коли-чества байт.

Байт

К примеру, буква М содержит 1 байт информации. В случае, если слово МАМА кодируется последовательностью из 32 цифр, то это слово со-держит 32 бита, либо 4 байта информации.

Дабы записать в бинарных кодах любую букву алфавита, цифру либо особый знак (. , : ; + – # $ и т.д.), нужен один байт.

Для измерения количества информации применяют большие единицы:

1 килобайт (Кбайт) = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 1024 килобайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 1024 мегабайт;

1 терабайт (Тбайт) = 1024 гигабайт.

7. Ответьте на вопрос, какие конкретно главные понятия рассматри-ваются в этом тексте. Отыщите в нём предложения, в которых речь заходит о единицах измерения информации.

Выясните отношения между единицами измерения ин-формации по примеру: «что равняется чему».

Текст

Информация не редкость аналоговой и цифровой. В простой жизни человек применяет аналоговую данные. Аналоговая информация постоянна,а цифровая дискретна.На данный момент самым лучшим

устройством хранения и переработки информации есть компью-тер. Как мы знаем, информация в компьютере хранится и обрабатыва-ется в цифровой форме.

Для машинной обработки данные необходимо записывать, обо-значая буквы цифрами, т.е. кодировать её. Все буквы, цифры, изобра-звуки и жения ЭВМ переводит в последовательность двух цифр 0 и 1. Такая последовательность именуется бинарным кодом. Запись ин-формации в бинарных кодах именуется кодированием в бинарных кодах. Так как 8 бинарных знаков составляют 1 байт, то говорят о совокупностях «байтового» кодирования. Самый распространена совокупность

ASCII (American Standard Code for Information Interchange) (табл. 1).

К примеру, в совокупности ASCII, код буквы А кодируется как 11000000, а буква М – 11001100, тогда слово МАМА кодируется по-следовательностью из 32 цифр:

М А М А

При выводе информации компьютер её декодирует.

ASCII коды русских знаков

Буква Код Буква Код
А Р
Б С
В Т
Г У
Д Ф
Е Х
Ж Ц
З Ч
И Ш
Й Щ
К Ъ
Л Ы
М Ь
Н Э
О Ю
П Я

Декодирование информации–это преобразование информациииз бинарного кода в вид, понятный человеку.

декодирование и Кодирование информации в бинарных кодах компьютер делает машинально.

В жизни мы довольно часто видимся с декодированием и кодированием информации. К примеру, запись музыки на компакт-диск – это кодиро-вание, а воспроизведение музыки – это декодирование.

Текст

Все компьютеры складываются из однообразных главных устройств: процессора, памяти, устройства вывода и устройства ввода.

Обработка информации выполняется процессором. Процессор –это центральное устройство ЭВМ.

Существует внутренняя и внешняя память компьютера. Внут-ренняя память употребляется для временного хранения данных и про-

грамм, внешняя – для долгосрочного их хранения. Память компью-тера дискретна.

Внутренняя память компьютера предназначена для оператив-ной обработки данных. Она есть более стремительной, чем внешняя па-мять. Выделяют следующие виды внутренней памяти:

  • своевременная.В неё помещаются программы и эти.Онаобладает громадным быстродействием и есть энергозависимой. Обо-значается RAM – Random Access Memory – память с произвольным доступом. В противном случае оперативную память именуют оперативным запоми-нающим устройством (ОЗУ).
  • постоянная память – BIOS (Basic Input-Output System).Со-

держит программы для управления компьютером. Обозначается ROM – Read Only Memory. В противном случае постоянную память именуют постоянным запоминающимустройством(ПЗУ).

Внешняя память предназначена для долгого хранения про-грамм и данных. Это память громадного количества, но низкого быстродей-ствия. Она представлена по большей части магнитными и оптическими носи-телями.

В состав внешней памяти компьютера входят:

  • твёрдые диски;
  • эластичные диски (дискеты количеством 1,44 Мегабайт);
  • лазерные диски (компакт-диски количеством 700 Мегабайт);
  • DVD-диски (количеством 4,7…9,4 Гигабайт);
  • Flash-карты (USB flash drive количеством до 12 Гигабайт).

Человек вводит данные в компьютер через устройства ввода (кла-виатура, мышь, сканер, микрофон), а приобретает итог обработки че-рез устройства вывода (монитор, принтер, звуковые колонки).

Шина –это комплект проводов,по которым происходит обмен ин-формацией между устройствами компьютера.

6. Ответьте на вопросы.
1) Что относится к главным устройствам компьютера?
2) Что есть центральным устройством компьютера?
3) Что делает процессор?
4) Из чего состоит внутренняя память?
5) Какое назначение ОЗУ?
6) Какое назначение ПЗУ?
7) Для чего предназначена шина?
7. Закончите предложения.

1) Обработка информации выполняется … .

2) Процессор, память, устройства вывода и устройства ввода –

это …

3) Процессор – это … устройство ЭВМ.

4) программы и Данные на протяжении работы компьютера сохраняются в … .

5) Человек вводит данные в компьютер через … .

6) Устройства вывода – … .

7) Шина – это комплект проводов, по которым … .

8. Выясните вид памяти: ОЗУ, ПЗУ, внешняя:

1) малого количества, эти стираются при выключении компью-

тера;

2) хранит данные неизменно;

3) большего количества, эти сохраняются при выключении ком-пьютера;

4) малого количества, эти сохраняются неизменно;

5) не хранит данные при отсутствии электропитания.

Данные

Память Сканер

Выводит

Данные

Клавиатура

Принтер

Вводит

Данные

Монитор

Тема 1: «введение. что изучает информатика?»

Обрабатывает

Данные

Текст

Системный блок есть главным блоком в компьютере.Он со-держит процессор, внутреннюю память, специальные устройства и внешнюю память: видеокарту, звуковую карту, модем, сетевую карту.

К системному блоку компьютера посредством кабелей возможно под-ключить разные устройства ввода-вывода информации – такие уст-ройства именуются периферийными устройствами.

Устройства ввода кодируют данные из аналогового вида в цифровой.

Клавиатура –это устройство для ввода символьной информациив компьютер.

Мышь –это устройство,которое оказывает помощь вводить данные вкомпьютер.

Микрофон –это устройство для ввода в компьютер звуковой ин-формации.

Сканер –это устройство для ввода в компьютер графической ин-формации.

Устройства вывода декодируют данные из цифрового вида в аналоговый.

Монитор –это устройство вывода информации на экран. Звуковые колонки –это устройство для вывода звуковой

информации.

Принтер –это устройство для печати текстовой и графическойинформации.

Закончите предложения.

1) ПК состоит … .

2) Системный блок есть … .

3) Дисковод рекомендован для … .

4) CD-дисковод рекомендован … .

5) К системному блоку посредством кабелей возможно подключить …

7. Вместо точек засуньте глаголы, эти под чертой, в
нужной форме.
1) Системный блок … главным блоком в компьютере.
2) Дисковод – это устройство для … информации с дискет.

3) К системному блоку компьютера посредством кабелей возможно … разные устройства ввода-вывода информации.

4) Системный блок … процессор, внутреннюю память и устрой-ства внешней памяти.

Подключать, просматривать, записывать, содержать, являться.

8. Прочтите текст ещё раз. Поставьте вопросы к тексту в нужном порядке.

1) Какие конкретно устройства возможно подключить к системному блоку?

2) Что относится к устройствам внешней памяти?

3) Что содержит системный блок?

4) Посредством чего подключаются устройства к системному блоку? 5) Что относится к главным устройствам компьютера?

6) Какой блок в компьютере есть главным?

9. Поделите текст на смысловые части, дайте наименование каж-дой из них и запишите в форме замысла.

Текст

Устройства ввода информации

Устройства ввода кодируют данные, переводя её в двоич-ный код. Главным устройством ввода информации в компьютер яв-

ляется клавиатура. Все клавиши клавиатуры возможно поделить на спе-циальные группы:

1) алфавитно-цифровые предназначены для ввода букв, символов и цифр;

2) функциональные клавиши – для исполнения определённых действий (F1–F12);

3) управляющие клавиши – для способов ввода и выбора режимов;

4) клавиши управления курсором (навигационные) – для пере-мещения по документу;

5) цифровые клавиши – дополнительные клавиши для ввода

цифр.

Tab–клавиша табуляции,предназначена для перемещениякурсора на пара позиций вправо.

Enter–ввод команды либо строки текста.BackSpaceудаляет знак слева от курсора.Delete(Del)удаляет знак справа от курсора.Insert(Ins)включает режим вставки/замены.Escотменяет прошлое воздействие.

Пробелдобавляет в текст«безлюдной знак».

CtrlиAltиспользуются лишь вместе с другими клавишами.

В правой части клавиатуры находятся клавиши управления кур-

сором: «Home», «End», «Page Up», «Page Down», ® ,, — , ¯ .

Мышь редназначена для ввода информации и удобства работы.Мышь передаёт компьютеру сигналы о собственном перемещении, курсор двига-ется в направлении перемещения мыши.

Сканер –устройство для перевода графической информации вцифровую. Задача сканера – получение электронной копии бумажного документа. Ответственным свойством сканера есть разрешающая спо-собность. Разрешающая свойство – это количество точек, каковые выявит сканер на квадратный дюйм изображения. Оптимальное разрешение сканера для получения хорошей электронной копии изо-бражения 300 (DPI) точек на дюйм. Сканеры бывают чёрно-белые и цветные. Чёрно-белые сканеры выявят различные оттенки серого цвета, от белого до тёмного. Всего таких цветов 256. Цветные сканеры разрешают сделать правильную цветную копию изображения.

Текст

Для обработки информации компьютеру требуется последова-тельность команд преобразования информации – программа. Про-граммы нужны для функционирования компьютера. Любой

процессор имеет собственный комплект команд. Эти команды записываются в бинарном коде и для исполнения должны пребывать в оперативной памяти.

Комплект программ, что создан для компьютера, именуют программным обеспечением (ПО).ПО можноразделить на классы: системное, прикладное, и класс сред для разработки программ.

Системное ПО–программы,каковые снабжают работу дру-гих программ, разрешают хранить библиотеку программ и распреде-лять ресурсы между ними на протяжении работы ЭВМ.

Прикладное ПО–программы,каковые предназначены для реше-ния конкретных прикладных задач.

Среды для разработки программ –особые программы,ко-

торые разрешают создавать новые системные и прикладные программы. Самая неотъемлемая часть системного ПО соб-рана в комплексе программ, что именуется операционной сис-

темой.

ОС делает следующие функции:

— снабжает запуск программ;

— распределяет ресурсы между программами на протяжении работы компьютера;

— предоставляет вторым программам возможность работы с раз-личными устройствами;

— снабжает сотрудничество пользователя с компьютером. самая известной ОС есть

WINDOWS.

Системы ОС компьютера:

— система управления процессами;

— файловая система.

Драйверы –особые программы,снабжающие работу саппаратурой;

Интерфейс –метод сотрудничества пользователя с компьютером;Работа безопасности.

К прикладному ПО, к примеру, относят-ся: программы офисного назначения, графические редакторы, редакто-ры музыки и звука и т.д.

К системному ПО не считая ОС относится комплекс служебных и особых программ, архиваторы, программа Проводник.

К средам для разработки программ возможно отнести Borland Delphi,

Visual Basic, СИ++, Pascal.

7. Отыщите в тексте ответы на вопросы.

1) Что такое программа?

2) Что такое ПО?

3) Что такое среда для разработки программ?

4) Что именуется ОС?

5) Какие конкретно функции делает ОС?

6) Что такое системное ПО?

7) Что такое драйвер?

8. Ответьте на вопросы. При затруднении обращайтесь к тексту.

1) Для чего предназначена программа компьютера?

2) Назовите классы программ?

3) Для чего предназначено системное ПО?

4) Для чего предназначено прикладное ПО?

5) Для чего предназначены компьютерные среды?

6) Для чего предназначена ОС?

7) Назовите составные части прикладного ПО.

8) Назовите составные части системного ПО.

9) Назовите составные части сред для разработки программ.

Ютера.

Текст

Все данные на дисках компьютера хранится в файлах. Файл – это логическая запись на диске, которая имеет размер и собственное имя.

Файлы собирают в каталоги. Каталогом именуют специаль-ный файл, в котором хранится информация о вторых файлах. Каталог может содержать как файлы, так и другие каталоги. Каталог, что содержит файлы и другие каталоги, именуется родительским ката-логом.Каталоги,каковые находятся в родительском каталоге,назы-ваются положенными каталогами. На диске в любой момент имеется один каталог, что не имеет родительского каталога. Он именуется корневымкаталогом.способ и Совокупность файлов их хранения именуется файловой структурой.Такая структура хранения файлов требует,дабы имя файла складывалось из двух частей: пути к файлу, где последо-вательно указаны имя диска, родительский и положенные каталоги и

собственного имени файла.

Расширение –это сокращённое наименование типа файла,состоящееобычно из трёх знаков, каковые отделены от заглавия точкой. Конкретно расширение даёт возможность компьютеру выявить тип данных, записанных в файле.

C:\Program Files\Microsoft Office\Office12\POWERPNT

Тема 1: «введение. что изучает информатика?»

Собственное имя

Путь к файлу файла

В Windows каждому файлу соответствует собственное изображение, ко-торое именуется – иконка либо пиктограмма. Формат файла – прави-ла хранения информации в файле. Многие расширения – это сокра-щённые заглавия форматов.

Главные их расширения и типы файлов обрисованы в табл. 1.

их расширения и Типы файлов

Тип файла Расширение Пример
Программы – самоза- *.exe
пускающиеся файлы
*.com
Архивы – особым *.rar
образом упакованные
файлы, каковые зани-
мают меньше места на *.zip
диске
*.arj
Аудио (звуковые) *.wav
*.mp3
*.wma
*.mid
Видео *.avi
*.mpg
*.flv
Текстовые *.doc
*.docx
*.txt

Тема 1: «введение. что изучает информатика?»

Продолжение табл. 1
Тип файла Расширение Пример
Текстовые *.rtf
*.pdf
Электронные таблицы *.xls
*.xlsx
Презентации *.ppt
*.pptx
Интернет *.htm
*.html
Изображение *.jpg
*.jpeg
*.bmp
*.gif
*.tif

Тема 1: «введение. что изучает информатика?»

Файлы на диске находятся определённым образом. В Win-dows употребляется иерархическая либо древовидная структура файлов.

ГЛАВНЫЕ ОПЕРАЦИИ С ФАЙЛАМИ

Перемещение –перенос информации в новое место,по окончании чего висходном месте она стирается.

Копирование –переписывание информации в новое место,послечего в исходном месте она остаётся.

Удаление –стирание записи о файле из каталога.

Для перемещения операций и выполнения копирования использу-ется буфер обмена. Буфер обмена – особое место на диске для обмена информацией.

Для просмотра ресурсов компьютера и содержимого дисков предназначена программа Проводник.

9. Отыщите в тексте ответы на вопросы.

1) Что такое файл?

2) Как именуется каталог, что содержит другие каталоги и

файлы?

3) Как именуется каталог, что содержится в другом каталоге?

4) Как именуется каталог, что не имеет родительского ката-

лога?

5) Из чего состоит имя файла?

6) Какие конкретно главные операции возможно создавать с файлами?

7) Что именуется буфером обмена?

8) Какая программа предназначена для просмотра ресурсов ком-пьютера и содержимого дисков?

Текст

Методом именуется последовательность действий,которыевыполняются с целью достижения определённого результата за конечное число шагов. Метод помогает для ответа не одной конкретной задачи, а для ответа типовых задач, к примеру, метод ответа квадратного уравнения. Метод владеет следующими особенностями:

1) Понятность – свидетельствует, что все команды должны быть понятны исполнителю.

2) Дискретность – любой метод возможно поделить на составные части, каковые выполняются как отдельный метод.

3) Массовость – возможность применения метода для ответа однотипных задач.

4) Конечность – итог исполнения метода достигается за конечное число шагов.

5) порядок – действия и Однозначность алгоритма их исполнения должны быть истолкованы конкретно.

6) Результативность – получение требуемого результата за конечное число шагов.

Для записи метода применяют блок-схему. Блок схема – это комплект графических элементов (блоков), соединённых между собой стрелками, любой блок обозначает определённое воздействие.

Вычислительные процессы, делаемые на ЭВМ, возможно разде-

лить на три вида: линейные, разветвляющиеся, циклические.

#1. Природа информации / 1. Информация и числа в компьютере / Программирование с нуля


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: