БИЛЕТ № 9
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)Его прозвище было «Ахил», которое произносилось «Ах, хил», потому как он был больным. Но не обращая внимания на это он принимал участие во многих сражениях. Батюшков создал легкую поэзию.
Его творчество весьма противоречиво и сложно. До сих пор по-различному оценивают его художественнй способ: одни уверены в том, что он – классицист, другие, а также Веселовский, считают его сентименталистом, третьи вычисляют его предромантистом. Белинский написал: «Направление поэзии Батюшкова противоположно направлению поэзии Жуковского», но, сам вычислял его романтиком. Батюшкова постоянно сравнивали с Жуковским. Его постоянно ставили вторым, а нужно вычислять его легко вторым. Он формировался как поэт с художественным методом и собственным стилем.
Первый период 1804-1811
Творчество — общение с родными людьми. Потому популярне жанр послания.Часто стихи посвящены дамам, но с условными именами (к Лизе, к Маше и т.п.). В этих сихах поэт говорил с родными людьми.
Батюшков писал и басни. В жанре послания он натренировал диалогический стиль, воссоздавать чувство беседы.
Писал надписи, эпиграммы, юмористические послания. Тогда же показались элегии, каковые станут ведущим жанром. Батюшков видел собственную заслугу в создании легкой поэзии.
Он был признанным эпикурейцем в то время. Эпикурейские мотивы – наиболее значимые в его ранней лирике. Эпикурейская философия судьбы связана с его представлениями, он ставит символ равенства между радостью и юностью, пишет: «погибну – и всё погибнет со мной», что входит в несоответствие с мистическим романтизмом. Он кроме того может создать пейзаж в духе Жуковского, но он ни при каких обстоятельствах не начнёт искать спокойствия, сообщит, что радость в другом, не в покое. Он призывает отбросить призрачные грезы о славе и наслаждаться.
Тяжело отыскать поэта, более скромного в описании женской красоты, чем Батюшков. Он создаст в лирике не какой-то индивидуализированный портрет, женский образ, он создаст обобщенный образ идеала женской красоты: «кудри золотые и очи голубые». И вот эта совершенная дева в его лирике постоянно предстаёт верной подругой, он постоянно говорит о женской красоте словами восторга, а также страсть с дамам наполнена высоким восторгом, как перед богиней. К примеру, в одном из посланий он так поведает о даме: «душа небесная во образе красивом».
Многие послания посвящены приятелям, дружбу ставит кроме этого высоко, как любовь. Дружество – в любой момент помощь, радость за чужие победы. дружба и Любовь – непреходящие сокровища бытия.
Счастье в любви, дружбе, мирной (неразлучной с совестью) судьбы – всё, что нужно. Не нужно особенного достатка, призрачной славы, необходимы верная подруга и верные друзья.
1811 – «Мои пенаты». Он прославляет домик матери в Антоново, в котором жил. Батюшков убеждает друзей, что к его глубокой хижине не отыщут дороги «придворные приятели», богатства и суета. Но подлинный приятель, старец, бывший солдат либо человек который нуждается постоянно найдут в том месте приют. Радостен в домике поэт с возлюбленной, тут охотней посещает его поэтическое воодушевление. Собственное негромкое счастье он желает скрыть от скупости и зависти, и лишь сердечных друзей он кличет к себе домой.
Батюшков создаёт идиллию деревенской судьбе: с приятелями эдем и в шалаше.
Его храбрец находится вне публичных бурь, он радостен на лоне приролы, идеал -= радостная, свободная, добродетельная судьба. Мысль совершенных взаимоотношений человека с миром – вот что такое легкая поэзия. Батюшков как романтик не приемлет мир суеты, богатства и в «Мои пенаты» горячо хочет, дабы к его хижине не нашли дороги лица, развращенные своим богатым положением. Но Б. выбирает уйти от действительности, а не бороться с ней.
События личной судьбе поэта не были такими безоблачными и радужными. В 1807 году Батюшков записывается в ополчение, дабы принимать участие в войне против Наполеона, участвует в походе в Восточную Пруссию, с того времени его жизнь полна скитаний. «Ни одного дня действительно покойного у меня нет». Он почувствует во многих войнах и покинет работу только в 1810 году. На протяжении похода скончается один из самых родных ему людей, наставник Муравьев, на протяжении похода в Финляндию умирает его сестра Анна. Его амурные увлечения не оканчиваются счастливо. Вторая женитьба отца делается обстоятельством разлада в семье, он с сестрами вынуждены переехать в Антоново. В том месте он создаст лучшие работы в собственном творчестве, но наряду с этим он при помощи переписке отслеживает, что происходит в столицах. В Антонове он создаёт собственную лучшую сатиру, «Видение на берегах Леты». Это боевой памфлет, в котором он излагает собственный сон: Аполлон, прогневавшись, приказывает поэту загрузить себя и собственные творения в воды Леты. Ко мне приходят и другие поэты, больше всех тут участников Шишковской «Беседы», он в первый раз употребляет слово «славянофил» при их характеристике. Практически все поэты гибли на берегах Леты, на поверхность всплыли только произведения Крылова. Баснописец, забыв житейское горе, уходит обедать. Эта сатира сделала Батюшкову имя, но и помогла завести неприятелей – шишковистов. Эта сатира свидетельствовала об эстетических позициях самого Батюшкова. Он определит о собственной известности только через год, по приезду в столицу.
Второй этап творчества: 1812-1814
Начинается война с Наполеоном. Батюшков бросает работу. Он получает собственного зачисления в армию и вместе с армией совершает заграничный поход, принимал участие в бою под Лейпцигом, где погибает его приятель, он побывал в Англии, Швеции, вступил в Париж в составе армии-победительницы. И с каждым сражением он что-то пишет. В его творчестве происходит перелом, он отказывается от легкой поэзии, эпикурейских мотивов.
1813 — «Послание к Дашкову». Начинается со слов «Мой дорогой друг, я видел море зла». Это пример гражданской поэзии, он говорит, что не имеет возможности писать о легких вещах, в то время, когда около такие беды.
Он пишет армейские стихи, прославляет военную мощь отчизны. Ведет активную переписку с приятелями. Он даёт рекомендации Гнедичу по переводу «Иллиады», пребывав на поле боя.
Его романтизм обретает гражданскую окраску. За элегией «послание к Дашкову» следуют исторические элегии. Он нарушает традицию праздничной оды, которая, казалось бы, нужна в аналогичных посланиях. В этих стихах он пишет о ратниках, славит солдат, а не прославляет конкретного необыкновенного храбреца, либо же создаёт батальные картины.
Изменяется стиль поэта, его мировосприятие.
Третий период: 1815-1821
В 1814 году Батюшков возращается из заграничного похода. Художественный мир поэта меняется , наполняться романтическими влияниями. Появляется новое представление о человеке, сокровищах судьбы, обостряется интерес к истории. Появляются философские размышления в элегиях, они занимают центральное место. Это раздумья человека о смысле судьбы, историческом бытии, жизнь – нескончаемая череда событий. В его элегиях начинают преобладать мотивы воспоминаний, и это напоминает Жуковского. О любви он пишет как о эмоции высоком, но приходящем, ужасном. Это навеяно событиями личной судьбе: по окончании возвращения из заграничного похода он видится с Анной Фурман, у них происходит разрыв. Возвратившись к себе, он именует себя «печальный странник», но дома не находит счастье. «Имеется странствиям финиш, печалям – ни при каких обстоятельствах». Его любовь печальна, полна страданий. В его стихах выплескивается чувство отверженности, храбрец – человек, жребий которого не несложен.
Довольно часто появляется образ погибшего приятеля, к примеру, в элегии «Тень приятеля» (1814). У Батюшкова появляется мотив неизбежной потери дорогого человека, всё чаще он возлагает надежды на лучшую судьбу в другом мире. В стихотворении «Надежда» звучат слова: «я утолю любви жажде, земную ризу кину в прах и обновлю существование». В это время творчество Батюшкова сближается с творчеством Жуковского: те же мотивы, интерес к Старой Греции. Мировоззрение Батюшкова делается всё более пессимистическим. В это время он довольно много и плодотворно трудится, формирует собственный двухтомник в 1817 году «Испытания в прозе и стихах», куда входит большая часть его призваний. Он задумывает книгу о Данте и о истории, но всем этим планам не суждено сбыться.
В 1805-1806 г.г. в «Северном других» журналах и вестнике печатается последовательность его стихотворений, в которых возможно было ощутить критическое отношение автора к прошлым литературным направлениям, расслышать мотивы новой романтической поэзии (Элегия). И заметить ту новую идейно-художественную тенденцию ,которая отыщет развитие в его творчестве.
Творчество Б. время от времени рассматривалась как отдельное направление в рус.лит. начала 19в. – неоклассицизм. Основание для этого усматривали в глубоком интересе писателей данной несколько к культуре и античной литературе, в характерных им элементах «хорошего» стиля, в рвении к совершенству формы, гармонии частей, пластичности, что особенно заметно в поэтике Б. По этим показателям Белинский готов назвать его классиком, в силу того, что в отличие от Жуковского, его романтизму не характерна туманность, неопределенность. Но вместе с тем Белинский отмечает, что Б. как поэт того времени «не имел возможности со своей стороны не заплатить дани романтизму. … И как оптимален романтизм Б! В нем столько ясности и определённости!»
Вся литературная деятельность и худ. совокупность Б. была направлена против классицизма.
Античность, как и Восстановление Б. принимал и отражал романтически, пробуя осознать стиль и дух эр. Исходя из этого более правы исследователи, каковые относят Б. к романтизму, не смотря на то, что своеобразии его твор-ва разумеется.
С Жуковским Батюшков сближается в неприятии современной действительности, неудовлетворяющим этическим и эстетическим совершенствам поэта, утверждение личности и ее внутреннего мира как высшей ценности.
Романтизм Ж. и Б. отвечал идейным настроениям той группы дворянства, которая под влиянием оживления публично-политической жизни в первые десятилетия 19в. Стала во враждебные отношения к реакционному лагерю и была чувствительной к либеральным веяниям эры.
Центральными идеями романтизма были мысль свободы личности, его достоинства и идея человека вне сословного ранга. Но ни слова о политической свободе, вдохновляющей романтиков-революционеров.
Главное желание Батюшкова : «Сохранить души возвышенной свободу» — свободу от блеска, мишуры, богатства, суеты. Недостаточность свободы чувствовал сам поэт, и в одной из собственных записных книжек он писал : «человек в пустыне свободен, человек в обществе раб».
«Храбрец отечественного времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психотерапевтический и философский роман.
Храбрец отечественного времени
Лермонтов задумал роман во второй половине 30-ых годов XIX века. Главная работа производилась во второй половине 30-ых годов XIX века, была закончена в 1839. Роман публиковался отдельными частями, как и Онегин. Публиковался в «отечественных записках», был полностью издан в 40-ом году.Критика встретила роман неоднозначно, завязалась острая полемика. Белинский восхищался: «произведение, воображающее совсем новый мир мастерства», отметил «достаток содержания, оригинальность». Были критики, не принявшие роман, и в первую очередь это было связано с образом главного храбреца. Многим критиком Печорин показался клеветнической карикатурой. Роман не пришолся по нраву Николаю I: сначала он сделал вывод, что Максим Максимыч и имеется главный герой, и расстроился собственной неточностью, назвав Печорина «противным». Это вынудило автора дополнить роман предисловием и предисловием к ежедневнику Печорина. Оба эти предисловия играются ключевую роль и растолковывают авторскую концепцию.
Все образы романа подчинены раскрытию центрального образа. Это социально-психотерапевтический и философский роман. Социальная проблематика связана с водяным обществом,Печорин исследуется как социальный тип, психотерапевтическая проблематика связана с раскрытием личности (имеется психотерапевтический портрет, самоанализ, внутренний монолог), философские неприятности – судьба и рок, добро и зло, безверие и вера.
По частям:
1. Предисловие ко всему роману.
2. Бела (повесть)
3. Максим Максимыч (рассказ, путевые заметки)
4. Предисловие к изданию Печорина.
5. Тамань (романтическая новелла)
6. Княжна Мэри – дневниковая запись, (психотерапевтическая повесть).
7. Фаталист (философская повесть)
Лермонтов намеренно нарушает жизненно-хронологическую последовательность:
1. Тамань.
2. Княжна Мэри.
3. Бела.
4. Фаталист.
5. Максим Максимыч.
В романе они выступают в казалось бы хаотичном чередованию. Всё это необходимо для постепенного раскрытия образа главного храбреца. Части имеют различные жанры, но роман не распадаются, в силу того, что все части объединены одним храбрецом, что последовательно определяется каждой главой.
Лермонтов сделал заявку на работу, по жанру родственную Евгению Онегину (Пушкин: «собрание пестрых глав»).
В предисловии к роману. Которое было дописано позднее, создатель сообщит: «храбрец отечественного времени совершенно верно портрет, но не одного человека, а пороков всего поколения». Лермонтов не пробует давать оценку храбрецу и предложить метод исправить подобное, только даёт портрет, «показывает заболевание».
В первой части по плану Лермонтова мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Они люди различных поколений, Максим Максимыч – честный служака, вставший из низов. Для него Печорин полностью непонятен. Мы видим Печорина глазами человека, что его не осознаёт. Максим Максимыч – человек хороший, хорошо разбирается в горцах, знает их традиции и обычаи, и ничего, не считая данной жизни, он не знает уже много лет. В то время, когда появляется Печорин, Максим Максимыч изначально расположен к нему, как к сослуживцу. «Он был таковой тоненький, беленький», и он изначально предлагает Печорину дружить.
Вся черта Максим Максимыча противоречива, он отлично относится к Печорину, но не понимает его, говорит, что это «с громадными странностями человек». Для него Печорин – человек, у которого на роду написано, что с ним должны случаться различные неординарные вещи.
Сначала романа перед нами предстаёт таинственный, необычный, противоречивый храбрец – романтический. Мы не знаем, о чем думает храбрец, по какой причине совершает собственные поступки, в силу того, что это неясно Максим Максимычу, потому и читателю.
И Казбич, и Бела – всё это романтические образы, и им соответствует романтический храбрец. Максим Максимыч пробует урезонить Печорина, что он напрасно похитил Белу, но у них не получается беседы. Для Печорина достаточным оправданием кражи есть то, что Бела ему нравится. Максим Максимыч чувствует собственную правоту, но не имеет возможности спорить с Печориным, должен с ним дать согласие. Максим Максимыч старше Печорина, но однако должен с ним соглашаться и подчиняться ему.
Рассказ Печорина о молодости напоминает рассказ Онегина о молодости. Он вел светскую судьбу, в его жизни было довольно много романов, и это ему опротивело. «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни» — характеризует он отношения с Беллой.
Максим Максимыч пересказывает рассказ Печорина. Искренен ли Печорин либо нет, давая себе эту чёрта, ответить совершенно верно запрещено. Позиция Лермонтова также не даёт нам возможностей сделать однозначный вывод.
В первой части Печорин для нас тайная, создаётся образ таинственного и никому не понятного храбреца. Путешествующий офицер, что выслушивает Максима Максимыча, относится к тому же обществу, что и Печорин, исходя из этого он осознал его лучше, чем штабс-капитан. В романе в первый раз появляется целой прослойки общества современников, и даёт его путешествующий офицер, подмечая, что имеется много людей, говорящих то же самое, и эта скука, меланхолия – особенность представителей высшего света. Но от этого Печорин более понятным не стал.
Все храбрецы первой части даны в романтическом ключе. В то время, когда Белла при смерти, думается, что Максим Максимыч показал значительно больше сострадания, чем Печорин, не смотря на то, что тот снова рисковал судьбой: «я кроме того жизнь за неё дам, лишь мне с нею скучно». В данной части на явном контрасте проявляется доброта человека, что ничего не знал, не считая работы, и холодность Печорина. В то время, когда Белла погибла, Максим Максимыч желал утешить Печорина, но тот поднял голову и захохотал.
Первая часть заканчивается, и всё, что мы можем сообщить о Печорине – он владеет сильным характером и волей, может получать собственного, эгоистичный, представитель высшего света, талантливый подчинять собственной воле вторых людей, он отлично разбирается в «науке страсти ласковой» и совсем неясно, чем он руководствуется в собственных поступках.
В первой части мы видим лишь поступки, не осознавая, по какой причине Печорин совершает их.
Вторая часть («Максим Максимыч»)– путевые заметки.
Максим Максимыч и путешественник снова видятся, и храбрецы определят, что в том же направлении приехал Печорин. Максим Максимыч был уверен, что Печорин прибежит к нему на встречу, и он прождал его всю ночь, и Печорин не пришел. Первым Печорина заметил путешествующий офицер, и дал ему ответственный психотерапевтический портрет, совершенно верно так же противоречивый. «Широкие плечи дкоазывали крепкое сложение, талантливое переносить все трудности судьбы, пыльный бархатный сюртучок, ослепительно чистое белье», «походка небрежна и ленива», он не размахивал руками – верный показатель скрытности характера». С первого взора рассказчик не дал бы ему и двадцати лет, со второго дал все тридцать. Путешествующий офицер обратил внимание на глаза Печорина: «они не смеялись, в то время, когда он смеялись», что показатель либо злого нрава, либо глубокой постоянной грусти, «они сияли фосфорическим блеском, подобным блеску ровной стали». Данный психотерапевтический портрет додаёт только мало в раскрытие характера Печорина. Он отметил холодные, рассудочные глаза Печорина, его внимательный и пристальный взор – и это основное.
Встреча между Печориным и штабс-капитаном создаёт грустное чувство. Максим Максимыч, может, в первый раз покинул дела работы, дабы встретиться с Печориным, бежал, дабы встретиться с ним, а тот только холодно протянул ему руку. Печорин не желает задержаться, но в то время, когда Максим Максимыч отыскал в памяти о Белле, тот «чуть побледнел и отвернулся».
Снова Печорин предстаёт холодным, черствым, недружелюбным. Создаётся чувство, что, возможно, Печорин – только эгоистического замысла человек, поскольку ему не имеет значения, как к нему относятся. Он остаётся такой же тайной и в данной части.
В следующей части начинается издание Печорина.В этом издании он сам начинает говорить о себе. Это психотерапевтический портрет современника.
В предисловии к изданию офицер, которому достались записки Печорина, «история души людской чуть ли не любопытней и не нужнее истории целого народа». Издание Печорина – история его души, в первую очередь исследуется внутренний мир человека.
Отношение автора к Печорину выражается только в заглавии романа, он не даёт оценок, предоставляя это право читателям.
По окончании того, как Лермонтов намеренно создавал образ романтического храбреца, то в Тамани и начало, и финиш антиромантические. Думается, Тамань создана по всем правилам романтической новеллы: слепой, контрабандисты, ундина, описание моря, преследования и т.п. Но сам Печорин антиромантичен, когда возможно: «Тамань самый скверный городишка, я в том месте чуть не погиб с голоду, да вдобавок меня желали утопить». Намеренно среди романтических описаний храбрецов появляются прозаические записи Печорина. Делается ясно, что Печорин вовсе не человек, у которого на роду написано, что с ним должны случаться неординарные вещи, он сам ищет этих вещей. Никто не просил Печорина смотреть за контрабандистами, это его собственное желание – и снова он рискует судьбой. Так, черта Максим Максимыча не совсем верна.
В первой части Печорин трагически поменял судьбу семьи Беллы, тут он снова меняет чужую налаженную судьбу. Но неясно, для чего ему это, что движет им, для чего он рискует судьбой. Обрисовывая собственные похождения, Печорин ни при каких обстоятельствах не пробует дать чёрта собственному поступку, , куда он отправился, что он в том месте заметил, и наряду с этим совсем бессердечно может написать, что он не может плавать.
Так, первое чувство, которое было составлено в течении первых глав, полностью неверно. Да, он смел, да, владеет волей, но для чего он совершает поступки и ищет событий – неясно. Его не тревожит, что будет с людьми, не тревожит риск. Он и сам не знает, для чего он это делает: «для чего судьбе было кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов». В первый раз появляется тема судьбы. До тех пор пока эта фраза Печорина – единственная, но позже будут рассуждения о судьбе, и станет светло, для чего они.
Финиш также антиромантический: Печорин заявляет, что ему всё равняется, что стало с другими храбрецами. По окончании первой части стало ясно, что он смел и сам ищет приключений.
«Княжна Мэри» — чистейший ежедневник.
Он приезжает в Пятигорск, но нет никаких описаний города, интереса к положению на фронтах. Всё, что написано в ежедневнике – о людях, это бессердечная черта окружающих, среди них и себя.
Первая черта – это черта Грушницкого. Они друзья, совместно помогали, но Грушницкий – юнкер. «Он закидывает голову назад, в то время, когда говорит, говорит не так долго осталось ждать и вычурно», «создавать эффект – удовольствие», «в его душе довольно часто довольно много хороших слов, но ни на грош поэзии», «его цель – сделаться героем романа», «он так довольно часто пробовал уверить вторых, что он существо, не созданное для этого мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что сам в этом уверился». Достаточно правильная и бессердечная черта.
Грушницкий молод, помогает лишь год, и в силу моды и молодости Грушницкий играет роль романтического храбреца. В действительности, Грушницкий играет роль Печорина. Печорин, что отлично разбирается в людях, замечательно это видит и осознаёт. Грушницкий относится к Печорину, как к старшему приятелю, ему он поверяет собственные тайны.
Получается, что для Печорина принципиально важно, дабы в душе была поэзия. Он умело и совершенно верно характеризует Грушницкого, не смотря на то, что тот ничего не сделал Печорину, которому не нравится только то, что юнкер изображает его. Печорин намерено злит Грушницкого, осознав, что ему нравится княжна Мэри, он начинает отпускать ей комплименты. Осознавая, какие конкретно эмоции испытывает Грушницкий, Печорин делает всё, дабы вывести его из себя, вынудить его показать собственную сущность, а не тот образ, что тот играется перед княжной Мери. Он как будто бы бы играется с Грушницким.
Вторая черта, которую он даст, совсем отличается по тону и фразам. Врачу Вернеру: «скептик, материалист, а вместе с тем и поэт» (обратите внимание: поэт!). в один раз Печорин видел, как он плакал над умирающем воином, он отмечает высокую душу у собственного привычного. Эта черта говорит об уважительном отношении Печорина. Максим Максимыч и Грушницкий мало знают в жизни, с Вернером возможно сказать на равных, но он ни с кем не сооружает дружеских взаимоотношений. Ему не нужна дружба, потому, что дружба предполагает ответственность, а ему этого не нужно. Он желает быть свободным. Он сравнивает дружбу с рабством.
Определив из уст Грушницкого, что тот влюблен в княжну Мери, Печорин радостно сообщит: «завязка имеется, а об развязке данной комедии мы похлопочем, очевидно будущее заботится о том, дабы мне не было скучно» — очередное замечание о судьбе. Печорин снова вмешивается в судьбу вторых людей. Грушницкий совсем честно влюблен в княжну, но куда ему сражаться с Печориным. Печорин может заботиться за женщинами и знает, чем их поразить, как влюбить в себя. Ещё одна самохарактеристика во время разговора с княжной Мэри: «Все просматривали на моём лице показатели плохих особенностей, которых не было, но они проявились», «я готовься обожать всю землю, но меня никто не осознал, и я выучился ненавидеть», «я сделался нравственным калекой». Это он говорит девушке, не имеющей жизненного опыта, она честно жалела его, и Печорин отмечает, что это – слабость всех дам.
Печорин с легкостью получает любви девушки.
Имеется дама, которая обожает Печорина таким, ка кон имеется – княгиня Вера. Она говорит, что она раба его. Она готова поменять собственную жизнь для него. Она обожает Печорина, а тот только желает быть любимым.
«Я довольно часто себя задаю вопросы, для чего я так настойчиво получаю любви молоденькой девочки» — «а ведь имеется необъятное удовольствие в обладании юный чуть распустившейся душой». Получается, что та реплика о завязке комедии – это начало, он продолжает игру, он играется людьми и предугадывает, как люди поступят, продумывает обстановку, как они поведут себя в какой-либо ситуации. Время от времени, в то время, когда думается, что у него появились какие-то эмоции к княжне, он сразу же прерывает себя, говоря, что это от нервов. Не одна женщина была покорена Печориным, была влюблена в него, но он снова проводит опыт. Он сам придумывает себе различные обстановки, в каковые ставит себя. «Первое моё наслаждение – подчинить моей воле всё, что меня окружает». Ему нравится быть обстоятельством радости и страдания людей, поскольку это пища гордости, а счастье – насыщенная гордость. Он осознаёт, что у него нет никакого права вмешиваться в судьбу людей, но всё равняется делает это. Он знает, что способен подчинять людей, но всё равняется делает это.
Комедия, которую он разыгрывает, делается катастрофой. «Зло порождает зло, первое страдание даёт понятие об наслаждении мучить другого», — пишет он в собственном ежедневнике. Думается, что он ведет себя так в ответ на чье-то зло, но виноваты ли его жертвы? Зло, которое чинит Печорин, многократно больше зла, которое причиняют. Он просто не учитывает нравственные ориентиры, несет зло с легкостью, наряду с этим продумывая его, сам открыто признавая, что это зло. В следствии мы понимаем, что для Печорина не серьёзны ни дружба, ни любовь, что имеется желание владеть властью над людьми.
Заканчивая эту комедию, Печорин разыгрывает целую интригу. Он делает всё, дабы поставить Грушницкого в действительно романтическую обстановку. Он правильно предполагает, что в то время, когда это произойдёт, Грушницкий растеряется, поскольку он не романтический храбрец, а простой юный юнкер. Печорин уверен, что в данной ситуации Грушницкому останется извиниться, показать себя таким, какой он имеется, совсем не думая о том, что у Грушницкого смогут быть какие-то вещи, так же значимые, как для Печорина собственные. Грушницкий вправду растерялся, как предугадал Печорина, поскольку он знает, что пуля одна, и в любом случае он утратит честь, и выясняется, честь для Грушницкого крайне важна, и тот поступает не так, как ожидал Печорин, не бежит просить прощения, а призывает Печорина стрелять. И тот стреляет. Грушницкий погибает, в общем, так и не начав жить.
А Печорин снова рисковал судьбой. Он даёт себе ещё одну самохарактеристику: «что ж, погибнуть, так погибнуть, утрата для мира маленькая, да мне и самому порядочно уж скучно, я как человек, что не едет к себе дремать лишь по причине того, что нет ещё его кареты». Эта черта весьма непохожа на то, что он сказал княжне Мери либо Максиму Максимычу.
«Я ощущаю в душе моей силы необъятные, но я не предугадал собственное назначение». «какое количество раз я уже играл роль топора в руках судьбы». В данной записи он так и не приблизился к разгадке, отчего же он несет зло людям. Печорин не поймёт, что эмоции, каковые не необходимы ему (дружба, любовь и пр.), смогут быть смыслом жизни для других людей. Выстраивая собственный опыт, он не берет в расчет то, что люди испытывают не игрушечные, а настоящие эмоции. Он не осознаёт, что Грушницкий не имел возможности поступить в противном случае, что княжна Мери вправду его полюбила и готова идти за него замуж. Печорин как будто бы бы отринул от себя то, что делает людей радостными, и не осознаёт, по какой причине он несчастен. Он готов дать жизнь, честь, но не готов отказаться от свободы. Наряду с этим он и сам не осознаёт, для чего ему эта свобода. В действительности, он ведет спор, спор с судьбой, он желает доказать, что он может распоряжаться чужими судьбами, но наряду с этим не имеет возможности распорядиться собственной. Он сам страдает от этого, но не имеет возможности остановиться.
Фаталист – философская повесть.
В «Княжне» делается ясно, что Печорин – человек глубочайший, способный на глубокое эмоцию, но сознательно отринувший ответственность для того, дабы ощущать собственную полную независимость от окружающего мира. Он наблюдает поверх голов, поймёт, что он выше их. Ему необходимо убедиться в собственной свойстве обладать роком, исходя из этого он всегда упоминает о судьбе.
В последней части данный же вопрос появляется в начале. Он спорит с Вуличем, что предопределения нет, но побеждает Вулич. В последней части Лермонтов выходит на обобщение собственного времени. В то время, когда Печорин возвращается к себе, он видит небо, «и мне стало смешно, в то время, когда я отыскал в памяти, что были некогда люди премудрые, что считали, что небесные светила принимают участие в отечественных спорах», ему смешно, что люди верят в высшую справедливость, что у них имеется жёсткие нравственные ориентиры. Собственное же поколение он характеризует «жалким», отмечает, что оно не может к жертвам кроме того для собственного счастья.
Лермонтов не даёт оценок, он даёт портрет поколения. Не напрасно Печорин показывает, что он не проявляет собственных лучших добропорядочных качеств людей. Он ненавидит людей по причине того, что ненавидит себя. Печальна конкретно нереализованность этого человека, его жизнь – только цепь опытов над вторыми. В следствии в данной жизни нет ни близкого человека, ни дома, ни любимой дамы, поскольку он сам сознательно отказался от этого. Он отказался от этого для спора, что дать добро нереально, поскольку нет человека, который знает, имеется ли будущее либо нет.
Лермонтов создал глубочайший образ человека, что страдает сам и несет страдания вторым, человека 30-х годов 19-го века.