Необходимо помнить еще об одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте — взаимовлиянии и тесной взаимосвязи физического и психологического развития. Недочёты в развитии перемещений, к примеру, сказываются на уровне умственного развития малыша, неспециализированное ослабление организма (из-за нехорошего питания, отсутствия закаливания и др.) ведет к понижению умственной активности, невнимание к формированию небольшой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Развитие перемещений, прямохождение серьёзны и для физического, и для неспециализированного развития малыша. Ограничение, сдерживание перемещений (тугое пеленание новорожденного, ограничение пространства передвижения при ползании, а после этого и при ходьбе, запреты страшных перемещений — перелезания через препятствие, взбирания на стул и др.) вредят формированию ребенка.
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, каковые содействуют его сенсорному формированию. Как мы знаем, сенсорное воспитание лежит в базе умственного воспитания, потому, что конкретно через сенсорику (от лат. sensus — эмоции) человек определит о особенностях, качествах окружающего его мира. Недаром узнаваемые во всем мире совокупности воспитания детей М. Монтессори, Ф.Фребеля, О.Декроли, Е. И.Тихеевой выстроены на базе развития сенсорных эталонов, на связи сенсорного и лингвистического воспитания. Изучения Н.М.Щелованова, Н. М. Аксариной, Н. П. Сакулиной, JI. А. Венгера и его учеников внесли значительный вклад в сенсорное воспитание детей. Громадное значение в этих изучениях придается такому воспитанию конкретно в раннем возрасте: К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; определят и именуют пара цветов. В изучениях JI.A. Венгера имеется свидетельства того, что дети двух-трех лет способны различать главные фигуры и их варианты, и все их оттенки и цвета спектра.
Ответственным приобретением раннего возраста есть овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет кроха приходит к первым осмысленным словам. Существенно раньше ребенок начинает осознавать обращенную к нему обращение вторых людей, а уже к году у него появляется собственный деятельный словарь. И не смотря на то, что данный словарь состоит всего из 5-10 слов (у некоторых дошкольников их возможно и 30), но их потребление в любой момент верно по смыслу. Довольно часто взрослые, полагая, что ребенку тяжело произносить слово абсолютно, начинают подстраиваться под детскую обращение и придумывают укороченные аналоги слов, а время от времени и просто тщетные словосочетания типа «отправимся п- пруа» вместо отправимся гулять, «ням-ням» вместо кушать и т.п. Облегчает ли это ребенку процесс усвоения речи? Само собой разумеется, нет. Так мы заставляем малыша осваивать какой-то второй язык, а позже будем переучивать — нужно же ему сказать на своем родном языке! Не лучше ли сходу общаться с ребенком на обычном «людской» языке, дабы он слышал его, принимал, осознавал. У произношения и понимания различные механизмы. И процесс понимания наступает раньше, чем созревает механизм произношения. Но в случае, если кроме того кроха не имеет возможности сказать какое-то сложное слово, к примеру телефон, он определит его по звучанию, по потреблению взрослым, по соотнесению слова с предметом, что оно обозначает. Ребенок улавливает музыку слова, но произносит его так, как сейчас разрешает ему его артикуляционный аппарат — «тататон». Увидьте, кроха сохранил количество слогов и неспециализированную мелодику слова. Вот это и принципиально важно.
Задание
Существует точка зрения, что детям до 1 года 4 мес целесообразно предлагать наровне с называнием предмета либо действия облегченные слова, каковые они вольно смогут воспроизвести (киса, ам-ам). В будущем ребенок понемногу отказывается от них. Если не применять такие слова, задерживается овладение речью. Разделяете ли вы данную позицию либо придерживаетесь точки зрения, которая была высказана выше? Запишите слова, каковые применяет привычный вам кроха в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Проанализируйте их.
В случае, если с ребенком в раннем детстве довольно много говорят и дают ему возможность «высказываться» — пускай кроме того в форме гуления либо лепета, не говоря уже о словах, обращение малыша начинается верно: деятельно до 1 года 6 мес, после этого с некоторым замедлением до 2 лет и после этого опять деятельно. Но активность проявляется уже в расширении и обогащении словаря, как пассивного, так и активного. И к концу раннего возраста — к 3 годам — его деятельный словарь образовывает в среднем около 1000 слов. Для развития речи крайне важно то, что человек владеет образной памятью. Он черпает из нее содержание для собственных обогащения словаря и многочисленных вопросов.
Развитие речи связано с развитием мышления. Ученые (Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, С.Л.Новоселова, В.С.Мухина и др.) уверены в том, что начальные проявления мышления у ребенка относятся к концу первого и началу второго года судьбы, в то время, когда кроха овладевает практическими действиями, направленными на обнаружение связи между объектами. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и начинается оно на базе действий с предметами. Очень многое приходит в опыт ребенка через ошибки и пробы, через конкретные действия, а не через «умственное предвосхищение», в то время, когда он оперирует собственными представлениями о действиях, а не ими самими (что характерно для наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте развиваются (начинают развиваться) и другие психологические процессы — память, внимание. Они снабжают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года судьбы кроха способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между действиями и предметами, между явлениями. Само собой разумеется, оказывает помощь ребенку в его развитии взрослый, что показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.
Наиболее значимым механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде есть подражание (Т. И. Горбатенко). Кроха подражает взрослому в методах действия, в речи, а позднее — и в оценках. Подражание лежит в базе зарождения игры.
Главным видом деятельности в раннем возрасте есть предметная деятельность, но она тесно связана с общением и является предпосылкой для появления самой серьёзной для всего периода детства деятельности — игры.
В раннем возрасте ребенок получает начальный социальный опыт. Понемногу общение малыша со взрослыми делается все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении людскими методами действия и познания. Эти потребности удовлетворяет взрослый. Социальное развитие в раннем возрасте кроме этого идет стремительными шагами. В случае, если проанализировать, чему обучился кроха за первые два года судьбы в людской обществе, то содержание и объём этих приобретений поражают: он реагирует на темперамент взаимоотношений между людьми (плачет, в случае, если маму обидели; радуется вместе с бабушкой, в случае, если ей радостно, и т. д.), способен сопереживать и сочувствовать, делиться игрушкой со сверстником либо взрослым. Само собой разумеется, ребенок далеко не всегда осознает все эти человеческие формы взаимоотношений и довольно часто действует по подражанию либо в ответ на поощряющее предложение взрослого. Но из единичных, кроме того ситуативных моральных действий у малыша понемногу складывается представление о вероятном характере взаимоотношений с людьми, о его месте среди людей. Поведение мелкого ребенка строится на его жаждах, эмоциях, и конкретно опираясь на них, возможно затевать нравственное воспитание.
Но направляться не забывать, что ребенок раннего возраста еще продолжительное время по окончании акта рождения удерживает биологическую сообщение с матерью. И эта сообщение оказывает помощь сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру (Э. Эриксон). Привязанность к матери — сложное социальное чувство. Ученые отмечают, что кроме того при совершенном уходе за младенцем его развитие замедляется, если он лишен социального общения с родными людьми. врачам и Психологам известно много случаев, в то время, когда психологическое развитие ребенка искажалось, если он мало общался с матерью в первые годы собственной жизни. Н. М. Щелованов установил явление «госпитализма» — задержку в развитии детей раннего возраста при недостатке воспитания. Ребенок делается вялым, равнодушным; понижаются эмоциональность и естественная любознательность. Такое явление Н.М. Щелованов замечал в Зданиях ребенка (еще в 30-е гг.), а после этого доказал, что его обстоятельство содержится не в отсутствии матери, а в отсутствии должного организации и воспитательного воздействия эмоционально насыщенной среды.
Эта позиция долгое время (30-80-е гг.) была характерна педагогической концепции воспитания детей раннего возраста у нас. Она находится в некоем несоответствии с существующей во всемирной психологии «теорией ранней депривации», в соответствии с которой психологическое и физическое развитие ребенка отстает благодаря его отрыва от матери. Над этими точками зрения необходимо задуматься, поскольку тут кроется довольно много противоречий. К примеру, А. Я. Варга думает, что независимость с самого рождения — фундаментальный психотерапевтический закон верного воспитания, и не нужно смешивать различные понятия: с одной стороны, направляться заботиться о здоровье ребенка, заботиться, снабжая его едой, теплом и т.д., но иначе, он как человеческое (социальное) существо обязан сначала быть независим и свободен. Конкретно такая самостоятельность в будущем разрешит ему безболезненно пережить естественный «отход» от матери.
Задание
Слово депривация (от лат. privatus — личный, приставка де- отделение, отмена) в буквальном смысле свидетельствует, что ребенок a priori есть личной собственностью матери. Он есть ее частью. Неестественный разрыв этих двух частей целого ведет к нарушению действия совокупности «мать — дитя». Поразмыслите и сформулируйте собственный согласие либо несогласие с теорией ранней депривации. Опирайтесь наряду с этим на современную концепцию дошкольного воспитания и современные научные информацию о развитии ребенка.
Итак, возможно выделить кое-какие закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: стремительный темп физического и психологического развития, связь первого и второго; приобретение ребенком начального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая черта возраста; потребность в личном контакте со взрослым; связь между наследственности и развития и развивающей социальной среды и др.
Чувствительность к обучению и воспитанию облегчается пластичностью высшей нервной и психологической деятельности, внушаемостью и подражательностью, потребностью во впечатлениях, двигательной активностью, характером общения.
Ранний возраст — очень ответственный этап в становлении личности человека. Познание этого тезиса свидетельствует, что ребенок как объект педагогической науки будет изучаться в соответствии с законом амплификации (от лат. amplification — усиление), т.е. педагог будет разрабатывать такую стратегию воспитательного действия, которая сможет активизировать все (либо практически все) потенциальные возможности данного возраста.
Ребенок дошкольного возраста |
Следующий возрастной этап — дошкольный возраст. Он кроме этого делится на пара более небольших этапов: младший,
среднии, старшин дошкольный возраст. В детсадах в соответствии с данной периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя,
старшая, подготовительная к школе.
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной чёртом каждого кризиса есть появление новообразований, то стоит разобраться, какие конкретно же новообразования появляются у ребенка к 3 годам судьбы. К этому времени, в случае, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало закон амплификации, ребенок вырос приблизительно до 90-100 см, увеличился в весе (его вес сейчас возможно приблизительно 13- 16 кг). Он стал более ловким, легко бегает, прыгает, правда сходу на двух ногах и не весьма высоко, мяч ловит сходу двумя руками и прочно прижимает его к груди, но в 2 года он и этого не умел’ Физически ребенок очевидно стал крепче. Само собой разумеется, сейчас забота о здоровье и предстоящем физическом развитии малыша не меньше актуальна, но он стал независимее, его перемещения отличаются большей уверенностью и координацией. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь быстро, как было в раннем возрасте. Это закономерно, поскольку сейчас для растущего организма нужны упрочнение костной совокупности, мышц, ритмичное функционирование всех крайне важных совокупностей организма. Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», что случится в 6-7 лет.
Физическое развитие ребенка так же, как и прежде связано с умственным. Но в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие делается нужным условием, фоном, на котором удачно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает большой темп. (Это не свидетельствует, что физическое развитие лишено социальности.)
Дошкольник деятельно познает окружающий его мир, желает разобраться, осознать замечаемые явления, события. В это время деятельно развиваются память, мышление, обращение, воображение. При отлично организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, покупают свойство к умозаключениям, обобщениям. П.Я.Гальперин отмечал, что «на базе постепенной методики мы взяли в 6-7 лет (а также в 5 лет) …понятия и умственные действия, каковые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…». Эти сведенья говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, и о том, что потенциальные свойства, к сожалению, довольно часто остаются неразвитыми.
Живость ума, любознательность, хорошая память разрешают дошкольнику без особенного труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды судьбы вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют свойство усваивать не только разрозненные знания, но совокупность знаний. И в случае, если, как отмечал Л.С.Выготский, до 3 лет ребенок обучается по «собственной» программе (в том смысле, что кроха до тех пор пока еще не имеет возможности удерживать и принимать совокупность знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то по окончании 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно- зависимостей и следственных связей, правда если они представлены в наглядно-образной форме. Мышление детей конкретно, считают ученые, в случае, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но в случае, если давать знания о зависимостях и простейших связях, дошкольники не только усваивают их, но и применяют в собственных рассуждениях, умозаключениях. «В случае, если человек показался на Земле, значит, его создал Всевышний», — серьёзно заявляет 5-летний ребенок. Либо такие высказывания: «Приятели рожать детей не смогут. А необходимы они, дабы дамам помогать. К примеру, носить тяжелые вещи», «Ну как таким мелким сердцем возможно так очень сильно обожать собственную семью?!»
Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию (Н. Н. Под- дьяков), к обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов возможно делать выводы, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с жаждой обозначить окружающий его мир. Исходя из этого вопросы детей значительно чаще начинаются с вопросительного слова («Что, кто это?», «Как это именуется?»). Подобные вопросы, само собой разумеется, появляются и позднее при встрече с каждым новым предметом, явлением, объектом (как, но, бывает и у взрослого человека). Но в это время-период «что и кто» — еще нет вопросов, касающихся зависимостей и причинных связей. И только позднее, приблизительно в 4-5 лет, начинают оказаться вопросы с ответственным вопросительным словом как? («Как это сделать?») и, наконец, со словом по какой причине? («По какой причине солнце светит?», «По какой причине бабушка плачет?», «По какой причине вода в море соленая?» и т. п.). От тысяч по какой причине? взрослые довольно часто устают, но эти вопросы говорят о пытливости детского ума, о жажде ребенка познавать. В случае, если же взрослые не реагируют подобающим образом на его вопросы, познавательный интерес понемногу понижается и сменяется безразличием. Но превосходной изюминкой дошкольного детства есть то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый темперамент. И взрослые должны весьма «попытаться», дабы снизить данный интерес. К сожалению, иногда им это удается!
Среди объектов социального мира, каковые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к собственному организму, к собственному полу, к своим эмоциям, переживаниям. Психологи именуют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже много знает о себе, может руководить поведением и собственными чувствами, что содействует появлению произвольности поведения.
Всем как мы знаем, что дошкольники обожают фантазировать, придумывать, что-то мнить. Думается, их фантазиям нет предела! «Я не Лиза, я Пакахонтас» — заявляет девочка. Через 60 секунд обращаешься к ней как к Пакахонтас и слышишь: «Нет, я уже не Пакахонтас, я Герта». И без того неизменно. Ребенок всегда пребывает в мире завлекающих его образов; рисует, придумывает собственные песни и т. п. Это отлично и полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, — пишет
Н. Н. Поддьяков, — это итог всего образа судьбы дошкольника, итог его совместной деятельности и общения со взрослым, итог его собственной активности».
В дошкольном возрасте у ребенка начинается воображение. Материалом для воображения помогают знания об окружающем, каковые он получает. Действительно, очень многое зависит от того, как эти знания усваиваются — лишь методом запоминания либо образно, зримо, осознанно. И не смотря на то, что воображение малыша существенно беднее воображения взрослого человека, для развивающейся личности это богатый «строительный» материал, из которого возводится строение эмоций и интеллекта.
Дети деятельно расширяют личный запас слов и, что крайне важно, вспоминают над их значением, пробуют растолковывать суть новых для них слов («Что такое абажур? Это человек, которого обожают!», «И по какой причине она такая горючая — все горюет и горюет»!). Словотворчество, характерное дошкольнику 4-5 лет, является показателем обычного развития и одновременно с этим говорит о присутствии в мелком человеке творческого начала.
Достижением дошкольного возраста есть развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Само собой разумеется, основной, ведущей деятельностью есть игра. Если сравнивать с тем, как игрался ребенок в раннем возрасте, можно подчернуть, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Сейчас она значительно дольше. Ребенок отражает в игре не только то, что видит конкретно в собственном окружении, но да и то, о чем ему просматривали, что он услышал от старших и сверстников детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и позволяет высказывать отношения и свои чувства.
В 3 года кроха с наслаждением делает трудовые поручения, пытается помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное «Я сам!» может перерасти в жажду трудиться, но может и погаснуть, и превращение не состоится. Это зависит от отношения взрослых к проявлениям у ребенка самостоятельности. Но дошкольник способен к трудовому упрочнению, которое может проявляться в самообслуживании (сам наряжается, сам ест), в уходе (под управлением взрослого) за животными и растениями, в исполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Понемногу формируется готовность к обучению в школе.
как следует изменяется темперамент развития эмоциональной сферы. JI. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация эмоций»: ребенок делается способен к осознанию, объяснению и пониманию собственных эмоционального состояния и переживаний другого человека.
Значительно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность совместно играться, делиться мыслями, впечатлениями. Они обучаются справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Появляется дружба. Значительно чаще дружат между собой дети одного пола, но время от времени возможно замечать и случаи дружеского расположения и симпатии между девочками и мальчиками. Наровне с хорошими проявлениями видятся и недоброжелательность, время от времени грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление, как неправда. Само собой разумеется, обстоятельства происхождения лжи разны, но значительно чаще они бывают связаны с поведением и неправильным воспитанием взрослых, которым кроха подражает.
Начинается чувство собственного преимущества, которое время от времени проявляется в повышенной обидчивости и иногда является причиной ссор между детьми. Но одновременно с этим это ответственное чувство, которое сослужит ребенку хорошую работу в более старшем возрасте.
Ребенок по собственной природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают изучения, не все дети владеют оптимистическим мироощущением. А это возможно связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.
С течением времени ребенок делается все более независимым. У него формируется свойство к проявлению волевых упрочнений с целью достижения желаемой цели.
Дошкольник осваивает формы выражения собственного отношения к взрослым и детям. У него бросче и осознаннее проявляется привязанность к родным людям, к собственной семье. Появляется новая форма общения, которую психологи именуют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на вторых людей, на ценности в их мире. Усваивает взаимоотношений и нормы поведения. Для него уже принципиально важно как общество взрослых, так и общество детей, потому, что каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт.
Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается темперамент воспитания в первые 6-7 лет судьбе. Но дошкольник остается открытым добру и может направляться добру, а его отрицательные проявления до тех пор пока еще не носят неизменно устойчивой формы.
Давая неспециализированную чёрта ребенку дошкольного возраста, направляться подчернуть, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Возможно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие чувств, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений отмечается динамика в становлении ребенка как существа социального.
К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
В то время, когда мы говорим о ребенке как объекте педагогической науки, принципиально важно не только знать и учитывать особенности возраста и основные линии развития. Обобщенное слово «ребенок» предполагает, что им возможно мальчик либо девочка. Природа мудро поделила все живое на мужское и женское начала. Наличие женщин и мужчин — нужное условие выживания человечества. И они — женщины и мужчины — весьма различные. Соответственно, не смогут быть однообразными и девочки и мальчики. Психологи, нейрофизиологи ищут ответ на вопрос: по какой причине они различные и в чем конкретно содержится это различие. Педагоги со своей стороны также ставят вопросы: как их воспитывать, возможно ли их обучать по однообразным программам либо направляться создавать различные. Зарождается кроме того новая отрасль педагогики — ней- ропедагогика, которая ставит собственной задачей разработку новых научных подходов к воспитанию и обучению детей различного пола.
Различия наблюдаются уже при рождении. В большинстве случаев, мальчики рождаются с громадным весом, чем девочки, но девочки на 20-30 дней опережают мальчиков в развитии, что ведет к тому, что их половое созревание проходит стремительнее, а детство делается меньше, чем у мальчиков приблизительно на два года. По-различному проходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. К примеру, для мальчиков ненужны продолжительные «нотации». Они скоро улавливают сущность речи взрослого, реагируют сходу, а все отечественные продолжительные последующие нравоучения попросту не слушают и смогут внезапно задать вопрос, совсем не относящийся к обстановке. Мама, воспитательница возмущены таким невниманием к воспитывающим действиям. А возмущаться не следует. Легко необходимо осознавать, что и ругать, и хвалить мальчика необходимо совсем не так, как девочку. Ученые (Т.П.Хризман, В.Д.Еремеева и др.) доказали, что мальчикам на всех этапах развития не достаточно хороших чувств, нежного слова, взора, поглаживания. Пробуя «воспитать мужчину», мы воспитываем твёрдого, время от времени озлобленного неудовлетворенного человека. И обстоятельством тому — недочёт форм и любви ее выражения в юные годы. И девочки, и мальчики обожают похвалу. Но для мальчика значимо, за что его похвалили, а для девочки — кто и в присутствии кого похвалил. Само собой разумеется, бывает и напротив, но все же определенная закономерность в реагировании на внешние действия существует. По-различному развиваются у детей различного пола и познавательные интересы. В одном и том же предмете либо объекте их интересует различное. Мальчикам занимательна марка автомобили, ее характеристики, а девочкам — внешний вид, возможность покататься, надавить на различные кнопки. Мальчиков интересуют выдающиеся поступки храбрецов, а девочек — обстоятельства огорчений, страданий и т.д. Различий довольно много, они проявляются во всем. Их нельзя игнорировать и не учитывать при изучении ребенка и при обучения процесса и организации воспитания.
Дети отличаются друг от друга не только полом. Они разны по темпераменту, по уже сложившемуся характеру, по купленному жизненному опыту и т. д. Все эти различия нацеливают вдумчивого воспитателя на дифференцированный подход к организации воспитания. Внимание к формированию ребенка, учет его личных изюминок смогут творить чудеса. Известны случаи, в то время, когда именно поэтому получалось преодолеть кроме того диагноз олигофрении — умственной отсталости. И не только преодолеть, но содействовать повышенному интеллектуальному формированию ребенка.
(Когда Александр Русанов появился, доктора поставили данный ужасный диагноз — олигофрения. Но родители не сдались, они боролись за сына. В следствии Саша в 13 лет окончил школу, в 19 взял диплом доктора и сейчас уже по собственной программе воспитывает собственную дочь.) Как- то Ролан Быков увидел: «Я по большому счету стал очень сильно сомневаться в детской олигофрении. Думаю, процентов на 70 — это потерянные дети…».
К сожалению, довольно часто дифференцированно-личный подход понимается лишь как «скорая помощь» отстающим в развитии детям. В это же время, внимание нужно каждому ребенку. Не в меньшей степени оно требуется талантливым, гениальным детям. Конкретно из-за успокоенного отношения к отлично развивающимся ребятишкам (чего переживать, он нормально развит!) мы часто искусственно приостанавливаем темп развития, пропускаем ответственные сензитивные периоды, как бы «усредняем» ребенка, делаем его похожим на всех.
Личный подход проявляется в подборе программы развития, в выборе способов действия, в определении способов общения и др.
Все сообщённое в данном разделе должно настроить будущих воспитателей на то, что объект педагогики — ребенок сложен, занимателен и очень хрупок. При его изучении, при обучения процесса и организации воспитания необходимо помнить — не навреди! Опасайся помешать формированию, не загуби росток, из которого возрастет прекрасное существо по имени Человек!
Задания
1. Попытайтесь составить чёрта ребенка раннего либо дошкольного возраста на базе произведений русских писателей- классиков (JI. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова). «Примерьте» эту характеристику на ребенка, которого вы понимаете. В чем различие и в чем сходство? Объясните результаты сравнения.
2. Раскройте динамику развития ребенка раннего и дошкольного возраста по одному из направлений: эмоциональному формированию, интеллектуальному, нравственному.
Раздел второй
МЕТОДИКА и СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Глава VI
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ
Процесс воспитания подрастающего поколения в любой момент связан с жаждой взять итог. Фактически, для Понятие о цели него ~ конечного результата — и разраба- воспитания тываются теории, совокупности, технологии педагогической науки, каковые после этого проверяются и утверждаются практикой.
Так, цель воспитания — это ожидаемый итог деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом таковой деятельности.
С давних времен человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той Совершенная деятельности, которой занимался. И дей-
цель воспитания ствительно, появилось, что человек способен к таким высшим достижениям, лишь одному удается одно, а второму — второе.
Стоит лишь пристально вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песенки — с целью выяснить, каков же был идеал у народа, и перед нами появится образ человека разностороннего — умелого, трудолюбивого, хорошего, радостного, прекрасного, сильного.
Философы древности воображали себе человека средоточием фундаментальных добродетелей. Сложилось кроме того понятие «калокагатии» (от греч. kalos — красивый, agathos — хороший, т.е. гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных преимуществ человека как идеал воспитания). Так, тут мы видим образ человека с развитым умом, восторженной душой и добрым сердцем, т. е. личность всесторонне развитую.