Стиховедение — отрасль литературоведения, изучающая звуковую форму литературных произведений. Главным материалом при таком изучении являются стихи, т. е. обращение, самая организованная в звуковом отношении. Из этого и наименование «стиховедение». Стиховедение разделяется на три части: фонику (эвфонику) — учение о сочетаниях звуков; фактически метрику (ритмику) — учение о строении стиха; строфику — учение о сочетаниях стихов.
Из нескончаемого разнообразия звуковых явлений в поле зрения стиховедения попадают только те, каковые имеют фонологическую, смыслоразличительную значимость, и только в той мере, в какой они организованно появляются в текстах. Так, к примеру, размещение ударений в русском стихе (либо прозе) является предметом стиховедения, в силу того, что от неправильной постановки ударения изменяется суть слова (мука — мука); темп речи (краткость и долгота звуков) и её мелодия (понижение и повышение голоса) не значительны для стиховедения и относятся к области декламации: прочтённый скоро либо медлительно, медлено либо отрывисто, стих все равно остается стихом. Так, из всей широкой области фоники в русском стиховедении в основном изучается рифма, в силу того, что её потребление в русской стихотворной традиции самый упорядочение, привычно и предсказуемо; многообразные же виды звукозаписи (аллитерации — повторы согласных; ассонансы — повторы гласных; разные сочетания того и другого) изучаются меньше, в силу того, что употребляются от случая к случаю и непредсказуемы.
Первоначально стиховедение было наукой нормативной, системой правил и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи. Лишь в XIX в. оно делается наукой исследовательской, изучающей, как в действительности писались и пишутся стихи, и производит собственную методику изучения. Эта методика не совсем проста для литературоведения: она обширно пользуется статистическими подсчетами, и читатель может удивиться, заметив в работах о стихосложении громадные таблицы, полные цифр: к примеру, как довольно часто в 4?стопном ямбе таких?то поэтов стоит либо пропускается ударение на таковой?то стопе. Само собой разумеется, поэт ничего не вычисляет, а в большинстве случаев пишет стихи лишь на слух. Но слух поэта узок, а слух исследователя — не в любой момент, и ему приходится контролировать подсчетами, какие конкретно ритмические формы поэт предпочитает, а каких избегает. Из выявляемых так вкусов поэтов складываются вкусы целых эр. Оказывается, что русский ямб XVIII в. звучал совсем в противном случае, чем ямб XIX в. (см. Стихосложение), не смотря на то, что сами стихотворцы об этом, само собой разумеется, и не вспоминали. В первый раз применил подсчеты для изучения ритма русского стиха А. Белый, что сам был выдающимся поэтом. Это стало началом современного научного стиховедения.
Конечной целью стиховедения есть установление места звукового последовательности в неспециализированном его связи и строении произведения с языковым и образным строем произведения. Эту сообщение не направляться воображать себе упрощенно, по схеме «содержание определяет форму». Звуковой строй произведения имеется такая же часть его «содержания», как и его языковой строй (стиль) и образный строй (образы, мотивы, эмоции, идеи). В случае, если бы ямб «Людмилы и Руслана» был изобретен А. С. Пушкиным специально для данной поэмы, тогда мы имели возможность бы выводить особенности этого ямба из изюминок содержания поэмы. Но ямб, с которым имел дело Пушкин, сложился задолго до того, на втором материале и с вторыми установками; многие его изюминки были для «Людмилы и Руслана» равнодушны, многие другие были ответственны конкретно в силу связанных с ними историко-литературных ассоциаций; ни в том, ни в втором случае эти особенности не смогут быть выведены из содержания поэмы. Мало того, в случае, если мы, просматривая поэму, не будем учитывать историко-литературные ассоциации, связанные со звуковой формой, отечественное представление о её содержании уже будет неполным и неверным. Звуковой строй произведения входит в неспециализированное его строение не отдельными собственными элементами, а как целое и обязан исследоваться как целое. Вот по какой причине стиховедение выделяется как независимая отрасль литературоведения и не возможно растворено в неспециализированном, всестороннем изучении стихотворного произведения. Стиховедение — это не «изучение всего, что имеется в стихах»; это изучение лишь одного, но крайне важного — звукового — нюанса строения художественного текста, причем не лишь стихов, но и прозы.