В случае, если социально-культурная программа представляет собой большую форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя формы деятельности и разнообразные виды региона, города, района, то проект возможно выражен прежде в модели какой-либо конкретной
формы независимо от ее масштаба. К примеру, это возможно интернациональный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект столичного музыкального фестиваля «Рождество в Москве», проект ежегодной церемонии вручения респектабельной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Парке культуры им. Горького, домашнего вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект столичных изданий «Обложка года», проект интернациональной выставки современного мастерства «Москва — Париж», и театральные, телевизионные, кино-шоу. музыкальные и др. проекты.
В перечисленных нами формах при их реализации и разработке активно используется понятие «проект», «творческий проект». Наряду с этим практики, трудящиеся в сфере культуры, под проектом имеют в виду уникальный план какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций — проект презентации звезды эстрады на площади у концертного зала «Российская Федерация», новый взор на отлично узнаваемые праздничные дни (проект предновогодних и новогодних праздничных дней «Великий Устюг — отчизна Деда Мороза») и т.п.
Проект входит в социально-культурную программу как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации созданной концепции и сейчас есть необходимым компонентом профессиональной деятельности эксперта социально-культурной сферы.
Процесс проектирования основывается на методологических правилах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных разработок: учете потребностей группы и духовных интересов населения, на которую он вычислен; предполагает тождественный проблемно-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обеспечивается действенное действие на людей в тех либо иных социальных обстановках; ориентирован на междисциплинарное применение взаимодополняющих способов и совместное сотрудничество, интеграцию и координацию упрочнений разных организаций; предполагает гибкость и адаптацию к трансформациям среды, в которой он будет функционировать.
Выбор способов проектной деятельности определяется такими условиями, как темперамент самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных взаимоотношений, восстановление традиций и др.), уровень проектирования (в коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной обстановкой и т.д. Активно используются способы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, и мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, опытных групп населения.
Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта эксперт накапливает и углубляет знания об дифференциации и ареале культурного пространства, количестве и качестве разных видов социокультурной деятельности населения, процессах сотрудничества социальных общностей в ответе текущих задач.
Но проектные разработки имеют и последовательность изюминок, характерных конкретно для этого вида творческой деятельности.
В энциклопедических словарях проект определяется как предварительный замысел, план. В данном параграфе мы кроме этого будем исходить из этого постулата и рассматривать проект как творческий замысел, план конкретной художественной либо художественно-публицистической формы.
Проект — это необычный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то либо иное социальное явление — будь это празднование юбилея города («Петербургу — 300 лет»), страны либо всей земли (интернациональный проект «Миллениум — 2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского художественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), публично-политическая акция, национальный праздник и т.д.
Грамотно созданный творческий проект окажет помощь избежать многих неточностей при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире борьбы, окажет помощь отыскать ответы на многие вопросы его реализации и разработки.
В нем гибко сочетаются творческие, технические, денежные и рыночные нюансы деятельности:
— во-первых, проект является основанием предполагаемой творческой работы и дает оценку итогам деятельности за определенный период;
— во-вторых, проект делается документом, определяющий формы управления и курс действий ими, он делает как стратегические цели планирования грядущей работы, так и тактические;
— в-третьих, проект как правило возможно использован как средство для получения нужных инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения дорог финансирования;
— в-четвертых, проект непременно рассматривается как документ, открытый для разного рода новшеств (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.п.);
— в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для предполагаемой акции, программы и одновременно с этим стать необычной визиткой проектной организации, исходя из этого он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным;
— в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и есть развернутым документом, страхующим от неудач;
— в-седьмых, проект есть инструментом самообучения, потому, что его разработка являет собой самопознания и непрерывный процесс познания.
В практике социально-культурной деятельности существует множество предположений творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.
В рамках одного региона смогут разрабатываться как неспециализированная стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, для ответа одной из неприятностей неспециализированной программы, ориентированные на разработку отдельной формы либо конкретного новшества. Проекты смогут носить четко очерченные временные рамки и в ходе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления смогут корректироваться а также пересматриваться.
Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете неспециализированной стратегии социально-культурного развития страны в целом либо конкретного региона и сочетает разные этапы, функции и результаты деятельности, свойственные разработке социокультурной программы.
Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над социокультурной программой, начинается с решения трех функций: целепо-лагания, прогнозирования и диагностики. Обосновывается неспециализированная концепция предлагаемого проекта, определяются соучредители, место проведения, его стратегические преимущества, денежные и организационно-правовые условия.
Этапы работы над проектом | Результаты деятельности | Функции |
Подготовительный этап | Цель | направляться |
Диагноз | Диагностическая | |
Прогноз | Прогностическая | |
Проект | Проективная | |
Замысел | Планирования | |
Этап реализации | Информация | Информационная |
Организация | Организационная | |
Оценка, контроль, коррекция | Оценочная, контрольная, коррекционная | |
Этап завершения | Итог | Аналитическая |
При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели эксперт приступает к фактически проектированию модели (формы) грядущей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов успехи поставленной цели, определяя частные задачи, формы и виды оценки взятых результатов.
Щ
На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического плана конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное ответ предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.
Подготовительный этап работы над творческим проектом____________
Уточнение неприятности, изучение интересов и запросов аудитории____________
Конкретизация темы, формулировка идеи, цели, задач____________________
Обоснование выбора формы, жанра___________________________________
Поиск художественного образа_______________________________________
Определение композиционного построения сценария (завязка, развитие дейст-
вия, кульминация, развязка), отбор, формирование содержания_____________
Предварительный замысел-график исполнения проекта______________________
Предполагаемый расчет затрат и доходов____________________________
На этом этапе вскрываются денежные ресурсы, сроки возврата заемных средств (в случае, если в них появляется необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Помимо этого, указываются условия для потенциального инвестора либо кредитора, возможности национальной помощи проекта, муниципальных органов власти, учредителей либо партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовы-ваться. Обосновываются главные факторы успеха: факторы выигрыша времени, полноценного либо частичного трансформации распознанной проблемной обстановке. На данном этапе целесообразно подготовить три вероятных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и самый вероятный. В данной части нужно отразить потенциальные риски, появляющиеся при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, к примеру, над постановкой спектакля, включает следующие процедуры.
Утверждение сценария | |||
Утверждение бизнес-замысла | |||
Выбор сценической площадки, разработка режиссерского сценария | Создание эскизов декораций | Создание эскизов костюмов | разработка и Подбор музыкального сопровождения |
утверждение и Подбор отдельных коллективов и исполнителей | Согласование с техническими работами, утверждение эскизов декораций и их технического ответа | Утверждение их исполнителей и эскизов костюмов | Работа в студиях звукозаписи над записью музыкального сопровождения |
По окончании утверждения сценария и бизнес-замысла начинается яркая работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отраже-
ние формы и способы управления проектом, дается черта персонала, несущего ответственность за реализацию проекта (возраст, пол, образование, послужной перечень, квалификация), оценивается конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Помимо этого, определяются важные за тот либо другой участок работы, разрабатываются положения, условия отбора в форме других видов и конкурса кастинга как в проекта (для участников), так и вне (зрителей, визитёров).
В этом этапе проекта утверждаются отдельные исполнители и творческие коллективы, организаторы, принимающие участие в реализации проекта, доказательно обосновывается применение разных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художественно-декорационного ответа. С целью этого предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, характеристики предлагаемой к применению техники.
Экономическая часть проекта содержит в собственной структуре развернутый бизнес-замысел с указанием цены всех видов работ, по осуществлению конкретных источников и проекта финансирования. Определяются пути вероятной самоокупаемости постановочных затрат, обосновываются штатное расписание и зарплата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием расходов и статей доходов, отчислением на налоги и другими статьями.
Ответственное место отводится разработке режиссерского сценария, что есть отправным пунктом для деятельности всех работ, задействованных при разработке проекта на данном этапе.
Следующий этап работы над проектом — это этап яркого производства, включающий аренду либо приобретение оборудования, репетиционный период, производство костюмов и декораций, проведение рекламной кампании.
Этап вторичного финансирования и непосредственного производства проекта | ||
Производство декорационного оформления | пошив костюмов и Производство реквизита | Запись музыкального оформления, шумов |
Проведение рекламной кампании | проведение и Организация репетиций | Подбор, аренда, приобретение оборудования |
На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглашения, договора, соглашения, составленные в соответствии с трудовым зако-
нодательством РФ и обоснованно заключаемые между организаторами (соучредителями) и участниками проекта.
Промоутерская часть проекта включает в себя главные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех либо иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, клипы, видеоджинглы. Организуются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск информационных спонсоров и партнёров, разрабатываются стимулирующая совокупность скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афиши, листовок, буклетов, употребляются приёмы и рекламные формы, усиливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.
Последний этап работы над проектом, т.е. яркая его реализация, включает завершение монтажных работ по оборудованию и оформлению сцены, монтажные и главные репетиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творческих и денежных результатов. Схематично данный период возможно представить следующим образом:
Монтаж декорационного оформления | Монтаж светотехнического оборудования | генеральный прогон и Монтажные репетиции |
ПРЕМЬЕРА | ||
анализ и Экспертиза творческих, педагогических и денежных результатов |
В это время особенную роль играется разработка режиссерско-постановочной документации, в первую очередь монтажного страницы, соединяющего деятельность всех технических работ, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному странице любая работа согласованно и без каких-либо срывов и заминок включается в рабочий процесс.
Монтажный лист___________________________________________________
; Наименование блока, эпизода, акта, сценки, его порядковый номер и время_________
Фрагменты текста сценария, сценического действия_______________________
Декорационное, техническое оформление сцены__________________________
Музыкальный, звуковой и шумовой ряд_________________________________
Световое лазерное оформление________________________________________
Место действия, главные мизансцены__________________________________
Исполнители_______________________________________________________
Особенную, если не основную, роль играется в проекте творческий план грядущей акции. На значимость плана в работе над творческим произведением показывал великий философ и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте, отметивший, что «в любом произведении мастерства, великом либо малом, все до последних мелочей зависит от плана».
Конкретно план делается движущей пружиной в отборе фактов, событий, ясных средств. План несет в себе логику проекта будущего шоу. социальной акции, выставки, концерта, отдельного номера и других художественных и социальных форм. В нем четко видны как неспециализированный суть проекта — его тема, мысль, содержание, форма, так и его отдельные составляющие — действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность.
Подчеркивая важнее значение плана в технологическом ходе создания проекта, практики и теоретики часто сравнивают творческий социально-культурный проект с архитектурным. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительного сооружения, и гармоническое соотношение его отдельных частей, создаёт расчеты «несущих» конструкций.
Что же входит в план творческого социокультурного проекта? Каковы, в чем заключаются его «несущие» конструкции, составные части, как и для чего создавать расчеты? Разглядим это подробнее.
Говоря о проектном плане, мы не можем обойти его концептуальную базу — ведущую идея проекта, т.е. то, что тревожит людей и тревожит автора как личность, о чем он желает поведать, поведать зрителю.
Трудясь над проектом, создатель из всего свойств окружающих и многообразия явлений каждого из них выбирает только кое-какие. Данный выбор определяется тем, что создатель вычисляет самые интересным и ответственным. Отбираются те жизненные явления, каковые самый адекватно отражают мировоззрение автора, каковые он вычисляет самые важными и характерными. Конкретно исходя из этого выбор явлений, отображение связей, в каковые эти явления вступают, глубоко личностны и личны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции, понимания публичной значимости отобранных явлений и фактов.
Отображая ту либо иную сторону судьбы, тот либо другой факт, человеческий темперамент, создатель так конструирует, дабы в этих событиях, фактах, поступках проступали самые важные и значительные черты нашей жизни, важнейшие неприятности человека.
Постановка неприятности, предопределяющая отбор жизненного материала и темперамент художественного повествования, охват жизненных явлений, входит в понятие темы. смерти и смысла Вечные темы жизни, добра и зла, ненависти и любви, мира и войны, капитала и власти в любой момент привлекательны для человека. Они-то и становятся базой творческого плана проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный темперамент.
Через тему создатель доносит основную идея проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее заинтересованностям, потому, что проект не создается абстрактно, а запланирован на определенную
конкретную аудиторию и предполагает, как уже говорилось нами выше, изучение ее интересов и культурных запросов, возрастных, образовательных, опытных, социальных и других изюминок.
ясность и Определённость выбранной темы обусловлены постановкой автором неприятности либо идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я желаю сообщить зрителям, аудитории?», «Какие конкретно обобщающие выводы сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к замеченному и услышанному на сцене?», т.е. для чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее действие на зрителя.
идея и Тема составляют идейно-тематический суть проекта. Они являются тем стержнем, что держит целый план проекта в едином русле, не давая ему растворяться в проблемах и побочных темах, а напротив, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя идею и основную тему, усиливая чувство от их восприятия. Разглядим это на примере формирования идейно-тематического плана «Праздника народных ремесел» в городе Суздале Владимирской области.
В этом городе в XIX и начале XX столетия процветали ремесленнические промыслы. Суздаль славился собственными мастерами: резчиками по дереву, жести, вышивальщицами, живописцами, расписывающими древесные изделия, кружевницами, ткачихами ковров, мастерами плетения из лозы, бересты, соломы, лыка, и плотниками, краснодеревщиками, кузнецами, гончарами, печниками. Но по окончании революции 1917 года многие ремесла прекратили существовать, а оставшиеся пребывали на грани исчезновения.
Интерес к ремёслам и народным промыслам возродился в двадцатом веке, потому, что Суздаль есть одним из широко известных туристических центров России. Он награжден интернациональной организацией ЮНЕСКО призом «Золотое яблоко» за сохранение монументов национальной культуры. Частично и исходя из этого он завлекает большое число туристов, проявляющих интерес к приобретению сувениров, изучению разных видов ремесленничества.
Но среди мастеров оставались по большей части пожилые люди. Повысить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов — таковы были цели и задачи, каковые поставила горадминистрация перед проектировщиками будущего праздника.
Авторами проекта был совершён большой количество информационно-аналитической работы по изучению истории ремесел в городе, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску неизвестных событий и фактов. На базе взятых сведений был сформулирован идейно-тематический план будущего праздника. Он трактовал тему
«Праздник народных ремесел» (то есть так авторы назвали проект, а после этого и сам праздник) как поэзии и тему красоты народных ремесел. Мысль праздника (для чего?) обязана заключаться в понимании того, что красо-ха и поэзия народных ремесел нуждаются в защите через их преемственность и возрождение.
Следующим серьёзным конструктивным элементом проекта был формы и выбор содержания. Идейно-тематический замысел цепко держит воображение и фантазию авторов проекта, направляя «по заданному маршруту» поиск содержательного материала, отбор самые выразительных концертных номеров, разнообразных жанров искусства и литературы, документальных материалов, талантливых адекватно отразить авторскую идея.
Выбранная форма деятельно воздействует на отбор содержания проекта, содержание же, со своей стороны, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не меньше ответствен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова главная сущность будущего проекта?».
Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздничные дни, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, разговорные (talk) шоу и другие) диктует собственные законы при отборе содержания, соответствующего форме.
Проект, основанный на применении таковой формы, как литературно-музыкальная композиция, предполагает включение в план произведений художественной литературы, публицистики, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся главными конструктивными составляющими и раскрывающими главный суть проекта.
Деятельно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу, типа «Главной инстинкт», «Свобода слова» либо игровые шоу «Поле чудес», «не сильный звено», предполагают каркасную форму, вычисленную на конкретного ведущего (часто автора либо соавтора проекта), периодичность выхода в регулярные воздействия и эфир на зрителя. Оригинальность каждого выпуска аналогичного проекта содержится в отборе неординарного содержания, поиске увлекательных храбрецов, конкретно участвующих в дискуссии неприятности, разработке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминутность убедительного комментария и ответов ведущего программы. Личность ведущего, его владение техникой импровизации делается серьёзными условиями успешности созданного проекта. Время от времени проект разрабатывается под конкретного ведущего творческой программы, и его смена влечет за собой понижение интереса к отказу и проекту от него. Примером может служить проект музы-
направляться шоу «Два рояля», что провалился сквозь землю из телевизионной сетки второго канала по окончании замены ведущего шоу.
За нахождением и поиском сюжета либо сюжетного хода, конфликта, действия и основных событий направляться его композиционное построение.
Композиция организует форму проекта, не просто упорядочивает номера, эпизоды, блоки, но и требует для того чтобы их размещения, которое разрешит самый полно, иногда интригующе, выразить основную идея.
Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие главного действия, кульминация, развязка, финал.
Приведем как пример композиционное построение проекта «Праздника народных ремесел» в г. Суздале:
— Экспозиция. «Торопитесь скорей на праздник ремесел, на праздник друзей». (Выход на основную площадь скоморохов и зазывал на праздник.)
— Завязка. Торжественное шествие фольклорных стран содружества и коллективов России.
— Развитие действия:
— Эпизод 1. «Город мастеров». (В музее древесного зодчества расположены последовательности ремесленников, демонстрирующих собственный мастерство; разыгрываются «ожившие» этнографические сценки, организуется аукцион по продаже изделий ремесленников.)
— Эпизод 2. «Потешная поляна». (На намерено оборудованной поляне проводятся древние и современные зрелища и народные игры.)
— Эпизод 3. «Суздальские крылечки». (На крылечке крестьянского дома, расположенного в музее древесного зодчества, организуются конкурсы частушечников, гармонистов, плясунов.)
— Эпизод 4. «Домашняя дубравка». (Проведение конкурсов юных участников праздника в разных жанрах народного творчества.)
— Эпизод 5. «Посиделки». (Накрываются столы с самоварами и чаем, трудятся пряхи, вязальщицы, кружевницы; демонстрируется фрагмент этнографического свадебного обряда; организуются конкурсы среди молодых супружеских пар на лучшее знание ремесел.)
— Финал. «Мы приветствуем старый Суздаль!». (Последний концерт фольклорных коллективов, торжественный фейерверк.)
Следующая серьёзная составляющая проекта — поиск художественного, зримого образа, что возможно выражен в театральной символике через метафору, в то время, когда музыка, свет, цвет, пластика становятся лейтмотивом проекта, создавая ту либо иную (нужную плану автора) воздух; через аллегорию, в то время, когда удачно выбранный знак делается главным образным смыслом проекта. Так чайка делается знаком праздности и невинности, персонифицирующим основную героиню Нину Заречную в спектакле МХАТ по пьесе А.П. Чехова «Чайка».
Толчком к рождению художественного образа проекта смогут послужить подробное и глубокое знакомство с личностью храбреца, находка любопытного документа, замеченный фильм, спектакль, прочтённая книга, жизненный факт, событие, т.е. целый окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взор автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности.
Но автора постоянно подстерегают подводные рифы творчества — штампы, т.е. в один раз отысканное уникальное ответ, которое много раз повторяется в ряде программ.
Умение отказаться от отысканного ранее художественного ответа (кроме того весьма увлекательного и необычного), искать и обнаружить новые и новые пути, иногда нетрадиционные подходы к ответу стоящих творческих задач делается серьёзной чёртом творческой состоятельности экспертов, трудящихся над проектом.
не меньше серьёзным нюансом, характерным социально-культурным проектам, есть организация общения, которое программируется на протяжении работы над проектом. Конкретно общение, которое появляется на протяжении реализации проекта, содействует проявлению сильных коллективистских чувств, стимулирует происхождение эстетических переживаний.
Особые приемы, активизирующие участие зрителей в проектируемой программе, планируются уже на уровне плана (массовые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, открытые кинопоказы, театрализованные представления и т.п.), что разрешает создать условия для активной духовной деятельности, большого самовыражения, расширяет формы и границы общения.
Проектный план находит конкретное выражение в определенных формах записи. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала различают и формы записи:
а) сценарный замысел — набросок композиционного построения содержа
ния будущей программы с созданной темой, идеей, педагогическими
задачами, чёртом аудитории;
б) либретто — конкретное содержание, более развернутое, чем в сценар
ном замысле;
в) литературный сценарий — представляет собой развернутую подроб
ную литературную разработку содержания программы с полным текстом,
описанием действующих лиц, музыкальной темы, используемых техниче
ских средств;
г) режиссерский сценарий — представляет собой развернутый замысел ли
тературного сценария с правильным указанием сценической площадки, кон
кретным применением технических работ, с детально расписанной
светозвуковой и музыкальной партитурой, с указанием конкретных про-
изведении, литературных текстов, мизансцен, исполнителей, времени выполнения, организационных моментов.
Работа над проектом и замыслом в целом — процесс творческий и требует от авторов владения навыками анализа социокультурной обстановке, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над расширением и саморазвитием собственного кругозора, устоявшегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности, высоких опытных и нравственных качеств.
Лишь в этом случае личностная позиция автора, трудящегося над проектом, будет пользуется спросом аудиторией, а успех проекта вероятен при условии творческого подхода в применении инновационных методик, приёмов и нетрадиционных форм, точного расчёта и огромной работоспособности организационно-денежной деятельности разработчиков и подбора организаций и лиц, занимающихся реализацией проекта.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально-творческим проектом и культурной программой.
2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им чёрта.
3. Охарактеризуйте роль плана в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним.
Литература
1.Азбука фандрайзинга // Артменеджмент. М., 2002. № 1,2.
2. Ким М.Н. Разработка создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
3. Жданова Е.И. и др. экономика и Управление в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. М.: статистика и Финансы, 2003.
4. Красгшьников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993.
5. Новикова Г.Н. Социально-культурные разработки: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003.
6. Социокультурные проекты: Материалы Общероссийской конференции «Фаворит культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001.
7. Инновационные разработки обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2 / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.
Ъ.Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.